Научная статья на тему 'Концепция развития дошкольного образования до 2030 года: задачи и инструменты реализации в условиях единого образовательного пространства'

Концепция развития дошкольного образования до 2030 года: задачи и инструменты реализации в условиях единого образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1331
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / Концепция развития дошкольного образования / проблемы / задачи / мероприятия Концепции развития дошкольного образования / детский сад – маршрут развития / preschool education / the Concept of preschool education development / problems / tasks / activities of the Concept of preschool education development / kindergarten – development route

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гогоберидзе Александра Гививна, Изотова Елена Ивановна, Езопова Светлана Александровна, Новицкая Виктория Александровна

Актуальность исследования. В статье представлены результаты разработки Проекта Концепции развития дошкольного образования до 2030 года. Дается характеристика теоретических оснований, ключевых проблем текущей ситуации, на основе которых определены цели, задачи, принципы и механизмы реализации основных положений Концепции. Организация исследования. Цель исследования заключалась в определении теоретическо-методологических основ формирования стратегии развития дошкольного образования в Российской Федерации и разработке Концепции развития дошкольного образования до 2030 года как документа, отражающего политику в сфере дошкольного образования в Российской Федерации. В ходе исследования было проанализировано текущее состояние и проблемы отечественной системы дошкольного образования, определены цель и ключевые задачи, на основе которых, в свою очередь, конкретизированы механизмы, этапы и мероприятия по достижению заявленных перспектив. Результаты исследования. В результате исследования предложенный проект Концепции развития дошкольного образования до 2030 года включает 4 направления ее реализации: совершенствование нормативно-правового регулирования и организационно-методического сопровождения системы ДО; повышение доступности и качества ДО; развитие материально-технического обеспечения и инфраструктуры ДО; развитие кадрового потенциала системы ДО. Каждое из обозначенных направлений включает комплекс реализуемых мероприятий, уже имеющих в настоящий момент активный статус (этап реализации 2023–2025 годы), а также предполагающих перспективное решение на этапе 2025–2030 годов. Выводы. В проекте Концепции определены приоритетные направления и ключевые точки роста системы отечественного дошкольного образования. Предлагаемый проект Концепции развития дошкольного образования является основой для выработки региональной повестки развития дошкольного образования в субъектах Российской Федерации, проектирования программ развития дошкольных образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку педагогических кадров для системы дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гогоберидзе Александра Гививна, Изотова Елена Ивановна, Езопова Светлана Александровна, Новицкая Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of the deve­lop­ment of preschool education until 2030: tasks and tools for implementation in a single educational space

The relevance of research. The article presents the results of the development of the Draft Concept for the Development of Preschool Education until 2030. The characteristics of the theoretical foundations, the key problems of the current situation are given, on the basis of which the goals, objectives, principles and mechanisms for implementing the main provisions of the Concept are determined. Organization of the study. The purpose of the study was to determine the theoretical and methodological foundations for the formation of a strategy for the development of preschool education in the Russian Federation and to develop the Concept for the Development of Preschool Education until 2030 as a document reflecting the policy in the field of preschool education in the Russian Federation. In the course of the study, the current state and problems of the domestic preschool education system were analyzed, the aim and key tasks were determined, on the basis of which, in turn, the mechanisms, stages and activities to achieve the stated prospects were specified. Research results. As a result of the study, the proposed Draft Concept for the Development of Preschool Education until 2030 includes 4 areas of its implementation improving the regulatory and organizational and methodological support of the pre-school system; improving the availability and quality of pre-school education; development of material and technical support and infrastructure of pre-school education. Each of the designated areas includes a set of ongoing activities that already have an active status at the moment (implementation stage 2023-2025), as well as assuming a promising solution at the stage 2025-2030. Conclusions. The Draft Concept defines priority areas and key growth points for the domestic preschool education system. The proposed Draft Concept for the development of preschool education is the basis for developing a regional agenda for the development of preschool education in the constituent entities of the Russian Federation, designing programs for the development of preschool educational organizations, professional educational organizations, organizations of additional professional education that train teachers for the preschool education system.

Текст научной работы на тему «Концепция развития дошкольного образования до 2030 года: задачи и инструменты реализации в условиях единого образовательного пространства»

����������� ���������� �������**,1,3, ������� ����� ��������2,3, ������� �������� �������������1, �������� �������� �������������1,3

1 ���������� ��������������� �������������� ����������� ��. �.�. �������, �����-���������, ������ 2 ���������� �������������� ��������������� �����������, ������, ������ 3 �������� ���������� ���������� ���, ������, ������

������������ ������������. � ������ ������������ ���������� ���������� ������� ��������� ���-����� ����������� ����������� �� 2030 ����. ������ �������������� ������������� ���������, ���-����� ������� ������� ��������, �� ������ ������� ���������� ����, ������, �������� � �������-�� ���������� �������� ��������� ���������. ����������� ������������. ���� ������������ ����������� � ����������� ������������-��������-�������� ����� ������������ ��������� �������� ����������� ����������� � ���������� ��������� � ���������� ��������� �������� ����������� ����������� �� 2030 ���� ��� ���������, �������-���� �������� � ����� ����������� ����������� � ���������� ���������. � ���� ������������ ���� ���������������� ������� ��������� � �������� ������������� ������� ����������� ����-�������, ���������� ���� � �������� ������, �� ������ �������, � ���� �������, ���������������� ���������, ����� � ����������� �� ���������� ���������� ����������. ���������� ������������. � ���������� ������������ ������������ ������ ��������� �������� ��-��������� ����������� �� 2030 ���� �������� 4 ����������� �� ����������: ����������������� ����������-��������� ������������� � ��������������-������������� ������������� ������� ��; ��������� ����������� � �������� ��; �������� �����������-������������ ����������� � ��-������������ ��; �������� ��������� ���������� ������� ��. ������ �� ������������ ������-����� �������� �������� ����������� �����������, ��� ������� � ��������� ������ �������� ������ (���� ���������� 2023�2025 ����), � ����� �������������� ������������� ������� �� ����� 2025�2030 �����. ������. � ������� ��������� ���������� ������������ ����������� � �������� ����� ����� ������� �������������� ����������� �����������. ������������ ������ ��������� �������� ��-��������� ����������� �������� ������� ��� ��������� ������������ �������� �������� �������-���� ����������� � ��������� ���������� ���������, �������������� �������� �������� �������-��� ��������������� �����������, ���������������� ��������������� �����������, ����������� ��������������� ����������������� �����������, �������������� ���������� �������������� ���-��� ��� ������� ����������� �����������.

�������� �����: ���������� �����������, ��������� �������� ����������� �����������, ���-�����, ������, ����������� ��������� �������� ����������� �����������, ������� ��� � ������� ��������.

��� �����������: ����������� �.�., ������� �.�., ������� �.�., �������� �.�. ��������� �������� ����������� ����������� �� 2030 ����: ������ � ����������� ���������� � �������� ������� ����-������������ ������������ // ����������� ���������� �����������. � 2023. � �4(118). � �. 22�34. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-22-34

��������� ������ �������� 7.04.2023.

**����������������������������������������������������������(���.�������1023012500058-5-5.3.1) �� ���� ������-����������������� ������ ���������� ��������������� ��������������� �������� ����������� ����������� � �������� ������� ���������������� �������������.

**

��������: agg186868@gmail.com

UDC 37.014.53 DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-22-34

The Concept of the Development of Preschool Education until 2030: Tasks and Tools for Implementation in a Single Educational Space

Aleksandra G. Gogoberidze*,1,3, Elena I. Izotova2,3, Svetlana A. Ezopova1, Victoria A. Novitskaya1,3

1 Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia

2 Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia

2 Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

The relevance of research. The article presents the results of the development of the Draft Concept for the Development of Preschool Education until 2030. The characteristics of the theoretical foundations, the key problems of the current situation are given, on the basis of which the goals, objectives, principles and mechanisms for implementing the main provisions of the Concept are determined. Organization of the study. The purpose of the study was to determine the theoretical and methodological foundations for the formation of a strategy for the development of preschool education in the Russian Federation and to develop the Concept for the Development of Preschool Education until 2030 as a document reflecting the policy in the field of preschool education in the Russian Federation. In the course of the study, the current state and problems of the domestic preschool education system were analyzed, the aim and key tasks were determined, on the basis of which, in turn, the mechanisms, stages and activities to achieve the stated prospects were specified. Research results. As a result of the study, the proposed Draft Concept for the Development of Preschool Education until 2030 includes 4 areas of its implementation improving the regulatory and organizational and methodological support of the pre-school system; improving the availability and quality of pre-school education; development of material and technical support and infrastructure of pre-school education. Each of the designated areas includes a set of ongoing activities that already have an active status at the moment (implementation stage 2023-2025), as well as assuming a promising solution at the stage 2025�2030. Conclusions. The Draft Concept defines priority areas and key growth points for the domestic preschool education system. The proposed Draft Concept for the development of preschool education is the basis for developing a regional agenda for the development of preschool education in the constituent entities of the Russian Federation, designing programs for the development of preschool educational organizations, professional educational organizations, organizations of additional professional education that train teachers for the preschool education system.

Keywords: preschool education, the Concept of preschool education development, problems, tasks, activities of the Concept of preschool education development, kindergarten � development route.

For citation: Gogoberidze A.G., Izotova E.I., Ezopova S.A., Novitskaya V.A. (2023). The concept of the develop-ment of preschool education until 2030: tasks and tools for implementation in a single educational space. Preschool Education Today. 4:17, 22�34 (in Russian). DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-22-34

Original manuscript received 7.04.2023.

*

Contacts: agg186868@gmail.com

������������ ������������

�������������� ������� ����������� ����������� � ������ � 2011�2022 ��. ���� ���������� �� ��������� ��� ����������� � ����������� ��������, �������� ����������-���� � ������� ��������� ����� � �������-���� ������� (�����������, �������, 2012; �������, 2023).

� ������ ������, �� ������ ������������-��� ��������, ��� ������������ ��������� � ������������ ������� ����������� ������-����� � ����������� ������� �������� � ���-����� ����������� �����:

������������ �� ������������ �����-������� ������ ����������� �����������;

����������� ��������������� ������-��������� �������� ����������� �����������;

�������� �������� � ���������� ���-������� ��������������� �������� �������-���� �����������;

��������� ������� ���������� ����� �������������� ���������� (��������, 2019, �������, 2021).

� ������ ���������� ��������������� � ��-�������������������������������������� ����������� � ������� ���������� �������� � ���������-��������������� ������������� ����� � ��������� �������� �����, �� ����-������ ���������� ��������������� ����-�������; ���������������� ������ �����, ��-���������� ����������� � �. �.

�������� ���� ���������� ������������-��� ����������� �������������� ������-������ ��������������� �������������� (������������� ����� � ������������� ���-��� ������, ����������� ������, ��������� ������������������� � ����� ����������� ����������� � �.�.). ������������� ���� ��-������������� ��������� ������� � �������-��� ����������� � ����������������� ���-�� ����������� ������������� ���. ������ � ��� ��������� �������� ����������� � ��, ���������� ����������� ������������������ ��������, ��������� � �������������� �����-���� � 2020 �., ������� ������������� ����-���� �� ���������� ������������� � ������� ��������� �������������� ������� � ������� ������������ ������������� �������� �����-�� ����������� ����������� � ��.

������ � ����, ��������� ����������� ��-��������� ������ ������� ����������� ��-���� �� �������� ��� ������������ ����� ��� ��������, ���������� ���� � ���������, ��-����� ����������� � ���������� ��������, ����������� ��������������� ���� �������-���� �����������, ���������� � ����������� ����������������� �������� �������� � ���-�� ����������� �����������, � ��� ����� ��-������� ����������� ������� �������������� ����������, ����������� � ������� ���������-�������������� ������� ������������.

�������������, ������������ � �������-������ �����������, �������������� ������-��� �������� ������� ����������� ������-����� �� ����������� ����� ������ ������� ��������������� ������������� � �������� ����������� ��� � ���������� ����������� �������� �������, ������������� ������� � ������������ ��������, � ����� � ��������-��� ����������, ���������� ��������� �����-��� ������� ����������� ����������� �� ���-������ ����.

���� ������������ ����������� � ����-������� ���������-���������������� ����� ������������ ��������� �������� �������-���� ����������� � ���������� ��������� � ���������� ��������� �������� ����������� ����������� �� 2030 ���� ��� ���������, ����-������� �������� � ����� ����������� ����-������� � ���������� ���������.

�������� ���� ������������

���������� � ���������� ������� ��������������������������������������� �������������� � ������ 2022�2023 ��. ��� ���������������� ����������� ������������ ����������� ���������� ���������. � ������ ������������� ������� ����� ������������� �������� ����������, ��������-��������, ��-������� ������� ���������� ������������ � ������������ ����� ��������� �������, ���-���������� ����� � ���������, ������������� ������������ � ������������ �����������.

� ���������� ��� ���������� ������ ��������� �������� ����������� ��������-��� � ���������� ��������� �� ������ �� 2030 ���� (����� ���������), ������� ����-������ ����, ��������, ������, �������� ��-������� � ����������� ���������� ��������-������� �������� ���������� ��������� � ������� ����������� ������ �����������.

�� ������ ������� ���������� � ���-���� �������� ����������� ����������� � ���������� ���������, � ���������� ����-����� ����������������� ������� ��������-��������� ����������, � ������� ��������� ����������: ���� � ������ �������� �������-���� �����������, �������� ��������������� �������� � ����� ����������� �����������, ���������� ���������� ���������� � �����-����� ����������� �����������, ��������� ���������� � ����� ���������� ���������, ����� � ��������� �������������� �������-���� ���������.

�������� ����������

����������� �������������� �������� ��-������� ������� ���������, � ������ ���-���� �� �����, �����, ���������, ���������� �� ����������� ����������� �������� ���-���������� ������� ����������� ��������-���, ������� �� ����� ����� ��������� ����� �� ������ � ����.

������������� ���������� ����������� � ���������� ��������������� �������, ��� ������� ���������� ������������� � ����-������������ ����������������� ���������-�������������� ������, ��������� �������:

������������ � ����� ������������-����� ������� � ������� ���� ������������-����� ����������� � ��������� ��� ������-�����, ����������� � ��������.

������� � ������� ���� ����� ������� ���������� ������ ����������� �������, ��-����� ��������� � ��������� � ���������� ���� ������������, ������ ������ �������-��� ������� ��������� � ��������������.

������� �������� ���� ���������� ���-����� �������� ������� ��� ��������, ������-�� ������������, ���������������� � �������� ���������� ��������������� ��������������-�� ��������.

������ ������� ������� ����������� ��-������������� �������������� ������������-�� ����������� ����������� ��� �������:

���������� �����������, �������-������� ���������������, ���������� � ��-��������� ���������� ����������� ����-������� ��� ������, ������������ ������� ������, ������, �������, ����� ��������� � ������������, � ���� ��������, ���������� � ����������� ���������� ������� ���������� �����������, ����������, ���������� � ���� �������� �������;

���������� ������� ����������� ��-��������� ��� ������ ������������� ����-���, ������������ � ���� �������������� � �������������, ������������ �� �������� � ���������� �������� ������� � ��� ��� ���� �������������� �������. �������� � �����-����� ����������� ����������� ��������� ������� ������� ���������� � ������� ����-����������� �����������, ����������������� � �������� ��������������� �������� � � ��-�������� � �������� �� ��������� ��������-������� �������.

������ ��������� �������� ����������� ����������� ���������� �� ��������� �����-��� �����:

� ������� ����������� �������� ��� �������� ������� ����� ������������, ������-���, ������� ����������� �������� � ������, � ����������� ��� ��������;

� ���������� ����������� � �����-��������������� ������������ �������� ���-�����,�����������������,���������������� ������������ ������� ������� ������� �� ��-��� � �������� ������� �����������;

�� ����������� �����������, ���-������� ������������� ������� �����������

�����������, ��������������� �� ���������� �������� �������, ��� ���������, ��������-���, ������������ ��������;

� ���������� ����������� ����� ��-��������� ��������, ������� ����������� � �������������� ��������������, ��������-������ �������� ������������ � ���������-������� �������, �������� ����������� ����-���������� ������ ��������� ������ ����� � ������������;

� ����������� �������� ����������� (�������� ����������, �������� � ��������) ����� ����������� �������� ��� ����������-�� �������������� �������, ������������ �� �������� �������� �������, ��������� ��� ��-������������� ����, ������������ � �����-������, ���������� ����� ������� � ������-�������� � �����, ��������� � ������;

� ������������� ������� � ���������� ����������� �����������, ��� �����������-��� � ��������;

� ����� ��� ��������� ��������� ���-�������, ������� �������� � ����������� ��-����� ����������� ��������.

� ������� ��������� �� ������ ������� ��-������ ��������� � ������� ���������� ���� � �������� ������, �� ������ �������, � ���� �������, ���������������� ���������, ���-�� � ����������� �� ���������� ���������� ����������.

� �������� ����������� ��� ������� ����-���� ��������� �������� ������� �������-���� ����������� � ��������� ������� �������: ����������� ����������� ����-�������; ������� ���������-�����������-��� ��������� ����� � ���������-������-��������� ������������� �������� ������� � �������� �����; ����������� ���������-������� ����������� ���������� ������� ����������� �����������.

����������� ����������� �����������: ������ ��������� � ����������� ��������

��������� �������� ������� ���������-�� ����������� ����������� ��������� ��-������� �������� ��������, �������� �� �� ��������. ����� �� ��� �������� �����-���� ��������������� �������� � ������� ����������� � �������. ������ ��������-������ ������ ���������������, ��� � ���-������ ����� ����� ������������ �����-��� ���������� ����� ����������� �������� � ��. ������� ������� �������� �����-������ ������������, ��� � 2022 �� 2028 ���� ����� � ���������� ������� �������-�� ����������� ���������������� ��������� ���������� ����� XX ����.

� ����������� �������� ��������� �� ���-����� �������� ������� ������� � ���������� ����������� �������� ������������� ������ ��� ����������� ��������������� ������-��� � ��. ����� �� ��������������� ����-�� �����������, ��� ��������� �����, �����-��� ������� ��� ����������� �������������� ������� ������� � ��������� ����������� � ���������� ������������, ���������� ���-�����, �������� ��������� � ���������� ��� ��������� ����������� �������� ��������� �������� ��������������� �������� � ������� ����������� ��.

������ ����������� ����������� �������-���� ����������� ���������, ��� �� ������� ����������� ����������� � ������ ��� ����� ������� �������� �������� �� ��, ��� ������� � 2019 ���� ������� ����� 228 ���. ���� ��� ����� ������� ��������. ��� �������������� ������ ����������� ����� �������� �����-�������� �������� ������� � �������� ����� ��� ����� �� 2 ������� �� 3 ��� �� ������ ��-���� ��������������� ������.

�� ��������� �� 1 ������ 2022 �. ������-���� ��������������� �����������, �������-���� ��������� ����������� ����������� � ������, ��������� 47,9 ���., �� ��� ���� 33,9 ���. ���������� �������� ������������-���� ���, ��������� � ����������� ������-��� �� ���������� ������������� � �������� ������� ��������������� �����������, �����-������ ��������������� ��������� ��� ���� ������� ������ ����������� (����������, ��������� �����, �������� ����� � ������� �����).

����� �� ��� �� �������� ������-�� �� ��������������� � ������������� ��� �������� ���������� ��� ��������� ������������������ ������� ��, � ��� ���-�� �������������� �������� �� ���������� ��������������� �������� ��, ����������� �������� ������� ���, ��������� � ������-��� ������� ������������ �������� ��� ��-���������� ������� �����, �������� ������� ��� �� �������� �������������� ���� ��� ����� � �������� �� 3 ���.

����� �������, � ������� ����������� � �� ��� ���������� �������� ���, �����������-��� ����������� � ������������ �������� ���������� �������� ����������� ������-�����, ��� � ������������ ������� ��������� ������������� ����������� ��������� � ����-������ ��������� ����� � ������ ���������-�� ��������.

������, �������� ���������� ������-���, ���������� ��������� ����������� �������� ����������� � ���������� � �� ����� ����������� ��������. ��� ��������� �� ������������ ������� ������� ��������-�� ���������� ���������� ��������������� ����������� ��� ������������� �������� �� ���� ����������� ����������� � ����-������� ������������� ��������� �����-��������� � ��������� �� ���������� ��-��� ������ ���������� ����� � � ������� ���������������� ������������� � ����� ����������� �����������. ��������� ��-���������� ������������ ����� �������� ������������� ���������� ����������� �������� �������� ����������� ��������-��� ������ ������� ��������, ������ � ��� � ������������� ����� �������� �����-������ ���������-�������������� ������� � ���.

������� ���������-�������������� ��������� ����� � ���������-��������������� ������������� �������� ������� � �������� �����

������� ����������� ������� ������ �����-��� ��������� � ���������� �������������� ������� ����� ����� ����������� ��������, ��������� ���������� ������� ������ ������-����� � �������� ��������������� �� ��������-��� ����� ����� ������ � ����������� ����-������������ �������������.

�����, ��������� � ����������� �������-���� ����������� � ��, �������, ��� ��� ��-������� �������� �������� ������ �������-���� �����������. �������� �� ���������� �������� ������ ����� ���������� ��������-���� � �� �� ����������� ���� ���������� 73% ����� �� 3 ��� � 12% ����� �� 3 �� 6 ��� �� �������� ������� ����, � �������� ������-����� � ���� ��������.

� ������ 64 �� ��� ����������� � ���-������� ���������� �����������, ��� ����-���� ����� ����� �� ��������� ������������, ���������-��������������, ��������������� � ��������������� ������ ��� �������� ����� ������������������������,������������� ��� ���� ������������.

��������� ��������� � ��������� ���-������-�������������� ��������� �����, ������������� ����� ����������� ���-�����, �������������� ���������� ������-���������� ���������������� �������. �� ������ ������������ ����������� ������� ����������� ����������� �� ��������� ���� ����������� ���� ���������� �������������-��� ������� �� ���������� ��������� ��. ���, � 2019 ���� �� ���������� ����������� �� 2020 ������ � ��������� � 2018 �. �� ��-������� �� 1 ������ 2023 �. �� ���������� ��������� ���������� ��������� �������-�������� 13 987 ��.

�������������� �� ��������� �����-���� ��������������� ������������ �� �������� ���� ���������������� ������� ��� ��������� ����� ����������� ������-��. ������ �������� ����������� ������-��� ���������� ����� ����������� ������-�� ����������������� ��������� � ������ ����������������� ������ ��� ��� ����� ��������� � ���������������� �����, ��� � ������� (�������������) �������������-��� (���������� �������� �� �����, �� ����-������� �����, �� ��������). ������������ ������� � �������� �������� �����������-����� ������ �������� ���������������� � ��������� ������������� ������� ������-��� ��������� ���������.

������ � ��� ������ ������ ������� ��-��������� � ���������� ����������������� �������� � ��������� �������� �� �����-����������, ��� ����������� ������� ���-���� ���������������� � �������������� ���������������� �������, ���������� ���-��������� ��� � �������������� � ����-������ ����� � ������� ������������, ��-������ �������� ��������� ������������ � ����������������� ��������, ����������-���� ���������� ��������� � ������ � �����-��� �������������.

����� �������, ���������� ������������ ��������������� � ���������������� �������-�������� ������. �������� ������� ������-����� �������������� � ��������� ����� � ������ ����������� �������� � ���������� ��������� ���������� ������� ����� �����-���� � ������������� ����� � �����������-�� ��������������� �����������, ���������� ������������ ���������������� ������� � ��-������������� �������������, �������� ��-������� ����� � ���.

����������� ���������������� ����������� ���������� ������� ����������� �����������

�������� ����������� ������� �������-���� ����������� ������������������ � ��-��������������������������������������� �������� �������� ������� ��������������� �������� � ������ ����� ���������.

�� ������ ��������, �� 2022 ��� � ���-�� ����������� ����������� �������� 665,9 ���. �������. ��� ���� ������� ����� ������-���� ����������� ���������� �����������. ������������� �������������� �����������-��� ����������� ��������� �������� � ���, ��� �� 2020 ���� ���������� ���������� ���� ������������ � ����� ����������� ��������-���: ���, � 2014 ���� � ������� ����� �� ���-������ 510,9 ���. ������������, � � 2019 ���� ��� ����� ������� � ��������� 541,4 ���. ��-�������. ������ � 2020 ���� ���������� ��-�������� �������� ������ �����������, � �� 2022 ��� ������ ����� ���������� 501,1 ���. ������������.

��� ����� ������� � �������� ���������� ������� ������� � ����������� ����������� ���������,���������������������������-�� � �������� ��������� �������� �������-���� �����������, ������������ ������� ��-������������ � ��������� ������������ ������������ ������� ����� ��� ���������-��� ������� �����������, ����������� ��-���� ����������� ���������������� ������, ��������, ����� ������������ �������� ��-��������� ����������� ������������ �������-����� ����������� � ������� ��������������� �����������, ������������ ���������� ����-���������� ����������� ������� ���������-�� ����������� �������� � ������� ���������� ������������ � ������������ ������� �����-����� � ��������� ������������ ���������-��� � ����� �������������� ������� ������� ��������������������,������������������ � ���������� �����������.

����� �������, � ������ ����������� ���-������ ������� �������� ������ �������� �� ������� ���������� �������� �������������-��� ���������� ��������� ����������� ����-������� �� ������ ��� � ��, ���������� ���-������ ���������� ������������ �� ������ ������ �� ��������� ������������ ��������-�������� ��������������� ��������, ������-���� ������ � ��������� ������� ���������� ������� ��� ��� ��������� ����������� ��-����� ����������� � ����� ���������� � ��-�������� ������������� ����� �����������.

������� �������� ����������� ������-���� ����� � ������� ����������� ��������-��� ������������, ���������� ���������-�� ������������� ������������� �������. ���, ���������� ����� ���������-���������� � ������������, ������������ ���������-��-������������ ������������� ������������ � ��������������� �������� �������� ����. ���������� ����������, ��� � 2014 ���� � ���-���� ����������� ����������� �������� ���-�� 14,4 ���. ���������-����������, � 2022 ���� ��� ����� ����������� �� 19,2 ���. �������. ������� � 2020 ���� � ������ �������� ����� ���������� ���������� �������� (1,3 ���. ��-�����), ��������-������������ (0,4 ���. ����-���), �������� ��������������� ����������� (5,7 ���. �������). ���������� ����� ��������-������ ����������, ������������ ��������-������� ������� � ���������� �����������, �������������� ������������� ��������� ��������������� ���������, ����������� ��-��������� ������ ������� � �����, ������� � �������� ���������� ������ �� �����������-�� �������� ���������� ������������, �����-����� �������� ����������� � ����� ������-�� ���������, �������� ���������������� �������������� ��� ���, ������� ������� ��-������������ �����������, � ����� ��������-�� ���������� ����� ���������� ����������� ���������� �������������. ���, ����������� ���������������������������������������-�� ������������� �����������, ������������ ����������������������������������������-��� ������ � ��������� ����������� � ����� �������� ���������� ������������ ��� �����-������� ������ ����������� �����������.

�������� ������ ��� �������������� ����-�������� ����� ��������� ��������������� ��-������ � ������, � ��������� ���������� ����-������� �����������. ��������� � �������� ���������� ����� ����������� �������� � �� ������ ����������� ��� �������������� ���-��������� ��������� � ������� ���������� � ��������� ������������ ���������. � ������ ������� ��������� ����� �������� ��������-������� ���������� ���������� ���������-��� �������� ����� � ������������ � ������ ������������. ���� ����������� �������� ������� ��� ������ �������� �������� ���-�������� ����� ��� ������� ����������� ��-���������, ���������� ������������������� �������������������������������������-������������� ����� � ��������������� ���-����� �������� ����: �� ����� � ��������� �� ���������� �������� ��������������� ������-����� ����� � ������������� ���������-����-����������� ������������� ����� ���������-�� ���������� ��������������� �����������, ��������������������������������������� 2 ������� �� 3 ��� �� ������������� �������� ���������� ������� � �������� � �����.

������ �������� ������� �������� � �� ������� ��������� ������������ ��������-������ ������ ������� ��. ������ ������-���� �������� ��������� ��������, ��� ���-������ ��������������� ����������������� ����������� ���������� �������� ������� � ��������� ����������� �����������. �� ���-������ 3 ���� ����� 500 ���. ������������ ��-������ ������������ � (���) ������ ������-���������� ��������������. ������ ������ ����� ����������� ���������� � ��������� � �������� ���������: ���, ����� 80% ������-��� (542,8 ���. �������), ������� ����������� � ������� ��������� ������������, �������-�� � ������� ������� ��, � ������ 112,7 ���. ������������, ����������� � �������� ����-�����,�����������3���������������������-���������. ������� ������� ���������� ����� ��������� ������������ ����������������� �����������, ��� ����������� � ����������� �������� ��������� ������������, �������� ������ �������� �� �������������� ������-��� ����������������������� ��������, ��-��������� � ��������� ������� ��� ����� �������� ������ ������� ���������, � ����� �������� �������� �������������� �����-����� ����������� ������� ��������������� ����������������� ����������� � ����� ����-�������� � �������������� �������������� ��������� ����������� ����������� � ������� ��������� ������������ � ���������������� ��������������. ����� ����, ������������� ���������� �������� ��������� ���������-��� ������� ���������� �� ���� ���������� � ����������� ����� ����������� ������������ ����������� ����������� (���������� � �����-��� ����� �� 2 ������� �� 1 ����, ����������� ������ � ������ � ������� ���������������� �������������, � ��� ����� � ������ �� ����� ���������, ����������� ����� � �.�.).

� ���������� ������� ��������� ������� ����������� ����������� � �� ����� ����-���� ��������� �������� ��������, ����-��� ������� �������������� �������������� �������:

������������� ������������ ������-��� ���������� ���������� � �������� ���-������� ����� ����������� ��������, ����-��������� ������������ � ������������ �� � ���������� ���� ��������������� ���, � ��� ����� ���������� ������ �������-��� ������ �������������� ������������-��, ����������� ���� �� ��� ����� � ��� � �����-���������;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

�������� ����������� ������� ��-��������� ����������� ������������������ � ��������������� ��������������� �����-������, ������������ ��������������� ���-������ ��, � ������-��������������� ���-�������, �������������� �������� � ���� �� ������, � ����� ��������������� ���������-��� ��� �� ���������� ��������� �� � ���-��� � ������������ �������� � ���������� ���������� �������������� � �������������� ���������� ��;

������������� ������������� ��� �� �������������� � �������, �������� ��-��� ����������� ��������, ������������ �� ������������ �������������� � �����������

������������, ������ ���������������� �����-���� �������� �������� � ����������� ����-���� ������������.

����� �������, ���������� ����������-��� ��������� � ����������� ������ ������-��� �������� ������� ����������� ��������-��� �������� �������������� ���� � ������ ���������.

���� ��������� �������� ����������� ����������� �� 2030 ���� � �������� ����-��� ��� ���������� ������������� ��, ��-����������� �� �������������� �������� �������������������������������������-�������, ������� � ����������� ��������� � ������ �� ���������� � �������������� ������������, ��������������� ���������-��� � ��������� � ��������� ������� ����-������������ ������������ ��.

����������� ���� ������� �����������-��, ����� ������� �������� �������� ���-���� ����������� ����������� ������� ��-������� � �������������� �������������� �������� (����. 1)

������� 1. ����������� �������� ������� � ������������� ����� �������� ������� ����������� �����������

�������� �������� ������ ���������

1. ��������� �������� � ������� ���������� ��������������� �������� �� � ��� 1. ����������� ���������� ������������� ��, ����������� ������ �� 2 ������� �� ������ ��� � ��� ��� ����������� �� ��������������-�������� ���� �������������, ������ �� ��-������� � �������� ��������������� �������� � ��������� �� 2. �������� ������� ��� ������������ ����������� ����-����� ��������� (�������� ��������������) ����� ��������-�����, ������� � ����������� ��������� � ����������� �� �� ���� ��������� ��, ����������������� ��������� ��������� ����� ������ ����� �� �������� ����������, ��������, ���-����� ����� 3. ����������� ������� ���������� �� �� ���� ������� (����-�������, ��������� ��, �������������, �����������������) � ������������ �� ������������, ������-�������������, �����-����� ����������� ��� ���������� ������������ ����� ����-����������� ��������������� �������� � ������� �����������

2. ������������� ���������������� ������-��������, ������������� ���� ���������� ���-��������� ��������������� ����������� �� ���-������� ��������� �� � �������� ����������� ��� ���������� ��������������� �������� ��

3. ������������� ��������������� ��������-������� ������������ ������������� ������� ������ �������� ��, ������� ��������� � ����������� ������ �������� �� 4. �������� ������� ��������� ���������������� ���������-��� ��, ������������ �� ������ �������������� ��������� ���������� ���������� � ��������������� ������� ��� ���-��������� �������� ������� �� ������ ������������ ������-���� �������-������������, ���������� � ����������-������-�������� ���������

4. ������� ����������������� ����������� ������� ������������ � ����� ����������� �������� ����� �������-������������, �������-��� � ����������-�������������� ���������

5. ������������� ���������������� ������� ���������������� ������������ ��, ��������� ��������� � �������� ��������� ������������-��� �������� ��, ������� ������ �������-������ ����������� � ������-������������ �����������

6. ���� ������ ������������� �������� � ��-�����, ���������� ��, ������������� �� ��� ������ ������ �����������, ����������� ��� �������� ��������� � ����� �� ������ 5. ���������� ����������, ������� � ���������� �� � ���-��� �� ������������� ��� ����������� (� ��� ����� ������-������� � �������) �������� ���������� (������� �����������) � ���� ������������ (���� � ������������ ���� ������������) �� ������ ����������� ����������� ����������������� �����-������� ����������� �������, �������������� ������������ �� �������� ����������������� � ������������� ���������

7. ������� ����������� ����������������� ������� ������������ ���������� ���������-���, ������ � ���������� �������� ����������� ����� �������������, ������� � ����������� ���������

8. ������������� � ���������������� �������-��� ������������ � ������������ ��, �������-�� ����������� ���������������� ��������, ���-������� ����� ���������������� ������������ �������� �� 6. ����������� ��������������-������������ ��������� ��� ��� �������� � ���������� �������������� � ������-������������ ���������� ��� ���������� ��������������� �������� ��

9. ������������� ������������� ����������-������� �������������� ��� �������� ������� ��� ����������� ����������� ���������-���-������������� ����� ��� ���������� ��������-������� �������� �� (� ��� ����� ������� ��� � �������), �������������� ������������ ����� � ������� ��, �� ���������� � ����������� �������� 7. �������� ���������� ��������������� ����� ��� �������-��� � ���������� �����������, ������������ ��������, ���-����������� ������������ �����, ����������� ������� ��� ������������������ � ������� ��

10. ������������ ����������� ������� ���-���� ��������������� ������� ����������� � ���������� ������ �����������, �����������-�� ��������������� ���������� �������� ����� 8. ���������� ���������� ��������������� ������� �������-���� � ���������� ������ ����������� � ������ ���������� ������������ ���������������� ���������������� ��������� ���������� ������ �����������

11. ���������������� ������������� ��� ��-������������ � ����������� ����� ��������-������� ��������� �����, ������� ����� ���-����������, ������� � ����������� ���������, � ��� ����� � ���, ������� ��� � ������������ 9. ����������� ��������� �������� ����� � ���, � ��� ���-�� ����������� � ������� ��������� ���������, � ����� ����� � ��� � �����-��������� � �������� ��� ������������ ������-�����, ��� � ��������� ���, ����������� ���� ��

12. ���������� ������ �������� � �������� ��-��� �� ��������� � ����� �� ������ ����������� ��������, � ��� ����� � ��� � ������-����������

13. ������������� ������������� ��� �����-����-��������������� ������������� ����� ����������� �������� � ���, ������������ �� ��������� � ����������� ��������� � ��� ��-������� ��������

14. ���������� ���� ��������������� ���, � ��� ����� ���������� ������ ���������� ����-�� �������������� ��������������, ��������-��� ���� �� ��� ����� � ��� � �����-���������

15. ������������� ������������� ��� �� �������������� � �������, �������� ��-��� ����������� ��������, ������������ �� ������������ �������������� � ����������� ������������, ������ ���������������� �������-�� �������� �������� � ����������� �������� ������������ 10. �������� ������� ������������ �������������� � ����-������� ������������; ���������� � ��������� �������� ���-������������� ������������ ��� ��������� (�������� ����-����������) ����� �������������, ������� � ����������� ���������, �������� ����������������, ��������������� ������ ����� � ����������, ��������, �������� �������

11. ����������� ������� ��� ������������� �������������� ��������� �� � ��������� (�������� ��������������) �� ���-����� ������ ��������, ����������, ��������, �������� ����� �������������, ������� � ����������� ���������

16. ���������� ��������� �������� ��������� ������������ ����� � ������� � ������������� �� � ���������� ����������� �� �� ���� ����-��������� ��������������� ��������� �������-��� �������� ��������������� ����� � ������-���������� ��������� � ������� �� 12. ���������� � ��������� ��������� ���������� �������� ��������������� ����� � ���������������� ��������� � ���-���� �� � ����� ����������� ������ ������� ��� ��������� ������������� �� �� ���� ���������� ��

17. ������������� ������������������� ������-�� �������� � ���������� ���������� ������, ������������� �������� � �������� �����-������������ � ���������������, �����������-���, ������������ ���������� �������������� � �������������� ���������� �� 13. ����������� ������ �������� � ���������� � ���������-�� ����������� ���������� ��������� �� � ���������-������-�������� �������, ������� ���������������� ����������� � ��������������� ������������ ������� �����������

18. ������� ����������������� � ��������-������ �������������� ����������, �������-���� ��������������� ��������� �� (���-��������, ��������-���������, ������� � ��.); ������-���������������� ���������, ��������-������� �������� � ���� �� ������ (������� �����������, �������� �����������) 14. ������������ ����� ���������� ������������ ��������-��������� �������� �������������� � �������������� ������, ����������� � ��������������� ��������� ������� ������-������ � ������� ��, �������� ������� ��� �� �������������-���� �������� � ���������� �����

19. ������������� ������������ ��������� ���������� ���������� � �������� ���������� ����� ����������� �������� 15. �������� ������� ��� ������������ ������ ���������� ���������� �� ���������� ����� ����������� ��������, ����-��� �������������� ��������� ���������������� ������-����-������; �������� ����������, ����������������, �����������-�� ����������� �������������� ������������ � ��

������ ��������� ������������ ������ ����������� �� ����������:

� ����������������� ����������-���-������ ������������� � ��������������-����-��������� ������������� ������� ��;

� ��������� ����������� � �������� ��;

�������� �����������-������������ ����������� � �������������� ��;

�������� ��������� ���������� �����-�� ��.

������ �� �������������� ���� ������-����� ������������ �������� ����������� �����������, ��� ������� � ��������� ��-���� �������� ������ (���� ���������� 2023� 2025 ����), � ����� �������������� �������-������ ������� �� ����� 2025�2030 ����.

� ��������� ����� ������������� � ���-�������������� ����������� ������� ���-�������������� ������������ � ����� ��-��������� �������, ������������ �� �������� ������� �� � ������ ���������� �������� ������������ ��������, ���������� ������� ����������� � ������ 2025�2030 �����.

�������������� � ������� ������ ����-������ ��������������� �������� ��������� �� �������� ���������� ����������� ����-���� ������������ ������������, ��������-�� ������� �������������� ��������������� ����������� ��� ���������� ������������-��� �������� ��. �� ��������� ����� ����-���������� ������������ ������������ ����-��� ������������ ������������ � ���������� ������������ ����������� ������������ ��� �������������� � �������������� ������ � ����� ��.

����� �� ����� �������� � �������� ��-�������� ��������� �������� �� �������� �������� �����������, ������������ �� ���-��������� � ������� ���� ����������� �� ��-�������� ����������-�������� ����, ������-�������� ����������� ������������� �� ��� �����, ����������� �� ���������� ������� � ����������� ������������ / �� ���� (����-��� �����, ����������� � ������������ ����-������� ������), � ����� ������������ ��-���������� ������� ���������-�������������� � ���������� ������ ������ � ������, ���-�������� � ������������ ����������� ����-��. ������������ ����������-�������� �����, ����������� ��������������� � �������� ��-���� ������ ��������, ����������� � ������� ��������� � ������ 2025�2030 ����.

�� ������� � ������� ������ ���������� ������� ��������������� ������������� � ��-��������� �������� ������������� �������� ����������� ������ �������� �� �/��� ���-������ � ����� �� ������, � ����� ��������� ������ ������� ���������� �������� �� � �� ������������ / ���������� ������������� �� �����������, ������������, ������������� ������� � ������ ���.

����� �������, �������������� � ������ ������� ��������� ������������ ��������-��� � �������� ����� ����� ������� �������-������� ����������� ����������� ������ ��� ������������� ����� �� ��������, ��� � ����-��� ���� �� �������������.

����� �� ����������� ��������� ������-������ ���������� ��������� �������� ���-����������� �� ������������ ������� ����-��� � ����� �������� ����������� ����� � �������������� ���������������� � ����� �������� ������� �����������, ����������� ��������������-������������ ����������-��� ������������ �����������, ����������� ��������������� ��������� ����������� ��-���������, ������� ���������� ����������-����, � ��������� ��������� ������������ �� ������������, ����������� ��� ������ � ������ ����������� ��������, ����������-���� ���������� (� ��� ����� ������������, ��������������� ���������) �����������, ��-��������� ��������������� ��������� ��-��������� ����������� � ������ ���������� ������������ ������� ������������ ������ ������������� ������� �������������. ��� ������ ����������� ����������� ������������ �������������������������� ������������ � �������� ���������, ��� ��������� �������� ������������ ������������ ����� ����������-��� ���������� ������������ ���� � �����-��� ������� ���������������� ������������ ��������������������������������������-����, ������������ ��������� � �������� ��-����������� � ����������������� ���������.

����������

������������ ������ ��������� �������� ����������� ����������� �������� ������� ��� ����������� ������������ ������������-��� ����������� ����������� ������ ����-�������, ���������������� ��������������� �����������, ����������� ��������������� ����������������� �����������, ����������-���� ���������� �������������� ������ ��� ������� ����������� �����������, � ����� ����������� ������� �������������� ������ � ������� �������������� ������ ��������� ���������� ���������, � ������� ������� ��-������� ��������������� �����������. n

�� �������

����������� ���������� �������, ������ ����-���������� ����, ���������, ���������� �����-��� ���������� ����������, �������� �������, ���������� ��������������� �������������� ���-�������� ��. �.�. �������, ������� ������� ��-������� ����������� ����������� �����������, �������� ���������� ���������� ���, �����-���������, ������, ������, agg186868@gmail. com, ORCID: 0000-0002-5374-632X

������� ����� ��������, �������� ���������-������ ����, ������, ���������� �������� �������-��� ����������, ��������� ���������� ���������� ��������������������������������������������-��������� ������������ (����), ���������� ����-�������� ����������� �����������, �������� ���-������� ���������� ���, ������, ������, teoretic@ mail.ru, ORCID: 0000-0002-3115-8332

������� �������� �������������, �������� �������������� ����, ������, ������� �������-��� ����������, �������� �������, ���������� ��-������������� �������������� ����������� ��. �.�. �������, �����-���������, ������, esal@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5766-0785

�������� �������� �������������, ���-����� �������������� ����, ������ ������� ���������� ����������, �������� ��������� ������� ����������� ���������������� ��������-������� ������������ ��. �.�. �������, ������� ������� ��������� ����������� ����������� ��-���������, �������� ���������� ���������� ���, ������, �����-���������, ������, novikaa75@ mail.ru, ORCID: 0000-0002-2856-6124

About the authors

Aleksandra G. Gogoberidze, Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Preschool Pedagogy of Hersen Pedagogical University, Leading Researcher, Laboratory of Preschool Education, Institute of Deve-lopmental Physiology of the Russian Academy of Edu-cation, Moscow, Saint Petersburg, Russia, agg186868@ gmail.com, ORCID: 0000-0002-5374-632X

Elena I. Izotova, PhD in Psychology, Associate Professor, Head of the Department of Developmental Psychology, Moscow Pedagogical State University, Head of the Laboratory of Preschool Education, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia, teoretic@mail.ru, ORCID: 0000-0002-3115-8332

Svetlana A. Ezopova, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Department of Preschool Pedagogy, Institute of Childhood, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia, esal@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5766-0785

Victoria A. Novitskaya, PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Preschool Pedagogy, Director, Herzen State Pedagogical University, Leading Researcher, Laboratory of Preschool Education, Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow, St. Petersburg, Russia, novikaa75@ mail.ru, ORCID: 0000-0002-2856-6124

����������

1. ����������� �.�., ������� �.�. ������ ���-������� ������� ����������� �������� ���������-�� ����������� // ������� � �����������. � 2012. � �4(33). � �. 81�85.

2.

��������������� ��������� ���������� ��������� ��������� ����������� �� 2013�2020 �����: ������������� ������������� ���������� ��������� �� 15 ������ 2014 �. � 295-� URL: http://government.ru/docs/3342/(���� ���������: 01.06.2023).

3.

������ � ���������� ����� �������-����� ������������ ����������� �� �� ��-�������� ���������� ��������������� ���-��������� �� 2022 ���. https://docs.edu.gov. ru/document/48f4c2f6c6632c7e5f8e6ec19fc97e12/ (���� ���������: 01.06.2023).

4.

������ ������������� ���������� ��������� ������������ �������� ���������� ��������� � ���������� ��������������� �������� � ����� �����������. � �., 2022. URL: http://static. government.ru/media/files/GcesxuJAI13AntFYxDYzpno Ngsv7T1vX.pdf (���� ���������: 01.06.2023).

5.

�������� �.�. ���������� ��������-���: ����������� ��������� ��������. � �������: ������� �����, 2019. � 224 �.

6.

���������� �����������: 2022: ��������-������ ������� / �. �. ����������, �. �. �������, �. �. ������ � ��.; ���. ������. ��-� ������� ����� ����������. � �.. ��� ���, 2022. � 532 �.

7.

������� �.�., ������ �.�., �������� �.�. �������� ��������� �������� ������������ ��-��������� ����������� // �������� ������������ ��������������� �����������. � 2021. � �70-1.

8.

����������� ���������� ������� ��-��������� �����������. URL: https://doshkol-edu.ru/ (���� ���������: 01.06.2023).

9.

������������ ������������ �� �������-��� ����������� ��������������� ��������� ��-��������� �����������. URL: https://docs.edu.gov. ru/document/8a9cc6ca040d8c6dd31a077fd2a6e226/ (���� ���������: 01.06.2023).

10.

�� ����������� � ���������� ���������: ����������� ����� �� 29.12.2012 � 2723-��; � ���. �� 17.02.2023 URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/36698/page/1 (���� ���������: 01.06.2023).

11.

����������� � ������: 2022: ������� ���-������������������/�.�.�������,�.�.����������, �.�. ������� � ��.; ���. ������. ��-� ������� ���-�� ����������. � �.: ��� ���, 2022.

12.

���������������� ���� ��������, ������-�������������������������������������������-�����, ���� ��������� � ������������ ����������� ��������� � ���������: ������� �������������� �� 23.09.2020 � ��-�13-5361.

13.

����������� ���������� ����������� ������ ��������������� ����������. ���������. ����������. �����������, ���������� � ������

������ ������� ��������� URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/12781 (���� ���������: 01.06.2023).

14.

����������� ���������� ����������� ������ ��������������� ���������. �����������. ���������� �����������. URL: https://rosstat. gov.ru/statistics/education (���� ���������: 01.06.2023).

15.

������ �������������� ������ �� 21 ����-�� 2019 �. �31 �� �������� ��������� � ��������-��� ��������������� ��������������� �������� ����������� �����������, ������������ �����-��� ������������ ����������� � ����� ���������� ��������� �� 17 ������� 2013 �. � 1155� URL: https://docs.edu.gov.ru/document/cfda8c74aa5bc99617 d99c00b8bf69af/download/1058/

16.

������ �������������� ������ �� 8 ����-�� 2022 �. � 955 �� �������� ��������� � ����-����� ������� ������������ ����������� � ����� ���������� ��������� � ������������ ��������-��� ���������� ���������, ���������� ��������-��� ��������������� ��������������� ���������� ������ ����������� � ����������� ����������� � ������������� ������������� �������� � ���-������� ����������� (����������������� ����-�������)� (���������������� � ������� ������ 6 ������� 2023 �. � 72264) URL: https://docs.edu.gov. ru/document/18ab5038a89b568c01988bbaa87a65f1/ download/5797/

17.

��������� ������������ ������������ ������ ����������� ����������� � 2013�2020 ��. URL: https://do.edu.ru/ (���� ���������: 01.06.2023).

18.

������������ �� ������������ �����-��������� ���������� ��������������� ��������-��� � ������������ ������-������������ �������-��� � ����� ���������� �������� ��������������� �������� ����������� ����������� URL:https:// docs.edu.gov.ru/document/f4f7837770384bfa1faa1 827ec8d72d4/download/5558/ (���� ���������: 01.06.2023).

19.

���������-������������������ �������-��� � ������������ ���������� � ��������, ����-�� � ������������ ����� � ��������: ����������-��� �������� ���������������� ����������� ����� �� �� 28 �������� 2020 �. N 28 URL: https://www. rospotrebnadzor.ru/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf (���� ���������: 01.06.2023).

20.��������� �.�., ������� �.�., ���������� �.�., ��������� �.�., �������� �.�., �������� �.�. �������� � �������������� �������������� �����-����������� ������ ���������� ��������� �������-���� ����������� ��� �������� ��������������� ������� // ������������� XXI ���. � 2022. � �1. � �. 41�57

21. ������� �.�. ����������� ������������� ������� ����������� ���������� // ����������� ���������� �����������. � 2023. � �1(115). � �. 26�34. DOI: 10.24412/2782�4519-2023-1115-26-34

22.

����������� ��������������� ����-����������� �������� ����������� ��������-���: ������ ������������ ����������� � ��-��� ���������� ��������� �� 17 ������� 2013 �. � 1155 URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ 7dcd2fd1d14f608ec97e9ef6699f99ae/ (���� ������-���: 01.06.2023).

23.

����������� ��������������� ��������� ����������� �����������: ������ ������������ ����������� ���������� ��������� �� 25 ��-���� 2022 �. �1028. http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202212280044

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1.

Dokladorealizatsiiplanadeyatel�nostiMinisterstva prosveshcheniya RF po realizatsii dokumentov strate-gicheskogo planirovaniya za 2022 god. https://docs.edu. gov.ru/document/48f4c2f6c6632c7e5f8e6ec19fc97e12/ (data obrashcheniya: 01.06.2023).

2.

Doklad Pravitel�stva Rossiiskoi Federatsii Federal�nomu Sobraniyu Rossiiskoi Federatsii o reali-zatsii gosudarstvennoi politiki v sfere obrazovaniya. � Moscow, 2022. URL: http://static.government.ru/media/ files/GcesxuJAI13AntFYxDYzpnoNgsv7T1vX.pdf (data obrashcheniya: 01.06.2023).

3.

Dyuzhakova M.V. Doshkol�noe obra-zovanie: sovremennye tendentsii razvitiya. � Voronezh: Nauchnaya kniga, 2019. � 224 s.

4.

Federal�naya obrazovatel�naya program-ma doshkol�nogo obrazovaniya: prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossiiskoi Federatsii ot 25 noya-brya 2022 g. �1028. http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202212280044

5.

Federal�nyi gosudarstvennyi obrazovatel�nyi standart doshkol�nogo obrazovaniya: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 17 oktya-brya 2013 g. � 1155 URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/7dcd2fd1d14f608ec97e9ef6699f99ae/ (data obrashcheniya: 01.06.2023).

6.

Gogoberidze A.G. Osnovy razrabotki siste-my monitoringa kachestva doshkol�nogo obrazovaniya / A. G. Gogoberidze, S. A. Ezopova // Chelovek i obra-zovanie. � 2012. � � 4(33). � S. 81-85.

7.

Gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii �Razvitie obrazovaniya na 2013�2020 gody�: postanovlenie Pravitel�stva Rossiiskoi Federatsii ot 15 aprelya 2014 g. � 295-r URL: http://government.ru/ docs/3342/(data obrashcheniya: 01.06.2023).

8.

Indikatory obrazovaniya: 2022: statisticheskii sbornik/N.V.Bondarenko,L.M.Gokhberg,O.A.Zorina i dr.; Nats. issled. un-t �Vysshaya shkola ekonomiki�. � Moscow.. NIU HSE, 2022. � 532 s.

9. Kompleksnyi monitoring sistemy doshkol�nogo obrazovaniya. URL: https://doshkol-edu.ru/ (data obrash-cheniya: 01.06.2023).

10.

Metodicheskie rekomendatsii po realizatsii federal�noi obrazovatel�noi programmy doshkol�nogo obrazovaniya. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ 8a9cc6ca040d8c6dd31a077fd2a6e226/ (data obrash-cheniya: 01.06.2023).

11.

Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: federal�nyi zakon ot 29.12.2012 � 2723-FZ; v red. ot 17.02.2023 URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/36698/page/1 (data obrashcheniya: 01.06.2023).

12.

Obrazovanie v tsifrakh: 2022: kratkii statis-ticheskii sbornik / L. M. Gokhberg, L. B. Kuz�micheva,

O. K. Ozerova i dr.; Nats. issled. un-t �Vysshaya shkola ekonomiki�. � M.: NIU VShE, 2022.

13.

Obshchenatsional�nyi plan deistvii, obespe-chivayushchikh vosstanovlenie zanyatosti i dokhodov naseleniya, rost ekonomiki i dolgosrochnye strukturnye izmeneniya v ekonomike: odobren Pravitel�stvom RF 23.09.2020 � AB-P13-5361

14.

Ofitsial�naya statistika Federal�noi sluzh-by gosudarstvennoi statistki. Naselenie. Demografiya. Rozhdaemost�, smertnost� i estestvennyi prirost naseleni-ya URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (data obrash-cheniya: 01.06.2023).

15.

Ofitsial�naya statistika Federal�noi sluzhby go-sudarstvennoi statistki. Obrazovanie. Doshkol�noe obra-zovanie. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (data obrashcheniya: 01.06.2023).

16.

Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 21 yanvar-ya 2019 g. � 31 �O vnesenii izmeneniya v federal�nyi gosudarstvennyi obrazovatel�nyi standart doshkol�nogo obrazovaniya, utverzhdennyi prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 17 oktya-brya 2013 g. � 1155� URL: https://docs.edu.gov. ru/document/cfda8c74aa5bc99617d99c00b8bf69af/ download/1058/

17.

Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 8 noya-brya 2022 g. � 955 �O vnesenii izmenenii v nekoto-rye prikazy Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiiskoi Federatsii i Ministerstva prosveshcheniya Rossiiskoi

Federatsii, kasayushchiesya federal�nykh gosudarst-vennykh obrazovatel�nykh standartov obshchego obrazovaniya i obrazovaniya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov�ya i umst-vennoi otstalost�yu (intellektual�nymi narusheniyami)� (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 6 fevralya 2023 g. � 72264) URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ 18ab5038a89b568c01988bbaa87a65f1/down-load/5797/

18.

Programma modernizatsii regional�nykh sistem doshkol�nogo obrazovaniya v 2013�2020 gg. URL: ht-tps://do.edu.ru/ (data obrashcheniya: 01.06.2023).

19.

Rekomendatsii po formirovaniyu infrastruk-tury doshkol�nykh obrazovatel�nykh organizatsii i kom-plektatsii uchebno-metodicheskikh materialov v tselya-kh realizatsii osnovnykh obrazovatel�nykh programm doshkol�nogo obrazovaniya URL:https://docs.edu.gov. ru/document/f4f7837770384bfa1faa1827ec8d72d4/ download/5558/ (data obrashcheniya: 01.06.2023).

20.

Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k organizatsiyam vospitaniya i obucheniya, otdykha i oz-dorovleniya detei i molodezhi: postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 28 sentya-brya 2020 g. N 28 URL: https://www.rospotrebnadzor. ru/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf (data obrashcheni-ya: 01.06.2023).

21. Tolkacheva G.N., Izotova E.I., Paramonova M.YU., Volobueva L.M., Avdulova T.P., Sorokina O.A. Printsipy i instrumentarii proektirovaniya kompetent-nostnoi modeli podgotovki pedagogov doshkol�nogo obrazovaniya kak otkrytoi obrazovatel�noi sistemy // Prepodavatel� XXI vek. � 2022. � �1. � S. 41�57

22. Ushakova O.S. Stanovlenie otechestven-noi sistemy doshkol�nogo vospitaniya // Sovremennoe doshkol�noe obrazovanie. � 2023. � �1(115). � S. 26�

34. DOI: 10.24412/2782�4519-2023-1115-26-34

23. Zhilyaeva N.V., Khanova T.G., Dorogina A.S. Osnovnye tendentsii razvitiya sovremennogo doshkol�nogo obrazovaniya / Zhilyaeva N.V., Khanova T.G., Dorogina A.S. // Problemy sovremennogo peda-gogicheskogo obrazovaniya. 2021. �70-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.