Научная статья на тему 'Акмическая личность Симеона Полоцкого'

Акмическая личность Симеона Полоцкого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
511
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ACMEOLOGICAL PERSONALITY / ТВОРЧЕСКИЙ ИМПУЛЬС / CREATIVE IMPULSE / ДУХОВНЫЙ ВЕКТОР ЖИЗНИ / SPIRITUAL ASPECT OF LIFE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коржова Елена Юрьевна

Биографический анализ личности выдающегося общественного деятеля и писателя XVII века Симеона Полоцкого. Его яркая одарённость и высокие нравственные качества в полной мере воплотились в многогранной деятельности на благо России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL PERSONALITY OF SIMEON POLOTSKY

The article is devoted to the biographical analysis the personality of outstanding public figure and writer of the seventeenth century, Simeon Polotskiy. It is remarked that his bright talent and high moral qualities were fully realized in many-sided activities for the benefit of Russia.

Текст научной работы на тему «Акмическая личность Симеона Полоцкого»

УДК 159.9

АКМИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО

Коржова Елена Юрьевна, заведующая кафедрой психологии человека, доктор психологических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; наб. Мойки, 48, Санкт-Петербург, Россия, 191186;

e-mail [email protected]

АННОТАЦИЯ

Биографический анализ личности выдающегося общественного деятеля и писателя XVII века Симеона Полоцкого. Его яркая одарённость и высокие нравственные качества в полной мере воплотились в многогранной деятельности на благо России. Ключевые слова: акмическая личность, творческий импульс, духовный вектор жизни.

В современных акмеологических исследованиях акме рассматривается в качестве вершины развития человека как индивида, личности и субъекта деятельности, как высшие достижения на жизненном пути, соотносимые с оптимальной самореализацией [1]. Акмеология стремится целостно изучать человека и, обращая внимание прежде всего на вершины профессионализма, сосредоточивает внимание на его связи с проявлениями зрелости вне профессии, что позволяет говорить о состоянии акме как интенсивности бытия. Акмическая личность не только достигает высокого уровня профессионального развития, но и обладает выраженной духовной и гражданской направленностью [7]. Её характеризуют социально значимые поступки, свидетельствующие о духовно-нравственном богатстве. Только направленность на достижение крупномасштабных целей ведёт к подлинному саморазвитию, протекающему как повседневный выбор решения.

В данном случае биографический метод способствует выявлению особенностей акме ярких в личностном и творческом отношении людей [2]. Этот метод применялся нами при создании психологических портретов русских мыслителей Х1Х-ХХ веков, когда были выявлены и индивидуальное своеобразие, и общие закономерности их личностного функционирования и жизненного пути [4]. Было показано, что личность и творчество (в самом широком смысле этого слова) неразрывно связаны. Продолжая эту исследовательскую линию, обратимся и к более раннему периоду отечественной истории, к истокам традиции самоотверженного служения народу и Отечеству высокоодарённых людей.

Иеромонах Симеон Полоцкий (1629-1670) — крупнейшее явление отечественной культуры XVII века. Выдающийся церковный и светский общественный деятель, богослов, духовный писатель, педагог, учитель детей царя Алексея Михайловича, автор тысяч стихотворений и сотен проповедей — вот далеко не полный перечень граней и талантов его феноменальной для своего времени фигуры. На его произведения в дальнейшем опирались многие известные просветители и общественные деятели XVIII столетия. В нём сочеталась пламенная ревность о Боге, побуждавшая его отдавать свои силы и многие таланты ради духовного единства Церкви в борьбе против церковного раскола, и горячее стремление способствовать развитию образования и просвещения России, Белоруссии, Украины, опираясь на современные достижения мировой науки и искусства. Во всём многообразии кипучей деятельности усматривается духовный вектор его жизни.

Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович родился в 1629 году в Полоцке, получил образование в Киево-Могилянской академии. В 1656 году он принял монашество

в православном Полоцком Богоявленском монастыре и стал дидаскалом братской школы в Полоцке, где и учительствовал восемь лет. Как пишет митрополит Макарий в «Истории Русской Церкви», Симеон, следуя обычаю того времени и слушая дополнительные лекции в каком-либо из высших иезуитских учебных заведений на Западе, оставался верным Православию [6]. Он доказал это прежде всего своим участием в создании выдающейся вероучительной книги «Жезл правления, утверждения, наказания и казнения», которая была написана для опровержения оснований раскола [8]. «Жезл» стал главной официальной книгой, обличавшей раскольников, их взгляды и убеждения, и одной из знаменитых русских печатных книг XVII века.

Симеон Полоцкий был разносторонне одарённым и образованным человеком, бесстрашно внедрявшим свои опережающие время проекты в общественную жизнь, что вызывало неоднозначное отношение у окружающих. Но он смело шёл вперёд, служа Богу и Отечеству. У него было немало блестящих начинаний. Имея поэтический дар, именно Симеон Полоцкий выступил в русской литературе основоположником поэтического и драматического жанров. Он видел своё призвание в литературе и считал себя «трудни-ком слова». Будучи белорусом по происхождению, он стал первым в русской литературе писателем-профессионалом, чьё имя приобрело европейскую известность. Его огромное поэтическое наследие стало настоящей школой для таких видных российских поэтов-просветителей, как Карион Истомин, Антиох Кантемир, М.В. Ломоносов. Творческое наследие Симеона Полоцкого обширно. Многие его труды были изданы посмертно — несмотря на своё высокое положение и влияние, он не стремился к литературным почестям. Симеон Полоцкий стал одним из зачинателей русского «библейского театра», написав несколько пьес стихами и прозой.

С творчеством Симеона Полоцкго часто связывают вопрос о возникновении в русской литературе стиля барокко, который отличается высокой эмоциональностью, любовью к контрастам, использованием ярких и смелых образов, аллегорий, вниманием к воспроизведению жизненных явлений. Симеон Полоцкий принёс в русскую литературу силлабическую систему стихосложения, организующим принципом которой было равное количество слогов в рифмующихся строчках. Это было необычно для его времени и привлекало внимание.

Кипучая издательская деятельность Симеона Полоцкого способствовала популяризации богословских идей, формированию новых жанров произведений, реформированию литературного языка путём приближения его к живой разговорной речи и была направлена на просвещение русского общества.

Одним из творческих импульсов Симеона Полоцкого стала его жизнь при дворе и обучение царских детей, где он был признан мудрейшим богословом, философом, поэтом и ритором. Царь поручил ему учить своих детей, а патриарх постоянно давал ему поручения по составлению документов и богословских сочинений. Словами митрополита Евгения (Болховитинова), он явился к царю и патриарху Иоасафу и принят был ими как православный единоверец и муж, просвещённый многими сведениями, с отменною милостию [5]. При высокой образованности Симеон прекрасно владел педагогическими приёмами. В.О. Ключевский назвал его приятным учителем, облекавшим науку в привлекательные формы [3]. Действительно, мы находим отражение обширных знаний Симеона Полоцкого в его стихотворениях, которые носят поучительный и просветительский характер [9]. Таковы вирши, в которых преподносятся азы математики, знания об органах чувств, которые есть двери познания мира. Заметно, что Симеон стремится открыть разные двери познания — он обращается и к чувствам, и к разуму читателя. Более того, чтобы повысить действенность своих книг, Симеон стремился к разнообразию и выразительности даже их внешнего, декоративного убранства.

В стихотворениях Симеона Полоцкого не только увлекательно преподносятся те или иные знания, но и закладывается фундамент духовно-нравственного и патриотического воспитания. Он наставляет царских наследников, как должно управлять государством и относиться к подданным. Именно стремление как можно яснее и доходчивее передать

знания обусловило особый стиль Симеона Полоцкого. Сложные формы стиха использованы им только при написании придворных стихословий и панегирических виршей (также его новшество). Он сочинял «приветства» на Рождество, именины и дни рождения членов царской семьи. Симеон на четверть века опередил появившуюся в России моду на басню: он перерабатывал басни античных писателей, так впервые в русской литературе появилась стихотворная басня. Симеон Полоцкий был первым в России, кто осуществил стихотворное переложение Псалтири («Псалтирь рифмотворная», которая стала и первым стихотворным произведением, напечатанным отдельным изданием в России).

Жизнь Симеона Полоцкого, исполненная драматизма, освещённая духовным устремлением, отразилась и в его поэтических произведениях. Это и борьба с несправедливыми наветами, и трагические события — жестокое и смертельное избиение стрельцами его брата Исаакия, также иеромонаха, в 1674 или 1675 году, и отступление от православной веры его брата Луки, вероятно, учёного философа и филолога. Патриотические чувства Симеона Полоцкого в связи с современными ему историческими событиями также нашли отражение в его стихотворениях. Важнейшей задачей он считал воспевание могущества и славы Российского государства.

Он выступал против завоевательных войн, «неправедной брани», и в поддержку оборонительных военных действий, а также религиозного просвещения. Тема войны и мира была значимой для него на протяжении всей жизни, многие его стихотворные сочинения посвящены военной тематике. Славу России он видел также в расширении пределов знания, в развитии образования, сокрушаясь о том, что современники этого не понимают. Он хорошо осознавал, что развитие книгопечатания принесёт России славу «паче сокровищ».

Симеон Полоцкий оказался на пересечении культур и много лет писал стихи на трёх языках — польском, старобелорусском и церковнославянском. Благодаря яркой и масштабной личности Симеона Полоцкого сдерживался разрыв между Церковью и культурой. При этом он всячески боролся за чистоту веры и стоял не за обмирщение Церкви, а за воцерковление культуры.

Он первый из российских литераторов взял на себя роль «советника царей», наставляя власть и российское общество, влияя на идеологию и политику. За ним последовали М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.И. Солженицын.

Симеон Полоцкий воспринимал труд писателя как личный нравственный подвиг. Подобно тому, как Бог сотворил мир Словом, писатель своим поэтическим словом творит мир художественный. Благодаря Симеону Полоцкому просветительная книга и слово заняли высокое место в отечественном общественном сознании.

Таким образом, Симеон Полоцкий — пример акмической личности, в которой тесно связаны неординарные личностные проявления, яркий разносторонний талант, кипучая деятельность на благо Отечества.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Бодалев А.А., Деркач А.А., Климов Е.А. О задачах и направлениях современных акмеоло-гических исследований // Акмеология. — 2013. — № 3. — С. 85-90.

[2]. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. — М.: Флинта; Наука, 1998.

[3]. Ключевский В.О. Русская история: избранные лекции. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

[4]. Коржова Е.Ю. Творческий лик русских мыслителей. — СПб.: Общество памяти игуме-нии Таисии, 2009.

[5]. Митрополит Евгений (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. — М.: Русский Двор, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

[6]. Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. — М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996.

[7]. Общая и прикладная акмеология / Под общ. ред. А. А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2001.

[8]. Симеон Полоцкий. Жезл правления, управления, наказания и казнения. — СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2010.

[9]. Симеон Полоцкий. Carmina varia. — СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2014.

ACMEOLOGICAL PERSONALITY OF SIMEON POLOTSKY

Elena Yu. Korzhova, Doctor of Psychology, Professor, Head of the Human Psychology Department, Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, 48, Moika embankment, St. Petersburg, 191186, [email protected]

ABSTRACT

The article is devoted to the biographical analysis the personality of outstanding public figure

and writer of the seventeenth century, Simeon Polotskiy. It is remarked that his bright talent and

high moral qualities were fully realized in many-sided activities for the benefit of Russia.

Keywords: acmeological personality, creative impulse, spiritual aspect of life.

REFERENCES

[1]. Bodalev A.A., Derkach A.A., Klimov E.A. O zadachah i napravlenijah sovremennyh akmeolog-icheskih issledovanij // Akmeologija. — 2013. — № 3. — S. 85-90.

[2]. Bodalev A.A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: harakteristiki i uslovija dostizhenija. — M.: Flinta; Nauka, 1998.

[3]. Kljuchevskij V.O. Russkaja istorija: izbrannye lekcii. — Rostov-na-Donu: Feniks, 2002.

[4]. Korzhova E.Ju. Tvorcheskij lik russkih myslitelej. — SPb.: Obshhestvo pamjati igumenii Taisii, 2009.

[5]. Mitropolit Evgenij (Bolhovitinov). Slovar' istoricheskij o byvshih v Rossii pisateljah duhovnogo china Greko-Rossijskoj Cerkvi. — M.: Russkij Dvor, Svjato-Troickaja Sergieva Lavra, 1995.

[6]. Mitropolit Makarij (Bulgakov). Istorija Russkoj Cerkvi. — M.: Izdatel'stvo Spaso-Preobrazhen-skogo Valaamskogo monastyrja, 1994-1996.

[7]. Obshhaja i prikladnaja akmeologija / Pod obshh. red. A.A. Derkacha. — M.: Izd-vo RAGS, 2001.

[8]. Simeon Polockij. Zhezl pravlenija, upravlenija, nakazanija i kaznenija. — SPb.: Obshhestvo pamjati igumenii Taisii, 2010.

[9]. Simeon Polockij. Carmina varia. — SPb.: Obshhestvo pamjati igumenii Taisii, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.