Научная статья на тему 'Актуализация программы воспитания ДОО: ориентир на традиционные ценности'

Актуализация программы воспитания ДОО: ориентир на традиционные ценности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / дошкольное образование / практическое руководство «Воспитателю о воспитании» / сопровождение воспитательной работы / традиционные ценности / уклад дошкольной образовательной организации / Федеральная рабочая программа воспитания / upbringing / preschool education / practical guide "Educator about education" / support of educational work / traditional values / the way of preschool educational organization / Federal Working Program of Education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буянов Александр Александрович, Лыкова Ирина Александровна, Майер Алексей Александрович

Обоснование проблемы исследования. Авторами представлены основы проектирования программ воспитания в дошкольных образовательных организациях с учетом актуализации содержания и направленности образовательной деятельности в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, включающей Федеральную рабочую программу воспитания. В статье обоснована необходимость актуализации программ воспитания ДОО в целях переосмысления педагогами традиционных ценностей как ключевых ориентиров воспитательной работы. Задачи и методы исследования. Особое внимание уделено научному обоснованию места и роли воспитания в современном образовании, проектированию программных документов с опорой на ценностные ориентиры воспитательной деятельности. На основе сопоставительного анализа раскрыты термины и описаны основы воспитания – «уклад», «воспитывающая среда», «общности». На основе анализа документов ДОО и продуктов образовательной деятельности приведены примеры описания уклада дошкольной образовательной организации. Представлены варианты моделирования и проектирования воспитательной деятельности в условиях социально-педагогического партнерства образовательной организации и семьи. Материалы и результаты исследования. В статье раскрыты цель, смысл и общая философия деятельности образовательной организации, ее миссия, принципы жизни и воспитания в детском саду, образ детского сада, его особенности, символика, имидж. Представлены практические примеры описания уклада и общностей посредством презентации программных материалов, раскрывающих взаимоотношения между детьми и воспитывающими взрослыми (родителями, педагогами и др.), что находит отражение в правилах, традициях и ритуалах, нормах этикета в ДОО. Сделан акцент на презентации развивающей предметно-пространственной среды, отражающей образ и ценности ДОО. Представлены рабочие материалы по описанию социокультурного контекста, определяющего сущность и специфику воспитывающей среды. Приведена новелла научно-методического сопровождения реализации Федеральной рабочей программы воспитанияпрактическое руководство «Воспитателю о воспитании». Заключение. Представленная модель организации воспитательной деятельности в современном дет­ском саду раскрывает взаимосвязанные компоненты: ценности как цель и сущность воспитания; этапы воспитательной работы, содержательные форматы взаимодействия участников воспитательных отношений. Предложенное авторами практическое руководство «Воспитателю о воспитании» ориентирует на реализацию педагогической модели, которая поможет руководителям и воспитателям ДОО компетентно организовать воспитательную работу, направленную на приобщение детей к ценностям российского общества в соответствии с ФОП ДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буянов Александр Александрович, Лыкова Ирина Александровна, Майер Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Updating the preschool education program: a guide to traditional values

The reason of the research problem. The authors present the basics of designing educational programs in preschool educational organizations, taking into account the actualization of the content and orientation of educational activities in accordance with the Federal Educational Program of Preschool Education, including the Federal Working Program of Education. The article substantiates the need to update the preschool education programs in order to rethink traditional values by teachers as key guidelines for educational work. Tasks and methods of research. Special attention is paid to the scientific substantiation of the place and role of education in modern education, the design of program documents based on the value orientations of educational activities. On the basis of a comparative analysis, the terms are disclosed and the foundations of education are described – "way of life", "educational environment", "communities". Based on the analysis of the documents of the preschool educational institution and the products of educational activities, examples of the description of the way of preschool educational organization are given. Options for modeling and designing educational activities in the context of social and pedagogical partnership between an educational organization and a family are presented. Data and results of the study. The article reveals the purpose, meaning and general philosophy of the educational organization, its mission, principles of life and upbringing in kindergarten, the image of the kindergarten, its features, symbols, image. Practical examples are presented of describing the way of life and communities through the presentation of program data that reveal the relationship between children and educating adults (parents, teachers, etc.), which is reflected in the rules, traditions and rituals, norms of etiquette in preschool. Emphasis is placed on the presentation of the developing subject-spatial environment, reflecting the image and values of the ECСE. Working data is presented on the description of the socio-cultural context that determines the essence and specifics of the educational environment. A novel of scientific and methodological support for the implementation of the Federal Working Program of Education a practical guide to " To the Educator about education " is given. Conclusion. The presented model of the organization of educational activity in a modern kindergarten reveals interrelated components: values as the purpose and essence of education; stages of educational work, meaningful formats of interaction of participants in educational relations. The practical guide "To the Educator about education" proposed by the authors focuses on the implementation of a pedagogical model that will help the leaders and educators of preschool educational institutions competently organize educational work aimed at introducing children to the values of Russian society in accordance with the Federal Educational Standard of Preschool Education.

Текст научной работы на тему «Актуализация программы воспитания ДОО: ориентир на традиционные ценности»

������ ��������� �������������*, ������ ����� �������������, ����� ������� �������������

�������� �������� �������, ����� � ����������, ������, ������

����������� �������� ������������. �������� ������������ ������ �������������� �������� ���������� � ���������� ��������������� ������������ � ������ ������������ ���������� � ��-������������ ��������������� ������������ � ������������ � ����������� ��������������� ���-������� ����������� �����������, ���������� ����������� ������� ��������� ����������. � ������ ���������� ������������� ������������ �������� ���������� ��� � ����� �����������-��� ���������� ������������ ��������� ��� �������� ���������� �������������� ������. ������ � ������ ������������. ������ �������� ������� �������� ����������� ����� � ���� ���-������� � ����������� �����������, �������������� ����������� ���������� � ������ �� ���-������� ��������� �������������� ������������. �� ������ ����������������� ������� �������� ������� � ������� ������ ���������� � �������, �������������� ������, ����������. �� ������ ������� ���������� ��� � ��������� ��������������� ������������ ��������� ������� �������� ������ ���������� ��������������� �����������. ������������ �������� ������������� � �����-��������� �������������� ������������ � �������� ���������-��������������� ����������� ������-��������� ����������� � �����. ��������� � ���������� ������������. � ������ �������� ����, ����� � ����� ��������� ��-���������� ��������������� �����������, �� ������, �������� ����� � ���������� � ������� ����, ����� �������� ����, ��� �����������, ���������, �����. ������������ ������������ ������� �������� ������ � ��������� ����������� ����������� ����������� ����������, ������������ ��������������� ����� ������ � �������������� ��������� (����������, ���������� � ��.), ��� ������� ��������� � ��������, ��������� � ��������, ������ ������� � ���. ������ ������ �� ���-�������� ����������� ���������-���������������� �����, ���������� ����� � �������� ���. ������������ ������� ��������� �� �������� ���������������� ���������, ������������� ���-����� � ��������� ������������� �����. ��������� ������� ������-������������� ������������� ���������� ����������� ������� ��������� ���������� � ������������ ����������� ������������ � �����������. ����������. �������������� ������ ����������� �������������� ������������ � ����������� ���-���� ���� ���������� ��������������� ����������: �������� ��� ���� � �������� ����������; ����� �������������� ������, �������������� ������� �������������� ���������� �������������� ��-�������. ������������ �������� ������������ ����������� ������������ � ����������� �������-���� �� ���������� �������������� ������, ������� ������� ������������� � ������������ ��� ����������� ������������ �������������� ������, ������������ �� ���������� ����� � ��������� ����������� �������� � ������������ � ��� ��.

�������� �����: ����������, ���������� �����������, ������������ ����������� ������������ � �����������, ������������� �������������� ������, ������������ ��������, ����� ���������� ��������������� �����������, ����������� ������� ��������� ����������.

��� �����������: ������ �.�., ������ �.�., ����� �.�. ������������ ��������� ���������� ���: �������� �� ������������ �������� // ����������� ���������� �����������. � 2023. � �4(118). � �. 75�88. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-75-88

��������� ������ �������� 12.06.2023.

*

��������: buyanov@institutdetstva.ru

UDC 37 DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-75-88

Updating the Preschool Education Program: A Guide to Traditional Values Alexander A. Buyanov*, Irina A. Lykova, Alexey A. Mayer

1Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Moscow, Russia

The reason of the research problem. The authors present the basics of designing educational programs in preschool educational organizations, taking into account the actualization of the content and orientation of educational activities in accordance with the Federal Educational Program of Preschool Education, including the Federal Working Program of Education. The article substantiates the need to update the preschool education programs in order to rethink traditional values by teachers as key guidelines for educational work.

Tasks and methods of research. Special attention is paid to the scientific substantiation of the place and role of education in modern education, the design of program documents based on the value orientations of educational activities. On the basis of a comparative analysis, the terms are disclosed and the foundations of education are described � �way of life�, �educational environment�, �communities�. Based on the analysis of the documents of the preschool educational institution and the products of educational activities, examples of the description of the way of preschool educational organization are given. Options for modeling and designing educational activities in the context of social and pedagogical partnership between an educational organization and a family are presented.

Data and results of the study. The article reveals the purpose, meaning and general philosophy of the educational organization, its mission, principles of life and upbringing in kindergarten, the image of the kindergarten, its features, symbols, image. Practical examples are presented of describing the way of life and communities through the presentation of program data that reveal the relationship between children and educating adults (parents, teachers, etc.), which is reflected in the rules, traditions and rituals, norms of etiquette in preschool. Emphasis is placed on the presentation of the developing subject-spatial environment, reflecting the image and values of the EC�E. Working data is presented on the description of the socio-cultural context that determines the essence and specifics of the educational environment. A novel of scientific and methodological support for the implementation of the Federal Working Program of Education - a practical guide to � To the Educator about education � is given.

Conclusion. The presented model of the organization of educational activity in a modern kindergarten reveals interrelated components: values as the purpose and essence of education; stages of educational work, meaningful formats of interaction of participants in educational relations. The practical guide �To the Educator about education� proposed by the authors focuses on the implementation of a pedagogical model that will help the leaders and educators of preschool educational institutions competently organize educational work aimed at introducing children to the values of Russian society in accordance with the Federal Educational Standard of Preschool Education..

Keywords: upbringing, preschool education, practical guide �Educator about education�, support of educational work, traditional values, the way of preschool educational organization, Federal Working Program of Education.

For citation: Buyanov A.A., Lykova I.A., Mayer A.A. (2023). Updating the preschool education pro-gram: a guide to traditional values. Preschool Education Today. 4:17, 75�88 (in Russian). DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-75-88

Original manuscript received 12.06.2023.

*

Contacts: buyanov@institutdetstva.ru

��������� ������� � ������ ���������� ���� ��������, �� �������� ������� ��� �������, ������� ����� ��������� ��������-��� ������� ��� ����������� ��������������-�� �����, ������� ����, ���������� �����-�����, ������� ��������� ������� �������. ���������� ������� � ����� � � ���������� ��������������� ����������� �������� ���-���������� ���������� �������� ���������-���� � ��������� ���������� �����.

������������ ������� � ��������� ����-���������� ���������������� ��������� � ��-������ ��������� ������ ��������. � ����-���� ���������� ����������-������������� ����������� (��������� ������� ��������� ���������� ��� ��������������� ��������-���...; ����������� ����� ��� ����������� � ���������� ����������, 2012) � ��������� ���������� ������� ���������������� ���-���������, ������������ ���� ���������� ����������� (������ ������������ ��������-��� ���������� ���������, 2022) ���������� ������������ ��� �������, ������� ��������-�� ��������� � ��������������� ����������-��, ������������ �� �������� � ���������� ������������� ���������.

��� ������� �������� � �������, ��������-���� � ������������� � ������� �����������, ��������������� ������ �������� ����������, ������� � ����� ������� ����������� ������ � �����������, � ������ � ��� ����������� ��-������� � ��������������� ���������� � ���-������� �������������� �������� �� �����-��� �������� (�������, 2005; ������������, 2022; ���������, ���������, 2022).

������, ��� ������� �������������, ����-�� � ���������� ���������� (������� ����-������, ������� ��������������, ����� ����-���������� � ����������) (����������, 1983. �. 7�8) ������ ������ ������� �� �������, ��-��������, �������������� � �������� ����-��� �������������� �����.

���� �������� �� ��������� �������, �� ����������� ���� ������������ �����������-��� �������� �� ������ �������������� ����-�� � ���������� �������� � ����������, �� � ��-������ ����������� ������ �������� � ��������������� ������������ (��������-���� ������, 2021).

����� ��������, ��� ���������� ������-�������� ������������� ���������������, ���-������������������������������������� � �� ����������� ��������� ���� ���������� � ��������������� �������� � ������� (������ � ���������), ����� ������� (� ����� ������ ���������������������������������������, ��������������, �����������) �, �������, ����������������,�������������������(�.�. ����������������������������������),���-���������� � ������������� ����������� ���-���� ������������ ������������� ���������.

� ���� ������� ���������������� �����-���� � �������� ������������� ��������� ��-������ ������� �������� �������� �, �� ����, �������������� ���������� � ������������ ��-������. �������, ��� ����������� ������� ��������������, �������, ��������� � ��������� ����� �������������� � ����������� �� ����-����� ���������� ��������� ����������: ���-��������, �����������, ������������� ��� ��������� (������� �������� �������, 2003).

� ����������� �� ������ �������������� ��������� ��� ��������� � ��������� �����-����� ���������� ���������� ���������� ��-������������ ������������, � ������ ������� ��������������������������������������� ���������� (������, 2019).

����������� �������� � �������� ����, �������, �������� � ���������� �������������� �������� (�����������, 2008. �. 24) � �������� ����������� � �������������� (� ���������� ������������� � ����������������) �������-�� ������������� ���������� � �������� ���-������ ���������-�������������� ��������. ����� ������� �� ������ �������������, �� � ��������� ���� � ����� ������������ ������-��� � ������� �����������, ���������, �� ���-�� ���������, ��������� ��������� ������ ��-����, �� ����� ���������� ��� �� ������������ (��� ��. �. 55).

�����������������������������������-����������� ������������ ������� ��������� ���������� � �������� ������ ������������-��� �������� � ��������� �������� ������� ����������� (���� ���������� ���������� ���������, 2022).

���������� ���������� ��������������� �������� � ������� ���������� �������� ��-����� ��������� ����������, ������� �����-���������� �� ������ ����������� ������� ��������� ���������� � ������ ����������� ����������-�������� ����������.

���������� �������� �����, ������� � ���-������� (����� � �������� ����������) �����-������ ����������� ������� ��������� ���-������� ��� ��������������� �����������, ����������� ��������������� ��������� ��-��������� �����������. ��� ��������� ����-���� � ����������� �������� ��������� ��-��������� �����������.

����������� �� ����������� �����������-��� ������������, ����������� ������������ ��������� ���������� � �������� ����� 600 ������������� �������� �� 35 ��������� ��, �������������� ������ � ���������� � ����-���������� ���, ����� ������� �����, ��� ������� �������������� �������� ��������-������� ��������� ����������� ����������� (����� � ��� ��) � ������������ � �������-����� ��� �� �������������� ��� ������-����� ��� ����� ����������.

����� �� �������� ����� ������������ ����������, ����������� � ���������, ������-�� �������� ������ ���. ���������� �����-��������, ���������, ����������� ���, ��� �������, �������, ��� ����� �����, �� ��� ��� �������� ������ ����������� �������� ���� ����� ��������� ���������.

�� ������ ��� ������� � �������������-�� �� ������ �� ������ ���������� �������. ����� ����� ������������� ��� �������, �� ���� �������, ����� ����������, ������� ��������� � ������ ���������� �����������, � ����� ��� ������ � �� ���� ��� �����������, ��������� � ��������� ���������� ����� ��� ������� ������, � ����� ������ � � ��������� ����������� �����������.

������ ������� ����� ������������� � ��-������������, ������������, ����������-��� � ���� ��������� ���������. ���� ����-������ � ������� ���������� (�.�. ���������, �.�. ���������, �.�. ���������, �.�. �������, �.�. �����������, �.�. ������, �.�. �������, �.�. �������� � ��.), ���������� �������, ��� � ������� ������ ����� ������������� � ������ �������������������,�����,���������,�������, ������������ (��������, 2011) � �.�. � ��������� ��������� ��������� � �������� �����������-�� �������� ����� �����, ����� �����, ����� �������� �����, ����� ����� ������.

�.�. ������� � ����� ������ ������������ ����������� ��������� ������, ������� ���-�� ���������������� �� ���������� ��������-������� �����������, ���������� ��� ������ �������������� ���������� � ���� ���������-��� �������, ���������� � ���� ���������-����� ������� ����� ���������� �����, �� ���������, �����������, ��������, ��������, ���������� ����������, ����� ���������, ������ ������, ������� ���������-��������-������ �������� ���������, �������� ������ ������ (�������, 1997). � ���� ��, ������ ��-��������� � ��������� ��������� ���������� ��������� ����, ��� ������������ � ����. ���� �������� ������� �� �������� ����, � ����������� � ������� ������ �� ���������-��� ��λ, �� ���������� ��������� �������, ������������ ������ �������, ����������� � ��� ��: ������ � ��� �������������� ��-����� ����� ���, ������������ �������-�������, ������������ ��������� � ������-������ ���������� ������������ �������, �������� � ������-�������� ��������� � ���-��������� ����������� ������������ (������ ������������ ����������� ���������� ���������, 2022).

���������� ������� � ��������� ������-�� ������ � ��������� ������ � �������� ���-���, ������ �� �������� �������� �������� ��-����������� ������, ���������� ���������� ��������.

� ������� ������������� ��������� �����-����������� ������ �������� ��������, ����-��, ������, ��������, ������� ����������� � ������������ �����, � ����������, � ����-���� � ��������� ������� �������� ������, ������, �������, ���������.

� ������� ��������������� ����� ����� ��-������������� ����������� (���������, ����-��, �������, ������) � �������� (���������, ��������, �����) ������������.

� ������� ����������� ����� ������������ �������-������������� ����������� �������-���, �������� � ��������, ��������������� ����������� ��������������� �������� ��-���������� �������, �������, ���� � �����-��� ���� ������������ (���������, 2008).

������������ � ����������� � ���� ��� �� �������� ����������� ����������� ����-������������������������������,��������� � �������� ������ �����������, ��� �������� ���������� ���������� ������� ������������-���� ������������ �� ������ ������ ������-�����. � ������������ ��������� ���� ���-������ �������� �������� �������� ������ ��������������� �����������, � �������, ���-�������, ������� ������� ���������������� ��� ������������� ���� ���������� ������ � ����������� ���������������.

���������������������������������-��� ������ ��� ��������� ��������������:

���� � ����� ������������ ���, �� ������;

�������� ����� � ���������� � ���;

����� ���, �� �����������, �������-��, ������� �����;

��������� � �������������, �� ����-�����, ����������� � ��������� ���;

� �������� ������� ���;

�������� � �������, ������ ����� ������� � ���;

����������� ����, ���������� ��-��� � �������� ���;

��������������� ��������, ������� ���������� � ���������� ����� ��� (���-������ ��������������, �������������-��� � ������������ �����������) (������ ������������ ����������� ���������� ���������, 2022).

� ����� �������� ������ �������� ���� ����� ������������ ���������� ��������-��� � ��� �� �������������, � ����� ���� ��������� �� ���� �������� ���� ������-������ ������ ���, ��������, �� ������ �������������.

���� �� �������� ������� �������� ��������� ������������� ������ � ��������� ��� ���������� ���������.

������ 1. ���� ���: �������� ������� ��� ����������� ���������� �������� ���-����� ������� �������: �����������������, �����������, ������������-�������������, ��������, ���������-����������� � �������� ����������� � ������ ����������� ��������.

������ ���: ����������� ����� ������� ������� �� ������������ � ��������� ������-�����, ����������� ������� ��� ����������� �������� � ���������� ����������� �������, ��� ����������� ������� �����, ������ � ��-�������� ��� ���������.

�������� ����������: ������� ���������-����� ����� ������� ������, ���� �� ��� �� ��������! ��������� ����� ��������� ����-����������� ������� � ���, ��� �������� �� ����������. ������ ���������� �����, ������ �� ����� �� �����-�� ����������. ���������� � ����� ������� ������������, ����������� �� ��������� <�>�.

����� �������� ������� (��������) ���-����� ��������� ����������� �������� ����: ������� ��������� <�>, �� ����� 10�15 ��-���. ������ ���������������, � ��� ���� ���� ����, �������, ���� � ����� ���. <�>.

������� � ���: �� ������� ���� ���� ��-����� ������ ������ ����� �������, ������ ���������, ����� �� ����� � �� �����. ���� ��-����� �� ������ � �� ����� �� ��������� ��-����, �� �������, ��� ������ ��, ��� � ������ ������ �� ������������ ������ � ��������. ��������������������������������������� ���� ���, �� ��������� � ������ ���������� ����������� �����.

�������: ���� ������� � ������� ���� �� ����������� ��������� �����������.

�������: ���� ��������� � ��� ��� ������-������� ���������������.

����� ��� ����� ����� ��������� ����� ������������ ��������� ������� ����������-���, ��� ����� �����������, ��� � �� ������-�����, ��������� �����, ������� ���������� ��������� ���.

��������� ��� ����� �������� �������, �������, ����, �������� � ���� ����� � ���� �������� ����, ������� ����� ���� ������� ��� ����������������� ������������� ���-������. ����� ����� ���� ��������� ������� �����, ��������� ����������� ������� � �.�.

��������, ������������� ��� ����� ��-������ �PR-�����������: ����������� ���� ��-������ ������, �����������, ������� � �����-��� �����������, �������� ��������������� ����������, �������� ����������� � ������-�� ��� ������ ����������, ���������� � ��-��������� ��� � ��Ȼ.

�������� ������ �������� ���� ����� �������� � ���� ������ ��������� ����������-����, ��������: ����� �������� ������ ���� ���������� � ��� �������� �������� ������-���, ��������������� ��������� �� ����� ��-������ ���� ������ ������ ���� �����������, ����������� (��� �������������) �� ���� ��-���� ���� � ������.

�������� ��������� � �������������, �� ���������, ����������� � ��������� ��� ����� ���� ������������ ������������, ��-������������, �����������, ���������� �� ���������� ������� � ��. (�������, 2021). ��������:

����������� ������ ����� ��� �����-�� ��� ������������ ���������� � ���������, ������� ��� ���������� ��� ������ �����-�������� � ������ � ���� � ������ (���� � ��-�������� �����) �������� � ��������;

��������� �������� ������������ ����������� ��������������� ��������, �����-�� ����� ������������ � ����� ����������-�� � �������������� ��������, ���������� � ��λ;

����� � ����� ������� ���� ����� ��-���� � ������� ����, ������� �� ��� � ����-��� ������ ���� � ���������.

������� ����� ���� ����� ��� ����, ��� ��������� � ������� ����, � ����� ���� ����-����� ��� �����������, ��� ��������� � ��� �����.

��������: �� ������� ���� ��� ���� ����� �������, ������� ������ ��������, �.�. ���-��������. ��������� ���������� �� ������� 8.30, ���� ���-�� ������� ������ �����������, �� ��� ������. � ���� ���������� ������� ��-�������� ����������� ��������� ���������-��. � ���������, ��������� ������� �������� ����������� ������� � ������� ��� ��������-��. �� ��������� �������� �������� �� �����-������ ���� ������� (�������, �������), ���-���� ��������.

��������: ������������� ��� �������� ���� �������� ���� � �����, ������� � ���-���������� ���� ������������ � ���������� �������� ����. �������� ����������� ����� � ���� �������� � ������������ �������-��� �� ������������ �������� <�>. � ���-���� ���� ���� �������� ������ ������� ��-�������� �����. � �������� � ��� ��������-�� ��������� ������� �����������. � ����� ������� ���� ������� �������� ���������� ������ ����������� � ���� ���������, ��-����� �������� ��������. ��� ��������� �� ���: �������� �����, ������������� �����, ��������� �����, ����������� ������� ���-���� � �������.

�������� ����������� ����, ����� ����-���� �� �� ���, ������� �������� ����� � ���-����� ���.

��������: ��������� �������������� �����, ��� ������������ ��������� ������: ��������, ���� ������, ���� ����� �������, ���� ������� ����.

������������������������������������-�������, ��������, � ���� ������� (����. 1).

������ �������� ������ � ������������� �����, ��� ����� ����������, ������� �����-��������� �� ��������� ��������� ���, ������-�� �������� ��������� ���.

���������������������,����������� ��������������� �������� ������ � ��������� ����� ������, ���������� �� ����������� ����� �� ����������� ���������� ����������, ������������ ���� ���������� ������������. � ������ �������� ��� �� ��� ��������, ������� ����� ��������� ������� �� ������-����� ���������� ��������������� �������� � ���. ��� �������� �������� � ����� � �����-���� � �����, ������� ������� ������������� � ����� ������� � � ������� ������-�������� ��������, � ����� �������� �������� � ��-������� (������ ������������ ����������� ���������� ���������, 2022).

��� ���� ������������� ���������� ���-���� �������������� ������ ���������:

� �������� � ���� ������ ���������;

� ����������� �� ����������� � �� ���� � �������� ���������� ����� (������, �����������, ����������, 2018).

����� ���������� ������� ����������� ����������� ����������� ���������������� �������������� �����.

�� ���������� ������������� ��������� ����������� ���������, �������� ��� ����� ��������������� ��� ����������� ���������, � ����� �������� ������� ������������ ��-�����������, ������� �������� �� ������� � ����� ���������� ����������.

������-�������� �������� � ��� �������-��� ����� ����� � ��������, ��� �������� ��-�������� �� ���������� ���� �����, ������-������ � �������������, ��������������� � �������� �������� ���������, �����������, ������������ �������, �� ���� � ���������-���, ��� � ������� ��������� ��� � ���������-���� �������� (�������, 2010).

������������������������ �����������-��� ������� ������ � ��������� ����� ����-��, �������� ����� � ����� ����������, �����-������ ����� ������������ ��� (��������� ������� ��������� ���������� ��� ��������-������� �����������...).

������� 1. �������������� ��� � ����������� �����������

�������� �������������� ������� ��������������

� ��� �� ���� ������ �. � ��� � ������� ����� ��. ������ ����������� ��������������� �������� �����������, �������������� � ������� �������� �������������

���� �� ��� �������� ���������� � ���������� �������� �������������, ���������� �������� �������������

���� �������������� ������ �������� ���������� �������������� �������������, �������������-��-���������� � ������������� ��������, ���������� � ����������� ������ ������, �������������� ����������

���� ������������ ������������ �������� �������������-������������, �������������� � ������� �������� �����-��������, ��������� ����������� ������ � �������� �������������

��������� ��� ��������� �������� ���������� ��������������, �������������� ����������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

������ �� ��� ������ ������ �. ���������� ������ ����������� ��������� ��� ��������

��� �� ������ �. �������� �������-������� ������ �������� ������� ���������������� ������������ ��� ���������� ��-�������� ����������� ����������� ����� � �������� ������������ ������������� � �����������, ���������� ����� ����������� �������� � ���� �����������-����������� ���������.

���������������-������������ �������� �������� ����������� ��� � ���� �������� ������ ����� �������������, ������� �����-���� �� ������ ����� ��������, ���� �����-��� � ���������� �����, �� � �������� ���� � ����� (��������� ������� ��������� ���-������� ��� ��������������� �����������...; �����������, 2018).

������ ���������� ������� �������� ��-����������� �������������� ���������.

��������, ��������� ���������������-������������ �������� �������� ����������� �������� ��������� ���������, ���������� � ������ ��������� ����������: ������, �����-��, ����������, �����, �����, �������, �����, ������, ��������������, ��������, ��������, ����, ��������, ��������.

���� ���������������-������������ ��-������ ����������� � ����������� �������-�������� ���������� ���������� ����� � ��-�������� ��������������� ������������.

��������, ����� ������������ ����-������� ��������� �������� ���������: ��������� ������������ ���������������-������������ �������� �������� ���������� ���������, ���������� �� ��������, ����-����������� ������� ��������� � �������-������� ��� � ������������ ���������� ��-������, ������������������ ���������, �.�. ������������ ���������� ��������������� (� ������ ������� ���������) �� ��������-������� � ���������� �������� ���������-������. ����� ���������������� �������� � ���������� ����� ������� � �� ����, ��� ��-������ �������� ������ ��������� ���� ���-�������, ��� ����������� ��������� � ����-���� �� ����������, ��� ��������� ������� � �� ����������, �������� ������� �����-�������� ���������� ������.

��� �������� ������������ ����������� ����������� ���������������� ���������-����� ����� �������� ��������, ��������: ������������ ������ ����������� ������-����� ����������� �������� ��������������� ������� ��������, ���������� ����� �����-���� ���������:

��������������� � �������� �������� ������ ������� ������ � ������������ ����-������� ����� ������;

���������� ������ � ��� ������ ����-��� � �������;

����������� � � ��������������� ������ �������� ������� ����� ������ �����-���� �������� ��������.

������-������������ ������������� ����������� ������� ��������� ����������

� ����������� �������� ����������� ��-�������� � ������ �������������� �����-����� ��������������-������������ �����-�������� ���������� ������� ��������� ���������� � ���. � ���� ����� ���������� ��������� ����� �.�. ������, �.�. ������, �.�. �������, �.�. ������, �.�. ����������, �.�. ������� ����������� ������������ ��-��������� ������������ � ����������� (���-������ � ��������� ������� �� ����� ����� ��������� �������� �������, ����� � �������-����), ������� ���������� �� �������� �����-������ ������� ��� ������� ��������� ���-����������� �����:

���������� ����������� ��������� ������������� � ������� ��������� �������-���� ��������;

������������ ����������� ������-��� � ����������� ����, ������ �����, ��-���� ����;

��������� �������� ���������� ���-�� ������������ � ��������� � ������������ � �������� ����������, ������� � ��������� ����������� ��������.

������������ ����������� ������������ � ����������� (���. 1) ����� ���������� ��-������, ��� ���� ��� ���������� ��������� �� ��������� �������������� ����:

����������������� �� ������� �����-������� �������� ����������� ��������;

������������� � �������� � �������-��-������������ ��������� ��������������-���� ������ ������;

������������ �� ���������� � �����-��� ������������� ��������;

��������� ����� � ���������� �����, ������� � ������� � ����������� ��������.

������������ ����������� ������������ � ����������� ��������� � ������ ��������-��� ��������������� � ���������� �������-����� � ����� ����������� �����������, ���-������ ������ �����������, �������� � ����� �� ���������� ������������ �������, ������� � ������ ���� ��������� �������� ���������� ��������� ������������ �������������� ���-������������ ��������:

����������� � ����� ���� ����������� ���������� �� �������������� ��� � �����;

����������� � ������������������ ���������� ���� ���������� � ��� � �����;

������������� � ����������� ����-��� ����� ���������� � ������ ������������� ����������,�������������������������, ����������������� ����� ���������;

��������������� � ����������� ��-���������, ����������������� � ��������-����� ��������������� ��������.

������������ ���������� ���������� ��� ����������� ��������

������������ ����������� ������������ � ����������� ���������� �������� ��������-���� ���������� �������������� ������ ��� �������������������������������������� �������� ������������ ����������� ��������-���. ��� ��������, ��� ������������� �������-����� ��������� ������������� �����������-��� ������� � ��������������� ����������� ������������ ��������� ��� ���������� � ���-��� ������������ ������� (��������-�����-��������, ���������������, ������������� � ��.), ��������� ���������� ��������������� �����������, ���������������� ����������� � ���������� ������� ��������.

���, ������������ �����������, ���������-��� ��������� ��� ���������� ����� �������� ����������� ��������, ��������� ��������� ���������� ����������� ������� 5�7 ���:

�������� ����������, �������������, ����������� ��������-������������ �����, ������ �������� ������� � �������, ��������-���� ����������� � ������ ���������;

��������� �����������������, ������-��������, ���������� ����� �� ���� ����������-����� �� ���������� ����, �� ���������� ��-������������ � ������������ ������������;

������������� � ���������� ����� � ����� � ���, ����� � �������� ������ ��-�������� ����� (���/����, ����/������, �����-������ �������� ����, ����/�������, ������� ������ � ��.), ����� ��������� �������� � ��-����� ������ �����, �������� ���� ������� � ������� � ��������� ���������� �����, ����-����� � ��������������� � �������������� � ������� ������ � ������ � ���������;

����� ����������� � ������������ � ������� � ���������, ��������� � ������� (� �����, ������ �������� ����, �������� ��-��������, ����� ���������� ������, ������, ������), ����������� ���� �������� � ������, ����� ���������� ���� �������� � �������� � ���������������� ���������, ���������-������� � ��������� (���������, ���������), � ������������� ������� �������������� ��-�������� � ������ ����� ���������.

�������������� ������ �������������� � ����������� ��������������� �������� � �������� ���������-��������������� ����������� ��� � �����

�������� ������������� ����������� ������������ � ����������� ����������� ��-������������ ������, ������� ������� ����-��������� � ������������ ��� ����������� ������������ �������������� ������, ������-������ �� ���������� ����� � ��������� ���-�������� ��������. �������������� ������ �������� ��������� ����������:

1) ����� �������������� ������.

2) �������������� ������� �����������-��� ������.

3) �������� ��� ���� � �������� ���-�������.

���������� ��������� �������������� ��-����, �������� �������� ������� ����������. �������������� ������ ����� �������� �����-���, ��� ������������ ����������� �� ������-������, ���������, ����������, ��������� ��� ��������, ��� � ����������-����������.

�������������� ������ ���� �������� ���������� ������������� � ����, ��������, ���������� � ��������� ��������������� ���-�����, ������������� �� ���������� ����� � ��������� ����������� ��������.

�������������� ������ ������� �������� ������������ �������������� ������ �� ���-���� ��� ������������ ������������� � ���-�������� ����������� ��������� � �������� ����� �������� (��������) �� ������ ������-���� (����� ������ �� ��������� �� ���. 2). ������ ������ ������������ ���������� ���� � ����� ���������� ����� �������� �������-������ ���� ���������������� ������ �������-������� ������.

������ ���� ������������ �� ���������-��� ����������� ������������� ����� � ���-������ ����������� ��������.

������ ���� ������������ �������� ����-��� ��� ������������ � ����� ����������� ��������� � ����������� ���� (���������� � �����������), ������ ������, ������� ���-��, ������� � �������� ������ ������.

������ ���� ��������������� ��������� ����������� � ���������� ������� ����� ���-�������������������������������,�������-��� �� �������������� �������� ���������.

�������������� ������ ����� �������� ��-������, ��� ������������ ����������� �� ���-���������, ���������, ����������, ��������� ��� ��������, ��� � ����������-����������.

���. 2. �������������� ������ ������������� ���������� ���������� � ����� ������������ ��������

������� ����������, �������� �������-�������������������������������������-��, ��� �������� � ���� (������) �����������-��� ������. � ������ ������ ��������� ���� �� ������ ����������, ��� ���� ������ ��-��� ��������-��������� ��������: ���������� (��������), ������ (�������), ������� (��-����), ��������� (�������), ���������� (��-����), �������� (�������), ��������� (����), ��������� (������), �������� (���).

���������� �������������� ������ ����-�������� � ����� �������������� �������� (��������), �������������� ����������� ��-�������������������������,������������-����� �������������� �����������: ������� �������, �������� �������, ����������� ����-���, ������� �������, ��������� �������, ��������� ������� (�� ������� ����� ������� �������� � ���������� ������).

����������: ����� ������, ��� ������� �� ����������� � ������������� ����� �����-���������� ��������, ��������, ���������� ������ ������� � ������� ������� �������� ���������� �� ��������� ������������� ����� � ��������� � � ����������� ���������� � �������������� ��������� (���������) �� ��-������ ���������.

�������������� ������, ������������-��� �� ���������� ����� � ���������, ���-���������� � ���� ������ �������������� ���������� ��������������� ��������� (��-�������) � � ����������� �� ����, ���, � ��� � � ��������� ���� ��� ��������������:

������� � �������;

������� � ��������;

� �������� � �������. ��� ���� ������� �������� � �������� � ��������� � �������� ����� �������������.

�������� ������� �������������� ���-������������ ��������, ���������������� �� ���������� ����� � ������������ ��������� ������� (����. 2), �������� (����. 3), ��������� (����. 4).

������� �������������� �������������� �������� ��� ������ �������������� �������������� �������

������� �������. ���������� ����� ���-���� ���� ������� ���� ������������ �����-��� ������������ ������� �������������� ����������, � ������� ������������ ������� �������� ����������� �������� � ��������

������ � �������� �����������

������� 2. �������������� �������������� ������, ������������ �� ���������� ������� ������������ � �������� ������� (������)

������

���������-��������� ��������� �������������� ������

��������-��������� ������� �������� ���������: ��������, ������, ������, ������������, ���, �����, �����������, �������, ����

������� ���������� ������������ ����� �������������� ������

4 ������ ���� ��������� �������� 27 ������ ���� ������ � ������ 30 ������ ���� ���������������� ���-�� ���������� ���������

������� ������������� ���������, ������������� � �������� ����

20 ������ ��������� ���� ������� 21 ������ ��������� ���� ����������� 22 ������ ���� �������

������� �������������� ��������������

������ ���� ������ ������

����� ������ ����������� ��� �������� ��������� �������� ����

�������������� ������ � ������ ���������� �� ������������ � ������� ������������ ��������� � ����� ����� ��� ��������. �������� ����� ����� ������������ ����� ������ ��������� �.�. ������� ��������� � �.�. �������� ����� � ��������, �������� ������������ ��������-������ � ����������, ���������� ������ ��������, ����������� �������� ����������� ��������� ������, � �.�. ��������. ������ �������� � �������-������� ������ ����� ������� ���������� � ����� ����������� � ������������� ��������� � ����, �������� �������� �� �� ���� � ������� ����������� � ����� �������� �����.

������� 3. �������������� �������������� ������, ������������ �� ���������� ������� ������������ � �������� �������� (�������)

�������

���������-��������� ��������� �������������� ������

��������-��������� �������� �������� ���������: ���������, ������, ������, ������������, �����-�����, ������������, ������������

������� ���������� ������������ ����� �������������� ������

8 ������� ���� ���������� ����� 23 ������� ���� ��������� ���������

������� ������������� ���������, ������������� � �������� ����

15 ������� ���� ������ � ���������, ����������� ��������� ���� �� ��������� ��������� 21 ������� ������������� ���� ������� �����

������� �������������� ��������������

������ ���� ������ ������

����� ������� ��������� ����� ����������� ������� ����� �������������� ������

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�������������� ������ � ������� ���������� �� ������������ � ������� ������������ ��������� � ��������-�������� �������� ��������. �������� ������ ����� ������������ ����� ������ ������ �.�. ������-�������� ���� ������� ���������, ���� �������� � �������� ���������� ���� � �. ������������ ����� �������, ������� ������� �. ���������� � �������� �. �������� ������� ��������; �������� ������������ ���������, ��������, ���� ���������� �������; ���������� ���������� ����, ���� ����� ������� ������, ��� ������ ���-������ ��������� ������, ��� �������� ��������� ������� ���� ����� ����� �����. ������ �������� � ������ ����� ������� ���������� � ����� ���������� ���������� ��� � �������, ������� ��� ��� ������� � ���������.

� �������, � ����� ������ �����, ������ � ������ � �������, ������ � ����� ����� ��-���� � ������ ������ � ��. ����� ��������� �������������, ��������, ������ �������� ��� �������� ��������� � ������, � ��� � ��� ��-�������, ������ �� ����� ��������� ��� ��� �����, ������� ������� (�����) ������ ����� ������� ������������. � ��������� ������� �������� ���������� � ����� �����, ������-��� �� ��������, ��� ��������� �� ��� �� ���-�� ������ ���� ������������. �������� ����� ���������� ����� ���������� �������� ��-����������� �� �������, ������� ���� ��-���������, �� ������� ����� ����� ��������� ����������� ������, ��������� ����������, ���������� ��� ������� ����� � �. �.

�������� �������. ���������� ����� ������� ���������� �������� ��� ��������-���� ����������� ��������� �������� � ��-���� ����������� �������� (������������, ��-��������� � ��.). ������� �� ������������� ��������� ���������� ���������� ��������.

������� 4. �������������� �������������� ������, ������������ �� ���������� ������� ������������ � �������� ��������� (����)

����

���������-��������� ��������� �������������� ������

��������-��������� ��������� �������� ���������: �������, ����������, ��������, ������, ��������, ������, ��������������

������� ���������� ������������ ����� �������������� ������

8 ����� ������������� ������� ���� 27 ����� ��������� ���� ������

������� ������������� ���������, ������������� � �������� ����

9 ����� ���� �������� ���������� ���� ����������� �������� 13 ����� ���� �������� �������� ������ ������������� ��������� 19 ����� ���� �������� ����-���� ������ ��������� ����������

������� �������������� ��������������

������ ���� ������ ������

����� ����� ����������� ���� ������� ���������-������������ ��������� � �������

�������������� ������ � ����� ���������� �� ������������ � ������� ������������ ��������� � �������� ���������. ������ �������� ����� ������������ ����� ������ � ���������� ����� �.�. ������������� ������� ��� � � ��������, ������� ���� ���������� � ���� �������, �������� �. ��������� �������� ������ � ������ �. ������� �������-�����������; �������� ������������ ���� ������� ����������� � ���� ����� ������� �� ���-�� ����� �����������; ���������� ���������� ����, ��� ������ ����� ����������, ��� ������ ��������� ���� � ������ ���������. ������ �������� � ������ ����� ������� ���������� � ����� ���������� ���������� � ����, ����������� � ��� ��������� � �������� � �������� �����.

������ �������� �������� �����-���� ��-����� ��������. � ���������� �������� ������� �������� ����� ������������� ���-����������� ������, ������� ������������ � ��������� ������, � ��������� ��������� �������. ������� ��� ������� ����� ���-���, ������� ����� ����������, ���������� � �����������. ����� ��������� ���������-���� ����, ��������� � ������ ����������, ��-�������� ������� ��������� ���������, ���-�������� ���������������� ���� ��������� � �����, �������, �����, �������, ������ ��� ��������.

��� ������� ����������� ��������� � ����-������ ����� +�, �������������� ����� ������-���������, � ������� ������� ���-���������, �������, �������������� � ����-��-���������� ������ ��� ����� ���� ������-���, ��������� � �����������. ������������ ���������� �������� ������������� �������-��� ������������ ���������. ������ ����� ����� ����������� ��� � ��������������� ���������, ������������� �� ����� ���-������, ��� � � ������������ ����. � �����-�� �����������. ������� ���� ����� ������� ���������� �� ���������. ������������� ���� � ��������� �������� �������� �������� � �������� �� ������ ������� ����������, �� � ������������� � ������������ ���������.

����������� �������. ���������� ���-�� ������� ���������� �� �������� � �����-�� ������ �������� �������� � ���������� ����� ���� � �������������� ������� ���-��, � ������� ������������ ���������� ��-����� ������������ ��������� ����������� ��������. � ���� ����������� ���������� �� ��������� ���� ��������� ��� ���� ������ �������, ��������, �������� � ���������� ��-�������, ����������� �������� ��������� ����� �������.

������� �������. ���������� ����� ���-���� ���� ������� ���� �������� �� ������ ������������ ��������� � ��������, �����-�������� ��������, ���� ������ � �� ������-�����. � ���� ������� �������� ����������� �������� �� ������ �������������� ������, � ������� �� ���������� � ����� � �������. � ������� ������� ���������� ��������� ��-����� ��� �������� ��������� ���������� ������� ��� ������ ���������������� ������-��������� ��������, ����������� ���������-���� ���������. ���� ���������� �������� ��� ���������� �������� � �������������, � ��-�������, � ���������� ����� ��������. ���� ������� � ������������ ��������� �� � �����-��� �������, � � ����� ��������.

��������� �������. ���������� ����� ������� ���� ������� ���� ��������� ������, ���������� �������� ����� ��� ����������� ���������� ������ � ������. ���������� ��-������������ ���� � ��������������� ���-�������������������,�����������������-��� �������� ������� ����� � ������������� �������� (��������� � ���������) � ��� � ����. ��� ����������� ����� ����������-���� �� ������ �������� ����� � �������� ���� ����, �� � ������ ���� � ���������� ����� �������������, ������������ ���� ��-��� ���� � ������� ������������ ������� ���������, ���������� � ���� �������� ���.

��������� �������. �������������-������������ ������������ ���� ������� ���� ����������� ���������� ���������. ������� �������������� ����������� ��-������ �������������� ����, ����������-�����, ������, ������� ��������������� ��������� (�����, ����������, ���������), ��-�������� ������� ���������� �� �����������-��� ���������� ����� � ��������� � ������-��� �����, ������ (������), ����� ������������. � ������ ������ �������������� � �����-�� ������ � ��������� ������� ������� ���-������ �������, ����������, �������, ����-����, �������� ��� ���������� ��������� � ��������� ���������������� �������� (��-����������� ����, ������, ������). ����� ������������ ����������� ������������-���������� ��������� � �������, ��������, �����, �������� ����, ������ (����������� ������), ������� ����, ����������� �������� � ��������� ������� ���������� (� �� ���-��������): �� � ������ (����������, ������)�, �� ���� ��������� (���������, ������, ����-����, ������, ������������)�, �� ������ (���-���)�, ��� �������� (������) �������.

���������� � ������� �������, ������� ���������� ������ � ������������� ����-�� ������, ��������, ����������, �������� �������, ������ ��������� � ������ ����� ������ (�������������� ��������), ������-������ ����������� �������� ��� ���� �����-��� �������������� �������������� � ������� ������� (�������������) � ������� ����� (������������).

������ ���� ������ ������� ������������ ���������� ������ ����� � ������ ��� ������-��� ����� �������� � ����������� ��������-��� �� ������ ������, �������� ��������� � ������ ����������� � ���������� �� ���-�� ����������, ��������, �������, �������� ������ (������, ������� � ��.). ����� ������-���� ����� ������ ����� ����, ��������� �� ��������������� �� ������ � �������������� ������������, �� ����� � ������������ ����-��� � �������� �� ��������� ����� ������� � ��������. ����� ����� ������� �������� � ��-����� ���� ���������� �������� ������ ����� ������ ����������� � ���� ������� �������, ��� �������� ����������������� � �������-������������ ����� �������������� ������ � ��� � �����.

������� ������ ������������ �� ������-��, ����������, ��������������� ������, ��� ���� ������ ������ ������ ������������ �� ��������-���������, ��������, ������ ���-����� ������������� ���������� ��������-���� ���������� ����� � �������� ��������, ������ ������� ��������� ����������� �����-��� ��������� � �������� ������� ������씻 ������ � ���������-���������� ������ � ���-�������� ����� ������ ���������, ������ ��-���� ��������� �������� ���� ������������ ��������� � ���������� �������� �������.

������������ ����������� ������������ � ����������� ������������ �������� �����-�������������������������������������� ������������ ������� � ������������ �����-�������� ����� � ���������� ������� (�����). ������ � �������� �������� � ��������� ����-���� 4 ������: �9 ������� �� ��������� ���-����������� ������������ ������� � ������, �9 ������� �� �������� �����, �9 �������� �� ����������� ������, �9 ���� ���������� ��-��� � �������� ����������.

������ �9 ������� �� ��������� �����-��������� ������������ ������� � ������ ������������ ��������� ��������� � ������� ������� ������� �������������� ���������, �������� �� ������� ��� �������������� ���-��������� �������. ����� �������� �������� ������� ������������� ����� ������� � ��-��� � ���, ���������� �� ����� ��������-����� ���������� ��������� ��� ����, ��� � � ������� ����.

������ �9 ������� �� �������� ����� ��-�������������������������������������� ���� �������, ��������� ���������� � ����-���������� ����������� �������� �������� ������� �������. ��������������� ������ � �������������� ������� ��������, �����-�������� ��� ���������� ��������� ���-������� � ��������� �������� ���������� ��������.

������ �9 �������� �� ����������� ���-��� ������ ��� ��������� ��������� � ����-������� �������� �������, ���������� ���, ������������ ����� �������������� � ���-������� ������, ����������� ����������, ��-����� ����������� �����.

������ �9 ���� ���������� ����� � ��-������ ���������� ������ � ������ ������-��� ��� ��������� � �������� �������� ���-�����, ������� � ��������, �������� �������� ������� � �����.

� ������ �� ������������� � ��������� ���� ������� ������������ ����������, ��-����� ����������� �������� ���� ������� �� ��������� (�������� ��������������) ������� ������������������������������-�������-������������������������(�������������-�� �������� ���������� ������� ���������-�� ������������ � ����������). ���������� �������� ��������� ������ � ����������� ��� ���������, ������� �������� ����������� � ������ ������ ����������� �������� � ����-����, �������� �� ������������� �� �������� ������ ��������� � �������� ���������� �� ���� ���������� ��������.

�������������� ������ � ������� ���-������ � �������� ��������������� ��� ��-��� ����������� �������������� �����-���� ���� ����������� �������������� ������ � ������ � ������� ����. ��� ����-�������� �� ������ �������������� ��-������� � ���������� ����������, �� � �� ������������ � ��� ������. ������� ������ ������ ����� �������� 6 ������: ������� �������, �������� �������, ����������� �������, ������� �������, ��������� ������� � ��������� �������. ������ ������� ������-�� �������� ���������� ������������ ����-����� � ������ � ������������ �����������, ����������, ����������, �������������-��� ���� ���������, ������� ���� �������-�� � ������� ����. � ������ ������� ���� ����������, ������� ����������� ������� �� ��������� ����������� ��������� ����� �����-���� ���������� ��� ���������� ���� (���������� ����� �������� ���������� ������� ����������� ������������ � ����-������). ���������� �������� ���������� ������� ��� ���������. ����� � ������ ���-���� ���� ������ �� ����������� �������-��, ������� ����� ������������� ���������, � ��� ����� �������� ������.

������������ ����������� �������� ����-�������� ���������� ������� ��������� ����������. ��� ���������� � ������������-��� ����� (������������� ���� �������) ��-��������� � �� �������� ���������, �����-���, ������ � �������� ��������� �������� �������� � �� ����� �������� ������������. � �� �� ����� ���������� ���������� ����-��� � ������ ������ �������� �����������. ���, ��� �������� �����������, ����������� ���������������������������������������-���� �������, �������������� ���������� ����� ������� � �������� ��������� �������-���� ������������ � ��� ������������� ��-��� ���� �������� �� �� �����������, ����� ��������, ���������� � ������ ������ ���-�������� �������� ���� ���� ������������� � �.�. � �� �� ����� ��� �������� �����������, ������ ����������� ���� ������ � ���, ��-�������� ���������� ������ ����� �������� ���������������� ������������ ���������� ��������� ����������. n

�� �������

������ ��������� �������������, �����-��� ��������������� ����, ������, ������� ��-����� ��������� ����������� ������������-��� � ���������� ������� ������������ ����� ��������� �������� �������, ����� � �����������, ������, ������, buyanov@institutdetstva.ru, ORCID: 0000-0002-1840-1369

������ ����� �������������, ������ ������-�������� ����, ������, ������� ������� ��������� ����������� ��������������� � ���������� ����-��� ������������ ����� ��������� �������� ��-�����, ����� � �����������, ������, ������, lykova. i.a@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1951-0804

����� ������� �������������, ������ ������-�������� ����, ������, ������� ������� ��������� ����������� ��������������� � ���������� ����-��� ������������ ����� ��������� �������� ��-�����, ����� � �����������, ������, ������, m000r@ yandex.ru, ORCID: 0000-0002-6572-5593

About authors

Alexander A. Buyanov, PhD in Psychology, Associate Professor, Leading Researcher, Laboratory of Fundamental and Applied Scientific Research, Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Moscow, Russia, buyanov@institutdetstva.ru, ORCID: 0000-0002-1840-1369

Irina A. Lykova, Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Chief Researcher of the Laboratory of Fundamental and Applied Scientific Research, Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Moscow, Russia, lykova.i.a@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1951-0804

Alexey A. Mayer, Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Chief Researcher of the Laboratory of Fundamental and Applied Scientific Research, Institute for the Study of Childhood, Family and Education, Moscow, Russia, m000r@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-6572-5593

���������� / References

1. ������� �������� �������: ���������� ��-�������. ��������� ���������. �������. ���� / ���. ���. �.�. �����, �.�. �������������. � �.: ��� ���������������� �����, 2003. � 448 �.

2.

��������� �.�. �������-������������ ��-������� ������������� ������ ����� ��� �������-��-����������������������:���.��-�����.����.� �����, 2008. � 456 �.

3.

����������� �.�. ���������� ��� ����. � �.: ��� �������� ����������, 2008. � 240 �.

4.

������� �.�. ���������������-�������� �������� ��� ������� ����������� � �������� ����� ����������� � �������� ��������� �������� / �.�. �������, �.�. ������, �.�. ������, �.�. �������� // ����������� ��������� � ����������� �������� ��-��������� �����������: ������� ������� ������. � �.: ���� ���; ����, 2010. � �. 164�178.

5.

������� �.�. � � �������: ��������� ����-������� �������� �������. � �.: �������� ������, 2005. � 45 �.

6.

������������ �.�. ��������� ��������� �������-������������� ���������� ����� �������-���� �������� ��� ������ � ������� // ���������� ����������. � 2022. � �1. � �. 2�9.

7.

������� �.�. �������� ���������� ��-�����: ������ � ��������. � �., �������: �����: ����, 1997. � 141 �.

8.

������ �.�. ����������� �����-�� � �������������� ��������������� ������� ��������������-������������ ���������, �� ������-��� � ��������. ����������. � �.: ������������ ��� �������� ����, 2019. � 144 �.

9.

������ �.�., ����������� �.�., ������-���� �.�. ���������� ��������� � ������� � ����-����������� �����: ���������� �������� / �.�. ������, �.�. �����������, �.�. ���������� // ��. ������� ������ ������������� ������-���������-��� ����������� ���������������� ������������ � ��������������������/������.�.�.��������.� �.: ����� ����� ��λ, 2018. � �. 841�852.

10.

������� �.�. ������ ���������� �����: 30 ������ ����������� ������������. � �.: �����, 2021. � 448 �.

11.

��������� �.�., ��������� �.�. �������-����������������:������������. ��.�������-������, 2022. � 200 �.

12.

���������� / ��� ���. �.�. ����������. � �.: �����������, 1983. � 607 �.

13.

����������� �.�. �������������� ��-����������� ����� � �������� �������-�����-�������� ���������� ����� [����������� ������] / ����������� � �����������. � �.: ������������ �������� 2000�, 2002. � URL: http://www.orthedu.

ru/vospitan/potapovsk1.htm (���� ���������: 23.05.2023).

14.

������ ������������ ����������� ���������������������25.11.2022�1028�����-��������� ����������� ��������������� �������-�������������������������[�����������������] /�������������������-���������������������-���. � URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202212280044?rangeSize=1&index=1 (���� ���������: 22.05.2023).

15.

��������� ������� ��������� �����-����� ��� ��������������� �����������, �����-������ ��������������� ��������� �������-���� ����������� [����������� ������] / ������ ��������� �������� ������������������� ���-�����. � URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/ 203d1cc2470263db4c17c5f117e02ce8.pdf (���� ��-�������: 14.05.2023).

16.

���� ���������� ���������� ��������� �� 09.11.2022 � 809 ��� ����������� ����� ��-������������� �������� �� ���������� � �������-��� ������������ ���������� �������-���������-��� ����������. � URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202211090019 (���� ������-���: 13.08.2022).

17.

����������� �.�. �������������� ����-���� � ���������� ����� ������� ��������. ������-������������ ������� ��� ���������� ����������� ��������������� ��������� ��������� / ��� ���. �. �. �������. � ������: �� �������� ����, 2018.

� 112 �.

18.

����������� ����� �� 29.12.2012 �273-�� ��� ����������� � ���������� ����������. � URL: base.consultant.ru (���� ���������: 13.08.2022).

19.

������������ ������. ������������� ���������� �����: �� �������� ���� �������� ������� � ������ ����������� ������������-��� ����������� // ������� ������� ������ �� ���������� I ������������� ������-��������-���� ����������� �������� �������� ���������� �������� �������: �� ������ � ��������� (21 ��-���� 2021 �.) / ����. �.�. ������, �.�. ���������, �.�. �����������; ����. ���. �.�. ������; ��� ���. ���. �.�. ������������. � �.: ����� ������ ��λ, 2021. � 293 �.

20.

�������� �.�. ����� �������� ����� ��� ������ ��������������� ������������ // ������� ����. � 2011. � ������ 1 (103). � �. 114�118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.