Научная статья на тему 'ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ ГБУ РС(Я) «РЕСУРСНО-ПРОЕКТНЫЙ ЦЕНТР» МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РС(Я)'

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ ГБУ РС(Я) «РЕСУРСНО-ПРОЕКТНЫЙ ЦЕНТР» МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РС(Я) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / информационные технологии / культурно-досуговые компетенции / дополнительное профессиональное образование / организационно-педагогические условия / distance learning / information technology / cultural and leisure competencies / additional professional education / organizational and pedagogical conditions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Ф. Манжуева

В статье обобщен опыт использования возможностей современных информационных технологий в системе дополнительного профессионального образования, рассматривается реализация дистанционного обучения на циклах повышения квалификации и переподготовки специалистов сферы культуры и организация учебного процесса в условиях пандемии, подробно охарактеризован процесс формирования культурно-досуговых компетенций как основа профессионализации кадров отрасли. Дано определение понятия «информатизация образования», которое включает в себя не только использование электронных технологий, но и преобразование структуры процесса обучения в направлении широкого использования в нем дидактической техники, обладающей функцией обратной связи и заменяющей педагога на ряде этапов учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANCE LEARNING IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF THE STATE BUDGETARY INSTITUTION OF THE RS (YAKUTIA) “RESOURCE AND PROJECT CENTER” OF THE MINISTRY OF CULTURE AND SPIRITUAL DEVELOPMENT OF THE RS (YAKUTIA)

The article summarizes the experience of using the capabilities of modern information technologies in the system of additional professional education, examines the implementation of distance learning in the cycles of advanced training and retraining of specialists in the field of culture and the organization of the educational process in the context of a pandemic, describes in detail the process of forming cultural and leisure competencies as the basis for the professionalization of industry personnel. The definition of the concept of “informatization of education” is given, which includes not only the use of electronic technologies, but also the transformation of the structure of the learning process in the direction of widespread use of didactic technology, which has the function of feedback and replaces the teacher at a number of stages of the educational process.

Текст научной работы на тему «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ ГБУ РС(Я) «РЕСУРСНО-ПРОЕКТНЫЙ ЦЕНТР» МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РС(Я)»

References

1. Serdobov N.A. Narodnoe obrazovanie v Tuve. Kratkij istoricheskij ocherk. Kyzyl, 1953.

2. Pedagogicheskoe obrazovanie v Tuve: nauchnaya mysl'. Istoriya. Lyudi. Avtory-sostaviteli L.P Salchak, K.B. Salchak. Kyzyl: Tuvinskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2003.

3. Mongush V.Ch. Istoriya obrazovaniya v TNR. Avtoreferat dissertacii... kandidata istoricheskih nauk. Moskva, 2006.

4. Harunov R.Sh. Formirovanie intelligencii v Tuvinskoj Narodnoj Respublike (1921 - 1944 gg.). Abakan: Izdatel'stvo OOO «Zhurnalist», 2009.

5. Mongush B.D. Reshenie partii i pravitel'stva Tuvinskoj narodnoj respubliki (TNR) po narodnomu obrazovaniyu i o sozdanii tuvinskoj pis'mennosti v 1921 - 1930 gody. Stanovlenie irazvitie nauki v Tuve. Kyzyl: RIO TuvGU, 2000; Ch. II: 54 - 57.

6. Kombu S.A., Mongush O.D. Formirovanie pedagogicheskih kadrov v Tuvinskoj narodnoj respublike (1921 - 1944 gg.). Vestnik tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. 2013; № 4: 22 - 29.

7. Central'nyj gosudarstvennyj arhiv Respubliki Tyva (CGA RT). F. 102. Op. 1. D. 97, Ll. 1 - 11.

8. Istoriya Tuvy v 3 t. Novosibirsk: Nauka, 2007; T. II.

9. Centr arhivnyh dokumentov partij i obschestvennyh organizacij (CADPOO). F. 1. Op. 1. D. 2976. Ll. 1 - 22.

10. Uryanhaj. Tyva depter. Tannu. Tuvinskaya Narodnaya respublika. Sostavitel' S.K. Shojgu. Moskva: Slovo, 2007; T. 6.

11. Bryuhanov (Sotpa), Buzykaev R.T. Tyva uruglarnyq 'eq er'enir t'ept'eri bashtap uzhuke = Bukvar'. Moskva: Central'noe izdatel'stvo narodov SSSR, 1927.

12. Oxotnikof S., Pedrejef K., Spirin A., Anajef I. Pioner = Bukvar'. Moskva: Sentrisdat, 1931.

13. Qereniili = Bukvar' dlya 1 klassa nachal'noj shkoly: Pir tugaar cada skolaz'n'n 1 tugaar c'l'nda eerenir tepteri. Paastajg'kezii. Cog. C'mba, Toppuj-ool; S. Lopsan. Cogaal komitedi, 1936.

14. Ulug ulus keeryzyk = Bukvar' dlya vzroslyh. Kyzyl, 1940.

15. Chadamba L.B. 'Ege shkolaga eerenir Yzhyk = Bukva, izuchaemaya v nachal'noj shkole. Kyzyl, 1941.

16. Carast'rpiziiliner = Krasivopishem: propis'. Cog. Tancaj, S''pap, Palmbax; red. T. Sedip-ool., 1934.

17. Piccii turguzukcular = Malen'kie stroiteli. K'z'l: T'va Kyrynenin nom cogaadr ceri, 1933.

18. Pistin az'l = Nasha rabota: uchebnik dlya nachal'noj shkoly: Pir tugaar cada skolan n 3 - 4 tugaar c'l'nda eerenir nom. A. Palmbax; xar. Red. Tanof Sedip-ool. 2 tugaar tepter. Moskva, 1934.

19. Ege skolan'n iji tugaar koor nomculga tepteri = Kniga dlya chteniya vo 2 klasse. On. Sagaan-ool, Cadamba. K'z'l : Kyr. nom yndyrer ceri, 1941.

20. Can podalgan'q nomu = Sbornikzadach po arifmetike: 4 tugaar tepter. Cog. Goroxof, Picci-ool; red. Tanof Sedip-ool. Moskva, 1933.

21. Popova N.S. Can podalgan' c"nd' nomu = Sbornik zadach po arifmetike: Ege cada skolaz'qga eerenir nom. Ys tugaar tepter. Occul. Lagbuzap; red. On. Sagaan-ool. K'z'l: Kyr. nom yndyrer ceri, 1940.

22. Ege cada skolaz'n'n pojdus, geograf poldas san tugaj'nda programmnar' = Programmy dlya nachal'noj shkoly po prirodovedeniyu, geografii i arifmetike. Red. Lopsan-Kenden. K'z'l, 1937.

23. Tyva-orustuq toyul bizhii = Tuvinsko-russkij slovar'. Kyzyl, 1933.

Статья поступила в редакцию 03.03.21

УДК 377.018.48

Manzhueva N.F., leading methodologist, State Budgetary Institution RS (Ya)"Resource and Project Center" (Yakutsk, Russia), E-mail: nmanzhueva@bk.ru

DISTANCE LEARNING IN ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION ON THE EXAMPLE OF THE STATE BUDGETARY INSTITUTION OF THE RS (YAKUTIA) "RESOURCE AND PROJECT CENTER" OF THE MINISTRY OF CULTURE AND SPIRITUAL DEVELOPMENT OF THE RS (YAKUTIA). The article summarizes the experience of using the capabilities of modern information technologies in the system of additional professional education, examines the implementation of distance learning in the cycles of advanced training and retraining of specialists in the field of culture and the organization of the educational process in the context of a pandemic, describes in detail the process of forming cultural and leisure competencies as the basis for the professionalization of industry personnel. The definition of the concept of "informatization of education" is given, which includes not only the use of electronic technologies, but also the transformation of the structure of the learning process in the direction of widespread use of didactic technology, which has the function of feedback and replaces the teacher at a number of stages of the educational process.

Key words: distance learning, information technology, cultural and leisure competencies, additional professional education, organizational and pedagogical conditions.

Н.Ф. Манжуева, вед. методист ГБУ РС(Я) «Ресурсно-проектный центр», г. Якутск, E-mail: nmanzhueva@bk.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРИМЕРЕ ГБУ РС(Я) «РЕСУРСНО-ПРОЕКТНЫЙ ЦЕНТР» МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ РС(Я)

В статье обобщен опыт использования возможностей современных информационных технологий в системе дополнительного профессионального образования, рассматривается реализация дистанционного обучения на циклах повышения квалификации и переподготовки специалистов сферы культуры и организация учебного процесса в условиях пандемии, подробно охарактеризован процесс формирования культурно-досуговых компетенций как основа профессионализации кадров отрасли. Дано определение понятия «информатизация образования», которое включает в себя не только использование электронных технологий, но и преобразование структуры процесса обучения в направлении широкого использования в нем дидактической техники, обладающей функцией обратной связи и заменяющей педагога на ряде этапов учебного процесса.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационные технологии, культурно-досуговые компетенции, дополнительное профессиональное образование, организационно-педагогические условия.

В системе художественного профессионального образования дополнительное профессиональное образование, которое стремительно развивается и меняется в связи с внедрением профессиональных стандартов, занимает не последнее место. Вопросы формирования культурно-досуговых компетенций работников культуры в дополнительном профессиональном образовании актуальны и своевременны.

По мнению профессора А.Д. Жаркова «развитие общества и повышение компетентности специалистов являются понятиями неразделимыми» [1].

Республика Саха (Якутия) - крупнейший административно-территориальный регион со сложной транспортной схемой, что создает серьезные проблемы при реализации доступности образования. Финансовые затраты, вложенные на освоение современных дистанционных информационных технологий специалистами культуры муниципальных районов - слушателями курсов повышения ква-

лификации и профессиональной переподготовки и связанные с проездом к месту обучения, проживания, отсутствием специалиста на работе, а также с семейными обстоятельствами и физическими возможностями, очень высоки.

Как упоминалось нами раннее, «в республике имеется достаточно редкий в масштабах РФ опыт создания и функционирования государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Образовательный ресурсный центр», целью которого является ресурсное обеспечение и систематизация кадровой политики отрасли культуры и искусств в Республике Саха (Якутия)» [2].

Данное учреждение в 2017 году реорганизовано в ГБУ РС(Я) «Ресурсно-проектный центр», где на сегодняшний момент используют современные информационные технологии для успешного образовательного процесса, охватывающего практически все уголки нашей республики. Разработаны учебные программы профессиональной переподготовки: «Музееведение», «Социаль-

но-культурная деятельность (по видам)», «Менеджмент в сфере культуры и искусств», «Библиотековедение», «Методическое обеспечение образовательного процесса» и т.д.

Данные программы предполагают использование как традиционных методов обучения, так и новейших технических и программных средств. Традиции и инновации сочетаются в дистанционном обучении, особенно востребованном на сегодняшний момент.

Определенные трудности при организации учебного процесса возникали в связи с тем, что большинство преподавателей, будучи специалистами-профессионалами в своих направлениях, не владели в полной мере педагогическими навыками. В связи с этим появилась необходимость приглашать педагогические кадры из регионов, например, Республики Бурятия и Татарстана, а также из городов Москвы и Санкт-Петербурга, которые проводили учебные занятия как дистанционно, так очно-заочно.

Была проделана целенаправленная работа с преподавателями, работающими в отрасли культуры: организованы обучающие курсы по использованию актуальных информационных технологий, по разработке учебно-методических комплексов современного уровня, нацеленных на реализацию практико-ориен-тированного обучения, определение компонентов культурно-досуговых компетенций специалистов сферы культуры.

Таким образом, весь педагогический состав был нацелен на реализацию компетентностного подхода в обучении. Ведь на современном этапе вопросы организации педагогического процесса и повышения качества педагогических кадров достаточно актуальны для дополнительного профессионального образования.

Пандемия коронавируса запустила цифровую информационную трансформацию образовательного процесса, и происходит она гораздо быстрее. Вместе с другими образовательными учреждениями на дистанционное обучение перешла и система дополнительного профессионального образования, которая в удаленном режиме продолжают заниматься с обучающимися. Безусловно, связано это с обновлением содержания образовательных программ, внедрением инновационных технологий в организацию учебного процесса.

При этом понятие «информатизация образования» включает не только использование электронных технологий, но и, прежде всего, преобразование структуры процесса обучения в направлении широкого использования в нем дидактической техники, обладающей функцией обратной связи и заменяющей педагога на ряде этапов учебного процесса [3].

Работа современных учреждений культуры, ее успешность зависит от подготовки кадров, постоянного повышения квалификации, профессиональной переподготовки, а также от постоянного внедрения в практику новых информационных технологий. В сфере культуры и искусств обучение предполагает «получение разнообразных творческих результатов» [4].

Иванова В.П считает, что «невозможно представить современное учреждение культурно-досуговой сферы без позиционирования и рекламы в Интернете посредством вебсайта. На таких сайтах размещается не только информация о времени и участниках концертов, но и фото, аудио-, видеоматериалы, например в системе <^оиШЬе» [5].

Формирование культурно-досуговых компетенций в формате «информатизация образования» предполагает разработку программы переподготовки «Аудиовизуальная техника» и повышения квалификации «Применение информационных технологий в онлайн-мероприятиях».

В рамках национального проекта «Культура в 2020 году» обучающимся были предложены следующие курсы повышения квалификации: «Общедоступные библиотеки нового поколения: услуги, пространство, персонал», «Инновационное развитие креативных индустрий и арт-менеджмента в современной России», разработанные в Московском государственном институте культуры.

В течение 2020 года были организованы и проведены следующие веби-нары: «Современные методы комплектования, обеспечения сохранности и использования аудиовизуальных архивных документов и обязательного экземпляра аудиовизуальной продукции» с участием руководителя Центрального государственного архива АВД Республики Татарстан Горохова С.Н., «Цифровая трансформация музея», «Цифровая трансформация театра», «Формирование социокультурного пространства» для работников библиотек, музеев, культур-но-досуговых учреждений республики, «Музейный менеджмент» с участием М.А. Брызгалова, профессора Московского государственного института культуры.

Большим спросом пользовались мастер-классы «Настройка гитары», «Классическая гитара», «Игра на баяне» от Музыкального центра «Дор5оон Дойду». А в 2020 году, несмотря на пандемию, 171 человек получили дипломы о переподготовке и 1598 - повышении квалификации. По национальному проекту «Культура» обучено 292, в семинарах участвовало 429 человек [6].

Сформированность культурно-досуговых компетенций специалистов культуры как основы профессионализации кадров отрасли является одним из направлений деятельности нашего учреждения. Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) выступает как заказчик реализации эффективной кадровой политики в целях повышения удовлетворенности населения нашей республики качеством услуг учреждений социально-культурной сферы.

В связи с этим возникает необходимость создания педагогической системы дополнительного профессионального образования, которая обеспечит упорядоченное функционирование учебного процесса.

Дистанционные формы обучения для слушателей наших курсов являются выходом из создавшегося положения, в котором оказалась система всего образования. За короткий период нашими слушателями освоены современные технические средства и их возможности: телефон, наличие электронной почты, видео- и конференцсвязь, позволяющие реализовать личностно ориентированный подход в образовательном процессе.

Преподаватели, так же как и обучающиеся, используют интерактивные сервисы в обучении, выйдя на новый педагогический уровень. Взаимодействие педагога и слушателя выстраивает такой формат отношений, который предполагает определенный подход к подаче учебного материала, понятный как для молодых, так и для возрастных слушателей, имеющих опыт работы в различных учреждениях республиканского и муниципального уровней, за короткий срок вынужденных осваивать информацию в новом формате.

Личностно ориентированный подход предполагает вхождение в информационное пространство специалистов культуры, вооруженных возможностями ИКТ-технологий. Программы переподготовки требуют освоения квалификаций, основанных на профессиональных стандартах, предполагающих развитие имеющихся компетенций или формирование новых.

Программы повышения квалификации нацелены на профессиональное развитие через освоение квалификационных программ с целью повышения уровня компетенций, имеющих определенный вид профессиональной деятельности или приобретающий новый.

Педагогу приходится осваивать и менять качество внутреннего содержания учебного предмета, а также новые методы, технологии, приёмы подачи материала. За период пандемии преподавателями «Ресурсно-проектного центра» разработаны дистанционные учебные курсы по ряду предметов, а также видеоуроки.

Из опыта организации учебных занятий данного формата выявлено ряд основных моментов: индивидуализация обучения вследствие возможности организовать видеосвязь с обучающимися, использование различных интернет-платформ, информационных баз, проведение диагностики обученности с помощью тестирования.

Организационно-педагогические условия совершенствования процесса формирования культурно-досуговых компетенций в системе дополнительного профессионального образования в условиях дистанционного обучения потребовали от участников учебного процесса поисков путей выхода из создавшегося положения.

Учебный процесс необходимо было организовать таким образом, чтобы обучающиеся могли освоить материал в условиях, когда у некоторых отсутствовали элементарные навыки пользования информационными технологиями. Группы слушателей достаточно неоднородны по своим навыкам, имеющимся знаниям, наличию опыта работы в учреждениях культуры, что вызывает трудности ретрансляции учебного материала у преподавателей.

Специалисты учреждения проводили предварительную работу, как с педагогическим составом, так и со слушателями. Разработали памятку для обучающихся по организации дистанционного обучения, оформлению самостоятельных работ, проведению промежуточного и итогового тестирования, анкетированию на входе в учебный процесс и выходе из него для мониторинга сформированности культурно-досуговых компетенций.

С преподавателями проведены предварительные собеседования (анкетирование по наличию навыков информационных компетенций для реализации дистанционного обучения), проверен учебно-методический материал (наличие рабочих программ, лекций, заданий), отслеживается контроль за качеством обучения (наличие тестовых заданий, практических и самостоятельных работ).

Собран материал по работе муниципальных и республиканских учреждений культуры в условиях пандемии с целью использования слушателями полученных знаний, умений и навыков, культурно-досуговых компетенций при реализации проектов разного уровня.

Банк проектов работников культурно-досуговых учреждений, музеев республики, онлайн-уроков в детских школах искусств, детских художественных школах и детских музыкальных школах собран на сайте учреждения, по итогам обучения подготовлен сборник по истории ДШИ, ДМШ, ДХШ Республики Саха (Якутия), создается электронная библиотека, где регистрируются разработанные преподавателями учебные пособия, методические разработки с выдачей сертификатов. Обучение на курсах повышения квалификации учитывается при прохождении аттестационного процесса для всех работников культуры муниципального уровня.

Именно личностно ориентированный поход к обучению позволяет сформировать качественный контент работника культуры. Ведь «технология культур-но-досуговой деятельности есть совокупность содержания, формы, средства, методов и инструментов интеллектуального и эмоционального воздействия на личность, группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности» [7].

При составлении учебных планов преподаватели планируют использование тех или иных технологических форм и их комбинаций. Акцент делается на самостоятельную и практическую работу слушателей. Обучающиеся должны

овладеть навыками самостоятельной работы и постоянно заниматься самообразованием. В связи с этим естественно возникают проблемы контроля усвоения материала и самоорганизации учебного процесса слушателями.

За период существования учреждения изучены возможности внедрения информационных технологий в обучение специалистов культуры по программам повышения квалификации и переподготовки.

По итогам дистанционного обучения слушатели дали оценку организации учебно-педагогического процесса, сформированности культурно-досуговых

Библиографический список

компетенций, успешной реализации в своей работе, отметив ее положительные и отрицательные моменты, что позволит делать в будущем корректировку содержания и форм учебных программ дополнительного образования.

Дальнейшее применение дистанционных технологий требует более полного обеспечения качественного доступа к сети Интернет, что сложно в условиях наличия труднодоступных мест в нашей республике и диктует необходимость дальнейшей ее разработки.

1. Культурно-досуговая деятельность: учебник. Москва: МГУК, 1998.

2. Манжуева Н.Ф. Кадровая политика отрасли культура в Республике Саха (Якутия). Культурное наследие. 2015.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие. Москва: Академия, 2000.

4. Жарков А.Д. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности: монография. Москва: МГУКИ, 2013.

5. Иванова В.Г. Освоение инновационно-информационных технологий как актуальная проблема специалиста культурно-досуговой деятельности. Вестник МГУКИ. 2011.

6. ГБУ РС(Я) «Ресурсно-проектный центр». Available at: www.rpcenter14/ru

7. Жарков А.Д. Теоретико-методологические основы социально-культурной деятельности: монография. Москва: МГУКИ, 2013. References

1. Kul'tumo-dosugovaya deyatel'nost': uchebnik. Moskva: MGUK, 1998.

2. Manzhueva N.F. Kadrovaya politika otrasli kul'tura v Respublike Saha (Yakutiya). Kul'turnoe nasledie. 2015.

3. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2000.

4. Zharkov A.D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy social'no-kul'turnojdeyatel'nosti: monografiya. Moskva: MGUKI, 2013.

5. Ivanova V.G. Osvoenie innovacionno-informacionnyh tehnologij kak aktual'naya problema specialista kul'turno-dosugovoj deyatel'nosti. Vestnik MGUKI. 2011.

6. GBU RS(Ya) «Resursno-proektnyj centr». Available at: www.rpcenter14/ru

7. Zharkov A.D. Teoretiko-metodologicheskie osnovy social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: monografiya. Moskva: MGUKI, 2013.

Статья поступила в редакцию 15.03.21

УДК 378

Guseva N.V., senior teacher, Department of Romanic Languages, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation; senior teacher,

Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: englevel-1@mail.ru

THE RATING SYSTEM AS AN EFFECTIVE MEANS OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE TO MILITARY COLLEGE CADETS. The article is devoted to the main problems of the implementation of the point-rating system as a means of evaluating the results of military universities cadets educational activities in a foreign language. Its introduction issues are considered in connection with the peculiarities of the modernization processes in the system of modern higher military education. The study is based on specialized literature and the practical experience of Russian military universities and provides a detailed description of both the positive aspects of the point-rating system implementation and the difficulties that members of pedagogical collectives may face when using it. The methods of overcoming these difficulties are further proposed and specific examples of educational situations in which this system of evaluating educational results can be applied with high efficiency are given.

Key words: rating system, foreign language, cadets, pedagogical diagnostics, effectiveness of training.

Н.В. Гусева, ст. преп. ФГКВОУ «Военный университет», г. Москва, ст. преп. ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации», г. Москва, Е-mail: englevel-1@mail.ru

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Статья посвящена основным проблемам внедрения балльно-рейтинговой системы как средства оценки результатов учебной деятельности курсантов военных вузов по иностранному языку Вопросы её введения рассматриваются в связи с особенностями протекания модернизационных процессов в системе современного высшего военного образования. На основе изучения специальной литературы и практического опыта российских военных вузов в статье даётся пространная характеристика как положительных сторон внедрения балльно-рейтинговой системы, так и тех трудностей, с которыми могут столкнуться члены педколлективов при её использовании. Далее предлагаются методы преодоления этих затруднений и приводятся конкретные примеры учебных ситуаций, в которых эта система оценивания образовательных результатов может быть применена с высокой эффективностью.

Ключевые слова: балльно-рейтинговая система, иностранный язык, курсанты, педагогическая диагностика, эффективность обучения.

Необходимость модернизации современной системы отечественного высшего военного образования, помимо ряда трансформаций в её структуре, повышения качественного уровня, введения инновационных форм обучения, подразумевает внесение коренных изменений также в систему контроля знаний и умений обучающихся [1 - 10]. При этом в числе наиболее эффективных форм оценки качества учебной работы курсантов, в т.ч. на занятиях по иностранному языку, фиксируется балльно-рейтинговая система оценивания.

Наиболее значимые её особенности изложены в методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ [6]. В соответствии с данными рекомендациями каждой организации ВПО следует разрабатывать собственные системы балльно-рейтингового оценивания. В их основе должен лежать ряд базовых принципов (табл. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К позитивным сторонам балльно-рейтинговой системы оценивания можно с определённой долей уверенности отнести:

• повышение активности курсантов и ритмичности их учебного труда;

• стимулирование самостоятельной работы курсантов;

• устранение низкого уровня дифференциации оценки и, как следствие, -возможности для более глубокого анализа результатов учебной деятельности курсантов [10, с. 81 - 82].

Далее реализация балльно-рейтинговой системы оценивания в современных российских вузах, в т.ч. военных, связана с необходимостью повышения квалификации преподавательского состава в области современных средств обучения и оценивания, организации образовательного процесса. Отчасти реализации данной цели служит обсуждение специфики балльно-рейтинговой системы на методических семинарах. Их проведение способствует распространению позитивного педагогического опыта и оперативному реагированию на затруднения преподавателей, связанные с внедрением балльно-рейтинговой технологии оценивания [1 - 3].

При этом существенной проблемой для преподавателя, начинающего применять балльно-рейтинговую систему оценивания, может стать выделение объектов контроля и определение балльной стоимости каждого из них. Так, если преподаваемый им курс имеет практико-ориентированный характер, что, в свою

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.