Научная статья на тему 'Промышленные особые экономические зоны как институт развития национальной экономики'

Промышленные особые экономические зоны как институт развития национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
национальная экономика / региональная экономика / особая экономическая зона / промышленный комплекс / инвестиции / экономический рост / national economy / regional economy / special economic zone / industrial complex / investment / economic growth

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маргарита Александровна Гончарова, Ольга Викторовна Журавлева, Сергей Сергеевич Ломакин, Инна Александровна Рыбина

Особые экономические зоны (ОЭЗ) в России на сегодняшний день являются одним из масштабных федеральных проектов, направленных на развитие экономики регионов страны путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций. ОЭЗ в Российской Федерации создаются в целях развития обрабатывающих отраслей промышленности, высокотехнологичных направлений развития экономики, туристско-рекреационной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. Авторы в работе провели анализ результатов реализации проектов ОЭЗ промышленно-производственного типа в условиях санкционного давления. Выявленная зависимость между ускорением экономического развития отдельного региона и эффективным развитием ОЭЗ позволяет их рассматривать как институт развития национальной экономики на основе мультипликативного эффекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маргарита Александровна Гончарова, Ольга Викторовна Журавлева, Сергей Сергеевич Ломакин, Инна Александровна Рыбина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial special economic zones as an institution for the development of the national economy

At present special economic zones (SEZs) in Russia are one of the large-scale federal projects aimed at the economic developing of the country's regions by attracting direct Russian and foreign investments. SEZs in the Russian Federation are created in order to develop manufacturing industries, high-tech areas of economic development, tourism and recreation, port and transport infrastructure, develop technologies and commercialize their results, and produce new types of products. The authors analyzed the outcomes of the industrial-production SEZ projects implementation under conditions of sanctions pressure. The identified correlation between the acceleration of the economic development of an individual region and the effective development of the SEZ enables to consider them as institutions for the development of the national economy based on the multiplier effect.

Текст научной работы на тему «Промышленные особые экономические зоны как институт развития национальной экономики»

Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 168—177. Audit journal. 2024;(3):168—177.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Научная статья УДК 332.122

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-3-1 68-1 77 NIION: 201 7-0074-3/24-103

EDN: https://elibrary.ru/EVLHDA MOSURED: 77/27-021-2024-03-303

Промышленные особые экономические зоны как институт развития национальной экономики

Маргарита Александровна Гончарова1, Ольга Викторовна Журавлева2,

Сергей Сергеевич Ломакин3, Инна Александровна Рыбина4

1 Липецкий государственный технический университет, Липецк, Россия, magoncharova777@yandex.ru

2 4 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

3 Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, Москва,

Россия, lomackin.s@yandex.ru

2 ol.gor@mail.ru

4 innarybina@yandex.ru

Аннотация. Особые экономические зоны (ОЭЗ) в России на сегодняшний день являются одним из масштабных федеральных проектов, направленных на развитие экономики регионов страны путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций. ОЭЗ в Российской Федерации создаются в целях развития обрабатывающих отраслей промышленности, высокотехнологичных направлений развития экономики, туристско-рекреационной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

Авторы в работе провели анализ результатов реализации проектов ОЭЗ промышленно-производственного типа в условиях санкционного давления. Выявленная зависимость между ускорением экономического развития отдельного региона и эффективным развитием ОЭЗ позволяет их рассматривать как институт развития национальной экономики на основе мультипликативного эффекта.

Ключевые слова: национальная экономика, региональная экономика, особая экономическая зона, промышленный комплекс, инвестиции, экономический рост

Для цитирования: Гончарова М.А., Журавлева О.В., Ломакин С.С., Рыбина И.А. Промышленные особые экономические зоны как институт развития национальной экономики // Аудиторские ведомости. 2024. № 3. С. 168—177. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-168-177. EDN: https://elibrary.ru/EVLHDA.

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Original article

Industrial special economic zones as an institution for the development of the national economy

Margarita A. Goncharova1, Olga V. Zhuravleva2, Sergey S. Lomakin3, Inna A. Rybina4

1 Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia, magoncharova777@yandex.ru

2 4 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

3 Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation named after Prince Alexander Nevsky, Moscow, Russia, lomackin.s@yandex.ru

2 ol.gor@mail.ru

4 innarybina@yandex.ru

© Гончарова М.А., Журавлева О.В., Ломакин С.С., Рыбина И.А., 2024

Abstract. At present special economic zones (SEZs) in Russia are one of the large-scale federal projects aimed at the economic developing of the country's regions by attracting direct Russian and foreign investments. SEZs in the Russian Federation are created in order to develop manufacturing industries, high-tech areas of economic development, tourism and recreation, port and transport infrastructure, develop technologies and commercialize their results, and produce new types of products.

The authors analyzed the outcomes of the industrial-production SEZ projects implementation under conditions of sanctions pressure. The identified correlation between the acceleration of the economic development of an individual region and the effective development of the SEZ enables to consider them as institutions for the development of the national economy based on the multiplier effect.

Keywords: national economy, regional economy, special economic zone, industrial complex, investment, economic growth

For citation: Goncharova M.A., Zhuravleva O.V., Lomakin S.S., Rybina I.A. Industrial special economic zones as an institution for the development of the national economy // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(3): 168—177. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-3-168-177. EDN: https://elibrary.ru/EVLHDA.

Введение. Современные условия функционирования экономической политики Российской Федерации диктуют острую необходимость структурной и институциональной модернизации промышленного комплекса государства. В условиях санкцион-ного давления и острого политического, экономического и финансового кризиса необходимо осуществлять диверсификацию экономики страны, ускорить развитие отраслей производства для их переориентирования на импортозамещение и повышение конкурентоспособности, укрепления промышленной и экономической безопасности государства. Все это обуславливает необходимость использования эффективных инструментов поддержки промышленности со стороны государства, таких как льготное кредитование, таможенные и налоговые льготы, государственные гарантии и другие преференции инвесторам и производителям. Инструментом, доказавшим свою эффективность с точки зрения привлечения инвестиций и развития экономики, выступают особые экономические зоны (ОЭЗ) [1, с. 1299].

ОЭЗ на территории Российской Федерации можно рассматривать как эффективный инструмент развития территории, причем как на уровне того региона (смежных регионов), где она располагается, так и в целом по стране, что свидетельствует о влиянии их функционирования на национальную экономику.

Материалы и методы. В качестве материала исследования были взяты данные деятельности ОЭЗ промышленно-производственного типа в Российской Федерации. Для этого использовались законодательные и правовые источники, статистические данные, представленные в открытом доступе, научные статьи

по данной тематике, исследования авторов в сфере региональной экономики и деятельно -сти специальных инфраструктурных институтов, издания Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России и др. В качестве методов исследования были использованы графический и сравнительный анализ, синтез, контент-анализ, сопоставительный анализ, моделирование.

Результаты. Согласно федеральному законодательству, под особой экономической зоной понимается «часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны» [2].

В российской практике получили распространение четыре типа ОЭЗ: промышленно-производственный тип (ППТ), технико-внедренческий (ТВТ), туристско-рекреационный (ТРТ) и портовый (ПОЭЗ) (рис. 1.).

По состоянию на осень 2023 г. в Российской Федерации функционировали 50 ОЭЗ, из них большая часть (31) представлена про-мышленно-производственными, десять — туристско-рекреационных зон, семь — технико-внедренческих и три — портовых [3, с. 11]. При этом следует отметить, что даже за последние три года их количество выросло: в 2021 г. общее количество ОЭЗ составило 42, при этом рост наблюдается только со стороны промышленно-производственных зон (на осень 2021 г. функционировало только 23 ОЭЗ промышленно-производственного типа, т.е. за два года начали деятельность еще девять зон) [4, с. 14].

ПОЭЗ

Рис. 1. Типы ОЭЗ в Российской Федерации

Таким образом, ОЭЗ — это не только определенный инструмент развития бизнеса на территории государства, механизм по привлечению как российских, так и зарубежных инвестиций, источник роста налоговых и таможенных сборов, площадки, выполняющие социальную функцию по созданию новых рабочих мест и развитию территории, но это целый институт, формирующий новые условия и приоритеты развития национальной экономики государства, где и само государство заинтересовано в устойчивой положительной динамике показателей его деятельности.

Традиционно национальная экономика Российской Федерации основывается на реальном секторе экономики, т.е. именно промышленность и сельское хозяйство лежат в основе эффективного функционирования экономических систем [5, с. 12]. Развитие промышленного комплекса служит базой для формирования экономического роста, достижение которого в условиях мировых реалий существенно затруднено введением санкций со стороны других государств, проведением СВО, восстановлением новых регионов. Поэтому целесообразно рассмотреть роль ОЭЗ промышленно-производственного типа в формировании приоритетов развития национальной экономики.

По словам М. Решетникова, министра экономического развития: «Особые экономические зоны всегда встраиваются в решение задач, которые стоят перед регионами и стра-

ной. Сейчас это задача развития экономики предложения, поставленная Президентом» [3, с. 4]. За 18 лет, после принятия Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [2], в ОЭЗ было привлечено более 1 трлн руб., при этом объем частных инвестиций составил 891 млрд руб., а иностранных — 252,8 млрд руб. (при этом среди резидентов 39 стран-инвесторов), объем уплаченных резидентами налогов, таможенных платежей и страховых взносов (несмотря на льготы) составил 364,9 млрд руб., создано 66 тыс. рабочих мест, при этом 31,5% из них создано представителями малого и среднего бизнеса, было зарегистрировано более 1000 резидентов, из них — 126 с иностранным участием [3, с. 11] (рис. 2).

За последние три года можно наблюдать активный рост формирования новых площадок, дополнительно рассматриваются новые заявки от регионов по формированию особых экономических зон [6].

ОЭЗ промышленно--производственного типа (ОЭЗ ППТ) согласно законодательству должны отвечать определенным требованиям: площадь размещения ОЭЗ не должна превышать 60 кв. км, при этом на территории не должен располагаться жилищный фонд, земля, на которой находится объект, должна принадлежать к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и т.п.

Рис. 2. Количество резидентов с участием иностранных инвесторов в составе акционеров

Для того чтобы стать резидентом ОЭЗ ППТ, необходимо быть индивидуальным предпринимателем или коммерческой организацией (предприятия унитарного типа не могут стать резидентами), заниматься производственной, технико-внедренческой и логистической деятельностью, при этом минимальный объем капитальных вложений должен составлять 120 млн руб.

Основной задачей создания ОЭЗ ППТ выступают прежде всего развитие высокотехнологичных отраслей промышленности, восстановление производственного потенциала страны, использование инновационных технологий, активизация процессов импортоза-мещения, обеспечение стратегической безопасности государства и технологического суверенитета, повышение хозяйственной самостоятельности регионов России, что выражается в мультипликативном эффекте их деятельности, т.е. активизируется деятельность и других предприятий, расположенных на территории субъекта [7, с. 82].

При этом и для резидентов функционирование на территории ОЭЗ ППТ создает существенные преимущества: развитая инфраструктура, федеральные и региональные налоговые льготы, а также льготы по аренде и выкупу земли, государственные гарантии, свободная таможенная зона, кроме того, деятельность в качестве резидента ОЭЗ позволяет бизнесу существенно сократить время, которое требуется для запуска новых производств [8, с. 127].

Как уже говорилось ранее, большая часть площадок ОЭЗ относится именно к ППТ, поэтому рассмотрим динамику количества резидентов в ОЭЗ ППТ за 12 лет. На рис. 3 представлены площадки, которые начали осуществлять свою деятельность до 2021 г.

Согласно данным рис. 3, наблюдается общая тенденция роста количества резидентов, зарегистрированных на рассматриваемых площадках. Данный тренд прослеживается и после 2014 г. (введение санкций), после 2020 г. (в период пандемии), в 2022 г. (в условиях политической и экономической изоляции) также присутствует увеличение числа резидентов, что свидетельствует о крайней заинтересованности предпринимателей в деятельности на территории ОЭЗ ППТ.

Следует отметить и развитие новых ОЭЗ ППТ, которые начали свою деятельность за последние три года, но уже показали определенные результаты, что демонстрирует рис. 4.

Наибольший рост показали ОЭЗ ППТ в Московской, Ивановской, Владимировской, Оренбургской областях и Красноярском крае.

Приоритетность развития на данный момент именно ОЭЗ ППТ доказывает и тот факт, что объем инвестиций и капитальных вложений за период функционирования также существенно больше, чем на других типах площадок (рис. 5).

Рис. 3. Динамика количества резидентов ОЭЗ ППТ за период 2011—2022 гг.

Источник: составлено авторами.

Рис. 4. Динамика количества резидентов, которые начали функционировать

после 2020 г.

Источник: составлено авторами.

Рис. 5. Объем инвестиций (в том числе капитальных вложений), осуществленных резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ за период функционирования

Источник: составлено авторами.

Конечно же, с точки зрения статистики, такая динамика не совсем объективна по отношению к количеству ОЭЗ, но при этом показывает общий вклад инвестиций в экономику Российской Федерации.

ОЭЗ как институт развития национальной экономики демонстрирует положительную динамику. Так, по словам директора департамента регионального развития Министерства экономического развития России В. Алтабае-ва: «Мультипликативный вклад ОЭЗ в ВВП за прошлый год оценивается в 888 млрд рублей. Важно, что по итогу 2022 года государство окупило все понесенные расходы на ОЭЗ и сегодня накопленный положительный эффект для бюджета оценивается в более чем 55 млрд рублей» [6]. Таким образом, совершенно очевидно, что создание ОЭЗ является эффективным механизмом развития национальной экономики.

Государство заинтересовано в развитии ОЭЗ промышленного типа, так как они создают условия:

• для притока инвестиций и капиталовложений в передовые технологии;

• привлечения высококвалифицированных кадров;

• реализации программ импортозамеще-ния;

• повышения уровня производительности труда;

• повышения качества выпускаемой продукции до мировых стандартов [9, с. 150].

На региональном уровне ОЭЗ позволяют развивать местную экономику благодаря развитию инфраструктуры, повышать возможность ведения бизнеса местными предпринимателями, находить высокооплачиваемую работу жителям региона.

По результатам VII национального рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ России на 2023 г. были оценены 23 ОЭЗ ППТ по таким критериям, как инвестиционная привлекательность региона России, благоприятные условия для предпринимательской деятельности в ОЭЗ, обеспеченность ОЭЗ инфраструктурой, земельные ресурсы, инвестиционная и инновационная активность, информационная открытость сайта [3, с. 32—33]. Согласно проведенному рейтингу, рассмотрим регионы, которые сгруппируем по степени эффективности деятельности зон (рис. 6).

Практически во всех субъектах, где расположены площадки, наблюдается устойчивая динамика роста инвестиций в основной капитал. Не последнюю роль здесь играют и ОЭЗ ППТ, где реализуются крупные инвестиционные проекты.

Смоленская область Красноярский кран ~~ ~~

Нижегородская область "" ~~ —

Ивановская область ~ Астраханская область

Омская область - - —

Оренбургская область —

Республика Башкортостан ~ Самарская область _

Калужская область ■ — _ Республика Татарстан

О 10000002000000300000040000005000000 600000070000008000000 ■ 2018 "2019 "20-20 "2021 "2022 "2023

Рис. 6. Инвестиции в основной капитал по регионам, где функционируют ОЭЗ ППТ, млн руб. [10]

Согласно рейтингу первое место по эффективности и инвестиционной привлекательности принадлежит АО «ОЭЗ ППТ «Ала-буга» в Республике Татарстан. Данная площадка функционирует с 2005 г., когда был принят ФЗ «Об особых экономических зонах» [2]. На территории ОЭЗ ППТ «Алабуга» реализуются инновационные проекты, располагаются более 30 уникальных импортозамещающих производств, в том числе международных. Приоритетными направлениями выступает обработка полимеров, автомобилестроение, строительные и композитные материалы. В 2022 г. было выплачено налогов на сумму 15 524 млн руб., при этом налоговые льготы за тот же период составили 5577 млн руб., что свидетельствует об отдаче от инвестиций на государственном уровне. Производительность труда на тот же период составила 12,7 млн руб. / чел., из 71 резидента — 25 иностранных компаний.

На втором месте, при этом позиции снизились относительно прошлого периода, выступает ОЭЗ ППТ «Липецк», площадки которой расположены в Грязинском и Елецком районах Липецкой области. Приоритетными направлениями площадки выступают производство энергетического и медицинского обо-

рудования, бытовой техники, автомобилестроение. Деятельность ОЭЗ ППТ «Липецк» существенно повысила инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность региона. Так, Липецкая область оказалась лидером по минимальным рискам осуществления деятельности в регионе [9, с. 149]. Уплаченные налоги в 2022 г. превысили налоговые льготы практически в 2,4 раза, производительность труда составляет 8,5 млн руб. / чел., из 58 оставшихся резидентов 24 — иностранные компании. Наибольший отток резидентов был в 2020 г., когда сразу восемь предприятий ушли из ОЭЗ ППТ «Липецк».

На третьем месте — динамично развивающаяся ОЭЗ ППТ «Калуга», приоритетными направлениями которой выступают производство машин и оборудования, фармацевтика, производство автокомплектую-щих и изделий из дерева. Большую часть инвестиций составили внебюджетные инвестиции резидентов и инвестиции управляющей компании ОЭЗ. Производительность труда на территории площадки составляет 6,5 млн руб. / чел.

Основные показатели инвестиционно-привлекательных ОЭЗ ППТ за 2022 г. представлены на рис. 7.

Рис. 7. Основные показатели инвестиционно привлекательных ОЭЗ ППТ России

на 2022 г. по итогам рейтинга

Ежегодно Министерством экономического развития России проводится оценка эффективности деятельности ОЭЗ (рис. 8).

Рис. 8. Оценка эффективности функционирования ОЭЗ за 2022 г.

Согласно рис. 8, становится очевидно, что динамика показателей эффективности развития ОЭЗ по итогам 2022 г. остается на достаточно высоком уровне. В целом по результатам проведенной оценки показатель эффективности, отражающий вклад ОЭЗ в достижение национальных целей развития Россий-

ской Федерации, — 66,7%. Таким образом, механизм ОЭЗ по итогам 2022 г. окупился для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а именно объем уплаченных резидентами ОЭЗ обязательных платежей (налогов в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, таможен-

ных платежей и страховых взносов) составил 364 634 млн руб. и на 36 646 млн руб. превысил сумму затрат бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на создание инфраструктуры ОЭЗ (202 540 млн руб.) и использованных резидентами ОЭЗ льгот по обязательным платежам (125 448 млн руб.).

Заключение. Значимость ОЭЗ ППТ для национальной экономики доказывает и постоянное совершенствование правовых норм их функционирования. Так, за период 2022— 2023 гг. были внесены поправки по оптимизации системы управления управляющих компаний, предложены мероприятия, направленные на ускорение получения статуса резидента, обозначены необходимость повышения ответственности реального бизнеса за реальное достижение заявленных планов и другие улучшения.

Таким образом, со стороны государства необходимо постоянно отслеживать возможности развития ОЭЗ ППТ, так как они выступают локомотивом развития промышленности региона, создают мультипликативный эффект для развития других отраслей, тем более что в условиях санкционного давления многие резиденты площадок выступают пионерами импортозамещения санкционной продукции. Развитие подобных площадок также позволяет укреплять хозяйственную самостоятельность региона, создавать новые рабочие места, решает проблемы импортоза-мещения и технологического суверенитета государства, что способствует укреплению и независимости национальной экономики.

Список источников

1. Гореликов К.А., Журавлева О.В, Митрофанова О.Н, Рыбина И.А. Управление инвестиционной привлекательностью регионального промышленного комплекса // Экономика, предпринимательство и право. 2024. Т. 14. № 4. С. 1297-1314.

2. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ (ред. от 4 августа 2023 г.) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2024 г.) // URL: https://www.consultant.ru

3. Новикова А.Р. и др. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России - 2023. Вып. 7. М.: АКИТ РФ, 2023. 287 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бухарова М.М. и др. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России -2021. Вып. 5. М.: АКИТ РФ, 2021. 265 с.

5. Журавлева О.В., Аксенова М.А., Меньщи-кова В.И. Модель развития особых экономических зон в России // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2018. Т. 17, № 1. С. 9-16.

6. МЭР РФ: ОЭЗ продолжают демонстрировать устойчивую положительную динамику // URL: МЭР РФ: ОЭЗ продолжают демонстрировать устойчивую положительную динамику | Министерство экономического развития Российской Федерации (economy.gov.ru)

7. Гончарова М.А., Рыбина И.А. Investment guidelines of establishment of the region economic competitiveness [Инвестиционные ориентиры создания конкурентоспособной экономики региона] // Вести высших учебных заведений Черноземья, 2014. № 4 (38). С. 79-84.

8. Свободные экономические зоны: экономические и организационные аспекты функционирования: монография / О.В. Журавлева, А.Е. Кисова, О.Н. Митрофанова, Л.В. Московцева. Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2022. 206 с.

9. Рыбина И.А, Ломакин С.С. Инвестиционный потенциал региона как фактор повышения его конкурентоспособности // Стратегические приоритеты обеспечения качества жизни населения в контексте устойчивого социально-экономического развития региона: материалы III Международной научно-практической конференции. Тамбов: Издательский центр НП «Тамбовский ТИПБиА», 2021. С. 147-151.

10. Инвестиции в основной капитал по субъектам Российской Федерации // URL: Invest_SUB.xlsx (live.com)

References

1. Gorelikov K.A, Zhuravleva O.V, Mitro-fanova O.N, Rybina I.A. Investment attractiveness management of the regional industrial complex // Economics, entrepreneurship and law. 2024. Volume 14. No. 4. pp. 1297-1314.

2. Federal Law No. 116-FZ of July 22, 2005 (as amended on August 4, 2023) "On Special Economic Zones in the Russian Federation" (with amendments and additions coming into force on January 1, 2024) // URL: https:// www.consultant.ru

3. Novikova A.R. et al. Business navigator for special economic zones of Russia — 2023. Issue 7. Moscow: AKIT RF, 2023. 287 p.

4. Bukharova M.M. et al. Business navigator for special economic zones of Russia — 2021. Issue 5. Moscow: AKIT RF, 2021. 265 p.

5. Zhuravleva O.V, Aksenova M.A., Menshchi-kova V.I. The model of development of special economic zones in Russia // Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 2018. Volume 17, No. 1. pp. 9—16.

6. The mayor of the Russian Federation: SEZs continue to show steady positive dynamics // URL: Mayor of the Russian Federation: SEZs continue to demonstrate steady positive dynamics | Ministry of Economic Development of the Russian Federation (economy.gov.ru)

7. Goncharova M.A, Rybina I.A. Investment recommendations for creating a competitive economy in the region // Proceedings of higher

educational institutions of the Chernozem region, 2014. No. 4 (38). pp. 79—84.

8. Free economic zones: economic and organizational aspects of functioning: monograph / O.V. Zhuravleva, A.E. Kisova, O.N. Mitrofanova, L.V. Moskovtseva. Lipetsk: Publishing House of LGTU, 2022. 206 p.

9. Rybina I.A., Lomakin S.S. The investment potential of the region as a factor of increasing its competitiveness // Strategic priorities for ensuring the quality of life of the population in the context of sustainable socio-economic development of the region: proceedings of the III International scientific and practical conference. Tambov: Publishing Center NP "Tambov Printing House", 2021. pp. 147—151.

10. Investments in fixed assets by subjects of the Russian Federation // URL: Invest_SUB.xlsx (live.com)

Информация об авторах

М.А. Гончарова — заведующий кафедрой строительного материаловедения и дорожных технологий Липецкого государственного технического университета, доктор технических наук, профессор, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, действительный член Российской академии транспорта, заслуженный работник образования Липецкой области, почетный работник сферы образования Липецкой области;

О.В. Журавлева — доцент кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат технических наук, доцент;

С.С. Ломакин — преподаватель Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации;

И.А. Рыбина — доцент кафедры менеджмента факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, доцент.

Information about the authors M.A. Goncharova — Head of the Department of Building Materials Science and Road Technologies of Lipetsk State Technical University, Doctor of Technical Sciences, Professor, Advisor to the Russian Academy of Architecture and Construction Sciences, full member of the Russian Academy of Transport, Honored Worker of Education of the Lipetsk Region, Honorary Worker of Education of the Lipetsk Region;

0.V. Zhuravleva — Associate Professor of the Department of Economic Theory of the Financial University at The Government of the Russian Federation, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor;

S.S. Lomakin — lecturer at the Prince Alexander Nevsky Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation;

1.A. Rybina — Associate Professor of the Department of Management, Faculty of Higher School of Management, Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 10.06.2024; одобрена после рецензирования 10.07.2024; принята к публикации 09.08.2024.

The article was submitted 10.06.2024; approved after reviewing 10.07.2024; accepted for publication 09.08.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.