Научная статья на тему 'ПРОСТРАНСТВО РАЗМЕРНОСТЕЙ И ВЕКТОРНАЯ ТРАКТОВКА'

ПРОСТРАНСТВО РАЗМЕРНОСТЕЙ И ВЕКТОРНАЯ ТРАКТОВКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
размерность физической величины / пространство размерностей / вектор / операции над векторами / ускорение / импульс / dimension of physical quantity / space of dimensions / vector / operations on vectors / acceleration / momentum

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.В. Прояева, Д.И. Сиделов

Данная статья посвящена одному из самых актуальных понятий современной науки – оригинальной трактовке понятия физической величины как вектора в пространстве размерностей. Важная и неоценимая роль математики и физики в целом и ее ответвлений подтверждена многими научными открытиями в области техники, науки и т.п. Необходимость изучения точных наук в настоящее время оценена и тем, что 2021 год является годом науки. Основным методом получения новых научных открытий на современном этапе является применение методов одного направления науки к другим областям знаний. В работе приведены конкретные примеры, выводы, отражающие важность научных исследований, приведена наглядная интерпретация. Что касается образовательного процесса, то решение физических задач с помощью векторного аппарата, еще начиная со школьных уроков физики, показывает свою эффективность и продолжает способствовать развитию логического и пространственного мышления обучающихся, что говорит об актуальности данного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIMENSION SPACE AND VECTOR INTERPRETATION

The article is devoted to one of the most relevant concepts of modern science – the original interpretation of the concept of physical quantity as a vector in the space of dimensions. The important and invaluable role of mathematics and physics in general and its branches is confirmed by many scientific discoveries in the field of technology, science, etc. The need to study the exact values is also appreciated by the fact that 2021 is the year of science. The main method of obtaining new scientific discoveries at the present stage is the application of methods of one direction to other areas of science. The paper provides specific examples, conclusions that reflect the importance of the latter, and a visual interpretation. As for the educational process, the solution of physical problems with the help of a vector machine since school has shown its effectiveness and continues to contribute to the development of logical and spatial thinking of students, which indicates the relevance of this study and the need to study it. The presented material is used by the Orenburg State Pedagogical University in teaching future bachelors of the direction “Pedagogical Education” and allows increasing the efficiency of mastering the studied material by students.

Текст научной работы на тему «ПРОСТРАНСТВО РАЗМЕРНОСТЕЙ И ВЕКТОРНАЯ ТРАКТОВКА»

Библиографический список

1. История Тувы: в 3 т. Новосибирск: Наука, 2007; Т. II.

2. Сердобов Н.А. Народное образование в Туве. Краткий исторический очерк. Кызыл, 1953.

3. Монгуш В.Ч. История образования в ТНР. Автореферат диссертации ... кандидата исторических наук. Москва, 2006.

4. Маады С.С. Первые образовательные заведения Тувы в период ТНР Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2017; № 4: 38 - 44.

5. Урянхай. Тыва дептер. Танну-Тувинская Народная республика. С.К. Шойгу. Москва: Слово, 2007; Т. 6.

6. Архивный документ из Центрального государственного архива РТ «Отдел народного образования Тувинской автономной республики» 1929 - 1962 гг. Фонд № 79, опись № 1. Докладная записка о народном просвещении ТНР. 1933. Дело № 14. 9 листов.

7. Архивный документ из Центрального государственного архива РТ «Отдел народного образования Тувинской автономной республики» 1929 - 1962 гг. Фонд № 79, опись № 1. Программы и методические указания летних школ по ликбезу. Программа ликпункта. 1933. Дело № 12. 13 листов.

8. Маады С.С. Летние школы периода Тувинской народной республики. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 50 - 52.

9. Архивный документ из Центрального государственного архива РТ «Отдел народного образования Тувинской автономной республики» 1929 - 1962 гг. Фонд № 79, опись № 1. Статотчеты и сведения пунктов ликвидации неграмотности сумонов Барлык-Аксы, Эрги-Барлык, Сут-Хол, Барун-Хемчикского, Кок-Тейского сумона и Каа-Хемского хошунов (1932 - 1933). 1933. Дело № 5. 13 листов.

References

1. Istoriya Tuvy: v 3 t. Novosibirsk: Nauka, 2007; T. II.

2. Serdobov N.A. Narodnoe obrazovanie v Tuve. Kratkij istoricheskij ocherk. Kyzyl, 1953.

3. Mongush V.Ch. Istoriya obrazovaniya v TNR. Avtoreferat dissertacii... kandidata istoricheskih nauk. Moskva, 2006.

4. Maady S.S. Pervye obrazovatel'nye zavedeniya Tuvy v period TNR. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2017; № 4: 38 - 44.

5. Uryanhaj. Tyva depter. Tannu-Tuvinskaya Narodnaya respublika. S.K. Shojgu. Moskva: Slovo, 2007; T. 6.

6. Arhivnyj dokument iz Central'nogo gosudarstvennogo arhiva RT «Otdel narodnogo obrazovaniya Tuvinskoj avtonomnoj respubliki» 1929 - 1962 gg. Fond № 79, opis' № 1. Dokladnaya zapiska o narodnom prosveschenii TNR. 1933. Delo № 14. 9 listov.

7. Arhivnyj dokument iz Central'nogo gosudarstvennogo arhiva RT «Otdel narodnogo obrazovaniya Tuvinskoj avtonomnoj respubliki» 1929 - 1962 gg. Fond № 79, opis' № 1. Programmy i metodicheskie ukazaniya letnih shkol po likbezu. Programma likpunkta. 1933. Delo № 12. 13 listov.

8. Maady S.S. Letnie shkoly perioda Tuvinskoj narodnoj respubliki. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 50 - 52.

9. Arhivnyj dokument iz Central'nogo gosudarstvennogo arhiva RT «Otdel narodnogo obrazovaniya Tuvinskoj avtonomnoj respubliki» 1929 - 1962 gg. Fond № 79, opis' № 1. Statotchety i svedeniya punktov likvidacii negramotnosti sumonov Barlyk-Aksy, 'Ergi-Barlyk, Sut-Hol, Barun-Hemchikskogo, Kok-Tejskogo sumona i Kaa-Hemskogo hoshunov (1932 - 1933). 1933. Delo № 5. 13 listov.

Статья поступила в редакцию 21.03.21

УДК 514 (075.8):81(075.8)

Proyaeva I.V., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov; senior lecturer, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Orenburg, Russia), E-mail: docentirina@mail.ru Sidelov D.I., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P Chkalov (Orenburg, Russia), E-mail: disideloff@mail.ru

DIMENSION SPACE AND VECTOR INTERPRETATION. The article is devoted to one of the most relevant concepts of modern science - the original interpretation of the concept of physical quantity as a vector in the space of dimensions. The important and invaluable role of mathematics and physics in general and its branches is confirmed by many scientific discoveries in the field of technology, science, etc. The need to study the exact values is also appreciated by the fact that 2021 is the year of science. The main method of obtaining new scientific discoveries at the present stage is the application of methods of one direction to other areas of science. The paper provides specific examples, conclusions that reflect the importance of the latter, and a visual interpretation. As for the educational process, the solution of physical problems with the help of a vector machine since school has shown its effectiveness and continues to contribute to the development of logical and spatial thinking of students, which indicates the relevance of this study and the need to study it. The presented material is used by the Orenburg State Pedagogical University in teaching future bachelors of the direction "Pedagogical Education" and allows increasing the efficiency of mastering the studied material by students. Key words: dimension of physical quantity, space of dimensions, vector, operations on vectors, acceleration, momentum.

И.В. Прояева, канд. физ.-мат. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет имени В.П. Чкалова, доц. Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Оренбургский филиал), ПГУТИ (Оренбургский филиал), г. Оренбург, E-mail: docentirina@mail.ru

Д.И. Сиделов, канд. физ.-мат. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет имени В.П. Чкалова, г. Оренбург, E-mail: disideloff@mail.ru

ПРОСТРАНСТВО РАЗМЕРНОСТЕЙ И ВЕКТОРНАЯ ТРАКТОВКА

Данная статья посвящена одному из самых актуальных понятий современной науки - оригинальной трактовке понятия физической величины как вектора в пространстве размерностей. Важная и неоценимая роль математики и физики в целомиее ответвленийподтве ржде на многими научными открытиями в области техники, науки и т.п. Необходимость изучения точных наук в настоныиметдне оцененаитем, идо0йЫ1 ездедляетея ездом ниудиы Осиоеным методом получения новых научных открытий на современном этапе является теттеиение методеи одитпе неправления ыауки к друдиы еблаетям знесой. В работе приведены конкретные примеры, выводы, отражающие важность натиодн иссмедвитниД, гроведеио ндгладныя имтepлеыптлддт, Что квеееесвя образовательного процесса, то решение физических задач с помощью векториого дссapныт,вще ыаииеед не школллых ирдквв фкетеи, ве)двзд1еает ееою эффективность и продолжает способствовать развитию логического и простраиводенцогы лlлlштleыйе девеающихое, чек длеиеив оВ лвтyФлетoпти еоиедне исследования.

Ключевые слова: размерность физической величины, пространство рампеыpнocеeй, в^1кЛ1Э|У,оп^рат|ии еву мвиыoлвыlиг ycтopeныеЫ име^ее.

В образовательном процессе при подготовке будущих бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Математика и физика» большое количество часов отводится на изучение физических дисциплин. Особенно важно овладение обучающимися педагогического университета профессиональными компетенциями, связанными с решением физических задач. В процессе изучения дисциплин, связанных с физикой, обязательно возникает необходимость решения задач с помощью векторного аппарата [1 ; 2].

Известно, что в Системе интернациональной (СИ) в качестве основных физических величин выбраны следующие семь: длина (L), время (i), масса (M),

сила тока (еу термодинамичеткая температура (7), количество вещестна (а) и сила света (7,). Каждая из этих величин имеет саою уникальную ^зме^ос^ считающуюся азничальчо¡Я таиим образом, лю6лр фикииеккря величина можеа быть, в свою очер^д,^ представлена уак р^з^трс озределеинз1х алгебраических операций над изначальными величинами. П пиведем примеры.

Велти^! тскотения a силы FF и импульса p движущейся точки измеряется в единицах:

[a^L-r2, [F] = L-r2 -M [p^Z,^1 M .

Вектор - это А-пр-влиАНый отрезок, то <^ст)> отеекок, один конец которого является начатом, - другой копцом. Для некгтрон определены киоэоцяи сло-жено1я, вл1читн1ния, умножения вектора на число, скалярное плэоизн^еедените веу-ттрсоЕЗ, претооное прюиз^едегние; Енрркктгсшррс)^, чмешапгте прспизпед^ни^ венкторсзЕЗ.

Непрстое множества Ы1, пег ино(В[)оил определенл1 опеА-цин сп<тжеиия неон тгг|нов и пнонжепия на д^йснг1зит^1:||г^1е 1^исла нлн, ныо втlпoлнyзы дли лкз(5ь1|х елемеитот + 0 и 1Ы ил множества 10° слб^дрзкониут^ о-кскдк^-ыл^и

1) Тли о-0()+С и=т л^ ^й4-1 1нИу^^н

2) 5 +0 а0 лл ,

3Т во множестве V1" существует элемент 0 (н ули-выктор) такой, что Л+ОАО+ЛАЛ,

М для ^агеднотк" клтаетеа Л ва аножестие V спщтствуыыт олб>1с^нгт| — Л татсй, что Л? + рв нн) а (Влн)+ЛЫ а 0,

5) Л ■ 1 =Л Л0 ,

6) для любых доизствителиных чисел а, Р и любого ЛЛ а боМаЗ)-,,

7) 6а -к ыи) = ыЛ + иаа,

81 ас 0ок э 0+ =е аа я а0<

вае"тся1 вешс/лыкн йтоетсанотвом. Условия X - ¡3) называются ск-сиомами векторного орнстринства.

Вaытеpнoe прхтстраистпио V ннвынaетcя а-носным везторныы псоетсан-стипм, й^сели выптлвоны! следующие !аксиомыы1^

1)) в првстеенстве V еуществует л лпитйао незапнсимык векторде,

2) любая/ система п +1 телоотоп лн/тегйно зависима. Чисгн с нанмбаеиря лазме/ннвстою пространства V.

Ыплбом вектооионо п,/)^ст|гр^с:1Нсы"Еза V накынаикня тыкая енстома лении^ос, ыотороая -)Д(н^латво|ряат трем условиям: 1) она тпoрядoчена, 2) линейно независима, 33) люОой в!С!1^о|ы простиаоства янiляe"-c5ч ^ини^С-ион^ нoмBинониeй вею^орио^ данной системые

Введес сивимеооныте пяеcтрaн9тв0 размерностей СЛ7, кажч1a-Е гз осей етога нl1'0(ЫTЕЭгl^Еlc;1ЕЕca является :г^^-aгcaлСзНой физичнcкoй Езeл:гчин^^й СИ (в! пере-чнпneнне9 |н^з(^е поржяздке). 1П этом гтocтяaнcтвe нте физическин величины будут прыдрсавлеры ее виде вЛеторов, проекуни которых на нгапрэпЕп^ленияи осей оложат ст-пенимн в олноВронпсских вь:.1г5ст>0г^ни!г1х физических величин.

Тонда творение, cилe и ^гррпуль=с; г такой ^акоенкы можно счетат) некто-рами в С-7 ч

[flЯАПТ-2гOДЯ04:,oЧl [05] = (И,-2,0,0,0,0,03; З^еАНП-ИДДОДО):

о^сзме'ним| что в рннличлых {заз-дедл^ физики нам может не пoняннPыкпcя ряд ссначал епых вчкличиын. ГГ пряме ры, на кипемотн ся п еэхяшг^и, ек кото-

ром изунаютсс видди мдхaничрэк010 дииренвы ("езк акчетез причин езгс^ в(нзннкн(-ве-ывн и изменения) дочтотечлн ессе^!"«^ двох и^нЕ^чтилигНых величин: /елыыны ()1Г н епыменн (Ы), ни динампне и статике yуeByтйcо уже геи изнaчялнныe величины: нЕлиниг (Р- вцмя (Е) и масса И4) В задачах электростатикы и электродинамики оребунтсы четчфы неличины: длина (Н), время (1) масса (1НН) р енло тока (/). ЕП молекулярной сф^нгзоЕке и теомодинамике сяк"и> величин: длина (Н), время (с), масса (Л^), теумодинамунеская те9пeрaтyрa 17) г количество вещества (л) Все приведенныт выше примеры приводят к выводу, что нтеBязaтeльнo исполизо-вати все семи изначелинех велипи н и для анализа многих задач достаточно использовать пoдпрoстрaнствa ОНН с: О7 с раз мерностию НН1 <7 [2Е. Рассмотрим неноторыо задачи д>инамики.

Полизуяси попятисмитеории эазмерностн фозических величин найти рикeнчecкyю чac)сoтy келeBепйй Мгс мaтeлaттчeткoгe ыаятнико (3!].

МaтeмaтичеызиH кноятни^ - эта явеюе тело гматерналиная точки) ггодв:^-шенное в поле тяжеснг Земли на невесомой нерастежимо0 нинки. Белом априо-

ЫИ считат)| часа частото может (ависоыы) толики от деины маятника I; усксзре-ния с^с^бидднЕ^го пaдепня на по^ессхносзтиг Земли ¡я и матпы рненлйи'о тела О ,

ГЕрничем ^авкси((иоскпн долинна вырaжетеcт прэскск[Е^1 м ^лгe|Kгггкичecк:рм Е)^Ы:Еcaжe.инlellЛ

кона.

ю аГ ■неИЕте. (г)

Еыьз1-Еа^гкм есиницы;; измерений иеличин, ^хoдяl2(и(г н сьннЕГ^нение (1), в терцинах Есектт|нов подгпсЕт;итратЕства сснзн =: {Г^,/",М1} (тапоио пoдп|нocтрaнствa дйстаточсо дл яр решения динамической задачи ) [4].

юе=(0,-1,0),

И = (1А0),

Ы = (1-22(0

\т=("(,(,"1).

дДМсЗ.пеых-г исп,п.пы.зуе(л гсн!01яст^а нгашиеио подпгкосЕоранЕ;ЕЕ^с! !-(ЕЕг-: ^юЕ^ояя ргипн^

чоск^н Bl^]^и'миг^о А , пхтднщюн и ал1"К!иИисаи^э;т1^:ое вз1|р£рк^ннс и П -ной сткнпе-нн, монет быту тпедено г пегттрп, пмнтненнтмп но пнтлт П , т.е.

Иыин.ТАыЛДИ.

В\ ^>к(МЕ\ом ;птн)|^ комовоннИ пропненне (Т) мон^ыыо п^едттопнту в *пн 3) и

То-/о- и, ^ ы ^Ен^о-не^-но0. е-<- < ]-од).

ив^ви^ыжп-и'кэ (?) пииивоини'этя :г c(гcтеме нз Етциес пханиеннй т ппеттм ропен-ттпо т|вес ггт|]1птгг^гг^о^ пегттртп в ]гептй и пропой поттнс, cтглacпющиccн т размериа-нини ысн~1ин1:^1 (ек),н!;ием^гнн и мотты (еИД.ЭЭтсн соотпеттн,вп^ЕГ физич.^-егтмп пржыноич^ [и^в^и^ва (г^^лгеиснсссЕт^й ((низичеткЕНх нелипин, пcтднр(нc в нттнннте "ы|■(aвнl^!сииs +.

< .Eе(гH:^.^-"/^ •НН-О^Оп (33^

Из тредуент ^;игвЕ1ненын сисрном1з1 тлеыг^кнЕ" í,^мепiиcпн<lнЕЕl-liЕ пынтд, птт У = о , терапти, lр^-тп]ичeтг:^н чоеттнно ГЕтлееонн-^ мотемотнпетгт го монт-ниго не зопитнЕч ост мрясы :гoлeЕC.ггкlЕLlкл^ocя м^у)^сг ннел^, и мы можем перейти в птдирттэ^иктнт н-РР1 И ВЕТо|1)с-го уретпонип г^o.п>|->гlceг^ :гочч(ТкТ:)нон1Эне(

цррМ [ долее B2йд9нныe знвaчlг!нк(:^ ттдттоплнем ^ ГЕК^и^вое ^и>ссвнe:^иe и находим ы — ■ ОинвнСгат1^л^иь1|ПЕ нги ровнон задпачи coвпilг:ы•i^^iн с сс()у>(игк(1 яяпаттныри ^!^|поыы,^ми:

^(/2 _

Принедем гетлы^тижчеткпю тр;^оттпгу толпченнтгт решеннн в птдпрт-тт;ио нтт^е -ИЭРС^.

Р^оссмотрим Э1П-|^ оыо.нч: 3(^ыЫlЦк>Пl I

гз'

гун

риис. 1. Геометрг-ч ескаи трактовка Прим^нян понигтия т(ет;ние( размернтттей, найдите гтлнпеттпт теплоты д, вы^елниоиы^^ся в пrгo-:o((г-ик^ ттпнртирлтиуем н(!0. п[)т lн;и(HНcf^)aни(Е в нем того I ы теиеплы времени п п

Прае^соннавим рошенир. зяЕЕЕнснрссее тогиукт от перечисленных параметров:

д/ГоД0^! Ититшсзуигл пoыы)^oыгtзl нз иреднщпщей задачи в иодпртсвтр^нттпе [6]. 2ы(2,—2,Яо), и0 сО^^^Окк(!) 1

К ык Тр-,^)!,!0—рр),

^ыЫ(0-1-0^0С.

ЗЗопишрем оть-о^нт^ пропненне:

^р--?;!!!?)) и, е1. (О-О-О-!)- о • (р,—и-^и-р;) к. (о-и-о-о). Припкныыем ^всеенг1\г^ праинeний длн ктчф(Днон^нтти,

ТРЕы2ы•0-|к.^•;Р-екн•(^ — рыы.О — (0 .И-ку .1 1 ыа.О + З-1-еу-0 0 = Ы•1-00•:2-Оe•0 Вторые ) четоертое уравнения приводят к выводу, что р = 1. Учитывая это, из второго уравнения получим у = 1, а из четвертого уравнения

а = 2 [7].

Итоговое решение:

Q = 12 • Я1 ■ = 12 • Я ■ / , что полностью согласуется с законом Джоуля-Ленца.

Мы убедились, что математическое моделирование пространства размерностей позволяет получать правильные выводы на основании представления о физических величинах как векторах в пространстве размерностей.

Библиографический список

1. Чертов А.Г. Физические величины (Терминология, определения, обозначения, размерности, единицы). Москва: «Высшая школа», 1990.

2. Сена Л.А. Единицы физических величин и их размерности. Available at: http://www.vixri.com/d2/Sena%20L.A%20._Edinicy%20fizicheskix%20velichin%20i%20ix%20 razmernosti,%201969.pdf

3. Кудрявцев Л.Д. Курс математического анализа: учебник для студентов университетов и вузов: в 3 т. Москва: Высшая школа, 1988; Т. 1.

4. Иродов И.Е. Задачи по общей физике. Москва: 2002.

5. Прояева И.В., Сиделов Д.И. Об использовании методов нахождения экстремумов функции в физических приложениях при подготовке бакалавров инженерного профиля. Модернизация инженерного образования: состояние, проблемы, перспективы: монография. Оренбург, 2018: 168 - 174.

6. Прояева И.В. Об организации компетентностно-ориентированного подхода самостоятельной работы бакалавров по математическим дисциплинам на технических специальностях ВО. Реализация компетентностного подхода в сфере инженерной подготовк: монография. Уфа: ООО АЭТЕРНА, 2017: 101 - 106.

7. Прояева И.В. Компетентностный подход в преподавании математических дисциплин на инженерных специальностях. Материалы I Международной очно-заочной конференции. Оренбург, ПГУТИ, 2015.

References

1. Chertov A.G. Fizicheskie velichiny (Terminologiya, opredeleniya, oboznacheniya, razmernosti, edinicy). Moskva: «Vysshaya shkola», 1990.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Sena L.A. Edinicy fizicheskih velichin iih razmernosti. Available at: http://www.vixri.com/d2/Sena%20L.A%20._Edinicy%20^¡zicheskix%20velichin%20i%20ix%20razmernosti,%20 1969.pdf

3. Kudryavcev L.D. Kurs matematicheskogo analiza: uchebnik dlya studentov universitetov i vuzov: v 3 t. Moskva: Vysshaya shkola, 1988; T. 1.

4. Irodov I.E. Zadachipo obschej fizike. Moskva: 2002.

5. Proyaeva I.V., Sidelov D.I. Ob ispol'zovanii metodov nahozhdeniya 'ekstremumov funkcii v fizicheskih prilozheniyah pri podgotovke bakalavrov inzhenernogo profilya. Modernizaciya inzhenernogo obrazovaniya: sostoyanie, problemy, perspektivy: monografiya. Orenburg, 2018: 168 - 174.

6. Proyaeva I.V. Ob organizacii kompetentnostno-orientirovannogo podhoda samostoyatel'noj raboty bakalavrov po matematicheskim disciplinam na tehnicheskih special'nostyah VO. Realizaciya kompetentnostnogo podhoda v sfere inzhenernojpodgotovk: monografiya. Ufa: 0OO A'ETERNA, 2017: 101 - 106.

7. Proyaeva I.V. Kompetentnostnyj podhod v prepodavanii matematicheskih disciplin na inzhenernyh special'nostyah. Materialy I Mezhdunarodnoj ochno-zaochnoj konferencii. Orenburg, PGUTI, 2015.

Статья поступила в редакцию 23.03.21

УДК 372.878

Randell Yu.S, postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia, Institute of Music, Theatre and Choreography (St. Petersburg, Russia),

E-mail: gorbunovajulia1@gmail.com

EMOTIONALLY-ORIENTED APPROACH TO UNDERSTANDING OF THE MUSICAL CONTENT IN THE PEDAGOGICAL PROCESS. The article reveals the essence of the emotionally-oriented approach to understanding of the musical content in the pedagogical process. The approach developed by the author is based, on the one hand, on the idea of the emotional basis of musical art, and on the other hand, on the search for "personal meaning", reflecting the inner soul of the participants of the educational process. The author substantiates the idea of the relationship between music and emotions, traces the formation of this idea in historical retrospect, and pays special attention to the concept of emotion as a psychological category. A pedagogical method that implements an emotionally-oriented approach, which includes five stages of work, is considered in detail. At each stage, a new level of interpretation of a musical work is formed, where each subsequent interpretation determines the transition to a deeper level of understanding of the musical content. In conclusion, the pedagogical and health-saving potential of the emotionally-oriented approach is revealed.

Key words: emotionally-oriented approach, musical content, pedagogical process, personal meaning, emotions, interpretation, health-saving educational technologies.

Ю.С. Рэнделл, аспирант, ФГОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена», Институт музыки,

театра и хореографии, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunovajulia1@gmail.com

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПОСТИЖЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

В настоящей статье раскрыта сущность эмоционально-ориентированного подхода к постижению музыкального содержания в педагогическом процессе. Разработанный автором подход базируется, с одной стороны, на идее эмоционального начала, которое заложено в природе музыкального искусства, а с другой, на поиске личностного смысла, отражающего внутренний мир участников образовательного процесса. Обосновывается мысль о взаимосвязи музыки и эмоций, прослеживается становление данной идеи в исторической ретроспективе, особое внимание уделено понятию «эмоция» как психологической категории. Подробно рассматривается педагогический метод, реализующий эмоционально-ориентированный подход, который включает пять этапов работы. На каждом этапе формируется новый уровень интерпретации музыкального произведения, где каждая последующая интерпретация определяет переход на более глубокий уровень постижения музыкального содержания. В заключение выявляется педагогический и здоровьесберегающий потенциал эмоционально-ориентированного подхода.

Ключевые слова: эмоционально-ориентированный подход, музыкальное содержание, педагогический процесс, личностный смысл, эмоции, интерпретация, здоровьесберегающие образовательные технологии.

Постижение музыкального содержания - сложный психический, интеллектуально и эмоционально обостренный процесс, направленный на поиск авторской идеи, раскрытие художественно-смысловой стороны произведения. Данной проблематике уделено немало внимания исследователей, однако практически не обоснован педагогический подход, ориентированный непосредственно на эмоции учеников, их внутренний мир, полный индивидуальных переживаний и чувств.

Обычно в методиках музыкального воспитания, нацеленных на восприятие и понимание музыки, дается множество рекомендаций, как раскрывать детям музыкальное содержание, каким образом обнажить чувства, выраженные музыкальным языком. Такой подход мало способствует самостоятельному поиску и постижению музыкального смысла, а лишь дает «готовый рецепт», который, в свою очередь, является субъективным. Сможет ли ребенок с его собственным эмоциональным миром прочувствовать этот «готовый рецепт» или такой подход может невольно подавить индивидуальное восприятие и переживание музыки и в

конечном итоге снизить действие воображения? Неслучайно в музыкальном образовании острое значение приобретают вопросы формирования интереса к музыкальному искусству. Е.М. Акишина сообщает: «Опросив 38 тысяч российских учащихся», мы выяснили, что 73% опрошенных недовольны содержанием уроков музыки, <...> 58% школьников отметили, что эти знания и навыки не пригодятся в жизни, а 32% опрошенных сказали, что им скучно» [1, с. 30].

Ориентация на внутренний мир ребенка, его собственную смысловую значимость, с одной стороны, позволит существенно повысить мотивацию к музыкальной деятельности, а с другой - содержит глубокий педагогический потенциал, раскрывающий широкие возможности для воспитания творческого слушателя, способного самостоятельно постигать музыкальное содержание. Кроме того, в развороте музыкально-образовательного процесса непосредственно к личности ученика кроется ресурс здоровьесбережения, который можно направить на гармонизацию психоэмоционального состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.