1УДК 374.4 ББК 74.200
АНАЛИЗ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
С. А. Морозова
Аннотация. В статье анализируется деятельность образовательных организаций России и ближнего зарубежья по организации культурно-просветительской деятельности. Описана разработанная автором культурная модель школы, основой которой является культурно-просветительская деятельность. Показана значимость изучения передового педагогического опыта в области культурно-просветительской деятельности для современного учителя на примере гимназии № 11 г. Перми (Россия) и прогимназии № 1 г. Шяуляя (Литва). Рассмотрены традиционные и инновационные формы культурно-просветительской деятельности, организуемые в данных образовательных организациях, способствующие активизации познавательно-творческой деятельности гимназистов, взаимодействию с семьей, просвещению воспитывающих взрослых и детей.
Ключевые слова: передовой педагогический опыт, культурно-просветительская деятельность, культурная модель школы, формы культурно-просветительской деятельности, учитель начальных классов.
ANALYSIS OF ADVANCED PEDAGOGICAL EXPERIENCE IN ORGANIZING CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES IN MODERN SCHOOL
S. A. Morozova
Abstract. The article dwells upon the activities of educational organizations in Russia and near abroad countries dealing with the organization of cultural and educational activities. The author describes a developed cultural model of schools based on the cultural and educational activities. The research importance of advanced pedagogical experience in the field of cultural and educational activities for the modern teacher is presented on the example of the gymnasium № 11 of Perm (Russia) and gymnasia No. 1 in Siauliai (Lithuania). Traditional and innovative forms of cultural and educational activities which are organized in these schools are considered in the article; they activate cognitive and creative activities of high school students, interaction with the family, and raise awareness of adults and children.
Keywords: advanced pedagogical experience, cultural and educational activities, cultural school model, forms of cultural and educational activities, primary school teacher.
Ситуация, сложившаяся в системе современного образования (модернизация школы, введение профессионального стандарта педагога, ФГОС начального общего образования), предъявляет все новые требования к подготовке учителя. Это ставит перед учителями задачу постоянного обновления, самосовершенствования, внедрения новых идей и технологий. В документе «Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"» отмечается, что «задача учителя - помочь ребя-
там найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми», учителя - это «чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому» [1]. И это, согласно документу, - «ключевая особенность школы» [1].
К сожалению, практика показывает, что большинство педагогов не готово к таким изменениям. Из беседы с учителями начальной школы мы выяснили, что они видят свою миссию прежде всего в обучении детей («надо успеть пройти програм-
му»), «не находят времени» на другие виды профессиональной деятельности («мы хотим, но у нас нет времени и помещения»). А как же воспитание, просвещение, «передача ученику всего того, что человечество накопило в виде знаний о самом себе и о природе, об основных достижениях в области созидания и творчества»? [2].
На наш взгляд, одна из причин данной установки - недостаточная теоретическая и практическая подготовка учителя к культурно-просветительской деятельности, затрагивающая моти-вационно-ценностные, рефлексивные сферы его личности. Важно понимать, что если каждый педагог в школе будет осознавать ценность этой деятельности, стремиться к ее освоению и развитию, изучать передовой педагогический опыт выдающихся учителей прошлого и современности, образовательных учебных заведений на ниве просвещения, то он сможет достичь нового качества своей профессиональной деятельности.
Как известно, учитель черпает актуальные для своего развития знания не только из достижений современной науки, классического наследия трудов выдающихся учителей (С. А. Рачинско-го, П. Ф. Каптерева, К. Д. Ушинского, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского и др.), но и из передового педагогического опыта ведущих педагогов и общеобразовательных учреждений. Изучением его сущности, выделением его видов, основных критериев занимались Ю. К. Бабанский, В. И. Загвя-зинский, А. Н. Кузибецкий, В. А. Мижериков, В. М. Полонский, М. Н. Скаткин и другие исследователи. Передовой педагогический опыт определяется учеными как средство целенаправленного повышения эффективности и совершенствования учебно-воспитательного процесса, который способен в современных условиях удовлетворить актуальные потребности практики обучения и воспитания [3, с. 32]. Одной из таких потребностей выступает теоретическое изучение и практическое применение в работе учителя культурно-просветительской деятельности, которая, согласно ФГОС высшего профессионального образования, является особым видом профессиональной деятельности учителя.
Учитывая исследования ученых, посвященные специфике работы учителя начальных классов (Ю. П. Вавилов, М. В. Николаева, Т. Б. Руденко, Е. А. Руденко и др.), а также труды по культурно-просветительской деятельности (Ю. Д. Красиль-
ников, А. Д. Жарков, Е. В. Литовкин и др.), мы определяем культурно-просветительскую деятельность как деятельность учителя, устремляющую субъектов образовательного процесса (учащихся, учителей, родителей) к постижению материальных и духовных ценностей культуры, как деятельность, рождающую совместные культурные потребности и интересы, результатом которой выступает процесс самосовершенствования воспитывающих взрослых и детей. Согласно данному определению, целью культурно-просветительской деятельности является устремление учителя, воспитывающих взрослых и детей к культуре и культурным ценностям, духовное развитие всех субъектов образовательного процесса посредством организации культурно-просветительских мероприятий.
В соответствии с ФГОС высшего профессионального образования (2011) по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» задачами учителя в области культурно-просветительской деятельности являются:
• изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;
• организация культурного пространства [4].
Учитель, овладевший компетенциями в области культурно-просветительской деятельности, способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы, умеет проектировать и строить культурное пространство школы и класса, взаимодействовать с воспитывающими взрослыми и учащимися, с коллегами и со специалистами дополнительного образования для повышения их культурного уровня, выявлять и использовать возможности региональной культурно-образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности [4].
На основании федеральных требований нами разработана культурная модель школы, основой которой является культурно-просветительская деятельность. Под культурной моделью школы, вслед за Н. Б. Крыловой, мы понимаем такой тип организации всей школьной жизни, в которой находят выражение и реализацию совокупность идей и ценностей, выработанных школьным сообществом, благодаря чему каждый ребенок получает условия для своего свободного культурного развития; также это такая форма школьной жизни, в которой со-организуются школьные со-
общества, группы взрослых и детей, складывающиеся на основе свободно развивающихся взаимоотношений [5, с. 196].
Культурная модель школы по организации культурно-просветительской деятельности включает в себя:
• целевую установку субъектов культурно-образовательного процесса, направленную на устремление воспитывающих взрослых и детей к культуре и культурным ценностям, являющуюся основой поиска новых способов воспитания человека культуры (по определению Е. В. Бондаревской [6, с. 59]);
• субъектов культурно-просветительской деятельности: учитель, родители, учащиеся, коллектив школы (это не только учителя музыки и рисования, а весь педагогический состав), специалисты учреждений дополнительного образования (библиотеки, дворцы культуры, самодеятельные коллективы и т. д.);
• формы культурно-просветительской деятельности. К ним относятся как формы внеурочной деятельности с учащимися (кружки, экскурсии, праздники, концерты и др.), так и формы взаимодействия с родителями (родительский университет, художественный салон, семейные гостиные, родительский клуб и др.);
• средства культурно-просветительской деятельности - внешние и внутренние. Внешние средства включают в себя произведения искусства, труды ученых, раскрывающие вопросы развития
личности; внутренние средства - это потенциал учителя, его способности к самообразованию, самопознанию, саморазвитию, саморефлексии.
Главным результатом организации культурно-просветительской деятельности в школе является воспитание человека культуры через создание культурного пространства образовательного учреждения. Как считает Н. Б. Крылова: «Окружающее человека пространство, это и есть культурная среда. Это - и макросреда, и непосредственное социокультурное поле общения, микросреда, где он активно действует и реализует себя как субъект культуры и где, главное, он выбирает наиболее значимое как материал самообразования и самостроительства» [5, с.190].
При построении данной модели (рис.) мы опирались на передовой педагогический опыт образовательных организаций в области просвещения, существующий как в России, так и в странах ближнего зарубежья (МОУ СОШ № 200 г. Москвы, ГБОУ Центр образования № 109, г. Москвы, Благовещенская негосударственная СОШ № 2 «Наш дом» г. Благовещенска, МОУ СОШ им. М. Горького г. Клайпеды (Литва)).
Уникальный опыт по организации культурно-просветительской деятельности сложился в гимназии № 11 им. С. П. Дягилева г. Перми (Россия) и прогимназии № 1 г. Шяуляя (Литва), на примере которых мы покажем новое качество профессиональной деятельности современного учителя. Наш выбор обоснован тем, что в гимназии № 11
Рис. Культурная модель школы
г. Перми активно сохраняется наследие семьи Дягилевых, а в прогимназии № 1 г. Шяуляя развиваются ценности культуры литовского народа и народов стран Балтии; деятельность данных образовательных организаций выстраивается с опорой на гуманно-личностный подход к ребенку. В гимназии № 11 г. Перми ключевой идеей выступает свободное саморазвитие личности, в прогимназии г. Шяуляя основной постулат - «Культура ребенка растет на фундаменте культуры семьи и школы». Действительно, семья, а затем и школа - это две важные социальные системы в жизни ребенка.
Субъектами культурно-просветительской деятельности в этих образовательных организациях являются не только учителя, учащиеся, родители, а также выдающиеся деятели науки и искусства. Учебный процесс в гимназиях организуется под руководством видных ученых. В гимназии им. С. Дягилева научным руководителем является доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории философии ПГУ - Владимир Николаевич Железняк. Он считает, что содержание школьного образования в гимназии восходит к классическому ядру культурной традиции, как национальной, так и общемировой. Ученый выделяет три аспекта внедрения культурно-исторической традиции в школу: дом и город, страна и мир, культура и человек [7, с. 93]. Прогимназия № 1 г. Шяуляя сотрудничает с академиком, доктором психологический наук, профессором Ш. А. Амонашвили, являющимся создателем и руководителем Международного Центра Гуманной Педагогики.
В гимназии № 11 г. Перми проходят встречи с выдающимися деятелями культуры и искусства. В разные годы гостями гимназии были: А. Васильев, В. Федосеев, В. Спиваков, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, В. Вульф, Н. Цискаридзе, Андриес и Илза Лиепа, Р. Виктюк, Р. Щедрин и М. Плисецкая, И. Архипова. Гимназия сотрудничает и с профессиональными творческими коллективами г. Перми.
В гимназии № 11 и прогимназии № 1 активно развиваются традиционные и совершенствуются инновационные формы культурно-просветительской деятельности. Так, в гимназии № 11 открыта детская художественная галерея, способствующая активизации познавательно-творческой деятельности гимназистов. Гимназическая галерея рассматривается педагогами как фактор эмоционального воздействия на формирование личности учащегося с продуктивным воображением, способно-
го активно реагировать на эстетические проявления жизни, практически улучшать их, изменять окружающий мир согласно культурологическим принципам и идеям гуманизма [7, с. 128]. Изучая сайт гимназии (infodiaghilev.wordpress.com), мы выяснили, что в данном учебном заведении издается местная газета «Путь к успеху». В ней публикуются исследования на темы «Как человеку стать Человеком?», «Дружба - настоящее время». В газете есть рубрика «Родительские странички», в которой рассказывается о педагогических взглядах выдающихся педагогов и общественных деятелей, о дедушках и бабушках воспитанников, о мудрости воспитания и т. д. Корреспондентами и иллюстраторами газеты являются учащиеся гимназии. Например, в № 4 (15) 2012 г. опубликована статья учащейся гимназии Анжелики Новиковой «Влияние музыки на гармоничное развитие ребенка», в которой автор представила результаты своего эксперимента, показывающий воздействие музыки на физическое и психоэмоциональное состояние ребенка. Данная публикация будет интересна родителям, учителям и самим учащимся.
В гимназиях большое внимание уделяется проектной деятельности, способствующей просвещению, творческому развитию воспитывающих взрослых и детей. Так, в гимназии № 11 реализуется социокультурный проект «Дяги-левские четверги», концертно-выставочная программа «Музыкальные вечера в Доме Дягилева». Это создает особую художественно-творческую атмосферу в учебном заведении.
В ходе беседы с директором прогимназии № 1 г. Шяуляя (Литва) мы выяснили, что в результате проектной деятельности появился герб гимназии (иллюстрирующий ее миссию и основные направления), во дворе школы при участии родительской общественности был установлен камень успеха, помогающий учащимся поверить в себя. Культурное пространство гимназии обогатилось и благодаря совместному проекту по разработке и организации в коридорах тематических школьных аллей: аллеи Света, открытой в празднование международного дня Света, аллеи выдающегося литовского художника М. К. Чурлениса, открытой в день его рождения, аллеи Творчества, аллеи «Сад искусств» и т. д.
В рамках реализации проекта, посвященного изучению духовных ценностей, в учебном заведении появилась Лестница восхождения к
культурным ценностям, которая ориентирует учителя, родителей, ребенка на обсуждение непреходящих ценностей: доброты, любви, здоровья, милосердия и т. д. В этом учебном пространстве проходят уроки по различным дисциплинам и темам, посвященным доброте, милосердию, дружбе, здоровью, благородству, любви.
Результатом еще одного проекта стала Лестница дружбы народов. Она была открыта в международный день языков Европы. С момента открытия ежегодно здесь проходят встречи, посвященные культуре и традициям народов Европы: литовского, английского, немецкого, русского, латвийского, эстонского.
В международный день культуры (15 апреля) и международный день семьи (15 мая) в здании прогимназии и за ее пределами организуются различные выставки, акции. Активное участие во всех мероприятиях, проводимых в прогимназии, принимают родители. Результатом такой деятельности явилось: создание книги «Наши красивые поступки», организация встреч сообщества гимназии «Ребенок. Семья. Школа», проведение экскурсий, совместные походы, творческие встречи «Мы - одна культурная семья».
Необходимо отметить, что в большинстве российских школ учителя в рамках плана воспитательной работы проводят родительские собрания с родителями, устраивают внеклассные мероприятия, но все это организуется в традиционных формах, не отвечающих вызовам времени, в которых сохраняется монологичность общения учителя и пассивность со стороны родителей. Не уделяется должного внимания в общеобразовательных учреждениях и организации культурной среды школы, что приводит к обеднению образного восприятия школьников. Что они видят, приходя в школу: несколько стендов и плакатов, серые стены и лестничные пролеты, однообразное пространство вокруг школы?
Культурная среда, по мнению Н. Б. Крыловой, - это важнейший фактор школьной жизни, поскольку задает общечеловеческое основание жизнедеятельности ребенка в сообществе. Такая среда, продолжает автор, рождается в синтезе всех компонентов, в соединении того, что окружает ребенка, и совместной деятельности детей и взрослых [5, с. 194].
Характерным для гимназии № 11 и прогимназии № 1 является создание в них особой художе-
ственно-эстетической среды, благотворно влияющей на развитие и становление личности ребенка. В гимназии № 11 им. С. П. Дягилева культурной средой стал мемориальный комплекс «Гостиная семьи Дягилевых», являющийся центром воспитательной деятельности, музеи этнографии и основ художественных ремесел, где гимназистов знакомят с историей родного края, с забытыми ремеслами; также есть музей дизайна, геологии уральского камня. По мнению А. Ф. Невоструевой, написавшей книгу о гимназии, воспитательное и образовательное пространство гимназии интегрируется в культурную среду Прикамья [7, с. 92]. Образ С. П. Дягилева является ключевым элементом организации всего педагогического процесса в гимназии, способствующим постижению культуры и культурных ценностей для гимназистов, их родителей и педагогов. По словам В. И. Железняка, «гимназия - не просто музей Дягилева, а прежде всего учебно-воспитательное учреждение, для которого фигура Дягилева и вся стоящая за ним эпоха - средство для решения образовательных задач. Сами стены гимназии играют роль культурно-исторического моста между современностью и традицией» [7, с. 93].
Изучая передовой педагогический опыт, педагогам необходимо помнить, что важен не сам опыт, а «мысль, выведенная из опыта», как сказал К. Д. Ушинский [8, с. 25]. Важно не слепо перенимать педагогический опыт, а стремиться понять его основную идею, и уже на ее основе выстраивать свой путь к достижению цели.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что организация культурно-просветительской деятельности в исследованных нами образовательных организациях как в России, так и в странах ближнего зарубежья является необходимой потребностью учителей в деле воспитания подрастающего поколения. Педагоги уделяют пристальное внимание просвещению, как важнейшей, с позиции созидания человека культуры, деятельности. Подтверждение этой мысли мы находим в словах И. А. Колесниковой, которая считает, что подлинный смысл педагогической деятельности заключается в выявлении, извлечении на свет человеческого образа, его просвещении [9, с. 95]. Это невозможно осуществить без любящих и уважающих личность ребенка учителей, раскрывающих перед детьми и родителями красоту окружающего мира, направляющих своих воспитанников к постижению духовных ценностей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://edu.sbor.net/node/305 (дата обращения: 25.02.2016).
2. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века [Электронный ресурс]. - Изд-во ЮНЕСКО, 1996.
- Режим доступа: http://www.ifap.ru (дата обращения: 25.02.2016).
3. Кузибецкий, А. Н. Передовой педагогический опыт как фактор развития теории и практики трудового воспитания и политехнического образования учащихся [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Кузибецкий. - Волгоград, 1990. - 338 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: http://ми-нобрнауки.рф (дата обращения: 25.02.2016).
5. Крылова, Н. Б. Культурология образования [Текст] / Н. Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.
6. Бондаревская, Е. В. Теория и практика лич-ностно-ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. - 352 с.
7. Невоструева, А. Ф. Школа, способная менять мир к лучшему [Текст] / А. Ф. Невоструева. - Пермь: Пресстайм, 2011. - 276 с.
8. Ушинский [Текст]: антология / сост. П. А. Лебедев. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2002.
- 224 с. - (Антология гуманной педагогики).
9. Колесникова, И. А. Педагогическая реальность [Текст]: опыт межпарадигмальной рефлексии. Курс лекций по философии педагогики / И. А. Колесникова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 288 с.
10. Железняк, В. И. Школа живой традиции [Текст] / В. И. Железняк // Школа живой традиции. Кн. 40. - М.: Эврика, 2005. - 208 с. - С. 23-34.
REFERENCES
1. Natsionalnaya obrazovatelnaya initsiativa "Na-sha novaya shkola". Available at: http://edu. sbor.net/node/305 (accessed: 25.02.2016).
2. Obrazovanie: sokrytoe sokrovishche. Osnovnye polozheniya Doklada Mezhdunarodnoy komis-sii po obrazovaniyu dlya XXI veka. Izd-vo YuNESKO, 1996. Available at: http://www. ifap.ru (accessed: 25.02.2016).
3. Kuzibetskiy A. N. Peredovoy pedagogicheskiy opyt kak faktor razvitiya teorii i praktiki trudo-vogo vospitaniya i politekhnicheskogo obra-zovaniya uchashchikhsya. PhD Dissertation (Education). Volgograd, 1990. 338 p.
4. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego professionalnogo obra-zovaniya. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. Available at: httpV/мин обрнауки.рф (accessed: 25.02.2016).
5. Krylova N. B. Kulturologiya obrazovaniya. Moscow: Narodnoe obrazovanie, 2000. 272 p.
6. Bondarevskaya E. V. Teoriya i praktika lichnost-no-orientirovannogo obrazovaniya. Rostov-on-Don: Izd-vo Rostovskogo ped. un-ta, 2000. 352 p.
7. Nevostrueva A. F. Shkola, sposobnaya menyat mir k luchshemu. Perm: Presstaym, 2011. 276 p.
8. Lebedev P. A. (Comp.) Ushinskiy: antologiya. Moscow: Izd. Dom Shalvy Amonashvili, 2002. 224 p. (Antologiya gumannoy pedagogiki).
9. Kolesnikova I. A. Pedagogicheskaya realnost: opyt mezhparadigmalnoy refleksii. Kurs lektsiy po filosofii pedagogiki. St. Petersburg: DETST-VO-PRESS, 2001. 288 p.
10. Zheleznyak V. I. Shkola zhivoy traditsii. In: Shkola zhivoy traditsii. Iss. 40. Moscow: Evri-ka, 2005. 208 p. Pp. 23-34.
Морозова Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета e-mail: [email protected]
Morozova Svetlana A., Senior lecturer, Social Pedagogy Department, Volgograd State Socio-Pedagogical University e-mail: [email protected]