Научная статья на тему 'Внедрение федеральных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью: проблемы и решения'

Внедрение федеральных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью: проблемы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ранний и дошкольный возраст / особые образовательные потребности / адаптированная образовательная программа / коррекционно-развивающее обучение и воспитание / рекомендации / early and preschool age / special educational needs / adapted educational program / correctional and developmental education and upbringing / recommendations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдинова Ольга Геннадьевна, Вечканова Ирина Геннадьевна, Ворошилова Елена Леонидовна, Горохова Марьяна Сергеевна, Закрепина Алла Васильевна

Обоснование проводимого исследования. Статья представляет обобщенный взгляд на проблему применения единых требований к организации обучения и воспитания дошкольников с нарушениями в развитии. Авторы обращают внимание на широкую дифференциацию особых образовательных потребностей внутри категории «дети раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья», связанную с психофизическими особенностями и социальной ситуацией развития каждого ребенка. Цель. На основе сравнительного анализа проиллюстрировать специфику структурного наполнения федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (ФАОП ДО) и условий ее реализации. Методы. Проведен сравнительный анализ федеральных и региональных нормативных, методических документов по организации дошкольного образования, теоретический анализ методологии определения содержания и механизмов адаптации образовательных программ, анализ данных деятельности дошкольных образовательных организаций по адаптированным образовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья с 2015 по 2022 гг. по результатам научных и просветительских мероприятий для педагогического сообщества. Ход исследования. Авторами анализируются типовые профессиональные трудности и запросы специалистов, участвующих в разработке программ обучения и воспитания детей с ОВЗ на основе многолетних исследований, в том числе по теме «Клинико-психолого-педагогическое исследование современного ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». В данном исследовании приняли участие 836 специалистов из 51 субъекта Российской Федерации. Результаты. Систематизированы разные методологические подходы к разработке АОП. Обсуждается динамика освоения перечня возможных результатов, которая определяется качеством и системностью в организации специальных образовательных условий. Выводы. В статье предпринята попытка иллюстрировать специфику структурного наполнения федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования (ФАОП ДО) и условий ее реализации. Рассмотрены методологические основы разработки адресных адаптированных программ воспитания и обучения, а также целевые ориентиры, отражающие искомые результаты личностного развития разных нозологических групп детей. В качестве рекомендаций предлагается обратить внимание на содержание и формы реализации дополнительных профессиональных образовательных программ педагогических и непедагогических работников единой мультидисциплинарной команды. Впервые проведен анализ вариативной структуры ФАОП на основе общности принципов включения в образовательную среду разных нозологических групп детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдинова Ольга Геннадьевна, Вечканова Ирина Геннадьевна, Ворошилова Елена Леонидовна, Горохова Марьяна Сергеевна, Закрепина Алла Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Federal adapted educational programs of preschool education for students with disabilities, with invalidity: problems and solutions

Reason of the conducted study. The article presents a generalized view of the problem of applying uniform requirements to the organization of education and upbringing of preschoolers with developmental disabilities. The authors draw attention to the wide differentiation of special educational needs within the category of “children of early and preschool age with disabilities”, associated with the psychophysical characteristics and the social situation of each child's development. Methods. The article attempts to illustrate the specifics of the structural content of the federal adapted educational program for preschool education (FAOP DO) and the conditions for its implementation. The methodological foundations for the development of targeted adapted education and training programs, as well as targets reflecting the desired results of the personal development of different nosological groups of children, are considered. Research progress. The authors analyze typical professional difficulties and requests of specialists involved in the development of training and upbringing programs for children with disabilities based on many years of research, including on the topic “Clinical, psychological and pedagogical research of a modern child with disabilities and disabilities”. More than 800 specialists from 51 subjects of the Russian Federation took part in this study. Results. Various methodological approaches to the development of Federal Adapted Educational Program are systematized. The dynamics of mastering the list of possible results, which is determined by the quality and consistency in the organization of special educational conditions, is discussed. Conclusions. As recommendations, it is proposed to pay attention to the content and forms of implementation of additional professional educational programs of pedagogical and non-pedagogical workers of a single multidisciplinary team. For the first time, the analysis of the variable structure of the Federal Adapted Educational Program was carried out on the basis of the general principles of including different nosological groups of preschool children in the educational environment.

Текст научной работы на тему «Внедрение федеральных адаптированных образовательных программ дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью: проблемы и решения»

��������� ������� �������������*1, ��������� ������� ������������1, ��������� ����� �����������1, ������� ��������� �������������1, ���������� ����� ����������1, ��������� ������� ������������1, ��������� ������� ���������1, ��������� ����� �����������2, ���������� ����� ���������1, ��������� ���� ����������1, ����� ����� �������������1, ����������� ������ ����������1, �������� ������� ���������1

1 ����� ��������� ������������� �����������, ������, ������ 2 ���� ��� ������-������������� �������� ������������������ ������-���������� (��������) �������� ������, �����-���������, ������

����������� ����������� ������������. ������ ������������ ���������� ������ �� �������� ���������� ������ ���������� � ����������� �������� � ���������� ������������ � ������-����� � ��������. ������ �������� �������� �� ������� �������������� ������ ��������-������� ������������ ������ ��������� ����� ������� � ����������� �������� � ������������� ������������� ���������, ��������� � ���������������� ������������� � ���������� �������-�� �������� ������� �������. ����. �� ������ �������������� ������� ����������������� ��������� ������������ ���������� ����������� �������������� ��������������� ��������� ����������� ����������� (���� ��) � ������� �� ����������. ������. �������� ������������� ������ ����������� � ������������ �����������, ������������ ���������� �� ����������� ����������� �����������, ������������� ������ ����������� ������-����� ���������� � ���������� ��������� ��������������� ��������, ������ ������ ������������ ���������� ��������������� ����������� �� �������������� ��������������� ���������� ��� ��-��� � ������������� ������������� �������� � 2015 �� 2022 ��. �� ����������� ������� � ��������-�������� ����������� ��� ��������������� ����������. ��� ������������. �������� ������������� ������� ���������������� ��������� � ������� �����-�������, ����������� � ���������� �������� �������� � ���������� ����� � ��� �� ������ ��������-��� ������������, � ��� ����� �� ���� ��������-���������-�������������� ������������ ��������-���� ������� � ������������� ������������� �������� � ��������������. � ������ ������������ ������� ������� 836 ������������ �� 51 �������� ���������� ���������. ����������. ����������������� ������ ���������������� ������� � ���������� ���. ����������� �������� �������� ������� ��������� �����������, ������� ������������ ��������� � ������������ � ����������� ����������� ��������������� �������. ������. � ������ ����������� ������� �������������� ��������� ������������ ���������� ��-��������� �������������� ��������������� ��������� ����������� ����������� (���� ��) � ������� �� ����������. ����������� ���������������� ������ ���������� �������� �����������-��� �������� ���������� � ��������, � ����� ������� ���������, ���������� ������� ���������� ����������� �������� ������ �������������� ����� �����. � �������� ������������ ������������ �������� �������� �� ���������� � ����� ���������� �������������� ���������������� ������-��������� �������� �������������� � ���������������� ���������� ������ �������������������� �������. ������� �������� ������ ����������� ��������� ���� �� ������ �������� ��������� ��������� � ��������������� ����� ������ �������������� ����� ����� ����������� ��������.

�������� �����: ������ � ���������� �������, ������ ��������������� �����������, �����������-

��� ��������������� ���������, ������������-����������� �������� � ����������, ������������. ��� �����������: �����������.�.,�����������.�.,�����������.�.���.��������� ����������� �������������� ��������������� �������� ����������� ����������� ��� ����������� � ������-������� ������������� ��������, � �������������: �������� � ������� // ����������� �������-��� �����������. � 2023. � �4(118). � �. 56�63. DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-56-63

��������� ������ �������� 12.05.2023.

*

��������: solovyova@ikp.email

UDC 376.1 DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-56-63

Implementation of Federal Adapted Educational Programs of Preschool Education for Students with Disabilities, with Invalidity: Problems and Solutions

Tatyana A. Solovieva*1, Tatyana V. Nikolaeva1, Olga G. Boldinova1, Ekaterina A. Ivanova1,

Elena L. Voroshilova1, Tatyana V. Koshechkina1, Evgenia N. Krutyakova1, Irina G. Vechkanova2,

Olga S. Nikolskaya1, Alla V. Zakrepina1, Elena A. Kinash1, Marina V. Pereverzeva1,

Maryana S. Gorohova1

1 Institute of Correctional Pedagogy, Moscow, Russia

2 St. Petersburg Institute for the Improvement of Doctors-Experts of the Ministry of Labor of Russia, St. Petersburg, Russia

Reason of the conducted study. The article presents a generalized view of the problem of applying uniform requirements to the organization of education and upbringing of preschoolers with developmental disabilities. The authors draw attention to the wide differentiation of special educational needs within the category of �children of early and preschool age with disabilities�, associated with the psychophysical characteristics and the social situation of each child�s development. Methods. The article attempts to illustrate the specifics of the structural content of the federal adapted educational program for preschool education (FAOP DO) and the conditions for its implementation. The methodological foundations for the development of targeted adapted education and training programs, as well as targets reflecting the desired results of the personal development of different nosological groups of children, are considered. Research progress. The authors analyze typical professional difficulties and requests of specialists involved in the development of training and upbringing programs for children with disabilities based on many years of research, including on the topic �Clinical, psychological and pedagogical research of a modern child with disabilities and disabilities�. More than 800 specialists from 51 subjects of the Russian Federation took part in this study. Results. Various methodological approaches to the development of Federal Adapted Educational Program are systematized. The dynamics of mastering the list of possible results, which is determined by the quality and consistency in the organization of special educational conditions, is discussed. Conclusions. As recommendations, it is proposed to pay attention to the content and forms of implementation of additional professional educational programs of pedagogical and non-pedagogical workers of a single multidisciplinary team. For the first time, the analysis of the variable structure of the Federal Adapted Educational Program was carried out on the basis of the general principles of including different nosological groups of preschool children in the educational environment.

Keywords: early and preschool age, special educational needs, adapted educational program, correctional and developmental education and upbringing, recommendations.

For citation: Solovieva T.A., Nikolaeva T.V., Boldinova O.G. et al. (2023). Implementation of Federal adapted educational programs of preschool education for students with disabilities, with invalidity: problems and solutions. Preschool Education Today. 4:17, 56�63 (in Russian). DOI: 10.24412/2782-4519-2023-4118-56-63

Original manuscript received 12.05.2023.

*

Contacts: solovyova@ikp.email

1. ��������

����������� � ������ ������� ��������-�������� ������������ ����������� ���-����������� � ���������� ����������� ���-������� ������������� ������ ����������� �������� ������������ � ������������ ����-������� ����� ����������� ��������. � 2015 ���� ��������� ����������� ����������� ��-���� � ������������� ������������� �����-���, � ������������� (���) �������������� �� ��������� �������������� �������� ��-������������� ����������. ������������� ������������ � ������������� ������� ���-�������� ����������� ���������� ����� � ������� ���������������� �����������-��, ������������ ����������������� � ���-����������������� ���� ������������-��-������������� ������������� � ��������� ���������� ��������� �� ������ ����������-�� ��������� ������ �������� � ��������-��� �������� � ����������� �����������.

������������������������������������-���� �������� � ���������� ����� � ��� ��-�������������������������������������-�� ��������������-������������� ���������, ��������������������������������������� �������������� � ��������������� ������-��������, ������ � ���������������� �����-����� �������������� ������������-�����-������ ��������. �������� � ����������� ��������� � ������-������������ ������, � ������� ����������-������������ ������-���, �������� �������� ��� ������������� ������������������ ��������� � �������� � ������� � ������������� � ���, ��� � ���� ��������� ������ ����������.

���������� � ��������� ����������� ����-���������� ��������������� ��������� ��-��������� ����������� ����������� � ��� (���� ��) (������ ������������ ������-����� ���������� ��������� �� 24.11.2022 �1022�), ����������� ����������� �����-��� � ������ ��������������� ����������� ����� ��������� �������������� �����, �����-����� ������ � ������� ����� � �����������-��� ��������������� ����������.

���� �� ������ ����� ������ ���������� ������������ ��������������� ����������� ��� ������� ���������� �������� � ����������� ��-������ ������������-������������ �������� ���������������������������������������.

���������� ��������������� ������-����� ��������� �� ����� ����� � ������-����� ���������� � ����������� �����������-��� ��������������� �������� ����������� ����������� (��� ��) ����������� ������� � ����������� �������� (� �������� �� 2 ����-��� �� 8 ���).

2. ���������������� ��������� ��� �� ����������� � ���

�������������������������������������� ���� �� ����� ������� ��������� ���������-������������ ������ �.�. ����������, ������� ���� ������������ � ����� � �� �������� � ���-������ (���������������, ���������������, ���-�����������������,���������).������������� �������� �������� ��� �������� ���������-���, ��� � ����������� � ������������ �������-��-��������������� ��������������, � ��� ���-�� �� ���� ��������-���������-�������������� ������������ ������������ ������� � ������-������� ������������� �������� � �������-�������,������������(������,���������,2020; ���������, ���������, �������, 2022), ������ �������� ����������������� ��������������, ����������������� � ��������� �������� � ���������� ��������� ������� ����������� ������������ � ���������� ���������, � ��� ����� �����-���������, �� ������ �� 2025 ���� (��������� �������� � ���������� ��������� ������� ����������� �������������), � ����� � ��������� �������� ����������� ��������-��� � ���������� ��������� (������).

���������� ��� �� ����������� � ��-��������� ����� (������, ������������� ���������������,�����������������������-������� �����������) ���������� �� ��������-�� � �������� �������� ������� � ���������-�� �������� � ���������� � �������� ������� � ���������� ������ (���������� �.�., �������� �.�.,����������.�.,����.�.,����.�.,������ �.�.) (����������, 1971; ��������, ���������, 1991; ������, 2018); � ������� ������� ���-��������������������������������������� ������(���������.�.,����������.�.,��������� �.�., ��� �.�., �������� �.�.) (���������, ������, ���������, ��������, 2022); � �������-������ � ������������ �������� � ���������� � �������� ������ � ������������� ����� ��-��������� �������� (�������� �.�., ���������� �.�., ������� �.�., ��������� �.�., ������ �.�.) (������, 2022); �������� � ������������ �������������������������������(��������� �.�., ��������� �.�., ������� �.�.) (���������, ���������, 2000).

��� �� ����������� � ����������� ���-��� (������, ������������, � ���������� � �����������) ��������������� � ������ ������ �������� �������������� ��������� � ������ ����� ����������� �������� �.�. ���������; ��������������������������-�������������� �������������������������������������� ������� ������ �.�. ���������� (���������, 2012); ������� ������������� ������ ����� � ����������� � ���������� � �������� ��� �.�. ��������� [16]; �����������, �������-��� � �������� ������������-�����������-��� ������ ��� ����� � ����������� ������ � �������� ��� �.�. ����������� (��������, �������, 2003); ����������-������������� ����������� ������������� ������ �� �����-�� � ������������� ������ ����������� ���-����� �.�. ��������� (��������, 2007); ��-������-��������������������������������� � ������ � ����������� ������ ����������� �������� �.�. ��������; ���������� ��������-����� ������ � ������������ ������������� �.�. ����������, �.�. �������� (���������, �������, ��������, 2017).

����������������� ����������� �����-����� ��� �� ����������� � �������� ��-��������� ���� (���) �������� ��������� ���������-������������ ����������, ����-���������� ������������ ���� ��� ������ ����������� ������� � �������� �������-����� ���������������� �����, ����������-��� ��������� ����� ������������ � ������-����� �������� � ���������� �� ����������. ������������ � ���� ������������� �����-�������������������������������������� ��������, �� ��� ������� �������� ��������� �������� ������ � ������ �� �������������, �������������������������,������������-���������, ��������, ���������������� ���-�� ������� � ���������� ��� ������ ������� ������ ���������� ����� � �������������� ����. ������� ���������������� ���������� ���� �� ��� ����������� � ��� �������� ���������� ��������-��������������� �����-��, ������������ � ���� ���������� ��� ��-��� ����������� �������� ����� ����������-�� ��������� ���� ��� �������� ������������, � ������ ������� �������-������������� ������� ���� � � ������ ���� �� ����������� � �������. ���������� ���������� �������-��� �������� ���������� ���������������� ����� ��������� ����� ������ �����������-��� ������������. ������������� � ���� ��� � �������, ������������� � �������������-����� � ���� ��������������� ��������, ����-������ ������������� ����������������� ���-������� � ���������� ������� ���������� ��������������� � �������������� �������-����� �� ������ ������ ����������� �������.

� ������������� ��������� � �������� � ��� �� ����������� � ����������� ����-��-������������� �������� (����) ������� �������: ������������� ���������� �������� �������������� � ������������� ����������-�����, ���������� ������ � ������� ������-����, ������� ����� ������ ����� � �������� � ����������� � ������������� ���������-��; ���������������� ��������������� ���-����� ����������� ����������� ����������� � ����, �������������� ���������� ����-����������� ������������, ������� �������-�� ����������� ��� ��������� �����������-��� ���������� �������� ������� ������� � ������������ ��� ���� ���������� � �����-����, ����������� ��� ��������, ������, ����������� � ��������������� ����������� (��������, ���������, ������, �����������, 2022); ����������� ������������ ��������-���� �����������, ��� ���������� �������� ��������������� ���������� ������������ ��-����� ����� ������ ���� ������������ � ���-��� ��� ����������� � ���������� �������� �������, ��� ������������ ��������, �����-����� ��� ����������, ��� � ������������� ������������ �������; ����������� ������� ���������� � ���������� ��������� ��������-������� ��������, �������������� ���������-��� ���������-���������������, �����������-���, �������, �������������-������������ � ���������� �������� ����������� � ���� ����������� ��������� ����� ������� �����-�����; ����������� �������������� ��������� � ����� ��� ������������� ������� �������-��� � ���������� ����� ���������, ��� ���� �� ��������������� ������������ �������� ����� ������ �������� �� ����������, ����-�� ��������������� ��������, ����������� ������������� ������� ����� �����������, �� ��������������� �����������, ������� ����-����� (�������� ��������������).

������������������������������������ ��������������������������������������-���� ������� (���) �������� ����������� ���-�������� ������������� � ��� � ������ �����-������������ ��������������� ������������, ������������ ��������� �������� ��������-������������������:������������������� �����,������������������������������,���-��������� � �������� ������������� ������� ���� ������� (����������, 2014). ����� �����-��� ���������� �������� ����� � ���������� �� �������, ��������� ���������� ��������� � ����������� ������� ������� � ��������. �������������� ��������� ������������ ���� ��������� ����������, ����������� �����-�� � �������� �������� ��������� �����; ��-������� �������� ����������� � ��������� ������� � ������ ��������� ������� ��������, �������� ��� �������� ��� ������� ��������-����������. ���������� ������������������ ��� �� ����������� �������������� ����� �������� � ������������ ����� ������������� ����������� � ������� ���������� �� ������ ������� ������������ �������� � ��������-��������, �������, ��������� � ������������ ���������.

����������������� ������ � �����������-������������������������������������ � ���������� ����������� (����������������� �����������)���������������������������� �������� � �����, ���������-������������ ���-��������������������������,�������������� ��������������������������(�.�. ���������, �.�. ��������, �.�. ���������). ���� �������-�� �������������� ������������ ����� � �����-������������ �����������, ����������� ���-�������� ������� �� �������� � ��������� �� ���������� ����������, �������� ����������� �������������� �������, ������� ���������� ������������������ ������� � �����������-��� ������� �������������� ��������, ����� ���������� ��������� � ����������� ������-���� �������������� ������������, � ����� ���� ����������� ��������� ���������� �������� (�.�. ����������, �.�. ��������, �.�. ���������, �.�. �����, �.�. ������).

3. ����������� �������� ����� � ���

� ����� � �������������, ���������� ���-�������� ���� �� ��������� ��������� ���-�������� ��������������� ��������������� � �������� ������ �������� � ���������� ���-������ ���������� ���������� �� ���� ���-��� ����������� ������� ������� � �������-��� �����������. ������� ���������� ����� ����������������� �������� � ���� ������-����� ����� ����������� ��� ������� �����-������������ ������������ � ������������� ���� ������������ ���������, ����������-��������� � ������ ���������� � ����������-��� ������������ ����� ��������� ��������� � ������������� ��������. ���������� ���-�������� ����������� ������� ����������-���� �������� ������ � ����������� ������-������� � �������� ����������� �������� ���������� ������� ����������� ���������� �������������� ������������ ����� � �����-������������ ����������� � ��������� ���-��������� ������� ��������� � ������ ��-�������� �������������.

� ������ ���������� ��� �� ���������-�� � �������� �������������� ����������� �������� (����) ����� ��������� ����, ��� ����������� �������� ����� � ���� �����-���� ��� �� �������, ��� � �������� � �����, �� ���������� � ����������� ����� (�. �����, �.�. ������, �.�. ���������). ���� ��� ����-��������� �������� ���������� ����������-��-�������������� ������ ����� ����� ���-������ ������ ������� �� ��������� ������ ����� ������� ����������������� ��������. � ����� � ���� ���������� ��������������� �������� � ������� ��������� ������������ � ������������������������������,�������-���������������������������������������-��� ��� ������������� ���������������� ���-��������������������������������������� � ���� ������� � ������, � ����� ������� � �������� ����� ������������. � ������ ��-�������� ��������� ����� ������ �������-����� � �������� �� ��������������� � ��-������-����������������� ������������, � �������� ������� ����������� ���������� � ����������� ���������� ������� ����-���� � ����������, ������������� ��������� � ������������� ������ �������� (��������, �����������, 2022�; 2022�).

��������� ���� �� ��� ����������� ���������� ����� ����������� � ��� �� ��-���������� ����������� ������������� ��-������������ ���������� ��������������� ����������� �� ����� � �������� ��������-������-���������� ����������� ���������� ����������.

������������ ����� � �������� � �������-��� ������������ � ����������� �����, ���-�������� ��� �������� ���������� �������� �������,�����������������������,�������-�����-���������������� ����������� ����� � ���������� ����������� ����� � ���������-�� ������ � ������ ����������� ������������ ������������� � ���������� ����������� ��� ����������� �� ���� ������������� ����� � ��-����� ���� (���������, 2018). ���� � �������� ����������� ���� ���������� ������ ������-��������� ����������� � ������������ � ���-����� ��������� ���������� ������������, ���, � ���� �������, ���������� ���������� � ����� ������������ ������ ������������-������������ �������� � ����������.

� ����������� ������� ��������������-��� ��������������� ����� �������������� � ������� ����� �������� � ��������, ��-������ � ��� � ��� ������������ ��������-�������� ����������� ������������ ���� ��. ���, ������������� ��������� ��������-����� ������ � ���������� ��������������� �������� � ��� �� ����������� � ������-�� ����������� ���� ������������� ��������-������ ������������ �������-�������� � ���-��������. ���� ������ �������� ������������� �� �������� � ������� ��������, �� � ������ ����������� � ������� ������� ������ �����-������� � �������� ��������������� ������� ����, �������������� �� ����������, � ����� ����������� � ����������� �������������� ����������� ������ � ��������� ������� ��-���������� �� ������ ��������� � ��������� �������� ������.

��������� ������� ����������� � ���-���� ������������ ���������, � ����������-���� �������������� ������� ����������� ����������� �������� � ������������� ��-�������, ��� ���������� ���������� �� ���-�� ���������������� ��������� ��������� � ����� ���������, ��������� � ����������� ������������, �������, �����������, �����-�������-������� ����������� � ������ ����� �����.

�������������� ����������� ���������-���� ���������-������-�������������� ��-������ ��������������� ��������, � ����-�����, ��� ������ ������ ����������������� �������� ������������ � ���, ���������� �� ������ � ���������� ������������ ��������-�������� �������� �������, ���������� ��� ����������� ����������. ���, ���������� ���-��� ��������� ������������� ��� ��������-��� ����������� ����������� ����� � ���� ����������� ������������� ��������� �����-�������� ������������ ���������� �������-�����, ���������� ��������� � ������������ ��������� ��� ������ ������������ � ����-������� ���������������� �������� ������� � ����. ���� �� �������� ������������ ����� ��������� ������ �������� ��������-���, �������������� �������� ���������� �����������. ������ �������������� ������-������ ���������-������-�������������� ��-������ � ���������� ��������������� ����-������� ��������� ������������� ��������� ���������� � ������� ������, �����������-��� ������������ �� ����������.

4. ����������

������� ���� ��������������, �������-��� ������� ��������� ��������� � �������-��� ���� �� ��� ����������� � ���:

���������� ������������ �������-����� �� �������� ���������� � ���������� ��� ��, ���������� ����������� ������ � ���������������� ���������� �����������, �������������� ��������, ����, �������, ������� � ���������� ������������-������-��������� ������������ � �������� ������ ��-������������� ����� � ������ ������ ������-��������� ������������ ����������� � ��� ��������� �������������� �����;

���������� ������� ����������� �� ��������� ������������ �����������-��� ���������� ��������������� ����������� � �������� ���������� ���������� ���� ��, � ��� ����� ���������� ����� ������������ ��������� � ������������;

������-������������ ����������-��� ���������� ������������ ����� �����-�������������� ��������������� ������-��, ���������� ��������� ����� ��������� �����������: ����������, ������������, ������������;

�������� ������������ ����������-��� �������������� ������������ ��������-������ ��������� ������������� ������ ��� ������������ �� �������� ���������� ����-�������, ������������ � �������� ������� �� ����� ����� ���ϻ;

���������-�������������� ��������-����� ��������� (�������� ��������������) ����� � ��� �� �������� ��������� � ����-���������� �� ������� � ���������� ����-������, ������������� ������������-���-��������� ��������, ����������� ��������� ����������. n

�� �������

�����������������������������,������ ��������-������ ����, �������� ����� ��������� ������������� �����������, ������, ������, ORCID: 0000-0001-5876-6584, solovyova@ikp.email

����������������������������,������ ��������-����������,�������������������������������������-�������� ���������� � ������������ ����� � ���������-�� ����� ����� ��������� ������������� �����������, ������, ������, ORCID: 0000-0003-3269-8119, nikolaeva@ ikp.email

�������������������������,�.�. ����������� ������������ ����������� � ����������� ���������� ����� � ����������� ������ ����� ��������� ���-���������� �����������, ������, ������, ORCID: 0000-0003-2478-9854, boldinova@ikp.email

�����������������������������,�������� �����-��������������,���������������������������������� �����������������������������������������������-�������������ӫ��������������������������������, ������,������,ORCID:0000-0002-9277-311X,ivanova.ea@ ikp.email

�������������������������,�������� ������-�������� ����, ���������� ������������ ����������� � ����������� ���������� ����� � ����������� ���� ����� ��������� ������������� �����������, ������, ������, ORCID: 0000-0002-3782-3823, voroshilova@ikp. email

����������������������������,�������� ��-������������ ����, ������� ������� ��������� ������-����� ����������� � ����������� ���������� ����� � ����������� ���� ����� ��������� ������������� ��-���������, ������, ������, ORCID: 0000-0001-5889-4156, koshechkina@ikp.email

�������������������������,�������� ��������-������ ����, ������� ������� ��������� ����������� ��-��������� � ����������� ���������� ��� � ����������� ������-������������� �������� � �������������� ����-������� �������� ����� ��������� ������������� ��-���������, ������, ������, krutyakova@ikp.email, ORCID: 0009-0009-2963-6583

�������������������������,�������� ��������-����������,������,�������������������������������-����� ������������ ���������� (�������������-����-���������) ������ �� ������������ ��������� ����� ��� ��������� � ������ ������������� ����� ������-��� ���� ��� ������-������������� �������� ������-������������ ������-���������� (��������) �������� ������, �����-���������, ������, ORCID: 0000-0001-6024-7820, ivechkanowa@gmail.com

������������������������,������ ��������������� ����,���������,���������������������������������� ����������� � ����������� ���������� ����� � �������� ����� ��������� ������������� �����������, ������, ������, ORCID: 0000-0002-8956-4499, nikolskaya@ikp.email

�����������������������,������ �������������� ����, ����-������������� ���������� �������� ������-�����, ���������� ������������ ���������-��������-������ ������������ � ���������� ������������ ����-������� ��� � ����������������� ����������� ����� ��������� ������������� �����������, ������, ������, ORCID: 0000-0002-5757-2371, zakrepina@ikp.email,

�����������������������,�������� �����������-��� ����, ������, ������� ������� ��������� ��������-��� ���������-�������������� ������������ � ���������� ������������ ����������� ��� � ����������������� ����-������� ����� ��������� ������������� �����������, ������, ������, kinash@ikp.email

���������������������������,�������� ��������-

������ ����, ������� ������� ��������� ����������� ��-��������� � ����������� ���������� ��� � ����������� ������-������������� �������� � �������������� ����-������� �������� ����� ��������� ������������� ��-���������, ������, ������, ORCID: 0000-0002-2812-8060, pereverzeva@ikp.email

������������������������,������� ������� ��-������� ����������� ���������� � ������� ���������-��-������������ ���������� ����� ��������� ����������-��������������,������,������,gorohova@ikp.email

About the authors

Tatyana A. Solovieva, Doctor of Pedagogy, Director of the Institute of Correctional Pedagogy, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0001-5876-6584, solovyova@ikp.email

Tatyana V. Nikolaeva, Doctor of Pedagogy, Head of the Laboratory of Education and Comprehensive Habilitation and Rehabilitation of Children with Hearing Impairments, Institute of Correctional Pedagogy, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0003-3269-8119, nikolaeva@ikp.email

Olga G. Boldinova, acting Head of the Laboratory of Education and Comprehensive Habilitation of Children with Visual Impairments, Institute of Correctional Pedagogy, Moscow,Russia,ORCID:0000-0003-2478-9854,boldinova@ ikp.email

Ekaterina A. Ivanova, PhD in Psychology, Senior Researcher, Laboratory of Education and Comprehensive Habilitation of Children with Visual Impairments, Institute of Correctional Pedagogy, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0002-9277-311X, ivanova.ea@ikp.email

Elena L. Voroshilova, PhD in Pedagogy, Head of the Laboratory of Education and Comprehensive Habilitation of Children with Speech Disorders, Institute of Correctional Pedagogy, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0002-3782-3823, voroshilova@ikp.email

Tatyana V. Koshechkina, PhD in Pedagogy, Senior Researcher, Laboratory of Education and Comprehensive Habilitation of Children with Speech Disorders, Institute of Correctional Pedagogy, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0001-5889-4156, koshechkina@ikp.email

Evgenia N. Krutyakova, PhD in Pedagogy, Senior Researcher, Laboratory of Education and Comprehensive Habilitation of Individuals with Musculoskeletal and Multiple Developmental Disorders, Institute of Correctional Pedagogy, Moscow, Russia, krutyakova@ikp.email

Irina G. Vechkanova, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Project Activities of the Federal Resource (Information and Methodological) Center for the Formation of an Accessible Environment for the Disabled and Other People with Limited Mobility, St. Petersburg Institute for the Improvement of Doctors-Experts of the Ministry of Labor of Russia, St. Petersburg, Russia, ORCID: 0000-0001-6024-7820, ivechkanowa@gmail.com

OlgaS.Nikolskaya,DoctorofPsychology,Professor,Chief Researcher of the Laboratory of Education and Comprehensive Habilitation of Children with Autism, Institute of Correctional Pedagogy, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0002-8956-4499, nikolskaya@ikp.email

Alla V. Zakrepina, Doctor of Pedagogy, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head of the Laboratory of Psychological and Pedagogical Research and Technologies for Special Education of Persons with Intellectual Disabilities, Institute of Correctional Pedagogy, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0002-5757-2371, zakrepina@ikp.email,

Elena A. Kinash, PhD in Pedagogy, Associate Professor, SeniorResearcher,LaboratoryofPsychologicalandPedagogical Research and Technologies for Special Education of Persons with Intellectual Disabilities, Institute of Correctional Pedagogy, Moscow,Russia,kinash@ikp.email

Marina V. Pereverzeva, PhD in Pedagogy, Senior Researcher, Laboratory of Education and Comprehensive Habilitation of Persons with Musculoskeletal Disorders and Multiple Developmental Disorders, Institute of Correctional Pedagogy, Moscow, Russia, ORCID: 0000-0002-2812-8060, pereverzeva@ ikp.email

Maryana S. Gorohova, Junior Researcher, Laboratory of Technologies and Means of Psychological and Pedagogical Habilitation, Institute of Correctional Pedagogy, Moscow, Russia, gorohova@ikp.email

���������� / References

1.

��������� �.�. ������������ ���������-��� � ��� � �������� ��������. � ������-��-����: ����� ����������� �����������, 2018. � 252 �.

2.

������ �.�., ��������� �.�. ���������-�������������� ���������� � ����������� �����-������� ����� � ������������� ������������� �������� // �������� ��������� ������������� ����������. � 2020. � �40.

3.

�������� �.�., ����������� �.�. ����-������� ���������-��������������� ����������-��� ������������ � ����������� ����� � �����-���� ����������� ��������� // � 95-����� �� ��� �������� �.�. ���������� / ��������� ��-����-������������ �����������. ��� ���. ���. �.�. ��������. � �., 2022�. � �. 40�45.

4.

�������� �.�., ����������� �.�. �������-������� �������������� ��������� ����������-��� ������ � �������� ���������-�������������-�� ������������� ����� ����������� �������� �� �������� ���������� ����������� // ���������� � �������� ����� � ����������� ��������. � 2022�. � �3. � �. 56�67.

5.

��������� �.�., ��������� �.�. �����-������� ���������� �����������: ������ ����-����������� ����������� ����� � ����������� ����������� � �������� // �������� ��������� ���-���������� ����������. � 2000. � �1.

6.

��������� �.�. ������ ��������������� �����������, ������������� ����������� ������ � �� ���������� ������������� // ������������. � 2012. � �5. � �. 3�12.

7.

��������� �.�., ������� �.�., �������� �.�. ���������-�������������� ������������� �������-����� � ����������� ������ � �������� ��������-���� �����������: ������-������������ �������. � ���������: ����-��������� ��������������� ����-�������-�������������� �����������, 2017. � 253 �.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.

��������� �������� � ���������� ��������� ������� ����������� ������������ � ���������� ��� � �������������, � ��� ����� ��-��� � �������������, �� ������ �� 2025 ����. [����������� ������] URL: https://mintrud.gov. ru/ministry/programms/25/kontcepsia

9.

���������� �.�. ���������� ������� ��-��������� � �����. � �., 1971. � 179 �.

10.

��������� �.�., ��������� �.�., �����-���.�. ������������������������������������-������� �������� ������� � ����������� ��������: �� �������������� ������ ��������������� ������-���������������������������//���.:����������� �������������������������������������������. ��������� ������������� ������-������������ �����������. � �., 2022. � �. 302�306.

11.

�������� �.�., ��������� �.�., ������ �.�., ����������� �.�. ���������� ����������� ������ ��������������� ������������ ����� ����������� �������� � ����������� ������-������������� ��-������: ������-������������ �������. � �.: ����, 2022. � 100 �.

12.

�������� �.�., ��������� �.�. �������� ���� ����� � ���������� ������ � �����. � �., 1991. � 319 �.

13.

��������� �.�., ������ �.�., ��������� �.�., �������� �.�. ����������� ������ � ���������� ��-���� ����������������� ����������� ���������-����-���������� ������ ����� ������� � ����������� ���-����� � ���������� ������ // ������������. � 2022. � �4.��.69�78.

14.

���������� �.�. ��������������� ������-������� �������� �������. // �������� ��������� ������������� ����������. � 2014. � �18.

15.

���������� �.�. ������������������� ����������� ����������� � ���������� ������: ��-���������� �������. � �.: �����, 2014. � 71 �.

16.

���������� �.�. ���������� � �������� ����� ����������� �������� � ����������������� �����������: ������� ��� ��������� �����. � �.: ���������, 2021. � 322 �.

17.

�������� �.�. �������-�������������� ������ �������� � ���������� ����� � ��������-�� ������: ������������������ � ������������� ������� ������ � �������� ������: ������-����-�������� ������� ��� ��������� ������ ������� ���������, ����������� �� ����������� 540600 (050700) ������������. � ���.: ����, 2007. � 249 �.

18.

������ �.�. ������ ��������������� �������������� ��� ������������ � ���������� ������: ������ � �������� // ���������� � �����-��� ����� � ����������� ��������. � 2022. � �7. � �. 29�38.

19.

������ �.�. ������ ������������� ��-���� ����� � ���������� ������: ������ ����� 30 ��� // ������������. � 2018. � �6. � �. 43�52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.