БИБЛИОСФЕРА, 2017, № 1, с. 52-57/ BIBLIOSPHERE, 2017, no 1, pp. 52-57
Библиотековедение
УДК 027.021:027.7:021.4 ББК 78.349
DOI 10.20913/181 5-3186-2017-1 -52-57
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА ВУЗА КАК КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР © Д. М. Хафизов, С. Г. Смолина, 2017
Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия; e-mail: [email protected]
В статье рассматривается деятельность вузовской библиотеки как культурно-просветительского центра. Раскрываются понятия «просветительство» и «просветительская деятельность», в том числе применительно к библиотечной практике. Приводится сравнение зарубежного и российского культурно-просветительского опыта университетских библиотек с указанием основных видов и форм культурно-просветительской деятельности.
Ключевые слова: просветительство, просветительская деятельность, культурно-просветительская деятельность, вузовская/университетская библиотека, информационно-образовательные мероприятия, культурно-до-суговые мероприятия.
Для цитирования: Хафизов Д. М., Смолина С. Г. Научная библиотека вуза как культурно-просветительский центр // Библиосфера. 2017. № 1. С. 52-57. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-1 -52-57.
Academic library as a cultural and educational center D. M. Khafizov, S. G. Smolina
South Ural State University, Chelyabinsk, Russia; e-mail: [email protected]
Enlightenment as well as cultural and educational activity plays a key role in forming cultural values. But educational activity of academic library is perceived in a limited context, that is why the article objective is to analyze an academic library activity as an educational and cultural center. The activity is expressed by a set of educational-information, leisure and cultural events as instruments to promote and develop scientific knowledge, to stimulate users' reading activity, to form general human culture and specific competences. The article describes different approaches of understanding the educational activities, the emphasis is made on cultural and educational activities of university libraries, federal state educational standards of higher education and higher vocational training in various fields are analyzed to reveal the essence of the libraries activity. In the process of comparative analysis of cultural-educational activities authors studied sites and public reports of Russian university libraries (a case of South Ural State University Scientific Library) and world libraries (library complexes of Oxford University, Munich Technical University, Harvard University, University of Oslo). As a result, main forms of cultural-educational activities were identified and systematized taking into consideration advantages and problems of implementation.
Keywords: enlightenment, educational activity, cultural-educational activity, academic/university library, awareness-raising events, culture and leisure events.
Citation: Khafizov D. M., Smolina S. G. Academic library as a cultural and educational center // Bibliosphere. 2017. № 1. P. 52- 57. DOI: 10.20913/1815-3186-2017-1-52-57.
Культура, являясь сложным многофакторным явлением, охватывает все сферы жизни и деятельности человека. Ключевую роль в формировании ценностей культуры играет просветительство, сегодня чаще рассматриваемое как социально-педагогический феномен [9], но в свое время получившее широкое распространение в художественной литературе и философии.
Просветительство, зародившееся в условиях разложения феодальной системы, явилось результатом не только изменения социально-экономических условий, но и формирования наций, становления менталитета различных народов в Европе. Свое философское осмысление просветительство получило в трудах Вольтера, И. Гердера, Г. Гегеля, однако общепринятым термин стал после статьи И. Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?», опубликован-
ной в 1784 г., в которой философ противопоставлял просветительство просвещению на основании того, что просвещение есть самостоятельное мышление, а просветительство - восприятие человеком готовой идеологии [12].
Просветительская деятельность как социальное и педагогическое явление часто рассматривается в аспекте культурологического подхода [2-4] и в современном понимании представляет собой любую организованную вне образовательного процесса деятельность, способствующую культурному росту человека и общества посредством просвещения и формирования культурных и семейных ценностей.
Применительно к российской действительности просветительская роль традиционно закреплена в сознании общества как за библиотеками, в том числе научными, так и за другими учреждениями культуры.
Эта роль закреплена Федеральным законом «О библиотечном деле», в котором библиотека определяется как «информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам» [8].
Исходя из дефиниции, научная библиотека представляет собой неотъемлемую часть образовательного и культурного пространства и занимает особое место в инфраструктуре вуза, а ее главными функциями следует признать информационную, культурную и просветительскую. Но в современной библиотечной теории просветительская функция среди «сущностных», как правило, не фигурирует и чаще всего относится к так называемым производным функциям, наряду с воспитательной, производственной, рекреационной, гедонистической. При этом в любом вузе, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО) и высшего профессионального образования (ВПО) по различным направлениям подготовки, для учащихся создаются условия формирования общекультурных компетенций, отраженных в п. 5.1. данных стандартов, вне зависимости от области знаний. Эти условия достигаются в том числе благодаря просветительской деятельности вузовской библиотеки.
Проанализировав ФГОС ВО (38.06.01 Экономика, 45.03.01 Филология, 48.06.01 Теология, 49.06.01 Физическая культура и спорт, 50.06.01 Искусствоведение) и ВПО (030900 Юриспруденция, 150700 Машиностроение, 240100.62 Химическая технология, 160100.62 Авиастроение, 080500.62 Бизнес-информатика), отметим, что, наряду с развитием мышления, умений строить письменную и устную речь, саморазвитием, повышением квалификации и мастерства, во всех исследуемых документах обозначено такое положение, как осознание сущности и значения информации в развитии современного общества, владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации. Таким образом, просветительская деятельность вузовской библиотеки видится в несколько ограниченном контексте и чаще всего отождествляется с совокупностью информационно-образовательных и культурно-досуговых мероприятий по продвижению и распространению научных знаний, стимулированию читательской активности пользователей, формирующих общую культуру человека и специфические компетенции.
В современных условиях, когда образование ориентировано на практическую подготовку, меняется подход вузовских библиотек к обучению пользователей. Одна из форм культурно-просветительской деятельности, которая активно развивается в российских научных библиотеках высших учебных заведений, - это организация и проведение разнообразных лекций, семинаров и тренингов для учащихся и преподавателей. Для сравнения, зарубежные библиотеки университетов и колледжей уже давно используют и активно продвигают такие формы работы.
Например, Библиотечный комплекс Оксфордского университета, Великобритания (www.bodleian.ox.ac.uk),
через регулярную программу семинаров и мастер-классов, а также с помощью конкретных проектов, охватывающих школы и общественность, обеспечивает образовательный процесс посредством собственных фондов и коллекций.
Университетские библиотеки Германии, в частности Мюнхенского технического университета (www. ub.tum.de), в первую очередь позиционируют себя как высокотехнологичные информационные центры. Однако просветительская деятельность также активно развивается и сосредоточена в основном на дополнительном и непрерывном образовании с комплексными и широкими возможностями обучения. Сотрудниками проводятся лекции в рамках бакалавриата и магистратуры, курсы и семинары, направленные на обучение студентов, гимназистов и других членов университета для развития исследовательских стратегий и информационных навыков (например, «Подготовьтесь к исследованиям», «Подготовьтесь к Вашей степени», «Инструкция по управлению Citavi/EndNote», «Быстрый путь к библиотечным материалам», «Информационная грамотность» и др.).
В Университете Осло, Норвегия (www.ub.uio.no), деятельность библиотеки направлена на поддержку целей вуза в отношении научных исследований, образования, коммуникаций и инноваций. Традиционной здесь является такая форма культурно-просветительской деятельности, как серия минисеминаров «Мастерская открытых данных», на которых обсуждаются навыки управления данными в контексте «Open Science».
Отметим, что во всех указанных случаях полное информирование пользователей о библиотечной деятельности осуществляется через сайты; за рубежом библиотеками используются и социальные сети.
Библиотеки Гарвардского университета, США (http://library.harvard.edu), используя современные информационные технологии, продвигают все свои мероприятия через встроенный календарь событий на сайте, что позволяет не только в удобной форме отслеживать все, что происходит в библиотеке, но и дает возможность записаться на мероприятие, а система оповещения напоминает пользователю о предстоящем событии по электронной почте. Помимо традиционных лекций («iPres: обзорная конференция», «Редактирование Шекспира в цифровую эпоху», «Тестирование материалов в Новом строительном музее», «Библиотечное обсуждение книги: С. Мойн. «Христианские права человека») в Гарвардской научной библиотеке проводятся тренинги и мастерские по многим другим темам, интересным студентам и преподавателям.
Научная библиотека Южно-Уральского государственного университета (НБ ЮУрГУ), являясь крупнейшим на Южном Урале культурно-просветительским центром среди вузовских библиотек, ведет свою историю с 1943 г. По мере развития университета и создания нового корпоративного образовательного пространства библиотека также развивалась в разных направлениях: информатизации, технологизации, технического оснащения и, конечно, культурно-просветительской деятельности. Сравнивая формы и приемы
просветительства НБ ЮУрГУ с зарубежными университетскими библиотеками, отметим, что, помимо факультативных мероприятий, ежегодно для студентов первого курса проводятся обязательные занятия по основам информационной культуры, а на третьем курсе по отраслевой библиографии.
Все больше возможностей появляется у обучающихся в использовании отечественных и зарубежных ресурсов на практических занятиях в рамках учебной программы «Основы информационной деятельности». Если раньше, подобно другим субъектам информационного образования, НБ ЮУрГУ испытывала методические трудности проведения со студентами практических занятий по электронным ресурсам, связанным с защищенным платным доступом, теперь эта проблема ушла в прошлое. Совместно с Институтом дистанционного образования материалы тренингов и семинаров записываются и размещаются на сайте НБ ЮУрГУ.
Однако современная тенденция такова, что в посещаемости занятий, в том числе и университетских, отсутствует стабильность, что, безусловно, отражается и на библиотечных курсах. Поэтому сотрудниками НБ ЮУрГУ ведется активная работа с профессорско-преподавательским составом посредством докладов на конференциях, лекций, семинаров и тренингов по работе с электронными русскоязычными/ зарубежными ресурсами и базами данных. В результате преподаватели сами приводят студентов на подобные мероприятия, после чего у последних возникает интерес к библиотеке, ее услугам и сервисам.
Нельзя не отметить и крупные совместные проекты со структурными подразделениями вуза, когда в рамках самостоятельной работы студенты вместе с библиотекарем готовят тематические выставки литературы по профилю специальности, аннотируют выставочную литературу. Наиболее успешным следует назвать опыт юридического факультета, студенты которого изучают основы информационного права. В частности, в 2012-2015 гг. был разработан и осуществлен совместный просветительский проект юридического факультета и Научной библиотеки ЮУрГУ, позволяющий проводить организацию, поддержку и развитие чтения как важнейшего элемента образовательной и научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов. Основными направлениями работы данного проекта стали: информационное обеспечение учебных дисциплин; организация и информационное сопровождение учебно-методических и научных мероприятий. Культурологический подход к задачам вузовской библиотеки обусловил их ориентацию на развитие информационной культуры пользователей.
Углубляется тесное сотрудничество НБ ЮУрГУ с кафедрами иностранных языков, что дает обучающимся дополнительные возможности обращения к зарубежным информационным ресурсам. Лингвистическое развитие охватывает и сайт библиотеки, который ведется на русском и английском языках; кроме того, с начала учебного года информационные материалы (листовки, буклеты и т. д.) также разрабатываются на двух языках - русском и английском.
В настоящее время сотрудники библиотеки проводят ознакомительные экскурсии и занятия по работе с электронными ресурсами для иностранных студентов на английском языке.
Однако при рассмотрении данного направления работы в масштабе всего вуза видится еще одна проблема: не все подразделения университета заинтересованы в подобном сотрудничестве. Причин этому несколько, в том числе высокая загруженность преподавателей, связанная с образовательным процессом, публикационной деятельностью, отчетными мероприятиями. Срабатывает и стереотипное представление о деятельности библиотеки, отсутствие налаженной коммуникации и т. п. Поэтому культурно-просветительские мероприятия, популяризирующие библиотеку, проводятся и среди профессорско-преподавательского состава, причем не только сотрудниками библиотеки, но и приглашенными специалистами.
Еще одной формой культурно-просветительской деятельности вузовских библиотек, ставшей уже традиционной, являются выставки, обзоры и просмотры литературы, в том числе и виртуальные, которые не только раскрывают библиотечные фонды, но и стимулируют читательскую активность, разные виды культурной коммуникации. Благодаря информационным технологиям и интернету современный читатель имеет возможность ознакомиться с экспозицией книжной выставки как в самой библиотеке, так и на сайте, в блоге, социальных сетях; он - равноправный участник коммуникативного процесса.
За рубежом университетские библиотеки стали применять электронные технологии в выставочной деятельности намного раньше, чем в России, при этом современные экспозиции часто сочетают в себе не только библиотечные, но и музейные приемы. Так, в научной библиотеке Оксфордского университета подготовлена выставка «Сокровища Бодлеанской библиотеки: 24 пары», содержащая редкие и самые значимые экспонаты, включая иллюстрации к «Хоб-биту» Дж. Р. Р. Толкина, «Франкенштейну» Мэри Шелли, Массачусетской книге псалмов и самой дорогой и почитаемой печатной книге в мире А благодаря разнообразной коллекции игр и забав, пожертвованной Ричардом Балламом, появилась выставка «Игра с историей». Эта небольшая выборка предметов из обширной коллекции дает полное представление об истории детства, а также способах познания детьми окружающего мира и их взаимодействия с современными проблемами через игру.
В НБ ЮУрГУ выставочная деятельность развивается в трех направлениях. Во-первых, это традиционные выставки в отделах библиотеки или на территории университета, организованные и художественно оформленные в соответствии с культурно-просветительскими задачами либо с заказом подразделений или преподавателей вуза. Во-вторых, на сайте НБ ЮУрГУ в разделе «Выставки и просмотры», помимо информационного блока о перечне подборок литературы и сроков их экспонирования, размещаются и виртуальные выставки. Однако существует проблема их актуальности с технической точки зрения
из-за невозможности создания в текущей версии сайта более качественного продукта. Поэтому, в-третьих, для популяризации данной формы культурно-просветительской деятельности среди студентов подборки литературы размещаются в группах библиотеки в социальных сетях с последующей возможностью распространения при помощи функции «repost», тем самым охватывая как можно большую аудиторию.
Экскурсионная работа также является одним из важнейших направлений деятельности научной библиотеки университета, несущим просветительский характер. Большинство университетских библиотек как в России, так и в мире, представляют собой огромные комплексы с богатой историей, состоящие из множества отделов и корпусов, иногда удаленных друг от друга. Экскурсия дает возможность сформировать полное представление о библиотеке, ее отделах, фондах, отдельных коллекциях. Однако в рамках культурно-просветительской деятельности распространены не только традиционные экскурсии по библиотекам, часто охватывающие внутренние помещения и закрытые фонды, как, например, в НБ ЮУрГУ, но и дни открытых дверей, как в библиотеках Гарварда, в рамках серии мероприятий «Открытый дом», сопровождающиеся экскурсиями по отделам, закрытым фондам и книгохранилищам, дискуссиями на различные темы, беседами с сотрудниками о новых ресурсах, а также конкурсами и лотереями, в которых можно выиграть билеты в кино или книги. Подобный формат гораздо эффективнее традиционных экскурсий, так как может привлечь не только уже зарегистрированных пользователей, но и людей, еще не знакомых с библиотекой.
Библиотеки должны заявлять о себе, своих услугах и мероприятиях в СМИ и социальных медиа. Поэтому НБ ЮУрГУ активно взаимодействует с местными телеканалами и радиостанциями («ЮУрГУ-ТВ», «СТС-Челябинск», «ОТВ», «Домашний»), информационными порталами («74.ru», «Добрый день, Южный Урал», «Hornews») и газетами («Южноуральская панорама», «Технополис»), которые демонстрируют видеоматериалы, презентации, ролики и репортажи о библиотеке. Это не только формирует положительный имидж библиотеки, но и позволяет укрепить ее позиции как значимого и авторитетного подразделения вуза.
Еще одной мировой тенденцией в развитии вузовских библиотек следует считать внедрение инновационных форм деятельности, охватывающих различные области культуры и искусства, что позволяет привлечь новые группы пользователей. Это и разнообразные концерты и перфомансы в научной библиотеке Гарварда, и «культурные обеды» в Университете Осло, представляющие собой еженедельное получасовое концертное мероприятие, проходящее в обеденный перерыв с возможностью перекусить вафлями и кофе, куда в качестве участников приглашаются местные (в том числе университетские) исполнители и музыкальные группы. Там же было проведено альтернативное Нобелевской премии юмористическое шоу «Шнобелевская ночь», в рамках ко-
торого состоялся визит его основателя Марка Аб-рахамса и победителей конкурса прошлых лет.
В Оксфорде особое внимание уделяют цифровым проектам, с помощью которых библиотека обеспечивает свободный доступ к специализированным и уникальным материалам. Оцифровка контента осуществляется как самой библиотекой, так и в сотрудничестве с внешними партнерами, такими как Google, ProQuest и the Royal Archives, что позволяет делать доступными сотни тысяч книг. В Электронной библиотеке НБ ЮУрГУ для студентов размещены полнотекстовые коллекции учебных и учебно-методических изданий сотрудников и преподавателей университета в открытом доступе как из сети библиотеки, так и удаленно. Это решает проблему недостаточной эк-земплярности и позволяет разгрузить печатный фонд.
Социальные акции - еще один вид культурно-просветительской деятельности вузовских библиотек, которые помимо маркетинговых задач реализуют культурную, эстетическую, гуманитарную, социальную и иные функции, в зависимости от целей и содержания самой акции. Так, в научной библиотеке Университета Осло запущена социальная акция «Пожертвование книг для беженцев», в рамках которой идет сбор научных книг и художественной литературы на английском и арабском языках, что актуально в условиях миграционного кризиса в Европе.
Более локальная, но не менее значимая акция «Я^ЧИТАТЫ», старт которой был приурочен к Году литературы в России, проводится в зале электронных ресурсов НБ ЮУрГУ. Изначально концепция предполагала организацию и оформление книжной полки для создания более комфортной среды и расширения функциональных возможностей помещения. В дальнейшем она переросла в буккроссинг. Были разработаны правила акции, которые раскрывали ее основные принципы в девизе: «Приходи. Выбирай. Читай!».
Еженедельно в группе библиотеки в социальных сетях размещаются посты с тематическими подборками книг, участвующих в акции, которые сопровождаются оригинальными баннерами, разработанными сотрудниками Зала электронных ресурсов НБ ЮУрГУ. Постепенно акция набрала популярность не только у студентов, но и у профессорско-преподавательского состава университета. В итоге на конец 2015 г. общее количество книг, выставленных на полку «Я^ЧИТАТЫ», составило 303 издания различной тематики, сгруппированные по четырем рубликам: художественная, научная, научно-популярная и учебная литература. Самым большим спросом пользуется художественная литература - 65,5%: в том числе произведения российских/советских авторов составили 40,1%, из них 12,4% приходится на современных писателей, тогда как зарубежных - 59,9%, из них 14,6% - современных писателей.
Продолжая тему присутствия НБ ЮУрГУ в социальных сетях, отметим, что работа в данном направлении ведется с 2010 г. Согласно опросу, проведенному среди студентов различных факультетов ЮУрГУ в мае 2010 г., большинство респондентов предпочли электронную рекламу о ресурсах библиотеки в виде
баннеров в социальных сетях, а именно - «ВКон-такте» (19,9%), хотя с 2012 г. информация дублируется в Facebook и Twitter. В отличие от официального сайта библиотеки, стилистические особенности группы должны носить не официальный, а доверительный характер. Поэтому в приоритете - публикации новинок литературы, интересных фактов о библиотеке и текущих новостей. Большой популярностью у студентов пользуются тематические конкурсы и викторины, буктрейлеры, фотоальбомы и «посты» других книжных и библиотечных ресурсов. Сегодня подписчиками группы библиотеки в «ВКонтакте» стали около 1900 человек [7], что в несколько раз превышает статистику сообществ других вузовских библиотек Челябинска (ЮУГМУ - 1080 чел. [6], ЧелГУ -353 чел. [1], ЧГИК - 83 чел. [5]). Постоянно проводятся мероприятия по актуализации работы группы, в том числе с помощью встроенной опросной системы, чтобы в дальнейшем привлечь новых пользователей и сохранить уже существующих.
Вместе с тем силами сотрудников Научной библиотеки ЮУрГУ сегодня разрабатываются различные формы культурно-просветительской деятельности, в том числе с использованием сетевых технологий. С нового года в группах библиотеки в социальных сетях стартовал проект «BookЛарь» - отзывы на интересные книги по мнению сотрудников НБ ЮУрГУ и студентов, к каждому из которых прилагается аннотация от издательства, шифр места хранения, если издание есть в фонде библиотеки, и опросная форма для желающих оценить книгу. Для продвижения подписных электронных ресурсов и информирования о принципах и методах работы с ними планируется создать пошаговые видеоинструкции, а к Общероссийскому дню библиотек будет разработан web-квест, представляющий собой проблемное задание с элементами ролевой игры; для его выполнения потребуется освоение информационных ресурсов библиотеки.
Опираясь на данные опроса, проведенного под эгидой Русской ассоциации чтения [11], отметим, что сегодня наиболее популярны книги, по мотивам которых уже поставлены или планируются культовые фильмы и сериалы, или же, наоборот, произведения, написанные уже после выхода фильма, на основе сценария. Большинство из них имеют статус «модного» издания, что в большинстве случаев находит отражение в рейтинговой системе различных информационных агентств и порталов, освещающих ситуацию на книжном рынке. Поэтому в группах НБ ЮУрГУ в социальных сетях была введена новая рубрика «КиноКнига», приуроченная к Году российского кино. Посты публикуются в выходные дни и содержат информацию по принципу «читай книгу - смотри фильм».
Нельзя не отметить, что зарубежные университетские библиотеки, например, библиотека Университета Осло, проводят целые киномарафоны в сотрудничестве со студенческими организациями, имея для этого дополнительное финансирование и поддержку со стороны университета. Одно из последних таких мероприятий проводилось в декабре 2015 г., в преддверии выхода нового (VII) эпизода «Звездных войн».
В фойе библиотеки были показаны шесть предыдущих эпизодов саги. Во время показа была организована подача еды и напитков, а также проведен конкурс, победитель которого получил билеты на кинопремьеру. Но это скорее исключение, в основном библиотечные кинопоказы ограничиваются документальным или авторским художественным кино, которое не встретишь в широком прокате, но которое обладает исключительной научной и/или художественной ценностью.
Наконец, самой инновационной и популярной среди пользователей является такая форма культурно-просветительской деятельности, как квест, которая, с одной стороны, позволяет организовать досуг молодежи и привлечь ее в библиотеку, а с другой -развить информационную, читательскую и общекультурные компетенции. В зависимости от формы, сценария и сюжета квест позволяет интегрировать весь спектр видов информационной деятельности пользователей: поиск в каталоге, ориентирование в фонде, поиск информации в сети, ее отбор, систематизацию и библиографическую характеристику и др.; а также оказаться в служебных помещениях библиотеки, куда обычно читателям доступ запрещен и где своими глазами можно увидеть «литературные богатства» книгохранилищ, вереницы стеллажей, библиотечные лифты и многое другое.
В зарубежных библиотеках в основном развиты сетевые интерактивные квесты. Например, библиотекой Мюнхенского технического университета был запущен квест «Рождественская лиса» в социальной сети Facebook. Его суть заключалась в разгадывании загадок от библиотекарей с использованием электронных ресурсов, печатных книг и собственной эрудиции.
В НБ ЮУрГУ впервые серия квестов под названием «Сумерки в библиотеке» была проведена к Общероссийскому дню библиотек и 70-летию ЮжноУральского государственного университета в 2013 г. Впоследствии этот вид мероприятий стал проводиться ежегодно: в 2014 г. - квест «По следам Да Винчи», а в 2015 г. - квест-хоррор «Великая библиотека», поставленный по мотивам книги Дмитрия Глу-ховского «Метро 2033». Последний получился наиболее масштабным и состоял из шести игр. Тематика постапокалипсиса была выбрана с помощью голосования среди студентов университета, как офлайн, так и в социальных сетях, а сам выбор книги «Метро 2033» как первоосновы был обусловлен тремя причинами: 2015 г. был провозглашен Годом литературы в России, совпало время проведения игр и выход новой книги Д. Глуховского из серии «Вселенная Метро 2033», а также одна из сюжетных линий («Великая библиотека») подходила для адаптации сценария квеста в условиях Научной библиотеки ЮУрГУ.
Игры проводились в вечернее время, когда библиотека была закрыта для сторонних пользователей. Впоследствии по мотивам игры была проведена тематическая фотосессия (косплей), результаты которой (12 фото) выложены в социальных сетях, в частности в официальной группе автора книги «Метро 2033» Д. Глуховского. Это послужило стимулом к изу-
чению субкультурной составляющей современной молодежи, что в дальнейшем позволит разрабатывать не только массовые мероприятия по поддержке и развитию чтения, но и узконаправленные для отдельных субкультурных групп.
Отвечая на вызовы современной действительности, библиотека университета должна быть привлекательным местом для общения, культурного проведения досуга молодых пользователей, их творческой самореализации, ведь университетская библиотека - это прежде всего библиотека для молодежи, студентов как наиболее массовой категории пользователей. Вспоминается определение Т. Филипповой, рассматривающей библиотеку как «культурный муль-тимолл, интеллектуальный гипермаркет, где добро-соседствуют книги, диски, пластинки. Проводятся ве-
Список источников
1. Библиотека ЧелГУ. Выставки: открытая группа // ВКон-такте. URL: https://vk.com/club68711376 (дата обращения: 15.05.2016).
2. Караваева Я. В. Культурно-просветительская деятельность в медиапространстве // Человек в мире культуры. 2015. № 1. С. 58-61.
3. Мазай Л. Ю. Организация культурно-просветительской деятельности в республике Хакасия с учетом региональной культурной образовательной среды // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 9. С. 167-170.
4. Морозова С. А. История развития культурно-просветительской деятельности в отечественном образовании (конец XVIII - начало XXI века) // Человек и образование. 2013. № 4. С. 174-179.
5. Научная библиотека ЧГИК : открытая группа // ВКон-такте. URL: https://vk.com/club82274481 (дата обращения: 15.05.2016).
6. Научная библиотека ЮУГМУ (бывш. ЧелГМА) : открытая группа // ВКонтакте. URL: https://vk.com/club27913402 (дата обращения: 15.05.2016).
7. Научная Библиотека ЮУрГУ : открытая группа // ВКонтакте. URL: https://vk.com/librarysusu (дата обращения: 15.05.2016).
8. О библиотечном деле : федер. закон № 78-ФЗ от 29.12.1994 (в ред. от 08.06.2015) // Техэксперт: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/9010022 (дата обращения: 01.06.2016).
9. Помелова Е. В. Просветительство как социально-педагогический феномен // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 4. С. 23-31.
10. Филиппова Т. А. Шоу-стоппер: добро пожаловать в библиотеку! // Библиотечное дело. 2011. № 7. С. 1.
11. Хафизов Д. М. Использование сетевых технологий как инструмента стимулирования читательской деятельности в условиях вузовской библиотеки (на примере научной библиотеки Южно-Уральского государственного университета) // Человек читающий: Homo Legens-7. Стратегии инновационного развития профессиональной подготовки специалистов в области чтения. Москва, 2015. С. 94-103.
12. Цырендоржиева Д. Ш., Батуева А. Ц. Просвещение и просветительство: сущность и отличительные черты // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 14. С. 34-37.
чера, встречи, выставки. Но главное пространство отдано читателям - все удобно, рационально, современно, красиво» [10, с. 1]. Поэтому, определяя вузовскую библиотеку как культурно-просветительский центр, можно констатировать позитивную динамику всех форм культурно-просветительских мероприятий в формировании положительного имиджа библиотеки и привлечении новых пользователей. Отметим, что и за рубежом, и в России происходит стабильное расширение приоритетов библиотечной деятельности, особенно с использованием сетевых технологий, направленных не только на привлечение пользователей (особенно молодежи) в информационное и библиотечное пространства, но и на повышение читательской активности и культуры пользователей, поддержание высокого статуса книги, чтения, библиотеки.
References
1. The library of Chelyabinsk University. Exhibitions. VKontakte. URL: https://vk.com/club68711376 (accessed 15.05.2016). (In Russ.).
2. Karavaeva Ya. V. Cultural-educational activities in the media space. Chelovek v mire kul'tury, 2015, 1, 58-61. (In Russ.).
3. Mazai L. Yu. Organization of cultural-educational activities in the Republic of Khakassia accounting the regional cultural educational environment. Vestnik Tomskogo gosugarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2013, 9, 167-170. (In Russ.).
4. Morozova S. A. The history of cultural-enlightening activities in Russian education (the late XVIII - early XXI centuries). Chelovek i obrazovanie, 2013, 4, 174-179. (In Russ.).
5. The scientific library of Chelyabinsk State Institute of Culture. VKontakte URL: https://vk.com/club82274481 (accessed 15.05.2016). (In Russ.).
6. The scientific library of South Ural State Medical University, former Chelyabinsk Medical Academy. VKontakte. (URL: https:// vk.com/club27913402 (accessed: 15.05.2016). (In Russ.).
7. The scientific library of South Ural State University. VKontakte URL: https://vk.com/librarysusu (accessed 15.05.2016). (In Russ.).
8. O bibliotechnom dele : feder. zakon № 78-FZ ot 29.12.1994: v red. ot 08.06.2015 [On Librarianship: Federal Law № 78-FZ on 29.12.1994, revised 08.06.2015]. Techexpert. URL: http:// docs.cntd.ru/document/9010022 (accessed 01.06.2016). (In Russ.).
9. Pomelova E. V. enlightenment as a social-pedagogical phenomenon. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitar-nogo universiteta, 2009, 4, 23-31. (In Russ.).
10. Filippova T. A. The show-stopper: welcome to library. Biblio-technoe delo, 2011, 7, 1. (In Russ.).
11. Khafizov D. M. Using network technologies as a tool to stimulate readers' activity under conditions of a university library (a case of the Scientific Library of South Ural State University). Chelovek chitayushchii: Homo Legens-7. Moscow, 2015, 94-103. (In Russ.).
12. Tsyrendorzhieva D. Sh., Batueva A. Ts. Education and enlightenment: essence and distinctive features. Vestnik Bu-ryatskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, 14, 34-37. (In Russ.).
Материал поступил в редакцию 10.10.2016 г.
Сведения об авторах: Хафизов Дамир Михайлович - библиотекарь зала электронных ресурсов научной библиотеки, Смолина Светлана Геннадьевна - директор научной библиотеки