Научная статья на тему 'Культурно-просветительская деятельность (к вопросу о содержании понятия)'

Культурно-просветительская деятельность (к вопросу о содержании понятия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17969
1210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ РАБОТЫ / МУЗЕЙ / КУЛЬТУРА / ПРОСВЕЩЕНИЕ / CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY / RECREATIONAL ACTIVITY / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / FORMS OF ACTIVITY / MUSEUM / CULTURE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биттер М.В., Симбирцева Н.А.

В статье раскрываются близкие по содержанию понятия (социальнокультурная, культурно-досуговая и культурно-просветительская деятельность), определяется их сходство. В качестве актуальной задачи видится просвещение массового общества путем популяризации форм деятельности, используемых музеями, а также финансовой поддержки на уровне государственной политики в сфере культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTERIZATION OF RUSSIAN MUSICAL EDUCATION: THE OUTCOMES

The article covers the concepts with the similar meanings (socio-cultural, recreational, educational activity). The author defines the comparison of these concepts. The mass society education by a popularity of museums and its activities is closely connected with the state financial support as well as national cultural policy.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительская деятельность (к вопросу о содержании понятия)»

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 371

М. В. Биттер Н. А. Симбирцева

г. Екатеринбург, Россия

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (к вопросу о содержании понятия)

АННОТАЦИЯ. В статье раскрываются близкие по содержанию понятия (социально-культурная, культурно-досуговая и культурно-просветительская деятельность), определяется их сходство. В качестве актуальной задачи видится просвещение массового общества путем популяризации форм деятельности, используемых музеями, а также финансовой поддержки на уровне государственной политики в сфере культуры.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культурно-просветительская деятельность, культурно-досуговая деятельность, социально-культурная деятельность, формы работы, музей, культура, просвещение

M. V. Bitter N. A. Simbirtseva

Yekaterinburg, Russia

COMPUTERIZATION OF RUSSIAN MUSICAL EDUCATION: THE OUTCOMES

ABSTRACT. The article covers the concepts with the similar meanings (socio-cultural, recreational, educational activity). The author defines the comparison of these concepts. The mass society education by a popularity of museums and its activities is closely connected with the state financial support as well as national cultural policy.

KEYWORDS: cultural and educational activity, forms of activity, museum, culture, education

Сегодня большое внимание уделяется проблеме просвещения населения в различных сферах современного общества: социальной, экономической, политической и духовной и др. В связи с этим актуальными становятся механизмы трансляции и популяризации знания. Интерпретация как особый способ организации разноуровневого общения в сфере культуры и искусства заслуживает отдельного внимания. Организовать диалог так, чтобы он стал процессом, обогащающим представления человека о мире, процессом приобретения знаний и смыслов, путем поиска ответов на поставленные человеком или временем вопросы, необходимо грамотно. Сложность, на наш взгляд, заключается в том, что необходимо учитывать момент субъективности восприятия субъектом художест-

recreational activity, socio-cultural activity,

венных произведений и артефактов, сопряженных с его личным опытом: трансляция и интерпретация смыслов осуществляются на социальном уровне. Роль субъекта как интерпретатора кодовых ценностей культуры является значимой, так как их актуализация и дальнейшее функционирование напрямую зависят, с одной стороны, от личностного интереса, и с другой - от потребности общества в нем. Постижение как прочтение и осмысление значимых для истории и культуры фактов, событий, произведений глубоко индивидуально. Создание благоприятных условий для успешной коммуникации является сегодня одним из ведущих направлений культурно-просветительской деятельности, которая определяется как деятельность, направленная на формирование, со-

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

хранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения [3].

В образовании культурно-просветительская деятельность играет важную роль, так как реализует принцип сохранения и распространения ценностей и смыслов культуры в разных социальных условиях. Встречается и такое определение: «культурно-просветительская деятельность - это прогрессирующая социально необходимая деятельность, целью осуществления которой является широкое распространение различного типа информации, имеющей приоритетное значение при установленном уровне развития общества. Культурно-просветительская деятельность вовлечена практически во все сферы жизни людей: политику, экономику, образование, медицину, досуг, карьеру и т.д.» [6].

Стоит отметить, что, как правило, она выходит за пределы учебных учреждений, и ее организация осуществляется в «свободное» время. Е.Н. Медынским внешкольное образование определялось как «всестороннее гармоническое развитие личности или человеческого коллектива в умственном, нравственнойсоциальном, эстетическом и физическом отношениях [4. С. 24-25]. Основная цель внешкольного образования вязана с творчеством личности: «переживание истинного в творчестве научном, прекрасного в творчестве художественном... обогащает жизнь человека, раскрывает в нем новые способности и качества и приобщает к миру духовных ценностей» [Там же. С. 27]

К предпосылкам возникновения культурно-просветительской деятельности относят еще реформы Петра I, в результате которых появились новые образовательные учреждения, открылись библиотеки и музеи, направленные на просвещение населения России. Так с 1714 года начала свою деятельность первая библиотека общественного пользования в Петербурге. В 1725 году после открытия Академии наук эта библиотека перешла в ее ведение. Это

событие способствовало возникновению первого русского естествен-

но-исторического музея - Петербургской Кунсткамеры - еще одного крупного просветительного учреждения [6].

В XIX веке определяются основные формы работы в рамках культурно-просветительской деятельности. К ним относят народные чтения и публичные лекции, выставки, экскурсии, народные театры и концерты, кинематограф, спектакли, народные гуляния, народные дома.

Стоит отметить, что в XX веке культурно-просветительская деятельность становится частью культурно-досуговой. Именно поэтому открывается ряд учреждений, работа которых направлена на культурное просвещение общества. Появляется такое определение культурно-просветительской работы - «система мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещению трудящихся, подъему их общего культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга» [1].

Новый виток своего развития культурно-просветительская деятельность получила с введением стандартов профессиональной подготовки учителя, а именно учителя начальных классов [6]. Культурно-досуговая и социально-культурная деятельности тоже оказываются очень близкими по содержанию и направленности, а нередко выступают как синонимичные культурно-просветительской. Объединяющим словом во всех трех видах деятельности является «культурный». В словаре Д.Н. Ушакова читаем: «в области культуры, связанный с областью культуры; занимающийся просветительной работой; прилагательное, по значению связанное с культурой» [12]. Деятельность определяется как «работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области» [12]. Очевидно, что эти три вида деятельности направлены на работу в области культуры или работу, связанную с просвещением.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

Культурно-досуговая деятельность как повседневная практика существовала еще в период Древнего мира и именовалась как «досуг» либо «свободное время». С течением времени формы и виды досуга становились все более разнообразными. В период Нового времени досуг стал выделяться в качестве самостоятельной сферы культуры. В XX веке свое развитие получает индустрия развлечений. Появляются абсолютно новые возможности и способы препровождения свободного времени. Это, прежде всего, связано с кино, разноплановыми шоу и концертами, телевидением, а также играми. Сегодня человек зависим от техники, которая в значительной степени как облегчает его жизнь и, соответственно, расширяет формы проведения свободного времени [2], так и мешает в плане физического, психологического, эмоционального здоровья. З.С. Тинькова определяет куль-турно-досуговую деятельность как деятельность, направленную на освоение человеком мира культуры [11]. В целом, этот вид деятельности представляет собой целенаправленно организованный процесс, в котором субъект осуществляет предметную, содержательную деятельность, характеризующуюся творческой активностью и влияющую на уровень его культурного развития [9].

Социально-культурная деятельность определяется как «интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени» [8]. В.В. Туев отмечает, что этот процесс приобщения человека к культуре и последующего его активного включения в нее управляется обществом и социальными институтами [13]. На основе данных определений можно констатировать, что поня-

тие социально-культурной деятельности очерчено условно: содержательное наполнение может быть разным и требует конкретизации в зависимости от функциональных особенностей и сферы реализации.

Также стоит отметить, что обозначенные виды деятельности в совокупности и каждая по отдельности играют важную роль именно сегодня. Учреждения культуры, например музеи, реализуют образовательные проекты и заинтересованы в привлечении большого количества посетителей. К сожалению, занимаясь самообразованием, люди не ставят на первое место посещение музеев. Так, Фонд Общественное мнение приводит следующие данные на 20 марта 2014 года: 39% всех москвичей чаще других в последние 1-2 года посещали экскурсии для получения новых знаний, когда просмотру документальных фильмов за этот же период отдают предпочтение 66%, а изучению литературы по какой-либо теме - 54% [10]. Если говорить о других формах образовательной деятельности, таких как лекции, мастер-классы или курсы, то здесь статистика еще более низкая (курсы - 18%, мастер-классы - 15%, лекции - 13% [9]). Большинство музеев осуществляют такие формы работы в рамках своей культурно-просветительской деятельности. Например, такие как уральский филиал ГЦСИ, центр фотографии «Март», музеи современного искусства «БЯЛЯТА» и «Гараж» и др.

Для привлечения внимания к своему учреждению часто используются актуальные для культуры XXI века технологии, например, игровые. Особенно популярны сегодня квесты, которые также органично вписываются в музейное пространство наряду с обычными экскурсиями. Соответственно, время, проведенное в музее, запоминается и является продуктивным с точки зрения получения дополнительной информации.

Сегодня в музее активно используются и мультимедиатехнологии. Например, вместо привычной демонстрации

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

произведении искусства, предлагаются так называемые «ожившие полотна». ОсновоИ такого похода является воспроизведение работ художников на больших экранах, которые обычно занимают все пространство помещения, при этом задействованы не только стены, но и пол. То есть все это похоже на некий анимированный ряд, который сопровождается текстом и музыкой. Также сейчас активно используются QR-коды, представляющие собой двухмерные штрихкоды, в которых зашифрована информация. В переводе с английского «quick response» - это быстрый отклик. И, действительно, стоит скачать приложение на свое мобильное устройство и навести его на QR-код, как на экране появляется исчерпывающая информация о произведении искусства, либо включается даже музыкальное сопровождение. Безусловно, все это делает музеи привлекательным объектом для проведения своего свободного времени не только с удовольствием, но и с пользой.

Необходимо отметить, что сегодня фонды, частные предприятия и др. организации активно занимаются спонсорской деятельностью, помогая учреждениям культуры выйти на качественно новый уровень, чтобы быть интересными, актуальными и востребованными. Существуют программы, которые направлены на культурное просвещение общества. Примером является благотворительный фонд имени В. Потанина. Они подготовили программу,

которую назвали «Меняющийся музей в меняющемся мире». Фонд выдает гранты сотрудникам музеев РФ на реализацию современных проектов. А в 2014, в год 15-летия деятельности, Благотворительный фонд В. Потанина объявил об обновлении музейных программ. Целью работы в этом направлении является поддержка лидеров, способных сделать музей современным центром образования и просвещения, а также открытым общественным институтом [5]. И эта программа осуществляется при поддержке Министерства культуры РФ. Это хороший шаг не только для активного развития самой культурно-просветительской деятельности в нашей стране, но и эффективности ее результатов.

Безусловно, культурно-

просветительская деятельность на сегодняшний день - это один из ведущих видов деятельности, осуществляемый учреждениями культуры и выполняющий важную просветительскую функцию в массовом обществе. Разнообразные формы ее реализации способствуют не только распространению информации о мире, представленную в художественных образах, впечатлениях, исторических артефактах, но и привлечению большего числа посетителей в учреждения культуры, которые могут провести свое свободное время, проявляя интерес и свои творческие способности в тех мероприятиях, которые организуют досуг за пределами учебных учреждений: музеи, библиотеки, образовательные центры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая советская энциклопедия (БСЭ) [Электронный ресурс] // URL: http://bse.sci-lib.com/ (дата обращения: 29.01.2017).

2. История развития культурно-досуговой деятельности. - Culture Mass. URL: http://www.culturemass.ru/lemas-426-1.html (дата обращения: 12.03.17).

3. Крючкова К.С., Ионкина Е.С. Информационные и коммуникационные технологии в культурно-просветительской деятельности будущего педагога. - Вестник Тульского государственного университета. Серия «Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин». 2014. № 1(13). - С. 68-71.

4. Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования: в 3 т. - Т. 3. - М.; Л.: Госиздат, 1925. - 172 с.

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

5. Меняющийся музей в меняющемся мире. Благотворительная программа. - Благотворительный фонд В. Потанина, 2003. URL: http://museum.fondpotanin.ru/ (дата обращения: 15.02.2017).

6. Морозова С.А. История развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании (конец XVIII - начало XXI века) // Человек и образование.

2013. №4 (37). С. 174-179.

7. Никитин М.Н. Культурно-просветительская деятельность казачьих хоровых коллективов России. - Культура: Теория и практика. Электронный научный журнал, 2015. URL: http://theoryofculture.ru/issues/58/823/ (дата обращения: 06.02.2017).

8. Основные задачи и направления социально-культурной деятельности. - PHILOSOPHY, 2014. URL: http://social-culture.ru/index.php?request=full&id=4 (дата обращения: 12.03.2017).

9. Понятие, формы и виды культурно-досуговой деятельности детей. - DirectEducation. URL: http://www.directeducation.ru/powins-1204-1.html (дата обращения: 12.03.2017).

10. Самообразование. Сколько москвичей стремятся к новым знаниям? - ФОМ, 20 марта,

2014. URL: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/11409 (дата обращения: 21.03.2017).

11. Тинькова З.С. Теория и методика культурно-досуговой деятельности. - Орел: Госуниверситет - УНПК, 2012. - 270 с.

12. Толковый словарь русского языка в 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушаков [Электронный ресурс]. - М.: Советская энциклопедия, 1935-1940. URL: http://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=26482 (дата обращения: 01.03.2017).

13. Туев В.В. Об атрибуте «социально-культурный» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2003. № 4. С. 70-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.