Научная статья на тему 'Просвещение родителей / законных представителей детей дошкольного возраста как способ формирования позиции осознанного, ответственного родительства'

Просвещение родителей / законных представителей детей дошкольного возраста как способ формирования позиции осознанного, ответственного родительства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
просвещение / просветительская деятельность / программа просвещения / родительство / взаимодействие педагогов и родителей / родительская компетентность / ранний и дошкольный возраст / education / educational activities / educational program / family business / cooperation between teachers and parents / expected competence / early and preschool age

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротова Татьяна Викторовна, Авдулова Татьяна Павловна, Бурлакова Ирина Анатольевна

Актуальность исследования. В статье широко рассматривается вопрос просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возрастов. Проблема просвещения родителей актуальна уже более столетия. За этот период она трансформировалась от простой трансляции информации и ликвидации безграмотности родителей в вопросах здоровья, развития, воспитания детей до деятельности, являющейся одной из мер государственной поддержки родителей, способа формирования поколения осознанных и компетентных родителей. Организация исследования. Цель исследования заключалась в разработке содержательной стороны просвещения родителей (законных представителей) детей, посещающих дошкольные образовательные организации. Авторы статьи предлагают проследить динамику подходов социума к просвещению родителей, раскрывают ключевые особенности феномена современного родительства. Современные родители, живущие в век широкого доступа к информации, продолжают испытывать сложности в семейном воспитании. Однако их потребности связаны уже не с информированием, а с помощью в критическом анализе информации, отборе той, что поможет их воспитательной практике, формировании навыков компетентного и эффективного родительства. Результаты исследования. Реализации задач психолого-педагогической поддержки и помощи в становлении компетентного родительства способствует просветительская деятельность педагогов дошкольных образовательных организаций. Статья содержит краткую характеристику разработанной Программы просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации. Программа разработана Лабораторией дошкольного образования ФГБНУ Институт возрастной физиологии Российской академии образования по заказу Министерства просвещения Российской Федерации в рамках разработки мер государственной поддержки в части подготовки и внедрения программ просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации (во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 июня 2022 г. № Пр-1049ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 25 мая 2022 г.). Выводы. В Программе просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации, представлено содержание, которое может выступать ориентиром для педагогов ДОО в просветительской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кротова Татьяна Викторовна, Авдулова Татьяна Павловна, Бурлакова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of parents / legal representatives of preschool children as a way to form a position of conscious, responsible parenthood

The relevance of research. The article broadly discusses the issue of education of parents (legal representatives) of children of early and preschool age. The problem of parental education has been relevant for more than a century. During this period, it has been transformed from a simple transmission of information and the elimination of parental illiteracy in matters of health, development, and upbringing of children to an activity that is one of the measures of state support for parents, a way to form a generation of conscious and competent parents. Organization of the study. The purpose of the study was to develop the content side of the education of parents (legal representatives) of children attending preschool educational organizations. The authors of the article propose to trace the dynamics of society’s approaches to educating parents, reveal the key features of the phenomenon of modern parenthood. Modern parents, living in the age of wide access to information, continue to experience difficulties in family education. However, their needs are no longer connected with information, but with help in a critical analysis of information, selection of the one that will help their educational practice, formation competent and effective parenting skills. Research results. The implementation of the tasks of psychological and pedagogical support and assistance in the development of competent parenthood is facilitated by the educational activities of teachers of preschool educational organizations. The article contains a brief description of the developed Education Program for parents (legal representatives) of preschool children attending preschool educational organizations. The program was developed by the Laboratory of Preschool Education of the Federal State Budgetary Scientific Institution Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education by order of the Ministry of Education of the Russian Federation as part of the development of state support measures in terms of the preparation and implementation of educational programs for parents of children attending preschool educational organizations (in pursuance of paragraph 3 of the list of instructions of the President of the Russian Federation dated June 14, 2022 No. Pr-1049GS following the meeting of the Presidium of the State Council of the Russian Federation on May 25, 2022). Conclusions. The Education Program for parents (legal representatives) of preschool children attending preschool educational organizations contains content that can serve as a guide for preschool teachers in educational activities.

Текст научной работы на тему «Просвещение родителей / законных представителей детей дошкольного возраста как способ формирования позиции осознанного, ответственного родительства»

������� ������� ����������1,2,*, �������� ������� ��������1,2, ��������� ����� �����������1,3

1 �������� ���������� ���������� ��� 2 ���������� �������������� ��������������� �����������, ������, ������ 3 ���������� ��������� ���������-�������������� �����������, ������, ������

������������ ������������. � ������ ������ ��������������� ������ ����������� ��������� (�������� ��������������) ����� ������� � ����������� ���������. �������� ����������� ������-��� ��������� ��� ����� ��������. �� ���� ������ ��� ������������������ �� ������� ���������� ���������� � ���������� �������������� ��������� � �������� ��������, ��������, ���������� ����� �� ������������, ���������� ����� �� ��� ��������������� ��������� ���������, ������� ������������ ��������� ���������� � ������������ ���������. ����������� ������������. ���� ������������ ����������� � ���������� �������������� ������� ����������� ��������� (�������� ��������������) �����, ���������� ���������� ������������-��� �����������. ������ ������ ���������� ���������� �������� �������� ������� � ����������� ���������, ���������� �������� ����������� �������� ������������ ������������. ����������� ��������, ������� � ��� �������� ������� � ����������, ���������� ���������� ��������� � �������� ����������. ������ �� ����������� ������� ��� �� � ���������������, � � ������� � ����������� ������� ����������, ������ ���, ��� ������� �� �������������� ��������, �������-����� ������� ������������� � ������������ ������������. ���������� ������������. ���������� ����� ���������-�������������� ��������� � ������ � ���-�������� ������������� ������������ ������������ ���������������� ������������ ��������� ��-�������� ��������������� �����������. ������ �������� ������� �������������� ������������� ��������� ����������� ��������� (�������� ��������������) ����� ����������� ��������, ����-������ ���������� ��������������� �����������. ��������� ����������� ������������ �������-���� ����������� ����� �������� ���������� ���������� ���������� �������� ����������� �� ������ ������������ ����������� ���������� ��������� � ������ ���������� ��� ��������������� ��������� � ����� ���������� � ��������� �������� ���������������� ������������ ��� ��������� �����, ���������� ���������� ��������������� ����������� (�� ���������� ������ 3 ������� ��-������� ���������� ���������� ��������� �� 14 ���� 2022 �. � ��-1049�� �� ������ ��������� ���������� ���������������� ������ ���������� ��������� 25 ��� 2022 �.). ������. � ��������� ����������� ��������� (�������� ��������������) ����� ����������� ���-�����, ���������� ���������� ��������������� �����������, ������������ ����������, ������� ����� ��������� ���������� ��� ��������� ��� � ���������������� ������������.

�������� �����: �����������, ���������������� ������������, ��������� �����������, ��������-����, �������������� ��������� � ���������, ������������ ��������������, ������ � ���������� �������.

��� �����������: ������� �.�., �������� �.�., ��������� �.�. ����������� ��������� / �������� �������������� ����� ����������� �������� ��� ������ ������������ ������� �����������, ������-�������� ������������ // ����������� ���������� �����������. � 2023. � �4(118). � �. 64�74. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-64-74

��������� ������ �������� 14.06.2023.

*

��������: tv.krototva@mpgu.su

UDC 37.372.2 DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-64-74

Education of Parents / Legal Representatives of Preschool Children as a Way to Form a Position of Conscious, Responsible Parenthood

Tatyana V. Krotova1,2,*, Tatyana P. Avdulova1,2, Irina A. Burlakova1,3

1 Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia 2 Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia 3 Moscow City Psychological and Pedagogical University, Moscow, Russia

The relevance of research. The article broadly discusses the issue of education of parents (legal representatives) of children of early and preschool age. The problem of parental education has been relevant for more than a century. During this period, it has been transformed from a simple transmission of information and the elimination of parental illiteracy in matters of health, development, and upbringing of children to an activity that is one of the measures of state support for parents, a way to form a generation of conscious and competent parents. Organization of the study. The purpose of the study was to develop the content side of the education of parents (legal representatives) of children attending preschool educational organizations. The authors of the article propose to trace the dynamics of society�s approaches to educating parents, reveal the key features of the phenomenon of modern parenthood. Modern parents, living in the age of wide access to information, continue to experience difficulties in family education. However, their needs are no longer connected with information, but with help in a critical analysis of information, selection of the one that will help their educational practice, formation competent and effective parenting skills. Research results. The implementation of the tasks of psychological and pedagogical support and assistance in the development of competent parenthood is facilitated by the educational activities of teachers of preschool educational organizations. The article contains a brief description of the developed Education Program for parents (legal representatives) of preschool children attending preschool educational organizations. The program was developed by the Laboratory of Preschool Education of the Federal State Budgetary Scientific Institution Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education by order of the Ministry of Education of the Russian Federation as part of the development of state support measures in terms of the preparation and implementation of educational programs for parents of children attending preschool educational organizations (in pursuance of paragraph 3 of the list of instructions of the President of the Russian Federation dated June 14, 2022 No. Pr-1049GS following the meeting of the Presidium of the State Council of the Russian Federation on May 25, 2022). Conclusions. The Education Program for parents (legal representatives) of preschool children attending preschool educational organizations contains content that can serve as a guide for preschool teachers in educational activities.

Keywords: education, educational activities, educational program, family business, cooperation between teachers and parents, expected competence, early and preschool age.

For citation: Krotova T.V., Avdulova T.P., Burlakova I.A. (2023). Education of parents / legal representatives of preschool children as a way to form a position of conscious, responsible parenthood. Preschool Education Today. 4:17, 64�74 (in Russian). DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-64-74

Original manuscript received 14.06.2023.

*

Contacts: tv.krototva@mpgu.su

������������ ������������

������������ � ������� ����������� ��-�����, �������� �������� ����� �� ����� ���-������ ����. ������� ���������� ����� ����� ������ ����������� � ���������-�����������-��� ��������� ��������� / �������� ����-���������� (����� � ���������) ����� ������� � ����������� ���������. � ���� �������� ���������� �������� ����������� �������� �������, �������� ������� ���������, ���-��������� ���� ���������, � ����� �������-��� � ��������������� �������� � ����������. �������� ��������� � ���� ������ ������ �� �������� ������� ������������ �����, � ���-�� �������� ��������� ��� ������� ������, �� ������� �� ������ ����� �������� ��� ����-������ ����� � ��������. ������������� ���-������������ ���������� ����� � ������ ���-��� �������� �������� ������������ ����� � �������� �������, ������������ ���������-��� ��� ��������. �� ����������� ���������� ��������������� �������� � ����� �� ������ ������� ���������� ������������ �������.

������ ��� ����� � �������� �� �������� �������� ��, ��� ������ �������� ������ �� ������� ������������, ���������� ������� ���� ����������� � ���������� � ��������-��� �����. ��� � ����� XIX � ������ XX ���� ��������, ���������, ����������� ��������� ������ � �������� ������������ ����������, � ����� � ������������� ���������������� ��-���� ��������� �� ������� ��������������� ����������. �����, ��� �������� �.�. �������, ��������� ������������� �������� ��� ����-������� �������������� ����� �������, ��-���� � �������������� ��������� (�������, 2011). ���� ����� ����������, ����������� �������� �����������, � ��� ����� � �������-��� ����� � �����, ����������� �������� ��� ���������, ���� ������������ ��������� ���-�������� �� ������� ��������, ����������, ����������, ��������� ������ ������������ �����.

�������� ��������������� ����������� ��������� ��-������� ������������ �� ����-�������� ������������ ������, � ����������� �� ����������� ������, ��������� ����������� � ����� � ��������� ����������. � ��������� ������ �� ����� ���������� � ����������� ������� ����������� ����������� ��������� ������������ �������� ��������� �������-�����. ����� �������� ������ �������� ���-�������� ��������� ������������ ����� �������������� � ������. ��� ������������ ��������, ��������, ������������, ��������� �������� � ������ ������. � ������ ���� ���� ��� ������ � ���������� �������������� ��-������� ��� ����������, ��� � �������������� � �������� ����������, �������� � �������, ����� ���������� � ���������� �����, �����-����� � �������� � ����������. � ���� ��-���� ����� ������������ ����������������� � �������� ���������� � ��������� ��� ����� ������������� ����������. ��������� ����-�� ������� ���� � ���������� � �����������, �� ������ ���� �������� ���� ������ ������� � �����������, �������������� ���������� ������� �������� � ��������� � ��������. � ������ �������������� ����������� ����-��� ��������.

� 1970-� ����� ������� ������������� ��-�������� � ���������� ���������� ������� � �����������. ���������� ������� � ����-��-���������� ����������� ��� ���������, �����-� ������������, ���������� �������� ���������� � ����������� �����. � ���� ����-�� �������� ������� ������� ����� �������, ��� ��������������� ���������, �����������-���� ������������. �������������� �������� ������������ ����� ��������� ����� ����� �������� � ����� ��������� ��� � �������� � �����, ��� � � ������� ���������� ��������. ��� �������� � ���� ������� �������������� ���������������� ���������, ������� ����-��� �� �������������� ������������ ������-��, �����������, ���������, ��������� ���-������� �����. ������������ �������������� �������� ��������: ������ ����������� ���� �������������� ������������, �������������� ���������������� ���������, �������������-�� ������������ �� ����������, ��������� �������������� ����� � �������� �� �������-���, ������������ ��������� � ����� �����-��������� ������������, ���������� ������ ������������ �����, ���������������, ����-��������; ��������������� ����� ���������-����� � �������� (�����, 1996; �����������, 1986; �������, 2011; �������, �������, 2022; ������, 1976; ���������, 1998).

��������� ������������ �����������-��� �������� ��������� �������������� ���-�������� ��������� ��� ���������������� � �������������� �������������� �������-���� �� ��� (�.�. ��������, �.�. �����������) (�����������, 1982; 1986).

� 1970�80-� ���� ������� ���� � ������-�������� ����������� ��������� ���������� ��������������� ��������, ������� � ����-�� 1990-� ����� ���������� ��������� ���� �������������. �������� �������� ��������-���� ����������� ����� �� 14.10.1982 � ��� ���������������������������������������-���� ��������� � ���������� ���� ���������� ���������������(����������������������� ������ ����, 1984). �������������� ������� ������� ��� ��������� ��������� ������-�� �������������� ������, ����������� ��� ����������� ����� � ���������� ����� � ��-���, ���������� �������� �������������� ���-��������, ������������ ��������� �� �����-��� ���������������� ������, �������� �� � ��������� ������� � �������������� ������ ����������� ����������, �����. ��� ����� ������� � � ��������� ������������ ������� ������������������� � ���������������� ������, �������� � 1984 ���� (�����, 1996). �������������� ������� ��� ��������������� ��� ��������� � ������������ ������� ���-������� �������������� ������ � ������ ���-������������������������.��������������-����� �������� � ��������� �������������� �������� ���������.

� ��� ���� ��� �������� ������� ���� ��������������� ��������: �������� ������������, ��������������� �������� ��� ���������, ������������ �����������, ���-����, ������������ �����������, ��������-������ ������������ ��� ���������, ������� ��������� � ���������� �����, ������ �����-��� � ������� � ��. ������������� �������� ��������� ��������� �������������� ������ � �������, ���������� ���������� ������� ��������, ������������ ���� (�������, 2011; ��������, ���������, 2021).

������ ������� ��������������� ������-�� ����������������� � ����� �����������. � ����������� �������� ����������� ������� ��������� ��������� �� ���������� ��������-�� �����������, � �� �� �� �������� � ������-����������; ������� ������ �� �� ���������-�������� ���������� ������, �� ����������, ������������ � ��������� ���������� ����-���� � ��������� ����� �������������� ����-����, � �� ����������� �� � ������� � ���-������ ������������. � �������� ��������� ����������� ������� ��������������� ������-�� �������� ����� ������������� ��������-����� �������� ��������, �� �����������-�����, ����������������� �� �������������� ��������� ������, ������� �������� ����-���� �� ����-, ������������, ������������� ������ � �������������� ����������; ������-������� ��������� ������ � ����������, ��-�������� ����� �� ���������, ������������.

��� ���������� ���������������� ���� ���� ��������, � � 1990-� ���� �� ��������� ���� ������������� (�������, 2011; ��������, ���������, 2021).

������ ����������� ��������� � ���-�� �� � ������ ��I ���� ���������� � ���-������� � ����������� �����, ��������� �� ���������� � ���� � ����������� �������� �������, ��������� ��������� �������� ��-������� ��������� � ���� ���������� ��-��� �� �������� ������������� �������-��� ���������������� ������. � ���������, ���������������� ������� �������� ������-����� � ��� ���� ������������� �������� ��������������.����������������������� � ��������� �������� ������ ���������� �������������������������������������-�� ���������� �����. �������������� ����� ������� ��������� ��������� ����� �����-����� ����� ��������. �������� �������� �� ������ ����������������� � ��������� ��������, �� � ����������� �������������� � ���� ���������� � ����������� ���������-���. ������ ����������������� � �������-�����, �������������� � ���������� � �� ��-������ ������������� ���������. ������� ���������� ���������� � �������������� ����������, �� ������ �� ��������, �, ��-������, ������ ������������� ���������� � ����������� �����. ����������� ��������, ������� � �������������� ������������� ������, ����������� ����� �� ��������� ���-���� ��� ���������� ����������, ������� �������� ��� �������������� �������� � ��-������ �������������, ������ ���� ������� ����������. � ���� �������� ������������-���� ������ ����� ������� �� ������ ���� �� �������������� ��������� ����������� ��-��������� � ��������� �������������.

�������� ���� ������������

� ������ ��� ����������� � ���������� ���������� �������� ������ �������������-���� �������������, ������� ��������������� ��������������������������������������� ��������, ������������ �� ��������������� ������, ������, �������, ���������� ������-���, ����� � ����������� � ����� ����������-�������, �������-�������������, ���������-��, ����������� � (���) ����������������� �������� ��������, �������������� ��� ��-������������� ������������ � ���������� (�� ��� ����������� � ���������� ������-����, 2013; ����������� ��������������� ��������� ����������� �����������, 2022). ���������������� ������������ �������� � ���� �� ������ �������������� ���������, �� � ������ �� � ������������ ��������-���� ��������������.

�������� ����������� �������������� ��������������� ���������� ��� � ������� ����� ����������� �������� � ����������� ��������������� ��������� ����������� ��-��������� ���������� ����������� �������-��-�������������� ��������� ����� � ����-����� �������������� ��������� � �������� �����������, ������ � ���������� �������� �����, � ����� ����������� �������� �����-��� � ���������� � �������� ����� � ������-�� ��� � �����, ��������� ��������������� ���������� ����� (����������� ������������-��� ��������� ����������� �����������, 2022). ���������� ������ ������ ������-�������� �������� ����������� � �������-������� ���������, ��������� �� ��������, ���������-�������������� �������������� � �������� ������ � ���������� ��������, �������� � ����������� �����. ����������� � ���� ������� ���������� �� ������������ ������� �������������� � ����������� ����-��������, ���������� ����������� ��������� � ����������.

���������� �������������� � ������� ���-����������, �������� ��� ��, �������� �� ������ ��������� ���������: ��������� ��-��� � ����������, �������� � �������� �����-��; ����������; �������� �������, �������� � ������������������ �� ���������������� ��������� � ���������; �������������-���-��������������� ������ � ������ �����; ��������������������.

� ������ ���������� ���� ��������� � �������� �������� �������������-���-���������������� ������� � ������ ����� � ����� ��������� ��������� ���������� ��-��� ��������� ������������ ����������� ��������� � �����. ����� ��, ����������� ��������?

������ ����� ����� ��������, ��� ����-�������� ������� ����������� ��������� �� ����� �������� � ��������� �������, �����-����� ������� ������������ ����� � ������-����� ����������, ���������� ��������� � ������. ������ ���� � ������������ ���-���� ������������ ������� ������������� � ������������ ���������, ��� ��� �������� �� ���� ����� � �����������, ���������� ���-������� ��� � ��� ��������, �� ������� �����-���� ������ � ����� � ����������� ����������� ������� � ��������� ��� ���� ������������-�� ���������� ������������ �������� � ����� � � ������� ����. ����� �� ������� �������-����, ��� �������������� � ������ �������� ��� ������������, �������� ��������������, ��� �������� ���������� ������������� ����-������� ���������������� �������� � �����-���� ������� � ����������� ���������� � ��-������������ ����������� � ������� ����.

����� ����, ����������� �������� � ��� ��������, ��������������� � �������� ���-����� �����, �������������� � ������� ��-������������ ����� � ��������������� �� ����������� ����������. ��� ������������-�� ������� ������������ �� �������������� � ���������� ��������� ��������� ��� ��-��������� ���������������� ������������ ��� ������������� ��������� ����������� ��������� � �������������� ������������ � ������������ ������������, ����������-����������� ������ �������. ���������� �� ��������� �������������� ��������������� � �������� ���� ��� ��������� � ��������� � ������ �������� �������� �������.

������� �������������� ������������ ������������ �������� �������� ������������ ����������������� ��������, ��������� ����-����� � ��������������� ����� ���������� ��������� � ���������� ������������ ����-�������, ��������������������� ������� ��������� � ��������. ��� ������� ������-����� � ��������� ���������� ����� � �����-�����,������������������������,�������� � ��������, ���������������, ���������-��� � ����������������� ��������� �����. ����������� � ���������� ������ ��������� �� �������� �� ������� � ���������� ������ ���� ������������ ��������������.

����� ����������� ��������� � ����� ���������� ����� �� ������������� ���� ��-������� ����� � ����� ���������� �������-������� �������. ������ ����� ������ ����-����� ���������� ����������� � ����������� ��������� � ��������� ����������� �������-�� ����������, ������� �� ���������� � ���-������� ����������� ������� �������� ���-�� � ��������� ��������� ������� � ���� �� ���������� ����� ����������� ���������. ����� �������� ��������� ���������� � ���-����� ���� ����������� ����������� � ���-�������� �������� � ����������� �������� �������, ������������ ������������ ������� � ������� �����������.

������ � ����������� ����������� � ��-���������� ������� ���� � ������� �������, ������� ������� �������� ���������. �����-�� �������� �������� ������ � ������� ��� ������� ���������������, ����������� ��� ������������� �������������� ���������-��� �������. � ���������� � ������������ ������������ � ������������� ������� ���-������ ������������ ������� ���������� � �����������������, ����������� �������-������ ���������� ����������. ���������� �������� ���������� ������������ � ������-����� ��������� ����������� �� � �������-��� ���������������, ����������� ��������, ����������� ����� � ����������� ������ �������.

������������ ������� ����������� ���-�� ��� ������������ ���������, �� ������ ��� ������� ���������� � ����� ��������� ��-���������. ����������� ���� � ��� ������� �� ����������� ������������ � ����������� � ��������������. ����� ����������� � ��-������������ ������������ ������� � ���, ��� �������� �� ������ ��������� �����-�� ����-��� ������� � ������������� ����������� �������, �� ��������, ����� � ������ �� ��� ������; �������� ����������� �������� � ���-������� �������� ������ ������� � �������-�� ������ ������������ ����� ����������� �������� �������� � ���������� ��������� �������, � �� ���� ���������� ���������-�� ������������ ��������������, � ������� �������� �������������� � ��������������� ������ � ������. �������, �������������� �������� ���� � ����� ���� ������: �����-�� ��� ���� ������� ������� ��������, �����-�� ��� ���� ������� ��������. ������ ����-�� ��������� � �������������� � ����� ���-�������� ����������� � ��������� ������� ����� � ��������� �������, ��������� ����� � ��� ������� ����������� �������, ��������� � � ����������� � ������� ����� ���������� ���������� �������� �������, ���������� �������������� ��������������� ������; ��������� ����� ��������������� �� �������� �������. ������ ������������ � ��������� �������� ��������� � �������� ����� ������-������ � ��������������� � ������������ �� ����������. �������� ������ ���������� ��-��� �� ������, ������ � ����� ���-�� �������-��� � ����� �������.

� ��������� ������� ���������� � ������-������� ������������ ��� ����������� ���-����� �������������� ��� � ����� �������� � ���� ��������� ����������: ��������� ��-�������� �������� �������; ���������������� � ���������� � ������������ �������; �����-�������, ������ � ���������� ��������� ��-����������� ����� �� ����������� � ������-��� �������; �������������� �������������� � �������� �����������. ������ �������� ��������� ��������� �������� ������������.

1.

���������� ������� � ���������� �������������� ���������� � ����� ������-������ �������, ���������� ������ � ����-���������� ������������, ���������-�������-�������� ������� � ����������� ��������.

2.

����������, ���������� ���������-��� ��������� ������� �� ������ ���� � ���-���; ������������ ������������ �������; ������������ ���������� ����������.

3.

������������ �������, ������������ �� ��������� ���� � ������ ����������� ���-�����������; ������������ ������������� �������; ������������ ������������ ����-���; ���������� ��������� � ��������.

4.

������������ � ������� ��������-���������, ����������, ��������������, ��-������������� (�������������� � ������� ��-�������� �������� �����������).

5.

���������� ������������ � ��������: � ������������ � ���������, � ������������ � ���������� �������, � ������������ � ������-�� ��������.

6.

������� ����� �������� � ���������-��� ������ ��������: �������������� ������-������ ��������; ������������ ����������-��� ���������; ����������� ����������� ��������.

�������� ���������� ������������

��������� ���������� � �������� � ����-���������� ����� � ���������� ��������-������� �����������, ������� ����������� � ���������������� ������ �� ������������ ��������� ������������� � ������������ ��-������� ������� ������������� ���������� ���������, ������� ������� ��������� ���-����� ������������ ���������������� ��-����������, ���������� ���������� �������-��� � ������� ����������� �����. ����� �������������������������������������-������� (�������� ��������������) ����� ��-��������� ��������, ���������� ���������� ��������������� �����������. ���������� ��-�������� ��������� ���������� �� �������� �������� ��������� �� �������� � ��������-��� ����� ������� � ����������� ��������. � ��������� �������� ������ ��������, ��� �� ������� ������������� �� ������������ ��������� ��������� ����������� ��������-��� � ��������� �������� �������������� ��-����������, ������ ������������� � �����-������ ���� ���������������� ������������, � ����� ��������� ��������������� �������-������� ������� ������� ��������� � ����-�����. ����������� ������ �� �������������� �������� ���������.

������ ������ ��������� �������� ���-����� �������� �������� ������������ � ��-���������� �������. ������������ �������� �������, ��������� ������� ����� ��� ���-������� ������ � ������� �������������: ������������, ������������� ������������, �������������� ���������. ��������� ������-���� ��������, ����� ��������� ���������� ������������� ���������, � ��������������� �� ��� ��� ���������� ���������������� ��-���������� � �������������� � ����������. ����� ��� � �������� �������� ������ � ���� �� ������� �������� � ����������, ���������� ��������� ��������� � ������ ������� � ��� ���������, ��������� ����� ��������������� �� ������� �������, ����������� ���������-�������� ���������������� ������� � �����. ��� ���������� ����� ������������ ��������-�� �������� ������� ������������ �������� � ��������, ������� ���������� ��������-������ ��������. � ������� ��������������� �������� � ��������� ������������ ����-�������� ��������������.

��� ������� ����� ���������������� ��-���������� ��������� ����������� ����� ���-���� �������� ������-������������ ������-���,����������������������������������� ��������. ��� ���� ���������� �������, ��� ��������� ������-������������ ��������� ��-���������� ��������� �������, �.�. �������� ��� �������� � ���������� �� ������������ ���������� �����.

� ������ ������� �������� ����������� ��������� ���� ���������, ���������� ���-���������� ����� ������� � ���������; ����-�������������������������;�������������� ������������ �������; ������������ ������-����; ����� ��������� ����������.

���� �� ������ ������ ������� ��������� ��������� ����� � �������� ���������, ����-��� � ��������� ����� �������� ���������-��. ��������� ����� ����������� � ��������� ��������� ������ ��������, � ����� �����-��, �������� � ��������� ����������� ��-���� � ������ � �� ����������.

�����������������������������������-��������� ��������� � ����������� ������ � ������� ����������� ���������. � ������-��� ����� �������� ������������� ���� ��-��������� �������������� ��� � ����� ���-����������. ������ � �������� ��������� � �������������� ������� ��������� �������-��� � �������� ���� ��������������. ��� ���� ����� �������� ����� ��������������-�� � ���� ������������, ������� �������� ���������� �����, ���������� �������-��� �����������, � ��������� ����������-�� ������� �������������� ����, � ����� �� �������������.

����������� ��������� (�������� ����-����������) ����� �������������, ������� � ����������� ��������� ����� �������-������� � ������������� ������: �����, ��-���������� �� �������������� ���������; �����, ������������ �� ������������ � ��-������� ������������� ����� �������������� ��������; �����, ����������� ������� ����-����� � ���������� ������������ � ������.

� ����������� �� ������� ����� ��������� ������, � ����� ������������ �� ����������, ������� ������ ������� ����������� ����� �����������.

� ������ ������ ����� ����� �������� ��-��������������������������������������-���� � ����������� ��������. ����������� ������ ���������� ����� ����� � �������� ���������� ������ �� ������ ��������� ��-�������� �������� ��������� � ��� �������� � �����, ������� ����� ����� ��������� � ��� ������������.

������� ���������, ����������� �����-���������� � ���������� ���������������� ������������, ���������� ���������� ��� ��-������� � ��������� ������������ ��������, ��������, ���������� � ����������� �����.

������ ������ ��������� �������� �����-��� �������������� �������, ��������� �� ���������, ��������� � ����������� � ����� ����� ������ ��������� (�� �������� �� ����-����� ����������� ������� �������).

������ �����, � ������� ������ ���������-��� ������������� � ���, ��� ����� ��������-������� �����, �� ���������� � ����������. ��� ������������ ���������������� ����-�� ��������� ���������� ��������� �� ����-����� ����, ��� ����� ������� �� ��������� ���� �������� ����� ����� � �����, ��� ��� �� ������ ���������� ����������������, �� � �������������� � �������� ��� ���������-�� ���������, ������������� ���������� ���-����� ������� ������� � ������� ��������, �������� � ����������. ��� ����� ��������� ������������ ��������� ����� ���������� � ��������� ������� �������� �������.

��� ��������� ����������� ������������-��� ����� ��������� ���������� ���������� �������� ����� �������� ������������� ��-��������� � ������������ �������� �����-��. ������� � ��������� ��������, ������ �����, ����������, ������������ �������� ���������� ����������� �������� ����� � ����������� ������� ��� ��� ���������� � ����������. ��������, ����������� ���-����� ������������ ������ ���, �������-����� ��������� �� ��������� ��������� ���� ���������� � ����� ������� � �����-��� ��������. ��� �������� �� �������� ���-����� ������������� � ����������������� ������� ����� ������ ���������, ��� �������-�������� � �������� ���������� �������, �������� � ������ �������� � ����������� ��������. ����������, �������� � ��������� �� ������� ����������� ��������� ������� � ������, ��� �� ��������� ������ � ��������-��, ������� ������������������ � �������� �����, ����������� � ����� ��������� ����-�� �����, ������������ � ����� � ����� ��-������ ��������.

������ ����� � ������� �������� �����-�����, ������� ��������� ���������� ���-��������� ����� ��������� ���������� ����-���� (�� 2 ������� �� 7 ���). ����� �������� �������� ����������� ������� �������� � ���������� �������, ����� � ��� �������� � ��������� ���������� ���������. ��� ���-��� ������� ��������� ��������� ��������-���� ������� � ��������� ����������� ��� ���������, �������� � ������� ���������� ��������.

���, � �����, ����������� ������������� ����������������(��2���������3���),���-�������� �������� ����� � ������ ��������, ��������� ����������� ����� �������� (�����-���, ������������� ����������� � �������-����� �������� � ������������) � ����������� ����� ����� ��������, � ����� �������, ����-��� ���������� ��������� ��� ������������-�� ����������� �������� �������. ��������� ���������� �������� ���� ������������, � ������� ���������� �������� ������, ���-��� �������������, ��������� � ���� �������-�� ���������, ���������� �������� ��������-�����, ������������ ������������ ������� ���������������� � ������� � ��. ��� ���-����� �� �������� ������� � ������������� ����������� ������� �������� ������� � ��� ������������ (�����������, ������������� ����������). ��� ������������ ������ � ���-��������� � ������ �������� ���������� ��-������ ����� � ����������� �������� �����, ��������������� �������� ��������������� ������� �������� (��������� ��������, �����-��� ���������� � ����) � ����������� ������-�������� ��������� � �������.

������ ����� � �����, ����������� ���-����� ����� ������� ��������, ������� ���-������� ������� � �������� � ������� ��� � ��������� ��� � ����� �������� � �������� ���������� ��������������� �����������.

� ���� �� ������� ����������� �����-�� ������������ � ������� �������� ������� � ���������� �������� (�� 3 �� 7 ���), �����-��� ��������������� �������������� �����-�� ����������� �������� (����������� �����-���������, ������������, �������� �������� � ����������� � ��.). ��������� ������� ��-������ ������� ���� � �� ���� � �������� ��-����� � ����������� ��� ���������������; ��-���������������������������������������� �, ������ �����, ������������ �����. ������ ����, ��� ��������������� ����������� ��-������ �������� �� ��������� ������������ (����������������, �������� � �������������-����������,������������,�������-���������-���� � ��������������� ����������, ��������� � �������������-������������� ����������), ������ �������� ��������� ������������ ���-����� ������� �� ������ ������������ � ��-������ ��������� ����������, ��������� ���-���������� � ����������� ���� � ������� ��������, ���������� � �������� ����� �� ����������.

����������� ������ � �������� �����-�� �������� ��������� �������, ��� �������� ���� ����������� ������ ��������� �����-��. ��� ������ ��������������� � ���������: ���������� � ����� �������� � ������ � ���-������ ����������.

� ���������� ������� �������������-�� ������� ��������������� ���������� ��-��� � �����: �� ��������, ��������� � ����� ������������.

��������������������������������,���-������ � ����������� ����� � ��� � �����-���������. ����������� ����������� ������ ����� ������� ������� ��� ���������� �����-������� �����, ������� ����������� � �����-��� � ��������. �������� ������ ����� ����� ������������ � ���������� ���������, �����-������ �������� �������, ��� �������������� �� ������������ � ���������, �����������-�� ��� �����������. ������ �������� � ����� ��������� ���������� ��������, �������� ��-������� ��� � ������������, ������� ������� ������� � ���������. � ���������, ����� ���-�� � ��������, � �������� ����������� �����-���� ������������������, ������������� ��������� �����������, � ������ � ��������-���� � ���������� �� ������� ����������. ������� � ������� ��������� ���������� ��-��������,������������������������������ ������ ��������� ������� �������, ������ �� ���������� � ������ �����������, ������ ���������-������-�������������� ��������, ����� ���������� � ������������ ��������-������� �������� �������� �������.

����� ������ �������� ���������� � ������ � ������������ ���������, ������� ������� ������ ���������� �������� ����-�����. ����� � ������� ���������� �����-����� � ����� ��������������� ��������� �����. ��� ���������� ����� ��� �������-����� ������������ � ������������ �����.

������ ������ �������� �������� ����� ������������� �������� ��������� � ������� �������� ���������� ��������. � ���� ���-�������� ���������� ������ ������������� ���������, �� ����� ����������� � �������� ���������� ����� �������� � ������� �����-���, ������������� �������� �������� �����-�� � ��������� ������������� ������������ �� ����������� ���� ����������.

� ��������� ���������� ���������� � ����������, ��������� ������������� ����-����� �������, ������������ �������� (���-�������� � ������� ������, ��������� � �����-��,���������������,��������������������, ��������� ������� ��������, ������������� � �������� � ��������). �������� �������-��� �� ���������� � ����������� ��������, ������� ����� ������� ��������� ��� ���-����� ������� (����� ���������� ��� � ����-���, ������������ �������� ��������, ����-����� �������� ��� � ������������ �������, ����������� ������������ � �������� �����-��, ����� � ���� ������������ ��� � �����-���). �������, ��������� ����� ���� ������-�� �������� � �� ������� ��������� � ������ ����������� � ����������� ������� � ���-����� ���������� ����� (��������� � ����-�����, ��������� ������������� ����������), ������� ������ ���������� ����� �������� � ������ ������ ���������. ������������ ��-�������, ������� �������� ������� ��������� ����� �� ���������� ����� (���������� ����� � ��������������� ����� � ������������� � ������� ������� ������ ����� (������� � �������), ������� � ������, ������ � �����, ������� � ������ �������, ���������� ������� � �������� �����).

������� ������ ������������ �� ������ ��������������������������������������-��������������������������������������� ��������������� �����������. �� �������� � ���� ��������� ����������� � ����� ��-���������� ����������. ������������ �� ���, ������� ����� ���������� ��������� �����-�������� ����������� � �����, ���������� �������� ���������� �� ��������������, ��-������ ��������� �������� ���������, �����-�������� ���� ������ ������ �������, ���-������ ������� ������� ����� � ���������, �������� ������������� ����� ����� ����.

� ������� ������� ������������ �������-�������� ��� ���������, ��������� � ����� ������ ����������, ���������� �������� ���-����������� ��������� � ���������, �����-������� ������� ����������� ������������, ��������� ������������ � �������������-��� �������������� � �������� ���������� � �������� �����.

��������� ��������� �������� �������� ������� �� ������ ����, �������� �������-������ ���� � �������� �����������, �����-��� �������� ��������� ���������� ����. ��������� ������������ ���������� ����-�����, ������� ������� ����� ������������ � �������� ������� ��� ���������.

����������

���������� ��������� ����������� ����-����� ����� ������� � ����������� ������-��� ��������� �������� ����� ������������-��� ��������� ����� � ������. ��� ������� ������������ ������� ���������������� ������������ ����������� �����������, ��-�������� ������ ������� ������� ��������� ��� ��, ��� �������������� ������������-��� ����������� � �����, �������� ����� ���������� ����������� � ���������� ���-������������� ������������, ������ �������� ����������� � ������� ������������ ������-����� ����� ��������. n

�� �������

������� ������� ����������, �������� ��-������������ ����, ������� ������� ��������� ����������� ����������� ����������� ����� ��������� ���������� ���������� ��λ, ������ ������� ���������� ���������� ���������� ��-�������� ���������� � ���������� ����� �� ����������� �������������� ��������������� ���-���������, ������, ������, tv.krototva@mpgu.su, tv.krotova@ivfrao.ru, ORCID: 0000-0001-8231-6508

�������� ������� ��������, �������� ���-������������ ����, ������� ������� ��������� ����������� ����������� ����������� ����� ��������� ���������� ���������� ��λ, ������-��� ������� ���������� ���������� ���������� ���������� ���������� � ���������� ����� �� ����������� �������������� ��������������� ���-���������, ������, ������, tp.avdulova@mpgu.su, tp.avdulova@ivfrao.ru, ORCID: 0000-0002-8650-2751

��������� ����� �����������, �������� ���-������������ ����, ������� ������� ��������� ����������� ����������� ����������� ����� ��������� ���������� ���������� ��λ, ������-���� �������� ����������� ���������� � ���-�������� ���������� ����������� ������������ ����������� ���������� ���������-�������������-�� ������������, ������, ������, ia.burlakova@ivfrao. ru, ORCID: 0000-0002-0313-7518

About authors

Tatyana V. Krotova, PhD in Pedagogy, Leading Researcher of the Laboratory of Preschool Education, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Associate Professor of the DepartmentofPreschoolPedagogy,FacultyofPreschool Pedagogy and Psychology, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia, tv.krototva@mpgu. su, tv.krotova@ivfrao.ru, ORCID: 0000-0001-8231-6508

Tatyana P. Avdulova, PhD in Psychology, Leading Researcher of the Laboratory of Preschool Education, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Professor of the Department of Developmental Psychology, Faculty of Preschool Pedagogy and Psychology, FGBOU HE Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia, tp.avdulova@mpgu. su, tp.avdulova@ivfrao.ru, ORCID: 0000-0002-8650-2751

Irina A. Burlakova, PhD in Psychology, Leading Researcher of the Laboratory of Preschool Education, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Head of the Department of Preschool Pedagogy and Psychology, Faculty of EducationalPsychology,MoscowCityPsychologicaland Pedagogical University, Moscow, Russia, ia.burlakova@ ivfrao.ru, ORCID: 0000-0002-0313-7518

����������

1. ������� �.�., ��������� �.�. ���������� ��������� ������� � ����������� ������� ��-���������� // ���������� ���������� � ����-����. � 2022. � �. 13. � �2. � �. 163�176. DOI: 10.17759/sps.2022130211

2.

������� �.�., ������� �.�., �������� �.�. ��������������� ����������� ��� �����������-��� ������ ����������� ������� ����������� [����������� ������] // ���������-�������������� ������������. � 2021. � �. 13. � �4. � �. 73�93. DOI: 10.17759/psyedu.2021130405

3.

����� �.�. ���������-���������������� ��-���� ������������ � �������� �������������� ����-���� / �������. ����. ��. �����. ����. ����. �-�� ���. ����. � ������������, 1996. � 31 �.

4.

����������� �.�. ���� ������������ ���-������������ ���������� ����� // ��������������� ������������. � 1982. � � 2. � �. 93�98.

5.

����������� �.�. �������������� ������� ���������: ��������� ��������� ��������� ������-������ �������������� ������. � �.: ������, 1986.

6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������� �.�. �������������� ��������� ��� � ���������� �� ����������� ����� // �������-���.���������������������������.�2018.��3.

7.

������� �.�. ���������� ��������� � ��-������������� ������� ��� ��� ������������ ���-����������� � ������ // ���������� ����������. � 2016. � �5. � �. 70�75.

8.

������� �.�. �������� ���������� � ���� ��������������� ����������� ���������: ����������. � �., 2011. � 95 �.

9.

������� �.�., ������� �.�. ���������-����-��������������������������������������:������-������������ �������. � �.: ����, 2022. � �. 104.

10.

�������� �.�. ����� ��� ��������� ���-����� ������������ [����������� ������]: �������-���.��������:���,2022.�140�.�������������: https://e.lanbook.com/book/269789, https://e.lanbook. com/img/cover/book/269789.jpg

11.

������ �.�. �������������� ���������� ��������� � �������� �������������. � �.: ������, 1976. � 16 �.

12.

�������� �.�., �������� �.�. �������� ���������-�������������� �������������� ������-��� ����������� // ������� ������������ �������-��� �����������. � 2017. � �1 (50). � �. 14�18.

13.

�� ����������� ��������� �����������-���� �������� ��������� � ��������� // ������� �������� � ���������� ������������ ����������� �����. � 1983. � �2�3. � �. 2�14.

14.

�������� �.�., ��������� �.�. ������� ������������� ������������� ������������� � ��-������� ���������� ���������� �. ������ � ����-������� ��������������� ����������� ��������� � ����� 1970-� � �������� 1980-� ����� // ���������� � ���������� �����������. � 2021. � �1. � �. 23�35. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-23-35

15.

���������� �.�. ����������� ��������-���� ��� ������� ������������ [����������� ��-����] // ��������������� ����� � �����������.

psyedu.ru. � 2015. � �. 7. � �3. � �. 1�11. DOI: 10.17759/psyedu.2015070301

16.

������������� ���������� ������ ���� �� 12 ������ 1984 �. N 13-XI �� �������� ������-������ ������� ������������������� � ������-���������� �����.

17.

������� ������������� ������������-���� ������������. ���������� �������������� ������������� ���������� ��������� �� 1 ���� 2022 ���� �1195. [����������� ������] /����� ��-�����: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202207040032?index=1&rangeSize=1

18.

����������� ��������������� ���-������ ����������� �����������. ���������� ������������� ����������� ���������� ��������� 25 ������� 2022 ���� �1028. [����������� ������] / ����� �������: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202212280044?index=0&rangeSize=1

19.

����������� ����� ��� ����������� � ���������� ���������� 2013. � 273-�� �� 29 ������� 2012 ����. ����� �������: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

20.

��������� �.�. ������������ ���������-�������������������������������//�������.����. ��. �����. ����. ����. �-�� ���. ����. � �., 1998.

References

1. Avdeeva N.N., Berseneva I.V. (2022). Cennostnye ustanovki materej v sovremennyh modeljah roditel�stva // Social�naja psihologija i obshhestvo. Tom

13. 2. 163�176. DOI: 10.17759/sps.2022130211

2.

Avdeeva N.N., Egorova M.A., Koche-tova Ju.A. (2021). Psihologicheskoe prosveshhenie kak vospitatel�nyj resurs sovremennoj sistemy obra-zovanija [Jelektronnyj resurs] // Psihologo-peda-gogicheskie issledovanija. Tom 13. 4. 73�93. DOI: 10.17759/psyedu.2021130405

3.

Benin V.L. (1996). Teoretiko-metodologichesk-ie osnovy formirovaniya i razvitiya pedagogicheskoi kul�tury / Avtoref. diss. na. soisk. uchen. step. d-ra ped. nauk. Ekaterinburg, 31.

4.

Federal�naya obrazovatel�naya programma doshkol�nogoobrazovaniya.UtverzhdenaMinisterstvom prosveshcheniya Rossiiskoi Federatsii 25 dekabrya 2022 goda �1028. [Elektronnyi resurs] / Rezhim dos-tupa: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202212280044?index=0&rangeSize=1

5.

Federal�nyi zakon �Ob obrazovanii Rossiiskoi Federatsii� 2013. � 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 goda [Elektronnyi resurs / Rezhim dostupa: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

6.

Grebennikov I.V. (1982). Opyt issledovani-ya vospitatel�nogo potentsiala sem�i // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2. 93-98.

7.

Grebennikov I.V. (1986). Pedagogicheskii vse-obuch roditelei: Primernaya programma narodnogo uni-versiteta pedagogicheskikh znanii. M.: Znanie.

8.

Istomina O.B. (2022). Sem�ya kak pervichnyi in-stitutsotsializatsii[Elektronnyiresurs]:monografiya.Irkutsk: IGU. 140. URL: https://e.lanbook.com/book/269789, ht-tps://e.lanbook.com/img/cover/book/269789.jpg � Kniga iz kollektsii IGU � Sotsial�no-gumanitarnye nauki. ISBN 978-5-6047863-0-7

9.

Makhlin M.D. (1976). Pedagogicheskaya podgotovka roditelei v narodnykh universitetakh. M.: Znanie. 16.

10.

Novikova G.V., Umnjashova I.B. (2017). Razvitie psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti roditelej obuchajushhihsja. Vestnik prakticheskoj psi-hologii obrazovanija. 1 (50). 14�18

11.

Ob utverzhdenii programmy pedagogichesko-go vseobucha roditelei i naseleniya (1983). Sbornik prika-zoviinstruktsiiMinisterstvaProsveshcheniyaRSFSR.2�3. 2�14.

12.

Ovechkina N.M., Volobueva L.M. (2021). Sistema metodicheskogo soprovozhdeniya rukovoditelei i pedagogov doshkol�nykh uchrezhdenii g. Moskvy v organizatsii pedagogicheskogo prosveshcheniya roditelei v kontse 1970-kh � seredine 1980-kh godov. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 1. 23�35. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-23-35

13.

Polivanova K.N. (2015). Sovremennoe roditel�stvo kak predmet issledovanija [Jelektronnyj resurs]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie psyedu.ru. Tom 7. 3. 1�11. DOI: 10.17759/psyedu.2015070301

14.

Postanovlenie Verkhovnogo Soveta SSSR ot 12 aprelya 1984 g. N 13-XI Ob osnovnykh napravleniyakh re-formy obshcheobrazovatel�noi i professional�noi shkoly.

15.

Pravila osushchestvleniya prosvetitel�skoi deyatel�nosti. Utverzhdeny postanovleni-em Pravitel�stva Rossiiskoi Federatsii ot 01 iyun-ya 2022 goda �1195. [Elektronnyi resurs]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202207040032?index=1&rangeSize=1

16.

Shcherbakova S.N. (1998). Formirovanie psikhologo-pedagogicheskoi kul�tury roditelei. Avtoref. diss. na. soisk. uchen. step. d-ra ped. nauk. M.

17.

Zvereva O.L. (2011). Razvitie soderzhani-ya i form pedagogicheskogo prosveshcheniya roditelei: Monografiya. M. 95.

18.

Zvereva O.L. (2016). Vovlechenie roditelei v obrazovatel�nyiprotsessDOOkaksostavlyayushchayavza-imodeistviya s sem�ei. Doshkol�noe vospitanie. 5. 70�75.

19.

Zvereva O.L. (2018). Vzaimodeistvie ped-agogov DOO s roditelyami na sovremennom etape. Doshkol�nik. Metodika i praktika vospitaniya. 3.

20.

Zvereva O.L., Krotova T.V. (2022). Psikhologo-pedagogicheskaya podderzhka semeinogo vospitaniya. Uchebno-metodicheskoe posobie. M.: MPGU. 104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.