АНАЛОГИ ЧАСОВ ИЗ MOBILIER NATIONAL В БОЛЬШОМ СОБРАНИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG
Алина Булгакова искусствовед, директор МИА ASG, к.п.н.
Аннотация: статья посвящена анализу шести часов из Большого собрания изящных искусств ASG, аналоги которых хранятся в Mobilier national и воспроизводятся в книге Мари-Франс Дюпюи-Байле «Часы из Mobilier national 1800 - 1870». Автор подробно описывает модели, характеризует их художественное оформление, а также освещает историю создания и провенанс часов из лучшего собрания произведений искусств Франции.
Ключевые слова: Mobilier national, часы, модель, аналог, мастер часового механизма, декор, скульптура, редукция.
Abstract: The article is devoted to analysis of six hours from a large collection of fine arts ASG, analogues of which are stored in the Mobilier national and reproduced in the book Marie-France Dupuis-Baile "Mobilier national watch from 1800 - 1870". The author describes in detail the model characterizes their artwork, as well as highlights the history and provenance of hours of the best art collections in France..
Keywords: Mobilier national, watches, model, analog master clockwork, decor, sculpture, reduction.
Книга Мари-Франс Дюпюи-Байле «Часы из Mobilier national 1800 - 1870» посвящена анализу часов, хранящихся в знаменитой французской сокровищнице произведений изобразительного искусства - Mobilier national. Основная цель этого хранилища шедевров - сохранение и уход за предметами искусства, являющимися достоянием Франции. Многие из этих предметов находились в резиденциях королей, а некоторые ждут своего часа, чтобы украсить совре-
Dupuy-Baylet M.-F. Pendules du Mobilier national 1800-1870. -Dijon: Editions Faton, 2006. - 239 p.
менные или отреставрированные официальные здания Франции. Всего на сегодняшний день это собрание насчитывает более 200 000 единиц хранения. В структуру Mobilier national входят такие знаменитые мануфактуры, как Гобелены, Бове, Савоннери, фабрика Лодев, национальная мастерская кружев в Пюи и Алансоне. Данный факт нашел отражение в исключительном качестве коллекций, включающих произведения искусства с XVII века и до наших дней. В число предметов, созданных в этот период для нужд государственной власти, входят образцы ткачества, мебель, изделия из бронзы и часы. Многие произведения вызывают интерес у специалистов в области искусства в связи с определением их авторства или установлением имени заказчика.
Данная книга практически является пособием по атрибуции. Ее автор долгое время возглавляет отдел художественного творчества в Mobilier national, где отвечает за коллекцию бронзовых изделий и часов. В этой коллекции находятся сотни произведений, данные о которых, в основном, не опубликованы. Особенно широко представлен период с 1800 по 1870 годы - период между закатом великолепия XVIII столетия и господством Второй империи с торжеством романтизма и неоклассицизма. Опираясь на свое глубокое знание коллекций и тщатель-
^ЦР ВЕСТНИК МЕХОДУНЙРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
Ю[up искусств
ную исследовательскую работу в архивах, а также на основе анализа исторических материалов и стилистики, автор приводит подробные описания некоторых экземпляров часов из коллекций Mobilier national (характер их художественного оформления, историю создания моделей, провенанс).
Декор большинства часов XIX века весьма символичен. Многие из них, находившиеся в королевских и императорских коллекциях, призваны были символизировать силу монаршей власти, формировать общественный вкус и иллюстрировать ценности эпохи. Их убранство являлось средством пропаганды определенных политических взглядов, а порой вульгаризировало искусство. Однако в большей степени на их оформление повлияла не политика, а искусство - живопись, скульптура и архитектура, являясь для мастеров часовых корпусов неиссякаемым источником вдохновения.
В конечном счете, в XIX веке часы становятся политическим, эстетическим и моральным вектором общества, призванным отображать не только такую величину, как время, но и воплощать в себе искусство, историю и мифологию.
В своей книге Мари-Франс Дюпюи-Бай-ле впервые представляет широкой публике лучшую коллекцию часов Франции. Автор изучает источники вдохновения и образы, побудившие мастеров на создание этих часов, аналоги которых хранятся в Большом собрании изящных искусств ASG.
Так, одним из наиболее интересных экземпляров являются часы под названием «Библиотека».
Франция (Париж), ок. 1821 г. Мастер часового механизма: Лепот ^ера^е)
Золоченая бронза, литье, чеканка; эмаль (циферблат) 43^28x18 см GML 264
Mobilier national, Париж
Их часовой механизм был изготовлен мастером Лито, работавшим на улице Фейдо в Париже («Litot rue Feydeau à Paris»). У часов из Mobilier national, созданных около 1821 года, можно проследить подробный прове-нанс: дворец Тюильри (1833 г.), дворец Па-ле-Рояль (1855 г.), Гард-Мёбль (1882 г.).
Из записи в книге учета Mobilier national от 28 августа 1821 года мы узнаем: «В собрание поступили часы золоченой бронзы с пружинным механизмом библиотечной формы, с боем, цена 350 франков» [1, р. 80]. Долгое время они находились в рабочем кабинете дворецкого короля, герцога Д'Эскар в Тюильри, откуда выбыли в 1841 году. На циферблате стоит имя мастера и адрес его мастерской: «Lepaute, королевский часовщик, проживающий на улице St Honoré, дом 247 в Париже».
Часы из Большого собрания изящных искусств ASG и Mobilier national отличаются лишь формой часового корпуса: если у часов из собрания ASG верхушка скруглена, то у часов из французской коллекции она имеет прямоугольную форму и увенчана книгой с лавровыми венками.
В целом данная модель часов демонстрирует тяготение буржуазии Франции, уставшей от революций и войн, к комфорту и домашнему уюту. В тихой библиотеке мальчики, чьи фигуры олицетворяют письменность и чтение, занимаются умственным трудом и получают новые знания, столь необходимые для научного прогресса. Богатство знаний символизирует книга, венчающая собой часы, а опоясывают ее триумфальные венки, свидетельствующие о победе разума.
Франция (Париж), I-ая четверть
XIX в. (период Реставрации)
Мастер часового механизма: Лито (Litot)
Золоченая бронза, литье, чеканка;
эмаль (циферблат)
37x28x19 см
БСИИ ASG, инв. № 08-1236
Кусту, Гийом Лошади Марли 1743 - 1745 гг Лувр, Париж
Франция (Париж), ок. 1824 г.
Скульптура по модели Гийома Кусту «Лошади Марли» (Coustou, Guillaume «Chevaux de Marly») Мастер часового механизма: Робин (Robin)
Золоченая бронза, литье, чеканка; белый мрамор, полирование; эмаль (циферблат)
90^64x31 см
GML 9724/1, GML 9724/2
Mobilier national, Париж
Еще одна знаменитая модель часов периода Реставрации воспроизводит легендарных лошадей Марли.
«Лошади Марли» - знаменитые композиции французского скульптора XVIII века Гийома Кусту (1677 - 1746), созданные в 1743 - 1745 годах для водоема Марли. Оригинал скульптурных композиций ныне хранится в Лувре. Работая над скульптурами, Кусту не искал вдохновения в образах античного искусства, не связывал их и с мифологией. Мастер стремился как можно точнее воспроизвести анатомию человека и животного. Конюхи держат лошадей поднявшихся на дыбы, олицетворяя попытку укрощения дикой неистовой силы.
В книгах инвентаризации Mobilier national часы с «Лошадьми Марли» упоминаются в 1988 году по случаю переезда Министерства финансов в Лувр. Вот как их описали: «Две неукротимые лошади, известные как копии коней Марли» [1, р. 160].
Часы из Большого собрания изящных искусств ASG, в отличие от часов из Mobilier national, не являются парными, а фигуры лошадей и их укротителей выполнены из патинированной бронзы. Их высокие основания покрыты позолотой, тогда как основания часов из французской коллекции выполнены в белом мраморе и украшены рельефными накладками. С одной стороны амуры держат в руках рога изобилия и гирлянду из
Франция, I-ая четверть XIX в. (период Реставрации) Скульптура по модели Гийома Кусту «Лошади Марли» (Coustou, Guillaume «Chevaux de Marly») Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка, серебрение 52x25,5x12 см БСИИ ASG, инв. № 08-3131
Ф
«m J
V
я
Франция (Париж), I-ая четверть XIX в. (период Реставрации) Скульптура по модели Гийома Кусту «Лошади Марли» (Coustou, Guillaume «Chevaux de Marly») Мастер часового механизма: Паран (Parent) Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка, серебрение 48,5x26x12,5 см БСИИ ASG, инв. № 08-4385
WP ВЕСТНИК МЕХОДУНЙРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
Ю[up искусств
цветов и фруктов. Рядом с ними - кадуцей (жезл глашатаев у греков и римлян) и улей со снопом пшеницы. Данные атрибуты призваны символизировать успех в коммерции и богатство урожаев как показатель достижений в сельском хозяйстве. С другой стороны те же амуры изображены с книгами и глобусом, олицетворяющими науку, а также с палитрой и женским бюстом - образы искусства.
В качестве мелкой пластики для декора часов широкое распространение получили не только «Лошади Марли», но и образ богини любви Венеры, стыдливо присевшей на корточки.
Данный тип происходит от соответствующего изображения Венеры эпохи Элли-
Франция (Париж), I-ая четверть XIX века (период Реставрации) Скульптура по модели Антуана Куазево «Венера Акропида» (Coysevox, Antoine, «Venus accroupie») Мастер часового механизма: Артуа сын (Artois fils) Желтый сиенский мрамор (Jaune de Sienne), полирование; патинированная бронза, литье, чеканка 60,5^30x20 см БСИИ ASG, инв. № 08-2055
Франция (Париж), между 1822 и 1832 гг. Скульптура по модели Антуана Куазево «Венера Акропида» (Coysevox, Antoine, «Venus accroupie») Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка; зеленый крапчатый мрамор, полирование 49x22x15 см GML8937
Mobilier national, Париж
низма, присевшей на черепаху. Позднее данный образ часто повторялся древнеримскими мастерами. Сюжет получил развитие и в искусстве Европы XVII века. В XVI - XVII веках статуи Венеры на корточках выполняли многие видные скульпторы Италии и Франции. Несколько вариантов вышло из мастерской Джамболоньи. Анту-аном Куазево (1640 - 1720) были выполнены четыре копии античных скульптур для версальского парка. Среди них «Венера Акропида» (1686 год), хранящаяся ныне в Лувре.
Стилистически часы из Большого собрания изящных искусств ASG соответствуют искусству Франции 20 - 30-ых годов XIX столетия - эпохе Реставрации и времени правления Карла X (1824 - 1830). Их постамент выполнен из желтого сиенского мрамора и разделен на две части. Нижняя - украшена бронзовым стилизованным растительным орнаментом. В верхней части располагается циферблат с подписью: «Артуа сын в Париже» («D'Artois fils à Paris»).
Часы из Mobilier national, также увенчанные фигурой «Венеры Акропиды», выполнены в это же время - между 1822 и 1832 годами. Фигура богини любви аналогично исполнена в патинированной бронзе, а вот для корпуса часов был выбран зеленый крапчатый мрамор.
Данные часы поступили в Mobilier national из замка Канде (земли Луары). В целом эта модель часов была столь популярна в XIX столетии, что ее описание можно встретить во многих литературных источниках. Примечательное описание сохранилось в «Женском журнале мод» -одном из первых иллюстрированных французских модных журналов, издававшиеся с 1797 по 1839 годы. В статье от 5 июня 1832 года описывается данная модель часов: «Эти роскошные часы нуждаются в рестав-
Франция (Париж), до 1866 г. Скульптура по модели Жана Гужона «Диана с олененком» (Goujon, Jean «Diane appuy e sur un cerf») Продукция дома Фердинанда Барбединни
Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка; красный крапчатый мрамор, полирование 67,5^26x25 см GML6570
Mobilier national, Париж
Франция (Париж), вторая половина XIX в. Скульптура по модели Жана Гужона «Диана с олененком» (Goujon, Jean «Diane appuy e sur un cerf») Мастера бронзовщики: Барбединни, Фердинанд (Barbedienne, Ferdinand), Колла, Ашиль (Collas, Achille) Патинированная и золоченая бронза, литье, чеканка; красный мрамор (Griotte rouge), полирование 66x25 см
БСИИ ASG, инв. № 08-1330
^ЦР ВЕСТНИК МЕХОДУНЙРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
iTïup искусств 130
рации. Они выглядят строго, но необычно и подходят лишь для большого рабочего кабинета. Часы имеют пружинный завод. В корпус черного мрамора вписан циферблат из посеребренной бронзы. Венчает часы Венера на корточках из золоченой бронзы» [1, р. 189]. Кроме того, упоминается данная модель в произведении выдающегося французского писателя Оноре де Бальзака «Цезарь Бирото», опубликованном в 1837 году: «На камине белого мрамора часы с Венерой на корточках на красивой мраморной плите» [1, р. 189].
В книге воспроизведены часы из Mobilier national, созданные не только в период Реставрации, но и в эпоху Историзма. К наиболее интересным здесь можно отнести часы, украшенные бюстом фаворитки короля Франции Генриха II - Дианы де Паутье (1499 - 1566).
С 4 июля 1866 года эти часы украшали покои императрицы в Елисейском дворце. В 1870 году они поступили в Гард-Мёбль, а в 1894 году снова вернулись во дворец.
В Большом собрании изящных искусств ASG находятся абсолютно такие же часы. Причем обе модели были созданы на предприятии Фердинанда Барбединни.
Оба бюста патинированной бронзы являются редуцированной частью композиции прославленного французского скульптора Жана Гужона (ок. 1510 -1520 - ок. 1563 - 1568) «Диана с олененком», созданной в 1549 году. Сама скульптурная композиция хранилась в Лувре и была утеряна во время Второй мировой войны. На обратной стороне оба экземпляра имеют нумерацию: часы из собрания ASG - «3/39», часы из Mobilier national - «64». Здесь же - клейма с изображением французского инженера и гравера Ашиля Колла, а также надпись: «Réduction méchanique. A. Collas brevete» (рус. «Механическая редукция. Запатентовано А. Колла»). Выше - еще одно клеймо: «F. Barbedienne. Fondeur» (рус. «Ф. Барбе-динни. Литейщик»).
В 1838 году Фердинанд Барбединни вместе с Ашилем Колла создают машину, позволяющую в миниатюре воспроизводить в бронзе точные копии легендарных скульптурных произведений прошлого. Машина получила название «Réduction méchanique» и изменила всю бронзовую промышленность. Как говорил сам Ашиль Колла: «В скором времени в своих домах мы будем иметь самый прекрасный музей, который никогда даже и не снился прин-
Франция (Париж), до 1859 г. Продукция дома Фердинанда Барбединни
Патинированная бронза, литье, чеканка; черный мрамор, полирование 43x45x23 см GML 7224/7225 Mobilier national, Париж
цам, мы соберем в них шедевры из всех музеев Европы» [1, р. 191].
Домом Барбединни были исполнены еще одни часы из собрания Mobilier national, декорированные знаменитой Уорикской вазой.
В учетной книге сохранилось их описание от 8 декабря 1859 года: «Часы из бронзы с горельефом и боем (250 франков), увенчаны бронзовой чашей (150 франков)» [1, р. 195]. В 1880 году эти часы были отправлены в замок Рамбуйе для украшения кабинета президента республики.
В Большом собрании изящных искусств ASG хранятся аналогичные часы с вазой на основании из черного мрамора, однако, рельефы в данном случае отсутствуют.
Вазы, венчающие данные часы, имеют богатую историю и именуются Уорикскими вазами. Они были отлиты по модели древнеримской мраморной вазы, найденной на Вилле Адриана близ Тиволи в 1771 году шотландским живописцем и арт-дилером Гэвином Гамильтоном (1723 - 1798). Ваза получила свое название по имени послед-
него ее владельца Джорджа Гревилла Второго, графа Уорика (1746 - 1816) - племянника и наследника британского дипломата Уильяма Гамильтона (1730 - 1803). Ныне ваза находится в Коллекции Баррелла в Глазго.
Таким образом, книга Мари-Франс Дю-пюи-Байле «Часы из Mobilier national 1800 -1870» является ценным источником информации не только для изучения и анализа конкретных часов, находящихся в Mobilier national. Она важна и для понимания ценности аналогов этих часов. Провенанс многих предметов из Большого собрания изящных искусств ASG проследить довольно сложно, но благодаря часам, описанным в данной книге, появляется доказательство их общей высокой художественной ценности и значимости как музейных артефактов.
Франция, вторая половина XIX в. Патинированная бронза, литье, чеканка; черный мрамор (Noir de Mazy), полирование 43x40x23 см
БСИИ ASG, инв. № 08-3494
Библиография:
1. Dupuy-Baylet M.-F. Pendules du Mobilier national 1800-1870. - Dijon: Editions Faton, 2006. - 239 p. Перевод с французского
Ф. Бахтимировой