Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / РЕЧЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майер Алексей Александрович, Лыкова Ирина Александровна

Проблема и цель. В статье представлен аналитический обзор исследований в области речевого развития ребенка и подходов к разработке методики развития речи в дошкольном детстве. Показано, что традиционные подходы к развитию речи не позволяют решать актуальные задачи развития личности ребенка посредством приобщения к традиционным ценностям в дошкольном детстве. На основании проведенного анализа выделены противоречия и обоснована проблема концептуального осмысления речевого воспитания как средства развития личности ребенка. Цель статьи - поиск и обоснование теоретико-методологических основ моделирования процесса речевого воспитания как средства развития личности ребенка в дошкольном возрасте. Методология. Методология исследования основана на позициях культурно-исторического подхода, раскрывающего механизмы развития ребенка в процессе овладения культурой; аксиологического и социокультурного подходов, определяющих содержание и направления развития ребенка в культуре; коммуникативного и диалогического подходов, раскрывающих принципы организации социального и педагогического взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками. Система методов и методика исследования включает как теоретические (анализ источников, терминологический анализ, кросс-культурный анализ программ речевого воспитания, научное моделирование), так и эмпирические (опросник, анализ педагогических практик) способы достижения поставленной цели. В качестве исследовательской методики выступает модифицированный авторами вариант методики О. С. Ушаковой, А. И. Лаврентьевой для изучения ценностно-смысловой стороны речи ребенка-дошкольника. Результаты. Обоснована актуальность и необходимость разработки теоретических аспектов моделирования речевого воспитания как средства развития личности ребенка, что обусловлено ролью развития речи как реализации системы языка, средства коммуникации, личностного инструмента саморазвития человека. Выявлены противоречия, обусловливающие необходимость и возможность решения проблемы исследования, которая связана с концептуальным осмыслением речевого воспитания как средства развития личности ребенка. Авторы акцентируют ключевую роль языка в создании единого ценностно-смыслового пространства для консолидации российского общества и передаче от поколения к поколению социокультурного опыта. На этой основе авторы показывают взаимосвязь языка и речи, сопоставляя функции речи и целевые ориентиры воспитания будущего гражданина России. Это послужило источником для определения ключевых подходов - аксиологического, социокультурного и коммуникативного, положенных в основу моделирования речевого воспитания детей. Определена сущность речевого воспитания, нацеленного на приобщение детей к традиционным ценностям российского общества. Конкретизированы термины «речевое воспитание» и «речевое развитие». На этой основе сконструирована модель речевого воспитания детей дошкольного возраста в образовательной среде, включающая следующие компоненты: цель, задачи, принципы, формы взаимодействия (коммуникации), методы воспитания, система условий (социальных, деятельностных, предметно-пространственных), необходимых и достаточных для успешного решения воспитательных задач. Предложена трехэтапная методика речевого воспитания детей дошкольного возраста в образовательной среде. Описаны сущностные характеристики образовательной среды, необходимые для успешной реализации модели: аксиологичность, содержательная насыщенность, интегративность, системность, прогностичность. Заключение. Концептуальное осмысление речевого воспитания, обоснование теоретико-методологических основ моделирования данного процесса позволяют организовать необходимые психолого-педагогические условия, направленные на развитие личности ребенка дошкольного возраста. Речевое воспитание, организованное на основе представленной модели, становится интегрирующим звеном в обеспечении единства и взаимосвязи основных направлений образовательной деятельности в дошкольном образовании. Такая организация детской деятельности и общения со взрослым и сверстниками позволяет решать воспитательные задачи по приобщению детей к традиционным ценностям российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майер Алексей Александрович, Лыкова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF MODELING LANGUAGE EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE MODERN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Introduction. The article gives an analytical overview of research investigations in the field of child language development and its methods. It is shown that traditional approaches to language development do not solve the main problems in the personality development of preschool children. On the basis of the analysis, contradictions are revealed and the research problem is substantiated, namely the need for a conceptual understanding of language education as a means of developing the child's personality. The purpose of this article is to search for and substantiate the theoretical and methodological bases for modeling the process of language education as a means of personality development of a child of preschool age. Materials and Methods. The research methodology is based on the ideas of a cultural-historical approach that describes the mechanisms of child development in the process of coming to terms with culture; axiological and sociocultural approaches that determine the content and direction of child development in culture; communicative and dialogical approaches that reveal the principles of organizing social and educational interactions between children, adults and peers. The system of research methods includes both theoretical (source analysis, terminological analysis, cross-cultural analysis of language teaching programs, scientific modeling) and empirical (questionnaires, analysis of pedagogical practices) ways of achieving the aims. The authors applied the modified version of O.S. Ushakova and A.I. Lavrentieva’s inventory for evaluating value-semantic aspects of preschool children’s speech. Results. The authors demonstrate the relevance and impact of developing theoretical aspects of modeling language education as a means of developing children's personality. This is determined by the role of speech development as the implementation of a language system, a means of communication, and a personal tool for self-development. The authors have revealed contradictions that determine the necessity and possibility to solve the research problem, which is associated with the conceptual understanding of language education as a means of developing the child's personality. The authors emphasize the key role of language in creating a unified value-semantic space for the consolidation of Russian society and the transmission of socio-cultural experience from generation to generation. The authors show the relationship between language and speech, comparing the functions of speech and the targets for educating a new generation of Russian citizens. This served as a source for determining key approaches - axiological, sociocultural and communicative, which are the bases for modeling language education of children. The authors revealed the essence of language education aimed at familiarizing children with traditional values of Russian society. The terms "language education" and "language development" are clarified. On this basis, a model of language education of preschool children has been constructed, including the following components: the purpose, objectives, principles, forms of interaction (communication), teaching methods, a system of conditions (social, activity-based, subject-spatial), which are required and sufficient for the successful solution of educational problems. A three-stage method of language education of preschool children in the educational environment is proposed. The essential characteristics of the educational environment, which are necessary for the successful implementation of the model, are described: axiological, content-rich, integrative, systematic, and predictive. Conclusions. The article concludes that conceptual understanding of language education and the rationale for theoretical and methodological foundations of modeling this process contribute to organizing favorable psychological and educational conditions aimed at developing the personality of a preschool child. Language education, organized on the basis of the presented model, becomes an integrating link in ensuring the unity and interconnection of the main directions of teaching and learning within preschool education. The proposed model of organizing children's activities and communication with adults and peers facilitates moral education of preschool children with the focus on traditional Russian values.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Science for Education Today

2023. Том 13. № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

УДК 373.24+37.018.1+316.4 DOI: 10.15293/2658-6762.2302.04

Научная статья / Research Full Article Язык статьи: русский / Article language: Russian

Теоретические аспекты моделирования речевого воспитания дошкольников в современной образовательной среде

А. А. Майер1, 2, И. А. Лыкова1

1 Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования,

Москва, Россия

2 Государственный гуманитарно-технологический университет, Московская область, Орехово-Зуево, Россия

Проблема и цель. В статье представлен аналитический обзор исследований в области речевого развития ребенка и подходов к разработке методики развития речи в дошкольном детстве. Показано, что традиционные подходы к развитию речи не позволяют решать актуальные задачи развития личности ребенка посредством приобщения к традиционным ценностям в дошкольном детстве. На основании проведенного анализа выделены противоречия и обоснована проблема концептуального осмысления речевого воспитания как средства развития личности ребенка. Цель статьи - поиск и обоснование теоретико-методологических основ моделирования процесса речевого воспитания как средства развития личности ребенка в дошкольном возрасте.

Методология. Методология исследования основана на позициях культурно-исторического подхода, раскрывающего механизмы развития ребенка в процессе овладения культурой; аксиологического и социокультурного подходов, определяющих содержание и направления развития ребенка в культуре; коммуникативного и диалогического подходов, раскрывающих принципы организации социального и педагогического взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Система методов и методика исследования включает как теоретические (анализ источников, терминологический анализ, кросс-культурный анализ программ речевого воспитания, научное моделирование), так и эмпирические (опросник, анализ педагогических практик) способы достижения поставленной цели. В качестве исследовательской методики выступает модифицированный авторами вариант методики О. С. Ушаковой, А. И. Лаврентьевой для изучения ценностно-смысловой стороны речи ребенка-дошкольника.

Финансирование проекта: Исследование выполнено в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации; номер государственной регистрации 122041900214-4 (IMLY-2023-0002) по теме «Развитие личности ребенка посредством речевого воспитания».

Библиографическая ссылка: Майер А. А., Лыкова И. А. Теоретические аспекты моделирования речевого воспитания дошкольников в современной образовательной среде // Science for Education Today. - 2023. - Т. 13, № 2. - С. 77-98. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2302.04

Н Автор для корреспонденции: Алексеи Александрович Maiiep, m000r@yandex.ni © А. А. Майер, И. А. Лыкова, 2023

© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

Результаты. Обоснована актуальность и необходимость разработки теоретических аспектов моделирования речевого воспитания как средства развития личности ребенка, что обусловлено ролью развития речи как реализации системы языка, средства коммуникации, личностного инструмента саморазвития человека.

Выявлены противоречия, обусловливающие необходимость и возможность решения проблемы исследования, которая связана с концептуальным осмыслением речевого воспитания как средства развития личности ребенка. Авторы акцентируют ключевую роль языка в создании единого ценностно-смыслового пространства для консолидации российского общества и передаче от поколения к поколению социокультурного опыта. На этой основе авторы показывают взаимосвязь языка и речи, сопоставляя функции речи и целевые ориентиры воспитания будущего гражданина России. Это послужило источником для определения ключевых подходов - аксиологического, социокультурного и коммуникативного, положенных в основу моделирования речевого воспитания детей.

Определена сущность речевого воспитания, нацеленного на приобщение детей к традиционным ценностям российского общества. Конкретизированы термины «речевое воспитание» и «речевое развитие». На этой основе сконструирована модель речевого воспитания детей дошкольного возраста в образовательной среде, включающая следующие компоненты: цель, задачи, принципы, формы взаимодействия (коммуникации), методы воспитания, система условий (социальных, деятельностных, предметно-пространственных), необходимых и достаточных для успешного решения воспитательных задач.

Предложена трехэтапная методика речевого воспитания детей дошкольного возраста в образовательной среде. Описаны сущностные характеристики образовательной среды, необходимые для успешной реализации модели: аксиологичность, содержательная насыщенность, интегративность, системность, прогностичность.

Заключение. Концептуальное осмысление речевого воспитания, обоснование теоретико-методологических основ моделирования данного процесса позволяют организовать необходимые психолого-педагогические условия, направленные на развитие личности ребенка дошкольного возраста. Речевое воспитание, организованное на основе представленной модели, становится интегрирующим звеном в обеспечении единства и взаимосвязи основных направлений образовательной деятельности в дошкольном образовании. Такая организация детской деятельности и общения со взрослым и сверстниками позволяет решать воспитательные задачи по приобщению детей к традиционным ценностям российского общества.

Ключевые слова: аксиологический подход; коммуникативный подход; социокультурный подход; речевое воспитание; развитие личности ребенка; образовательная среда.

Постановка проблемы

Развитие личности ребенка рассматривается как стратегическая цель современного дошкольного образования. Целенаправленная работа по воспитанию ребенка в дошкольной

образовательной организации реализуется посредством основной образовательной программы, включающей программу воспитания1 , направленную на личностное развитие

1 Примерная рабочая программа воспитания для обра- URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/pro-

зовательных организаций, реализующих образова- grammy-vospitaniya/programmy-vospitaniya-doo/ тельные программы дошкольного образования на основе примерной рабочей программы воспитания.

© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

2023. Том 13. № 2

ребенка путем приобщения к традиционным ценностям российского общества.

Язык и речь являются основой успешной коммуникации, средствами личностного саморазвития и самовоспитания человека, поэтому включаются в арсенал инструментов развивающего образования. Постановка вопросов, направленных на раскрытие роли и содержания речевого воспитания в современной образовательной среде, определяется потенциалом речевого воздействия в качестве воспитательного средства. Оно объединяет следующие компоненты: 1) грамотная, точная и выразительная речь педагога как средство воздействия2 [11; 13; 15; 17]; 2) общение педагога с воспитанниками как ведущий способ взаимодействия [16; 20; 23]; 3) речевое воспитание как сквозной механизм детского развития.

Обзор литературы

В истории отечественной дошкольной педагогики постепенно менялся взгляд на взаимосвязь речевого воспитания и речевого развития. Так, начиная с 20-30-х гг. XX в., речевое развитие и воспитание рассматривались как близкие понятия. Со второй половины XX до начала XXI в. приоритет отдавался речевому развитию в условиях специально органи-

ISSN 2658-6762

зованного обучения3. В современных условиях развития образования внимание исследователей обращается на потенциал языка и речи как воспитательного средства, что позволяет конструировать вариативные воспитательные ситуации в условиях поликультурной среды [8].

Историко-педагогический анализ показывает, что к настоящему времени взгляды педагогов на речевое воспитание рефлексирова-лись в контексте формирования культуры речи и развития тех сторон речи, которые отвечают за коммуникацию (диалог) и развернутые высказывания самого ребенка (монолог) [14], формирования ценностного отношения к языку и речи, что предполагает единство нравственных чувств и отношений4 [6; 10]. В то же время язык и речь представлены в исследованиях как основные механизмы социализации и развития ребенка на ранних этапах жизни5 [19; 21; 23].

Статус дошкольного детства как детства развивающего и развитого6, назначение дошкольного образования в контексте целевых ориентиров и реализуемых образовательных программ определяют значимость разработки концептуальных и технологических основ развития личности в процессе речевого воспита-

http://sciforedu.ru

2 Сохин Ф. А. О задачах развития речи // Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Г. А. Урунтаева. -М.: Издательский центр «Академия», 1997. - С. 91.

3 Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для бакалавров по направлению 050100 «Педагогика». - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.

4 Художественное образование в поликультурном пространстве. Монография / Е. М. Акишина и др.; науч.

ред.-сост. Л. Г. Савенкова; под общ. ред. Е. В. Боя-ковой. - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2020. - 400 с. ISBN: 978-5-905451-91-1. URL: https://www.eli-

brary.ru/item.asp?id=44327013

5 Bradley R. T., Atkinson M., Tomasino D., Rees R. A., Galvin P. Facilitating Emotional Self-Regulation in Preschool Children: Efficacy of the Early HeartSmarts Program in Promoting Social, Emotional and Cognitive Development. DOI: https://doi.org/10.1037/e537372011-001 URL: https://www.ifemdr.fr/wp-content/up-loads/2011/10/Bradley-Facilitating-Emotional-Self-Regulation-in-Preschool-Children.pdf

6 Кудрявцев В. Т. Феномен «развитого детства» в культуре // Возможности и риски цифровой среды: сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л. Ф. Обуховой). Т. 1. - М.: Изд-во МГППУ, 2019. - С. 48-61.

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

79

2023. Том 13. № 2

ния. В то же время развитие речи как направление образовательной деятельности напрямую не связано с ценностными ориентирами воспитания, что требует дополнительных инструментов интеграции речевого развития не только в воспитательный процесс, но и в содержание дошкольного образования.

Личностное развитие ребенка в дошкольном образовании происходит в процессе коллективно-распределенной деятельности и общения, которые формируют определенную общность в среде взрослых и сверстников [12; 13; 18]. Достижения дошкольного детства непосредственно связаны со сложившейся социальной ситуацией развития и проявляются в таких новообразованиях как соподчинение мотивов, становление произвольности и первых волевых актов (поступков), появление «умных» эмоций7, формирование внутренней (личностной) позиции, становление первичных этических инстанций и нравственных императивов. Данные изменения обусловливают развитие смыслового и системного строения сознания8 на основе становления речи ребенка и овладения родным языком.

Речевое воспитание рассматривается сегодня как общая основа (условие, средство, механизм, результат) обучения и воспитания (О. С. Ушакова)9, поэтому традиционно связывается с методикой речевого воспитания (или развития речи детей), что, в свою очередь, сопряжено с такими компонентами, как структурный, функциональный и когнитивный. Первый компонент связан с формированием различных сторон речи - фонетический строй,

ISSN 2658-6762

лексика и грамматика. Второй компонент определяет реализацию коммуникативной функции на основе овладения языком и развития связной речи - диалогической и монологической. Третий компонент ориентирует на развитие психических функций, обеспечивающих способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений.

Вопросы интеграции языка и речи в контексте основных направлений образовательной деятельности в единстве обучения и воспитания только артикулируются на данный момент и актуализируют концептуальное осмысление и моделирование процесса речевого воспитания в дошкольном образовании.

В 80-х гг. XX в. речевое воспитание рассматривается в исследованиях ученых лаборатории развития детской речи (Институт дошкольного воспитания АПН РСФСР) под руководством выдающегося психолога и лингвиста Ф. А. Сохина в контексте взаимодействия педагога и детей, обеспечивающего овладение детьми родным языком. В этой связи важный акцент исследователи делали на взаимосвязи лингвистической (формирование языковых навыков) и коммуникативной (умения общения со взрослыми и сверстниками) сторон речевого развития10.

Как отмечает признанный эксперт в области речевого развития и воспитания дошкольников О. С. Ушакова, «язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как "узел", в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмо-

http://sciforedu.ru

7 Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1 / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1986. - 320 с.

8 Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Дет-

ская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Пе-

дагогика, 1984. - С. 243-386

9 Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве: Развитие связной речи: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.06. - М., 1996. - 364 с.

10 Сухомлинский В. А. Избранные произведения: в 5 т. Т. 1. - Киев: Рад. школа, 1979. - 558 с.

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

80

2023. Том 13. № 2

ции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения»11.

В своем фундаментальном исследовании О. С. Ушакова определяет владение связной монологической речью как основное достижение речевого развития ребенка в дошкольном детстве. Данное достижение как системное образование включает в себя развитие звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи. Автор подчеркивает, что только специальное речевое воспитание подводит ребенка к формированию связности речи, развитию умений содержательно и логично строить высказывание.

Углубление методики развития речи детей также связано с разработкой вариативных моделей образовательной среды, нацеленной на воспитание детей в процессе освоения культуры12. Но при этом недостаточное внимание уделено языковым и речевым аспектам, что актуализирует необходимость проведения исследования, направленного на разработку модели речевого воспитания.

Таким образом, на современном этапе научно обосновано понятие «речевое воспитание», которое не сводится только к овладению языком, речевому развитию и воспитанию культуры речи, а понимается как педагогический процесс, направленный на присвоение достижений культуры разных народов, зафиксированных в языке, на развитие нравственных чувств и отношений [1].

ISSN 2658-6762

Результаты фундаментальных и прикладных исследований [3; 9; 10; 11; 22] позволяют подойти к решению задач речевого воспитания на новом уровне. Это определяет необходимость осмысления идей речевого воспитания детей дошкольного возраста с учетом ценностной составляющей содержания образования и ориентации дошкольного образования на развитие личности ребенка.

Такая постановка вопроса позволит разрешить ряд существующих противоречий:

- между традиционными подходами к развитию речи как направления развития ребенка (образовательной области) и необходимостью реализации подхода, обеспечивающего интеграцию направлений на основе речи как сквозного механизма развития детей;

- между существующей методикой развития речи, направленной преимущественно на решение специальных речевых задач, и необходимостью обогащения методики воспитательными задачами, направленными на развитие личности ребенка;

- между реализуемым содержанием речевого развития, направленного на развитие различных сторон речи, и актуальными задачами формирования ценностного отношения и опыта деятельности ребенка средствами языка и речи.

Разрешение указанных противоречий возможно при определении концептуальных основ речевого воспитания, направленного на приобщение детей к традиционным ценностям российского общества. Целью исследования является поиск и обоснование теоретико-

http://sciforedu.ru

11 Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве: Развитие связной речи: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.06. - М., 1996. - 364 с.

12 Вариативные модели создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях //

База данных. Номер свидетельства: RU 2022620023. Номер заявки: 2021623245. Дата регистрации: 22.12.2021. Патентное ведомство: Россия. Год публикации: 2022. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47779068

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

81

2023. Том 13. № 2

методологических основ моделирования процесса речевого воспитания как средства развития личности ребенка в дошкольном возрасте.

Эволюция теории и практики речевого воспитания закономерно убеждает нас в правомерности постановки вопроса о необходимости дифференциации понятий «речевое развитие» и «речевое воспитание». Речевое воспитание понимается сегодня не только как условие полноценного речевого и общего развития, но, прежде всего, как интегративная основа формирования общей культуры растущего человека, включающая базовые ценностные ориентации, опыт деятельности и общения ребенка как субъекта социальной жизни, а также отношение к окружающему миру и самому себе как части мироздания (О. К Асриян [1], В. И. Слободчиков13, О. С. Ушакова [10]).

Цель статьи - поиск и обоснование теоретико-методологических основ моделирования процесса речевого воспитания как средства развития личности ребенка в дошкольном возрасте.

Методология исследования

Концептуализация речевого воспитания, направленного на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте, базируется на особой роли речи и общения в формировании и пере-

ISSN 2658-6762 даче ценностей культуры в системе образова-

14

ния, становлении сознания и самосознания14, продуктом которого выступают ценностные ориентации подрастающего поколения и личностное развитие ребенка.

Проведенные фундаментальные исследования роли языка15 и речи16 в развитии личности ребенка позволили раскрыть роль языковых и творческих способностей в качестве фундамента развития личности начиная с дошкольного возраста.

Определение методологической базы исследования обусловлено необходимостью научного обоснования сущности и специфики речевого воспитания как целостного педагогического явления, интегрированного с другими направлениями образовательного процесса и нацеленного на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Методологическую основу разрабатываемой модели составляют:

1) культурно-историческая концепция о социокультурной природе человеческой психики (Л. С. Выготский17);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) трактовка культуры как «внутреннего источника» психической жизни и общего развития ребенка (Э. Эриксон18);

3) философские идеи о языке как социокультурном явлении, о сущности языка как механизма социокультурного обмена между

http://sciforedu.ru

13 Слободчиков В. И. Творческий потенциал - собственно человеческое в человеке // Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве: материалы Межд. науч.-практ. конф., посвященной 85-летию Ф. А. Сохина / под ред. О. С. Ушаковой и В. И. Яшиной. - М., 2013. - С. 40-43. ИКЬ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36444272&pff=1

14 Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. - 1990. - № 10. -С. 3-8.

15 Цейтлин С. Н. Некоторые особенности диалога

«взрослый - ребенок»: функции реплик-повторов //

Ребенок как партнер в диалоге: труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. Выпуск второй. - СПб., 2001. - С. 9-24; Лаврентьева А. И. Детская речь (становление языковой способности в онтогенезе). - М.: Изд. МГПУ, 2003. - 50 с.

16 Тихеева Е. И. Развитие речи детей / под ред. Ф. А. Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.

17 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. - М.: Просвещение, 1967. - 92 с.

18 Эриксон Э. Детство и общество. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Ленато: ACT: Фонд «Университетская книга», 2019. - 592.

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

82

2023. Том 13. № 2

людьми, о роли диалога в межличностной коммуникации и развитии культуры (М. М. Бахтин19).

Эти идеи позволяют рассматривать аксиологический подход в качестве источника формирования содержания речевого воспитания ребенка. Так, актуализация идей речевого воспитания, направленного на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте, базируется на особой роли речи и общения в формировании и передаче ценностей культуры в системе образования, становлении сознания и самосознания, продуктом которого выступают ценностные ориентации подрастающего поколения и личностное развитие ребенка.

Немаловажным фактором при определении условий речевого воспитания выступают семейные традиции воспитания, их место в общей системе семейных традиций. Данный фактор во многом влияет на выбор педагогами социально-педагогических технологий сопровождения родителей с учетом языковой ситуации [7].

Коммуникативный подход выступает основой для определения роли и места речевого воспитания в системе детских видов деятельности и общения. Исходя из данных позиций, поиск эффективных средств речевого воспитания связан с изучением потенциала устного народного творчества, прежде всего народной сказки [4], для приобщения детей к традиционным ценностям российского народа в процессе овладения языком20. Также внимание

ISSN 2658-6762

исследователей направлено на изучение влияния гаджетов и цифровой среды на развитие речи и сопровождение первичной социализации детей дошкольного возраста [2].

Социокультурный подход позволяет учесть специфику конкретной языковой ситуации и условия, определяющие содержательный контекст взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками в процессе речевого воспитания. В частности, в исследованиях языковой среды он позволяет обосновать роль педагога в создании воспитывающей культурной среды. В прикладном аспекте принцип культуросообразности является целевым ориентиром совершенствования подготовки и переподготовки будущих педагогов [5].

Особое место занимает изучение речевого развития в рамках сравнительных исследований специфики мультикультурного образовательного пространства. Так, учеными показана роль языка в поликультурном диалоге [8], раскрыта роль искусства в поликультурной образовательной среде21.

Все это позволило обосновать систему принципов создания воспитывающей среды, которая понимается как профессиональный инструмент руководителей и педагогов дошкольного образования22, и конкретизировать условия образовательной среды, стимулирующие овладение детьми языком на основе приобщения к базовым ценностям23.

Систематизация и осмысление выше изложенных теоретических позиций позволяют

http://sciforedu.ru

19 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.

20 Арябкина И. В., Русакова Т. Г., Стукалова О. В., Спиридонова А. А. Просто о сложном: из мира сказки - в мир человеческих ценностей: монография. - М.: Благотворительный фонд «Образ жизни»: Международная академия образования, 2022. - 168 с.

21 Художественное образование в поликультурном

пространстве. Монография / Е. М. Акишина и др.;

науч. ред.-сост. Л. Г. Савенкова; под общ. ред.

Е. В. Бояковой. - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2020. - 400 с. ISBN: 978-5-905451-91-1. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44327013

22 Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной Деятельности). -М.: Эгвес, 2004. - 120 с.

23 Майер А. А., Лыкова И. А., Стародубцева Е. В. Проектирование системы психо лого-педагогических условий для овладения дошкольниками русским язы-

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

83

2023. Том 13. № 2

констатировать, что понятие «речевое воспитание» рассматривается в отечественной педагогике как направление педагогической деятельности, нацеленное на формирование особого, уважительного отношения ребенка к русскому языку как духовной и культурной ценности (О. С. Ушакова, В. И. Яшина), механизм приобщения детей к высшим духовным ценностям (О. К. Асриян, И. А. Лыкова, А. А. Майер, Н. М. Родина).

Речевое воспитание является одним из механизмов развития личности ребенка посредством создания воспитательных ситуаций, способствующих овладению ребенком речью как средством познания, общения и саморазвития. Для достижения столь сложных целей создается образовательная среда, моделирующая особые условия речевого воспитания - предметно-пространственные, деятель-ностные и социальные.

Система методов исследования включает как теоретические (анализ источников, терминологический анализ, кросс-культурный анализ программ речевого воспитания, научное моделирование), так и эмпирические (экспертные оценки, опрос, анализ педагогических практик) способы достижения поставленной цели. В качестве исследовательской методики выступает разработанный авторами модифицированный вариант методики О. С. Ушаковой, А. И. Лаврентьевой, направленной на речевое воспитание детей в языковой среде. Специфика модификации обусловлена расширением взгляда на речь как сквозной механизм личностного развития ребенка-дошкольника в процессе его приобщения к традиционным ценностям российского общества. Базовая методика (авторы О. С. Ушакова,

ISSN 2658-6762

А. И. Лаврентьева) позволяет педагогам компетентно решать задачи, связанные, прежде всего, с речевым развитием детей дошкольного возраста, становлением языковой личности. При этом в фокусе внимания находятся образовательные задачи, связанные с открытием детьми смысла слова (словарь, связная речь и др.). Модифицированный вариант методики, разработанный авторами статьи, ориентирует педагога на создание условий образовательной среды, обеспечивающих целостное развитие детей дошкольного возраста посредством речевого воспитания. При этом в фокусе внимания находятся воспитательные ситуации, направленные на раскрытие детьми ценностей (культурных и личностных смыслов) и становление картины мира (в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями).

Результаты исследования

В исследовании на основе выявления противоречий и формулировки проблемы обоснована актуальность и необходимость разработки теоретических аспектов моделирования речевого воспитания как средства развития личности ребенка. Такая постановка вопроса обусловлена ролью развития речи как реализации системы языка, средства коммуникации, личностного инструмента саморазвития человека.

Авторами выявлена сущность речевого воспитания, нацеленного на приобщение детей к традиционным ценностям российского общества. Конкретизированы термины «речевое воспитание» и «речевое развитие».

На основе терминологического анализа, изучения программно-методических докумен-

http://sciforedu.ru

ком // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник статей XXV Международной научно-практической конференции: в 3 ч. Ч. 3. -

Пенза: МЦНС «Наука и просвещение», 2022. - С. 9499. URL: https://naukaip.ru/wp-content/uploads/2022/12/MK-1576-3.pdf

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

84

Science for Education Today 2023. Том 13. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

тов и систематизации результатов исследований в области развития речи детей дошкольного возраста определено место речевого воспитания и функция языка и речи в образовании детей дошкольного возраста. В настоящее

время речь рассматривается как интегрирующее звено основных направлений развития ребенка в дошкольном образовании и способ усвоения ценностей, реализуемых в процессе воспитания (табл.).

Таблица Table

Роль и место речевого воспитания в дошкольном образовании The role and place of speech education in preschool education

Направления развития и воспитания (образовательные области) Ценностные основы воспитания (основное содержание образовательной деятельности) Условие, средство, механизм воспитательной работы

Познавательное Ценность знания Речевое развитие и речевое воспитание

Социально-коммуникативное Ценность Родины и природы, человека, семьи, дружбы, труда

Художественно-эстетическое Ценность культуры, красоты, человека

Физическое Ценность жизни, здоровья, безопасности

Речевое воспитание понимается как деятельность педагога по созданию психолого-педагогических условий образовательной среды, способствующих развитию личности ребенка в процессе приобщения к традиционным ценностям средствами художественной детской литературы и фольклора.

В процессе теоретико-экспериментального исследования разработана модель речевого воспитания детей дошкольного возраста в современной образовательной среде, включающая целевой, содержательный, технологический и результативный блоки. Модель определяет направления речевого воспитания, которые реализуются путем создания психолого-педагогических условий (рис.). Представленные условия обеспечивают полноценное освоение и владение детьми русским язы-

ком (с учетом задач развития фонетики, лексики, грамматики), формирование ценностных ориентаций в единстве представлений ребенка о ценностях, отношения к ценностям и поведения в соответствии с ценностями.

В методическом плане речевое воспитание организуется и реализуется посредством создания воспитательных ситуаций, способствующих овладению ребенком речью как средством познания, общения и саморазвития. Такое воспитание позволяет приобщать ребенка к ценностям российского общества и формировать определенные ценностные ориентации в единстве сознания, чувств и поведения.

Science for Education Today 2023. Том 13. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Цель речевого воспитания: речевое и личностное развитие детей в процессе приобщения к традиционным ценностям российского народа, формирование уважительного отношения к языку как высшей духовной ценности

Основные задачи речевого воспитания: 1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе средствами художественной детской литературы и фольклора; 2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения на основе ознакомления с литературными образцами; 3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе

Алгоритм организации воспитательной работы

1. Психолого-педагогические условия (деятельность педагога) 2. Инструмент реализации модели 3. Содержание речевого воспитания (деятельность педагога с детьми) 4. Основные формы взаимодействия педагога с детьми 5. Результаты речевого воспитания (развитие личности ребенка)

Предметно-пространственные Построение воспитательных ситуаций Формирование представлений о ценностях Реализация воспитательных ситуаций Представления о ценностях

Социальные (взаимодействие, коммуникация, общение) Освоение опыта эмоционально-оценочного отношения Отношение к ценностям

Деятельностные Освоение опыта деятельности Поведение в соответствии с ценностями

Рис. Модель речевого воспитания детей дошкольного возраста в современной образовательной среде (А. А. Майер, И. А. Лыкова, Н. М. Родина) Fig. Model of speech education of preschool children in the modern educational environment (A. A. Mayer, I. A. Lykova, N. M. Rodina)

Ниже приводится вариант моделирования образовательной среды, включающий описание условий речевого воспитания детей дошкольного возраста.

На первом этапе создаются такие условия образовательной среды, которые помогают детям опытным путем сделать важнейшее «открытие» - каждый предмет окружаю-

Science for Education Today 2023. Том 13. № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

щего мира имеет свое название. Такому открытию способствует, в первую очередь, отчетливое и многократное называние знакомых детям предметов (кукла, мишка, мяч, чашка, миска, ложка, стол, стул, коврик, подушка, шапка и др.) в понятных детям и повторяющихся изо дня в день ситуациях. Большую роль играют картинки, иллюстрации и фотографии, которые помогают детям установить ассоциативные связи между миром реальных вещей и миром изображений (образов), т. е. между обозначаемым и обозначающим, что позволяет ребенку «приоткрыть дверь» в мир культуры.

После введения в словарь детей существительных, обозначающих предметы, связанные с личным опытом, взрослые расширяют представления детей об этих предметах - называют их характерные свойства (в первую очередь, сенсорные признаки - цвет, форма, величина, фактура и др.) и простые по смыслу действия, которые ребенок сам может совершать с этими предметами (кушай, пей, возьми, положи, сними, надень, спрячь, кати, лови и др.). Важное значение имеют слова, связанные с познанием ребенком самого себя, своего тела и своих возможностей. На помощь родителям и педагогам приходят пестушки, потешки, игры-забавы (например, пальчиковые игры «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Ладушки», игры на коленях «В ямку бух»), совместные упражнения и базовые культурные практики (умываться, вытирать руки, пользоваться ложкой, пить из чашки и др.). В результате дети приходят к еще одному «открытию»: «слово» - это не сам предмет (или его свойства, действия), а «имя» предмета (обозначение свойства, действия).

На втором этапе создаются такие условия образовательной среды, которые позволяют детям опытным путем определять различные смыслы знакомых и новых слов, т. е.

самостоятельно выявлять семантические отношения и расширять представления о языке как пространстве смыслов и коммуникации. Это необходимо для того, чтобы у каждого ребенка не только активно развивалась речь, но и постепенно формировалось индивидуальное языковое сознание, отражающее структуру и закономерности осваиваемого языка.

Специально формируемые речевые умения позволяют каждому ребенку самостоятельно «встраивать» в свое языковое сознание новые слова, смысл которых зачастую раскрывается исходя из смыслового контекста. С этой целью рекомендуется читать детям произведения фольклора и детской художественной литературы (стихотворения, сказки, рассказы), показывать истории в картинках и театральные постановки (репертуар и вид театра подбирается с учетом возраста, индивидуальных предпочтений ребенка, возможностей социокультурной среды), вместе смотреть мультфильмы и небольшие видеоролики, например, о путешествиях или из жизни животных. Очень важно не ограничиваться просмотром, а вовлекать детей в рассуждения, беседы, даже небольшие дискуссии. При этом следует помнить, что у детей уже появляются индивидуальные литературные предпочтения, складываются свои оценки персонажей и событий. Поэтому нужно проявлять внимание, интерес и уважение к размышлениям и рассуждениям ребенка.

На третьем этапе педагогические усилия направлены на активизацию речевого поведения ребенка путем предоставления права выбора, поддержки инициативности и стимулирования самостоятельности.

В каждой воспитательной ситуации педагог определяет место нового языкового материала и характер вовлеченности детей в речевую задачу - репродуктивный или творческий, поисковый. Педагог советует родителям

2023. Том 13. № 2

расширять коммуникативный опыт детей и поддерживать разнообразные речевые практики, в том числе практиковать различные словесные игры.

На данном этапе педагог стремится обеспечить осознанную реакцию детей не только в процессе выбора речевого материала, но и в связи с конкретной языковой ситуацией.

Важным средством речевого воспитания дошкольников выступает ознакомление с художественной литературой, приобщение к народной культуре (в том числе национальной культуре народов России), становление эмоционально-ценностного отношения ребенка к содержанию, воплощенному в сюжетах и персонажах, являющих социально приемлемые образцы, формирование опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми общенациональными ценностями, нормами и правилами, принятыми в российском обществе24.

В практическом плане разработанная авторами модель речевого воспитания интегрируется с методическим обеспечением программы воспитания в дошкольной образовательной организации, представляющим собой инновационное практическое руководство «Воспитателю о воспитании», подготовленное коллективом научных сотрудников ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (авторы А. А. Бояринцева, А. А. Буянов, И. А. Лыкова, Н. М. Родина, А. В. Стародубцева, А. Б. Теплова, О. С. Ушакова). Содержательные рубрики практического руководства «Воспитателю о воспита-

ISSN 2658-6762

нии» фокусируют основные направления воспитательной деятельности - «Читаем вместе», «Смотрим вместе», «Рассуждаем вместе», «Играем вместе», «Трудимся вместе», «Мастерим вместе» - и позволяют компетентно проектировать содержание речевого воспитания дошкольников в рамках детско-взрослых проектов воспитательной направленности.

Представленные в методическом обеспечении проекты воспитательной направленности раскрывают доминирующие темы месяца путем согласования задач речевого воспитания с основными направлениями воспитательной деятельности по формированию ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста. Такой результат возможен благодаря тому, что речь позиционируется как сквозной механизм реализации содержания всех образовательных областей и направлений воспитательной работы.

Обсуждение

Авторы акцентируют ключевую роль языка в создании единого ценностно-смыслового пространства для консолидации российского общества и передаче от поколения к поколению социокультурного опыта. На этой основе авторы показывают взаимосвязь языка и речи, сопоставляя функции речи и целевые ориентиры воспитания будущего гражданина России.

С психологической точки зрения, речевое воспитание является сквозным механизмом детского развития, обеспечивающим интеграцию индивидуального и социального

http://sciforedu.ru

24 Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования на основе примерной рабочей программы воспитания. URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/pra-grammy-vospitaniya/programmy-vospitaniya-doo/

Вариативные модели создания воспитывающей культурной среды в образовательных организациях // База данных. Номер свидетельства: RU 2022620023. Номер заявки: 2021623245. Дата регистрации: 22.12.2021. Патентное ведомство: Россия. Год публикации: 2022. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47779068

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

88

2023. Том 13. № 2

планов развития с помощью культурных средств.

Формирование языкового сознания зависит от развития способностей к коммуникации, речевого и личностного развития ребенка с учетом его индивидуальности. Целевым ориентиром речевого воспитания выступают ценностные ориентации, смысл которых дети раскрывают с помощью речи в различных коммуникативных ситуациях.

Это послужило источником для определения ключевых подходов - аксиологического, социокультурного и коммуникативного, положенных в основу моделирования речевого воспитания детей.

Модель речевого воспитания детей дошкольного возраста в образовательной среде включает следующие компоненты: цель, задачи, принципы, формы взаимодействия (коммуникации), методы воспитания, система условий. Представленные в модели речевого воспитания условия - социальные, деятель-ностные, предметно-пространственные - позволяют решать воспитательные задачи в комплексе на основе интеграции речевого воспитания с другими направлениями воспитательной деятельности.

Реализация модели предполагает разработку и организацию воспитательных ситуаций, направленных на формирование представлений детей о ценностях, становление опыта эмоционально-оценочного отношения и деятельности с учетом норм и правил, принятых в обществе.

«Открытие» ребенком смысла слова -культурного (универсального, общечеловеческого) и личностного (индивидуального, уникального) - возможно в специально организованной образовательной среде, сущностными характеристиками которой выступают следующие:

ISSN 2658-6762

- аксиологичность - отражение системы ценностных ориентиров, выраженных словом (например, личностные качества человека, нормы морали, этикет, модели и правила поведения человека в обществе);

- интегративность - «встроенность» объекта или явления культуры в различные ценностно-смысловые контексты, что позволяет ребенку открывать смысл как универсальное (внеконтекстное) явление;

- содержательная насыщенность - разнообразие видов деятельности ребенка и культурных практик для коммуникации и речевого воспитания;

- системность - установление смысловых связей и отношений между языком (речью), окружающим миром и человеком;

- проективность - выявление смысловых и эмоционально-ценностных связей между языком, социокультурным опытом и «Я-кон-цепцией» ребенка.

Заключение

Таким образом, проектирование речевого воспитания как составной и органической части образовательной деятельности в дошкольном образовании предполагает уточнение места и роли развития речи и речевого развития, постановку возрасто- и культуросо-образных задач речевого воспитания, создание необходимых условий и реализацию воспитательных речевых ситуаций, направленных на развитие личности ребенка дошкольного возраста. Такая организация воспитания позволяет приобщать ребенка к ценностям культуры, формировать определенные ценностные ориентации и личностные качества -самостоятельность, инициативность, доброжелательность, ответственность, любознательность, трудолюбие, уважительное отношение к родителям и др.

http://sciforedu.ru

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

89

2023. Том 13. № 2

Авторами предложена трехэтапная методика речевого воспитания детей дошкольного возраста в образовательной среде. Описаны сущностные характеристики образовательной среды, необходимые для успешной реализации модели: аксиологичность, содержательная насыщенность, интегративность, системность, прогностичность.

Итогом концептуального осмысления речевого воспитания стало:

а) расширение трактовки понятия «речевое воспитание» на основе интеграции понятий «развитие речи», «речевое развитие», «культура речевого поведения»;

б) определение роли и места речи в качестве сквозного механизма детского развития;

в) операционализация понятия на уровне задач воспитания ребенка в дошкольном возрасте;

г) уточнение места и роли речи в программе воспитания ребенка дошкольного возраста.

Научная новизна

Впервые предметом научного исследования выступают теоретико-методологические основания моделирования речевого воспитания дошкольников в образовательной среде. Обоснование подходов к моделированию речевого воспитания позволило выявить и структурировать психолого-педагогические условия организации данного процесса, направленного на личностное развитие ребенка. Организация деятельности и общение

ISSN 2658-6762

детей со взрослыми и сверстниками, отбор и реализация языкового материала, постановка соответствующих речевых задач позволяют достигнуть цели речевого воспитания.

Практическая значимость

Результаты исследования (педагогическая модель речевого воспитания, система психолого-педагогических условий, авторская методика) служат основой для разработки программно-методического сопровождения речевого воспитания детей дошкольного возраста в контексте интеграции основных направлений образовательной деятельности в дошкольном образовании.

Благодарности

Авторы статьи благодарят Оксану Семеновну Ушакову, доктора педагогических наук, профессора, за поддержку направления исследования и консультации о закономерностях речевого развития детей. В подготовке статьи были приняты во внимание рекомендации Владимира Товиевича Кудрявцева, доктора психологических наук, профессора, и его представления о так называемых культурных и личностных смыслах. Слова признательности адресованы Наталье Михайловне Родиной, кандидату психологических наук, за конструктивное обсуждение результатов исследования.

http://sciforedu.ru

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асриян О. К. Речевое воспитание: генезис понятия и его современное содержание // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2008. - № 54. - С. 297-301. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12534950

2. Белоусова М. В., Карпов А. М., Уткузова М. А. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста // Практическая медицина. - 2014. - № 9. - C. 108-112. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22597082

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

90

Science for Education Today

2023. Том 13. № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

3. Буралова Р. А., Халидов А. И. К вопросу о «сбалансированном» национально-русском двуязычии и билингвизме // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - N° 12. - С. 278. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32325990

4. Васюкова Н. Е., Родина Н. М. Народная сказка - окно в мир другой культуры // Детский сад: теория и практика. - 2017. - № 7. - С. 50-65. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=30508981

5. Левина Е. Ю., Стукалова О. В., Прокофьева Е. Н. Культуросообразность как целевой ориентир развития высшего педагогического образования // Казанский педагогический журнал. -2022. - № 3. - С. 8-18. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49100537 DOI: https://doi.Org/10.51379/KPJ.2022.153.3.001

6. Лыкова И. А., Борисова Д. А. Методы художественного воспитания в семье (диалогический подход к моделированию культурной среды) // Педагогика искусства. - 2022. - № 1. - С. 1223. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48666691

7. Лыкова И. А., Майер А. А. Систематизация традиций семейного воспитания: социально-педагогический классификатор // Science for Education Today. 2022. - Т. 12, № 5. - С. 200-224. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2205.11 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=49623135

8. Родина Н. М. Дошкольное образование в мультикультурном образовательном пространстве: отечественный и зарубежный опыт // Нижегородское образование. - 2022. - № 1. - С. 119127. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48106051

9. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. - М.: Изд-во МГППУ, 2002. - 272 с. URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=24384531

10. Ушакова О. С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 12. - С. 5-13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23404373

11. Baraldi C. Facilitating Children's Agency in the Interaction: Challenges for the Education System. - Palgrave MacMillan, 2022. - 260 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-031-09978-6

12. Brodin J., Renblad K. Improvement of preschool children's speech and language skills // Early Child Development and Care. - 2020. - Vol. 190 (14). - P. 2205-2213. DOI: https://doi.org/10.1080/03004430.2018.1564917

13. Eliyahu-Levi D., Ganz-Meishar M. The personal relationship between the kindergarten teacher and the parents as a mediator between cultures // International Journal of Early Years Education. -2019. - Vol. 27 (2). - P. 184-199. DOI: https://doi.org/10.1080/09669760.2019.1607263

14. Harris J. R. Where Is the Child's Environment? A Group Socialization Theory of Development // Psychological Review. - 1995. - Vol. 102 (3). - Р. 458-489. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-295X.102.3.458

15. Hatton N., Smith D. Reflection in teacher education: Towards definition and implementation // Teaching and teacher education. - 1995. - Vol. 11 (1). - P. 33-49. DOI: https://doi.org/10.1016/0742-051X(94)00012-U

16. Merzlikina I. V., Kozhevnikova V. V., Lykova I. A. Readiness Of Teachers To Dialogue In The Educational Environment: Problem Statement // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. - 2018. - Vol. 46. - P. 409-418. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.48

17. Lykova I., Kozhevnikova V., Merzlikina I. The dialogue in contemporary educational environment: discovering values and meanings // The European proceedings of Social and Behavioural Sciences

© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2023. Том 13. № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

EPSBS. - 2019. - Vol. 69. - P. 543-551. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.62 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41813841&pff= 1

18. Mayer A., Grishina G. Specific of Parent's Attitude in Preschool Education // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. - 2019. - Vol. 69. - P. 392-397. URL: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs(2357-1330).2019.7.1

19. Mikander P., Zilliacus H., Holm G. Intercultural education in transition: Nordic perspectives // Education Inquiry. - 2018. - Vol. 9 (1). - P. 40-56. DOI: https://doi.org/10.1080/20004508.2018.1433432

20. Montanari S., Mayr R., Subrahmanyam K. Bilingual Speech Sound Development During the Preschool Years: The Role of Language Proficiency and Cross-Linguistic Relatedness // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. - 2018. - Vol. 61 (10). - P. 2467-2486. DOI: https://doi.org/10.1044/2018_jslhr-s-17-0393

21. Coad J., Harding S., Hambly H., Parker N., Morgan L., Marshall J., Roulstone S. Perspectives of preschool children in England with speech and language needs in the development of evidence-based activities // Child: Care, Health and Development. - 2020. - Vol. 46 (3). - P. 283-293. DOI: https://doi.org/10.1111/cch.12746

22. Turunen T. A., Maatta K. What constitutes the pre-school curricula? Discourses of core curricula for pre-school education in Finland in 1972-2000 // European Early Childhood Education Research Journal. - 2012. - Vol. 20 (2). - P. 205-215. DOI: https://doi.org/10.1080/1350293X.2012.681135

23. Undiyaundeye F. A., Basake J. A. Process of children's learning and speech development in early years // International Journal of Social Sciences. - 2018. - Vol. 4 (2). - P. 126-134. DOI: https://doi.org/10.20319/pijss.2018.42.126134

Поступила: 10 января 2023 Принята: 11 марта 2023 Опубликована: 30 апреля 2023

Вклад авторов в разработку методологии, концепции, модели и условий речевого воспитания детей равнозначный

Все авторы ознакомились с результатами работы и одобрили окончательный вариант рукописи.

Заявленный вклад авторов:

Информация о конфликте интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

Science for Education Today

2023. Том 13. № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Информация об авторах

Майер Алексей Александрович

доктор педагогических наук, доцент, профессор,

кафедра педагогики начального и дошкольного образования,

Государственный гуманитарно-технологический университет,

ул. Зеленая, 22, 142611, г. Орехово-Зуево, Московская область, Россия;

главный научный сотрудник

лаборатория фундаментальных и прикладных исследований, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования

Трубниковский переулок, д. 15, 121069, Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6572-5593 E-mail: m000r@yandex.ru

Лыкова Ирина Александровна

доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник, лаборатория фундаментальных и прикладных исследований, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования

Трубниковский переулок, д. 15, 121069, Москва, Россия. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1951-0804 E-mail: lykova.i.a@mail.ru

© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.15293/2658-6762.2302.04 Research Full Article / Article language: Russian

Theoretical aspects of modeling language education of preschool children in the modern educational environment

Alexey A. Mayer h o1- 2, Irina A. Lykova1

1 Institute for the Study of Childhood, Family and Education Russian Academy of Education,

Moscow, Russian Federation 2 State Humanitarian and Technological University, Orechovo-Zuevo, Russian Federation

Abstract

Introduction. The article gives an analytical overview of research investigations in the field of child language development and its methods. It is shown that traditional approaches to language development do not solve the main problems in the personality development of preschool children. On the basis of the analysis, contradictions are revealed and the research problem is substantiated, namely the need for a conceptual understanding of language education as a means of developing the child's personality. The purpose of this article is to search for and substantiate the theoretical and methodological bases for modeling the process of language education as a means of personality development of a child ofpreschool age.

Materials and Methods. The research methodology is based on the ideas of a cultural-historical approach that describes the mechanisms of child development in the process of coming to terms with culture; axiological and sociocultural approaches that determine the content and direction of child development in culture; communicative and dialogical approaches that reveal the principles of organizing social and educational interactions between children, adults and peers.

The system of research methods includes both theoretical (source analysis, terminological analysis, cross-cultural analysis of language teaching programs, scientific modeling) and empirical (questionnaires, analysis ofpedagogical practices) ways of achieving the aims.

The authors applied the modified version of O.S. Ushakova and A.I. Lavrentieva 's inventory for evaluating value-semantic aspects of preschool children's speech.

Acknowledgments

The study was financially supported by the Ministry of Education of the Russian Federation by a state assignment. Project No. 122041900214-4 / IMLY-2023-0002 ("Development of the child's personality through speech education").

For citation

Mayer A. A., Lykova I. A. Theoretical aspects of modeling language education of preschool children in the modern educational environment. Science for Education Today, 2023, vol. 13 (2), pp. 77-98. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2302.04

H Corresponding Author: Alexey A. Mayer, m000r@yandex.ni

© Alexey A. Mayer, Irina A. Lykova, 2023

Results. The authors demonstrate the relevance and impact of developing theoretical aspects of modeling language education as a means of developing children's personality. This is determined by the role of speech development as the implementation of a language system, a means of communication, and a personal tool for self-development. The authors have revealed contradictions that determine the necessity and possibility to solve the research problem, which is associated with the conceptual understanding of language education as a means of developing the child's personality. The authors emphasize the key role of language in creating a unified value-semantic space for the consolidation of Russian society and the transmission of socio-cultural experience from generation to generation. The authors show the relationship between language and speech, comparing the functions of speech and the targets for educating a new generation of Russian citizens. This served as a source for determining key approaches - axiological, sociocultural and communicative, which are the bases for modeling language education of children.

The authors revealed the essence of language education aimed at familiarizing children with traditional values of Russian society. The terms "language education" and "language development" are clarified. On this basis, a model of language education of preschool children has been constructed, including the following components: the purpose, objectives, principles, forms of interaction (communication), teaching methods, a system of conditions (social, activity-based, subject-spatial), which are required and sufficient for the successful solution of educational problems.

A three-stage method of language education of preschool children in the educational environment is proposed. The essential characteristics of the educational environment, which are necessary for the successful implementation of the model, are described: axiological, content-rich, integrative, systematic, and predictive.

Conclusions. The article concludes that conceptual understanding of language education and the rationale for theoretical and methodological foundations of modeling this process contribute to organizing favorable psychological and educational conditions aimed at developing the personality of a preschool child. Language education, organized on the basis of the presented model, becomes an integrating link in ensuring the unity and interconnection of the main directions of teaching and learning within preschool education. The proposed model of organizing children's activities and communication with adults and peers facilitates moral education of preschool children with the focus on traditional Russian values.

Keywords

Axiological approach; Communicative approach; Sociocultural approach; Language education; Child personality development; Educational environment.

REFERENCES

1. Asriyan O. Speech education: Genesis of the notion and its modern content. Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2008, no. 54, pp. 297-301. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12534950

2. Belousova M. V., Karpov A. M., Utkuzova M. A. Influence of gadgets on communication, socialization and speech development in infants and preschool children. Practical Medicine, 2014, no. 9, pp. 108-112. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22597082

3. Buralova R. A., Halidov A. I. On the question of "balanced" national-Russian bilingualism and bilingualism. Philological Sciences. Questions of Theory and Practice, 2018, no. 1-2, pp. 278286. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32325990

4. Vasyukova N. E., Rodina N. M. Folk tale - a window into the world of another culture. Kindergarten: Theory and Practice, 2017, no. 7, pp. 50-65. (In Russian) URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=30508981

5. Levina E., Stukalova O., Prokofieva E. Cultural conformity as a target for the development of higher pedagogical education. ^zan Pedagogical Journal, 2022, no. 3, pp. 8-18. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49100537 DOI: https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.153.3.001

6. Lykova I. A., Borisova D. A. The methods of art education in the family (dialogical approach to modelling of cultural environment). Pedagogy of Art, 2022, no. 1, pp. 12-23. (In Russian) URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=48666691

7. Lykova I. A., Mayer A. A. Systematization of family education traditions: A socio-pedagogical classifier. Science for Education Today, 2022, vol. 12 (5), pp. 200-224. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2205.11 URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=49623135

8. Rodina N. M. Preschool education in the multicultural space: Domestic and foreign experience. The Nizhny Novgorod Education Journal, 2022, no. 1, pp. 119-127. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48106051

9. Rubcov V. V., Ivoshina T. G. Designing a developing educational environment for a school. M.: Publishing House of MGPPU, 2002. 272 p. (In Russian) URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=24384531

10. Ushakova O. S. Speech development in preschool childhood as a pedagogical problem. Pedagogical Education and Science, 2011, vol. 12, pp. 5-13. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23404373

11. Baraldi C. Facilitating Children's Agency in the Interaction: Challenges for the Education System. Palgrave MacMillan, 2022. 260 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-031-09978-6

12. Brodin J., Renblad K. Improvement of preschool children's speech and language skills. Early Child Development and Care, 2020, vol. 190 (14), pp. 2205-2213. DOI: https://doi.org/10.1080/03004430.2018.1564917

13. Eliyahu-Levi D., Ganz-Meishar M. The personal relationship between the kindergarten teacher and the parents as a mediator between cultures. International Journal of Early Years Education, 2019, vol. 27 (2), pp. 184-199. DOI: https://doi.org/10.1080/09669760.2019.1607263

14. Harris J. R. Where is the child's environment? A group socialization theory of development. Psychological Review, 1995, vol. 102 (3), pp. 458-489. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-295X.102.3.458

15. Hatton N., Smith D. Reflection in teacher education: Towards definition and implementation. Teaching and Teacher Education, 1995, vol. 11 (1), pp. 33-49. DOI: https://doi.org/10.1016/0742-051X(94)00012-U

16. Merzlikina I. V., Kozhevnikova V. V., Lykova I. A. Readiness of teachers to dialogue in the educational environment: Problem statement. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2018, vol. 46, pp. 409-418. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.09.02.48

17. Lykova I., Kozhevnikova V., Merzlikina I. The dialogue in contemporary educational environment: Discovering values and meanings. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2019, vol. 69, pp. 543-551. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.62 URL: https: //www. elibrary. ru/item. asp ?id=41813841 &pff= 1

2023, vol. 13, issue 2 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

18. Mayer A., Grishina G. Specific of parent's attitude in preschool education. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences 2019, vol. 69, pp. 392-397. URL: http://dx.doi.org/10.15405/epsbs(2357-1330).2019.7.1

19. Mikander P., Zilliacus H., Holm G. Intercultural education in transition: Nordic perspectives. Education Inquiry, 2018, vol. 9 (1), pp. 40-56. DOI: https://doi.org/10.1080/20004508.2018.1433432

20. Montanari S., Mayr R., Subrahmanyam K. Bilingual speech sound development during the preschool years: The role of language proficiency and cross-linguistic relatedness. Journal of Speech, Language, and Hearing Research, 2018, vol. 61 (10), pp. 2467-2486. DOI: https://doi.org/10.1044/2018_jslhr-s-17-0393

21. Coad J., Harding S., Hambly H., Parker N., Morgan L., Marshall J., Roulstone S. Perspectives of preschool children in England with speech and language needs in the development of evidence-based activities. Child: Care, Health and Development, 2020, vol. 46 (3), pp. 283-293. DOI: https://doi.org/10.1111/cch.12746

22. Turunen T. A., Maátta K. What constitutes the pre-school curricula? Discourses of core curricula for pre-school education in Finland in 1972-2000. European Early Childhood Education Research Journal, 2012, vol. 20 (2), pp. 205-215. DOI: https://doi.org/10.1080/1350293X.2012.681135

23. Undiyaundeye F. A., Basake J. A. Process of children's learning and speech development in early years. International Journal of Social Sciences, 2018, vol. 4 (2), pp. 126-134. DOI: https://doi.org/10.20319/pijss.2018.42.126134

Submitted: 10 January 2023 Accepted: 10 March 2023 Published: 30 April 2023

The authors' stated contribution:

The authors' contribution to the development of methodology, concept, model and conditions of speech education of children is equivalent.

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

Information about competitive interests:

The authors claim that they do not have competitive interests.

2023, vol. 13, issue 2 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

Information about the Authors

Alexey Alexandrovich Mayer

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor,

Department of Pedagogy of Primary and Preschool Education,

State Humanitarian and Technological University,

Zelenaya st., 22, 142611, Orechovo-Zuevo, Moscow Region, Russian

Federation.

Chief Researcher,

Laboratories of Fundamental and Applied Research,

Institute for the Study of Childhood, Family and Education Russian Academy of Education,

Trubnikovsky per., 15, 121069, Moscow, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6572-5593 E-mail: m000r@yandex.ru

Irina Alexandrovna Lykova

Doctor of Pedagogic Sciences, Chief Researcher, Laboratories of Fundamental and Applied Research,

Institute for the Study of Childhood, Family and Education Russian Academy of Education,

Trubnikovsky per., 15, 121069, Moscow, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1951-0804 E-mail: lykova.i.a@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.