Научная статья на тему 'Влияние деятельности особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк» на социально-экономические процессы региона'

Влияние деятельности особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк» на социально-экономические процессы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Экономика региона / Липецкая область / особая экономическая зона (ОЭЗ) / промышленно-производственный тип (ППТ) / ОЭЗ ППТ «Липецк» / инвестиции / инновации / высококвалифицированные кадры / социально-экономическое развитие / Regional economy / Lipetsk region / special economic zone / industrial type / industrial special economic zone (ISEZ) “Lipetsk” / investments / innovations / highly-qualified personnel / socio-economic development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Надточий Юлия Борисовна, Жуковский Андрей Дмитриевич

Процессы развития экономического пространства регионов России на сегодняшний день представляют собой глубокий практический интерес в профессиональном сообществе, который требует дальнейшего изучения и наблюдения в динамике. В силу естественных, а также искусственных обстоятельств и причин регионы страны развиты крайне неравномерно, отсутствуют фактическая систематизация управления экономическим развитием субъектов Федерации и кластеризация территорий по их показателям развития. Липецкая область исторически и на сегодняшний день также не является исключением. Регион входит в состав Центрального федерального округа, являясь основным промышленным центром в округе. Спустя более чем 18 лет с момента создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа (далее – ОЭЗ ППТ) «Липецк» Липецкая область считается одним из первых регионов в числе различных инвестиционных рейтингов по качеству и объему инвестиций, а также в числе реализованных инвестиционных проектов с участием отечественного и иностранного капитала. Цель данного исследования – определить влияние деятельности ОЭЗ ППТ «Липецк» на социально-экономические процессы региона и изучить возможности оценки такого влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the industrial special economic zone “Lipetsk” on socio-economic processes of the region

The processes of economic development of the Russian regions nowadays represent a deep practical interest in the professional community, which requires further study and observation in dynamics. Due to natural and artificial circumstances and reasons, the regions of the country are developed extremely unevenly. There are no actual systematisation of the economic development of the federal subjects management and territorial clusterisation according to their development indicators. The Lipetsk region historically and today is also no exception. The region is part of the Central Federal District and a significant industrial centre here. More than 18 years ago the industrial special economic zone (hereinafter referred to as ISEZ) “Lipetsk” was created. The Lipetsk region is one of the first regions among various investment ratings in terms of quality and volume of investments, as well as among implemented investment projects, involving domestic and foreign capital. The purpose of this study is to determine the impact of the activities of the ISEZ “Lipetsk” on the socio-economic processes of the region and to study the possibilities of assessing such an impact.

Текст научной работы на тему «Влияние деятельности особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк» на социально-экономические процессы региона»

УДК 332.14 JEL R10, R11, R50 DOI 10.26425/1816-4277-2023-11-101-114

Влияние деятельности особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк» на социально-экономические

процессы региона

Надточий !Юлия Борисовна

Канд. пед. наук, доц. департамента стратегического и инновационного развития ORCID: 0000-0001-8880-4131, e-mail: Yflnjxbq-7e@yandex.ru

Жуковский Андрей Дмитриевич

Канд. экон. наук, ассист. департамента стратегического и инновационного развития, мл. науч. сотр.

ORCID: 0000-0002-5383-2156, e-mail: adzhukovskij@fa.ru

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия

Аннотация Ключевые слова

Процессы развития экономического пространства регионов России на се- Экономика региона, Липецкая область, годняшний день представляют собой глубокий практический интерес особая экономическая зона (ОЭЗ), в профессиональном сообществе, который требует дальнейшего изуче- промышленно-производственный тип ния и наблюдения в динамике. В силу естественных, а также искусствен- (ППТ), ОЭЗ ППТ «Липецк», инвести-ных обстоятельств и причин регионы страны развиты крайне неравномер- ции, инновации, высококвалифициро-но, отсутствуют фактическая систематизация управления экономическим ванные кадры, социально-экономическое развитием субъектов Федерации и кластеризация территорий по их по- развитие казателям развития. Липецкая область исторически и на сегодняшний день также не является исключением. Регион входит в состав Центрального федерального округа, являясь основным промышленным центром в округе. Спустя более чем 18 лет с момента создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа (далее — ОЭЗ ППТ) «Липецк» Липецкая область считается одним из первых регионов в числе различных инвестиционных рейтингов по качеству и объему инвестиций, а также в числе реализованных инвестиционных проектов с участием отечественного и иностранного капитала. Цель данного исследования — определить влияние деятельности ОЭЗ ППТ «Липецк» на социально-экономические процессы региона и изучить возможности оценки такого влияния.

Для цитирования: Надточий Ю.Б., Жуковский А.Д. Влияние деятельности особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк» на социально-экономические процессы региона//Вестник университета. 2023. № 11. С. 101-114.

© Надточий Ю.Б., Жуковский А.Д., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

BecmnuK ynmepoumema № 11/2023

The impact of the industrial special economic zone "Lipetsk" on socio-economic processes of the region

Yulia B. Nadtochiy

Cand. Sci. (Ped.), Assoc. Prof. at the Department of Strategic and Innovative Development ORCID: 0000-0001-8880-4131, e-mail: Yflnjxbq-7e@yandex.ru

Andrei D. Zhukovskii

Cand. Sci. (Econ.), Assistant at the Department of Strategic and Innovative Development, Junior Researcher ORCID: 0000-0002-5383-2156, e-mail: adzhukovskij@fa.ru

lFinancial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract

The processes of economic development of the Russian regions nowadays represent a deep practical interest in the professional community, which requires further study and observation in dynamics. Due to natural and artificial circumstances and reasons, the regions of the country are developed extremely unevenly. There are no actual systematisation of the economic development of the federal subjects management and territorial clusterisation according to their development indicators. The Lipetsk region historically and today is also no exception. The region is part of the Central Federal District and a significant industrial centre here. More than 18 years ago the industrial special economic zone (hereinafter referred to as ISEZ) "Lipetsk" was created. The Lipetsk region is one of the first regions among various investment ratings in terms of quality and volume of investments, as well as among implemented investment projects, involving domestic and foreign capital. The purpose of this study is to determine the impact of the activities of the ISEZ "Lipetsk" on the socio-economic processes of the region and to study the possibilities of assessing such an impact.

Keywords

Regional economy, Lipetsk region, special economic zone, industrial type, industrial special economic zone (ISEZ) "Lipetsk", investments, innovations, highly-qualified personnel, socio-economic development

For citation: Nadtochiy Yu.B., Zhukovskii A.D. (2023) The impact of the industrial special economic zone "Lipetsk" on socio-economic processes of the region. Vestnik universiteta, no. 11, pp. 101—114.

© Nadtochiy Yu.B., Zhukovskii A.D., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

В 2005 г. с целью дальнейшего углубления экономических реформ и преобразований было принято решение о создании преференциальной зоны, а именно особой экономической зоны промышленно-производственного типа (далее — ОЭЗ ППТ) «Липецк» на уровне Правительства Российской Федерации (далее — РФ). Создание данной зоны позволило нарастить объем привлеченных инвестиций в экономику региона, особенно из иностранных государств. Как показывает отечественная и зарубежная практика, наличие в регионе преференциальной зоны дает мощный импульс для развития регионов страны, и в частности в Липецкой области: повышение качества жизни населения, рост реально располагаемых доходов в регионе, создание не просто новых, а высококвалифицированных рабочих мест, размещение в регионе высокотехнологичных производств с соответствующим экспортным наукоемким потенциалом.

Вопросам изучения социально-экономического развития регионов в настоящее время уделяется много внимания с разных позиций [1]. Рассматриваются возможности согласования (решения определенного конфликта) региональных и национальных стратегий с последующей их унификацией и возможности оценки эффективности деятельности ОЭЗ разных типов.

Изучать социально-экономические процессы региона предлагается с позиций их положительного и отрицательного влияния на региональное развитие. Соответственно, здесь выделяются две противоположные группы [2]:

1) аквизитивные процессы, которые преобразуют ресурсы, поступающие из внешней среды, в результаты, способствующие развитию региона (социокультурное развитие населения, улучшение жилищного фонда, подготовка высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями инвесторов, создание рабочих мест и др.);

2) диссипативные процессы, которые преобразуют ресурсы, поступающие из внешней среды, в результаты/процессы, тормозящие развитие региона или препятствующие ему (рост цен на продукцию, оплату жилищно-коммунальных услуг, нехватка квалифицированных кадров и др.).

Среди основных социально-экономических процессов региона можно отметить следующие:

1) процессы внутренней интеграции (создание благоприятной платформы для экономического и социального взаимодействия хозяйственных единиц в регионе);

2) разделение труда (территориальное разделение труда в регионе);

3) специализация предприятий (использование природного, ресурсного и экономического потенциалов, экспорт специфической для региона продукции);

4) инвестиционная активность (создание благоприятных условий для инвестиций, в том числе иностранных);

5) создание эффективных форм воспроизводства и обращения финансового, промышленного и торгового капиталов (формирование интегрированных хозяйственных образований/структур/единиц);

6) процессы развития отраслевой специализации региона (максимальное использование экономических преимуществ/возможностей в данной отрасли).

Влияние деятельности ОЭЗ ППТ на социально-экономические процессы в регионе можно определить по следующим показателям:

— ресурсный потенциал;

— уровень жизни населения;

— рынок труда в регионе;

— развитие предпринимательской и инновационной деятельности;

— инвестиционные процессы;

— банковско-финансовая сфера;

— бюджетная сфера;

— экологизация.

Рассмотрим влияние деятельности ОЭЗ ППТ «Липецк» на социально-экономические процессы региона по классической схеме:

1) анализ социально-экономического развития региона (в том числе эффективность использования его потенциала);

2) анализ качества жизни населения;

3) выявление региональных проблем (в том числе существующих угроз, рисков).

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Основу экономики Липецкой области составляют промышленное производство и сельское хозяйство. Ведущими отраслями промышленности являются машиностроение, металлургическая, нефтехимическая и пищевая промышленность [3; 4].

Все необходимые данные/показатели для изучения влияния ОЭЗ ППТ «Липецк» на региональные процессы собраны авторами из открытых источников (Министерство экономического развития РФ; «Аналитический вестник, 2023»; «Регионы России, 2021»; «Регионы России, 2022», Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области и др.), так как все отчеты по результатам функционирования зоны должны быть представлены в открытом доступе.

Значения некоторых показателей, наглядно демонстрирующих эффективность деятельности ОЭЗ ППТ «Липецк» за 2020—2022 гг. по данным отчетов, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели эффективности функционирования особой эконосической зоны промышленно—производственного типа «Липецк» за 2020—2022 гг.

Наименование показателя 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Количество резидентов ОЭЗ, ед., в том числе: — с участием иностранных инвесторов в составе акционеров (участников) и реализующих соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ с привлечением иностранных инвестиций, ед.; — ведущих деятельность в области информационных технологий и осуществляющих разработку и реализацию программ для электронно-вычислительных машин и баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающих услуги (выполняющих работы) по адаптации и модификации программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, ед. 7 2 0 0 0 2 7 1 1

Количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ и управляющей компанией ОЭЗ, ед. 208 479 53

Количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ, являющимися субъектами малого и среднего предпринимательства и (или) индивидуальными предпринимателями, ед. 246 416 680

Объем инвестиций, в том числе капитальных вложений, осуществленных на территории ОЭЗ резидентами ОЭЗ в соответствии с соглашениями об осуществлении деятельности в ОЭЗ, млн руб. 4 752,95 12 214,1 13 196,2

Объем выручки от выполнения работ, продажи товаров, оказания услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и сумма доходов (млн руб.), всего 31 470,42 44 977,1 57 084,4

Объем выручки резидентов ОЭЗ, за исключением ОЭЗ туристического кластера, полученной в результате экспорта несырьевых неэнергетических товаров и оказываемых услуг, млн руб. 3 436,82 8 565,6 25 128,5

Объем израсходованных средств федерального бюджета, направленных на финансирование создания объектов инфраструктуры ОЭЗ (инженерной, транспортной, социальной, инновационной и др.), млн руб. 6,97 0,9 0

Объем израсходованных средств бюджета субъекта РФ* и местных бюджетов, направленных на финансирование создания объектов инфраструктуры ОЭЗ (инженерной, транспортной, социальной, инновационной и др.), млн руб. 232,3 166 909,9

Объем средств управляющей компании, полученных от осуществления хозяйственной деятельности и вложенных в создание объектов инфраструктуры ОЭЗ (инженерной, транспортной, социальной, инновационной и др.), млн руб. 288,97 663 516,5

Объем налогов, уплаченных в бюджеты бюджетной системы РФ, за вычетом объема налога на добавленную стоимость, фактически возмещенного резидентам ОЭЗ и управляющей компании в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, млн руб., всего 1 631,62 2 385,8 3 393,4

Окончание табл. 1

Наименование показателя 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Объем таможенных платежей, уплаченных резидентами ОЭЗ, млн руб., всего 2 351,87 3 171,5 2 900,6

Объем страховых взносов, уплаченных резидентами ОЭЗ и управляющей компанией ОЭЗ, млн руб. 873,19 1 050,6 1 119,5

Объем используемых налоговых льгот в части, зачисляемой в федеральный бюджет резидентами ОЭЗ, млн руб. 0 46,8 102

Объем используемых льгот по уплате таможенных платежей резидентами ОЭЗ, млн руб. 631,6 1 345,1 644

Объем используемых льгот по уплате страховых взносов резидентами ОЭЗ, млн руб. 0 0 0

Объем используемых налоговых льгот в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ и местный бюджет резидентами ОЭЗ, млн руб. 771,63 1 215,7 2 384,2

Количество объектов инженерной инфраструктуры, построенных на территории ОЭЗ и введенных в эксплуатацию, ед. 4 10 1

Объем неизрасходованных денежных средств (остаток), фактически выделенных из федерального бюджета на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ, млн руб. 173,86 173 173

Объем неизрасходованных денежных средств (остаток), фактически выделенных из бюджета субъекта РФ и местного бюджета на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ, млн руб. 498,22 332,2 335,6

Доля суммарной площади земельных участков, предоставленных в аренду и (или) в собственность резидентам ОЭЗ, в общей полезной площади ОЭЗ, % 41,85 43,9 45,7

Примечание: ОЭЗ — особая экономическая зона; РФ — Российская Федерация

Составлено авторами по материалам источника [5]

Для развития ОЭЗ важны привлечение инвестиций в регионы, количество созданных рабочих мест и повышение объемов производства. В частности отмечается, что компаниями-резидентами ОЭЗ активно создаются новые продукты и компетенции в сфере химического производства в Липецкой области [5]. В 2022 г. ОЭЗ «Липецк» заняла лидирующие позиции по объему инвестиций и объему уплаченных в бюджетные системы России налогов (3,3 млрд руб.) [6]. Сейчас особое внимание в ОЭЗ ППТ «Липецк» стараются уделить поддержке тех предпринимателей, которые заняты в сфере информационных технологий и в инновационном производстве [7].

В целом если рассматривать значение показателя Еоэз (сводный расчетный показатель эффективности) по ОЭЗ ППТ «Липецк», то можно говорить об эффективном функционировании изучаемой зоны (значение показателя более 80 % указывает на эффективное функционирование ОЭЗ), в частности по годам:

1) 2020 г. - 90 %;

2) 2021 г. - 97,7 %;

3) 2022 г. - 98 %.

Инвестиционная привлекательность региона оценивается через определение долей региона в общероссийских показателях, характеризующих состояние разных ресурсов региона. Банком России с использованием данных Федеральной службы государственной статистики представлена следующая информация по удельному весу Липецкой области в общероссийских основных показателях (табл. 2) [8].

Таблица 2

Доля региона в общероссийских основных показателях в 2022 г.

Показатель 2022 г. Изменение показателя в годовом исчислении

Инвестиции в основной капитал, % 0,6 Уменьшение

Продукция сельского хозяйства, % 2,2 Уменьшение

Добывающие производства, % 0,03 Повышение

Обрабатывающие производства, % 1,7 Уменьшение

Окончание табл. 2

Показатель 2022 г. Изменение показателя в годовом исчислении

Оборот розничной торговли, % 0,8 Повышение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Электроснабжение, % 0,4 Повышение

Водоснабжение, % 0,9 Повышение

Составлено авторами по материалам источника [8]

В настоящее время Липецкая область оценивается как инвестиционно привлекательный регион. Основные показатели социально-экономического развития Липецкой области за 2020—2022 гг. из разных источников [3; 4; 9—11] представлены в табл. 3.

Таблица 3

Основные показатели социально-экономического развития Липецкой области за 2020—2022 гг.

Наименование показателя 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Индекс промышленного производства (выпуск продукции в промышленности и добывающих отраслях), % к уровню предыдущего года 102,5 106 94,5

Индекс производства сельского хозяйства (изменение объема произведенных продуктов растениеводства и животноводства), % к уровню предыдущего года 106,4 88,9 114

Объем инвестиций в основной капитал, млрд руб. 167 179,4 166,2

Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб. 151,532 160,045 146,7

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м 1232 1235 755

Индекс потребительских цен (изменение стоимости набора определенных товаров и услуг), % декабрь к декабрю предыдущего года 106,1 109,1 113

Оборот розничной торговли, млрд руб. 268,2 305,8 333,7

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за год (данные приведены в текущих ценах), руб. 36 790 40 188 46 335

Денежные доходы населения (на душу населения, в среднем в месяц), руб. 32 534 35 124 39 565

Численность постоянного населения Липецкой области (по состоянию на 1 января следующего года), тыс. чел. 1128,2 1113,7 1125,9

Численность зарегистрированных безработных (на конец года), тыс. чел. 5,3 2,5 2,2

Площадь территории области, тыс. кв. км 24 24 24

Численность населения на 1 января следующего года, тыс. чел. 1128,2 1113,7 1 125,9

Среднегодовая численность занятых, тыс. чел. 556 559,4 570

Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. 32 226 35 124 39 565

Потребительские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб. 25 829 30 027 31 220

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 36 790 40 188 46 354

Валовой региональный продукт в году, млрд руб. 570,4 619 841,8

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 167,1 179,4 187,3

Объем отгруженных товаров по видам экономической деятельности (собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами), млрд руб.:

- обрабатывающие производства; 737,8 1 185,8 1 097,5

— добыча полезных ископаемых; 6,8 6,8 8,8

- электроснабжение, газоснабжение, пароснабжение, кондиционирование воздуха /воздухообмен; 23,3 26,5 27,3

— водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 11,3 15,2 14,9

Окончание табл. 3

Наименование показателя 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Продукция сельского хозяйства, млрд руб. всего, в том числе: - растениеводства; — животноводства 163,7 115,4 48,3 180,3 126 54,3 214,8 157,6 57,2

Ввод в действие жилья, тыс. кв. м общей площади жилых помещений 1 231,8 1 235,2 755,4

Оборот розничной торговли, млрд руб. 268,2 305,8 333,7

Сальдированный финансовый результат деятельности организаций, млрд руб. (прибыль минус убыток) 100,2 406,9 303,1

Составлено авторами по материалам источников [3; 4; 9—11]

Подробнее рассмотрим некоторые итоги 2022 г. по двум основным направлениям деятельности: сельское хозяйство и промышленность.

В 2022 г. в сфере агропромышленного комплекса (далее — АПК) реализовано более десяти инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 22,5 млрд руб., что позволило создать 537 рабочих мест. Также продолжается деятельность в таких сферах, как:

1) решение жилищных вопросов граждан, проживающих на сельских территориях (улучшение жилищных условий);

2) строительство жилья, предоставляемого в пользование (по договору найма жилого помещения);

3) реализация проектов комплексного развития сельских территорий и их благоустройства;

4) строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт сельских автодорог и др. [6].

Также отмечается наличие широкого рынка сбыта продукции АПК, наличие потребительских брендов, выходящих за пределы региона, наличие ключевых причин роста пищевой промышленности: модернизации производства, внедрения инноваций, роста качества и ассортимента продукции, создания системы образовательного кластера АПК и др. [12].

В сфере промышленности в 2022 г. в связи с появлением санкционных ограничений финансируются проекты, направленные на импортозамещение, предпринимаются меры по сохранению рабочих мест. Благодаря применению правительством региона разнообразных мер поддержки, предприятия области увеличили производство одежды, обработку древесины, улучшили динамику производства химической продукции (в частности, химических веществ и химических продуктов), производства медикаментов и материалов, применяемых в медицинской практике и др. [6].

В целом, рассматривая влияние деятельности ОЭЗ ППТ на промышленный сектор, можно отметить успешность реализации крупных инвестиционных проектов с привлечением иностранных средств (иностранных инвесторов) в регионе, наличие функционирующих промышленных кластеров, создание и развитие научно-образовательной базы (с профильным университетом и профильными кафедрами), занятие лидирующих позиций в отрасли отечественной металлургической промышленности в области устойчивого развития, концентрацию в регионе на компактной территории значительного количества производственных предприятий, в том числе высокотехнологичных и др. [12].

Далее с определенной выше схемой выявления влияния деятельности ОЭЗ ППТ «Липецк» на социально-экономические процессы региона рассмотрим уровень качества жизни населения. Анализ качества жизни населения включает анализ здоровья и уровня жизни населения.

Рассмотрим некоторые показатели качества жизни населения Липецкой области (табл. 4).

Таблица 4

Показатели уровня жизни населения Липецкой области за 2020—2022 гг.

Наименование показателя 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Среднедушевые денежные доходы в месяц, руб. 32 534 35 124 39 565

Реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему году 95,7 98,9 97,6

Потребительские расходы в среднем на душу населения в месяц, руб. 26 136 30 027 32 389

Окончание табл. 4

Наименование показателя 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 36 790 40 188 46 354

Задолженность по заработной плате, млн руб. 0 5,8 9,6

Средний размер назначенных пенсий, руб. 15 060 16 136 18 575

Реальный размер назначенных пенсий, в % к предыдущему году 99,5 97,6 102,4

Численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, тыс. чел. 380 370 366

Уровень безработицы, % 0,9 0,4 0,4

Доля численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума / границы бедности к общей численности населения региона, % 8,4 8,1 7,2

Составлено авторами по материалам источника [4]

Уровень занятости населения Липецкой области в 2020 г. составил 59,3 % (594 тыс. трудоспособного населения), в 2021 г. — 60,2 % (597,6 тыс. трудоспособного населения), в 2022 г. — 60,7 % (593,5 тыс. трудоспособного населения) [4].

Анализ показателей уровня жизни населения в Липецкой области позволяет говорить о низком уровне регистрируемой безработицы в регионе, о снижении реальных денежных доходов населения с учетом повышения прожиточного минимума и об увеличении задолженности по заработной плате.

Изучая вопросы здоровья населения региона, обратимся к статистике по количеству заболеваний жителей региона с диагнозом, установленным впервые в жизни (табл. 5).

Таблица 5

Число зарегистрированных заболеваний

Наименование показателя 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Число зарегистрированных заболеваний у пациентов (у которых диагноз установлен впервые), всего ед. 300 984 393 264

Составлено авторами по материалам источника [13]

Согласно паспорту проекта региона «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Липецкая область)», в регионе необходимы профилактические меры для предотвращения заболеваемости ожирением и отказа от вредных привычек (табл. 6). Таким мерами, осуществляющимися, в частности посредством проведения обширной коммуникационной кампании и различных обучающих программ для населения региона, являются разработанная и реализуемая новая модель организации и функционирования центров здоровья, а также активное формирование соответствующей системы мотивации жителей региона к правильному/здоровому образу жизни (организация здорового питания, стимулирование к отказу от вредных привычек) [14].

Таблица 6

Показатели проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Липецкая область)»

Показатели регионального проекта Единица измерения (по ОКЕИ) Базовое значение 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Темпы прироста первичной заболеваемости ожирением % 13 13,2 13,7 11,7

Примечание: ОКЕИ — общероссийский классификатор единиц измерения

Составлено авторами по материалам источника [14]

Далее в табл. 7 перечислим основные направления проводимой в регионе работы в рамках социальной составляющей развития региона [12].

Таблица 7

Направления и результаты деятельности особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк» в социальной сфере

Направление/блок Результаты деятельности

Здравоохранение. Блок «Жизнь» — создание и функционирование сбалансированной системы оказания медицинской помощи (трехуровневой), обеспечивающей обязательную пошаговость оказания медицинской помощи и маршрутизацию пациентов; — разработка и реализация региональных программ для привлечения врачей и иных медицинских работников в регион; — привлечение населения к ведению здорового образа жизни (постоянным занятиям физической культурой и спортом); — разработка и реализация комплекса мер/мероприятий социальной поддержки граждан (семей с детьми, льготных категорий граждан)

Образование. Блок «Развитие» — функционирование системы выявления, поддержки и сопровождения талантов, системы дополнительного образования; — подготовка квалифицированных/высококвалифицированных кадров по востребованным предприятиями области массовым профессиям и специальностям

Окружающая среда. Блок «Среда» — осуществление «мусорной реформы», применение новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами; — обеспечение устойчивого функционирования инфраструктуры теплоснабжения в течение отопительного сезона; — создание и функционирование инфраструктуры предприятий бытового обслуживания населения региона, розничной торговли, общественного питания; — реализация внебюджетной инвестиционной «Программы развития газоснабжения и газификации Липецкой области», инициированной публичным акционерным обществом «Газпром»

Система управления — повышение квалификации управленческих кадров; — повышение качества оказания государственных услуг населению и бизнесу; — внедрение технологических возможностей цифровизации с целью трансформации системы управления

Цифровая трансформация — создание отраслевого управления цифрового развития Липецкой области; — развитие телекоммуникационной инфраструктуры

Составлено авторами по материалам источника [12]

Для развития региона и выявления существующих проблем на официальном сайте Правительства Липецкой области постоянно проводятся разные опросы, в том числе и по удовлетворенности жителей транспортным обслуживанием, уровнями организации электроснабжения и водоснабжения, отношению к строительству определенных объектов и др.

К блоку изучения влияния деятельности ОЭЗ ППТ «Выявление региональных проблем (в том числе существующих угроз, рисков)» можно отнести следующие проблемы:

1) в области АПК отмечается ослабление работы на муниципальном уровне (ликвидируются сельскохозяйственные потребительские кооперативы);

2) в области промышленности снижается активность хозяйствующих субъектов на международном рынке (в связи с санкционными ограничениями);

3) нехватка высококвалифицированных кадров для современного производства;

4) угрозы экономической безопасности региона (отрицательное влияние окружающей природной среды, увеличение стоимости продуктов, которые производятся на территории региона и др.);

5) экологические проблемы [6; 15].

Конечно же, данные проблемы выявлены и принимаются меры по их нивелированию. Например, в разработанной «Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года» определены и приводятся следующие первостепенные стратегические цели на период до 2024 г.:

— повышение благосостояния населения региона и качества жизни;

— создание в регионе инновационной и конкурентоспособной экономики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— улучшение экологии (сохранение окружающей среды) и качества окружающей среды;

— повышение эффективности государственного управления в области (создание и внедрение эффективной системы государственного управления) [16].

Каждая цель предполагает реализацию комплекса задач с определенными показателями их достижения. Так, например, первая стратегическая цель, касающаяся вопросов повышения благосостояния и качества жизни населения региона, предусматривает решение следующих задач:

1) улучшение демографической ситуации в регионе;

2) обеспечение социальной поддержки жителей региона;

3) формирование правильного (здорового) образа жизни;

4) создание условий для развития спорта;

5) повышение доступности и качества оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения населения;

6) повышение доступности образования и др.

В стратегическом планировании используются данные различных рейтингов. В табл. 8 представлены результаты позиции Липецкой области в некоторых рейтингах.

Таблица 8

Позиции Липецкой области в рейтингах в 2020—2022 гг.

Наименование рейтинга Место в рейтинге

2020 г. 2021 г. 2022 г.

Рейтинг субъектов РФ по уровню развития государственно-частного партнерства 55 54 12

Национальный инвестиционный рейтинг 24 11 9

Рейтинг инвестиционной привлекательности 23 25 12

Рейтинг регионов по доходам населения 13 14 14

Рейтинг регионов по качеству жизни 12 17 18

Рейтинг инновационного развития субъектов РФ 15

Рейтинг конкурентоспособности регионов AV RCI (англ. Regions Competition Index) 40 41 37

ESG-рейтинг* российских регионов 3 6

Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ 23 20 27

Итоговый рейтинг регионов России 24

Примечание: ESG — англ. environmental, social, governance (природа, общество, управление). Свод правил и подходов к успешному ведению бизнеса; РФ — Российская Федерация

Составлено авторами по материалам источников [17—22]

В итоговом рейтинге регионов России по качеству жизни (итоги 2022 г.) Липецкая область занимает 18-е место с итоговым баллом 58,873 (в 2021 г. область заняла 17-е место). Для сравнения: Москва — 1-е место (82,999 баллов), Санкт-Петербург — 2-е место (82,307 баллов) и Московская область — 3-е место (78,195 баллов) [18].

В итоге можно сказать, что по результатам различных данных (отчетов, рейтингов и др.) функционирования ОЭЗ ППТ «Липецк» занимает лидирующие позиции среди аналогичных зон.

ВОЗМОЖНОСТИ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТИПА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ РЕГИОНА

В настоящее время вопросами оценки ОЭЗ разного типа и их влияния на региональное развитие занимаются различные исследователи ([1], [23] и др.). В постановлении Правительства РФ «О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон» от 07.07.2016 г. № 643 установлены правила оценки, описывающие порядок проведения оценки эффективности функционирования ОЭЗ на основе

комплекса расчетных показателей эффективности [24]. Однако сейчас разработано множество альтернативных вариантов оценки эффективности результатов деятельности ОЭЗ.

Так, например, результаты функционирования ОЭЗ ППТ предлагается оценивать по следующему ряду показателей [1], приведенных на рис. 1.

Д.Л. Богдановский и Д.А. Донской предлагают проводить оценку эффективности ОЭЗ ППТ по следующим направлениям с определенной системой показателей в рамках направления:

1) эффективность системы управления ОЭЗ ППТ;

2) активность в производственной сфере ОЭЗ;

3) инвестиционная активность резидентов ОЭЗ ППТ;

4) инновационная активность резидентов ОЭЗ ППТ;

5) темпы инфраструктурного строительства и обновления;

6) использование региональных ресурсов резидентами ОЭЗ ППТ;

7) социально-экономическая активность резидентов ОЭЗ ППТ;

8) активность финансовой сферы резидентов ОЭЗ ППТ;

9) предпринимательская активность резидентов ОЭЗ ППТ;

10) обеспечение экологической безопасности территории ОЭЗ ППТ и прилегающих территорий [23].

Альтернативных вариантов оценки множество, но расчетов по предложенным оценкам, как правило, не дается, так как зачастую их произвести невозможно в силу определенных причин.

В итоге авторами пока предлагается следующий алгоритм проведения оценки влияния деятельности ОЭЗ ППТ

Составлено авторами по материалам источника [1]

Рис. 1. Показатели деятельности особой экономической зоны промышленно-производственного типа для оценки функционирования зоны

на социально-экономические процессы региона:

- сбор данных по основным показателям социально-экономического развития изучаемой ОЭЗ ППТ: промышленность, сельское хозяйство, капитальное строительство, сфера услуг, уровень жизни населения, цены, финансы;

- обработка полученной статистической информации;

- расчет показателей эффективности;

- проведение SWOT-анализа (англ. strengths — сильные стороны, weaknesses — слабые стороны, opportunities — возможности, threats — угрозы) на основе полученных результатов;

- определение социально-экономического потенциала региона;

- подведение итогов, результаты оценки;

- разработка комплекса/плана мероприятий/мер по дальнейшему социально-экономическому развитию региона.

Примечание: ОЭЗ ППТ — особая экономическая зона промышленно-производственного типа; SWOT — англ. strengths, weaknesses, opportunities, threats (сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы)

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 2. Алгоритм проведения оценки влияния деятельности особой экономической зоны промышленно-производственного типа на социально-экономические процессы региона

Схематично алгоритм можно представить следующим образом (рис. 2).

Однако для того чтобы оценить влияние деятельности ОЭЗ ППТ на социально-экономические процессы региона, необходимо сравнить рассматриваемый регион с точно таким же регионом, но не являющимся ОЭЗ, а это не представляется возможным. Это одна из трудностей изучения ОЭЗ ППТ и оценки ее влияния на социально-экономические процессы региона. К тому же развитие конкретной ОЭЗ определенного типа зависит от многих факторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значение влияния ОЭЗ ППТ на социально-экономические процессы в регионе очевидно. Как показывает практика, наличие в регионе ОЭЗ способствует повышению качества жизни населения, росту реально располагаемых доходов в регионе, созданию высококвалифицированных рабочих мест и размещению в регионе высокотехнологичных производств. Однако стоит также отметить, что вышеперечисленные процессы требуют дальнейшей аналитики, наблюдения и мониторинга в сочетании с геоэкономическими изменениями в мировой и национальной экономике.

Библиографический список

1. Зельднер А.Г., Козлова С.В. Система показателей для оценки функционирования и мониторинга особых экономических зон. Вопросы экономики и права. 2013;56:62-68.

2. Ковальчук Л.Б. Процессный подход к исследованию региональной социально-экономической системы. Иркутск: БГУЭП; 2010. 91 с.

3. Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации. Аналитический сборник № 8 (828). Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Липецкой области (по итогам Дней Липецкой области в Совете Федерации). http://council.govm/media/files/Nhw2QqIADr757GFDCGkspAyQ0s2APUys.pdf (дата обращения: 28.08.2023).

4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. Официальный сайт. https://48.rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 29.08.2023).

5. Министерство экономического развития Российской Федерации. Официальный сайт. https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 27.08.2023).

6. Правительство Липецкой области. Официальный сайт. https://xn--80aacoonefzg3am8b1fsb.xn--p1al/ (дата обращения: 29.08.2023).

7. Администрация города Липецка. Инвестиционное послание главы города Липецка. https://lipetskcity.ru/investicionnoe_ poslanie_glavi_goroda_lipecka (дата обращения: 30.08.2023).

8. Банк России. Отделение Банка России по Липецкой области. https://cbr.ru/lipetsk/ekonom_profil/ (дата обращения: 31.08.2023).

9. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели 2021. М.: Росстат;

2021. 1112 с.

10. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели 2022. М.: Росстат;

2022. 1122 с.

11. Правительство Липецкой области. Проект Прогноза социально-экономического развития Липецкой области на 2023 год и плановый период 2024—2025 гг. https://xn--80aacoonefzg3am8b1fsb.xn--p1ai/draft_debates/132?ysclid=lozpt00h zz1139472 (дата обращения: 01.09.2023).

12. Управление экономического развития Липецкой области. Официальный сайт. https://xn--80agfn0bfhc4j.xn--80aacoonefzg3am8b1fsb.xn--p1ai/ (дата обращения: 02.09.2023).

13. Федеральная служба государственной статистики. Открытые данные. https://rosstat.govru/folder/12793 (дата обращения: 02.09.2023).

14. Правительство Липецкой области. Паспорт регионального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Липецкая область)». https://clck.ru/36cHbd (дата обращения: 03.09.2023).

15. Агровестник. Основные итоги и показатели развития агропромышленного комплекса Липецкой области в 2022 году. https:// agrovesti.net/lib/regionals/region-48/osnovnye-itogi-i-pokazateli-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-lipetskoj-oblasti-v-2022-godu.html (дата обращения: 03.09.2023).

16. Управление экономического развития Липецкой области. Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года. https://www.economy.govru/material/file/94b068e0692d25a8df0c1a5cfeca9c24/proekt_strategii. pdf (дата обращения: 03.09.2023).

17. Министерство экономического развития Российской Федерации. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития государственно-частного партнерства за 2022 год. https://www.economy.gov.ru/material/file/a8ccd7ef26dbd590c0f5e-2faaf0efbf1/reiting_gchp_2022.pdf (дата обращения: 04.09.2023).

18. Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг». Официальный сайт. https://riarating.ru/ (дата обращения: 05.09.2023).

19. Консорциум Леонтьевский центр — AV Group. Официальный сайт. https://lc-av.ru/ (дата обращения: 06.09.2023).

20. Агентство стратегических инициатив. Национальный инвестиционный рейтинг. https://asi.ru/government_officials/ rating/(дата обращения: 07.09.2023).

21. Рейтинговая группа RAEX. Официальный сайт. https://raex-rr.com/ (дата обращения: 08.09.2023).

22. ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. Рейтинг инновационного развития регионов Российской Федерации. Итоги 2020 года. https:// volog.ranepa.ru/news/docs/Рейтинг%202020%20МИИРИС_Экспертам.pdf?utm_source=yandex.ru&utm_ medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 08.09.2023).

23. Богдановский Д.Л., Донской Д.А. Особая экономическая зона промышленно-производственного типа: основные принципы оценки эффективности. Вестник Казанского технологического университета. 2014;21(17):397—399.

24. Правительство Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 г. № 643 «О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон» http://government.ru/docs/23797/ (дата обращения: 09.09.2023).

References

1. Zeldner A.G., Kozlova S.V System of indicators for assessing the functioning and monitoring of special economic zones. Questions of Economics and Law. 2013;56:62-68. (In Russian).

2. Kovalchuk L.B. Process approach to study the regional socio-economic system. Irkutsk: BSUEP; 2010. 91 p. (In Russian).

3. Office of Information Management and Analysis of the Central Office of the Federation Council. Analytical compilation No 8 (828). The current state and prospects of socio-economic development of the Lipetsk region (based on the results of the Days of the Lipetsk region in the Federation Council.. http://council.gov.ru/media/files/Nhw2QqIADr757GFDCGkspAyQ0s2APUys.pdf (accessed 28.08.2023). (In Russian).

4. Territorial body of Federal State Statistics Service in the Lipetsk region. Official website. https://48.rosstat.gov.ru / (accessed 29.08.2023). (In Russian).

5. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Official website. https://www.economy.gov.ru / (accessed 27.08.2023). (In Russian).

6. The Government of the Lipetsk region. Official website. https://xn--80aacoonefzg3am8b1fsb.xn--p1ai/ (accessed 29.08.2023). (In Russian).

7. Administration of Lipetsk. Investment message of Head of Lipetsk. https://lipetskcity.ru/investicionnoe_poslanie_glavi_goro-da_lipecka (accessed 30.08.2023). (In Russian).

8. Bank of Russia. Branch of Bank of Russia in the Lipetsk region. https://cbr.ru/lipetsk/ekonom_profil / (accessed 31.08.2023). (In Russian).

9. Federal State Statistics Service. Regions of Russia. Socio-economic indicators 2021. Moscow: Rosstat; 2021. 1112 p. (In Russian).

10. Federal State Statistics Service. Regions of Russia. Socio-economic indicators 2022: Moscow: Rosstat; 2022. 1122 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Government of the Lipetsk region. The project of socio-economic developmentforecast of the Lipetsk region for 2023 andfor the planning period of 2024-2025. https://xn--80aacoonefzg3am8b1fsb.xn--p1ai/draft_debates/132?ysclid=lozpt00hzz1139472 (accessed 01.09.2023). (In Russian).

12. Department of Economic Development of the Lipetsk region. Official website. https://xn--80agfn0bfhc4j.xn--80aacoonefzg3am8b1fsb.xn--p1ai/ (accessed 02.09.2023). (In Russian).

13. Federal State Statistics Service. Open source data. https://rosstat.gov.ru/folder/12793 (accessed 02.09.2023). (In Russian).

14. The Government of the Lipetsk region. Passport of the regional project "Formation of a citizen incentive system to lead a healthy lifestyle, including healthy nutrition and rejection of bad habits'. https://clck.ru/36cHbd (accessed 03.19.2023). (In Russian).

15. Agrovestnik. The main results and indicators of the agro-industrial complex development in the Lipetsk region in 2022. https://agroves-ti.net/lib/regionals/region-48/osnovnye-itogi-i-pokazateli-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-lipetskoj-oblas-ti-v-2022-godu.html (accessed 03.09.2023). (In Russian).

16. Department of Economic Development of the Lipetsk region. The strategy of socio-economic development of the Lipetsk region for the period up to 2030. https://wwweconomy.govru/material/file/94b068e0692d25a8dfDc1a5cfeca9c24/proekt_strategii. pdf (accessed 03.09.2023). (In Russian).

17. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Rating of the Russian subjects according to the level of public private partnership development for 2022. https://www.economy.gov.ru/material/file/a8ccd7ef26dbd590c0f5e2faaf0efbf1/reiting_gc-hp_2022.pdf (accessed 04.09.2023). (In Russian).

18. "RIA Rating" rating agency. Official website. https://riarating.ru/ (accessed 05.09.2023). (In Russian).

19. Consortium Leontievskiy Center — AV Group. Official website. https://lc-av.ru/ (accessed 06.09.2023). (In Russian).

20. Agency of Strategic Initiatives. National investment grade. https://asi.ru/government_officials/rating/ (accessed 07.09.2023). (In Russian).

21. RAEX rating group. Official website. https://raex-rr.com/ (accessed 08.09.2023). (In Russian).

22. SPI FRCEC. Rating of innovative development of the Russian regions. 2020 results. https://volog.ranepa.ru/news/docs/PenTHHr%20 2020%20МHHPHС_Экспeртам.pdf?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_re-ferrer=yandex.ru (accessed 08.09.2023). (In Russian).

23. Bogdanovskij D.L., Donskoj D.A. Industrial special economic zone of industrial-production type: basic principles of efficiency assessment. Herald of Technological University. 2014;21(17):397—399. (In Russian).

24. Government of the Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation No. 643 dated 07.07.2016 "On the procedure for assessing the effectiveness of the functioning of special economic zones". http://government.ru/docs/23797/ (accessed 09.09.2023). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.