Научная статья на тему 'Простота и точность – слагаемые красоты и качества часов'

Простота и точность – слагаемые красоты и качества часов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
412
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
часовой механизм / мастер-часовщик / пружина / барабан / колеса / корпус / clockwork / master watchmaker / spring / drum / wheel / body

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Булгакова Алина, Степанов Анатолий

Статья посвящена истории создания и развития часовых механизмов в Европе, а также общим принципам их устройства на примере часов из Большого собрания изящных искусств ASG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMPLICITY AND ACCURACY – COMPONENTS OF BEAUTY AND WATCHES QUALITY

The article is devoted to the history and development of clockworks in Europe, as well as the general principles of the device as an example of watches in the Grand collection of Fine Arts ASG.

Текст научной работы на тему «Простота и точность – слагаемые красоты и качества часов»

ПРОСТОТА И ТОЧНОСТЬ - СЛАГАЕМЫЕ КРАСОТЫ И КАЧЕСТВА ЧАСОВ

БУЛГАКОВА Алина, директор Международного института антиквариата, к.п.н.

СТЕПАНОВ Анатолий, реставратор

Аннотация: статья посвящена истории создания и развития часовых механизмов в Европе, а также общим принципам их устройства на примере часов из Большого собрания изящных искусств ASG. Ключевые слова: часовой механизм, мастер-часовщик, пружина, барабан, колеса, корпус.

Abstract: The article is devoted to the history and development of clockworks in Europe, as well as the general principles of the device as an example of watches in the Grand collection of Fine Arts ASG. Keywords: clockwork, master watchmaker, spring, drum, wheel, body.

История развития часов насчитывает уже много столетий. Еще древние египтяне и греки пользовались солнечными и водяными часами, не отличающимися высокой точностью, а при определенных условиях и вовсе бесполезными. Существовали и еще более экзотические типы часов, например, в древнем Китае использовали огненные часы, работавшие по принципу сгорания воска. Первые упоминания о песочных часах мы можем встретить в парижских документах 1339 года, и популярностью они пользовались, в основном, на флоте, поскольку могли работать в условиях качки и изменения давления. В рабочих же кабинетах XVII века они уже рассматривались как модное украшение богатых домов. В этом же столетии, а именно в период правления Людовика XIV, происходит кардинальный переворот в области развития точных измерительных приборов, ознаменованный появлением вертикального маятника. Тремя четвертями века ранее, в 1583 году, Галилео Галилей (1564 - 1642) навлек на себя гнев инквизиции, утверждая вслед за Коперником, что Солнце, а не Земля, представляет собой центр мира. Параллельно он открыл свойства и законы маятника, который рассчи-

тывал использовать для измерения времени. Галилею не удалось реализовать свой проект. Только голландскому математику, физику и астроному Христиану Гюйгенсу (1629 - 1695) с соратником, гааг-

Бернард Вайлант Портрет Христиана Гюйгенса

Музей Гюйгенса, Ворбург

ским часовщиком Соломоном Ко-стером удалось изготовить в 1657 году первые часы с маятником.

Эти часы, ныне хранящиеся в Лейдене, получили широкое распространение, и несколько их экземпляров были экспортированы во Францию, где пребывал Гюйгенс по приглашению главы правительства Франции Жана-Батиста Кольбера с 1666 по 1681 годы. Одни из этих часов, имеющие простой корпус из грушевого дерева с рамкой, гравировкой Костера и датировкой 1658 годом, проходили на аукционе в Париже в июне 1985 года.

После смерти Костера в 1659 году изготовление часов с вертикальным маятником распространяется по всей Европе. Патенты на их производство были предоставлены нескольким голландским и зарубежным часовщикам, в числе которых были три француза - Николя Ане, Бальтазар Мартино и Исаак Тюре. Позднее эти мастера еще более усовершенствуют механизм с вертикальным маятником, добавив на циферблат секундную стрелку.

Важность открытия вертикального маятника найдет свое отражение век спустя в Энциклопедии, публикуемой Дидро и Д'Аламбером с 1751 года: «До Гюйгенса изготовление часов считалось механическим искусством, которое требовало лишь рабочей силы, но то, как он применил к этому делу геоме-

13) 2016

vw вестшкмэвдунарсвдного шступуга ahinxawata

(Чир искусств

Часовой механизм 1-ой четверти XIX в. (эпоха Ампир) Мастер часового механизма: Николя Тома БСИИ ASG, инв. № 08-4283

трию и механику, сделало из этого искусства науку» [3, с. 36].

Что касается эволюции часовых механизмов, то еще одно английское изобретение конца XVII века имело важное значение для истории - это появление «анкерного» хода. Анкерный ход, лучше адаптированный к маятнику, был похож на морской якорь. Он соединял поочередно свои лопатки, называемые «импульсами», «палетами», между наклонными зубьями «кликерного» колеса, затем останавливался и постепенно приходил в движение по принципу, общему для любого спускового механизма.

С начала XVIII века часы на анкерном ходу становятся предметом многообразных опытов, улучшений и инноваций. Чаще всего они носили имена их изобретателей. Назовем, среди многих, анкерный ход «с покоем», сделанный англичанином Джорджем Грэхамом около 1715 года, штифтовый анкерный ход Луи Амана, Жана-Андре Лепота (1753 год) и, позднее, около 1850 года, механизм Броко, с вынесенным на циферблат анкером, имеющим рубиновые палеты [3].

Также большим открытием XVIII

СТОИКА КОЛОКОЛЬЧИКА

СТАБИЛИЗАТОР БОЯ (ВЕТРЯЧОК)

БАРАБАН с заводной пружиной

КОЛЕСО

века в области производства часов стало изобретение в 1726 году англичанином Джоном Гаррисо-ном компенсационного маятника, который за счет различных коэффициентов расширения сохранял постоянную длину при изменении температур. Он состоял из нескольких параллельно расположенных стержней из стали и латуни. Центральный нёс на себе тяжелый груз. Все они были зафиксированы в верхней или нижней частях, оставаясь свободными на концах. Регулярное движение, согласно их коэффициенту расширения в тепле или холоде, и поддержка постоянной длины маятника - залог точности часового хода. Поэтому часы с маятником данного типа обычно называют «регуляторами».

В течение XVIII столетия появлялись и другие способы термической компенсации. Один из самых изобретательных, наряду с маятником «на стержне» Джона Гарри-сона, ртутный маятник его соратника Джорджа Грэхама, который

Филипп-Жозеф Тассер Портрет английского часовщика Джона Гаррисона (1732 - 1803)

Й

ВНЕШНЕЕ КОЛЬЦО ЦИФЕРБЛАТА С ДАТОЙ ПОСЛЕДНЕЙ РЕСТАВРАЦИИ: «DEC 1901» («ДЕК 1901»)

стали использовать с 1715 года. Он состоял из стального стержня, завершающегося стеклянным сосудом с ртутью. Когда температура поднималась, нить маятника удлинялась, между тем как ртуть, расширяясь, увеличивалась в объеме. В первом случае центр притяжения понижается, во втором - поднимается. Таким образом, соединение двух противоположных процессов поддерживают маятник на постоянной высоте [3].

Итак, все вышеописанные часовые механизмы конструктивно схожи и фактически использовались не только в XVIII, но и в XIX веке. Более того, и в наше время они практически не изменились. Основными элементами любого часового механизма являются пружины, барабаны, колеса (барабанное, центральное или минутное, спусковое и два промежуточных), анкерный спуск и маятник, до середины XIX века имевший нитевой (шелковый) подвес, скобы, колокольчики или гонги, звонившие каждые полчаса и т.д. Отличаться механизмы могут количеством колес (4 - 5), зубьев, строением запуска сигнального устройства, подвесом маятника и

Пир ыекуеетБ

№1 (13) 2016

Циферблат 1-й четверти XIX в. (эпоха Ампир) Мастер часового механизма: Николя Тома БСИИ ASG, инв. № 08-4283

частотой завода, которого может хватать на 10 - 12 - 14 дней, а у гиревых часов на 7 - 8.

Клеймо с фамилией мастера-часовщика ставилось либо на циферблат, либо на часовой механизм, а иногда в оба места одновременно. При этом именное клеймо, иногда дополненное адресом мастерской, еще не является свидетельством того, что часовой механизм выполнен лично мастером. Говорить о том, что определенный часовщик лично создавал часы от начала и до конца, можно лишь в случае с самыми первыми и ранними часами, созданными с помощью напильника. Здесь примером может служить коммуна Ла-Шо-де-Фон, находящаяся в Швейцарии на границе с Францией. С 1656 года она являлась центром часового производства. Само швейцарское производство часов зародилось в Женеве в XVI веке, но после запрета Жана Кальвина его центр переносится в Ла-Шо-де-Фон. В XVII веке с увеличением населения городов и упадком сельскохозяйственного производства все более активную роль начинают играть крестьяне-часовщики, кото -рые вечерами занимались изготовлением часов из дерева и железа. Посещая ярмарки, швейцарские мастера-часовщики распространяли свою продукцию в другие европейские города и нередко сами путешествовали с этой целью.

В начале XVIII столетия коммуна Ла-Шо-де-Фон переходит в руки прусского короля. В это время часовых дел мастер Даниэль Жан Ришар, стоявший у истоков часового дела в Швейцарии, создает систему мануфактурного производства часовых механизмов, строящуюся на разделении труда. Согласно этой системе каждый мастер изготовляет определенную деталь часового механизма. В результате в Швейцарии зарождается индустрия часового производства, и изделия крестьян-часовщиков постепенно перестают пользоваться спросом.

В этом же столетии по всей Европе появляются крупные центры производства часов, где над их созданием работает не один чело-

век, а целая группа подмастерьев с определенной специализацией, ставивших, тем не менее, на часах клеймо своего учителя. А с XIX столетия можно говорить уже о крупном серийном производстве часов.

Первенство в массовом производстве часовых механизмов принадлежит французам и англичанам, считавшимся лучшими часовщиками. Вслед за ними часы стали производить в Италии, Австрии, Германии и Швейцарии, а со второй половины XIX столетия и в Америке. В России сегодня швейцарские часы традиционно высоко ценятся, хотя в сравнении с механизмами, созданными в других европейских странах, ничем особенным не отличаются, а популярность их объясняется широким выбором представленных на нашем рынке моделей.

Постепенно продукция европейских мастеров-часовщиков распространилась по всему миру. Например, в фарфоровых корпусах китайских часов довольно часто можно встретить европейские часовые механизмы. Одним из основных элементов этих механизмов являлись две заведенные пружины, отвечающие за ход и бой часов. Причем их работа не зависела друг от друга, и если не завести пружину боя, то часы не будут бить, но будут продолжать ходить с одной заведенной пружиной. Пружины стали использовать с XVII века. До их изобретения применяли различные гири. Изготавливали их из ленточ-

ной закаленной стали, а для под-пружинивания элементов использовали свиную щетину.

Первый, кто начал применять фузейный пружинный механизм в своих часах, был уже упомянутый нами Бальтазар Мартино (1636, Руан - 1714, Сен-Жермен-ан-Ле) -выходец из прославленной династии французских часовщиков. С 1660 года этот мастер работал в Париже, а спустя пять лет получил должность штатного камердинера-часовщика королевы Анны Австрийской, а затем Людовика XIV. Среди заказчиков мастера были Великий дофин Людовик, герцог д'Омон, епископ Луи де Роган, маркиз Аржансон, графиня де Поли-ньяк и др. Часто Мартино создавал часовые механизмы для корпусов, произведенных Андре-Шарлем Булем. А вместе с Паскалем Блезом и герцогом Руанским он разработал систему фузейного механизма, которая получила название «пружина Мартино» [3]. В основе этого механизма лежит максимально заведенная пружина, которая по мере расходования завода компенсирует падение и выравнивает работу крутящего момента за счет фузеи, имеющей форму усеченного конуса. Далее вращательный момент передается от барабана заводной пружины на главную колесную систему. В результате обеспечивается равномерный ход часов на весь период работы механизма от одного завода до другого.

№1 (13) 2016

тор вестник мэедтародгаго шстигла «шикачудтд

(Чир искусств

После изобретения английским часовщиком Томасом Мьюиджем (1715 - 1794) в 1755 году свободного анкерного хода практическая необходимость в фузее отпала, однако ее все еще можно встретить в дорогих коллекционных часах эксклюзивных серий.

В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся часы-картель, выполненные в технике «Буль»,

на механизме которых стоит имя Бальтазара Мартино.

Их корпус имеет прямоугольную форму с закругленным сводом. На нем - выступ-основание для не сохранившейся до наших дней скульптуры мелкой пластики, а кроме того бронзовые накладки в виде листьев аканта, цветочных гирлянд, маскарона и кариатид. Надглазур-ные римские цифры кобальтом нанесены на эмалевые картуши фигурной формы. Под циферблатом - барельеф с изображением трех Парк (Нона, Децима, Мор-

та) - богинь судеб, разрывающих нить человеческой жизни. Часовой механизм подписан: «Бальтазар Мартино в Париже» («Balthazar Martinot a Paris»).

Для XVIII столетия устройство этих часов можно назвать вполне классическим. В верхней части установлен колокольчик, который и сегодня находится в рабочем состоянии (в современных часах

чаще используются гонги). Спусковая скоба механизма, к которой подвешивается маятник и которая отвечает за пошаговый ход часов, в данном случае выполнена в виде коромысла. Кроме того, здесь мы можем наблюдать и коронное колесо, являющееся сложной и не самой удачной передачей, поскольку зубья здесь расположены на разном радиусе. Однако для мастера данный вариант был, по-видимому, привычен. Что характерно, коронное колесо используют в часовых механизмах и по сей день.

До сегодняшнего дня сохранилась и еще одна особенность цифрового обозначения часов на циферблатах. В частности, привычное нам написание римской цифры IV заменено здесь на ПИ.

Традиция эта насчитывает уже более четырех столетий. Одна из причин использования варианта III! состоит в том, что часть цифр на циферблате перевернута, поскольку все они ориентируются на центр часов, поэтому можно перепутать IV и VI. Кроме того, в XVI -XVII веках большинство населения не умело читать ни на родном, ни на иностранных языках. Время показывалось в основном на часах, расположенных на публичных зданиях - церквях, соборах и башнях. Людям было легче посчитать четыре черты, чем понять неизвестное им начертание IV. Наконец, это можно объяснить просто с точки зрения дизайна: ПИ лучше балансирует с VIII на противоположной стороне циферблата.

Аналогичное написание четверки можно видеть и на циферблате напольных часов, созданных во Франции в конце XVIII столетия.

Их верхняя часть выполнена в виде разорванного фронтона со сферическими украшениями золоченой бронзы, резными растительными мотивами и каннелиро-ванными колоннами по углам. Под фронтоном - галантная сцена, написанная масляными красками, а в средней части - декоративная композиция, состоящая из музыкальных инструментов - трубы, флейты, арфы и скрипки.

Замечателен циферблат этих часов из золоченой и посеребренной лату-

Часы-картель Франция (Париж), начало XVIII в. (период Людовика XIV) Мастер часового

механизма: Мартино, Бальтазар (Martinot, Balthazar) Дерево; черепаха; латунь, золоченая бронза, литье, чеканка, техника «Буль»; эмаль (циферблат) 83*49x23 см

БСИИ ASG, инв. № 08-2076

Пир искусств

№1 (13) 2016

Обозначение дней недели БСИИ ASG, инв. № 08-1151

Обозначение месяцев БСИИ ASG, инв. № 08-1151

Напольные часы Франция, конец XVIII в. Красное дерево, резьба; латунь, медь, литье, чеканка 274x78x37 см БСИИ ASG, инв. № 08-1151

ни, показывающий не только время, но также месяцы и дни недели в виде аллегорий: месяцы обозначаются зо-

диакальными изображениями, а дни недели выполнены в виде муз.

Кроме того, секундная стрелка здесь вынесена на отдельный небольшой циферблат, а на основном циферблате с часовой и минутной стрелками есть специальный диск для установки такого редкого в XVIII веке дополнения напольных часов, как будильник.

При восстановлении механизма данных часов оказалось, что не-

которых его деталей не хватает, и пришлось создавать новые из современных материалов. В частности, были вновь изготовлены гири и маятник. А вот цепь будильника сохранилась.

Подобная замена деталей часовых механизмов - обычная прак-

13) 2016

тор вестшкмэвдунарсвдного шступуга дщикацулгА

(Чир искусств

тика в реставрационном деле, поскольку со временем они изнашиваются, теряют прочностные характеристики и разрушаются. В результате использования и под действием циклических переменных напряжений накапливается усталость металла и повреждения неизбежны. Так, не хватало деталей механизма и у часов эпохи Реставрации (первая четверть XIX века), которые были отреставрированы первыми из Большого собрания изящных искусств ASG еще в 1993 году. Для них были изготовлены новый маятник, регулятор хода и задняя дверца.

Однако в контексте качества материала современные детали подчас уступают старинным, и если прочность стали находится на прежнем уровне, то бронза с добавлением легирующих компонентов оставляет желать лучшего. По этой причине часто для создания новых деталей реставраторы используют

отдельные невостребованные элементы механизмов от других старинных часов. Целые наборы таких элементов, проходящих под одним лотом, нередко можно встретить на аукционах.

Подводя итог, следует отметить, что в любых часах, к какому бы типу они не относились и в какое бы время не были созданы, важны две составляющие: их корпус и механизм, над которыми работают разные мастера. Основными характеристиками в оценке качества корпусов являются ценность выбранных материалов, изысканность оформления, тонкость исполнения работы, художественность и т.п. В каждую историческую эпоху сложилась своя классификация и принципы оформления корпусов. А вот принципы работы часовых механизмов на протяжении веков кардинально не изменились. Разумеется, наряду с общими законами работы механизмов, есть и частные

Маятники XVIII - XIX вв. БСИИ ASG, инв. № 15-1315

моменты, которые могут разниться. Но с момента создания первого часового механизма и до наших дней мастера-часовщики во всем мире стремятся к двум важнейшим качествам своих работ - абсолютной точности и максимальной простоте.

Список использованной литературы:

1. Бирюкова Н. Западноевропейские часы XVI - XIX веков. - СПб.: Аврора, 1971. - 104 с.

2. Augarde J.-D. Les Ouvriers du temps: la pendule à Paris de Louis XIV à Napoléon 1er. - Paris : Antiquorum, 1996. - 427 p.

3. Kjellberg P. Encyclopédie de la pendule française: du Moyen Age au XX siècle. - Paris : Les Editions de l'Amateur, 1997 . - 526 p.

4. Schoppig R. L' horloge française à poids sa période artisanale du XVI° au début du XIX°. - Paris : Tardy, 1984. - 272 p.

Пир ыекуеетБ

№1 (13) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.