Научная статья на тему 'ПУНКТЫ ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ В ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ПУНКТЫ ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ В ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пункты по ликвидации неграмотности / Тувинская народная республика / перепись грамотных / трехмесячный курс / коренной язык / арифметика / политурок / методические указания / station for elimination of illiteracy / Tuva People’s Republic / census of literate / three-month course / indigenous language / arithmetic / political education / methodological instructions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.С. Маады

В статье автором рассматриваются вопросы, связанные с ликвидацией неграмотности в Тувинской народной республике (ТНР) в 30-е годы ХХ столетия. На основе архивных материалов Центрального государственного архива Республики Тыва автор выявил, какие задачи стояли перед педагогами, какие дисциплины были обязательными для изучения, на протяжении какого времени учили и кого учили. Автор делает вывод о том, что первые пункты по ликвидации неграмотности сыграли большую роль в деле обучения грамоте местного населения от 16 до 40 лет. Учителя помогали обучающимся не только освоить основы грамоты (читать, писать и считать), но вели большую просветительскую работу на политуроках, которым в первый месяц отводились по 2 часа, а последующие месяцы – по 4 часа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATIONS FOR THE ELIMINATION OF ILLITERACY IN THE TUVA PEOPLE’S REPUBLIC

In the article, the author examines the issues related to the elimination of illiteracy in the Tuva People’s Republic (TNR) in the 30s of the twentieth century, using the example of stations for the elimination of illiteracy. On the basis of archival materials from the Central State Archives of the Republic of Tuva, the author studies what tasks they faced, what disciplines were compulsory for study, for how long the stations taught and whom they taught. The author concludes that the first stations for the elimination of illiteracy played a large role in teaching literacy to the local population from 16 to 40 years old. The teachers helped the students not only to master the basics of literacy (read, write and count), but carried out a great educational work in political classes, which were 2 hours in the first month and 4 hours in the following months of the studies.

Текст научной работы на тему «ПУНКТЫ ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ В ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

Библиографический список

1. Андреев В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости. Казань: Центр инновационных технологий, 2015.

2. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Учебное пособие. Казань, 1994.

3. Король А.Д., Хуторской А.В., Белокоз Е.И. Эвристический практикум по педагогике: учебно-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2014.

4. Кулюткин Ю.К. Эвристические методы в структуре решений. Москва: Педагогика, 1970.

5. Соколов В.Н. Педагогическая эвристика: Введение в теорию и методику эвристической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Аспект Пресс, 1995.

6. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. Научное издание. Москва: Международная педагогическая академия, 1998.

7. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. Москва: Издательство МГУ, 2003.

8. Выготский Л.С. Психология искусства. Москва: Издательство Юрайт, 2019.

9. Лагоха А.С. Метод проектов как основа моделирования бизнес-процессов. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2017; № 4 (33): 16 - 18.

10. Лагоха А.С. Методические вопросы междисциплинарного развития компетенций на стыке проектной, производственно-технологической и аналитической видов деятельности студента. Мир науки, культуры, образования. 2015; № 5 (54): 72 - 73.

11. Стародубцев В.А., Минин М.Г, Костюкова Т.А., Веряев А.А. Проблемно-ориентированное и проектно-организованное обучение в образовательной деятельности. Томск: Издательский Дом томского государственного университета, 2017.

References

1. Andreev V.I. Pedagogicheskaya 'evristika dlya tvorcheskogo samorazvitiya mnogomernogo myshleniya i mudrosti. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2015.

2. Andreev V.I. 'Evristika dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Uchebnoe posobie. Kazan', 1994.

3. Korol' A.D., Hutorskoj A.V., Belokoz E.I. 'Evristicheskij praktikum po pedagogike: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po pedagogicheskim special'nostyam. Grodno: GrGU im. Ya. Kupaly, 2014.

4. Kulyutkin Yu.K. 'Evristicheskie metody v strukture reshenij. Moskva: Pedagogika, 1970.

5. Sokolov V.N. Pedagogicheskaya 'evristika: Vvedenie v teoriyu i metodiku 'evristicheskoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Aspekt Press, 1995.

6. Hutorskoj A.V. 'Evristicheskoe obuchenie: teoriya, metodologiya, prakiika. Nauchnoe izdanie. Moskva: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 1998.

7. Hutorskoj A.V. Didakticheskaya 'evristika: Teoriya i tehnologiya kreativnogo obucheniya. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 2003.

8. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2019.

9. Lagoha A.S. Metod proektov kak osnova modelirovaniya biznes-processov. Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017; № 4 (33): 16 - 18.

10. Lagoha A.S. Metodicheskie voprosy mezhdisciplinarnogo razvitiya kompetencij na styke proektnoj, proizvodstvenno-tehnologicheskoj i analiticheskoj vidov deyatel'nosti studenta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; № 5 (54): 72 - 73.

11. Starodubcev V.A., Minin M.G., Kostyukova T.A., Veryaev A.A. Problemno-orientirovannoe i proektno-organizovannoe obuchenie v obrazovatel'noj deyatel'nosti. Tomsk: Izdatel'skij Dom tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017.

Статья поступила в редакцию 29.03.21

УДК 373.1:93/94 (571.52)

Maady S.S., postgraduate, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: maady1981@mail.ru

STATIONS FOR THE ELIMINATION OF ILLITERACY IN THE TUVA PEOPLE'S REPUBLIC. In the article, the author examines the issues related to the elimination of illiteracy in the Tuva People's Republic (TNR) in the 30s of the twentieth century, using the example of stations for the elimination of illiteracy. On the basis of archival materials from the Central State Archives of the Republic of Tuva, the author studies what tasks they faced, what disciplines were compulsory for study, for how long the stations taught and whom they taught. The author concludes that the first stations for the elimination of illiteracy played a large role in teaching literacy to the local population from 16 to 40 years old. The teachers helped the students not only to master the basics of literacy (read, write and count), but carried out a great educational work in political classes, which were 2 hours in the first month and 4 hours in the following months of the studies.

Key words: station for elimination of illiteracy, Tuva People's Republic, census of literate, three-month course, indigenous language, arithmetic, political education, methodological instructions.

С.С. Маады, аспирант, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: maady1981@mail.ru

ПУНКТЫ ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ В ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В статье автором рассматриваются вопросы, связанные с ликвидацией неграмотности в Тувинской народной республике (ТНР) в 30-е годы ХХ столетия. На основе архивных материалов Центрального государственного архива Республики Тыва автор выявил, какие задачи стояли перед педагогами, какие дисциплины были обязательными для изучения, на протяжении какого времени учили и кого учили. Автор делает вывод о том, что первые пункты по ликвидации неграмотности сыграли большую роль в деле обучения грамоте местного населения от 16 до 40 лет Учителя помогали обучающимся не только освоить основы грамоты (читать, писать и считать), но вели большую просветительскую работу на политуроках, которым в первый месяц отводились по 2 часа, а последующие месяцы - по 4 часа.

Ключевые слова: пункты по ликвидации неграмотности, Тувинская народная республика, перепись грамотных, трехмесячный курс, коренной язык, арифметика, политурок, методические указания.

Решение вопроса об обучении взрослого населения грамоте было одной из первоочередных задач руководства Тувинской народной республики (ТНР), которая приобрела статус самостоятельного государственного преобразования в августе 1921 года [1, с. 126]. Но экономические (бюджет молодого государства еще не располагал необходимыми финансовыми средствами) и политические проблемы не позволяли сразу массово открыть светские школы. Поэтому данный вопрос решался различными способами: монастырские школы (хурээ), летние школы (чайлаг школалары), школы приходящего ученичества, школы-интернаты, советские школы - в Кызыле и Туране с детьми советских граждан, где учились и местные дети, индивидуальные занятия, кружки для взрослых, штатные ликпун-кты (кружки по обучению грамоте), созданные решением Министерства культуры ТНР [2, с. 21].

Вопрос об организации работы пунктов по ликвидации неграмотности (ликпункт) в ТНР отдельно никем не исследовался, а в работах, посвященных проблемам становления и развития начальной тувинской школы, авторы всколь-

зь упоминают о них [1 - 5], поэтому данный вопрос до сих пор остается актуальным и требует более глубокого изучения.

Исходя из вышеизложенного, автор определил следующую цель - на основе архивных материалов изучить вопрос об организации работы пунктов по ликвидации неграмотности в ТНР Для решения данной цели были выдвинуты следующие задачи:

- изучить архивные материалы из Центрального государственного архива Республики Тыва;

- определить роль ликпунктов в обучении аратов грамоте;

- уточнить, была ли учебная программа по ликвидации неграмотности;

- выявить, какие дисциплины были обязательными для изучения;

- уточнить, какие требования предъявлялись к знаниям, умениям и навыкам обучающихся в ликпунктах;

- выяснить, кого и на протяжении какого времени учили в ликпунктах;

- определить, сколько часов отводилось на изучение предметов и на весь период обучения;

- выяснить, как определяли уровень грамотности.

Летом 1933 года в Тувинской народной республике среди населения от 8 до 40 лет впервые проводилась перепись по выявлению лиц, владеющих навыками письма, чтения и счета. При этом были определены следующие требования к уровню знаний [6, с. 6]:

1. Неграмотный: а) не умеет ни читать, ни писать;

б) умеет читать (не более 5 слов в минуту), но не знает письма;

в) умеет читать и писать, но не знает счета.

2. Малограмотный: тот, кто читает от 5 до 15 слов в минуту, умеет писать от 5 до 10 слов в минуту и знает счет до 100;

3. Грамотный: тот, кто превышает по всем показателям (чтению, письму и счету) нормы малограмотного.

Результаты были подведены только по трем кожуунам (районам), остальные не представили материалы своевременно. По данным переписи лиц 2-й и 3-й категорий насчитывалось в Бий-Хемском районе - 65,5%, Улуг-Хемском -41% и Каа-Хемском - 36%. Эти первые успехи были достигнуты и благодаря организации ликпунктов в сумонах (населенных пунктах).

Пункты по ликвидации неграмотности в своей работе преследовали следующую цель: в течение 3-х месяцев обучить аратов от 16 до 40 лет основам грамоты (читать, писать и считать), а также подготовить политически грамотных граждан, которые будут активно участвовать в жизни молодой республики.

В соответствии с программой по ликвидации безграмотности 4 дня недели считались учебными. В день проводили по 4 урока, между 1 и 2 уроками был пятиминутный перерыв, после 2-го урока - большая перемена, затем проводили 3 и 4 уроки с пятиминутным перерывом.

Главной проблемой было - отсутствие постоянного помещения для занятий, поэтому учителю приходилось каждый раз решать и этот вопрос. На весь период обучения отводилось 192 часа, которые были распределены следующим образом [7, с. 8]:

Ундезин дыл, буквально «коренной язык», т.е. тувинский язык = Букварь

Месяцы учебы в ликпункте Часы в неделю Часы в месяц

1-й месяц 8 часов 32 часа

2-ой месяц 6 часов 24 часа

3-й месяц 6 часов 24 часа

Итого 80 часов

Арифметика (сан)

1-й месяц 6 часов 24 часа

2-ой месяц 6 часов 24 часа

3-й месяц 6 часов 24 часа

Итого 72 часа

Политурок(полит кичээл)

1-й месяц 2 часа 8 часов

2-ой месяц 4 часа 16 часов

3-й месяц 4 часа 16 часов

Итого 40 часов

Всего за 3 месяца 192 часа

Основные требования к знаниям и умениям обучающегося по первой дисциплине «Коренной язык» (Ундезин дыл) = «Букварь», проучившегося в течение 3-х месяцев в литпункте, ничем не отличаются от требований к ученику, который учился в летней школе [8, с. 50], т.е. и там, и здесь готовили по одной и той же программе.

В первый месяц обучающийся должен был освоить все буквы алфавита на основе латинской графики. В конце месяца он должен был овладеть навыками аналитического чтения - чтения по слогам - и навыками каллиграфии, писать фразы, отвечать на вопросы по содержанию текста. И в итоге трехмесячного обучения в ликпункте ученики должны были овладеть навыками синтетического чтения, т.е. чтения целыми словами, задавать и отвечать на вопросы, освоить основные правила правописания, самостоятельно составить текст личного документа, например, заявления [8, с. 51].

Один из критериев грамотного человека - умение считать. По требованиям примерной программы обучения арифметике в первый месяц учебы ученики ликпункта должны были освоить следующие знания, умения и навыки:

1. Научиться считать до 100.

2. Научиться писать цифры до 100.

3. Научиться навыкам сложения и вычитания в пределах 20.

4. Познакомиться с понятиями времени: секунда, минута, час и монеты.

Во второй месяц учебы учитель ликпункта должен вооружить обучающихся

следующими знаниями, умениями и навыками по арифметике:

1. Знакомство с количественными и порядковыми числительными до 1000.

2. Повторение навыков сложения и вычитания в пределах 20, навыки деления.

3. Навыки сложения и вычитания в пределах 100.

4. Знакомство с понятиями измерения длины: сантиметр, метр, километр.

В третий месяц учебы ученик ликпункта должен освоить следующие знания:

1. Количественные и порядковые числительные до 100 000.

2. Повторение таблицы (сложение и вычитание).

3. Порядок составления простых числительных в пределах 1000.

4. Знакомство с понятиями веса: грамм, килограмм, тонна [7, с. 11].

В связи с отсутствием учебников и учебно-методических пособий учитель ликпункта руководствовался общими методическими указаниями (эрецгей ай-тыышкыннар), которые были составлены работниками Отдела народного образования при Министерстве культуры:

а) составить четкий помесячный календарно-тематический план;

б) учебные материалы объяснять, связывая с ежедневным практическим опытом обучающихся;

в) ежедневно проверять выполнение домашних заданий;

г) с целью активизации учащихся и сознательного усвоения ими учебного материала использовать активные методы обучения;

д) организовать учебную работу так, чтобы за короткое время урока добиться значительных успехов;

д) для организации самоуправления обучающихся из числа учеников выбрать старосту, который будет ежедневно отмечать присутствующих и отсутствующих, раздавать учебные принадлежности, готовить помещение к уроку;

е) широко использовать метод беседы [7, с. 12].

А также были общие указания, связанные с организацией урока:

- на вводную часть урока (постановка цели и задач, повторение) - 5 - 10

мин.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обобщение, закрепление и подведение итогов - 10 - 15 мин.;

- для качественного проведения уроков заранее подготовить иллюстративный материал: рисунки, плакаты, таблицы и т.д. (илюстрас (чурук) материал);

- ученик по каждому предмету должен иметь отдельную тетрадь;

- ежедневно отмечать в своей тетради успехи ученика и при этом учитывать его участие в общественных делах [7, с. 13].

На политуроках учителя вели разъяснительно-просветительскую работу: читали статьи из газет, знакомили обучающихся с нововведениями из жизни аратов, учили слова песен и т.д. А во внеурочное время организовывали озеленение улиц в сумоне, побелку домов, чтение газет аратам, постановку сценариев агитационного характера с учениками и пр.

Как видим, это были ускоренные курсы, и перед учителем стояли невыполнимые задачи, но, по воспоминаниям очевидцев того времени, у аратов было большое желание и тяга к знаниям [2, с. 21]. Они были вдохновлены событиями, которые происходили в жизни кочевого народа:

- провозглашение тувинского государства;

- равноправие аратов с бывшими хозяевами - баями, ноянами;

- освоение новых профессий, связанных с развитием транспорта, земледелия, строительства, торговли, промышленности и т.д.;

- появление общественных организаций (профсоюз, ревсомол, женсовет и т.д.), вокруг которых сгруппировались активные араты и т.д.

Одним словом, в жизни кочевого народа происходили большие социально-экономические изменения. И все осознавали, что неграмотному человеку сложно идти в ногу с новым временем.

В начале 30-х годов ХХ столетия во всех сумонах были организованы курсы ликпунктов, хотя были определенные трудности, в первую очередь связанные с нехваткой учителей. Из служебной записки в Министерство культуры ТНР учителя Араптан можно заключить, что он, приехав в сумон Барлык-Аксы 28 декабря 1932 года, организовал работу ликпунктов в трех местах, и в них учились 73 человека. Он отметил, что ученики, несмотря на отсутствие постоянного помещения для учебы, учатся старательно, с интересом [9, с. 4], т.е. существующие трудности преодолевались благодаря тяге народа к знаниям, желанию активно участвовать в жизни молодой республики.

Таким образом, несмотря на отсутствие школьных учебников, методических пособий и постоянного помещения для учебы, нехватку школьных принадлежностей, ликпункты внесли большой вклад в главное дело молодой республики -ликвидацию неграмотности среди местного населения от 16 до 40 лет. В течение трех месяцев в них проводились занятия по двум основным предметам: коренной язык (ундезин дыл) = букварь и арифметика (сан), а также политуроки (полит-кичээл). Учили, руководствуясь примерной учебной программой по ликвидации неграмотности и общими методическими указаниями (эрецгей айтыышкыннар), которые были составлены работниками отдела народного образования при Министерстве культуры.

Таким образом, если в летних школах (чайлаг школалары) занятия начинались в летнее время, то в ликпунктах занятия организовывались в основном в зимнее время. По завершении учебы обучающиеся овладевали навыками чтения, письма, счета: сложения, вычитания, деления, знакомились с интернациональными понятиями измерения, времени и веса. А на специальном занятии -политуроке - учителя вели разъяснительно-просветительскую работу среди обучающихся, а во внеурочное время -среди местного населения.

Библиографический список

1. История Тувы: в 3 т. Новосибирск: Наука, 2007; Т. II.

2. Сердобов Н.А. Народное образование в Туве. Краткий исторический очерк. Кызыл, 1953.

3. Монгуш В.Ч. История образования в ТНР. Автореферат диссертации ... кандидата исторических наук. Москва, 2006.

4. Маады С.С. Первые образовательные заведения Тувы в период ТНР Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2017; № 4: 38 - 44.

5. Урянхай. Тыва дептер. Танну-Тувинская Народная республика. С.К. Шойгу. Москва: Слово, 2007; Т. 6.

6. Архивный документ из Центрального государственного архива РТ «Отдел народного образования Тувинской автономной республики» 1929 - 1962 гг. Фонд № 79, опись № 1. Докладная записка о народном просвещении ТНР. 1933. Дело № 14. 9 листов.

7. Архивный документ из Центрального государственного архива РТ «Отдел народного образования Тувинской автономной республики» 1929 - 1962 гг. Фонд № 79, опись № 1. Программы и методические указания летних школ по ликбезу. Программа ликпункта. 1933. Дело № 12. 13 листов.

8. Маады С.С. Летние школы периода Тувинской народной республики. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 3 (76): 50 - 52.

9. Архивный документ из Центрального государственного архива РТ «Отдел народного образования Тувинской автономной республики» 1929 - 1962 гг. Фонд № 79, опись № 1. Статотчеты и сведения пунктов ликвидации неграмотности сумонов Барлык-Аксы, Эрги-Барлык, Сут-Хол, Барун-Хемчикского, Кок-Тейского сумона и Каа-Хемского хошунов (1932 - 1933). 1933. Дело № 5. 13 листов.

References

1. Istoriya Tuvy: v 3 t. Novosibirsk: Nauka, 2007; T. II.

2. Serdobov N.A. Narodnoe obrazovanie v Tuve. Kratkij istoricheskij ocherk. Kyzyl, 1953.

3. Mongush V.Ch. Istoriya obrazovaniya v TNR. Avtoreferat dissertacii... kandidata istoricheskih nauk. Moskva, 2006.

4. Maady S.S. Pervye obrazovatel'nye zavedeniya Tuvy v period TNR. Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2017; № 4: 38 - 44.

5. Uryanhaj. Tyva depter. Tannu-Tuvinskaya Narodnaya respublika. S.K. Shojgu. Moskva: Slovo, 2007; T. 6.

6. Arhivnyj dokument iz Central'nogo gosudarstvennogo arhiva RT «Otdel narodnogo obrazovaniya Tuvinskoj avtonomnoj respubliki» 1929 - 1962 gg. Fond № 79, opis' № 1. Dokladnaya zapiska o narodnom prosveschenii TNR. 1933. Delo № 14. 9 listov.

7. Arhivnyj dokument iz Central'nogo gosudarstvennogo arhiva RT «Otdel narodnogo obrazovaniya Tuvinskoj avtonomnoj respubliki» 1929 - 1962 gg. Fond № 79, opis' № 1. Programmy i metodicheskie ukazaniya letnih shkol po likbezu. Programma likpunkta. 1933. Delo № 12. 13 listov.

8. Maady S.S. Letnie shkoly perioda Tuvinskoj narodnoj respubliki. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 3 (76): 50 - 52.

9. Arhivnyj dokument iz Central'nogo gosudarstvennogo arhiva RT «Otdel narodnogo obrazovaniya Tuvinskoj avtonomnoj respubliki» 1929 - 1962 gg. Fond № 79, opis' № 1. Statotchety i svedeniya punktov likvidacii negramotnosti sumonov Barlyk-Aksy, 'Ergi-Barlyk Sut-Hol, Barun-Hemchikskogo, Kok-Tejskogo sumona i Kaa-Hemskogo hoshunov (1932 - 1933). 1933. Delo № 5. 13 listov.

Статья поступила в редакцию 21.03.21

УДК 514 (075.8):81(075.8)

Proyaeva I.V., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov; senior lecturer, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Orenburg, Russia), E-mail: docentirina@mail.ru Sidelov D.I., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov (Orenburg, Russia), E-mail: disideloff@mail.ru

DIMENSION SPACE AND VECTOR INTERPRETATION. The article is devoted to one of the most relevant concepts of modern science - the original interpretation of the concept of physical quantity as a vector in the space of dimensions. The important and invaluable role of mathematics and physics in general and its branches is confirmed by many scientific discoveries in the field of technology, science, etc. The need to study the exact values is also appreciated by the fact that 2021 is the year of science. The main method of obtaining new scientific discoveries at the present stage is the application of methods of one direction to other areas of science. The paper provides specific examples, conclusions that reflect the importance of the latter, and a visual interpretation. As for the educational process, the solution of physical problems with the help of a vector machine since school has shown its effectiveness and continues to contribute to the development of logical and spatial thinking of students, which indicates the relevance of this study and the need to study it. The presented material is used by the Orenburg State Pedagogical University in teaching future bachelors of the direction "Pedagogical Education" and allows increasing the efficiency of mastering the studied material by students. Key words: dimension of physical quantity, space of dimensions, vector, operations on vectors, acceleration, momentum.

И.В. Прояева, канд. физ.-мат. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет имени В.П. Чкалова, доц. Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Оренбургский филиал), ПГУТИ (Оренбургский филиал), г. Оренбург, E-mail: docentirina@mail.ru

Д.И. Сиделов, канд. физ.-мат. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет имени В.П. Чкалова, г. Оренбург, E-mail: disideloff@mail.ru

ПРОСТРАНСТВО РАЗМЕРНОСТЕЙ И ВЕКТОРНАЯ ТРАКТОВКА

Данная статья посвящена одному из самых актуальных понятий современной науки - оригинальной трактовке понятия физической величины как вектора в пространстве размерностей. Важная и неоценимая роль математики и физики в целомиее отвегвленийподтве ржде на многими научными открытиями в области техники, науки и т.п. Необходимость изучения точных наук в настоныиметдне оцененаитем, идо0йЫ1 ездедляетея ездом ниудиы Осиоеным методом получения новых научных открытий на современном этапе является тетмеиение методеи одитпе неправления ыауки к друдиы еблаетям знесой. В работе приведены конкретные примеры, выводы, отражающие важность натиодн иссмедвимниД, гроведеио ндгладныя имтepлеыптлддт, Что квеееесвя образовательного процесса, то решение физических задач с помощью векториого дссapныт,вще ыаииеед не школллых ирдквв фкетеи, ве)двзд1еает ееою эффективность и продолжает способствовать развитию логического и простраиводенцогы лlлlштleыйе девеающихое, чек длеиеив оВ лвтyФлетoпти еоиедне исследования.

Ключевые слова: размерность физической величины, пространство рампеыpнocеeй, в^1кЛ1Э|У,о[1^рат|ии еву мвиыoлвыlиг ycтopeныеЫ именье.

В образовательном процессе при подготовке будущих бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Математика и физика» большое количество часов отводится на изучение физических дисциплин. Особенно важно овладение обучающимися педагогического университета профессиональными компетенциями, связанными с решением физических задач. В процессе изучения дисциплин, связанных с физикой, обязательно возникает необходимость решения задач с помощью векторного аппарата [1 ; 2].

Известно, что в Системе интернациональной (СИ) в качестве основных физических величин выбраны следующие семь: длина (L), время (i), масса (M),

сила тока (еу термодинамичеткая температура (7), количество вещестна (а) и сила света (7,). Каждая из этих величин имеет саою уникальную ^зме^ос^ считающуюся азничальчо¡Я таиим образом, лю6лр фикииеккря величина можеа быть, в свою очер^д,^ представлена уак р^з^трс озределеинз1х алгебраических операций над изначальными величинами. П пиведем примеры.

Велти^! тскотения a силы FF и импульса p движущейся точки измеряется в единицах:

[a^L-r2, [F] = L-r2 -M [p^Z,^1 M .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.