Научная статья на тему 'Победа над временем коллекция. Напольных часов в БСИИ ASG'

Победа над временем коллекция. Напольных часов в БСИИ ASG Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
155
39
Поделиться
Ключевые слова
часовой механизм / гномон / анкерное устройство / «регулятор» / декоративное оформление корпуса

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Елена Власова

Статья посвящена истории создания первых часов, их эволюции как элемента городской среды и интерьера. Подробно рассматриваются напольные регуляторы, их механизм и декор как следствие благосостояния и представлений о красоте.

“The victory over time” longcase clock collection from Grand Assembly of Fine Arts ASG

The article is dedicated to the history of making primary watches, their evolution as an element of urban realm and interior. The longcase regulators are concerned most detailed, their mechanism, decor as an effect of prosperity and ideas of beauty.

Текст научной работы на тему «Победа над временем коллекция. Напольных часов в БСИИ ASG»

Елена Власова, главный хранитель фонда МИА ASG

ПОБЕДА НАД ВРЕМЕНЕМ

КОЛЛЕКЦИЯ НАПОЛЬНЫХ ЧАСОВ В БСИИ ASG

АННОТАЦИЯ: статья посвящена истории создания первых часов, их эволюции как элемента городской среды и интерьера. Подробно рассматриваются напольные регуляторы, их механизм и декор как следствие благосостояния и представлений о красоте.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: часовой механизм, гномон, анкерное устройство, «регулятор», декоративное оформление корпуса.

SUMMARY ABSTRACT: The article is dedicated to the history of making primary watches, their evolution as an element ofurban realm and interior. The longcase regulators are concerned most detailed, their mechanism, decor as an effect ofprosperity and ideas ofbeauty.

KEY WORDS: watchwork, gnomon, anchorage, «regulator», decorative design of case.

История часов длится уже много столетий, обыденная жизнь сегодня немыслима без этого мудрого прибора. Когда же человек ощутил потребность в точном измерении такого феномена, как время?

Первобытные люди определяли время по движению солнца на небе: на восходе - значит утро, посередине - полдень, закат - соответственно, вечер. Позднее древние люди разделили время на определенные промежутки, наблюдая за фазами луны, равномерно сменяющими друг друга с периодом в 28 дней. В III-м тысячелетии до н.э. ассиро-вавилонские жрецы и астрономы разделили день на 24 одинаковых отрезка времени - часы, а час поделили на 60 минут. Вероятно, первым инструментом, который человек использовал для измерения времени, были примитивные солнечные часы, изобретенные в Египте во II-м тысячелетии до н.э. В центре круга был установлен стержень, освещаемый солнцем. Отбрасываемая им тень падала на циферблат, разделенный на сегменты. Несколькими столетиями позднее появились более совершенные солнечные часы, они состояли из прямого стержня, называвшегося гномон (т.е. указатель), и плоской горизонтальной площадки, на которую гномон отбрасывал свою тень. Рукотворный гномон мог принять вид колонны, стеллы или обелиска [4; 14, с. 9].

Все те же египтяне изобрели еще одни часы -водяные. Их первое название -клепсирда (др.-греч. KVs^úSpa от кХелтш - похищать, скрывать ии5шр - вода). Самый древний образец таких часов был найден в одном из храмов Амон Ра в Карнаке и датируется 1330 годом до н.э. Это пара каменных сосудов, на дне одного было небольшое отверстие, сквозь которое просачивалась вода.

Устанавливались эти сосуды на разных высотах - один выше другого, соединялись между собой трубкой, по которой вода из одного сосуда перетекала в другой. На внутренние стенки таких емкостей наносилась специальная шкала, по которой, исходя из уровня воды, и определяли время. Водяные часы пользовались всеобщей популярностью и любовью в Греции [5; 14, с. 13].

Александрийский механик Тесивий во 11-м в. до н.э. сконструировал свои поплавковые клепсир-ды, сообщения о двух таких водяных часах дошли и до нашего времени. У них были даже стрелка и циферблат из 24 наклонных линий для определения времени. Кроме того, эти часы имели еще специальное устройство, которое через определенные интервалы выбрасывало на чашку мелкие камешки, так что эта механическая клепсирда была еще и с боем.

Описание совершенно фантастических водяных часов нам оставил византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский. Это часы находились в палестинском городе Газо и являлись монументальным сооружением, занимающим большую площадь в центре города. На четырех колоннах покоилась крыша, наверху которой находилась голова Горгоны - мифического чудовища, вращавшего глазами при каждом бое часов. Сами часы помещались в глубине пространства, ограниченного колоннами и мраморными карьерами с насаженными на них остриями, чтобы в помещение не могли пробраться любопытные. В просвете между колоннами зритель видел двенадцать окошечек, постепенно освещавшихся ночью. Под этими окошечками ряд дверок и на одной из них - парящий орел. Открывалась дверь и из нее выходил легендарный герой - Геракл, показывающий свою добычу, а орел

опускал на его голову венок. Появляясь то из одной, то из другой дверцы, Геракл демонстрировал свои подвиги (числом двенадцать) и по каждому из этих выходов зритель мог определить, который час. Эти часы в Газе еще и отбивали время.

Заменителем текучей воды выступал в часах и сыпучий песок. Такие песочные часы были известны с глубокой древности, но особое распространение они получили в средние века. Одно из самых ранних упоминаний о песочных часах содержится в парижском документе 1339 года. В ХУ11в. песочные часы превратились в модное украшение кабинетов в богатых домах. Это были изысканные вещицы, подлинные произведения ювелирного искусства, выполненные с применением драгоценных материалов и сложных техник. Особую службу песочные часы сослужили на флоте. Дело в том, что ни один другой механизм не мог корректно работать в условиях постоянной качки, изменения температур, влажности или даже сил гравитации земли на различных широтах. Назывались такие часы «склянки». Песок в них пересыпался из одной емкости в другую ровно за полчаса. После этого вахтовый матрос переворачивал их и звонил в специальный колокол - «рынду» [14, с. 14].

С древности человек использовал для определения такой странной вещи, как время, солнечный свет, а также две стихии - воду и землю (в виде сыпучего песка). Порой он привлекал и третью стихию - стихию огня. Огневые часы были популярны в Китае и, возможно, там же и были изобретены. Если в водяных часах убывала вода, то в огневых сгорало масло или воск.

В Европе в XIII в., например, использовали тонкие свечи длиной около метра с нанесенной по всей длине шкалой. Они сравнительно точно показывали время, а в ночные часы еще и освещали жилище. К боковым сторонам свечи иногда прикрепляли металлические штырьки, которые по мере выгорания и таяния воска падали с характерным звоном, отмечая прошедший час.

Каждые из этих древних часов - солнечные, водяные, песочные, огневые - имели свои преимущества и недостатки. Солнечные достаточно точно помогали определять время, но были бесполезны ночью и при облачной погоде. Песочные часы давали возможность измерять время в любой момент дня и ночи, однако по точности они не могли состязаться с солнечными. Водяные и огневые были слишком сложны и громоздки.

Пришла пора создать часы точные, достаточно компактные и максимально не зависимые от внешних условий. Таким оптимальным инструментом для измерения времени стали механические часы [4].

СОЗДАНИЕ

МЕХАНИЧЕСКИХ ЧАСОВ

Время и место появления первых механических часов точно не известно. Порой их изобретение приписывают монаху Герберту Орильякскому - будущему римскому папе Сильвестру II (П-ая половина X в.).

Он хорошо разбирался в технике и был знаком с принципами построения различных арабских астрономических приборов и водяных часов. Кстати, именно Герберт познакомил европейцев с арабскими цифрами. Однако что это были за часы, если они вообще существовали, -мы не знаем. Никаких следов в истории его часы не оставили.

ЧДО ВеСШИКЛ®КдаН№ОДНОГОИНСТ»ПУТААНТОКВАРИА!А

4Ш1р искусств

а а

а) - общий вид; б) - спусковое устройство

Большинство историков считает, что механические часы произошли от водяных. В механической части водяных часов уже применялись циферблат, колесная передача, механизм боя и даже марионетки, которые разыгрывали различные сцены. Недоставало только механического спускового устройства и регулятора хода.

Самое древнее свидетельство существования похожего механизма приведено в чертежах французского архитектора Вилларда де Синекуры приблизительно в 1250 году.

Как видно из эскиза этого устройства, здесь в качестве движущей силы применена гиря, подвешенная на конце веревки, обмотанной вокруг оси колеса. Падение гири и относительно равномерное вращение вертикального стержня регулировались колебанием колеса взад и вперед. Период колебания обусловливался многими факторами, включая момент инерции, трение в опорах, силы, действующие на веревку.

С другим, несколько более поздним сообщением о механических часах встречаемся в «Божественной комедии» («Рай», песнь X) Данте Алигьери (1265-1321):

И как часы, которых бой знакомый

Нас будит в миг, как к утрене встает

Христа невеста звать нас в божьи домы,

Часы, где так устроен ход,

Что звук: динь-динь как звуки струн на лире.

СИЛЬВЕСТР II, ГЕРБЕРТ ОРИЛЬЯКСКИЙ (ОК. 946-1003)

ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ (1564-1642)

Но и в этом стихе речь может идти о сложных водяных часах, а не о механических.

Поэтому нам остается, оставив надежду на определение автора и точной даты, констатировать только одно: кто-то неизвестный и в неизвестное время - вероятно в конце XIII в., изобрел шпиндельный ход и сделал возможным появление механических часов. И этот принцип оставался в употреблении в течение пяти с половиной веков. Самая же ранняя дата, которую можно достоверно назвать, говоря о применении шпиндельных механических часов, относится приблизительно к 1340 году или несколько позже (с точностью до нескольких лет). Они отмечали время тем, что звонили в определенные часы, но у них еще не было циферблата и стрелок. Циферблат на механических часах впервые появился в 1364 году в изделии итальянца Джованни де Донди. Мало того, его часы показывали не только ход времени, но и движение Солнца, Луны и пяти планет, а также содержали в себе вечный календарь и давали возможность определять звездное и среднее солнечное время. Они были известны далеко за пределами Италии, доставили Донди большую славу при жизни и обессмертили его имя [4; 6].

ИСТОРИЯ СООРУЖЕНИЯ БАШЕННЫХ ЧАСОВ

Часы в средние века были элементом не частной, а общественной жизни. Первые часы появились в монастырях, чтобы собирать монахов на службу. С конца ХШв. берет начало история сооружения больших башенных часов, многие из которых дожили и до наших дней [3].

Первыми среди них были английские вестминстерские часы, построенные в 1288 году. Следующее сообщение от 1292 года говорит о часах храма в Кентерберри, далее есть сообщения о часах, построенных в 1300 году во Флоренции, на 14 лет позднее - в Каннах, в 40-х годах Х^в. - в Модене, Падуе, о бельгийских часах в Брюгге и об английских часах в Дувре. В 1352 году были построены монументальные куранты в кафедральном соборе Страсбурга, четырьмя годами позже - башенные часы в Нюрнберге, в 1370 году такие же - в Париже, в 1381-м - первые подобные в Базеле, и, наконец, в 1410 году появились такие часы в Праге, ставшие основой позднейших пражских курантов [4; 13, с. 17].

Известны старинные французские и английские башенные часы простого устройства с боем, но без циферблата. Английское слово

clock - часы - происходит от латинского clocca; другим его эквивалентом является саксонское clugge, французское cloche и древнегерманское (тевтонское) glocke, но первоначально все эти слова обозначали не часы, а колокол.

Постепенно все города и церкви обзавелись часами, которые равномерно отсчитывали время днем и ночью. Проверяли их по солнцу, приводя в соответствии с его ходом. Точность этих часов была весьма невелика. За сутки они убегали или отставили на четверть часа, но в те неторопливые времена это обстоятельство никого не смущало.

НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР ВСТРЕЧА НА ПОВОРОТЕ ДОРОГИ 70x88 см

БСИИ А8С, инв. №04-0920

В середине XVв. на смену гиревому приводу пришла пружина, родиной которой считают Италию. Теперь в часах энергию движения колесной передачи сообщали уже не гири, а пружины [3]. Первые переносные механические часы изготовил нюрнбергский слесарь Петер Хенляйн. Его миниатюрные пружинные часики, датирующиеся приблизительно 1510 годом, имели только одну часовую стрелку, стекло отсутствовало, а над каждой цифрой торчали специальные шишечки, с помощью которых и в темноте можно было узнать, который час. С этого времени часы различных размеров начинают заполнять среду обитания человека, так появились комнатные часы, а с легкой руки Петера Хенляйна теперь их можно было носить в кармане, подвешенными к поясу или на цепочке на шее. Маленькие хронометры приобретали вид дорогих ювелирных изделий, а в качестве материала для их корпусов выбирались золото, серебро, бронза, драгоценные и полудрагоценные камни.

Позже, в 1583 году, 19-летний юноша по имени Галилео Галилей наблюдал за раскачиванием люстры в Пизанском соборе. Отсчитывая удары пульса, он обратил внимание, что время одного колебания люстры остается постоянным, хотя размахи колебаний становятся всё меньше

и меньше. Впоследствии из этих наблюдений Галилей вывел закон постоянства периода качания маятника. Однако Галилея заинтересовала и практическая сторона этого закона. Он разработал проект маятниковых часов, о чем, в частности, сказано в его письме Генеральному штату Нидерландов от 15 августа 1636 года. Но так было угодно судьбе, что в 1658 году голландский физик Христиан Гюйгенс, основываясь на исследованиях Галилея, стал изобретателем первых маятниковых часов [4].

Свойство маятника сохранять постоянный период колебаний позволило изготовить действительно точные часы. Маятник использовался в сочетании со шпиндельным механизмом спуска или соединялся с анкерной вилкой, которая отпускала храповое колесо ровно один раз в секунду. От спускового механизма теперь требовалось не только обеспечивать равномерный ход, но и деликатно передавать часть энергии пружины или груза на осциллятор, чтобы поддерживать его колебания. Маятник можно было точно настроить для работы в любых климатических условиях - достаточно было просто отрегулировать его длину. К сожалению, маятниковые часы могли работать лишь в строго вертикальном положении, неподвижно стоя на полу или на столе. Это обстоятельство положило начало эры напольных часов [2; 7].

РАСЦВЕТ НАПОЛЬНЫХ ЧАСОВ

В довольно короткий срок напольные часы создали себе определенное общественное положение как основной части интерьера и стали эпицентром внимания гостиных и залов во времена, когда именно зал становится тем местом, где принимали посетителей и гостей. Одним из факторов, обеспечивших невероятно быструю популярность этого вида часов, был также и психологический, которому не придавалось должного значения. До того как были изобретены первые механические музыкальные средства (музыкальная шкатулка появилась более чем столетие спустя), большой дом представлял собой довольно тихое место, оживляемое лишь светскими разговорами и болтовней прислуги. Равномерный ход напольных часов создавал размеренному и отлаженному быту спокойный звуковой фон. Поэтому неудивительно, что богатые люди стали заполнять свои дома напольными часами [10]. Сегодня это можно расценивать как милое чудачество, вполне, однако, объяснимое с позиций того времени, когда угнетающая тишина в доме была привычной нормой жизни. Впоследствии напольные часы стали называть «регуляторами» или главными напольными ча-

сами, по которым настраивались все остальные часы в доме [1].

Первые напольные часы имели шпиндельное анкерное устройство старого типа и короткий маятник; длинный маятник стал применяться только с появлением якорного анкерного механизма, который был открыт в 1670 году, позволив уменьшить длину хода маятника. Механизм напольных часов крепится в специальный корпус, который обычно состоял из постамента (тумбы) и верхней части, имеющей вид изысканного съемного шкафчика. Высота корпуса часов менялась с изме- ХРИСТИАН ГЮЙГЕНС нением высоты потолка в интерьерах. Если первые часы не были высокими, то по мере роста благосостояния покупателя увеличивалась высота потолка в доме и новые часы должны были это подчеркивать. Корпус часов все более и более удлинялся, что также способствовало более широкому ходу удлиненного маятника. Тумба как самая нижняя часть обычно соприкасалась с полом, однако из практических соображений нередко устанавливалась на шарообразных ножках. Во времена, когда неровность пола в доме считалась обычным явлением, было гораздо легче установить часы в идеально вертикальном положении, отпилив часть ножки, чем подогнать тумбу или постамент. Размеры тумбы иногда менялись в зависимости от высоты помещения [10].

АДРИАН ХАРМОНД В ОЖИДАНИИ КАРЕТЫ, 1880 [10]

Несмотря на то что напольные часы своей изысканной утонченностью, передовой технологией затмили все предыдущие устаревшие модели, старые часы все еще находились в обиходе. Одни модифицировались по мере того, как улучшалась конструкция часового механизма; другие, наоборот, возвращались на прежние позиции, восстанавливая старые механизмы (как, например, шпиндельное анкерное устройство), которые раньше были заменены, а теперь реставрирова-

ЧДО вестник (^еждацфодного института антиквариата

РЫф ИСКУССТВ

ВИДА ГАБОР ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ

Эти часы принадлежали Джеймсу II. Сделаны из орехового дерева, инкрустированы, украшены искусно выполненной резной фигуркой Купидона. Автор Эдмонд Эпплей, ок.1685 г. [2].

лись преданными энтузиастами часового искусства в интересах исторической достоверности.

Все еще изготовлялись настенные часы с висячими гирями, нередко изысканно инкрустированные. Точный и функциональный ход напольных часов не остановил производства башенных часов, этих неуклюжих железных монстров (зачастую с применением деревянных деталей), которые продолжали изготавливать для церквей и общественных заведений несмотря на то, что якорно-анкерный механизм уже с успехом применяли вместо шпиндельного анкерного устройства.

Приблизительно до 1675 года дизайн напольных часов можно было определять как аскетичный и формальный, но с появлением витых колонн оформлению верхней части часов стало уделяться особое внимание. Это послужило началом развития напольных часов не только в аспекте механизма, но и их декоративного облика. Постепенно в ходе своего развития именно напольные часы, как никакой другой тип часов, приобретали фундаментальный величественный вид и присутствие таких часов в интерьере обеспечивало ему благородный вид.

Большой вместительный корпус и большой циферблат, а часто и маятник, и даже гири становились объектами, где художники могли выразить свой талант, а заказчик подчеркнуть свой достаток и изысканный вкус. Увеличивающийся спрос на напольные часы способствовал не только усложнению самого механизма, но и характера отделки корпуса часов. Напольные часы постепенно становились настоящим произведением искусства, имеющим высокую художественную и коллекционную ценность. Как и в развитии мебельного производства, при изготовлении корпуса часов вначале широко использовался орех, а также другие породы дерева, применяющиеся для отделки, а с открытием красного дерева - стала широко применяться эта порода, прекрасно полировавшаяся, не требовавшая дополнительной отделки. Постепенно фактуре самого дерева стало уделяться все большее внимание, а с проникновением в Британию технологий с континента стала применяться резьба, лакировка, использование орехового шпона, заимствование элементов французской мебели, включая стиль Буль, где широко применялась черепаха, вставки из олова, латуни, бронзы, перламутра для придания часам более богатого и благородного вида. Не обошлось и без некоторой напыщенности, как, например, напольные часы, покрытые черным лаком и инкрустированные слоновой костью (наиболее редкий и популярный цвет), которые изготовил в 1710 году известный часовой мастер Даниэль

Напольные часы, приблизительно 1685 год, подпись Ш John Ebsworth Londini Fecit, kc матовой поверхностью, нанесены цифры часов и минутные деления, секундный циферблат, календарь и изображения ангелочков. Корпус резной, выступы скрыты спиралевидными колоннами, длинная дверца вдоль корпуса с круглым застекленным проемом, высота 207 см.

Джон Эбсуорт выучился в 1657 году, работал в Компании часовщиков в 1665 году и получил звание мастера в 1697 году. Умер в 1703 году [14, с. 5].

Небольшие напольные часы из ореха с набором маркетри, подпись Джозефа Книбба, Лондон, около 1685 года. Циферблат с изображением ангелочков разделен выгравированными лиственными мотивами. Корпус прямоугольной формы, корпус циферблата обрамлен спиралевидными колоннами, дверца с круглым застекленным проемом, декорирована набором маркетри в виде птиц и цветов. Име-^ ют основание [14, с. 47].

Напольные часы выполнены из очерненного дерева, орехового дерева и деревянной мозаики в цветочном оформлении в обрамлении веток. Циферблат подписан Джоном Барнетт Лондини, выполнен из бронзы и меди, позолочен в углах маскаронов, обрамленных листвой. Римские цифры циферблата указывают часы, арабские цифры - минуты, фазы Луны, дни недели и даты. Стрелки часов и минут искусно отчеканены. Колонны корпуса часов скручены в коринфские капители и лепной карниз. Открывающаяся створка корпуса с ажурной овальной крышкой. Секционное основание украшено лепным орнаментом. Четыре фигурные ножки. Английская работа конца ХУПв. (Имеются повреждения, отреставрированные элементы, нет секундной стрелки). 213x46,5x26 см БСИИ АБС, инв. №08-0810

Куэйер. На шкафчике применялись украшения самой разнообразной формы, обычно повторяющиеся на тумбе или постаменте. Украшения из резьбы и паркета выкладывались в виде овальных или круглых вставок на незамысловатом одноцветном фоне, порой облицовывались устричным шпоном в виде тонко нарезанных долек из кусочков древесины - оливы или ракитника. Края дверей шкафчика часто украшались орнаментом в виде капелек и полукруглой лепнины, скрывающих зазор между дверью и корпусом [9].

Технологию покрытия лаком применяли китайцы еще в IV в. до н.э., однако более-менее крупные лакированные изделия начали экспортировать на Запад только в XVI-XVIIвв. Копируя их, нередко изменяли состав лака, добавляя в него шеллак. Западные мастера, делавшие футляры для напольных часов, с удивительной ловкостью и умением овладели японским стилем, как это видно на примере часов королевы Анны, которые изготовил лондонский мастер Вильям

ЧДО ВЕСТНИК №ЖДОНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1р ИСКУССТВ

Скейф. Но искусство покрытия лаком утрачивало свои позиции и со временем превратилось в простую лакировку. Французы возвели технологию лакировки в ранг высокого искусства, известного как vernis (лак) Мартина, названного в честь братьев Мартинов, усовершенствовавших его. Позже из восточной технологии возник итальянский стиль лакировки laccacontrafatta.

Покрытые черным лаком напольные часы были довольно популярны еще долгое время после того, как метод был отвергнут мебельщиками и чаще применялся в напольных, чем в настольных, настенных или каминных часах. Сегодня довольно редко можно встретить покрытые черным лаком напольные часы в хорошем состоянии, так как золотое покрытие на черном лаке, как правило, блекнет или трескается. В Японии обычно применяли технологию тщательного наложения лака в несколько слоев, что редко практиковалось в Британии, где изготовитель часовых корпусов стоял рангом ниже часового мастера, который делал часовой механизм [2].

Для придания часам более живого вида часто открывалось движение маятника и гирь, для чего по центру корпуса делалось окно, закрытое стеклом. В таком случае открытые для взора маятник и гири становились объектом дополнительного украшения. Маятники стали делаться из бронзы, покрывались позолотой и получали сложный и изысканный рисунок.

Верхнюю часть корпуса декорировали короной, которая изобиловала разнообразными шарами, шпилями, птицами и другими элементами дизайна. Постепенно напольные часы становились более доступными простому покупателю. В отличие от аристократов, помещения простых горожан не имели высоких потолков, поэтому часы с высокой короной не могли в них поместиться. Поскольку верхняя часть, украшенная короной, не имела никакой практической функции, кроме чисто декоративной, ее без особых

Напольные часы, гравированный циферблат из олова, подписан JEREMIAH HARTLEY à Norwich (Иеремия Гартли в Норидже). Показывают дату, дни, возраст луны и секунды. Отбойная платина украшена чеканенной медью с фигурами дельфинов, масками по углам и ветвевидным орнаментом. Корпус из дерева, покрытого черным и золотым лаком, в китайском стиле с пагодами на фоне пейзажей, фениксом, персонажами или цветами. В верхней части колонны, украшенные листьями. Основание плоское. Работа конца ХУШв. или начала XIX в. (легкие трещины).

БСИИ ASG, инв. №08-3519

Напольные часы. Имеют лунный циферблат с указанием приливно-отливных циклов. Приблизительно 1730 г. [14, с. 86].

ГЕНРИ ЭДВАРД ЛАМСОН СТАРИННЫЕ ЧАСЫ НА ЛЕСТНИЦЕ, 1868 [10]

Часы из шпона, опорные колонны на капителях украшены рядами выпуклостей (гадрунов). Механизм с дополнительной функцией. Циферблат окрашен, с изображениями персонажей, представляющих континенты, вращающийся фон с мотивом луны, марины и персонажа. Голландская работа конца XVIII - XIX вв. (шпон поврежден, некоторые утраты). 225 х 55 х 27 см.

БСИИ АБС, инв. №08-4066

церемоний снимали и часы с плоским верхом легко приспосабливались для любых помещений.

Когда производство напольных часов достигло совершенства, проблема точного измерения времени была уже пройденным этапом. Появилась навязчивая идея измерять нечто большее, чем время. Такая возможность представилась около 1720 года, когда в часах стали использовать арочный циферблат, в котором над циферблатом квадратной формы крепилась полукруглая медная табличка. Тем самым как бы предусматривалось место для другого вспомогательного циферблата, но специалисты сразу сообразили, что, используя движущую силу часового хода, можно внедрить интересную новинку, отобразив на полукруглой поверхности циферблата движе-

ние солнца, звезд и луны. Десятью годами позже, за первыми арочными циферблатами 1720 года последовали лунные арочные циферблаты [9].

Несмотря на то, что торжественный ход луны не представлял впечатляющего зрелища, все же пустующее пространство над циферблатом было большим соблазном для творческой фантазии художника. Таким образом, за луной последовали корабли, фигуры и т. п., словом, все, что захватывало воображение. Снабженные примитивным механизмом движения, объекты могли двигаться вверх-вниз, из стороны в сторону и выполнять другие маневры. Это направление стало модным даже не столько на Британских островах, сколько среди часовых мастеров континентальной Европы. Утверждают, что художник Цоффани, ставший впоследствии известным портретистом, начинал с того, что расписывал часовые циферблаты.

Свободное пространство внутри часового футляра представляло достаточно места для дополнительных приспособлений: всякого рода автоматов, музыкальных устройств, звучащих механизмов и механизмов боя, отличавшихся богатой выдумкой. Например, в 1810 году в Бристоле часовой мастер Андрюс изготовил часы, содержащие 32 колокола и 64 молоточка. Устройство предусматривало своеобразный программный механизм, и каждый день часы играли новую мелодию. Во время исполнения мелодии играл оркестр из маленьких механических музыкантов и танцевали миниатюрные танцовщицы [2].

Особую популярность напольные часы приобрели в Англии, и именно английские мастера достигли наибольших высот в искусстве создания часов. Первые напольные часы в Британии были сделаны в 1680 году часовыми мастерами Уиллиамом Клементом и Робертом Хуком. В этот же год часовые механизмы стал изготавливать Томас Томпион, ставший наиболее знаменитым

ЧАСЫ

НАПОЛЬНЫЕ Западная Европа, конец ХУШв.

Корпус красное дерево 274x78x37см БСИИ А8С Инв. №08-1151

БСИИ АБС Инв. №08-1231 Английские напольные часы эпохи Регентства в обивке из красного и натурального дерева, декорированные деревянной мозаикой и ветками подкрашенного дерева. Верхняя часть в виде полукруглого фронтона и отдельных колонн, прямолинейный корпус с рифлеными закругленными колоннами. Нарисованный циферблат из лакированного

листа, украшенный аллегорией Сезонов, подписанный Стриплингом в Личфилде. Содержит второй циферблат, показывающий секунды и окошко с датой. 210 х 49 х 24 см.

британским часовым мастером. Напольные часы становятся неотъемлемым элементом любого интерьера георгианской, викторианской или эд-вардианской эпох вне зависимости от достатка хозяина. Часто последние деньги отдавались ради грациозных напольных часов, что позволяло обладателю подчеркнуть свой достаток, хороший вкус и стремление к ученой благодетели. Знаменитыми английскими мастерами становятся Джордж Грэхем (1673-1751), Генри Эйск.

Отдельным течением часового искусства в Англии становятся работы провинциальных мастеров, работающих в некоторой изоляции от столичных производителей, что помогало им вырабатывать собственный стиль. Отличительной чертой таких часов становятся лаконизм и простота, отражающие атмосферу простой, размеренной сельской жизни, нарисованный циферблат и несколько приплюснутая низкая форма корпуса. Постепенно мода расписывать циферблаты распространилась и на Лондон [9].

Вместе с модой расписывать циферблаты пришла мода писать на них лозунги с философско-на-зидательным оттенком, как, например: «Время дорого», «Человек еще не родился, а дни его уже сочтены» - характерная причуда производителей и покупателей северной части Англии. Примером могут служить такие старинные напольные часы, на циферблате которых выгравировано Tempus Fugit («Время идет»).

АНРИ ДЕ БРАКЕЛЕР

СТАРАЯ ГОСТИНИЦА «НЕТ ЬООЭЗНШ» В АНТВЕРПЕНЕ, 1877 [10]

Расписные циферблаты имели немало сторонников - по ним было легче и интересней определять время. Были у них и противники - слишком много оставалось свободного пространства для бьющей через край фантазии художников, покрывавших циферблаты щедрым декором, что нередко выливалось в довольно безобразную форму. Роспись циферблатов превратилась в индустрию; в одном только Бирмингеме было 40 фирм, делав-

ших циферблаты на заказ с конкретными именами НАПОЛЬНЫЕ ЧАСЫ и названиями местностей, с похвальными афориз- ЭПОХА ГЕОРГА III, мами на бирмингемском и других диалектах. АНГЛИЯ, XVIII в. [9]

Часовым мастерам приходилось работать в жестких рамках спроса и предложения, и если им удавалось подняться по социальной лестнице и рекламировать свою продукцию, не просто проставляя на ней личное клеймо, они были счастливы. Любое королевское назначение, дворянский титул или ученое звание принималось с величайшей готовностью и использовалось с максимальной выгодой.

В середине ХШПв. в Лондоне наблюдается относительный спад торговли часами. На сцене появляются часовые мастера из провинции, которые держались в стороне от лондонского рынка, постоянно требовавшего новинок. Их работы, хотя и носили отпечаток старомодности, были выдержаны в спокойной классической манере, без жеманства и чрезмерной фантазии. Воображение, тем не менее, давало о себе знать и в пунктирных линиях, обозначавших на циферблате минуты, и в имени мастера, выгравированном по окружности полуциферблата.

Вряд ли можно сегодня определить, в каком свете часовые мастера видели развитие их дела в будущем и отдавали ли они себе отчет, что золотой век напольных часов уже был на исходе, просуществовав лишь немногим более полувека. В некотором смысле эти мастера, преданные своему делу, были застигнуты врасплох быстрой поступью истории и уже замечали первые признаки надвигающейся промышленной революции и возрастающие требования перемен. Им уже приходилось конкурировать с создателями новых моделей часов, таких как астрономические музыкальные часы с автоматом высотой 10 футов, изготовленные в стиле Барокко часовым

VUV ВЕСТНИК МЭКДОНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1р ИСКУССТВ

УСАДЬБА КУСКОВО.

ГОЛЛАНДСКИЙ

ДОМИК. ВЕРХНИЕ

СЕНИ - ДЕСЕРТНАЯ

КОМНАТА.

ЭЛЕМЕНТЫ

ИНТЕРЬЕРА

УСАДЬБА КУСКОВО. ИТАЛЬЯНСКИЙ ДОМИК. ПОМЕЩЕНИЕ ПЕРВОГО ЭТАЖА

мастером Генри Бриджем (1697-1754 гг.), который предпочел дизайн механических ухищрений устаревшему, почти средневековому стилю. Несмотря на то, что ни эти часы, ни подобное творение Джейкоба Лавлейса из Эксетера (1656-1716 гг.) не сохранились, все же остались фрагменты, подтверждающие, что это не предмет пустых фантазий, а вполне реальные механизмы измерения времени с беспорядочным нагромождением излишеств [2].

В настоящее время антикварные напольные часы приобретают не только коллекционеры, но и ценители хорошего вкуса, старых традиций. В результате своего развития напольные часы превратились в самостоятельный предмет искусства. Многие экземпляры старинных напольных часов редки, представляют огромную культурную ценность, что определяет огромную их популярность среди коллекционеров. Многие из них имеют высокую стоимость. Они, как никакие другие предметы искусства, могут преобразить интерьер помещения, придав ему изысканность и благородство. Эта способность определяет особый спрос на старинные напольные часы среди дизайнеров, использующих их в

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

оформлении интерьеров. Наконец, кроме коллекционной, художественной ценности, именно напольные часы по-прежнему имеют статусное значение. Они подчеркивают изысканный вкус и благородные нравы их обладателя.

В Большом собрании изящных искусств АБС имеется более 20 экземпляров напольных часов, среди которых есть настоящие редкости. Это уникальные напольные регуляторы не только французской, но и английской и голландской работы XVIII-XIX вв., такие как: регулятор первой половины XVIII в. работы Антуана Тиу (1692-1767) - французского мастера-часовщика, написавшего в 1741 году «Трактат о механике и практике часового дела», в котором описаны часовые механизмы, используемые в XVIII в., и английский напольный регулятор, созданный Томасом Стриплингом Младшим (17651848) - часовых дел мастером из Англии, последним из представителей прославленной династии Стриплингов. Между тем, последние являются творением провинциального производства, отличительной чертой которых являются лаконизм и простота, отражающие атмосферу простой размеренной сельской жизни.

1. Бабанин, А. Часы Regulateur // Мои часы - 2002 : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.horology.ru/ articles/regul.htm (Проверено 08.09.2014)

2. Золотой век напольных часов : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nvexpert.ru/page/page22.html (Проверено 08.09.2014)

3. История напольных часов : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://about-clock.com/historiclock.html (Проверено 08.09.2014)

4. История создания первых часов : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://istoriya-sozdaniya.ru/index.php/ch/76-1-chasy (Проверено 08.09.2014)

5. Кто изобрел первые часы : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://history-of-world.ru/kto-izobrel-pervye-chasy. html (Проверено 08.09.2014)

6. Начало механических часов : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://антиквариат-часы.рф/articles/page/1 (Проверено 08.09.2014)

7. Первые механические часы : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chasy.dliatebja.ru/Vremja/Pervye_ mehanicheskie_chasy.html (Проверено 08.09.2014)

8. Сердце времени: механика вечности : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.popmech.ru/technologies/6323-serdtse-vremeni-mekhanika-vechnosti/ (Проверено 08.09.2014)

9. Старинные напольные часы - история антиквариата : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.antikzone.ru/ grand-father-clock-history (Проверено 08.09.2014)

10. Часы в живописи. Напольные часы : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/ post162182607 (Проверено 08.09.2014)

11. Часы: история изобретения : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://istoriz.ru/chasy-istoriya-izobreteniya.html (Проверено 08.09.2014)

12. Часы-регуляторы : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chaspik.dn.ua/h1regul.htm (Проверено 08.09.2014)

13. Kjellberg, P. Encyclopédie de la pendule française: du Moyen Age au XX siècle. - Paris : Les Editions de l'Amateur, 1997 . - 526 p.

14. Roberts, D. British longcase clocks. - West Chester PA: Schiffer Publishing, 1990. - 373 p.