Научная статья на тему 'АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В СВЕТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ В АСПЕКТЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В СВЕТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ В АСПЕКТЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
антикоррупционное просвещение / просветительская деятельность / антикоррупционное образование / закон о просветительской деятельности / anti-corruption enlightenment / enlightenment activities / anti-corruption education / law on educational activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Борисовна Козлова

В статье рассмотрены изменения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части правового регулирования просветительской деятельности, применительно к антикоррупционному просвещению. Делается вывод о том, что правовое регулирование просветительской деятельности не носит системного характера и не может быть применимо к решению вопросов антикоррупционного просвещения как в целом, так и в рамках образовательного процесса, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Борисовна Козлова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-corruption education in the light of changes in education legislation in terms of legal regulation of enlightenment activity

The article examines the changes made to the Federal law «On Education in the Russian Federation» in terms of the legal regulation of educational activities in relation to anti-corruption education. It is concluded that the legal regulation of educational activities is not of a systemic nature and cannot be applied to addressing issues of anti-corruption education both in general and within the educational process, in particular.

Текст научной работы на тему «АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В СВЕТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ В АСПЕКТЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-9-23-26

АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В СВЕТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБРАЗОВАНИИ В АСПЕКТЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Елена Борисовна КОЗЛОВА, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), эксперт центра научной и экспертной аналитики Российской государственной академии интеллектуальной собственности kozlova@urexpert.ru

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках реализации научного проекта № 19-011-00729А «Развитие антикоррупционного законодательства в сфере государственного управления».

Аннотация. В статье рассмотрены изменения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части правового регулирования просветительской деятельности, применительно к антикоррупционному просвещению. Делается вывод о том, что правовое регулирование просветительской деятельности не носит системного характера и не может быть применимо к решению вопросов антикоррупционного просвещения как в целом, так и в рамках образовательного процесса, в частности.

Ключевые слова: антикоррупционное просвещение, просветительская деятельность, антикоррупционное образование, закон о просветительской деятельности.

Annotation. The article examines the changes made to the Federal law «On Education in the Russian Federation» in terms of the legal regulation of educational activities in relation to anti-corruption education. It is concluded that the legal regulation of educational activities is not of a systemic nature and cannot be applied to addressing issues of anti-corruption education both in general and within the educational process, in particular.

Keywords: anti-corruption enlightenment, enlightenment activities, anti-corruption education, law on educational activities.

Первого июня 2021 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 5 апреля 2021 г. № 85-ФЗ1 (далее — Закон об образовании), «в обиходе называемый законом о просветительской деятельности»2.

В заслугу данному нормативному правовому акту должно было быть поставлено, в первую очередь, легальное закрепление дефиниции просветительской деятельности, однако принятый Закон уже подвергся серьезной и, как представляется, справедливой критике со стороны культурного, научного и бизнес-сообществ3.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

Согласно рассматриваемому нормативному правовому акту под просветительской деятельностью предлагается понимать осуществляемую вне рамок образовательных программ деятельность, направленную на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающую отношения, регулируемые Законом об образовании и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Закрепленная дефиниция позволяет сделать вывод о том, что просветительская деятельность направлена на удовлетворение образовательных потребностей вне рамок реализации образовательных программ. То есть, если обучающийся сформирует в рамках освоения образовательных программ необходимые (например, связанные с формированием антикоррупционного поведения) ценностные установки и компетенции, то, согласно Закону, не представляется возможным говорить об антикоррупционном просвещении обучающегося. А в случае, если те же установки и компетенции лицо получит в результате, например, участия в научных мероприятиях, не связанных с образовательным процессом, то можно будет говорить о просвещении?

Обратимся к международным актам в сфере просветительской деятельности.

Модельный закон «О просветительской деятельности» в редакции, принятой в г. Санкт-Петербурге 20 мая 2016 г. постановлением 44-11 на 44-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, является единственным международным правовым актом, регулирующим рассматриваемый вид деятельности.

Указанный Модельный закон определяет просветительскую деятельность как деятельность, направленную на распространение достижений науки и культуры, иных социально значимых сведений среди представителей разных слоев населения с использованием различных средств и методов, адекватных возрастным особенностям и уровню образования аудитории, осуществляемая в интересах семьи, общества и государства; создание условий для социализации личности, мотивации ее на развитие активной позиции в просветительской деятельности.

Модельным законом «О просветительской деятельности» под просвещением понимается целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию, и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений. Образование определяется как процесс передачи и освоения социально-культурного опыта, сориентированный на формирование комплекса способностей к его обогащению. Просвещение включает, помимо иных элементов, образование взрослых, общее образование, неформальное образование.

Таким образом, Модельный закон «О просветительской деятельности выстраивает достаточно стройную структуру как просвещения, так и просветительской деятельности, в том числе и определяя в ст. 6 шесть функций просветительской деятельности, одна из которых — образовательная.

Следовательно, согласно логике Модельного закона «О просветительской деятельности», образование есть частный случай просвещения, а образовательная деятельность — один из видов деятельности просветительской.

Но Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в последней его редакции не только не соответствует Модельному закону «О просветительской деятельности», но и допускает подмену самой цели просветительской деятельности.

Как было отражено в Пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», отсутствие правового регулирования основ просветительской деятельности создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя4.

Очевидно, что противодействие распространению противоправной информации и антироссийской пропаганде в школьной и студенческой среде — одна из основных целей принятых из-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

менений в Закон об образовании. Конечно, достижение данной цели необходимо с точки зрения национальной безопасности России, однако она не должна иметь приоритетное значение с точки зрения просветительской деятельности, ей может быть придано лишь факультативное значение. Ведь цель — это определенный ориентир развития, поэтому позитивная формулировка цели — формулировка через утверждение, а не через отрицание. В формулировке цели необходимо указывать на то, чего следует достичь, а не на то, что не устраивает.

Обращаясь к вопросу антикоррупционного просвещения, можно говорить о том, что его целью является формирование индивидуального и общественного антикоррупционного правосознания, т.е. области общественного сознания, отражающей взгляды, идеи, представления и чувства людей относительно вопросов профилактики коррупции, борьбы с коррупцией и последствий коррупционных правонарушений5.

Если говорить об антикоррупционном образовании, то оно, как уже неоднократно отмечалось, являясь, с одной стороны, элементом системы антикоррупционного просвещения, и, с другой стороны, самостоятельным, одним из важнейших средств профилактики коррупции6, нацелено на формирование такого мировоззрения, в котором коррупция вызывает общественное осуждение.

Антикоррупционное образование включает развитие правового сознания и гражданской этики, приобретение знаний о механизмах защиты от коррупции; базовое антикоррупционное образование предполагает воспитание в людях социальной активности, признание необходимости общественного контроля7, в связи с чем переоценить значимость антикоррупционного образования невозможно.

Об отсутствии в России единой государственной системы антикоррупционной просветительской деятельности в целом нами уже неоднократно отмечалось, равно, как и обращалось внимание на отсутствие системности в решении вопросов государственной политики в области антикоррупционного образования, в частности8.

Раскрывая таким образом цели антикоррупционного просвещения и антикоррупционного образования, можно сделать вывод о том, что внесенные в части правового регулирования просветительской деятельности изменения в Закон об образовании ни в коей мере не решают ни проблем развития антикоррупционного просве-

щения в целом, ни вопросов принятия мер по популяризации антикоррупционного поведения в рамках образовательного процесса.

1 СЗ РФ. 2021. № 5 (ч. 1). Ст. 2452.

2 См.: В России вступил в силу Закон о просветительской деятельности // РИА Новости: https://ria.ru/ 20210601/zakon-735023736.html?utm_source= yxnews&utm_ medium=desktop&nw= 16225 67519000 (Дата обращения: 01.06.2021);

Вступил в силу Закон о просветительской деятельности //

Рос. газ. RG.RU: https://rg.ru/2021/06/01/v-rossii-vstupil-

v-silu-zakon-o-prosvetitelskoj-eiatelnosti.html?utm_

source=yxnews&utm_medium=desktop&nw=1622567

519000 (Дата обращения: 01.06.2021);

Вступил в силу Закон о просветительской деятельности //

Коммерсантъ: https://www.kommersant.ru/doc/4837691?

utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&nw=1622

567519000 (Дата обращения: 01.06.2021); и др.

3 См.: «Проще не будет точно»: чего ждет бизнес от Закона о просветительской деятельности // Электр. журнал Fоrbes.ru: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/ 423585-proshche-ne-budet-tochno-chego-zhdet-biznes-ot-zakona-o-prosvetitelskoy (Дата обращения: 02.06.2021); В России вступил в силу Закон о просветительской деятельности // Телеканал «Дождь»: https://tvrain.ru/news/ zakon_o_prosvetitelskoj_dejatelnosti_vstupil_v_silu-531004/ (Дата обращения; 02.06.2021); и др.

4 Система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы РФ: Офиц. сайт // https:// sozd.duma.gov.ru/bill/1057895-7 (Дата обращения: 02.06.2021)

5 Подроб. см.: Козлова Е.Б. Институциональная основа коррупции в России: отсутствие устойчивого антикоррупционного правового менталитета // Вестник Российской правовой академии. 2019. № 2. С. 5—9;

Kozlova E.B., Gureev V.A., Iliushina M.N., Kazachkova Z.M., Fomenko E.V. Theoretical Aspects of Anti-Corruption Enlightenment as Factor of System Increase of Efficiency of Activity of Federal Executive Authorities (on the Example of the Federal Bailiff Service of Russia) // Journal of Environmental Treatment Techniques. 2019. Т. 7. № 3.

6 См., напр., Фоменко Е.Б. Современная отечественная уголовно-правовая политика в сфере противодействия коррупциогенным преступлениям: направления реализации // Наука и новация: современные проблемы теории и практики права: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. в рамках IV Междунар. фестиваля науки. 2019. С. 323—325.

7 Емельянова Н.И., Подкатилина М.Л. Антикоррупционное образование в российских учебных заведениях // Юрид. образование и наука. 2014. № 2 С. 15—18 // СПС «Консультант Плюс»

8 См.: Козлова Е.Б. Меры по популяризации антикоррупционного поведения в рамках образовательного процесса // Юстиция. 2016. № 3. С. 37—51;

Козлова Е.Б., Баранова Б.С., Буднецкий Н.С., Казачко-ва З.М. Основные направления и опыт реализации государственной политики антикоррупционного просвещения в России, Республике Беларусь и Германии (срав-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

нительно-правовой аспект) // Всерос. криминологический журнал. 2020. Т. 14. № 3. С. 387—399; Козлова Е.Б. Дефекты нормативного правового регулирования вопросов антикоррупционного просвещения в вузах (на примере направления подготовки «Юриспруденция») // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. № 2. С. 39—43.

Библиографический список

1. Емельянова Н.И., Подкатилина М.Л. Антикоррупционное образование в российских учебных заведениях // Юрид. образование и наука. 2014. № 2 С. 15—18 // СПС «Консультант Плюс»

2. Козлова Е.Б. Дефекты нормативного правового регулирования вопросов антикоррупционного просвещения в вузах (на примере направления подготовки «Юриспруденция») // Законы России: опыт, анализ, практика. 2020. № 2. С. 39—43.

3. Козлова Е.Б. Институциональная основа коррупции в России: отсутствие устойчивого антикоррупционного правового менталитета // Вестник Российской правовой академии. 2019. № 2. С. 5—9.

4. Козлова Е.Б. Меры по популяризации антикоррупционного поведения в рамках образовательного процесса // Юстиция. 2016. № 3. С. 37-51.

5. Kozlova E.B., Gureev V.A., Iliushina M.N., Kazachkova Z.M., Fomenko E. V. Theoretical Aspects of Anti-Corruption Enlightenment as Factor of System Increase of Efficiency of Activity of Federal Executive Authorities (on the Example of the Federal Bailiff Service of Russia) // Journal of Environmental Treatment Techniques. 2019. T. 7. № 3.

6. Козлова Е.Б., Таранова T.C., Буднецкий H.C., Казачкова З.М. Основные направления и опыт реализации государственной политики антикоррупционного просвещения в России, Республике Беларусь и Германии (сравнительно-правовой аспект) // Всерос. криминологический журнал. 2020. T. 14. № 3. С. 387-399.

7. Фоменко Е.Б. Современная отечественная уголовно-правовая политика в сфере противодействия коррупциогенным преступлениям: направления реализации // Наука и новация: современные проблемы теории и практики права: Сб. матер. Междунар. науч.-практ. конф. в рамках IV Междунар. фестиваля науки. 2019.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Нотариат. 6-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили, Н.М. Илюшиной.

ISBN: 978-5-238-02629-9

Представлена история становления и организация нотариа-тов в Российской Федерации; дана характеристика норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие при удостоверении нотариусами бесспорных прав и фактов; рассмотрены вопросы свидетельствования документов, выписок из них, оформления наследственных прав, прида-ния документам исполнительной силы и выполнения других предусмот-ренных законом действий в целях обеспечения защиты прав и интересов граждан и юридических лиц.

Учтены последние изменения в законодательстве о нотариате и про-анализированы новые нормативные акты, относящиеся к нотариальной деятельности.

Для студентов и аспирантов юридических вузов, а также руководителей хозяйствующих субъектов.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.