Научная статья на тему 'СУМОННЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ В ПЕРИОД ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

СУМОННЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ В ПЕРИОД ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тувинская народная республика / тип школы / сумонные школы-интернаты / ликвидация неграмотности / двухгодичный курс / учебники / букварь / всеобщее обучение / Tuva people’s republic / type of school / summon boarding schools / elimination of illiteracy / two-year course / textbooks / primer / general education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С.С. Маады

В данной статье автором рассматриваются вопросы, связанные с историей становления и развития начальной тувинской школы в Тувинской народной республике (ТНР) в 30-е годы ХХ столетия, на примере сумонных школ-интернатов. На основе архивных материалов и работ других исследователей автор изучил историю создания сумонных школ-интернатов в ТНР, уточнил, какие задачи стояли перед ними, на основе каких учебников учились дети и кто были их первыми составителями. Автор делает вывод о том, что в условиях кочевого образа жизни тувинцев сумонные школы-интернаты сыграли большую роль не только в ликвидации неграмотности детей аратов, но были единственной возможностью для получения ими начального образования. Учителя вели большую просветительскую работу среди аратского населения для сохранения контингента учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUMONN BOARDING SCHOOLS DURING THE PERIOD OF THE TUVINIAN PEOPLE’S REPUBLIC

In the article, the author examines issues related to the history of the formation and development of an elementary Tuvan school in the Tuvan People’s Republic (TNR) in the 30s of the twentieth century, using the example of summon boarding schools. On the basis of archival materials and the works of other researchers, the author studies the history of the creation of summon boarding schools in the TNR, clarifies what tasks they faced, on the basis of which textbooks the children studied, who the compilers of the first textbooks were. The author concludes that in conditions of the nomadic lifestyle of Tuvans, summon boarding schools played a great role not only in eliminating the illiteracy of Arat children, but were the only opportunity for them to receive primary education. And the teachers carried out a great educational work among the Arat population to preserve the contingent of students.

Текст научной работы на тему «СУМОННЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ В ПЕРИОД ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

2. Barsukova M.I., Rempel' E.A. Realizaciya rechevyh taktik utesheniya, sochuvstviya i podderzhki v professional'noj kommunikacii vracha. Medicinskij diskurs: voprosy teorii i praktiki: materialy 6-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj i obrazovatel'noj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 2018: 7 - 12.

3. Shestak N.V., Krutij I.A. Nastavnichestvo v aspekte nepreryvnogo professional'nogo razvitiya vracha. Pedagogika professional'nogo medicinskogo obrazovaniya. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyj zhurnal. 2019.

4. Dostoevskij F.M. Igrok. Moskva. 2011.

5. Hol'cner A. Vechnyj front. Berlin: «Nordland-Ferlag», 1925.

6. Organizaciya nastavnichestva v medicinskih organizaciyah Moskovskoj oblasti. Medicinskaya statistika i orgmetodrabota v uchrezhdeniyah zdravoohraneniya. 'Elektronnyj zhurnal. 2019.

7. Rougemont D. de. An Essay on the Diabolic in Modern Society. New York. 1956.

Статья поступила в редакцию 06.03.21

УДК 373.1: 93/94 (571.52)

Maady S.S., postgraduate, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: maady1981@mail.ru

SUMONN BOARDING SCHOOLS DURING THE PERIOD OF THE TUVINIAN PEOPLE'S REPUBLIC. In the article, the author examines issues related to the history of the formation and development of an elementary Tuvan school in the Tuvan People's Republic (TNR) in the 30s of the twentieth century, using the example of summon boarding schools. On the basis of archival materials and the works of other researchers, the author studies the history of the creation of summon boarding schools in the TNR, clarifies what tasks they faced, on the basis of which textbooks the children studied, who the compilers of the first textbooks were. The author concludes that in conditions of the nomadic lifestyle of Tuvans, summon boarding schools played a great role not only in eliminating the illiteracy of Arat children, but were the only opportunity for them to receive primary education. And the teachers carried out a great educational work among the Arat population to preserve the contingent of students.

Key words: Tuva people's republic, type of school, summon boarding schools, elimination of illiteracy, two-year course, textbooks, primer, general education.

С.С. Маады, аспирант, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: maady1981@mail.ru

СУМОННЫЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ В ПЕРИОД ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

В данной статье автором рассматриваются вопросы, связанные с историей становления и развития начальной тувинской школы в Тувинской народной республике (ТНР) в 30-е годы ХХ столетия, на примере сумонных школ-интернатов. На основе архивных материалов и работ других исследователей автор изучил историю создания сумонных школ-интернатов в ТНР, уточнил, какие задачи стояли перед ними, на основе каких учебников учились дети и кто были их первыми составителями. Автор делает вывод о том, что в условиях кочевого образа жизни тувинцев сумонные школы-интернаты сыграли большую роль не только в ликвидации неграмотности детей аратов, но были единственной возможностью для получения ими начального образования. Учителя вели большую просветительскую работу среди аратского населения для сохранения контингента учащихся.

Ключевые слова: Тувинская народная республика, тип школы, сумонные школы-интернаты, ликвидация неграмотности, двухгодичный курс, учебники, букварь, всеобщее обучение.

История становления народного образования, развитие системы образования, формирование педагогических кадров, открытие начальной тувинской школы и других типов школ в период Тувинской народной республики был предметом исследования многих авторов: Н.А. Сердобова [1]; одного из первых этнопедаго-гов Тувы, канд. пед. наук, доцента К.Б. Салчак и его соратницы канд. пед. наук, доцента Л.П. Салчак; канд. ист. наук [2], доцента В.Ч. Монгуш [3] и др. Тем не менее данные проблемы не получили должного исследования до сих пор, нет работ монографического характера, в которых более четко и глубоко были бы проанализированы следующие вопросы: по каким учебным планам учили в разных типах школ в период ТНР; какие дисциплины были обязательными в первые годы обучения; были ли учебники или практические пособия, по которым учили детей; на каких принципах базировалась система народного просвещения в ТНР; как решался кадровый вопрос и т.д.

Основная цель данной статьи - на основе изданных работ и архивных материалов попытаться проанализировать вопрос, связанный с открытием сумонн-ных школ-интернатов в период ТНР

В 1921 году перед молодой народной республикой стояли важные задачи государственной политики в области образования: определить основные цели и задачи, заложить основы образования, разработать систему мер по открытию начальной школы и т.д. Огромному желанию ликвидировать безграмотность народа, открыть для него путь к просвещению препятствовало многое: не было ни своей письменности и материально-технической базы, ни педагогических кадров, ни учебников и даже элементарных учебных принадлежностей [2, с. 5].

На II организационном съезде Тувинской народной революционной партии (ТНРП) в июле 1923 г. были поставлена задача введения всеобщего обучения грамоте. Светское образование пришлось начинать почти с нуля [4, с. 27].

В октябре 1923 года было принято Постановление Центрального комитета ТНРП об обучении молодых людей русской и монгольской грамоте. Фактически это был первый документ ТНРП по народному образованию. И в июне 1924 года были отобраны 30 юношей из числа обучающихся в кожуунах (районах), которых обучили их русской и монгольской грамоте в Кызыле, затем отправили в кожуунные школы для ликвидации неграмотности. А 31 декабря 1924 года на расширенном заседании ЦК ТНРП принято Постановление об организации в Кызыле базовой школы, а в сельских местностях - ее отделения. На этом же заседании рассматривали вопрос об отправке молодежи для дальнейшего обучения в СССР и МНР [5, с. 55].

И с 1926 года появились первые начальные школы, а официально 4 школы открыли в 1928 году, в которых обучались 68 учащихся [6, с. 24].

Дело народного просвещения значительно продвинулось с введением тувинской письменности на основе латинизированного алфавита в 1930 году На правительственном уровне была создана государственная комиссия по распространению тувинской письменности, во всех кожуунах и сумонах организовали курсы по ликвидации неграмотности и пункты по обучению грамоте [2, с. 6]. И среди населения молодой республики началась активная работа в этом направлении: в сумонах работали кружки по изучению письменности, распространялись первые буквари. За четыре месяца пункты по обучению грамоте подготовили 2400 аратов [7, л. 1].

В 1930 году в ТНР прибыла Научно-исследовательская ассоциация национально-колониальных проблем с целью проведения научного исследования хозяйственной, политической и культурной жизни республики. Одной из задач было внедрение латинизированной письменности, разработанной академиком Н.Н. Поппе, а также «обследование школьного дела, составление плана развития народного образования, разработка учебных планов, программ, организация и помощь методике преподавания, содействие организации тувинского издательства, вечернего Коммунистического университета для членов ВКП(б) и кадров Народно-революционной партии и др.» [7, л. 1].

Система народного просвещения в ТНР по примеру Советского Союза базировалась на принципах всеобщего обучения, равного права на образование лиц как мужского, так женского пола и светского образования [8, с. 275].

В Туве к этому времени были созданы школы трех типов: летние школы (чайлаг школалары), школы-интернаты и школы обычного типа с приходящими учениками [8, с. 275].

Кочевой образ жизни тувинских аратов диктовал необходимость создания школ-интернатов, где их дети могли учиться и жить в течение всего учебного года, но республика не располагала ни одной вполне оборудованной школой, поэтому ТНР оформила долгосрочный кредит с СССР, чтобы построить школы-интернаты. И с 1930-х годов стали открываться первые школы-интернаты в сумонах и кожуунах, построенные на средства Советского Союза.

Сумонная школа-интернат стала самым распространённым типом школ, расположенных, главным образом, в предполагаемых местах оседания аратов (первые поселки). Они содержали детей кочевников в течение всего учебного года за счет самих аратов. По архивным данным, из 59 школ, существовавших к 1939 году, 49 были сумонными, загруженными до крайних пределов.

Основной целью сумонных школ-интернатов была ликвидация неграмотности и подготовка контингента в старшие классы кожуунных школ. Официально в сумонных школах-интернатах дети учились в 1 и 2 классах, но фактически до 1939 года основная масса данных школ ограничивала свою работу только первым классом [8, с. 275]. Так, например, из 27 сумонных школ-интернатов в Бару-му, Чадане и Шаганару только 7 школ имели вторые классы с общим числом 32 учащихся. Такое положение приводило к отсеву детей или к перегрузке районных школ. В связи с этим в 1939 году в 29 сумонных школах-интернатах были открыты 2-е классы, в которых учились уже 600 учащихся [1, с. 27].

В сумонных школах изучали два предмета: родной язык и арифметику. Учебные планы, которые действовали до 1939 года, не отвечали требованиям законченности начального образования и возрастным особенностям обучающихся. Отдельных учебных программ по дисциплинам не было, учили детей по комплексным учебным программам, которые не могли вооружить учащихся прочными систематизированными знаниями. На уроках родного языка недостаточное внимание уделялось изучению грамматики, ученики слабо владели устной и письменной речью, в основном учили чтению и письму. А из-за слабой математической подготовки первых учителей детей не вооружали навыками решения задач и техникой вычисления [1, с. 36].

Учителя школ-интернатов наравне с основной целью решали задачу - привитие учащимся культурно-гигиенических навыков.

Эта задача осуществлялась в условиях недостаточного обеспечения школ необходимым оборудованием и благоустройством. Об этом свидетельствует отчет Министерства культуры за первое полугодие 1939 - 1940 учебного года. В нем говорится, что «из 49 сумонных школ-интернатов только 15 имеют бани, умывальники имеют только 29 школ. Общие нары в 43 интернатах заменены топчанами. Плохо обеспечены интернаты постельными принадлежностями» [1, с. 28].

В начале нового отопительного сезона ситуацию усугубляли и постоянные перебои с топливом. Теплыми вещами были обеспечены не все дети, поэтому они болели, и в питании нередко происходили перебои. Некоторые дети не сразу привыкали к новым распорядкам, к школьной жизни, тосковали по родным, убегали или вовсе уходили из школы. Учителя боролись за каждого ученика, убеждали родителей и детей вернуться обратно, чтобы продолжить образование. В такой обстановке происходило введение закона о всеобщем обязательном обучении. Таким образом, наравне с ликвидацией неграмотности, сохранение контингента учащихся стало главной задачей для каждого учителя и руководителя школы-интерната.

В 1939 году вышло Постановление Совета Министров ТНР и ЦК Тувинской народной республиканской партии (ТНРП) о продолжительности учебного года до 9 месяцев. В этом же году были разработаны новые учебные программы для начальных и неполных средних школ ТНР, которые были составлены на основе учебных планов и программ Наркомпроса РСФСР для «не русских школ» [9, л. 4].

В 1940 году в Кызыле, Чадане, Шагаан-Арыге и Кызыл-Мажалыке были открыты первые школы-семилетки [10, с. 77], поэтому по решению XI съезда ТНРП двухгодичные сумонные школы-интернаты стали переходить в четырехлетние. Так, в 1940 - 1941 учебном году в них были открыли третьи классы, а в 1941 -

Библиографический список

1942 учебном году часть сумонных школ-интернатов полностью стали четырёхлетними.

Улучшению учебно-воспитательной работы способствовало создание первых учебников на тувинском языке. Большую помощь в создании первых учебников оказали советские специалисты. Так, первый букварь на основе русской графики был разработан Бузыкаевым РТ. и Брюхановым (Сотпа) и издан в московском издательстве народов СССР в 1927 году - «Тыва уругларньц эц врэнир тэптэри баштап ужуке» («Книга тувинских детей для изучения букв») [11], а в 1931 году в Центроиздате был выпущен букварь «Pioner», составленный С. Охотниковым, А. Спириным, И. Анаевым на основе латинской графики [12]. В последующие годы стали выходить буквари, составленные тувинскими авторами, которые издавались тувинском издательстве: в 1931 году - «Kadbnbn oruu» («Совместный путь»), составленный О. Танчаем; в 1936 году - «Qereniili» («Будем учиться»), составители Чымба, Топуй-оол, С. Лопсан, на латининском шрифте. Этот букварь был с черно-белыми иллюстрациями с национальным колоритом [13], в 1940 году вышел букварь для взрослых «Ulug ulus keeryzyk» («Буква для взрослых»), на латинском шрифте [14], а в 1941 году издан букварь Л.Б. Ча-дамба «Эге школага ввренир ужук» («Буквы для изучения в начальной школе») на основе русской графики [15]. В 1934 году в Москве издали пропись для букваря «Carastbr piziiliner» (Красиво пишем), составленную О. Танчаем, Шыырапом и А. Пальмбахом, а редактором был Т. Седип-оол [16].

В эти же годы небольшими тиражами вышли книги для чтения: в 1933 году - «Piccii turguzukcular» («Маленькие созидатели»), составители А. Кордова, Ш. Тока, переводчики М. Мохов, О. Шавы, редактор А. А. Пальмбах [17]; в 1934 году - «Pistin azbl» («Наша работа») для 3-4 классов, составитель А. Пальмбах, ответственный редактор Танов Седип-оол, издана в Москве [18]; в 1941 году -«Ege skolanьn iji tugaar koor nomculga tepteri» («Книга для чтения во 2 классе»), составители О. Сагаан-оол, Л. Чадамба, издана в Кызыле [19].

Учебники математики: в 1933 году - «Can ройа1дапьч nomu» («Сборник задач по арифметике, 4-ая книга), составители Горохов и Бичи-оол, редактор Танов Седип-оол, издан в Москве [20]; в 1940 году - «Can podalganь cььndь nomu» («Сборник задач по арифметике» Н.С. Попова; переводчик Лагбусап, редактор О. Сагаан-оол, издан в Кызыле [21].

Программа: в 1937 году - «Ege cada skolazьnьn pojdus, geograf poldas san tug^nda programmnan5» («Программы для начальной школы по природоведению, географии и арифметике»), редактор Лопсан-Кенден [22] и словарь «Тыва-орустуц тоюл бижии» («Тувинско-русский словарь»), издан в Кызыле в 1933 году [23].

Таким образом, несмотря на определенные трудности, первые сумонные школы-интернаты дали многим детям единственную возможность получить начальное образование. Официально сумонные школы-интернаты были двухгодичными, но фактически до 1939 года основная масса данных школ ограничивала свою работу только первым классом. Учителя вели большую просветительскую работу среди аратского населения для сохранения контингента учащихся.

Первые учебники способствовали не только ликвидации безграмотности среди местного населения, но сыграли важную роль в осуществлении учебно-воспитательной работы, в достижении основных целей нравственного, эстетического воспитания детей.

1. Сердобов Н.А. Народное образование в Туве. Краткий исторический очерк. Кызыл, 1953.

2. Педагогическое образование в Туве: научная мысль. История. Люди. Авторы-составители Л.П. Салчак, К.Б. Салчак. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2003.

3. Монгуш В.Ч. История образования в ТНР. Автореферат диссертации ... кандидата исторических наук. Москва, 2006.

4. Харунов РШ. Формирование интеллигенции в Тувинской Народной Республике (1921 - 1944 гг.). Абакан: Издательство ООО «Журналист», 2009.

5. Монгуш Б.Д. Решение партии и правительства Тувинской народной республики (ТНР) по народному образованию и о создании тувинской письменности в 1921 - 1930 годы. Становление и развитие науки в Туве. Кызыл: РИО ТувГУ 2000; Ч. II: 54 - 57.

6. Комбу С.А., Монгуш О.Д. Формирование педагогических кадров в Тувинской народной республике (1921 - 1944 гг.). Вестник тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2013; № 4: 22 - 29.

7. Центральный государственный архив Республики Тыва (ЦГА РТ). Ф. 102. Оп. 1. Д. 97, Лл. 1 - 11.

8. История Тувы: в 3 т. Новосибирск: Наука, 2007; Т. II.

9. Центр архивных документов партий и общественных организаций (ЦАДПОО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 2976. Лл. 1 - 22.

10. Урянхай. Тыва дептер. Танну. Тувинская Народная республика. Составитель С.К. Шойгу. Москва: Слово, 2007; Т. 6.

11. Брюханов (Сотпа), Бузыкаев РТ. Тыва уругларныц эц ерэнир тэптэри баштап ужуке = Букварь. Москва: Центральное издательство народов СССР 1927.

12. Oxotnikof S., Pedrejef K., Spirin A., Anajef I. Pioner = Букварь. Mоskva: Sentrisdat, 1931.

13. Qereniili = Букварь для 1 класса начальной школы: Pir tugaar cada skolazьnьn 1 tugaar Ыьпба eerenir tepteri. Paastajgь kezii. Cog. СьтЬа, Toppuj-ool; S. Lopsan. Cogaal komitedi, 1936.

14. Ulug ulus keer yzyk = Букварь для взрослых. Кызыл, 1940.

15. Чадамба Л.Б. Эге школага eeренир YЖYK = Буква, изучаемая в начальной школе. Кызыл, 1941.

16. Caraskr piziiliner = Красиво пишем: пропись. Cog. Tancaj, Sььpap, Palmbax; red. T. Sedip-ool., 1934.

17. Piccii turguzukcular = Маленькие строители. К^ь1: Тьва Kyrynenirç nom cogaadr ceri, 1933.

18. Pistin azь1 = Наша работа: учебник для начальной школы: Pir tugaar cada skolan n 3 - 4 tugaar ^knda eerenir nom. A. Palmbax; xar. Red. Tanof Sedip-ool. 2 tugaar tepter. Moskva, 1934.

19. Ege skolanьn iji tugaar koor nomculga tepteri = Книга для чтения во 2 классе. On. Sagaan-ool, Cadamba. Ktz^ : Kyr. nom yndyrer ceri, 1941.

20. Can podalganьц nomu = Сборник задач по арифметике: 4 tugaar tepter. Cog. Goroxof, Picci-ool; red. Tanof Sedip-ool. Moskva, 1933.

21. Popova N.S. Can podalganь cььndь nomu = Сборник задач по арифметике: Ege cada skolazьцga eerenir nom. Ys tugaar tepter. ОшА Lagbuzap; red. On. Sagaan-ool. К^ь1: Kyr. nom yndyrer ceri, 1940.

22. Ege cada skolazьnьn pojdus, geograf poldas san tugajьnda programmnaгь = Программы для начальной школы по природоведению, географии и арифметике. Red. Lopsan-Kenden. Ktz^, 1937.

23. Тыва-орустуц тоюл бижии = Тувинско-русский словарь. Кызыл, 1933.

References

1. Serdobov N.A. Narodnoe obrazovanie v Tuve. Kratkij istoricheskij ocherk. Kyzyl, 1953.

2. Pedagogicheskoe obrazovanie v Tuve: nauchnaya mysl'. Istoriya. Lyudi. Avtory-sostaviteli L.P Salchak, K.B. Salchak. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2003.

3. Mongush V.Ch. Istoriya obrazovaniya v TNR. Avtoreferat dissertacii... kandidata istoricheskih nauk. Moskva, 2006.

4. Harunov R.Sh. Formirovanie intelligencii v Tuvinskoj Narodnoj Respublike (1921 - 1944 gg.). Abakan: Izdatel'stvo OOO «Zhurnalist», 2009.

5. Mongush B.D. Reshenie partii i pravitel'stva Tuvinskoj narodnoj respubliki (TNR) po narodnomu obrazovaniyu i o sozdanii tuvinskoj pis'mennosti v 1921 - 1930 gody. Stanovlenie irazvitie nauki v Tuve. Kyzyl: RIO TuvGU, 2000; Ch. II: 54 - 57.

6. Kombu S.A., Mongush O.D. Formirovanie pedagogicheskih kadrov v Tuvinskoj narodnoj respublike (1921 - 1944 gg.). Vestnik tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2013; № 4: 22 - 29.

7. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tyva (CGA RT). F. 102. Op. 1. D. 97, Ll. 1 - 11.

8. Istoriya Tuvy v 3 t. Novosibirsk: Nauka, 2007; T. II.

9. Centr arhivnyh dokumentov partij i obschestvennyh organizacij (CADPOO). F. 1. Op. 1. D. 2976. Ll. 1 - 22.

10. Uryanhaj. Tyva depter. Tannu. Tuvinskaya Narodnaya respublika. Sostavitel' S.K. Shojgu. Moskva: Slovo, 2007; T. 6.

11. Bryuhanov (Sotpa), Buzykaev R.T. Tyva uruglarnyq 'eq er'enir t'ept'eri bashtap uzhuke = Bukvar'. Moskva: Central'noe izdatel'stvo narodov SSSR, 1927.

12. Oxotnikof S., Pedrejef K., Spirin A., Anajef I. Pioner = Bukvar'. Moskva: Sentrisdat, 1931.

13. Qereniili = Bukvar' dlya 1 klassa nachal'noj shkoly: Pir tugaar cada skolaz'n'n 1 tugaar c'l'nda eerenir tepteri. Paastajg'kezii. Cog. C'mba, Toppuj-ool; S. Lopsan. Cogaal komitedi, 1936.

14. Ulug ulus keeryzyk = Bukvar' dlya vzroslyh. Kyzyl, 1940.

15. Chadamba L.B. 'Ege shkolaga eerenir Yzhyk = Bukva, izuchaemaya v nachal'noj shkole. Kyzyl, 1941.

16. Carast'rpiziiliner = Krasivopishem: propis'. Cog. Tancaj, S''pap, Palmbax; red. T. Sedip-ool., 1934.

17. Piccii turguzukcular = Malen'kie stroiteli. K'z'l: T'va Kyrynenin nom cogaadr ceri, 1933.

18. Pistin az'l = Nasha rabota: uchebnik dlya nachal'noj shkoly: Pir tugaar cada skolan n 3 - 4 tugaar c'l'nda eerenir nom. A. Palmbax; xar. Red. Tanof Sedip-ool. 2 tugaar tepter. Moskva, 1934.

19. Ege skolan'n iji tugaar koor nomculga tepteri = Kniga dlya chteniya vo 2 klasse. On. Sagaan-ool, Cadamba. K'z'l : Kyr. nom yndyrer ceri, 1941.

20. Can podalgan'q nomu = Sbornikzadach po arifmetike: 4 tugaar tepter. Cog. Goroxof, Picci-ool; red. Tanof Sedip-ool. Moskva, 1933.

21. Popova N.S. Can podalgan' c"nd' nomu = Sbornik zadach po arifmetike: Ege cada skolaz'qga eerenir nom. Ys tugaar tepter. Occul. Lagbuzap; red. On. Sagaan-ool. K'z'l: Kyr. nom yndyrer ceri, 1940.

22. Ege cada skolaz'n'n pojdus, geograf poldas san tugaj'nda programmnar' = Programmy dlya nachal'noj shkoly po prirodovedeniyu, geografii i arifmetike. Red. Lopsan-Kenden. K'z'l, 1937.

23. Tyva-orustuq toyul bizhii = Tuvinsko-russkij slovar'. Kyzyl, 1933.

Статья поступила в редакцию 03.03.21

УДК 377.018.48

Manzhueva N.F., leading methodologist, State Budgetary Institution RS (Ya)"Resource and Project Center" (Yakutsk, Russia), E-mail: nmanzhueva@bk.ru

DISTANCE LEARNING IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF THE STATE BUDGETARY INSTITUTION OF THE RS (YAKUTIA) "RESOURCE AND PROJECT CENTER" OF THE MINISTRY OF CULTURE AND SPIRITUAL DEVELOPMENT OF THE RS (YAKUTIA). The article summarizes the experience of using the capabilities of modern information technologies in the system of additional professional education, examines the implementation of distance learning in the cycles of advanced training and retraining of specialists in the field of culture and the organization of the educational process in the context of a pandemic, describes in detail the process of forming cultural and leisure competencies as the basis for the professionalization of industry personnel. The definition of the concept of "informatization of education" is given, which includes not only the use of electronic technologies, but also the transformation of the structure of the learning process in the direction of widespread use of didactic technology, which has the function of feedback and replaces the teacher at a number of stages of the educational process.

Key words: distance learning, information technology, cultural and leisure competencies, additional professional education, organizational and pedagogical conditions.

Н.Ф. Манжуееа, вед. методист ГБУ РС(Я) «Ресурсно-проектный центр», г. Якутск, E-mail: nmanzhueva@bk.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ ГБУ РС(Я) «РЕСУРСНО-ПРОЕКТНЫЙ ЦЕНТР» МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РС(Я)

В статье обобщен опыт использования возможностей современных информационных технологий в системе дополнительного профессионального образования, рассматривается реализация дистанционного обучения на циклах повышения квалификации и переподготовки специалистов сферы культуры и организация учебного процесса в условиях пандемии, подробно охарактеризован процесс формирования культурно-досуговых компетенций как основа профессионализации кадров отрасли. Дано определение понятия «информатизация образования», которое включает в себя не только использование электронных технологий, но и преобразование структуры процесса обучения в направлении широкого использования в нем дидактической техники, обладающей функцией обратной связи и заменяющей педагога на ряде этапов учебного процесса.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные технологии, культурно-досуговые компетенции, дополнительное профессиональное образование, организационно-педагогические условия.

В системе художественного профессионального образования дополнительное профессиональное образование, которое стремительно развивается и меняется в связи с внедрением профессиональных стандартов, занимает не последнее место. Вопросы формирования культурно-досуговых компетенций работников культуры в дополнительном профессиональном образовании актуальны и своевременны.

По мнению профессора А.Д. Жаркова «развитие общества и повышение компетентности специалистов являются понятиями неразделимыми» [1].

Республика Саха (Якутия) - крупнейший административно-территориальный регион со сложной транспортной схемой, что создает серьезные проблемы при реализации доступности образования. Финансовые затраты, вложенные на освоение современных дистанционных информационных технологий специалистами культуры муниципальных районов - слушателями курсов повышения ква-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лификации и профессиональной переподготовки и связанные с проездом к месту обучения, проживания, отсутствием специалиста на работе, а также с семейными обстоятельствами и физическими возможностями, очень высоки.

Как упоминалось нами раннее, «в республике имеется достаточно редкий в масштабах РФ опыт создания и функционирования государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Образовательный ресурсный центр», целью которого является ресурсное обеспечение и систематизация кадровой политики отрасли культуры и искусств в Республике Саха (Якутия)» [2].

Данное учреждение в 2017 году реорганизовано в ГБУ РС(Я) «Ресурсно-проектный центр», где на сегодняшний момент используют современные информационные технологии для успешного образовательного процесса, охватывающего практически все уголки нашей республики. Разработаны учебные программы профессиональной переподготовки: «Музееведение», «Социаль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.