Научная статья на тему 'ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ'

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
506
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ / ОРГАНИЗАТОР ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНФОРМАЦИЯ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / УЧАСТНИК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА / ЛЕКТОР / ПРОСВЕЩАЕМЫЕ / ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чеха В. В.

В статье представлены результаты исследования особенностей правового регулирования просветительской деятельности с учетом изменений, внесенных в 2021 г. в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данная статья представляет собой одно из первых в своем роде исследований темы, связанной с правовым регулированием просветительства как особого направления, имеющего значительные перспективы. Предшествующие исследования избранной темы касались многих вопросов, в частности организации правового просвещения, но данная статья содержит несколько принципиально новых подходов. В частности, обосновывается, что просветительская деятельность предполагает формирование просветительских правоотношений, связывающих организатора просветительской деятельности и просвещаемых. В рамках данных правоотношений просвещаемым со стороны организатора просветительской деятельности передается информация с соответствующими ограничениями. При этом само по себе содержание передаваемой информации зависит от специфики запроса той или иной группы потребителей, выделенной по социальным, возрастным, профессиональным, религиозным, территориальным и другим критериям. Значительное место в статье уделено исследованию соотношения просветительской и образовательной деятельности. В отличие от детально регламентированной образовательной деятельности, просветительская деятельность характеризуется значительно большей степенью свободы для участников и гибкостью с точки зрения организации. При этом сформировавшаяся на сегодняшний день система правового регулирования просветительской деятельности не лишена недостатков, что предполагает необходимость ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чеха В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITIES: LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS

The paper presents the results of a study of the features of the legal regulation of educational activities, taking into account the changes made in 2021 to the Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ «On Education in the Russian Federation». This paper is one of the first studies of its kind on a topic related to the legal regulation of educational activities as a special area with significant prospects. Previous studies of the chosen topic dealt with many issues, in particular the organization of legal education, but this paper contains several fundamentally new approaches. In particular, it is substantiated that educational activities involve the formation of educational legal relations that connect the provider of educational activities and those who are educated. Within the framework of these legal relations, a provider transmits information to those educated with specific restrictions. At the same time, the content of the transmitted information itself depends on the specifics of the request of a particular group of consumers, identified according to social, age, professional, religious, territorial and other criteria. A significant place in the paper is given to the study of the relationship between educational activities and learning activities. Unlike highly regulated learning activities, educational activities are characterized by a much greater degree of freedom for participants and flexibility in terms of organization. At the same time, the system of legal regulation of educational activities that has been formed today is not without flaws, which suggests the need to improve it.

Текст научной работы на тему «ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ»

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

001: 10.17803/1994-1471.2023.146.1.198-210

В. В. Чеха*

Просветительская деятельность: правовые и организационные аспекты

Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей правового регулирования просветительской деятельности с учетом изменений, внесенных в 2021 г. в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Данная статья представляет собой одно из первых в своем роде исследований темы, связанной с правовым регулированием просветительства как особого направления, имеющего значительные перспективы. Предшествующие исследования избранной темы касались многих вопросов, в частности организации правового просвещения, но данная статья содержит несколько принципиально новых подходов. В частности, обосновывается, что просветительская деятельность предполагает формирование просветительских правоотношений, связывающих организатора просветительской деятельности и просвещаемых. В рамках данных правоотношений просвещаемым со стороны организатора просветительской деятельности передается информация с соответствующими ограничениями. При этом само по себе содержание передаваемой информации зависит от специфики запроса той или иной группы потребителей, выделенной по социальным, возрастным, профессиональным, религиозным, территориальным и другим критериям. Значительное место в статье уделено исследованию соотношения просветительской и образовательной деятельности. В отличие от детально регламентированной образовательной деятельности, просветительская деятельность характеризуется значительно большей степенью свободы для участников и гибкостью с точки зрения организации. При этом сформировавшаяся на сегодняшний день система правового регулирования просветительской деятельности не лишена недостатков, что предполагает необходимость ее совершенствования.

Ключевые слова: просветительская деятельность; образовательные организации; просветительское правоотношение; организатор просветительской деятельности; информация; просвещение; участник просветительских отношений; просветительское мероприятие; просветительская программа; лектор; просвещаемые; предоставление информации.

Для цитирования: Чеха В. В. Просветительская деятельность: правовые и организационные аспекты // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — Т. 18. — № 1. — С. 198-210. — DOI: 10.17803/19941471.2023.146.1.198-210.

© Чеха В. В., 2023

* Чеха Вадим Витальевич, доктор юридических наук, и. о. заведующего кафедрой образовательного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 tschecha77@list.ru

Educational Activities: Legal and Organizational Aspects

Vadim V. Chekha, Dr. Sci. (Law), Acting Head of the Department of Educational Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 tschecha77@list.ru

Abstract. The paper presents the results of a study of the features of the legal regulation of educational activities, taking into account the changes made in 2021 to the Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ «On Education in the Russian Federation». This paper is one of the first studies of its kind on a topic related to the legal regulation of educational activities as a special area with significant prospects. Previous studies of the chosen topic dealt with many issues, in particular the organization of legal education, but this paper contains several fundamentally new approaches. In particular, it is substantiated that educational activities involve the formation of educational legal relations that connect the provider of educational activities and those who are educated. Within the framework of these legal relations, a provider transmits information to those educated with specific restrictions. At the same time, the content of the transmitted information itself depends on the specifics of the request of a particular group of consumers, identified according to social, age, professional, religious, territorial and other criteria. A significant place in the paper is given to the study of the relationship between educational activities and learning activities. Unlike highly regulated learning activities, educational activities are characterized by a much greater degree of freedom for participants and flexibility in terms of organization. At the same time, the system of legal regulation of educational activities that has been formed today is not without flaws, which suggests the need to improve it. Keywords: educational activity; educational organizations; educational relationship; educational activities provider; information; education; participant of educational relations; educational event; educational program; lecturer; educated; information provision.

Cite as: Chekha VV. Prosvetitelskaya deyatelnost: pravovye i organizatsionnye aspekty [Educational Activities: Legal and Organizational Aspects]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2023;18(1):198-210. DOI: 10.17803/19941471.2023.146.1.198-210. (In Russ., abstract in Eng.).

1. Общие положения

В 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2021 № 85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"»1. В связи с этим в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»2 появились нормы, касающиеся просветительской деятель-

ности. Среди принципиально важных новаций следует отметить включение положений, определяющих само понятие «просветительская деятельность» и устанавливающих общие требования к осуществлению данной деятельности3.

Исходя из содержания вышеуказанных изменений, возможно сформулировать признаки просветительства как особого рода деятельности:

1 СЗ РФ. 2021. № 15 (ч. 1). Ст. 2452.

2 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

3 При этом Федеральный закон от 05.04.2021 № 85-ФЗ также предполагал введение новой процедуры — выдачи заключений уполномоченными органами организациям, входящим в систему образования, при заключении ими договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами. Эта процедура содержательно не связана напрямую с регулированием понятия и требований к просветительской деятельности в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Однако, по нашему мнению, очевидна смысловая связь между положениями, регламентирующими данную процедуру, и нормами, регулирующими просветительскую деятельность как таковую.

— указанная деятельность осуществляется вне рамок образовательных программ;

— деятельность направлена на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенций;

— деятельность осуществляется в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

— деятельность должна затрагивать отношения, регулируемые Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с указанными изменениями было принято постановление Правительства РФ от 01.07.2022 № 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности»4, в котором были отражены порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности. Таким образом, возможно говорить о сформированном на сегодняшний день комплексе норм, направленных на регулирование просветительской деятельности в России.

При этом нельзя говорить о том, что просветительская деятельность представляет собой абсолютно новую для российского законодательства сферу регулирования. Так, к моменту принятия рассматриваемых изменений уже сформировался определенный опыт правового регулирования просветительской деятельности

в сфере экологии5. Более того, с момента принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательным организациям было предоставлено право вести просветительскую деятельность, наряду с консультационной деятельностью и другими видами, не противоречащими целям создания образовательной организации (ч. 5 ст. 28).

Таким образом, просветительская деятельность имеет десятилетнюю историю правового регулирования. Однако именно после принятия вышеуказанных изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Правил осуществления просветительской деятельности возможно говорить о формировании относительно завершенной системы ее правового регулирования.

2. Просветительская деятельность: научное осмысление темы

Правовое регулирование просветительства как особого механизма решения проблем в общественной сфере на данный момент не получило должного научного освещения. Вместе с тем термин «просветительская деятельность» коррелирует с понятием «просвещение», которое, в свою очередь, имеет весьма широкое распространение в сфере научных исследований.

В настоящее время резко повысилось внимание исследователей к деятелям эпохи Просвещения6. Термин «просвещение» имеет

Возможно предположить, что все положения рассматриваемого закона объединены общим замыслом недопущения реализации в образовательных организациях какой-либо противоправной деятельности, в том числе деятельности, маскирующейся под просветительскую, и (или) деятельности, инспирированной из-за границы с неблаговидными целями. Возможно также предположить, что к числу договоров, регламентирующих международное сотрудничество в сфере образования, для заключения которых необходимы указанные выше заключения, также могут относиться договоры, регулирующие просветительскую деятельность образовательных организаций.

Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru. 04.07.2022. Подтверждением этого является пп. «г» ст. 7 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024), согласно которому к числу задач государственных природных заповедников относится «экологическое просвещение и развитие познавательного туризма».

См., например: Ойттинен В. Двуликое Просвещение? Концепция Просвещения Джонатана Израэля // Vox. Электронный философский журнал. 2017. Вып. 23. С. 1-10. URL: https://vox-journal.org/content/ Vox%2023/Vox23-OittinenV-Auf.pdf.

4

5

6

многозначное толкование и рассматривается как «распространение знаний, образования, культуры». Кроме того, данный термин может определяться как «система воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений», а также как «идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии против феодализма, характеризующееся гуманистическим мировоззрением, требований распространения знаний, обоснованием естественного равенства людей»7. В то же время при определении понятия «просветительство» акцент делается на то, что это «деятельность просветителей»8.

Таким образом, «просветительство» представляет собой более однозначное и предметное понятие, которое акцентируется на осуществлении деятельности. В этом смысле просветительская деятельность и ее правовое регулирование выступает отдельным, специфическим объектом научного исследования.

Тем не менее просветительская деятельность тесно связана с просвещением как особой эпохой в истории общественной мысли, которая, по сути, и сформировала базовые содержательные основы данной деятельности. Джоэль Мокир приводит пример, показывающий, как расширение доступа к знаниям в Европе в XVIII в. приводило к развитию, оттачиванию и усовершенствованию

технологий, что, в свою очередь, способствовало возникновению и укреплению индустриального уклада в экономике9. Таким образом, эпоха Просвещения создала предпосылки для развития просветительской деятельности как механизма реализации общественных интересов.

В России понятие «просвещение» традиционно связывается со сферой образования10. Это обстоятельство влияет и на изучение просветительской деятельности. Как правило, просветительство исследуется в корреляции с вопросами образования. В частности, в ряде работ отмечается роль университетов в просветительской деятельности с учетом истории их стихийного возникновения как сообщества студентов и профессоров11. Особо следует отметить рассмотрение просветительства в СССР в контексте деятельности советского общества «Знание»12.

Одно из направлений исследований — просветительская деятельность в сфере культуры, которая согласно одному из определений рассматривается как «активная деятельность, направленная на трансляцию социокультурного опыта, базирующегося на ценностно-смысловых основаниях, традиционных для российского социума»13. В рамках данной тенденции ученых интересуют отдельные содержательные аспекты просветительской деятельности, в частности музыкальное просветительство14.

Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 1998. URL: http://gramota.ru/ slovari/dic/?bts=x&word=просвещение (дата обращения: 11.09.2022).

Большой толковый словарь русского языка. URL: 11Ир://§гато:а.ги/Б1оуап^с/?Ы:$=х&шо^=просветитель-ство (дата обращения: 11.09.2022).

Мокир Дж. Дары Афины. Исторические истоки экономики знаний / пер. с англ. Н. Эдельмана ; под ред.

М. Ивановой. М. : Изд. Института Гайдара, 2012. С. 53.

Асоян Ю. А. «Сумерки просвещения»: как в России просвещение было переименовано в культуру // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2009. № 15. С. 11-24. Ключарёв Г. А. Интернет-образование и будущее просветительского проекта // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 2 (6). С. 47.

См., например: Пинаева Д. А. «Помни: нужно много знать, чтобы стране полезным стать!»: о некоторых проблемах популяризации науки в СССР (на примере деятельности Всесоюзного общества «Знание») // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 420. С. 108-118.

Стеценко В. В. Разработка и внедрение технологий культурного просветительства в контексте государственной культурной политики: смысловые ориентиры и приоритетные направления // Коммуникология. 2021. Т. 9. № 2. С. 71.

Птушко Л. А. Музыкальное просветительство в современной отечественной культуре // Вопросы культурологии. 2009. № 6. С. 69-72.

7

8

9

1U

13

14

В юридической науке всё более заметен акцент на вопросах правового просвещения, в частности антикоррупционного просвещения15. Характерно, что антикоррупционное просвещение понимается как важнейший механизм, обеспечивающий противодействие коррупции в образовательной сфере16. Значимым фактором постепенно становятся исследования в сфере новых направлений юридической науки, связанных с просветительством17.

Тем не менее в настоящее время ощущается недостаток научных исследований, касающихся правового регулирования просветительской деятельности в целом. Вышеуказанные нововведения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» предполагают, что просветительская деятельность представляет собой механизм решения проблем в общественной сфере, который имеет значительные перспективы и огромный потенциал, востребованный в новых условиях, в том числе в связи с резко обострившейся геополитической обстановкой. Это предопределяет необходимость дальнейших научных исследований просветительской деятельности, в том числе в части ее правового регулирования.

3. Просветительское правоотношение: характерные черты

Просветительская деятельность предполагает взаимосвязь как минимум двух субъектов. Из

части 1 ст. 12.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», п. 3 Правил осуществления просветительской деятельности следует, что один из этих субъектов именуется «организатором просветительской деятельности»18. Таким образом, данные нормы направлены на регулирование отношений, которые связывают как минимум организатора просветительской деятельности и просвещаемых. Будучи урегулированными нормами права, эти отношения, как и любые иные общественные отношения, не утрачивают своей природы, характера и не теряют изначальных свойств, но приобретают новую форму правоотношений19.

Полагаем, что в основу методологии исследований общественных отношений должен быть положен тезис Георга Гегеля о непосредственном отношении как отношении целого и частей, в котором части отличны друга от друга и самостоятельны и при этом представляют собой части только в их тождественном отношении друг с другом20. Организатор просветительской деятельности и просвещаемые обретают свой статус при взаимодействии друг с другом. Такого рода взаимодействие определяет содержание просветительской деятельности.

По сути, к числу организаторов просветительской деятельности может относиться любое юридическое или физическое лицо, обладающее дееспособностью и реализующее соответствующие программы и проекты. Для некоторых организаций просветительская деятельность уже сегодня является одним из основных на-

15 См.: Трунцевский Ю. В. О профессионализации антикоррупционного просвещения // Юридическое образование и наука. 2020. № 4. С. 22-29.

16 Подробнее об этом: Поляков М. М., Садамова С. Я. Коррупция в сфере науки и образования: нормативно-правовые основы противодействия // Государство и право. 2021. № 4. С. 114-119.

17 В качестве примера возможно привести статью: Воронин М. В., Сахипгареева А. Р. Деятельность акторов генетико-правового просвещения: теория и практика // Вестник Московского университета. 2021. № 6. С. 102-111.

18 Согласно п. 3 Правил осуществления просветительской деятельности в качестве организаторов просветительской деятельности могут выступать: органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица.

19 Подробнее о применимой в данном случае характеристике правоотношений см.: Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права : учебник : в 2 т. М. : Проспект, 2015. С. 599.

20 Гегель Г. В. Ф. Логика [пер. с нем. Н. Дебольского]. М. : АСТ, 2022. С. 284.

правлений работы21. Важно отметить, что образовательные организации, организации культуры являются наиболее подготовленными для просветительской деятельности субъектами. В частности, они обладают кадровым потенциалом, организационными и материальными возможностями для осуществления такого рода деятельности, включая помещения, сайты в сети «Интернет», подготовленных работников.

Другой стороной просветительского правоотношения выступают просвещаемые, то есть потребители информации, передаваемой в рамках данного правоотношения22. В качестве таковых выступают физические лица, обладающие способностью воспринимать передаваемую информацию.

Из пункта 5 Правил осуществления просветительской деятельности, в котором установлены формы просветительской деятельности23, следует, что основное содержание просветительской деятельности состоит в передаче информации от организатора просветительской деятельности к просвещаемым — потребителям данной информации24.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»25 в ст. 2 определяет информацию как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Данный закон содержит два определения, обозначающих действия по передаче информации: «предоставление информации» и «распространение информации». Очевидно, что в приме-

нении к просветительским правоотношениям речь может идти именно о процессе «предоставления информации», то есть о действиях, направленных на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. Такого рода предоставление информации является функцией организатора просветительской деятельности.

Распространение информации как действие, направленное на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц, не подходит для характеристики содержания просветительских правоотношений прежде всего в силу того, что передаваемая в рамках просветительской деятельности информация предполагает необходимость ее формирования, систематизации и совершения других действий по ее обработке и подготовке к передаче. Причем эта информация должна иметь какую-либо первооснову, в качестве которой выступают данные. В литературе отмечается, что данные преобразуются в информацию посредством различных способов, к которым относятся контекстуализация, категоризация, вычисляемость, корректировка, сжатие26.

Таким образом, для формирования просветительского правоотношения исходные данные должны быть преобразованы в информацию. Подобное преобразование позволяет обеспечить последующее использование информации в рамках просветительских правоотношений.

Однако преобразование зависит от содержания запроса со стороны потребителей информа-

21 Так, например, согласно ст. 27 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2591) одной из целей создания музеев в Российской Федерации является осуществление просветительной деятельности.

22 На наш взгляд, может использоваться также понятие «слушатели».

23 К числу форм относятся: лекции, презентации, семинары, мастер-классы, круглые столы, дискуссии и иные формы, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

24 Полагаем, что в качестве термина, обозначающего «материальное выражение» указанной информации, более всего подходит понятие «просветительские материалы». В меньшей степени подходит понятие «просветительские продукты». В рамках просветительских отношений функция организатора просветительской деятельности включает формирование и представление просветительских материалов в рамках установленных форм просветительской деятельности.

25 СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448.

26 Подробнее об этом: Тузовский А. Ф., Чириков С. В., Ямпольский В. З. Системы управления знаниями (методы и технологии) / под общ. ред. В. З. Ямпольского. Томск : Изд-во НТЛ, 2005. С. 10.

ции — просвещаемых, который и предопределяет содержание информации. Просвещаемые могут воспринимать только ту информацию, которая им интересна и (или) необходима. Следовательно, содержание запроса предопределяется спецификой той или иной группы просвещаемых, выделенной по социальным, возрастным, профессиональным, религиозным, территориальным и другим критериям, которые обусловливают интерес к передаваемой информации.

На информацию, передаваемую в рамках просветительского отношения, распространяются все ограничения, установленные Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»27. В части 2 ст. 12.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлены, с одной стороны, более конкретизированные, с другой стороны — более расширенные требования к содержанию информации, передаваемой в рамках просветительских отношений28. Обязанность соблюдения этих требований ложится на организатора просветительской деятельности.

Другое требование к содержанию информации, передаваемой в рамках просветительских

отношений, отражающее условный позитивный контекст, содержится в п. 4 Правил осуществления просветительской деятельности. Согласно ему, содержание просветительской деятельности должно:

— содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;

— учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права на свободный выбор мнений и убеждений;

— обеспечивать развитие способностей человека, формирование и развитие его личности в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями29 и требованиями законодательства Российской Федерации.

Специфика той или иной сферы может предполагать также иные, дополнительные к вышеизложенным требования к передаваемой информации. С учетом сказанного возможно сделать вывод о том, что в настоящее время система регулирования просветительской деятельности включает нормы, закрепляющие предельно общие требования к организатору

27 В качестве примера возможно привести такое требование, как запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

28 Согласно данным требованиям «не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации».

29 Определение «традиционных российских духовно-нравственных ценностей» содержится в п. 91 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 (СЗ РФ. 2021. № 27 (ч. II). Ст. 5351). Согласно ему к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся прежде всего: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

просветительской деятельности и обязывающие его соблюдать установленные требования к передаваемой информации. При этом статус просвещаемых не регулируется.

Последнее обстоятельство методологически возможно обосновать несимметричностью самих просветительских правоотношений. По сути, просветительское отношение возможно охарактеризовать как разновидность информационного отношения, которое связано с поиском, получением, передачей, производством, распространением, преобразованием и потреблением информации30. В такого рода отношениях «производящий и передающий информацию должен рассматриваться в качестве ведущей стороны инфовзаимодействия, потребляющий же ее может быть обозначен как активная, но не ведущая сторона процесса»31.

В отличие от детально регламентированной образовательной деятельности просветительская деятельность характеризуется большей гибкостью и не предполагает необходимость несения затрат, связанных, например, с получением лицензии. Соответственно, организаторами просветительской деятельности могут выступать самые разнообразные лица, вне зависимости от статуса, формы собственности. Просветительская деятельность также не предполагает обязательности наличия у организатора и других участников какой-либо учебной документации, в частности образовательных программ. Естественно, что просветительские отношения не предполагают обязательной выдачи просвещаемым какого-либо документа, аналогичного документу об образовании.

Вместе с тем организация просветительской деятельности может предполагать использование определенного рода методических поня-

тий32. К их числу возможно отнести просветительское мероприятие. Формы просветительской деятельности: лекции, презентации, семинары, мастер-классы, круглые столы, дискуссии и иные, по сути, являются наименованиями просветительских мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В таком контексте просветительское мероприятие возможно определить как «специально организованное событие, направленное на содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, реализации права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечение развития способностей человека, формирование и развитие его личности в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями и требованиями законодательства Российской Федерации, предполагающее предоставление соответствующей информации просвещаемым, сформированной в соответствии с запросами последних».

Просветительское мероприятие предполагает необходимость предварительной подготовки и планирования. В связи с этим просветительские отношения могут также предполагать использование организатором просветительской деятельности просветительской программы, которая позволит запланировать и качественно провести просветительское мероприятие (мероприятия). Такая программа может использоваться в образовательной организации, учреждении культуры и в других организациях, осуществляющих просветительскую деятельность.

В связи с этим предлагаем определить просветительскую программу как «план просветительской деятельности, содержащий перечень просветительских мероприятий и работ, связанных с обеспечением проведения данных мероприятий, и сроки их проведения». Про-

30 Городов О. А. Основы информационного права России : учебное пособие. СПб. : Юридический центр-Пресс, 2003. С. 45.

31 Коган В. З. Человек в потоке информации. Новосибирск : Наука, 1981. С. 51.

32 Заслуживает также внимания Модельный закон «О просветительской деятельности», принятый Межпарламентской ассамблеей государств — участников СНГ в 2016 г. (Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2016. № 65 (ч. 1)), который содержит определения основных понятий, характеризующих просветительскую деятельность, и в связи с этим фактически может использоваться также в качестве методического пособия при организации просветительской деятельности.

светительская программа, сформированная в учреждении культуры, образования и других, выступающих в качестве организатора просветительской деятельности, может иметь вид нере-гламентированного по оформлению и статусу документа (презентации, текста) и включать в себя не только просветительские мероприятия, но и различные виды обеспечивающих работ, включая, например, работу по формированию материалов, необходимых для просветительской деятельности.

4. Проблемы и предложения в сфере правового регулирования просветительской деятельности

К числу проблем регулирования просветительской деятельности в первую очередь следует отнести то, что просветительские отношения выходят за пределы предмета регулирования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». При этом определение просветительской деятельности, равно как и требования к ней, сформулированы как универсальные, потенциально применимые не только к образованию, но и к другим отраслям и сферам33.

Возникает очевидное несоответствие запроса на регулирование просветительских отношений и статуса Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который является на сегодняшний день основным нормативным правовым актом, устанавливающим

основы правового регулирования просветительской деятельности в России в целом.

Используемое при определении просветительской деятельности в пп. 35 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» словосочетание «затрагивающая отношения, регулируемые... иными нормативными правовыми актами Российской Федерации» также следует признать не вполне приемлемым. Если под иными нормативными правовыми актами имелись в виду акты, регулирующие отношения в сфере образования, то возникает вопрос о том, почему речь идет только о нормативных правовых актах Российской Федерации, в то время как отношения в сфере образования, исходя из ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», регулируются также законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Термин «деятельность, затрагивающая отношения» тоже нельзя признать удачным. Понятие «затрагивать» определяется как «касаться кого-либо, чего-либо, задевать, иметь отношение к кому-либо, чему-либо, быть связанным с кем-либо, чем-либо»34. В таком контексте к затрагивающим отношения в сфере образования возможно отнести слишком широкий круг отношений, которые могут вообще не включать образовательные организации в качестве непосредственных участников.

Требует дальнейшей корректировки статус организатора просветительской деятельности.

33 То, что просветительская деятельность очевидно выходит за рамки предмета, регулируемого Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», следует также из некоторых нормативных правовых актов, в частности из приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 № 251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии"» (Российская газета. 04.07.2008. № 143). Данный справочник предусматривает, например, квалификационные характеристики по должности «методист по научно-просветительской деятельности музея». К числу должностных обязанностей указанного работника относится и руководство подготовкой экскурсоводов по всем видам научно-просветительской деятельности музея: экскурсии, лекции, авторские программы, консультации по экспозициям, культурно-просветительские акции, студенческие стажировки. Как видим, просветительская деятельность регламентируется также нормативными правовыми актами в сфере культуры, а также нормативными актами в других областях, например в сфере экологии.

34 Толковый словарь Ефремовой // Сайт «Словари и энциклопедии». URL: https://endic.ru/efremova/ Zatragivat-28449.html (дата обращения: 01.07.2022).

Функция организатора деятельности по предоставлению информации, как правило, включает обеспечение, создание необходимых условий, предоставление ресурсов. Это подтверждается нормой ч. 1 ст. 10.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которой организатором распространения информации в сети «Интернет» является лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет».

Какая-либо организация, орган власти могут выступать организаторами просветительской деятельности, но также могут непосредственно осуществлять просветительскую деятельность, например размещая соответствующую информацию на своем сайте в сети «Интернет».

Очевидно, что функция организатора просветительской деятельности может предполагать участие лица, выполняющего функции непосредственного распространителя (транслятора) информации, передаваемой в рамках просветительских правоотношений. В качестве такового может выступать, например, педагогический работник, работник музея или иное физическое лицо — ведущий семинара, автор просветительского материала и т.д. Это лицо не обязательно должно быть связано с организа-

тором просветительской деятельности именно трудовыми отношениями.

В отличие, например, от образовательной, просветительская деятельность не предполагает необходимости соответствия указанных лиц квалификационным требованиям и (или) профессиональным стандартам. Соответственно, данные лица обладают значительно большей свободой действий как в части переработки информации, так и в части использования разных механизмов ее предоставления35.

Из этого следует необходимость разделения функций организатора просветительской деятельности и лиц, обеспечивающих непосредственную передачу информации просвещаемым, которых мы предлагаем именовать лекторами36. Важно отметить, что вышесказанное не отменяет необходимости наличия у лекторов в ряде случаев соответствующей подготовки, особенно когда в качестве просвещаемых выступают профессионалы, занятые в различных сферах экономики, публичного управления37.

Очевидно также, что просветительские отношения предполагают значительно более сложный состав участников, помимо организатора и просвещаемых. Так, в литературе при характеристике коммуникативной системы просветительства выделяются такие субъекты, как: заказчик просветительских услуг (государство, корпорация и т.п.), донор (фонд, грантоопера-тор), исполнитель (ПНКО), конечный потребитель (граждане)38.

35 Это обстоятельство также предполагает необходимость какого-либо минимального контроля в отношении таких лиц.

36 Данный термин широко использовался в советский период в отношении такого рода трансляторов информации в рамках деятельности общества «Знание». См., например: Указ Президиума ВС РСФСР от 19.10.1978 «О распространении на лекторов действия Указа Президиума Верховного Совета РСФСР "Об установлении почетного звания заслуженного работника культуры РСФСР"» // Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 43. Ст. 1142 (документ утратил силу на территории Российской Федерации с 1 апреля 1996 г.). В современных условиях указанный термин может иметь более широкое толкование, чем «ведущий лекции».

37 В качестве примера возможно привести специализированное антикоррупционное просвещение, предполагающее наличие юридических знаний по специализированному направлению (см.: Антикоррупционное просвещение в Российской Федерации : научно-практическое пособие / отв. ред. Т. Я. Хабриева. М. : Проспект, 2022. С. 28).

38 Максименко А. А., Данилов В. Н. Просветительство в современной России: проблемы и вызовы. Кострома : Костромская областная общественно-просветительско-обучающая организация «Знание», 2017. С. 29.

Наиболее целесообразным в этом смысле является введение в систему правового регулирования просветительской деятельности категории «участник просветительской деятельности». К их числу могут относиться не только просвещаемые, но и лица, содействующие просветительской деятельности, в том числе посредством выделения финансирования, разработки просветительских материалов, а также работники организаций, непосредственно передающие информацию просвещаемым, и другие лица.

Очевидно, что общественные интересы не предполагают необходимости максимально полного, тотального или всеобщего регулирования просветительской деятельности. Определяющим является тезис о том, что просветитель-

ская деятельность по своей природе не должна быть зарегулированной, к ней совершенно точно не должно быть больше требований, чем к образовательной деятельности. Регулирование должно касаться исключительно вопросов обеспечения безопасности просветительской деятельности в части недопустимости экстремизма, терроризма и др.39

Тем не менее перспективы предполагают также необходимость дальнейшего развития системы регулирования просветительских отношений, в частности включения норм, регламентирующих статус участников просветительской деятельности, а также норм, регламентирующих организацию финансирования просветительской деятельности различных организаций.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Антикоррупционное просвещение в Российской Федерации : научно-практическое пособие / отв. ред. Т. Я. Хабриева. — М. : Проспект, 2022. — 144 с.

2. Асоян Ю. А. «Сумерки просвещения»: как в России просвещение было переименовано в культуру // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». — 2009. — № 15. — С. 11-24.

3. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб., 1998.

4. Воронин М. В., Сахипгареева А. Р. Деятельность акторов генетико-правового просвещения: теория и практика // Вестник Московского университета. — 2021. — № 6. — С. 102-111.

5. Гегель Г. В. Ф. Логика [пер. с нем. Н. Дебольского]. — М. : АСТ, 2022. — 448 с.

6. Глебова Л., Шаблинский И., Поваляев М., Маковецкая С., Рассказова Н., Бевзенко Р. Просвещение: нужно ли регулировать? // Закон. — 2021. — № 6. — С. 27-34.

7. Городов О. А. Основы информационного права России : учебное пособие. — СПб. : Юридический центр-Пресс, 2003. — 305 с.

8. Коган В. З. Человек в потоке информации. — Новосибирск : Наука, 1981. — 176 с.

9. Максименко А. А., Данилов В. Н. Просветительство в современной России: проблемы и вызовы. — Кострома : Костромская областная общественно-просветительско-обучающая организация «Знание», 2017. — 144 с.

10. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права : учебник : в 2 т. — М. : Проспект, 2015. — 648 с.

11. Мокир Дж. Дары Афины. Исторические истоки экономики знаний / пер. с англ. Н. Эдельмана ; под ред. М. Ивановой. — М. : Изд. Института Гайдара, 2012. — 408 с.

12. Ойттинен В. Двуликое Просвещение? Концепция Просвещения Джонатана Израэля // Vox. Электронный философский журнал. — 2017. — Вып. 23. — С. 1-10. — URL: https://vox-journal.org/content/ Vox%2023/Vox23-0ittinenV-Auf.pdf.

39 Подробнее об этом: Глебова Л., Шаблинский И., Поваляев М., Маковецкая С., Рассказова Н., Бевзенко Р. Просвещение: нужно ли регулировать? // Закон. 2021. № 6. С. 27-34.

13. Пинаева Д. А. «Помни: нужно много знать, чтобы стране полезным стать!»: о некоторых проблемах популяризации науки в СССР (на примере деятельности Всесоюзного общества «Знание») // Вестник Томского государственного университета. — 2017. — № 420. — С. 108-118.

14. Поляков М. М., Садамова С. Я. Коррупция в сфере науки и образования: нормативно-правовые основы противодействия // Государство и право. — 2021. — № 4. — С. 114-119.

15. Птушко Л. А. Музыкальное просветительство в современной отечественной культуре // Вопросы культурологии. — 2009. — № 6. — С. 69-72.

16. Стеценко В. В. Разработка и внедрение технологий культурного просветительства в контексте государственной культурной политики: смысловые ориентиры и приоритетные направления // Коммунико-логия. — 2021. — Т. 9. — № 2. — С. 71-79.

17. Толковый словарь Ефремовой // Сайт «Словари и энциклопедии». — URL: https://endic.ru/efremova/ Zatragivat-28449.html (дата доступа 01.07.2022).

18. Трунцевский Ю. В. О профессионализации антикоррупционного просвещения // Юридическое образование и наука. — 2020. — № 4. — С. 22-29.

19. Экономика знаний : учебник / под ред. Н. В. Лукашова. — М. : Проспект, 2021. — 368 с.

Материал поступил в редакцию 22 сентября 2022 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Antikorruptsionnoe prosveshchenie v Rossiyskoy Federatsii: nauchno-prakticheskoe posobie / otv. red. T. Ya. Khabrieva. — M.: Prospekt, 2022. — 144 s.

2. Asoyan Yu. A. «Sumerki prosveshcheniya»: kak v Rossii prosveshchenie bylo pereimenovano v kulturu // Vestnik RGGU. Seriya «Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie». — 2009. — № 15. — S. 11-24.

3. Bolshoy tolkovyy slovar russkogo yazyka / gl. red. S. A. Kuznetsov. — SPb., 1998.

4. Voronin M. V., Sakhipgareeva A. R. Deyatelnost aktorov genetiko-pravovogo prosveshcheniya: teoriya i praktika // Vestnik Moskovskogo universiteta. — 2021. — № 6. — S. 102-111.

5. Gegel G. V. F. Logika [per. s nem. N. Debolskogo]. — M.: AST, 2022. — 448 s.

6. Glebova L., Shablinskiy I., Povalyaev M., Makovetskaya S., Rasskazova N., Bevzenko R. Prosveshchenie: nuzhno li regulirovat? // Zakon. — 2021. — № 6. — S. 27-34.

7. Gorodov O. A. Osnovy informatsionnogo prava Rossii: uchebnoe posobie. — SPb.: Yuridicheskiy tsentr-Press, 2003. — 305 s.

8. Kogan V. Z. Chelovek v potoke informatsii. — Novosibirsk: Nauka, 1981. — 176 s.

9. Maksimenko A. A., Danilov V. N. Prosvetitelstvo v sovremennoy Rossii: problemy i vyzovy. — Kostroma: Kostromskaya oblastnaya obshchestvenno-prosvetitelsko-obuchayushchaya organizatsiya «Znanie», 2017. — 144 s.

10. Marchenko M. N. Problemy obshchey teorii gosudarstva i prava: uchebnik: v 2 t. — M.: Prospekt, 2015. — 648 s.

11. Mokir Dzh. Dary Afiny. Istoricheskie istoki ekonomiki znaniy / per. s angl. N. Edelmana; pod red. M. Ivanovoy. — M.: Izd. Instituta Gaydara, 2012. — 408 s.

12. Oyttinen V. Dvulikoe Prosveshchenie? Kontseptsiya Prosveshcheniya Dzhonatana Izraelya // Vox. Elektronnyy filosofskiy zhurnal. — 2017. — Vyp. 23. — S. 1-10. — URL: https://vox-journal.org/content/Vox%2023/ Vox23-OittinenV-Auf.pdf.

13. Pinaeva D. A. «Pomni: nuzhno mnogo znat, chtoby strane poleznym stat!»: o nekotorykh problemakh populyarizatsii nauki v SSSR (na primere deyatelnosti Vsesoyuznogo obshchestva «Znanie») // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2017. — № 420. — S. 108-118.

14. Ро1уа^ М. М., Sadamova S. Ya. Korruptsiya V sfere nauki i obrazovaniya: normativno-pravovye osnovy protivodeystviya // Gosudarstvo I ргауо. — 2021. — № 4. — Б. 114-119.

15. РШБ111<О L. А. М^ука1пое prosvetitelstvo V sovremennoy otechestvennoy kulture // Voprosy kulturologii. — 2009. — № 6. — Б. 69-72.

16. Stetsenko V. V. Razrabotka ! vnedrenie tekhnologiy kulturnogo prosvetitelstva v kontekste gosudarstvennoy kulturnoy politiki: smyslovye orientiry ! prioritetnye napravleniya // Kommunikologiya. — 2021. — Т. 9. — № 2. — Б. 71-79.

17. Tolkovyy slovar Efremovoy // Sayt «Slovari i entsiklopedii». — и^: https://endic.ru/efremova/ Zatragivat-28449.html (data dostupa 01.07.2022).

18. Truntsevskiy Yu. V. О professionalizatsii antikorruptsionnogo prosveshcheniya // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. — 2020. — № 4. — Б. 22-29.

19. Ekonomika znaniy: uchebnik / pod red. N. V. Lukashova. — М.: Prospekt, 2021. — 368 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.