ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/1999-849X-2024-17-3-81-95
УДК332.146.2(045)
JEL R10, R11, R23, R58, R59
(CC) (
Особые экономические зоны как точки роста для развития экономики России
С. В. Щурина
Финансовый университет, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
Предмет исследования — особые экономические зоны России (ОЭЗ) в условиях санкций, наложенных странами коллективного Запада. Цель работы — обоснование возможностей ОЭЗ в части повышения потенциала внутренних источников экономического роста, способствующих обеспечению технологического суверенитета и инновационного развития, а также формированию экономики предложения. Доказано, что государство заинтересовано в создании ОЭЗ в качестве источников новых производств и рабочих мест, в том числе на новых территориях России. Отмечен потенциал экономической поддержки российских регионов, применяющих преференциальный режим экономического сотрудничества, аналогично эффекту, получаемому от деятельности специальных экономических зон Китая, обеспечивающих рост занятости и сокращение бедности местного населения. Установлено, что в числе российских ОЭЗ преобладают промышленно-производственные и технико-внедренческие зоны, которые востребованы и эффективны, несмотря на санкции против российской экономики. Выявлено, что частными инвесторами в ОЭЗ России являются преимущественно отечественные резиденты по причине введения санкционного запрета в отношении иностранных резидентов, преодолеваемого посредством использования офшорных зон, позволяющих иностранному бизнесу инвестировать капитал в российскую экономику. Сделаны выводы о необходимости дальнейшей государственной поддержки ОЭЗ в России. Ключевые слова: особые экономические зоны; инвестиции; инвестиционное импортозамещение; преференциальные режимы; внутренние точки развития
BY 4.0
Для цитирования: Щурина С. В. Особые экономические зоны как точки роста для развития экономики России. Экономика. Налоги. Право. 2024;17(3):81-95. DOi: 10.26794/1999-849Х-2024-17-3-81-95
ORiGiNAL PAPER
Special Economic Zones as Growth Points for the Development of the Russian Economy
S. V. Shchurina
Financial University, Moscow, Russia
ABSTRACT
The subject of the study is the special economic zones of Russia (SEZ) under the conditions of sanctions imposed by the countries of the collective West. The purpose of the work is to substantiate the possibilities of the SEZ in terms of increasing the potential of internal sources of economic growth that contribute to ensuring technological sovereignty and innovative development, as well as the formation of a supply - side economy. It is shown that the state is interested in creating SEZs as sources of new industries and jobs, including in new territories of Russia. The potential for economic recovery of Russian regions applying a preferential economic cooperation regime is noted, similar to the effect obtained from the activities of China's special economic zones, which ensure employment growth and poverty reduction of the local population. It has been established that among the Russian SEZs, industrial production and technical implementation zones prevail, which are in demand and effective, despite the sanctions against the Russian economy. It has been revealed that private investors in the SEZ of Russia are mainly domestic residents due to the introduction of a sanctions ban on foreign residents, overcome through the use of offshore zones that allow foreign businesses to invest capital in the Russian economy. Conclusions are drawn about the need for state support for SEZs in Russia. Keywords: special economic zones; investments; investment import substitution; preferential regimes; internal points of development
For citation: Shchurina S. V. Special economic zones as growth points for the development of the Russian economy. Ekonomika.Nalogi.Pravo = Economics,taxes & law. 2024;17(3):81-95. (in Russ.). DOi: 10.26794/1999-849X-2024-17-3-81-95
© LUypuHa C. B., 2024
ВВЕДЕНИЕ
В сложный период, когда экономика России продолжает испытывать санкционное давление со стороны коллективного Запада, драйверами ее роста могут выступать особые экономические зоны (далее — ОЭЗ), создаваемые для обеспечения технологического суверенитета и развития экономики страны.
Заинтересованность государства в ОЭЗ заключается в получении благодаря им возможностей создания новых производств и рабочих мест на территориях, где вводится льготный режим предпринимательской деятельности, например в Донбассе на базе завода «Азовсталь» для обеспечения работой жителей вновь присоединенных территорий России.
В период турбулентности экономики территории опережающего социально-экономического развития, т.е. экономические зоны с особым правовым режимом ведения бизнеса и льготным налогообложением, могут служить местом создания новых производств и их превращения в новые точки роста городов. Находящиеся в ОЭЗ резиденты не только получают выгоду от льготного налогообложения, но и одновременно приносят пользу экономике России, выплачивая налоги. Но для их успешного функционирования необходимы среда, максимально стимулирующая развитие производительных сил и производственных отношений, и кооперация с субъектами экономической деятельности, занимающимися выпуском необходимых им комплектующих частей или аппаратуры.
ОЭЗ должны способствовать эффективному решению задач государственного и регионального уровня [1-7] и служить важным инструментом сотрудничества с дружественными странами.
Правительство РФ постоянно совершенствует механизмы функционирования ОЭЗ, в частности принимает меры по ускорению подготовительных процедур для быстрого вхождения резидентов в процесс производства, расширяя для них действие стабилизационной оговорки согласно ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» и упрощая порядок налогового мониторинга.
Государство дает возможность регионам прокладывать инженерные сети и строить дороги для инвесторов посредством реструктуризации госдолга, предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов, возмещения расходов, направляемых на создание инфраструктуры, за счет федеральных на-
логов, а также таможенных пошлин, уплачиваемых резидентами в бюджет.
ОЭЗ фактически представляют собой масштабные проекты федерального значения, нацеленные на развитие регионов через создание условий для обеспечения притока прямых российских и иностранных инвестиций в необходимые для экономики виды деятельности [1].
Формирование ОЭЗ предполагает учет показателей доходности, срока окупаемости и рентабельности инвестиционных вложений, на основании которых разрабатывается перспективный план развития ОЭЗ и выбирается управляющая компания ОЭЗ, решающая вопросы обеспечения деятельности деловой инфраструктуры.
В Послании1 Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г. указано на необходимость роста производства промышленных секторов экономики и снижения импорта товаров посредством производства в стране их аналогов. В рамках выполнения положений вышеуказанного Послания 7 марта 2024 г. Правительство РФ утвердило создание трех новых особых экономических зон, предусматривающих льготные условия ведения бизнеса и налогообложения (ОЭЗ «Система» в Мордовии в городе Саранске; ОЭЗ «Ростовская» в Новочеркасске; ОЭЗ «Эммаусс» в Тверской области), и расширило действие двух существующих в России ОЭЗ (в Бабынинском муниципальном районе в Калужской области и в городе Липецк)2. Продлен срок функционирования ОЭЗ в Магаданской области до 31 декабря 2046 г.3 Также В. В. Путиным на пресс-конференции, состоявшейся 14 декабря 2023 г.4, дано поручение Правительству РФ о создании ОЭЗ «Шебекино» в Белгородской области в срок до 15 мая 2024 г.
ОЭЗ используются главным образом в России для наращивания потенциала обрабатывающих
1 Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages.
2 Постановления Правительства РФ от 07.03.2024 № 274, 277, 278, 279, 280.
3 Федеральный закон от 23.03.2024 № 56-ФЗ «О внесении изменений в статью 7-1 Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Магаданской области и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Куриль-ского городских округов Сахалинской области» и статью 2 Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».
4 URL: https://www.kp.ru/daily/27594/4865984.
отраслей экономики, увеличения количества высокотехнологичных производств, разработки новой продукции, предоставления возможностей генерирования отечественных передовых технологий с последующей коммерциализацией выпускаемых с их помощью товаров.
ОЭЗ нужны для повышения инвестиционной привлекательности и переформатирования портовой и транспортной инфраструктуры российской экономики, создания возможностей для продвижения туристско-рекреационной сферы.
Поэтому можно сделать вывод, что ОЭЗ служат внутренними точками роста и развития российской экономики.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Территория России, на которой действует преференциальный налоговый режим в отношении предпринимательской деятельности и предоставляются возможности использования преимуществ свободной таможенной зоны, является по факту свободной экономической зоной, т.е. ограниченной частью поверхности суши с определенными границами, которая имеет особый юридический статус по отношению к остальным районам и областям государства.
Согласно Федеральному закону от 04.08.2023 № 448-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 2024 г. сокращены сроки принятия решения о кандидатах на получение статуса резидента ОЭЗ с 40 до 15 дней и разрешено предоставлять вместо бизнес-плана паспорт проекта и его финансовую составляющую, упрощен доступ резидентов ОЭЗ к налоговому мониторингу и введен для них ускоренный возврат НДС.
С 2024 г. вступили в силу особые меры поддержки резидентов, занятых в проектах обеспечения технологического суверенитета. Для них инвестиционный порог входа в ОЭЗ составляет 50 млн руб.5 В законодательство введено новое понятие — договор о совместном производстве продукции, по которому две или несколько компаний принимают обязательство совместно производить определенную продукцию, используя общие мощности или распределяя между собой выпуск отдельных элементов продукции.
5 URL: https://www.kommersant.ru/doc/6365469.
Согласно вступившим в силу в 2024 г. правилам резидент ОЭЗ может оформлять по упрощенной процедуре для своего контрагента, участвующего в технологической цепочке, статус резидента на основании паспорта без представления бизнес-плана, позволяя ему реализовывать свои товары в ОЭЗ без уплаты НДС в 2024 г.6 В новых нормативных актах конкретизирована ответственность резидентов за судьбу объекта, что позволит избавиться от «недо-строев» и необоснованных «долгостроев». Теперь в договор аренды с инвестором вводится порядок распоряжения недостроенным объектом в ситуации утраты резидентом своего статуса, что поднимет качество реализуемых проектов и не затронет интересы добросовестных инвесторов.
Новый установленный законодательством порядок позволяет инвесторам быстро принимать решения о локализации производства на территории России, а упрощенный порядок получения статуса резидента ускорит процесс привлечения в ОЭЗ небольших компаний. В то же время увеличивается риск последующего расторжения соглашений с несостоявшимися инвесторами. Могут появляться новые основания для расширения ОЭЗ, например заполненность более чем на 50% объектов инфраструктуры; предоставление более 50% общей площади земельных участков, которые должны предназначаться резидентам.
Актуальной задачей для российской экономики является инвестиционное импортозамещение для упорядочения деятельности зарубежных компаний вследствие введения санкций в отношении Российской Федерации. Основной целью введения преференциальных режимов было в свое время привлечение прямых иностранных инвестиций в отечественную промышленность. Введение санкций против России заставило иностранные компании действовать, выбирая из трех предложенных сценариев: продажа бизнеса; передача бизнеса под управление российскому менеджменту; адаптация бизнеса к новым международным правилам. Большинство иностранных бизнесменов выбрали третий вариант. Работу в компаниях, которую покинули бывшие иностранные управляющие, теперь продолжают отечественные менеджеры, активно вкладывающие денежные средства в развитие бизнеса. Так, изменение геополитической ситуации в мире сместило фокус инвестирования на внут-
6 URL: https://www.kommersant.ru/doc/6365469.
ренние резервы, способствуя тем самым развитию российской экономики.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КИТАЯ
В Китае для привлечения иностранных инвестиций и создания открытой экономики для бизнеса используют китайские специальные экономические зоны (далее — СЭЗ) [8; 9].
Начало данного процесса было положено в конце 1970-х гг. при проведении экономических реформ с целью создания экспортоориентированного производства, стимулирования технологического прогресса и повышения темпов экономического роста китайской экономики. В результате к началу 1990-х гг. был получен положительный эффект от привлечения иностранных инвестиций в экономику Китая через СЭЗ благодаря расширению спектра их действия на другие близлежащие территории.
Наиболее важными центрами иностранных инвестиций и международной торговли являются СЭЗ «Шэньчжень», «Чжухай» и «Хайнин» (табл. 1).
Для создания благоприятной инвестиционной среды в СЭЗ Китая обеспечиваются ускоренный порядок предоставления государственных услуг, финансирование проектов развития, применяются упрощенные таможенные процедуры, вводятся низкие ставки по налогам и предоставляются льготные периоды налогообложения (табл. 2).
Многолетний опыт Китая по развитию СЭЗ может быть использован в России для развития российских зон с преференциальным режимом с учетом современных тенденций геополитики и международных экономических отношений.
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РОССИИ
В России функционируют 50 ОЭЗ7, из них 31 — промышленно-производственного типа (далее — ППТ); 7 — технико-внедренческого типа (далее — ТВП); 10 — туристско-рекреационного типа (далее — ТРТ); 2 — портовые8 [8]. В работе ОЭЗ принимают участие 39 стран-инвесторов и 1031 резидентов, из которых 126 — с иностранным участием.
7 Накопленным итогом с начала функционирования ОЭЗ в России, по состоянию на 30.09.2023 г.
8 Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в ред. от 30.10.2007 № 240-ФЗ).
Если российское юридическое лицо является унитарным предприятием, оно не имеет права на статус резидента ОЭЗ. Основные требования для резидентов в России в зависимости от типа ОЭЗ приведены в табл. 3.
Рассмотрим основные требования, предъявляемые на законодательном уровне в России, к созданию ОЭЗ в зависимости от их типа (табл. 4).
Показатели ОЭЗ за 2022 г. в российской экономике носят положительный характер. Структура частных инвестиций резидентов в деятельность ОЭЗ по различным странам служит доказательством заинтересованности иностранного бизнеса к работе в России (табл. 5).
Анализ показывает, что лидерами частных инвестиций в ОЭЗ являются отечественные резиденты (71,6%), далее с существенным отрывом идут резиденты из Нидерландов (10,7%), Германии (3,6%), Кипра (2,8%) и Швейцарии (1,9%). Следует отметить, что отдельные страны, чьи резиденты выступают инвесторами в ОЭЗ России, относятся к офшорам. Так, Нидерланды и Швейцария являются юрисдикциями, предоставляющими льготы нерезидентам; Люксембург — офшор, дающий право на снижение налогов на определенные виды деятельности; Кипр относится к ограниченным офшорам, требующим предоставления отчетности.
Использование офшорных компаний в бизнесе позволяет оптимизировать налогообложение по дивидендам, процентам по займам, роялти, НДФЛ, налогам на корпоративную прибыль, прирост капитала, имущество, НДС.
Офшорные финансовые сети могут использоваться во внешнеторговой деятельности для обеспечения конфиденциальности владения активами; создания международных холдингов; регистрации иностранной компании — личного кошелька; повышения привлекательности бизнеса и продажи компании через IPO; проведения валютных торгов на рынке Forex; владения морскими и воздушными судами; переноса места нахождения головного офиса компании; оформления недвижимости и арендного бизнеса и пр.
Страны — лидеры по объему сделанных частных инвестиций резидентов ОЭЗ в России отражены в табл. 6.
В табл. 7 инвестиции частных инвесторов даны в структурированном виде в зависимости от типа ОЭЗ.
Таблица 1 / Tablel
Специальные экономические зоны в Китае / Special economic zonesin China
№ Специальная экономическая зона / Special Economic Zone Характеристика / Characteristic
1 Шэньчжень / Shenzhen Высокотехнологичное производство. Электроника и информационные технологии; телекоммуникации; биотехнологии
2 Чжухай / Zhuhai Экспортная промышленность. Сельскохозяйственный комплекс. Рыбное хозяйство. Индустрия отдыха и развлечений
3 Хайнин / Haining Технологии автономного вождения. Разработка и внедрение в производство передового медицинского оборудования
4 Шаньтоу / Shantou Производство электроники, изделий из пластмассы, текстиля, одежды и обуви
5 Сямынь / Xiamen Химическая и пищевая промышленность. Производство электроники и текстиля
6 Кашгар / Kashgar Производство текстиля и одежды
Источник/Source: составлено автором на основе Бизнес-навигатора по особым экономическим зонам России - 2023. Вып. 7. М.: Акит РФ; 2023. 277 с. / compiled by the author based on Business navigator for special economic zones of Russia - 2023. Issue 7. Moscow: Akit RF; 2023. 277 p. URL: https://akitrf.ru/Biznes-navigator-po-osobym-ekonomicheskim-zonam-Rossii-2023.
Таблица 2 / Table2
Преференции в СЭЗ Китая / Preferences in the SEZ of China
№ Вид преференции / Type of preference Характеристика / Characteristic Ставка, в % / Rate, in %
1 Налоговые льготы / Tax benefits Подоходный налог 15
Подоходный налог для компаний с иностранным капиталом 24
2 Таможенные льготы / Customs benefits Налог на импорт 0
Беспошлинный экспорт определенных товаров 0
Примечание/Note: СЭЗ - специальная экономическая зона / SEZ - Special Economic Zone.
Источник/Source: составлено автором на основе Бизнес-навигатора по особым экономическим зонам России - 2023. Вып. 7. М.: Акит РФ; 2023. 277 с. / compiled by the author based on Business navigator for special economic zones of Russia - 2023. Issue 7. Moscow: Akit RF; 2023. 277 p. URL: https://akitrf.ru/Biznes-navigator-po-osobym-ekonomicheskim-zonam-Rossii-2023.
Данные табл. 7 свидетельствуют о доминировании инвестиций в зоны типа ППТ и ТВТ, тогда как ТРТ и портовые ОЭЗ остаются менее привлекательными для вложения капитала у инвесторов.
Рассмотрим влияние ОЭЗ на развитие экономики России. В табл. 8 приведены данные о влиянии ОЭЗ на общее состояние российской экономики.
Рассмотрим динамику создания рабочих мест в ОЭЗ России за период 2012-2022 гг., которые свидетельствуют о высоких значениях роста новых рабочих мест для жителей России в ОЭЗ, число ко-
торых в период 2012-2022 гг. увеличилось в 10,47 раза (табл. 9).
Проследим изменение производительности труда в ОЭЗ России за период 2012-2022 гг. Данные свидетельствуют о росте производительности труда на протяжении последних десяти лет, причем в ОЭЗ производительность труда выше, чем в Российской Федерации в целом (табл. 10).
Оценим изменения выручки резидентов ОЭЗ в России в интервале с 2012 по 2022 г. Статистические данные свидетельствуют о неуклонном росте
Таблица 3 / Table 3
Основные требования для резидентов в России по типу ОЭЗ / Basic requirements for residents in Russia
by SEZ type
Кто признается резидентом / Who is recognized as a resident Разрешенный вид деятельности резидента / Permitted type of resident activity Минимальный объем капитальных вложений, в млн руб. / Minimum amount of capital investment, in million rubles
1. Тип ОЭЗ / SEZ type: Промышленно-производственные / Industrial-production
Индивидуальный предприниматель (далее - ИП); коммерческая организация / Individual entrepreneur; commercial organization Промышленно-производственная или технико-внедренческая или логистическая 120 млн руб., из которых не менее 40 млн руб. должны быть проинвестированы в течение трех лет с момента заключения соглашения
2. Тип ОЭЗ / SEZ type: Технико-внедренческие / technical and implementation
ИП; коммерческая организация / Individual entrepreneur; commercial organization Промышленно-производственная или технико-внедренческая или логистическая Отсутствуют
3. Тип ОЭЗ / SEZ type: Туристско-рекреационные / Tourist and recreational
ИП; коммерческая организация / Individual entrepreneur; commercial organization Туристско-рекреационная Отсутствуют
4. Тип ОЭЗ / SEZ type: Портовые / Port
Только коммерческая организация / Only a commercial organization Портовая деятельность; строительство и реконструкция, эксплуатация объектов инфраструктуры морского порта, речного порта или аэропорта или промышленно-производственная деятельность От 120 млн руб. (реконструкция объектов инфраструктуры) до 400 млн руб. (строительство объектов инфраструктуры) в зависимости от типа проекта, из которых не менее 40 млн руб. должны быть проинвестированы в течение трех лет с момента заключения соглашения
Примечание/Note: ОЭЗ - особая экономическая зона / SEZ - Special Economic Zone.
Источник/Source: составлено автором на основе Бизнес-навигатора по особым экономическим зонам России - 2023. Вып. 7. М.: Акит РФ; 2023. 277 с. / compiled by the author based on Business navigator for special economic zones of Russia - 2023. Issue 7. Moscow: Akit RF; 2023. 277 p. URL: https://akitrf.ru/Biznes-navigator-po-osobym-ekonomicheskim-zonam-Rossii-2023.
выручки, а ее значение в 2022 г. превосходит показатель десятилетней давности (2012 г.) приблизительно в 19 раз (табл. 11).
В табл. 12 отражены инвестиции в инженерную, транспортную, инновационную, социальную и прочую инфраструктуру ОЭЗ нарастающим итогом за 2022 г.
Данные табл. 12 свидетельствуют о приблизительно равных значениях в источниках вложения в инфраструктуру ОЭЗ в России за 2022 г.
В целях создания стимулов работы ОЭЗ в России государством вводятся налоговые льготы. Они имеют федеральный и региональный статус.
В табл. 13 показаны налоговые льготы для ОЭЗ в России.
Из данных табл. 13 следует, что наибольшую долю занимают налоговые льготы от государства, льготы по уплате таможенных пошлин, а также уплаченные налоги.
Конкурентным преимуществом для бизнеса, инвестирующего капитал в ОЭЗ, выступает уменьшение издержек от инвестиций. Государственные льготы позволяют сокращать на 30% вкладываемые инвесторами средства. Кроме этого, государство предоставляет возможность размещения бизнеса резидентов на готовых площадках, находящихся на территории ОЭЗ.
Таблица 4 / Table 4
Особенности создания ОЭЗ в России в зависимости от их типа / Feature sofcreating SEZ sin Russia
depending on the irtype
№ Тип ОЭЗ / SEZ type Размер площади ОЭЗ участка / SEZ area size Особенности создания / Features of creation
1 Промышленно- производственные/ Industrial-production Не более: К земельным участкам специфических требований не предъявляется; земельные участки в составе ОЭЗ должны относиться к категории земель промышленности, связи, энергетики, транспорта, информатики, радиовещания, телевидения; земель, служащих для обеспечения космических программ; земель обороны; безопасности или земель специального назначения; земель населенных пунктов; жилой фонд запрещен
60 кв.км
2 Технико-внедренческие / Technical and implementation 6 кв. км
3 Портовые / Port 50 кв. км
4 Туристско- рекреационные / Tourist and recreational 60 кв. км Разрешено размещать на земле с категорией земель особо охраняемых территорий и объектов либо земель лесного фонда; земель сельскохозяйственного назначения; в участки ОЭЗ ТРТ разрешено включать участки земли, предназначенные для прочих типов ОЭЗ; жилой фонд разрешен
Примечание/Note: ОЭЗ - особая экономическая зона / SEZ - Special Economic Zone.
Источник/Source: составлено автором на основе Бизнес-навигатора по особым экономическим зонам России - 2023. Вып. 7. М.: Акит РФ; 2023. 277 с. / compiled by the author based on Business navigator for special economic zones of Russia - 2023. Issue 7. Moscow: Akit RF; 2023. 277 p. URL: https://akitrf.ru/Biznes-navigator-po-osobym-ekonomicheskim-zonam-Rossii-2023.
Таблица 5 / Table 5
Структура частных инвестиций резидентов ОЭЗ по странам накопленным итогом / Structure of private
investments of SEZ residents by country, cumulative total
№ Страна / A country Инвестиции, в % / Investments, % Инвестиции, в млн руб. / Investments, million rubles Накопленный итог, в млн руб. / Cumulative total, in million rubles
1 Россия / Russia 71,6 638163
2 Нидерланды / Netherlands 10,7 95 030
3 Германия / Germany 3,6 32 327
4 Кипр / Cyprus 2,8 24 754
5 Швейцария / Switzerland 1,9 17 149
6 Япония / Japan 1,6 14 701
7 Бельгия / Belgium 1,3 11 500
8 ОАЭ / UAE 0,8 7554 890973
9 Финляндия / Finland 0,8 6857
10 Дания / Denmark 0,7 6416
11 Турция / Turkiye 0,6 5384
12 Франция / France 0,6 5134
13 США / USA 0,6 5105
14 Италия / Italy 0,4 3696
15 Остальные / Other countries 2,0 17 203
Примечание/Note: ОЭЗ - особая экономическая зона / SEZ - Special Economic Zone.
Источник/Source: составлено автором на основе Бизнес-навигатора по особым экономическим зонам России - 2023. Вып. 7. М.: Акит РФ; 2023. 277 с. / compiled by the author based on Business navigator for special economic zones of Russia - 2023. Issue 7. Moscow: Akit RF; 2023. 277 p. URL: https://akitrf.ru/Biznes-navigator-po-osobym-ekonomicheskim-zonam-Rossii-2023.
Таблица 6 / Table 6
Страны - лидеры по объему осуществленных частных инвестиций резидентов ОЭЗ в 2022 г. / Leading countries in terms of the volume of private investments made by SEZ residents in 2022
№ Страна / A country Инвестиции, в % I Investments, % Инвестиции, в млн руб. / Investments, million rubles Инвестиции всего, в млн руб. / Investments total, million rubles
1 Россия / Russia 93,6 186846
2 Нидерланды / Netherlands 3,2 6412
3 Австрия / Austria 0,9 1836
4 Германия / Germany 0,4 821
5 Бельгия / Belgium 0,4 777
6 Франция / France 0,3 656
7 Япония / Japan 0,3 523 199502
8 ОАЭ / UAE 0,2 396
9 Китай / China 0,2 354
10 Турция / Turkiye 0,2 344
11 Беларусь / Belarus 0,1 217
12 Италия / Italy 0,1 201
13 Азербайджан / Azerbaijan 0,1 119
14 Остальные / Other countries 1,9 3725 3725
Примечание/Note: ОЭЗ - особая экономическая зона / SEZ - Special Economic Zone.
Источник/Source: составлено автором на основе Бизнес-навигатора по особым экономическим зонам России - 2023. Вып. 7. М.: Акит РФ; 2023. 277 с. / compiled by the author based on Business navigator for special economic zones of Russia - 2023. Issue 7. Moscow: Akit RF; 2023. 277 p. URL: https://akitrf.ru/Biznes-navigator-po-osobym-ekonomicheskim-zonam-Rossii-2023.
Таблица 7/ Table 7
Структура частных инвестиций по типам ОЭЗ в 2022 г. / Structure of private investment by SEZ type in 2022
№ Резиденты ОЭЗ по типам / SEZ residents by type Инвестиции, в % I Investments, % Инвестиции, в млн руб. / Investments, million rubles Инвестиции всего, в млн руб. / investments, million rubles
1 Промышленно-производственные / Industrial-production 52,7 469208
2 Технико-внедренческие / Technical and implementation 43,3 385775 890973
3 Туристско-рекреационные / Tourist and recreational 2,6 23 077
4 Портовые / Port 1,4 12 913
Примечание/Note: ОЭЗ - особая экономическая зона / SEZ - Special Economic Zone.
Источник/Source: составлено автором на основе Бизнес-навигатора по особым экономическим зонам России; 2023. Выпуск 7. М.: Акит РФ; 2023. 277 с. / compiled by the author based on Business navigator for special economic zones of Russia; 2023. Issue 7. Moscow: Akit RF; 2023. 277 p. URL: https://akitrf.ru/Biznes-navigator-po-osobym-ekonomicheskim-zonam-Rossii-2023.
Примечание/Note: ОЭЗ - особая экономическая зона / SEZ - Special Economic Zone.
Источник/Source: составлено автором на основе Бизнес-навигатора по особым экономическим зонам России - 2023. Вып. 7. М.: Акит РФ; 2023. 277 с. / compiled by the author based on Business navigator for special economic zones of Russia - 2023. Issue 7. Moscow: Akit RF; 2023. 277 p. URL: https://akitrf.ru/Biznes-navigator-po-osobym-ekonomicheskim-zonam-Rossii-2023.
Таблица 8 / Table 8
Показатели влияния ОЭЗ на развитие экономики России в 2022 г. / indicators of the impact of the SEZ
on the development of the Russian economy in 2022
№ Показатель / Index В ед. измерения / In units measurements В млн руб. / In million rubles
1 Количество резидентов накопленным итогом / Cumulative number of residents 1031 -
2 Количество созданных рабочих мест в ОЭЗ накопленным итогом / Cumulative number of jobs created in the SEZ 65 980 -
3 Выручка резидентов ОЭЗ / Revenue of SEZ residents - 552 331,2
4 Объем таможенных платежей резидентов ОЭЗ / Volume of customs payments by SEZ residents - 22 346
5 Объем налогов, уплаченных резидентами ОЭЗ / The volume of taxes paid by SEZ residents - 48 522
6 Объем льгот по уплате таможенных платежей ОЭЗ / The scope of benefits for payment of customs duties in the SEZ - 9025
7 Объем налоговых льгот ОЭЗ / Scopeof SEZ taxbenefits - 16 567
Таблица 9 / Table 9
Динамика количества созданных рабочих мест в ОЭЗ нарастающим итогом / Dynamics of the number of jobs created in the SEZ on a cumulative basis
№ Год / Year Количество рабочих мест в ед. / Number of jobs per unit
1 2012 6298
2 2013 9461
3 2014 12 954
4 2015 18 520
5 2016 21 186
6 2017 28 421
7 2018 36 869
8 2019 42 120
9 2020 46 205
10 2021 55 486
11 2022 65 980
Примечание/Note: ОЭЗ - особая экономическая зона / SEZ -Special Economic Zone.
ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ОЭЗ В РОССИИ
Важной задачей для государства выступает создание условий для повышения эффективности функционирования ОЭЗ в России. В этой связи для комплексной оценки процесса создан Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности ОЭЗ в России, в основу которого заложена методика, включающая 33 частных показателей и 7 функциональных блоков (групп показателей). Цель рейтинга состоит в определении наиболее привлекательных ОЭЗ с лучшими показателями по издержкам и принципам ответственного инвестирования при реализации инвестиционных проектов.
Рейтинг построен на основе следующих принципов:
1) экспертное общественное обсуждение методики с размещением в открытом доступе результатов;
2) независимость экспертного совета;
3) учет в методике официальных данных Рос-стата и Минэкономразвития России;
Источник/Source: составлено автором на основе Бизнес-навигатора по особым экономическим зонам России - 2023. Вып. 7. М.: Акит РФ; 2023. 277 с. / compiled by the author based on Business navigator for special economic zones of Russia - 2023. Issue 7. Moscow: Akit RF; 2023. 277 p. URL: https://akitrf.ru/Biznes-navigator-po-osobym-ekonomicheskim-zonam-Rossii-2023.
Таблица 10 / Table 10 Производительность труда, млн руб./чел. / Labor productivity, million rubles/person
№ Год I Year Регион охвата / Coverageregion Значение показателя производительности труда, млн руб/чел. / Performance Score Value labor, million rubles/person
ОЭЗ / SEZ 4,7
1 2012 Российская Федерация (РФ) / RF 2,9
2 2013 ОЭЗ / SEZ 5,3
РФ / RF 3,1
3 2014 ОЭЗ / SEZ 4,1
РФ / RF 3,1
4 2015 ОЭЗ / SEZ 3,5
РФ / RF 4,0
5 2016 ОЭЗ / SEZ 5,4
РФ / RF 4,0
6 2017 ОЭЗ/ SEZ 5,5
РФ / RF 4,0
7 2018 ОЭЗ / SEZ 5,2
РФ / RF 4,3
8 2019 ОЭЗ / SEZ 5,8
РФ / RF 5,3
9 2020 ОЭЗ / SEZ 6,0
РФ / RF 5,6
10 2021 ОЭЗ / SEZ 7,9
РФ / RF 5,8
11 2022 ОЭЗ / SEZ 8,3
РФ / RF 5,6
Примечание / Note: ОЭЗ - особая экономическая зона / SEZ -Special Economic Zone.
Источник/Source: составлено автором на основе Бизнес-навигатора по особым экономическим зонам России - 2023. Вып. 7. М.: Акит РФ; 2023. 277 с. / compiled by the author based on Business navigator for special economic zones of Russia - 2023. Issue 7. Moscow: Akit RF; 2023. 277 p. URL: https://akitrf.ru/Biznes-navigator-po-osobym-ekonomicheskim-zonam-Rossii-2023.
Таблица 11 / Table 11 Выручка резидентов ОЭЗ в период с 2012 по 2022 г., млн руб. / Revenue of SEZ residents in the period from 2012 to 2022, million rubles
№ Год I Year Выручка, в млн руб. / Revenue, million rubles
1 2012 29 726
2 2013 50 143
3 2014 53 391
4 2015 64 654
5 2016 115186
6 2017 156101
7 2018 193031
8 2019 237846
9 2020 287969
10 2021 438134
11 2022 552331
Примечание/Note: ОЭЗ - особая экономическая зона / SEZ -Special Economic Zone.
Источник/Source: составлено автором на основе Бизнес-навигатора по особым экономическим зонам России - 2023. Выпуск 7. М.: Акит РФ; 2023. 277 с. / compiled by the author based on Business navigator for special economic zones of Russia - 2023. Issue 7. Moscow: Akit RF; 2023. 277 p. URL: https://akitrf.ru/Biznes-navigator-po-osobym-ekonomicheskim-zonam-Rossii-2023.
4) субъективный экспертный отбор показателей, отражающих исследуемый процесс.
Для расчета рейтинга используют официальные статистические материалы; данные опросов резидентов ОЭЗ; оценочные показатели информационной открытости ОЭЗ; эксперименты с двумя письменными запросами иностранным и российским инвесторам.
Рассмотрим результаты VII Национального рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ России 2023 г. Для этого дадим оценку результатам рейтинга ОЭЗ ППТ и портовым ОЭЗ (табл. 14).
Данные табл. 14 свидетельствуют о доминировании в числе региональных ОЭЗ зон ППТ и портового типа.
Проведем исследование итогов рейтинга ОЭЗ ТВТ (табл. 15).
В рейтинге ОЭЗ ТВТ лидируют ОЭЗ из Москвы, Московской обл., Республики Татарстан и Санкт-Петербурга, т.е. наиболее экономически развитые субъекты Российской Федерации.
Таблица 12 / Table 12
Структура вложений в инфраструктуру ОЭЗ в России за 2022 г., в млн руб. / Structure of investments
in SEZ infrastructure in Russia for 2022, million rubles
№ Источник средств / Source offunds Средства в % / Funds in % Средства в млн руб. / Funds in million rubles Всего, в млн руб. / Total, million rubles
1 Средства федерального бюджета РФ / Funds from the federal budget of the Russian Federation 38,6 112072 290101
2 Средства регионального бюджета / Regional budgetfunds 31,2 90 169
3 Инвестиции управляющей компании ОЭЗ / Investments of the SEZ management company 30,2 87 561
Примечание/Note: ОЭЗ - особая экономическая зона / SEZ - Special Economic Zone.
Источник/Source: составлено автором на основе Бизнес-навигатора по особым экономическим зонам России; 2023. Вып. 7. М.: Акит РФ; 2023. 277 с. / compiled by the author based on Business navigator for special economic zones of Russia; 2023. Issue 7. Moscow: Akit RF; 2023. 277 p. URL: https://akitrf.ru/Biznes-navigator-po-osobym-ekonomicheskim-zonam-Rossii-2023.
Таблица 13 / Table 13
Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ накопленным итогом (с начала функционирования ОЭЗ) до 01.01.2023 / Tax benefits for SEZ residents on an accumulated basis (from the beginning
of the SEZ operation) until 01/01/2023
№ Вид льготы / Type of benefit Доля льготы в % / Amount of benefit in % Размер льготы в млн руб. / Amount of benefit in million rubles
1 Льготы по уплате таможенных пошлин / Benefits for paying customsduties 46 57 257
2 Налоговые льготы / Tax benefits 48 60 481
3 Льготы по уплате страховых взносов / Benefits for paying insurance premiums 6 7560
4 Итого: / Total: 100 125298
5 Уплаченные таможенные сборы / Customs dutie spaid 32 116151
6 Уплаченные налоги / Paid taxes 48 175976
7 Уплаченные страховые взносы / Paid insurance premiums 20 72 508
8 Итого: / Total: 100 364 635
Примечание/Note: ОЭЗ - особая экономическая зона / SEZ - Special Economic Zone.
Источник/Source: составлено автором на основе Бизнес-навигатора по особым экономическим зонам России - 2023. Вып. 7. М.: Акит РФ; 2023. 277 с. / compiled by the author based on Business navigator for special economic zones of Russia - 2023. Issue 7. Moscow: Akit RF; 2023. 277 p. URL: https://akitrf.ru/Biznes-navigator-po-osobym-ekonomicheskim-zonam-Rossii-2023.
Таблица 14 / Table 14
Рейтинг ОЭЗ промышленно-производственного типа и портовых ОЭЗ в России за 2023 г. / Rating of industrial-production SEZs and port SEZs in Russia for 2023
Изменение в рейтинге (к 2022 г.) / Change (by 2022) Итоговый балл I Final score Отношение к среднероссийскому значению / Relative to the Russian average value Блоки / Blocks
S1 S2 S3 S4 S5 S6 S7
Первая группа: Высокая инвестиционная привлекательность ОЭЗ (свыше 115%) / Group 1: High investment attractiveness of the SEZ (over 115%)
Наименование ОЭЗ и регион России / SEZ name and region of Russia
Первое место в рейтинге / Place 1: ППТ Алабуга, Респ. Татарстан / IPT ALabuga, Rep. Tatarstan
+1 11,92 135,72 1 2 1,92 2 2 1 2
Второе место в рейтинге / Place 2: ППТ Липецк, Липецкая обл. / IPT Lipetsk, Lipetsk region
-1 11,87 135,15 1 2 1,87 2 2 1 2
Третье место в рейтинге / Place 3: ПОЭЗ Ульяновск, Ульяновская обл. / PSEZ Ulyanovsk, Ulyanovsk region
+1 11,54 131,4 1 2 1,93 2 1,66 1 1,95
Четвертое место в рейтинге / Place 4: ППТ Калуга, Калужская обл. / IPT Kaluga, Kaluga region
+5 11,48 130,68 0,98 1,9 1,59 2 2 1 2
Пятое место в рейтинге / Place 5: ППТ Моглино, Псковская обл./ IPT MogLino, Pskov region
-2 11,39 129,71 0,97 1,88 1,55 2 2 1 2
Шестое место в рейтинге / Place 6: ППТ Тольятти, Самарская обл. / IPT Tolyatti, Samara region
-1 11,16 127,04 1 1,96 1,92 2 1,99 1 1,28
Седьмое место в рейтинге / Place 7: ППТ Титановая долина, Свердловская обл. / IPT Titanium VaLLey, Sverdlovsk region
-1 10,56 120,23 0,91 1,89 1,8 2 2 1 0,96
Восьмое место в рейтинге / Place 8: ППТ Алга, Респ. Башкортостан / IPT Alga, Rep. Bashkortostan
- 10,44 118,86 0,93 1,82 1,42 2 1,26 1 2
Девятое место в рейтинге / Place 9: ППТ Узловая, Тульская обл. / IPT UzLovaya, TuLaregion
+1 10,4 118,35 1 1,89 1,26 2 1,95 1 1,31
Вторая группа: Достаточно привлекательные с инвестиционной точки зрения ОЭЗ (от 100% до 115%) / Group 2: SEZs that are quite attractive from an investment point of view (from 100% to 115%)
Десятое место в рейтинге / Place 10: ППТ Оренбуржье, Оренбургская обл. / PPT Orenburg region, Orenburg region
- 9,99 113,74 1 1,62 1,35 2 1,4 1 1,63
Одиннадцатое место в рейтинге / Place 11: ППТ Ступино Квадрат, Московская обл. / PPT Stupino Square, Moscow region
-4 9,81 111,7 0,95 1,81 1,3 1,65 2 0,79 1,31
Примечание: итоговый балл рассчитан как интегральный показатель в Методике VII Национального рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ России: функциональные блоки S1, S6 имеют весовой коэффициент, равный 1; функциональные блоки S2, S3, S4, S5, S7 имеют весовой коэффициент,равный 2; S1 - инвестиционная привлекательность региона; S2 - благоприятные условия для предпринимательской деятельности; S3 - обеспеченность инфраструктурой; S4 - земельные ресурсы и объекты капитального строительства; S5 - инвестиционная и инновационная активность; S6 - информационная открытость интернет-сайта; S7 - глобальные экономические вызовы.
Источник/Source: URL: https://akitrf.ru/Biznes-navigator-po-osobym-ekonomicheskim-zonam-Rossii-2023.
Таблица 15 / Table 15
Рейтинг ОЭЗ технико-внедренческого типа в России за 2023 г. / Rating of SEZs of technology-innovation
type in Russia for 2023
Изменение в рейтинге (к 2022 г.) / Change (by 2022) Итоговый балл / Final score Отношение к среднероссийскому значению / Relative to the Russian averagevalue Блоки / Blocks
si S2 S3 S4 S5 S6 S7
Первая группа: Высокая инвестиционная привлекательность ОЭЗ (свыше 100%) / Group 1: High investment attractiveness of the SEZ (over 100%)
Первое место в рейтинге/Place 1: ТВТ «Технополис» «Москва», г. Москва / TIT "Technopolis Moscow", Moscow
- 11,71 117,61 1 1,92 1,79 2 2 1 2
Второе место в рейтинге/Place 2: ТВТ Дубна, Моск. обл. / TIT Dubna, Moscow region
- 11,32 113,75 0,94 2 1,81 2 1,57 1 2
Третье место в рейтинге/Place 3: ТВТ Иннополис, Респ. Татарстан / TIT Innopolis, Republic of Tatarstan
+1 10,77 108,14 0,8 2 1,72 2 2 0,58 1,67
Четвертое место в рейтинге/Place 4: ТВТ Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург / TIT St. Petersburg, St. Petersburg
-1 10,57 106,14 0,94 1,89 1,57 1,48 2 1 1,67
Вторая группа: Достаточно привлекательные с инвестиционной точки зрения ОЭЗ (от 80 до 100%) / Group 2: SEZs that are quite attractive from an investment point of view (from 80 to 100%)
Пятое место в рейтинге/Place 5: ТВТ Алмаз, Саратовская обл. / TIT Almaz, Sаratov region
+2 9,01 90,49 0,8 1,41 1,86 2 1,62 0,99 0,33
Шестое место в рейтинге/Place 6: ТВТ Исток, Саратовская обл. / TIT Istok, Saratov region
-1 8,42 84,61 0,94 1,79 1,49 1,57 1,38 0,92 0,33
Третья группа: Умеренная инвестиционная привлекательность (менее 80%) / Group 3: Moderate investment attractiveness (lessthan 80%)
Седьмое место в рейтинге/Place 7: ТВТ Томск, Томская обл. / TIT Tomsk, Tomsk region
-1 7,89 79,26 0,8 1,82 1,34 1,59 1,35 0,82 0,17
Примечание/Note: Особая экономическая зона (ОЭЗ) / Special Economic Zone (SEZ); ОЭЗ технико-внедренческого типа / SEZ of technical and innovative type (TIT). См. также примечание в табл. 14 / See also the note in Table 14.
Источник/Source: составлено автором на основе Бизнес-навигатора по особым экономическим зонам России - 2023. Вып. 7. М.: Акит РФ; 2023. 277 с. / compiled by the author based on Business navigator for special economic zones of Russia - 2023. Issue 7. Moscow: Akit RF; 2023. 277 p. URL: https://akitrf.ru/Biznes-navigator-po-osobym-ekonomicheskim-zonam-Rossii-2023.
Согласно данным Минэкономразвития России, сделанным на основе оценки показателей деятельности ОЭЗ ППТ, в интервале с момента функционирования ОЭЗ, а также за 2022 г. ОЭЗ ППТ являются эффективными (82,9 и 93,9% соответственно); ОЭЗ ТВТ — эффективными (99,1 и 100% соответственно); ОЭЗ ТРТ (без учета туристического кластера) — эффективными (89,5 и 83,6% соответственно); портовые ОЭЗ (ПОЭЗ) — эффективными (91,5 и 98,1% соответственно)9.
В настоящее время к числу приоритетных направлений развития в ОЭЗ в России относятся переработка полимеров, автомобилестроение, производство строительных и композитных материалов. Требуют развития промышленные кластеры с внедрением в их деятельность кооперационных связей с использованием механизмов ОЭЗ.
Очевидно, что для российской экономики сохранится тенденция к сокращению доли иностранных инвесторов и усилению курса на импортозамеще-ние с потенциалом достижения технологического суверенитета в зонах с преференциальными режимами. В этой связи для новых резидентов ОЭЗ будут востребованными готовые производственные помещения, а не земельные участки под строительство, чтобы оперативно размещать производство.
Как универсальный и действенный механизм помощи бизнесу в продвижении производства и его расширении предложена промышленная ипотека, в том числе для строительства новых промышленных объектов. Недостатком механизма промышленной ипотеки является то, что воспользоваться ей могут лишь обрабатывающие производства, относящиеся к разделу «С» ОКВЭД10.
9 Сайт Минэкономразвития России. Отчет о результатах функционирования ОЭЗ за 2022 год и за период с начала функционирования ОЭЗ. URL: https://www.economy.gov.ru/material/ directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/ osobye_ekonomicheskie_zony.
10 ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
Управляющие компании ОЭЗ (далее — УК ОЭЗ), отвечающие за развитие инфраструктуры, строительство и эксплуатацию объектов, воспользоваться промышленной ипотекой не могут. В связи с этим предлагается распространить льготы и преференции по промышленной ипотеке на УК ОЭЗ либо предусмотреть разработку общероссийского классификатора экономической деятельности для УК ОЭЗ.
Острой проблемой становится потребность в кадрах для работы в ОЭЗ, которая может быть решена посредством организации практик и стажировок студентов, развития корпоративных университетов, целевого набора, наставничества.
Стратегия развития ОЭЗ в России тесно связана с обеспечением соблюдения принципов устойчивого развития — ESG, где элемент E (environmental) означает бережное отношение к окружающей природе, создавая уникальные условия для работы и жизни в гармонии с окружающим миром. Поэтому ОЭЗ должны выполнять роль стандарта управления, социальной ответственности и экологии для современного бизнеса.
ВЫВОДЫ
ОЭЗ России должны способствовать формированию экономики предложения, обеспечению технологического суверенитета, созданию новых производств и новых рабочих мест и оставаться востребованными и эффективными, невзирая на внешнее давление. Показатель созданных рабочих мест в ОЭЗ России в период 2012-2022 гг. вырос более чем в десять раз. Использование опыта китайских специальных экономических зон обеспечит экономический подъем российских регионов с преференциальным режимом. Частными инвесторами в ОЭЗ России являются преимущественно отечественные резиденты, в меньшей степени — организации из Нидерландов, Германии, Кипра, Швейцарии.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Жериборов Д. С., Князева Е. Г. Особые экономические зоны в СССР и Российской Федерации (1980-2018). Научный диалог. 2019;(3):246-260. DOI: 10.24224/2227-1295-2019-3-246-260
2. Корева О. В., Тихий В. А., Тяпкина А. П. Исследование особых экономических зон в контексте устойчивого развития регионов. Дискуссия. Журнал научных публикаций по экономике. 2022;4(113):52-65. DOI: 10.46320/2077-7639-2022-4-113-52-65
3. Тихий В. А., Корева О. В. Особые экономические зоны технико-внедренческого типа как базовый элемент инновационной системы региона: подходы к определению эффективности их функционирования. Региональная экономика: теория и практика. 2021;191(484):4-22.
4. Пансков В. Г. Особые экономические зоны: итоги и перспективы развития. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2018;(6):59-63.
5. Гончаренко Л.И., Адвокатова А.С., Косенкова Ю.Ю. Специальные налоговые режимы как инструменты пространственного экономического развития в новых условиях. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(6):127-136.
6. Радыгина С. В., Суворова С. В. Особые экономические зоны как инструмент экономического роста и развития промышленного потенциала России. Вестник Удмуртского университета. 2020;(3):346-353.
7. Сиваш О. С. Особые экономические зоны и их влияние на устойчивое развитие инвестиционного процесса. Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2018;45(4):142-152.
8. Ван Чао, Полоник С. С. Современная экономика Китая. Монография. Минск: Право и экономика; 2016. 157 с.
9. Чэнь Чун Сетевые отношения — основа предпринимательской деятельности в Китае. Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. 2015;(2):182-185.
REFERENCES
1. Zheriborov D. S., Knyazeva E. G. Special economic zones in the USSR and the Russian Federation (1980-2018). Nauchnyy dialog = Scientific dialogue. 2019;(3):246-260. (In Russ.). DOI: 10.24224/2227-1295-2019-3-246-260
2. Koreva O. V., Tikhii V. A., Tyapkina A. P. Study of special economic zones in the context of sustainable regional development. Diskussiya. Zhurnal nauchnykh publikatsiy po ekonomike = Discussion. Journal of scientific publications in economics. 2022;113(4):52-65. (In Russ.). DOI: 10.46320/2077-7639-2022-4-113-52-65
3. Tikhii V. A., Koreva O. V. Special economic zones of technology-innovation type as a basic element of the region's innovation system: approaches to determining the effectiveness of their functioning. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional economics: theory and practice. 2021;191(484):4-22. (In Russ.).
4. Panskov V. G. Special economic zones: results and development prospects. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika = STAGE: economic theory, analysis, practice. 2018;(6):59-63. (In Russ.).
5. Goncharenko L.I., Advokatova A.S., Kosenkova Yu.Yu. Special tax regimes as tools for spatial economic development in new conditions. Ekonomika. Nalogi. Pravo. = Economics, taxes & law. 2021;14( 6):127-136. (In Russ.).
6. Radygina S. V., Suvorova S. V. Special economic zones as a tool for economic growth and development of Russia's industrial potential. Vestnik Udmurtskogo universiteta = Bulletin of Udmurt University. 2020;(3):346-353. (In Russ.).
7. Sivash O. S. Special economic zones and their impact on the sustainable development of the investment process. Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii = Scientific Bulletin: finance, banks, investments. 2018;45(4):142-152.
8. Wang Chao, Polonik S. S. Modern chinese economy. Monograph. Minsk: Law and Economics; 2016. 157 p. (In Russ.).
9. Chen Chun Networking is the basis of entrepreneurial activity in China. News of Gomel State University named after F. Skorina. 2015;(2):182-185. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Светлана Валентиновна Щурина — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет, Москва, Россия Svetlana V. Shchurina — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Assoc. Prof. of the Department of Corporate Finance and Corporate Governance, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-6864-4281 [email protected]
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 17.03.2024; принята к публикации 19.05.2024. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article was received 17.03.2024; accepted for publication 19.05.2024. The author read and approved the final version of the manuscript.