Научная статья на тему 'ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗЕРНОВОГО ПРОИЗВОДСТВА В СТРАНЕ - ОСНОВА ЕГО РАЗВИТИЯ'

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗЕРНОВОГО ПРОИЗВОДСТВА В СТРАНЕ - ОСНОВА ЕГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
116
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗМЕЩЕНИЕ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / КОНЦЕНТРАЦИЯ / ЗЕРНОВЫЕ КУЛЬТУРЫ / ЗЕРНОВОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЗЕРНОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЗЕРНОВОЙ РЫНОК / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / СТРУКТУРА / МАКРОРЕГИОН / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СДВИГИ

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Алтухов А.И.

В статье раскрыты основные причины, сдерживающие пространственную организацию зернового хозяйства в стране, связанные преимущественно с его деспециализацией и одновременно чрезмерной концентрацией посевов зерновых культур в отдельных регионах и нерациональными сдвигами в их размещении, давлением интересов самообеспечения отдельных регионов зерном. Кроме того, отмечается, что, несмотря на положительную динамику пространственной организации зернового хозяйства, переориентацию зернового рынка с импортной модели развития на экспортную модель функционирования, сохраняется отставание отечественного зернового производства по уровню урожайности зерновых культур, хотя стране не только удалось сохранить, но и несколько повысить свою долю в мировом производстве зерна. Чтобы улучшить пространственную организацию зернового хозяйства в стране предлагается разработать Долгосрочную программу развития зернопродуктового подкомплекса, активизировать реализацию системы мероприятий по формированию крупномасштабных специализированных высокотехнологичных зон производства отдельных видов зерна, разработать и реализовать на практике общероссийскую схему пространственного развития зернового производства и смежных с ним отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPATIAL ORGANIZATION OF GRAIN PRODUCTION IN THE COUNTRY - THE BASIS OF ITS DEVELOPMENT

The article reveals the main reasons that restrain the spatial organization of grain farming in the country, associated mainly with its despecialization and, at the same time, an excessive concentration of grain crops in certain regions and irrational shifts in their placement, pressure from the interests of self-sufficiency of certain regions with grain. In addition, it is noted that, despite the positive dynamics of the spatial organization of grain farming, the reorientation of the grain market from an import model of development to an export model of functioning, the lag of domestic grain production in terms of the level of grain yield remains, although the country has not only managed to maintain, but also to slightly increase its share in world grain production. In order to improve the spatial organization of grain farming in the country, it is proposed to develop a Long-term program for the development of the grain-product sub-complex, to intensify the implementation of a system of measures for the formation of large-scale of specialized high-tech zones for the production of certain types of grain, to develop and implement in practice an all-Russian scheme for the spatial development of grain production and related industries.

Текст научной работы на тему «ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗЕРНОВОГО ПРОИЗВОДСТВА В СТРАНЕ - ОСНОВА ЕГО РАЗВИТИЯ»

УДК 631.14:633.1

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗЕРНОВОГО ПРОИЗВОДСТВА В СТРАНЕ - ОСНОВА ЕГО РАЗВИТИЯ

АЛТУХОВ А.И.,

академик РАН, доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий - Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»; е-mail: prognos@mail.ru; тел.: 8-499-195-60-33.

Реферат. В статье раскрыты основные причины, сдерживающие пространственную организацию зернового хозяйства в стране, связанные преимущественно с его деспециализацией и одновременно чрезмерной концентрацией посевов зерновых культур в отдельных регионах и нерациональными сдвигами в их размещении, давлением интересов самообеспечения отдельных регионов зерном. Кроме того, отмечается, что, несмотря на положительную динамику пространственной организации зернового хозяйства, переориентацию зернового рынка с импортной модели развития на экспортную модель функционирования, сохраняется отставание отечественного зернового производства по уровню урожайности зерновых культур, хотя стране не только удалось сохранить, но и несколько повысить свою долю в мировом производстве зерна. Чтобы улучшить пространственную организацию зернового хозяйства в стране предлагается разработать Долгосрочную программу развития зернопродуктового подкомплекса, активизировать реализацию системы мероприятий по формированию крупномасштабных специализированных высокотехнологичных зон производства отдельных видов зерна, разработать и реализовать на практике общероссийскую схему пространственного развития зернового производства и смежных с ним отраслей.

Ключевые слова: пространственная организация, пространственное развитие, размещение, специализация, концентрация, зерновые культуры, зерновое хозяйство, зерновое производство, зерновой рынок, тенденции развития, структура, макрорегион, регион, региональные сдвиги.

SPATIAL ORGANIZATION OF GRAIN PRODUCTION IN THE COUNTRY - THE BASIS OF ITS DEVELOPMENT

ALTUHOV A.I.,

Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of the Federal State Scientific Institution "Federal Scientific Center of Agrarian Economics and Social Development of Rural Territories - All-Russian Research Institute of Agricultural Economics"; е-mail: prognos@mail.ru, тел.: 8-499-195-60-33.

Essay. The article reveals the main reasons that restrain the spatial organization of grain farming in the country, associated mainly with its despecialization and, at the same time, an excessive concentration of grain crops in certain regions and irrational shifts in their placement, pressure from the interests of self-sufficiency of certain regions with grain. In addition, it is noted that, despite the positive dynamics of the spatial organization of grain farming, the reorientation of the grain market from an import model of development to an export model of functioning, the lag of domestic grain production in terms of the level of grain yield remains, although the country has not only managed to maintain, but also to slightly increase its share in world grain production. In order to improve the spatial organization of grain farming in the country, it is proposed to develop a Long-term program for the development of the grain-product sub-complex, to intensify the implementation of a system of measures for the formation of large-scale of specialized high-tech zones for the production of certain types of grain, to develop and implement in practice an all-Russian scheme for the spatial development of grain production and related industries.

Keywords: spatial organization, spatial development, placement, specialization, concentration, cereals, grain farming, grain production, grain market, development trends, structure, macroregion, region, regional shifts.

Введение. В России пространственная организация зернового хозяйства является закономерным, но одновременно сложным и многогранным процессом, связанным с рациональным размещением, углублением специализации и усилением концентрации производства отдельных видов зерна. Вместе с тем, как в прошлом, так и в современных условиях и в будущем это один из наименее затратных, но одновременно наиболее быстрых и повсеместно доступных факторов наращивания производства зерна, повышения его качества и создания экспортных ресурсов. Поэтому пространственная организация зернового хозяйства традиционно является стержнем его эффективного развития и конкурентоспособности. Именно она во многом способствует рациональному использованию производственного и особенно биоклиматического потенциала, инновационной и инвестиционной привлекательности зерновой подотрасли, ее устойчивому развитию. При этом устойчивость пространственной организации зернового производства достигается тогда, когда максимально учитываются аритмичность функционирования природных факторов производства, агротехнические и биологические требования возделывания отдельных зерновых культур, экологическая допустимость и экономическая оправданность, конъюнктурные колебания спроса, предложения и волатильность цен на зерновом рынке, разного рода многочисленные риски внутреннего и внешнего характера, а также активно осуществляется необходимая и своевременная государственная поддержка зерновой подотрасли и проводится эффективное регулирование зернового рынка.

Обсуждение. В текущем столетии в России пространственное развитие зернового хозяйства происходило в сложной и далеко неоднозначной социально-экономической ситуации, связанной с формированием развитого зернового рынка, его переориентацией с импортной модели на экспортную модель функционирования, проведением ускоренного импортозамещения. Сохранившиеся и вновь возникшие разнонаправленные внутренние и особенно внешние факторы в совокупном взаимодействии создали сложную и принципиально новую, но одновременно противоречивую и мало прогнозируемую ситуацию для размещения, специализации и концентрации производства отдельных видов зерна, которая решалась преимущественно методом проб и ошибок, исходя из возможностей конкретного региона при слабом регулировании этих процессов государством.

С одной стороны, в последние годы государство впервые почти за тридцатилетний период

рыночных преобразований, хотя и с большим опозданием, стало в законодательном порядке напрямую участвовать в пространственной организации зернового хозяйства, осуществлении прогрессивных региональных сдвигов и структурных изменений в производстве отдельных видов зерна, рациональном использовании каждым регионом имеющихся у него внутренних преимуществ и возможностей для оптимального размещения, углубления специализации и усиления концентрации зернового производства в благоприятных ареалах для возделывания каждой зерновой культуры.

С другой стороны, несмотря на отдельные положительные моменты по сбалансированности пространственного развития зернового хозяйства, его территориальная организация не отвечает требованиям создания специализированных высокотехнологичных зон по производству отдельных видов зерна. Ни в первой, ни во второй государственных программах развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия фактически не отражены мероприятия по пространственной организации зернового производства в стране. Разработанные в последние годы стратегические документы по его пространственному развитию также вызывают больше вопросов, чем ответов, поскольку они носят фрагментарный и неоднозначный характер и не дают достаточно четкой и объективной картины о размещении и специализации зернового производства не только по вновь образованным макрорегионам, но и по регионам страны. Частично это связано с тем, что в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года наименования отраслей перспективных экономических специализаций приведены в соответствии с Общероссийским классификатором по совокупности укрупненных видов экономической деятельности ОК 029-2014 [1].

В 2019 г. в стране принята к реализации Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 203 5 года (далее - Долгосрочная стратегия), которая представляет собой отраслевой документ стратегического планирования зернового комплекса, определяющий приоритеты, цели и задачи его государственного управления, содержит 11 крупных разделов и 32 подраздела [2]. Однако и в ней фактически отсутствуют не только оценка современного состояния пространственной организации зернового комплекса, но и система мер по его развитию на перспективу. Так, в Долгосрочной стратегии говорится о «ведущих» зернопроизводящих регионах, но какие из них

соответствуют этим требованиям, не указывается, хотя в стране постепенно складываются специализированные высокотехнологичные зоны производства зерна, включающие регионы с его производством в расчете на душу населения свыше одной тонны (таблица 1). В ней отсутствует и перечень основных регионов, поставляющих зерно в порядке межрегионального обмена и на экспорт. Отрывочные сведения о возможных изменениях в структуре зернового производства, его размещении по отдельным федеральным округам и регионам не дают целостной и достаточно четкой картины о решении многочисленных проблем пространственного развития зерновой подотрасли и возделывания конкретной зерновой культуры. При отсутствии комплексного подхода к решению многих вопросов рационального размещения, углубления специализации и усиления концентрации производства отдельных видов зерна разрозненно предлагаемые меры не получили должного научного обоснования, преимущественно носят фрагментарный характер и создается впечатление, что они не обязательны к применению.

Долгосрочная стратегия вместо определения основных направлений рационального размещения, углубления специализации и усиления концентрации производства отдельных видов производства зерна с учетом характерных особенностей возделывания зерновых культур содержит констатацию общих и отрывочных сведений о зернопроизводящих регионах, а меры по пространственному развитию зерновой подотрасли, как правило, носят в ней общий характер. В условиях нечетко выраженной, относительно слабо взаимосвязанной специализации отдельных регионов и макрорегионов на производстве тех или иных видов зерна трудно определить прямое или косвенное, а иногда и противоречивое влияние пространственной организации зерновой подотрасли на ее развитие. К основным из них, в частности, следует отнести:

- деспециализацию подотрасли и одновременно чрезмерную концентрацию посевов зерновых культур в отдельных зерносеющих хозяйствах и регионах, приведших к неоправданному технологическому разрыву между зерновым производством и животноводством, снижению качества зерна, особенно пшеницы. Во многих зернопроизводящих регионах страны удельный вес зернового клина в структуре посевов сельскохозяйственных культур превышает 70%, фактически превращая зерновое хозяйство в доминирующую и монопродуктовую подотрасль сельского хозяйства, от финансово-

го состояния которой в значительной степени зависит его экономика;

- частичное перемещение посевов зерновых культур в южные и особенно юго-восточные и восточные зернопроизводящие регионы страны, которое влечет за собой повышение неустойчивости производства зерна в силу сравнительно высокой аридности их климата и преимущественного возделывания менее урожайных яровых форм зерновых культур, а также увеличение объемов перевозок зерна в западные более густонаселенные и зернодефицитные регионы. В регионах Южного федерального округа зерновое производство ориентировано в основном на экспорт, который, снимая давление на рынок зерна в регионах, близко расположенных к морским портам, в отдельные годы создает трудности в хлебофуражном обеспечении северных территорий европейской части страны [3. -С.61];

- чрезмерное продвижение посевных площадей пшеницы в более северные увлажненные регионы страны, сокращение посевов сортов сильной и твердой пшеницы в традиционных регионах их размещения, а также доминирование озимых и яровых форм пшеницы в посевах сельскохозяйственных и зерновых культур при нарушенных во многих хозяйствах севооборотах под давлением интересов самообеспечения регионов зерном и более высоких цен на продовольственное зерно привели к необоснованному расширению посевов и удорожанию зерна этой культуры, почти повсеместному неуклонному снижению качества пшеницы, свертыванию объема поставок ее высококачественного зерна в порядке межрегионального обмена и на экспорт;

- нерациональные сдвиги в видовой и ассортиментной структуре зернового производства, способствующие снижению генетического потенциала сортов и гибридов зерновых культур при их хозяйственном и товарном использовании, приводящие к сокращению производства зерна, ухудшению его качества, росту издержек, неустойчивости экономики ведения зерновой подотрасли;

- разного рода дополнительные риски, оказывающие негативное влияние на агроклиматический потенциал каждой возделываемой зерновой культуры, существенно усложняющие ведение зернового хозяйства, функционирование рынка зерна, надежность хлебофуражного снабжения страны, наращивание экспортных ресурсов высококачественного зерна, функционирование всего зернопродуктового подкомплекса и его отдельных отраслей.

Таблица 1 - Производство зерна в макрорегионах и регионах Российской Федерации

в 2016-2019 гг.

Макрорегионы и регионы Российской Федерации Посевная площадь Валовой сбор зерновых культур Урожайность, Производство зерна на душу насе- Коэффициент специа-

тыс. га % тыс. т % ц/га ления, кг лизации

1 2 3 4 5 6 7 8

Российская Федерация 46934,2 100,0 122667,6 100,0 26,1 836 1,00

1. Центральный 3103,4 6,6 9953,5 8,1 32,1 310 0,37

Брянская область 384,8 0,8 1638,4 1,3 42,6 1354 1,62

Владимирская область 83,6 0,2 190,8 0,2 22,8 139 0,17

Ивановская область 63,3 0,1 121,5 0,1 19,2 120 0,14

Калужская область 83,8 0,2 202,9 0,2 24,2 201 0,24

Костромская область 34,6 0,1 46,1 0,0 13,3 72 0,09

Московская область 145,8 0,3 385,5 0,3 26,4 51 0,06

Орловская область 900,3 1,9 3292,7 2,7 36,6 4408 5,27

Рязанская область 594,8 1,3 1823,7 1,5 30,7 1628 1,95

Смоленская область 119,5 0,3 268,5 0,2 22,5 283 0,34

Тверская область 70,2 0,1 100,8 0,1 14,4 79 0,09

Тульская область 574,1 1,2 1795,4 1,5 31,3 1206 1,44

Ярославская область 47,1 0,1 84,2 0,1 17,9 67 0,08

2. ЦентральноЧерноземный 5052,2 10,8 19948,3 16,3 39,5 2780 3,33

Белгородская область 735,3 1,6 3486,8 2,8 47,4 2250 2,69

Воронежская область 1474,1 3,1 5106,0 4,2 34,6 2190 2,62

Курская область 1004,3 2,1 4733,2 3,9 47,1 4248 5,08

Липецкая область 788,1 1,7 3078,2 2,5 39,1 2678 3,20

Тамбовская область 1050,4 2,2 3544,0 2,9 33,7 3442 4,12

3. Северо-Западный 328,0 0,7 906,9 0,7 27,6 76 0,09

Калининградская область 123,7 0,3 469,4 0,4 37,9 472 0,56

Вологодская область 108,7 0,2 179,4 0,1 16,5 153 0,18

Ленинградская область 41,5 0,1 127,3 0,1 30,7 70 0,08

Новгородская область 14,7 0,0 34,1 0,0 23,2 56 0,07

Псковская область 39,4 0,1 96,7 0,1 24,5 152 0,18

4. Северный 1,6 0,0 2,3 0,0 14,7 1 0,00

Архангельская область 1,6 0,0 2,3 0,0 14,7 2 0,00

5. Южный 8919,6 19,0 32686,2 26,6 36,6 1989 2,38

Республика Адыгея 147,0 0,3 624,4 0,5 42,5 1373 1,64

Республика Калмыкия 245,8 0,5 551,2 0,4 22,4 2003 2,40

Республика Крым 504,5 1,1 1186,0 1,0 23,5 620 0,74

Краснодарский край 2453,8 5,2 13658,5 11,1 55,7 2437 2,92

Астраханская область 13,3 0,0 36,1 0,0 27,2 35 0,04

Волгоградская область 2114,9 4,5 4596,2 3,7 21,7 1823 2,18

Ростовская область 3439,8 7,3 12032,7 9,8 35,0 2853 3,41

6. Северо-Кавказский 3263,3 7,0 12508,8 10,2 38,3 1273 1,52

Республика Дагестан 145,5 0,3 385,8 0,3 26,5 126 0,15

Республика Ингушетия 45,4 0,1 72,4 0,1 15,9 148 0,18

Кабардино-Балкарская Республика 209,9 0,4 1142,4 0,9 54,4 1320 1,58

Карачаево-Черкесская Республика 101,4 0,2 475,8 0,4 46,9 1020 1,22

Республика Северная Осетия - Алания 134,5 0,3 702,0 0,6 52,2 1001 1,20

Чеченская Республика 165,8 0,4 293,1 0,2 17,7 204 0,24

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6 7 8

7. Волго-Камский 3824,5 8,1 9030,1 7,4 23,6 3370 0,71

Республика Марий Эл 130,0 0,3 230,3 0,2 17,7 592 0,40

Республика Мордовия 443,0 0,9 1206,2 1,0 27,2 337 1,80

Республика Татарстан 1517,8 3,2 4205,1 3,4 27,7 1504 1,29

Удмуртская Республика 347,6 0,7 624,5 0,5 18,0 1081 0,49

Чувашская Республика -Чувашия 281,3 0,6 670,4 0,5 23,8 413 0,65

Пермский край 241,4 0,5 318,0 0,3 13,2 545 0,15

Кировская область 303,6 0,6 569,8 0,5 18,8 121 0,53

Нижегородская область 559,7 1,2 1206,0 1,0 21,5 445 0,45

8. Волго-Уральский 9179,5 19,6 15775,2 12,9 17,2 373 1,32

Республика Башкортостан 1754,0 3,7 3353,0 2,7 19,1 1106 0,99

Оренбургская область 2687,0 5,7 2875,9 2,3 10,7 826 1,74

Пензенская область 738,4 1,6 1979,4 1,6 26,8 1455 1,78

Самарская область 1115,1 2,4 2148,4 1,8 19,3 1489 0,81

Саратовская область 2286,4 4,9 4148,3 3,4 18,1 673 2,02

Ульяновская область 598,6 1,3 1270,1 1,0 21,2 1687 1,22

9. Уральско-Сибирский 3460,3 7,4 5879,6 4,8 17,0 1020 0,57

Курганская область 1077,8 2,3 1815,4 1,5 16,8 476 2,57

Свердловская область 327,8 0,7 668,7 0,5 20,4 2149 0,19

Тюменская область 663,9 1,4 1424,7 1,2 21,5 155 0,46

Челябинская область 1390,8 3,0 1970,7 1,6 14,2 386 0,68

10. Южно-Сибирский 7750,5 16,5 11992,1 9,8 15,5 565 1,30

Республика Алтай 6,5 0,0 7,5 0,0 11,6 1082 0,04

Алтайский край 3450,6 7,4 4851,9 4,0 14,1 34 2,47

Кемеровская область 571,1 1,2 1027,4 0,8 18,0 2066 0,46

Новосибирская область 1495,2 3,2 2523,8 2,1 16,9 382 1,08

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Омская область 2051,9 4,4 3245,7 2,6 15,8 906 1,98

Томская область 175,3 0,4 335,7 0,3 19,2 1658 0,37

11. Ангаро-Енисейский 1515,7 3,2 3041,1 2,5 20,1 311 0,59

Республика Тыва 11,4 0,0 13,3 0,0 11,6 496 0,05

Республика Хакасия 86,2 0,2 117,9 0,1 13,7 41 0,26

Красноярский край 992,5 2,1 2088,2 1,7 21,0 220 0,87

Иркутская область 425,5 0,9 821,8 0,7 19,3 727 0,41

12. Дальневосточный 535,5 1,1 943,5 0,8 17,6 342 0,14

Республика Бурятия 67,8 0,1 57,8 0,0 8,5 115 0,07

Республика Саха (Якутия) 10,6 0,0 9,5 0,0 9,0 59 0,01

Забайкальский край 125,3 0,3 119,2 0,1 9,5 10 0,13

Камчатский край 0,1 0,0 0,2 0,0 19,4 111 0,00

Приморский край 102,1 0,2 335,8 0,3 32,9 1 0,21

Хабаровский край 9,2 0,0 14,1 0,0 15,4 176 0,01

Амурская область 213,8 0,5 398,1 0,3 18,6 11 0,60

Еврейская автономная область 6,5 0,0 8,8 0,0 13,5 499 0,06

В последнее двадцатилетие в стране развитие зернового производства характеризовалось неуклонным увеличением посевных площадей зерновых культур, урожайности и их валового сбора. Особенно высокими были темпы расширения посевов пшеницы, кукурузы, риса и бобовых. Так, посевная площадь

под пшеницей увеличилась в 1,2 раза, бобовыми - в 2,3 и кукурузой - в 3,2 раза.

Разные темпы расширения и сокращения посевных площадей под отдельными зерновыми культурами, увеличения или падения их урожайности и валового сбора повлияли на структуру зернового производства, доминирующее положение в которой по-прежнему

занимают пшеница и ячмень. Однако в последние годы значительный удельный вес в ней стал приходиться на кукурузу (таблица 2). При этом доля пшеницы в структуре зернового клина и валовом сборе зерновых культур превысила 60%, а удельный вес кукурузы в посевах зерновых культур повысился с 1,7 до 5,6%, а в их валовом сборе - с 2,3 до 11,5%. В последние годы основной прирост производства зерна в стране, как и в мире был обеспечен преимущественно за счет неуклонного роста урожайности зерновых культур по сравнению с расширением площади зернового клина и изменением его структуры (таблица 3). Если в стране темпы увеличения посевных площадей зерновых культур были несколько ниже по сравнению с мировым трендом, то по приросту урожайности она значительно опережала мировые тенденции как в целом по зерновым культурам, так и по отдельным их видам, особенно по увеличению объемов производства кукурузы и пшеницы. Именно в первую очередь за счет наращивания их валовых сборов страна смогла не только сохранить, но и несколько повысить свою долю в мировом производстве зерна (таблица 4). Однако по показателю урожайности зерновых

культур она по-прежнему отстает от мирового уровня. Согласно Долгосрочной стратегии такая тенденция сохранится и в перспективе (таблица 5). Даже многие из тех российских регионов, которые в расчете на душу населения производят свыше одной тонны зерна, пока не все могут приблизиться к мировому показателю как в целом по зерновым культурам, так и по отдельным их видам (таблица 6).

Вместе с тем в стране объем прироста производства зерна неуклонно снижается, даже несмотря на рост урожайности зерновых культур, повышение ее доли в общем объеме прироста их валового сбора (таблица 7). При расширении площади зернового клина и его возрастающем удельном весе в приросте общего объема производства зерна снижается доля, вызванная изменением структуры посевных площадей зерновых культур. В последние годы увеличение производства зерна в стране на 80-83% происходило за счет роста урожайности зерновых культур, то есть преимущественно благодаря повышению интенсификации ведения подотрасли и складывающимся относительно благоприятным для нее погодным условиям.

Таблица 2 - Структура посевных площадей и валового сбора зерновых культур в Россий-

ской Федерации, % к итогу

Виды зерновых культур и зерна Годы

2000 20012005 20062010 20112015 20162019 2019

Посевная площадь

Пшеница 50,9 54,0 57,8 56,2 59,1 60,3

Рожь 7,8 6,3 4,4 3,6 2,3 1,8

Ячмень 20,1 22,1 20,2 19,4 17,8 18,9

Овёс 9,9 8,8 7,5 7,0 5,9 5,4

Кукуруза 1,7 1,6 3,2 5,1 5,8 5,6

Просо 3,5 1,9 1,2 1,3 0,7 0,8

Гречиха 3,5 2,2 2,5 2,3 2,5 1,7

Рис 0,4 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4

Бобовые 2,0 2,6 2,5 3,8 4,7 4,6

В »аловой сбор

Пшеница 52,7 57,0 61,3 57,3 62,4 61,4

Рожь 8,3 6,2 4,1 3,0 1,7 1,2

Ячмень 21,5 22,5 19,5 18,0 15,5 16,9

Овёс 9,2 7,1 5,8 5,2 3,9 3,6

Кукуруза 2,3 2,7 4,9 10,9 11,0 11,5

Просо 1,7 0,9 0,5 0,6 0,3 0,4

Гречиха 1,5 0,7 0,9 0,8 0,9 0,6

Рис 0,9 0,6 1,0 1,1 0,9 0,9

Бобовые 1,8 2,2 1,8 2,4 2,8 2,8

Таблица 3 - Производство зерна и отдельных его видов в Российской Федерации и мире

Российская Федерация Мир

Годы посевная площадь, тыс. га урожайность, ц/га валовой сбор, тыс. т посевная площадь, млн га урожайность, ц/га валовой сбор, млн т

Зерно - всего

2000 45585 15,6 65420 689,6 27,6 1903,3

2001-2005 44767 18,8 78832 672,0 31,6 2120,8

2006-2010 44989 20,7 85185 696,1 31,5 2193,0

2011-2015 45331 22,1 93510 716,9 37,1 2489,6

2016-2019 46934 26,9 122668 732,41) 40,41; 2686,8

2016-2019 гг. в % к: 2000 103,0 172,4 187,5 106,2 146,4 141,2

2001-2005 104,8 143,1 155,6 109,0 127,8 126,7

2006-2010 104,3 130,0 144,0 105,2 128,2 122,5

2011-2015 103,5 121,7 131,2 102,2 108,9 107,9

Пшеница

2000 23205 16,1 34460 214,9 27,0 586

2001-2005 24185 19,5 44947 214,9 27,7 597

2006-2010 25988 21,5 52260 218,2 29,6 645

2011-2015 25484 22,3 53545 220,1 32,3 711

2016-2019 27735 28,1 76484 217,32) 34,62) 755

2016-2019 гг. в % к: 2000 119,5 174,5 222,0 101,1 128,1 128,8

2001-2005 114,7 144,1 170,2 101,1 124,9 126,5

2006-2010 106,7 130,7 146,4 99,6 116,9 117,1

2011-2015 108,8 126,0 142,8 98,7 107,1 106,2

Кукуруза

2000 798 21,2 1489 136,9 42,3 592

2001-2005 732 31,5 2154 143,0 45,9 662

2006-2010 1424 33,9 4200 158,6 52,2 800

2011-2015 2328 45,8 10232 182,9 54,3 974

2016-2019 2738 52,3 13460 195,62) 61,12) 1145

2016-2019 гг. в % к: 2000 343,1 246,7 904,0 142,9 144,4 193,4

2001-2005 374,0 166,0 624,9 136,8 133,1 173,0

2006-2010 192,3 154,3 320,5 123,3 117,0 143,1

2011-2015 117,6 114,2 131,5 106,9 112,5 117,6

1) В среднем за 2016-2017 гг. 1} В среднем за 2016-2018 гг.

Таблица 4 -Д оля Российской Федерации в мировом производстве зерна, %

Доля в посевной площади Доля в объеме производства

Годы зерновых в том числе: зерна в том числе:

культур пшеницы кукурузы пшеницы кукурузы

2000 6,6 10,8 0,6 3,4 5,9 0,3

2001-2005 6,7 11,2 0,5 3,7 7,5 0,3

2006-2010 6,5 11,9 0,9 3,9 8,1 0,5

2011-2015 6,3 11,6 1,3 3,8 7,5 1,1

2016-2019 6,4 12,3 1,4 4,6 10,1 1,2

Таблица 5 - Развитие зернового ^ производства в Российской Федерации в ^2035 г.

Показатели 20162019 гг. Сценарии Среднее по трем сценариям Среднее по трем сценариям в % к

опти-мистический базовый песси-мистический 20162019 гг. базовому сценарию

Посевная площадь зерновых культур, млн га 46,9 50,0 50,0 50,0 50,0 106,6 100,0

Производство зерна, млн т 122,7 150,3 140,0 125,4 138,6 113,0 99,0

Урожайность зерновых культур, ц/га 26,2 35,3 28,0 25,1 27,7 107,5 98,9

Внутреннее потребление зерна, млн т 77,4 86,6 76,2 85,6 86,1 111,2 113,0

Экспорт зерна, млн т 42,8 63,6 55,9 39,7 53,1 124,1 95,0

Импорт зерна, млн т 0,6 0,3 0,3 0,3 0,3 50,0 100,0

Однако, несмотря на опережающий рост урожайности зерновых культур в стране, по сравнению с мировой тенденцией, она все же не смогла превзойти ее мировой уровень, хотя, например, по кукурузе значительно к нему приблизилась. Кроме того, для страны по-прежнему остается острой проблемой неустойчивость производства зерна, его высокая зависимость прежде всего от неблагоприятных погодных условий, когда, например, значительная часть зернового клина не убирается, что приводит к резкому падению валовых сборов зерновых культур. Например, в 20092018 гг. в стране производство зерна колебалось от 61,0 до 135,5 млн т, или в 2,2 раза. Только в сельскохозяйственных организациях из-за неубранных площадей зерновых культур среднегодовой недобор зерна составил почти 6,5 млн т, или 9,2% к его объему производства. В 2010 г. в этой категории хозяйств он равнялся 14,6 млн т, или одной трети валового сбора зерновых культур. Такая ситуация с неустойчивостью производства зерна в стране прямо и косвенно свидетельствует о существующих значительных недостатках в его пространственной организации.

Однако высокая зависимость ведения зернового производства от погодных условий это только одна из многих причин, которые негативно влияют на его пространственную организацию в стране. Чтобы пространственная организация зернового производства стала сильно действующим импульсом, а не его существенным тормозом, в развитии зернового хозяйства, предстоит:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработать научные положения по пространственной организации зернового производства, которые должны базироваться на

теории общественного разделения труда, использовании преимуществ территориально-отраслевого разделения труда, опираться на сельскохозяйственное районирование страны, его природно-ресурсную основу. Поскольку традиционно зерновая подотрасль для улучшения адаптивного размещения посевов зерновых культур и их рационального видового и сортового сочетания, в максимальной степени используя биоклиматический потенциал территории, остается объемной и наиболее масштабной сферой сельскохозяйственного природопользования, то сельскохозяйственное районирование служит не только естественно научной основой при решении вопросов рационального размещения, углубления специализации и усиления концентрации производства отдельных видов зерна, формирования их специализированных высокотехнологичных зон, но и одновременно представляет реальную возможность для усиления интеграции зернопроизводящих и потребляющих зерно регионов, укрепления взаимосвязи процессов агроэкологической специализации и интенсификации зерновой подотрасли [6, 8, 10];

- исключить унифицированный и одномоментный подход к пространственному развитию зернового производства, устранить или частично смягчить его территориальные диспропорции, прекратить во многом стихийный и малоуправляемый характер формирования специализированных высокотехнологичных зон производства отдельных видов зерна. Поэтому в регулировании процессов размещения, специализации и концентрации производства отдельных видов зерна ключевую роль должно играть государство прежде всего в лице Минсельхоза России, учитывая, что

пространственное развитие зернового производства в силу своей стратегической важности охватывает решение значительной части вопросов функционирования сельского хозяйства, включая и систему его ведения, что позволит полнее учесть преимущества пространственного развития зернового производства, соблюдать принципы приоритета национальных интересов над региональными интересами, уходить от региональной конкуренции и переходить к межрегиональной кооперации и интеграции в зерновом производстве, развитию специализированных высокотехнологичных зон и межрегионального обмена. Ведь, как известно, чем глубже заходит процесс территориального разделения труда в зерновой подотрасли, тем важнее становится роль взаимного сотрудничества территориально разъединенных хозяйствующих субъектов, так как покупатель зерна и продуктов его переработки имеет значительно большую возможность выбора оптимального их продавца, что способствует более полному и надежному удовлетворению его потребностей, снижению расходов на покупку;

- сориентировать развитие зернового производства на создание специализированных высокотехнологичных зон и функционирование относительно крупных зернопроизводя-щих хозяйств как основного структурообразующего элемента пространственной организации зерновой подотрасли. Именно они должны стать своего рода «локомотивами» эффективного развития зернового хозяйства, прежде всего, в регионах товарного производства зерна, учитывать роль и место каждого региона в пространственной организации зернового производства, перспективы возделывания каждой зерновой культуры, ее сорта и гибрида. Это позволит определить приоритетные направления и систему мер по наращиванию их производства, пользующихся постоянным спросом, за счет рационального использования производственных ресурсов и биоклиматического потенциала территорий, применения более совершенного организационно-экономического механизма в процессе производства, обмена, распределения и потребления зерна и продуктов его переработки;

- активизировать реализацию системы мероприятий по формированию крупномасштабных специализированных высокотехнологичных зон производства отдельных видов зерна, способных придать зерновому хозяйству импульс инновационно-инвестиционного развития прежде всего в регионах производст-

ва товарного, более дешевого и качественного зерна. Это возможно только при активной и постоянной поддержке государства, способного запустить механизм его эффективного развития, поскольку задача устойчивого обеспечения страны высококачественным зерном является сложной межотраслевой экономической проблемой, решение которой с позиции только одного зернового хозяйства является явно недостаточным и менее эффективным. Оно будет более результативным в процессе производства, обмена, распределения и потребления зерна и продуктов его переработки, если совокупность зернопроизводящих и зер-ноперерабатывающих предприятий, заготовительных, торговых и обслуживающих организаций, осуществляющих совместно производство, транспортировку, хранение, переработку и реализацию зерна и продуктов его переработки и контроль за их качеством и безопасностью, станут представлять собой оптимально сбалансированную целостную систему, в которой зерновое производство является основой и важнейшим системообразующим звеном;

- разработать Долгосрочную программу развития зернопродуктового подкомплекса с учетом изменения территориально-административного деления страны, поскольку ее многолетнее отсутствие, несмотря на стратегическую значимость для страны зерна и продуктов его переработки, не только негативно отражается на состоянии зерновой подотрасли, ее пространственной организации и доходности, но и всего зернопродуктового подкомплекса и аграрной сферы экономики. При этом, отдельным разделом следует выделить проблему пространственного развития зернового производства, основные направления и меры по ее решению с учетом координации совместных действий государств-членов Евразийского экономического союза. Поскольку рациональное размещение, углубление специализации и усиление концентрации зернового производства имеет фундаментальный и прикладной характер, необходимо обеспечить постоянное научное сопровождение пространственной организации зернового производства в стране;

- разработать и реализовать на практике общероссийскую схему пространственного развития зернового производства и смежных с ним отраслей, скоординировать совместные действия с государствами-членами Евразийского экономического союза по рациональному размещению и углублению специализации

производства отдельных видов зерна, расширению взаимной зерновой торговли и наращиванию экспортных ресурсов;

- совершенствовать организационно-экономический механизм пространственной организации зернового производства, поскольку дифференциация регионов по производству отдельных видов зерна будет усиливаться в большей степени, чем тенденция к самообеспечению, за счет максимального использования природного, экономического и аграрного потенциалов прежде всего в регионах производства товарного, относительно дешевого и более качественного зерна, которое может составить реальную конкуренцию на внешнем зерновом рынке [7, 9];

- повысить роль государства в регулировании процессов размещения, специализации и

концентрации зернового производства. Оно должно играть ключевую роль в его пространственном развитии, применяя систему мер экономического, административного и организационного характера для устранения сложившихся диспропорций и эффективного использования имеющихся территориальных преимуществ каждого зерносеющего региона. Наибольший эффект достигается в том случае, если углубление специализации производства отдельных видов зерна происходит преимущественно путем концентрации посевов зерновых культур в ареалах с наиболее благоприятными условиями для их возделывания и при государственном регулировании этих динамичных процессов.

Таблица 6 - Посевная площадь, урожайность и валовой сбор зерновых культур в российских

регионах, производящих свыше одной тонны зерна на ^ душу населения в ^ 2016-2018 гг.

Регионы Посевная площадь, тыс. га Урожайность, ц/га Валовой сбор, тыс. т Структура размещения, % Производство зерна на душу населения, кг Коэффициент специализации

посевов валовых сборов

Орловская область 902,2 35,1 3166,0 1,9 2,6 4199 5,03

Курская область 1016,5 45,8 4652,4 2,2 3,8 4158 4,96

Ставропольский край 2440,3 40,1 9783,1 5,2 7,9 3491 4,16

Тамбовская область 1040,7 34,5 3587,8 2,2 2,9 3447 4,13

Ростовская область 3392,3 35,4 12009,2 7,2 9,8 2840 3,39

Липецкая область 785,5 38,1 2989,4 1,7 2,4 2590 3,09

Краснодарский край 2450,3 55,4 13584,3 5,2 11,0 2442 2,90

Белгородская область 742,9 47,0 3491,4 1,6 2,8 2251 2,68

Воронежская область 1462,8 34,7 5082,0 3,1 4,1 2177 2,60

Курганская область 1083,3 16,9 1827,0 2,3 1,5 2139 2,56

Алтайский край 3544,3 13,9 4938,7 7,5 4,0 2089 2,50

Республика Калмыкия 232,6 22,4 521,6 0,5 0,4 1883 2,25

Волгоградская область 2099,1 22,1 4630,0 4,5 3,8 1827 2,18

Саратовская область 2271,4 19,7 4470,4 4,8 3,6 1805 2,16

Омская область 2087,6 15,9 3310,4 4,4 2,7 1680 2,01

Оренбургская область 2706,4 11,6 3126,5 5,8 2,5 1573 1,88

Рязанская область 583,0 30,0 1749,1 1,2 1,4 1553 1,86

Пензенская область 717,8 28,1 2020,3 1,5 1,6 1507 1,80

Республика Мордовия 442,6 27,1 1199,4 0,9 1,0 1486 1,78

Республика Адыгея 147,3 42,2 622,1 0,3 0,5 1373 1,64

Брянская область 384,0 42,1 1617,5 0,8 1,3 1327 1,59

Кабардино-Балкарская Республика 209,2 54,7 1144,5 0,4 0,9 1325 1,58

Тульская область 569,2 30,2 1719,3 1,2 1,4 1147 1,37

Республика Татарстан 1536,6 27,4 4217,5 3,3 3,4 1086 1,29

Ульяновская область 583,5 22,3 1301,4 1,2 1,1 1039 1,24

Карачаево-Черкесская Республика 101,7 46,2 469,8 0,2 0,4 1006 1,20

Итого 33533,1 29,0 97231,1 71,3 78,9 2117 2,52

Таблица 7 - Изменения прироста производства зерна в Российской Федерации

Показатели 2016-2019 гг. в сравнении с

2001-2005 гг. 2006-2010 гг. 2011-2015 гг.

Прирост производства зерна, тыс. т 43836 37483 29159

в том числе за счет (%): расширения посевных площадей зерновых культур 7,1 10,5 11,9

увеличения урожайности зерновых культур 80,2 81,5 83,2

улучшения структуры посевных площадей зерновых культур 12,7 8,0 4,9

Вывод. Перечисленные выше меры по пространственной организации зернового производства позволят не только надежно обеспечить внутренние потребности в зерне, но и создать значительные ресурсы для наращивания его экспорта, что значительно усилит позиции страны на мировом зерновом рынке,

связанные в первую очередь с ее естественными конкурентными преимуществами, а также переводом зернового хозяйства на инновационно-инвестиционную модель развития в регионах производства товарного и качественного зерна.

Список использованных источников

1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р.

2. Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 г. № 1796-р.

3. Основные направления размещения и специализации сельского хозяйства России: монография / А.И. Алтухов, А.Г. Папцов, А.А. Шутьков и др. - М.: ООО «Сам полиграфист», 2020. -С. 61.

4. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период 2030 года // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 993-р.

5. Алтухов А.И. Первоочередные задачи по наращиванию российского экспорта зерна // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2020. - №7. - С.4-13.

6. Зюкин Д.А. Оценка приоритетных направлений и мер государственной поддержки в проекте стратегии развития зернового подкомплекса // Региональный вестник. - 2019. - № 14 (29). - С. 58-60.

7. Святова О.В., Новосельцева О.Н. Продовольственная безопасность в условиях экономических санкций // Региональный вестник. - 2019. - № 17 (32). - С. 45-47.

8. Зюкин Д.А. К вопросу выбора приоритетов в путях развития зернопродуктового подкомплекса и наращивания урожаев зерна // Региональный вестник. - 2019. - № 19 (34). - С. 4749.

9. Золотарева Е.Л., Золотарев А.А. Обеспечение экономической безопасности региона // Региональный вестник. - 2019. - № 23 (38). - С. 65-67.

10. Зюкин Д.А. Направления обеспечения рационального землепользования в зерновом хозяйстве // Региональный вестник. - 2019. - № 1 (16). - С. 47-48.

List of sources used

1. The strategy of spatial development of the Russian Federation for the period up to 2025 // Approved by the order of the Government of the Russian Federation dated February 13, 2019 No. 207-r.

2. Long-term strategy for the development of the grain complex of the Russian Federation until 2035 // Approved by the order of the Government of the Russian Federation dated August 10, 2019 No. 1796-r.

3. The main directions of placement and specialization of agriculture in Russia: monograph / A.I. Altukhov, A G. Paptsov, A.A. Shutkov and others. - M.: OOO "Sam polygraphist", 2020. - P. 61.

4. Strategy for the development of the agro-industrial and fishery complexes of the Russian Federation for the period of 2030 // Approved by the order of the Government of the Russian Federation dated April 12, 2020 No. 993-r.

5. Altukhov A.I. Priority Tasks to Increase Russian Grain Export // Economics, labor, management in agriculture. - 2020. - No. 7. - S.4-13.

6. Zyukin D.A. Assessment of priority directions and measures of state support in the draft strategy for the development of the grain subcomplex // Regional Bulletin. - 2019. - No. 14 (29). - S. 58-60.

7. Svyatova OV, Novoseltseva ON Food security in the context of economic sanctions // Regional Bulletin. - 2019. - No. 17 (32). - S. 45-47.

8. Zyukin D.A. On the issue of choosing priorities in the ways of developing a grain product sub-complex and increasing grain yields // Regional Bulletin. - 2019. - No. 19 (34). - S. 47-49.

9. Zolotareva E.L., Zolotarev A.A. Ensuring the economic security of the region // Regional bulletin. - 2019. - No. 23 (38). - S. 65-67.

10. Zyukin D.A. Directions of ensuring rational land use in grain farming // Regional Bulletin. -2019. - No. 1 (16). - S. 47-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.