Научная статья на тему 'ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ'

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3439
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИССИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EDUCATION / EDUCATIONAL ACTIVITIES / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / MISSION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симбирцева Наталья Алексеевна, Челышева Ирина Викториновна

В течение 2020 года на уровне законодательных инициатив ведется активное обсуждение о содержании просвещения и просветительской деятельности. В силу «размытости» понятий «просвещение» и «просветительская деятельность» в академически кругах существует сложность дифференциации разного рода деятельностей, обладающих ценностью в трансляции качественной и значимой информации широкой аудитории. Авторы статьи рассматривают сущностные черты просвещения в соотнесении с задачами неформального образования и принципами, изложенными в Модельном законе «О просветительской деятельности» от 2002 года. Цель статьи - предложить авторское определение понятий «просвещение» и «просветительская деятельность» с учетом образовательного и воспитательного потенциала в условиях медиатизации информационно-коммуникативной, досуговой и образовательной среды. Эмпирической основой статьи являются материалы научных публикаций, содержание Модельного закона «О просветительской деятельности» и Концепция просветительской деятельности «Просвещение для будущего». Результаты исследования: 1. Рассмотрена связь между просвещением и просветительской деятельностью, проведен их содержательный анализ, определена их миссия, выявлены механизмы и принципы организации. 2. Рассмотрена качественная составляющая просветительской деятельности как на уровне обеспечения возможности осуществлять мировоззренческую, ценностноориентационную, воспитательную функции, так и на уровне отдельных практик. 3. Определены принципы осуществления просветительской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITIES: STRUCTURAL AND CONTENT ANALYSIS OF THE CONCEPT IN THE NATIONAL SCIENTIFIC TRADITION

During 2020, at the level of legislative initiatives, there is an active discussion about the content of education and outreach activities. Due to the «vagueness» of the concepts of «education» and «educational activity» in academic circles, it is difficult to differentiate various kinds of activities that are valuable in broadcasting high-quality and meaningful information to a wide audience. The authors of the article consider the essential features of education in relation to the objectives of non-formal education and the principles set forth in the Model Law of 2002. The purpose of the article is to propose the author's definition of the concepts of «education» and «educational activity», considering the educational and educational potential in the conditions of mediatization of information and communication, leisure and educational environment. The empirical basis of the article is the materials of scientific publications, the content of the Model Law «On educational activities» and the Concept of educational activities presented in «Education for the future». Researchresults: 1. The authors considered the connection between education and educational activities, carried out their substantive analysis, determined their mission and revealed their mechanisms and principles of organization. 2. The qualitative component of educational activities is considered both at the level of providing the opportunity to carry out worldview, value-orientated, educational functions, and at the level of particular practices. 3. The principles of educational activities are determined.

Текст научной работы на тему «ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ»

УДК 37.032

Наталья Алексеевна Симбирцева, доктор культурологии, доцент, Институт общественных наук, Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург).

E-mail: Simbirtseva.nat@yandex.ru

Ирина Викториновна Челышева, кандидат педагогических наук, доцент, Ростовский государственныйэкономический университет (г. Ростов-на-Дону).

E-mail: ivchelysheva@yandex.ru

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ

Ключевые слова: просвещение, просветительская деятельность, культурно-досуговая деятельность, социально-культурная деятельность, миссия просветительской деятельности

Аннотация. В течение 2020 года на уровне законодательных инициатив ведется активное обсуждение о содержании просвещения и просветительской деятельности. В силу «размытости» понятий «просвещение» и «просветительская деятельность» в академически кругах существует сложность дифференциации разного рода деятельностей, обладающих ценностью в трансляции качественной и значимой информации широкой аудитории. Авторы статьи рассматривают сущностные черты просвещения в соотнесении с задачами неформального образования и принципами, изложенными в Модельном законе «О просветительской деятельности» от 2002 года. Цель статьи - предложить авторское определение понятий «просвещение» и «просветительская деятельность» с учетом образовательного и воспитательного потенциала в условиях медиатизации информационно-коммуникативной, досуговой и образовательной среды.

Эмпирической основой статьи являются материалы научных публикаций, содержание Модельного закона «О просветительской деятельности» и Концепция просветительской деятельности «Просвещение для будущего».

Результаты исследования:

1. Рассмотрена связь между просвещением и просветительской деятельностью, проведен их содержательный анализ, определена их миссия, выявлены механизмы и принципы организации.

2. Рассмотрена качественная составляющая просветительской деятельности как на уровне обеспечения возможности осуществлять мировоззренческую, ценностно-ориентационную, воспитательную функции, так и на уровне отдельных практик.

3. Определены принципы осуществления просветительской деятельности.

Natalia A. Simbirtseva, Dr. Sc. (Cultural Studies), Associate Professor, Institute of Social Sciences, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

E-mail: Simbirtseva.nat@yandex.ru

Irina V. Chelysheva, Cand. Sc (Pedagogy), Associate Professor,

Rostov State University of Economics (Rostov-on-Don).

E-mail: ivchelysheva@yandex.ru

EDUCATIONAL ACTIVITIES: STRUCTURAL AND CONTENT ANALYSIS OF THE CONCEPT IN THE NATIONAL SCIENTIFIC

TRADITION

Keywords: education, educational activities, cultural and leisure activities, socio-cultural activities, mission of educational activities

Abstract. During 2020, at the level of legislative initiatives, there is an active discussion about the content of education and outreach activities. Due to the «vagueness» of the concepts of «education» and «educational activity» in academic circles, it is difficult to differentiate various kinds of activities that are valuable in broadcasting high-quality and meaningful information to a wide audience. The authors of the article consider the essential features of education in relation to the objectives of non-formal education and the principles set forth in the Model Law of 2002. The purpose of the article is to propose the author's definition of the concepts of «education» and «educational activity», considering the educational and educational potential in the conditions of mediatization of information and communication, leisure and educational environment.

The empirical basis of the article is the materials of scientific publications, the content of the Model Law «On educational activities» and the Concept of educational activities presented in «Education for the future».

Researchresults:

1. The authors considered the connection between education and educational activities, carried out their substantive analysis, determined their mission and revealed their mechanisms and principles of organization.

2. The qualitative component of educational activities is considered both at the level of providing the opportunity to carry out worldview, value-orientated, educational functions, and at the level of particular practices.

3. The principles of educational activities are determined.

Для цитирования. Симбирцева, H.A. Просветительская деятельность: структурно-содержательный анализ понятия в отечественной традиции / Н.А. Симбирцева, И.В. Челышева // Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - №4-5(89-90). - С. 127140.

For citing: SimbirtsevaN.A., Chelysheva I.V. (2020). Educational activities: structural and content analysis of the concept in the national scientific traditions. Pedagogical journal of Bashkortostan. No 4-5(89-90):127-140. (In Russ).

DOI: 10.21510/1817-3292-2020-89-90-4-5-127-140

Введение. С 2002 года, когда был принят Модельный закон «О просветительской деятельности», прошло 18 лет - это время, за которое выросло поколение, привыкшее к насыщенным потокам разнокачественной информации, поколение, преодолевающее проблемы, связанные с клиповостью мышления, овладевшее разными типами грамотности. Поток информации, поступающей из различных медиаисточников, сегодня постоянно растет, при этом далеко не всю информацию можно назвать достоверной. Стремительное увеличение количества сайтов, блогов, групп в

^ЧУ ЦПиЛЬ'Ит/! ^/^Х-АХ./*. XX Х-» X И/\ ИУ!^ ИИИ^-и^ X X ^ ^¿А^ 1М1 ^ИЛиИ ии^1 Х\_/

информацию, порой не выдерживающей никакой критики в научном плане, не содействует ни целям и задачам просветительской деятельности, ни общественным ценностям, они также не создают условия для развития инноваций, критического и творческого мышления и так далее. На практике процесс информирования не всегда обладает целенаправленным действием, поскольку статус субъекта, от которого исходит информирование, становится все более «размытым».

В контексте начала XXI века также существенно изменилось отношение к источникам информации, несущей просветительскую нагрузку. Если в начале тысячелетия большинство учреждений, реализующих функции просветительской деятельности, выступали в качестве реального объекта, то по прошествии времени многие из них были виртуализированы, что, с одной стороны, открыло дополнительные возможности самостоятельно использовать виртуальный ресурс (электронные библиотеки, виртуальные копии музейных объектов и т.д.), с другой - снизило или подменило востребованность обращения к реальным объектам. В отличие от одного-двух источников, , музейным, кинематографическим фондам и коллекциям и т.д. транслирующих прежде ту или иную информацию, касающуюся определенной области знания (к примеру, экскурсия по музею и изучение литературы о музейных объектах), современный человек может обратиться к многочисленным сайтам, электронным библиотечным архивам. Огромный выбор просветительских продуктов, представленных в медиасреде, позволяет современному человеку получать практически неограниченный доступ к любым ресурсам. И в этих условиях на одно из первых мест по значимости занимает умение не только осуществлять поиск необходимой информации, но и ее самостоятельная оценка, интерпретация, творческое осмысление и создание на этой базе новых векторов для дальнейшего развития.

Большие потоки информации, высокая скорость ее распространения, наличие разнообразных каналов ее трансляции и разнокачественность требуют проявления навыков критического мышления человека. Массовый потребитель зачастую воспринимает информацию нерефлексивно. Одна из задач просвещения в этом контексте - помочь сориентироваться, дать достоверную информацию на доступном языке, предложить варианты такой культуротворческой деятельности, которая позволит найти путь к освоению информации и будет способствовать расширению мировоззрения и обретению знания о мире, природе, культуре, ценностях и смыслах.

Вопросы о качестве, механизмах и принципах просвещения и реализации просветительской деятельности становятся все актуальнее и значимее для общественности в социально-гуманитарной сфере, поскольку само понятие определяется достаточно широко.

Поводом для рассмотрения сущностных характеристик просветительской деятельности послужили материалы, опубликованные на сайте Системы обеспечения законодательной деятельности от 18.11.2020 и

связанные с внесением изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части введения просветительской деятельности), где иод просветительской деятельностью полагается понимать «осуществляемую вне рамок образовательных программ деятельность, направленную на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1].

Методика исследования. В работе использовался эмпирический метод отбора и систематизации материалов, законотворческих инициатив, связанных с рассмотрением понятий «просвещение» и «просветительская деятельность». В соответствии с исследовательским интересом одна из задач формулировалась как определение миссии просвещения и процесса просветительской деятельности в общественном (массовом) сознании, в представлении о них как об общественном благе и понимание в широком социокультурном контексте. В ходе исследования было определено, что социально-культурная деятельность предшествовала культурно-досуговой, в которую включается в качестве одной из составляющих культурно-просветительская. Последняя может быть рассмотрена и как самостоятельная практика информального образования.

Определение понятий. В словаре отмечается, что просвещение - это «прогресс, идейное течение эпохи от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма; послужило идеологической подготовкой ряда буржуазных революций. Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума», основанного на «естественном равенстве», за политическую свободу и гражданское равенство. Большое место в достижении нового общественного порядка они отводили распространению знаний» [2]. Фундаментальная цель просвещения, поставленная деятелями XVII века, нашла свое отражение в общественном сознании последующих поколений и заложила традицию понимания образования как общественного блага.

В исследовании Л.Н. Духаниной и A.A. Максименко рассматривается генезис, становление и развития понятия «просветительство», которое к настоящему времени «утратило идеологическую окраску, приобрело утилитарный и технологичный смысл и определяется нами как деятельность по распространению среди населения широкого спектра практик, достижений науки, техники и культуры государственными, коммерческими и общественными институтами на возмездной и безвозмездной основе. Современное просветительство сохраняет за собой функцию воспитания населения в интересах общества и государства и призвано, как и раньше, сокращать разрыв между уровнем информированности населения в городах-миллионниках и в провинции» [3]. Авторами приводится ряд особенностей, характерных для современного состояния просветительства, среди которых -

«примат индивидуальных практик над коллективными, а также доминирование телесно ориентированных практик (спортивных, гастрономических и др.) над духовно-философскими. Наиболее востребованным тренируемым навыком сегодня является навигация в быстроменяющемся мире, от просветительства ждут помощи в обретении личной траектории и мотивационных драйверов, а не масштабной презентации научной картины мира, расширения кругозора и «расколдовывания» мира, свойственных советскому просветительству» [3, 227].

В контексте XXI века трансформировалось знание и стало пониматься как общественное благо, поскольку познавательный процесс все чаще перестает носить линейный характер, изменяется и представление о распространении знания, скорости и масштабности. Несколько другой стала и субъектная составляющая: наряду с педагогами появились и профессиональные деятели, берущие на себя ответственность за реализацию принципов просвещения, - менеджеры и маркетологи. Именно они в условиях современной действительности занимаются изучением потребительского рынка и разработкой механизмов распространения знания для широкой аудитории, используют визуальные и аудиальные средства воздействия на массовое сознание и предлагают такие формы реализации просвещения, которые позволяют людям активно включаться в процесс просветительской деятельности в различных сферах культуры. Массовое общество выступает активным потребителем просвещения: создаются видеоблоги, сайты, группы, транслирующие информацию утилитарного назначения (лайфхаки, «сделай сам», кулинарный видеоблог и проч.). Нам представляется, что просветительство не должно заключаться в рамки узконаправленного утилитарного знания или функционала, которое необходимо человеку «здесь и сейчас». Это должен быть процесс, нацеленный на перспективы будущего развития, тесно связанный с истинными гуманистическими ценностями и социально-гуманитарными перспективами общества.

Проблемной зоной становится отсутствие контроля. Социологических исследований, посвященных просвещению, нет. Как свидетельствует исследование Л.Н. Духаниной и A.A. Максименко, также не проводилось и «системных общероссийских социальных опросов, посвященных феномену просветительства и системе просветительства» [3].

В разные годы исследовались лишь частные вопросы, связанные с выявлением отношения населения к политическим, экономическим, религиозным, воспитательным проблемам. Формализованный контроль предполагает применение методик и диагностик для проведения замеров и определения контрольных цифр на разных этапах исследования, а также для выявления результата (знаний) за пройденный «путь познания». Например, результаты применения данных форм и методов, а также результатов просветительской деятельности были частично представлены ВЦИОМ,

ФОМ; государственными и негосударственными научно-исследовательскими и общественными структурами (РАНХиГС, Левада-центр и др.), а также представлено локальными исследованиями в субъектах Российской Федерации. В качестве примера можно привести опрос общественного мнения о сексуальном просвещении, проведенного среди совершеннолетних граждан в 2018 году, в основу которого был положен «метод опроса - телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов» [4]. Стоит также заметить, что многие исследования не касаются просветительства и просветительской деятельности напрямую, а лишь косвенно связаны с этими понятиями (например, экспертный опрос «К вопросу состояния экологической культуры населения в Санкт-Петербурге» [5]).

В силу того, что просвещение понимается широко, а элементы его концептуального ядра носят вариативный характер, в научной среде не сложилось традиции универсального определения: каждый автор стремится найти наиболее удобную интерпретацию этого термина, наделяя дополнительными смыслами, отражающими прикладной характер. Так например, выразим свое несогласие с тем определением, которое предлагается Е.В. Помеловой, что просветитель - «это значительная в истории личность, своей самоотверженной плодотворной деятельностью в сложных социальных и образовательных условиях в существенной степени способствовавшая развитию просвещения» [6]. И если социальные и образовательные условия будут благоприятными, то просветительство, видимо, утратит свою сущность и не будет значимой практикой.

М.Р. Илакавичус рассматривает процесс просветительства как «инструмент распространения значимых для социокультурного развития идей с целью выхода развития в точке бифуркации на избранный инициаторами просветительской деятельности аттрактор. Это означает, что организацию просветительской деятельности следует начинать с определения ее миссии, а планирование должно быть адекватным согласованной аксиологии» [7]. Ценностная составляющая, определение миссии и планомерная реализация, по мысли автора, возводят просветительство к функциональности инструмента распространения «значимых для социокультурного развития идей» в определенных социокультурных условиях. Безусловно, что целесообразность и прогнозируемость - это большой плюс в решении просветительских задач.

В исследовании М.С. Якушкиной и М.Р. Илакавичус, просветительская деятельность определяется как «разновидность неформального образования; деятельность, направленная на распространение достижений науки и культуры, иных социально значимых сведений среди представителей разных слоев населения с использованием средств и методов, адекватных возрастным особенностям и уровню образования аудитории; осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства; создает условия

социализации личности, мотивированности ее на развитие активной позиции в просветительстве. Просветительское мероприятие - событие в жизни представителей населения, связанное с реализацией организованных действий по распространению достижений науки и культуры, иных социально значимых сведений с учетом возрастных и образовательных особенностей, возможностей его участников; создание условий социализации личности, мотивированности ее на развитие активной позиции в просветительстве» [8, 354-364].

Отметим, что важной компонентой просветительства является информальное образование, включенное в повседневную жизнь человека, преобразующего ценностно значимый социокультурный потенциал в действенные факторы своего развития и/или профессиональной компетентности, и не всегда обладающее целенаправленным характером. В отличие от системы классического образования, просвещение имеет непрерывный характер, основанный на процессах организации с одной стороны и самоорганизации - с другой. Акцентирование на реализацию той или иной области просветительской деятельности осуществляется в соответствии с объективным ходом социально-экономического и социокультурного развития и может иметь существенные различия в зависимости от тех целей и задач, которые ставит перед собой субъект.

Основные определения понятий («просвещение» и «просветительская деятельность») неоднозначны, имеют достаточно много подходов. Зачастую просветительская деятельность понимается узко, как, например, образование взрослых. Между тем в законе «Об образовании» [9] дается следующее определение образования: «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [9]. Понимание образования как общественно значимого блага распространяется на просветительство и на просветительскую деятельность. Именно такое понимание позволяет удерживать своеобразный баланс между формальным, неформальным и информальным образованием.

Просвещение основано на популяризации социально-значимых идей, составляющих базу (фундамент) научного и социокультурного контекста определенной научной области, с одной стороны, и самоорганизации - с другой. Акцентирование на реализации той или иной области просветительской деятельности осуществляется в соответствии с объективным ходом социально-экономического и социокультурного развития может иметь существенные различия в зависимости от тех целей и задач, которые ставит перед собой субъект. Под просвещением предлагаем

понимать полицентричную и поликультурную систему популяризации и распространения социально и ценностно-значимых идей в области историко-культурного наследия, науки и культуры. Полисубъектность определяет модель реализации просвещения: «от кого - кому - как» транслируется содержание информации просветительского толка. Основными субъектами выступают государство - образование - социум - человек. Именно в такой логике предлагается удерживать просветительскую деятельность в Модельном законе и в еще неутвержденных изменениях в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (в части введения просветительской деятельности). С одной стороны, это централизация просветительства. А с другой - просветительские практики складываются и развиваются несколько в ином направлении - противоположном заданному, поскольку они становятся результатом «потребительского» запроса широких масс населения (в силу разных причин и обстоятельств) на информационно-содержательный контент.

В Модельном законе «О просветительской деятельности», принятом 07 декабря 2002 года, просвещение определяется как «целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию, и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений» [10]. В первой статье этого закона введено понятие «эффективность просвещения». Это «оценочная категория, характеризующая результаты просветительской деятельности по критерию их соответствия поставленным социальным целям» [10]. Оценка предполагается, но ее определение - качественная или количественная - не приводится: инструментарий форм и методов качественной и количественной оценки результатов, определение их валидности и релевантности не представлены, что вызывает ряд сложностей по определению содержательной значимости и целесообразности трансляции социально-культурного опыта.

В статье 1 Модельного закона просветительская деятельность трактуется как «разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности «со знанием дела»)» [10] (выделения сделаны нами - Н.С., И.Ч.). И это не противоречит направленности просвещения в целом. Но есть две ключевые позиции. Это неформальный характер, что свойственно и для других видов деятельности, сопряженных с просветительской: социально-культурной и культурно-досуговой. Уточним, что, согласно Модельному закону, получение неформального образования субъектом не дает ему «права заниматься профессиональной деятельностью по профилю пройденного курса или поступать в образовательные

учреждения более высокого уровня», т.е. оно ориентировано исключительно на формирование мировоззрения и развитие культурных навыков» [10].

Социально-культурная деятельность обычно понимается как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одним из компонентов которой является социальная работа и предшествует культурно-досуговой. Ее цель состоит в организации рационального и содержательного досуга людей, в удовлетворении и развитии их культурных потребностей, в создании условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени. В.В. Туев отмечает, что этот процесс приобщения человека к культуре и последующего его активного включения в нее управляется обществом и социальными институтами [11], определяя тем самым и роль субъекта, организующего этот процесс.

Культурно-досуговые практики соотносятся с просветительской деятельностью и могут включать в себя образовательную составляющую, поскольку содержат механизмы, направленные «на освоение человеком мира культуры [12]. Такие практики обладают целенаправленным характером и выстраиваются как организованный процесс, в котором субъект обладает возможностью осуществлять предметную, содержательную деятельность, характеризующуюся творческой активностью и влияющую на уровень его культурного развития. Во многом такой процесс характерен для организаций и институций, реализующих образовательные программы и ориентированных не только на «приятное времяпрепровождение субъекта», но и на проявление творческой активности. Проведение замеров «культурного развития» - это проблемная зона, не поддающаяся объективной характеристике, так как приобщение к ценностям и смыслам культуры не исчерпывается знанием о них, но включает в себя и воспитательный компонент, связанный с духовно-нравственным воспитанием (социальные и этические нормы, моральные установки и нравственность).

Соответственно, просветительская деятельность - это деятельность, связанная с передачей знаний и опыта культуры, исходящая от субъекта и направленная на хранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Сегодня сложно найти сферу, в которую бы ни была вовлечена просветительская деятельность. Это и политика, и экономика, и образование, и медицина, и досуг, и карьера и т.д., о чем свидетельствуют многочисленные словосочетания: «политическое просвещение», «экономическое просвещение», «просветительские практики в образовании», «медицинское просвещение», «религиозное просвещение» и т.д.

Механизмы организации и принципы осуществления просветительской деятельности. Во-первых, потребность в просветительской деятельности возникает в ситуации «вызова» (А. Тойнби), когда становится необходимым привлечь внимание широких слове населения к какой-то идее, разъясняя ее,

популяризируя и воплощая в практику. С.А. Морозова считает, что «культурно-просветительская деятельность - это прогрессирующая социально необходимая деятельность, целью осуществления которой является широкое распространение различного типа информации, имеющей приоритетное значение при установленном уровне развития общества» [13]. «Широкое распространение информации» не влечет за собой приращения знания и предполагаемого пути его получения. Речь должна идти не о количестве, а о качестве информации. С одной стороны, культурно-просветительская деятельность направлена на решение прикладных задач в различных сферах культуры. С другой - она восполняет лакуны, сформировавшиеся в период дефицита информации по какому-либо направлению. Это своеобразный ликбез, который становится востребован в сложившихся исторических ситуациях или под влиянием природных факторов: «творческое меньшинство» осуществляет поиск «ответа», увлекая за собой большую часть населения и предлагая адекватное решение на вопрос, «как справиться с возникшей проблемой?».

Во-вторых, традиционно в России просветительская деятельность обладает гуманистической, патриотической и инновационной направленностью. На основе преемственности исторического опыта просветительская деятельность - один из ключевых и актуальных каналов развития гражданского общества, объединения различных социальных слоев и групп, а также представителей различных сообществ (этнических, конфессиональных, культурных) в единую нацию - российскую. Просветительская деятельность направлена на интеграцию общества: сохранение целостности России обеспечивается единством ее правового поля и правосознания всех граждан, единым экономическим пространством и русским языком - фундаментом русской культуры.

В-третьих, просветительская деятельность выступает в качестве инструмента создания и сохранения общекультурного поля в современном обществе. Это чрезвычайно важно в региональном контексте, поскольку сохранение природного и культурного генофонда российской нации обеспечивается благодаря совместным усилиям государства и граждан по защите природного и ландшафтного богатства на всей территории РФ, разнообразия ее этнического состава, истории и культуры всех населяющих ее этносов.

Качественная составляющая просветительской деятельности состоит в обеспечении возможности осуществлять мировоззренческую, ценностно-ориентационную, воспитательную функции, способствовать реализации человеческого потенциала граждан Российской Федерации. Особенность многих субъектов РФ состоит в том, что просветительская деятельность интегрирована на уровне усилий различных субъектов социально-культурного пространства в деле воспитания и координируется на этом уровне. Это находит выражение в определении ценностных ориентиров для воспитания детей и молодежи, выявлении и трансляции наиболее

эффективных социокультурных практик, обучении педагогов, просветительской деятельности.

На законодательном уровне просветительская деятельность поддерживается правовой системой, «включающей нормы общенационального, регионального и местного действия, а также подзаконные нормативные акты правомочных органов, определяющие организационные и экономические аспекты деятельности просветительских учреждений и организаций. Оно основывается на Конституции страны, нормах настоящего Закона и иных нормативных актов, а также межгосударственных договоров, ратифицированных страной. Просветительская деятельность регулируется также уставами и другими положениями, принимаемыми самостоятельно просветительскими учреждениями и организациями» (статья 3) [10]. Ответственность за правовое обеспечение осуществления на межведомственном уровне в Модельном законе прописана недостаточно четко и ориентирована на «подзаконные нормативные акты», определяющие лишь некоторые аспекты деятельности просветительских учреждений и организаций. То есть в пределах каждого субъекта Российской Федерации просветительская деятельность осуществляется в зависимости от плана и стратегии его развития. Настораживает тот факт, что «просветительские учреждения и организации» решают задачи просветительской деятельности, ориентируясь только на те виды институциональной деятельности, которые им свойственны, не стремясь к целостному и комплексному взаимодействию на более широком межсубъектном уровне для достижения общей цели.

Просветительская организация соотносит свою деятельность с основными принципами просветительской деятельности, которые обеспечиваются гуманистическим содержанием достижений науки и результатов духовного творчества человечества. Она ориентируется на формирование представлений о положительном образе России как страны патриотично настроенных, трудолюбивых, талантливых и ответственных за нее людей, уважительно относящихся к ее истории, природе и культуре, живущих в согласии и уважении друг с другом, независимо от религиозной и этнической принадлежности, единых в помыслах и устремлениях своим трудом сохранять, укреплять и развивать лучшие традиции своего Отечества.

Заключение. На основании сравнительного анализа научных статей и нормативных документов можем выделить несколько основных моментов, связанных с миссией просвещения и процесса просветительской деятельности:

- в общественном (массовом) сознании сложилось представление о просвещении и просветительской деятельности в соответствии с поставленными целями, задачами, функциями и основными принципами, характерными для них на современном этапе развитии общества в пределах Российской Федерации;

- сложилось представление о просветительской деятельности как общественном благе, как о совокупности средств (информации и знаний), которые позволяют удовлетворить потребности как отдельного человека, так и населения в целом (отсутствие конкуренции в потреблении и к приобщению таких благ, неделимостью между субъектами, неограниченностью потребления, то есть в отсутствии приоритетных групп и сообществ в потреблении общественного блага и нерыночный характер (добровольная основа и т.п.). Последняя компонента общественного блага -это нерыночный характер стоимости блага. Это связано с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не поддается регулированию законами рынка. Эту функцию обеспечивает государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;

- представление о просветительской деятельности в широком социокультурном контексте, который включает в себя элементы образовательной деятельности, воспитания и информационную составляющую.

Отметим, что определение нами просветительской деятельности не являет собой завершенный процесс, а становится поводом для диалога широких кругов специалистов и осмысления этого вида деятельности в соотнесении с актуальными практиками образования в социокультурном контексте XXI века. Однако в качестве «рабочего» определения мы предлагаем понимать просветительскую деятельность как гуманистически целенаправленную деятельность, обусловленную социальной, научной и общественной необходимостью, по обеспечению, в том числе, и качественного приращения знания у граждан об историко-культурном наследии и значимых, актуальных идеях и практиках в области науки и культуры вне зависимости от пола, возраста, уровня образования, состояния здоровья, политических интересов, национально-этнической и религиозной принадлежности субъектов. Фундаментальный характер просветительской деятельности обусловлен необходимостью сохранения и приумножения лучших традиций культуры страны и достояния народов, этносов и сообществ, проживающих на территории Российской Федерации. Просветительская деятельность обладает образовательным и воспитательным потенциалом, обогащая человека духовно и нравственно, способствуя его личностному и гражданскому становлению, формированию мировоззренческих представлений человека о мире, разностороннему проявлению его личности, предлагая направления для самореализации и творческого самовыражения.

Вклад соавторов. Авторы внеслиравный вклад в подготовку статьи.

Contribution of the authors. The authors contributed equally to the article.

1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части введения просветительской деятельности): законопроект № 1057895-

7 . - URL : https://sozd.duma.gov.ru/bill/1057895-7 (дата обращения 20.11.2020)

2. Словарь исторических терминов /составитель B.C. Симаков. - Санкт-Петербург, 1998. - URL : http://www.history-ap.narod.ru/Slovar/Index.htm (дата обращения: 19.12.2020)

3. Духанина, Л.Н. Просветительские запросы россиян / Духанина Л.Н., Максименко А.А. II Вопросы образования,- 2019.- №2,- С. 226-240. - URL : https://cyberleninka.rU/article/n/prosvetitelskie-zaprosy-rossiyan (дата обращения: 08.08.2020).

4. Сексуальное просвещение молодежи: как, когда и зачем? : социологическое исследование ВЦИОМ. - URL : https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9427 (дата обращения: 08.08.2020).

5. К вопросу состояния экологической культуры населения в Санкт-Петербурге: экспертный опрос. - URL: https://spbrc.ru/ru/councils/ecology/interview (дата обращения: 08.08.2020).

6. Помелова, Е.В. Просветительство как социально-педагогический феномен / Е.В. Помелова II Вестник ВятГУ. 2009. №4. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/prosvetitelstvo-kak-sotsialno-pedagogicheskiy-fenomen (дата обращения: 05.08.2020).

7. Илакаеичус, М.Р. Методологические основы просветительской деятельности в государствах-участниках содружества независимых государств II Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №3,- URL : https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-prosvetitelskoy-deyatelnosti-v-gosudarstvah-uchastnikah-sodruzhestva-nezavisimyh-gosudarstv (дата обращения: 05.08.2020).

8. Якушкина, М.С. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ / М.С. Якушкина, М.Р. Илакавичус II Научный диалог. 2016. № 3 (51). С. 354-364.

9. Об образовании в Российской Федерации:Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020). - URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=348000&fld=134&dst=1 000000001,0&rnd=0.05442402823440062#0178190230354897 (дата обращения: 01.09.2020)

10. О просветительской деятельности:Модельный закон - URL : http://docs.cntd.ru/document/901865093 (датаобращения: 05.08.2020)

11. Туее, В.В. Об атрибуте «социально-культурный» / В.В. Туев II Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2003. № 4. С.70-78.

12. Тинькова, З.С. Теория и методика культурно-досуговой деятельности / З.С. Тинькова. - Орел: Госуниверситет - УНПК, 2012. - 270 с.

13. Морозова, С.А. История развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании (конец XVIII - начало XXI века) / С.А. Морозова II Человек и образование. 2013. №4 (37). С.174-179.

14. Просвещение для будущего:концепция просветительской деятельности. -URL : http://www.openlearning.ru/otkrytaya-akademiya-prosveshcheniya/kontseptsiya-prosveshcheniya.html (дата обращения: 01.08.2020)

References

1. Draft bill No. 1057895-7 On Amendments to the Federal Law "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii[On Education in the Russian Federation]" (in terms of the introduction of educational activities). - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1057895-7 (dateline:20/11/2020).

2. Slovar' istoricheskih terminov[Dictionary of historical terms]. Compiled by V.S. Simakov. - SPb. 1998. [Electronic resource]. - URL: http://www.history-ap.narod.ru/Slovar/Index.htm (dateline: 19/12/2020)

3. Dukhanina L.N., Maksimenko A. A. (2019)Prosvetitel'skie zaprosy

rossijan[Educational inquiries of Russiansy Education Issues. No. 2: 226-240. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/prosvetitelskie-zaprosy-rossiyan (dateline accessed: 08.08.2020).

4. Seksual'noe prosveshhenie molodezhi: kak, kogda i zachem? VCIOM. [Sexuality education for young people: how, when and why?VCIOM].. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9427 (dateline: 08/08/2020)

5. Jekspertnyj opros. K voprosu sostojanija jekologicheskoj kul'tury naselenija v Sankt-Peterburge [Expert survey. On the issue of the state of ecological culture of the population in St. Petersburg]. - URL: https://spbrc.ru/ru/councils/ecology/interview (dateline: 08.08.2020)

6. Pomelova E. V. (2009)Prosvetitel'stvo kak social'no-pedagogicheskij fenomen[Enlightenment as a social and pedagogical phenomenon]Bulletin of VyatSU. No. 4. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prosvetitelstvo-kak-sotsialno-pedagogicheskiy-fenomen (dateline: 05.08.2020).

7. Ilakavichu, M.R.(2018) Metodologicheskie osnovy prosvetitel'skoj dejatel'nosti v gosudarstvah-uchastnikah sodruzhestva nezavisimyh gosudarstv[Methodological foundations of educational activities in the member states of the commonwealth of independent states] // World of Science. Pedagogy and psychology. No. 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-prosvetitelskoy-deyatelnosti-v-gosudarstvah-uchastnikah-sodruzhestva-nezavisimyh-gosudarstv (dateline: 05.08.2020).

8. JakushkinaM.S., Ilakavichus M.R.(2016) Prosvetitel'stvo kak resurs razvitija prostranstva obrazovanija vzroslyh gosudarstv-uchastnikov SNG [Enlightenment as a resource for the development of the educational space of adult states-participants of the CIS]. Scientific dialogue. No. 3 (51): 354-364.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on July 31, 2020) "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii[On Education in the Russian Federation]" (as amended and supplemented, entered into force on 08.01.2020).. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=348000&fld=134&dst=1 000000001,0&rnd=0.05442402823440062#0178190230354897 (dateline: 01.09.2020)

10. Model law "O prosvetitel'skoj dejatel'nosti[On educational activities]". - URL: http://docs.cntd.ru/document/901865093 (dateline: 05.08.2020)

11. Tuev V.V.(2003)Gb atribute «social'no-kul'turnyj» [About the attribute "social and cultural"]Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. No. 4: 70-78.

12. Tinkova Z.S. (2012)Teorija i metodika kul'turno-dosugovoj dejatel'nosti [Theory and methodology of cultural and leisure activities]. Oryol: State University -UPPK. 270 p.

13. Morozova S..A. (2013)Istorija razvitija kul'turno-prosvetitel'skoj dejatel'nosti v otechestvennom obrazovanii (konec XVIII - nachalo XXI veka) [The history of the development of cultural and educational activities in domestic education (late 18th - early 21st century)]Man and Education. No. 4 (37): 174-179.

14. The concept of educational activities "Prosveshhenie dlja budushhego[Enlightenment for the future]". - URL: http://www.openlearning.ru/otkrytaya-akademiya-prosveshcheniya/kontseptsiya-prosveshcheniya.html (dateline: 01.08.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.