С. А. Морозова
(Волгоград)
История развития культурно-просветительской
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ (КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО XXI ВЕКА)
В статье анализируется проблема развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании в период с конца XVIII века по настоящее время. Выявляется отношение к ней со стороны государства, общественности, педагогов
Одной из актуальных проблем современного образования является развитие и воспитание духовно-нравственной личности гражданина России. Это отражено в национальной доктрине образования Российской Федерации, где преодоление духовного кризиса названо одной из стратегических целей [8]. Однако, несмотря на усиление внимания государства к решению данной проблемы, в обществе наблюдается тенденция снижения духовности и культурного уровня взрослых и детей. Поэтому необходимо обратиться к истории культурно-просветительской деятельности в образовании как системы, внесшей неоценимый вклад в сохранение и распространение культуры.
Проблема повышения культурного, духовного уровня человека и его просвещения не нова. В разработку содержания культурнопросветительской деятельности внесли вклад Ю. Д. Красильников, С. А. Пиналов, Е. В. Литовкин, В. Е. Триодин и др. Исторический аспект проблемы взаимодействия школы и семьи, проблемы просвещения родителей рассмотрен в исследованиях Т. А. Савченко, П. П. Петренко, Н. В. Поликутиной и др.
Как точно отметил в своей работе С. А. Пи-налов (1983], культурно-просветительская работа - это явление историческое. «Она появляется лишь тогда, когда у господствующего класса возникает потребность во внешкольной воспитательно-образовательной деятельности среди широких масс. В то же время ее возникновение связано с потребностью передовых и революционных сил использовать воспитательную и образовательную работу в качестве средства распространения прогрессивных идей» [13, с. 3].
Понятие «просвещение» в науке рассматривается как «процесс пропаганды и распро-
странения культуры» (И. С. Кон] [6]. Идея русского просвещения заключалась, с одной стороны, в сохранении национальных традиций, а с другой стороны, в формировании нового взгляда на культуру и на воспитание подрастающего поколения - образованного, обладающего широтой мировоззрения.
Предпосылками возникновения культурно-просветительской деятельности в России стали реформы Петра I, которые совершили кардинальный переворот в образовании, науке, культуре, досуговой деятельности. В тот период появлялись новые образовательные учреждения, открывались библиотеки и музеи, направленные на просвещение населения России. Так, с 1714 года начала свою деятельность первая библиотека общественного пользования в Петербурге. В 1725 году после открытия Академии наук эта библиотека перешла в ее ведение. Это событие способствовало возникновению первого русского естественно-исторического музея - Петербургской Кунсткамеры - еще одного крупного просветительного учреждения.
С открытием Петром I в конце 1718 года ассамблей в русском обществе начинают формироваться новые культурно-досуговые традиции. Как считает С. С. Комисаренко, это был государственный подход к пониманию досуга в противоположность тем собраниям, которые Петр организовывал в целях «необузданного веселья», где функция релаксации играла основную роль. Царь целенаправленно устраивал ассамблеи, где веселье имело воспитательное значение. Как государственный деятель, Петр осознавал значение ассамблей в культурных преобразованиях, позволяющих приобщать подданных к новым моделям жизни. Параллельно увеселительным и шутовским формам досуга он внедрял ассамб-
леи как центры обучения и выработки норм и навыков социально-культурной жизни. Царю представлялась необходимой универсальная природа ассамблей, где развлечения могли сочетаться с просветительскими, образовательными и коммуникативными целями, которые дополняли и взаимодействовали друг с другом [5, с. 127-129].
Большой вклад в зарождение культурнопросветительской деятельности внесли выдающиеся деятели эпохи «Петровского просвещения» Ф. Прокопович, Ф. С. Салтыков, И. Т. Посошков, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир. Ими создавались школы, библиотеки, издавались книги. В 1724 году И. Т. Посошков писал в своем произведении «Книга о скудости и богатстве» о важности распространения грамотности среди населения, считая, что создание учебных заведений станет основным путем к просвещению народа и подъему русской православной культуры [1].
Создание в 1755 году по инициативе М. В. Ломоносова Московского университета явилось важнейшим культурным событием в истории России. М. В. Ломоносов считал, что цель просвещения - научное образование человека, которое подводит к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами. По его убеждению, развивать следует не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на творчество [1].
Во второй половине XVIII века, во время правления Екатерины II (1762-1796], начинает формироваться идеология русского просветительства; создаются предпосылки для развития внешкольных форм просвещения, происходит формирование государственной системы образования в России. Это была эпоха просвещенного абсолютизма, пронизанная идеями французских просветителей (Ф. Вольтера, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо]. Проводником этих идей в России стал И. И. Бецкой (17041795]. Он считал, что наиболее эффективно воспитание «новой породы людей» будет проходить в учреждениях, полностью изолированных от воздействия семьи и общества. Как отмечает в своем исследовании Т. А. Савченко, И. И. Бецкой полагал, что только в изолированных от развращенного общества образовательно-воспитательных заведениях можно создать «новых людей», которые могут «свободно и прилежно заниматься промышленностью, торговлей, ремеслом». Образовательные заведения, создаваемые им,
были в основном сословными, учреждениями закрытого типа (интернатами] [14, с. 131]. Идеи И. И. Бецкого нашли свое отражение в нормативных документах - «Устав воспитания двухсот благородных девиц» (1768] и «Устав шляхетского кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества».
Благодаря общественной деятельности просветителей того периода (Н. И. Новиков,
A. Н. Радищев и др.] издавались книги для народа, создавались типографии, открывались книжные магазины и общедоступные библиотеки.
В первой половине XIX века, в начале царствования Александра I, ведущее место уделялось реформам в области просвещения. В 1802 году было создано Министерство народного просвещения - центральный орган управления, в задачу которого входило попечение о народном образовании со стороны правительства. Огромную роль просвещению народа придавали выдающиеся ученые, писатели и поэты того времени, благодаря которым, как писал В. А. Жуковский, происходило «приобретение настоящего понятия о жизни, знание лучших и удобнейших средств ею пользоваться, усовершенствования бытия своего, физического и морального» [2, с. 15]. Определяющую роль в развитии общественного сознания, повлиявшего на политику правительства в сфере культуры и просвещения, сыграли декабристы. Почти во всех дошедших до нас программных документах декабристов просвещение почиталось как «надежное средство борьбы с невежеством» [11].
В 90-е годы XIX столетия в России появляется система внешкольного образования, целью которой было просвещение и повышение грамотности народных масс. Развитие данной системы происходило на основе «частной инициативы», земств, союзов, кооперации, профсоюзов. В работе обществ принимали участие ученые, писатели, журналисты, чиновники, учителя.
Проблема внешкольного образования нашла свое отражение в трудах выдающихся ученых А. С. Пругавина, Е. Н. Медынского,
B. П. Вахтерова и др.
Е. Н. Медынский, автор «Энциклопедии внешкольного образования» (1923], определял внешкольное образование как «всестороннее гармоническое развитие личности или человеческого коллектива в умственном,
нравственно-социальном, эстетическом и физическом отношениях». Он считал, что одна из задач внешкольного образования - «чтобы у слушателей расширился умственный кругозор, развился художественный вкус и появилось стремление к дальнейшему развитию» [9, с. 24-25].
Общественная потребность в художественно-культурном просвещении, развитии широких народных масс и деятельность прогрессивной интеллигенции привели к расширению содержания внешкольного образования, которое и получило название «культурно-просветительная работа» [7, с. 60-62]. Культурно-просветительская работа этого периода включала в себя разнообразные формы: народные чтения и публичные лекции, выставки, экскурсии, народные театры и концерты, кинематограф, спектакли, народные гуляния, народные дома.
Большое внимание проблеме культурного просвещения взрослого населения как родителей в этот период уделяли выдающиеся педагоги Н. Ф. Бунаков, П. Ф. Каптерев, С. А. Ра-чинский, Л. Н. Толстой и др.
Реализуя идею свободного воспитания в своей Яснополянской школе, Л. Н. Толстой (1828-1910] придавал особое значение и взаимодействию школы с семьей, оказывая культурно-образовательное воздействие не только на детское, а и взрослое население своего окружения [14, с. 164].
Такую же позицию занимал выдающийся учитель С. А. Рачинский (1833-1902]. Подтверждение этому мы находим в следующих его высказываниях: «Школа должна принимать родителей такими, какие они есть, но не соглашаться с этим и развивать их в общекультурном и психолого-педагогическом плане. Ведущим звеном в этом процессе должна стать наука»; «решая задачи всестороннего и гармоничного развития ребенка, школа тем самым не только создает условия для богатого и насыщенного восприятия им окружающей жизни, подготовки к ее изменению, а и условия для повышения культурно-образовательного уровня самих родителей» [14, с. 173-174].
Русский педагог Н. Ф. Бунаков (1837-1904] главной задачей взаимодействия школы и семьи считал «повышение культурного уровня населения, изменения быта семьи и положения ребенка в ней, привитие элементарных психолого-педагогических знаний родите-
лям». Важную роль в улучшении взаимоотношений школы и родителей педагог отводил «крестьянскому театру», «как мощному союзнику школы в распространении просвещения и культуры в народе, как одному из компонентов культурно-воспитательной работы в социальной среде» [10, с. 189]. Для просвещения и повышения культурного уровня местных жителей Н. Ф. Бунаков устраивал внеклассные чтения, литературные и музыкальные вечера [14, с. 182].
В начале XX века наша страна переживала колоссальные потрясения в политической и социально-экономической сферах. Развитие культурно-просветительной работы в это время осуществлялось в рамках культурной революции, которая была направлена, как отмечает в своем исследовании А. И. Ветерков, на превращение всех не буржуазных слоев общества в социально-активных участников культурно-исторического процесса, на формирование человека нового типа. В осуществлении культурной революции активное участие приняли в 1920-е годы профсоюзы. По мнению А. И. Ветеркова, они оказали значительное влияние на ликвидацию неграмотности, вели культурно-просветительную работу, организовывали клубы [3].
Большой вклад в дело культурного просвещения детей и родителей внес выдающийся педагог С. Т. Шацкий (1878-1934]. Совместно с А. У. Зеленко (1871-1953] С. Т. Шацкий создал культурно-просветительское общество «Сетльмент» в Москве, организовал первый в России клуб для детей и подростков. Немаловажную роль в проблеме воспитания подрастающего поколения педагог отводил просвещению родителей. «Если не будет вестись работа с родителями, - писал он, - то «все знания и навыки, привитые детям школой, долго не удержатся, когда они подпадут под воздействие окружающей среды - семьи и улицы» [14, с. 257]. Во взаимопомощи, консультациях, обмене опытом, педагогическом просвещении и других видах совместной деятельности, организуемых школой, С. Т. Шацкий видел перспективы сотрудничества семьи и школы в воспитании детей. Наиболее приемлемыми формами сотрудничества и кооперирования семей он считал клуб, родительские комитеты, лектории, кружки [14, с. 258].
В этот период культурно-просветительная работа также развивалась досуговыми учреж-
дениями кооперативов, народными университетами, кружками, избами-читальнями, общественными организациями и учреждениями внешкольного образования, которые внесли большой вклад в ликвидацию неграмотности и поднятие культурного уровня населения нашей страны.
По мнению исследователей (Е. В. Литовки-на, В. Е. Триодина] с 1920 года культурнопросветительная работа приобрела новый смысл и рассматривалась как направление политико-просветительной работы среди взрослого населения. При Наркомпросе в 1920 году создается Главный политико-просветительный комитет республики, объединивший всю политико-просветительную работу в стране.
Е. Н. Медынский отмечал, что под влиянием политических условий внешкольная работа советского правительства в эту эпоху «военного коммунизма» все более и более принимала уклон политического воспитания трудящихся масс. Государство стало пользоваться внешкольным образованием, как чрезвычайно сильным орудием политической пропаганды [9, с. 89].
С 1945 года все виды политико-просветительной работы назывались «культурно-просветительная работа» и входили в подчинение Министерства культуры, Министерства просвещения и ВЦСПС. С этого времени культурно-просветительная работа в СССР носила государственный характер - был создан Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при Совете народных Комиссаров РСФСР (1945], в задачу которого входило руководство всей сетью культурно-просветительных учреждений. Основными направлениями содержания деятельности данных учреждений являлись идейно-политическое воспитание, научно-производственная и сельскохозяйственная пропаганда, организация самодеятельного художественного творчества, которые организовывались в форме лекций, докладов, политических кружков, выставок и т.д.
Во второй половине XX века в организации педагогической пропаганды, досуга и отдыха трудящихся принимали активное участие предприятия, производства, различные учреждения и широкая общественность. С этой целью они регулярно проводили дни педагогической пропаганды, родительские конференции, организовывали педагогический все-
обуч, разрабатывали программы педагогического просвещения родителей. Однако, как отмечает Т. А. Савченко, идеологизация и политизация этих мероприятий снижала их воспитательное воздействие, а формализм порождал скуку и безразличие [14, с. 329-330].
Активное участие в решении проблем просвещения родителей принимали средства массовой информации и печать: на телевидении выходили познавательные программы для родителей, учителей, школьников. С 1946 года возобновил свою работу в помощь родителям и учителям журнал «Семья и школа» (основан в 1871 году] как орган Академии педагогических наук РСФСР и СССР, в котором освещались проблемы всестороннего воспитания детей и подростков. В 1961 году при АПН РСФСР был создан Дом пропаганды педагогических знаний и передового опыта. Под его руководством осуществлялась разработка материалов для бесед по циклу «Взрослым о детях», а затем трансляция передач радиостанции «Маяк» для родителей [12, с. 79]. В издательстве «Знание» выходила серия «Народный университет, педагогический факультет» для родителей, учителей, слушателей и преподавателей народных университетов, в которой освещались проблемы семьи, воспитания, культурного образования.
В этот исторический период в образовательных учреждениях получили широкое распространение такие формы просвещения родителей, как классные и общешкольные родительские собрания, школьные конференции по обмену опытом семейного воспитания, школы молодых матерей, куда приглашались не только будущие мамы, но и уже воспитывающие своих детей молодые мамы и папы, возникают родительские лектории (университеты], «родительские пятницы», выступления учащихся на родительских собраниях, где учащиеся рассказывали своим родителям о своей учебе, общественном труде, о трудностях и успехах, увлечениях.
Уникален опыт в области просвещения родителей выдающегося педагога-новатора
В. А. Сухомлинского (1918-1970]. С 1947 года, занимая пост директора Павлышской средней школы, В. А. Сухомлинский создал «Родительскую школу», целью которой было «повышение уровня общей и педагогической культуры родителей как основополагающего фактора социального развития ребенка и его семьи» [14, с. 303]. Родители начинали посе-
щать занятия за два года до поступления их ребенка в школу и продолжали посещать их до окончания им средней школы. Работа школы с семьей опиралась на систему принципов - взаимного уважения детей и взрослых, сотрудничества, открытости, перспективы, радости и оптимизма, коллективизма, самоуправления, научности [14, с. 324]. В. А. Сухо-млинским были написаны книги «Как любить детей», «Сердце отдаю детям», «Письма к сыну» и др., читая которые учителя и родители задумывались и продолжают размышлять о духовном мире ребенка, о приобщении детей к культурным, семейным ценностям, отношении к труду, Родине и т.д.
Таким образом, в советский период развития нашей страны культурно-просветительная работа [БСЭ, 1973] определялась как система мероприятий, содействующих просвещению, коммунистическому воспитанию, подъему культурного уровня, развитию творческих способностей, организации досуга. В широком смысле «культурно-просветительная работа» понималась как любая организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культурному росту человека.
Изменения, произошедшие в России с середины 80-х годов XX века в политической, экономической и культурной областях, отразились и на культурно-просветительной сфере. Отказ от советской культурно-просветительной работы, по мнению Е. В. Литовкина, был объективным следствием поиска путей выхода из кризисного состояния сферы и результатом переосмысления прошлого опыта как на уровне теории, так и на уровне практики. Вместо названия «культурно-просветительная работа» с середины 1980-х годов утвердилось название «культурно-досуговая деятельность». Этот шаг позволил обозначить специфику отраслевой педагогической деятельности и отказ от просветительного, а скорее, назидательного, поучающего характера педагогической работы [7, с. 49].
В 90-х годах XX века в новой сложившейся социальной обстановке ученые занимались поиском более адекватного термина, чем культурно-просветительная работа и культурно-досуговая деятельность. В ходе различных научных дискуссий появляется понятие «социально-культурная деятельность», включающее в себя «разностороннюю и раз-
нообразную деятельность самых различных социальных субъектов культурного досуга» [15, с. 30].
Новый виток своего развития культурнопросветительская деятельность получила с введением стандартов профессиональной подготовки учителя. Начиная с 1995 года она становится одной из сфер профессиональной деятельности учителя начальных классов. В ФГОС ВПО (2009] выделяются компетенции учителя в области культурно-просветительской деятельности, которые направлены на овладение способностью разрабатывать и организовывать культурно-просветительские программы, выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды, взаимодействуя с коллегами и родителями школьников.
В современной системе образования культурно-просветительская деятельность задает направление на воспитание культурных и семейных ценностей, просвещение и взаимодействие всех субъектов образовательного процесса для решения стратегических задач воспитания духовно-нравственной личности, благородного, великодушного человека, способствует подъему педагогической культуры родителей. Вопросам культурного просвещения детей и родителей уделяется большое внимание на международном уровне, создаются общественные организации. При ведущих вузах нашей страны действуют родительские университеты, задачей которых является актуализация внимания общественности на проблемы взаимоотношений в семье, воспитания детей, организации культурного семейного досуга. На региональном уровне при школах, детских садах проходят различные мероприятия (ассамблеи, музыкальнолитературные вечера и т.д.], посвященные вопросам культурного просвещения, взаимодействия и сотрудничества с родителями.
Исторический анализ показал, что проблема развития культурно-просветительской деятельности в системе образования была актуальна на протяжении нескольких столетий. Выдающимися общественными деятелями и педагогами нашей страны накоплен обширный опыт в данном направлении развития образования. Сейчас, опираясь на положительные тенденции нашей истории, важно искать новые пути для решения задач культурного просвещения детей и родителей.
Литература
1. Антология педагогической мысли России XVIII века. - М.: Педагогика, 1985. - 480 с.
2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. - М.: Педагогика, 1987. - 558 с.
3. Ветерков А. И. Культурно-просветительная работа профсоюзов Верхневолжья в 1920-е гг. : дис. ... канд. ист. наук :
07.00.02. - Ярославль, 2003. - 299 с.
4. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? (1784 г.] // Цифровая библиотека по философии : [Электронный ресурс]. -URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000508/
5. Комиссаренко С. С. Культурные традиции русского общества : учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусства. -СПб. : СПбГУП, 2003. - 300 с. (Биб-ка Гуманитар. ун-та ; Вып. 16].
6. Кон И. С. Ребенок и общество. (Ист.-этногр. перспектива]. / Ин-т этнографии АН СССР. - М. : Наука, 1988. - 269 с.
7. Литовкин Е. В. Развитие культурно-просветительной работы России послевоенного периода : теоретико-методологические и историко-педагогические аспекты : дис. ... д-ра пед. наук:
13.00.05. - М., 2004. - 527 с.
8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации : одобрена постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 // Российская газета : документы [Электронный ресурс]. -URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения 15.11.2013].
9. Медынский Е. Н. Энциклопедия внешкольного образования. Общая теория внешкольного образования. Т. 1. - М. ; Пг : Гос. изд-во, 1923.
10. Нестерова И. Н. Проблемы начального образования в педагогической и культурно-просветительской деятельности Н. Ф. Бунакова в контексте общественно-педагогического движения 60-90-х гг. XIX века : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Воронеж, 2002. - 210 с.
11. Пасецкий В. М., Пасецкая-Креминская Е. К. Декабристы-естествоиспытатели. - М.: Наука, 1989. - 256 с.
12. Петренко П. П. Педагогическое просвещение родителей в отечественной системе образования, в послевоенные годы : теория и практика : дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. - Пятигорск, 2006. - 196 с.
13. Пиналов С. А. История культурно-просветительной работы в СССР : [учеб. пособие для ин-тов культуры]. - Киев : Вища школа, 1983. - 262 с.
14. Савченко Т. А. Взаимодействие семьи и школы в отечественной педагогике второй половины XVIII - конца ХХ веков как социокультурное явление : дис. . д-ра пед. наук : 13.00.05. - М., 2011. - 486 с.
15. Туев В. В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию] // Ученые записки / под науч. ред. Т. Г. Киселевой, В. И. Черниченко, Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2001. - Вып. 23. - С. 25-39. То же : [Электронный ресурс]. - URL: http://yaro-nik.narod.ru/index/0-14/