Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕЖИМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «ЛИПЕЦК»'

СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕЖИМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «ЛИПЕЦК» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
293
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛЬГОТНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / ОЭЗ «ЛИПЕЦК» / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ТАМОЖЕННАЯ СВОБОДНАЯ ЗОНА / СЛУЖБА «ОДНОГО ОКНА»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров Александр Сергеевич

В статье рассматриваются правовые особенности функционирования особых экономических зон на примере ОЭЗ «Липецк». Особая экономическая зона представляет собой один из видов территории с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, созданный в 2006 г. с целью экономического развития страны. Автор анализирует льготные налоговые ставки, режим свободной таможенной зоны, специальный порядок пользования земельными участками и другие отличительные черты правового режима особых экономических зон. Кроме федерального законодательства, изучаются региональные, местные, а также локальные акты, регламентирующие деятельность ОЭЗ «Липецк». Выделяются особенности правового регулирования и функционирования на примере ОЭЗ «Липецк», которые способствуют росту ее эффективности. Методологическая база исследования включает правовой анализ, сравнение и дедуктивный метод. Делается вывод о том, что подобный правовой опыт может быть перенесен на деятельность малоэффективных и вновь создаваемых особых экономических зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федоров Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL FRAMEWORK’S SPECIFICITY OF THE SPECIAL ECONOMIC ZONE “LIPETSK”

The paper examines legal features of the functioning of special economic zones (SEZ) on the example of SEZ “Lipetsk”. The Special Economic Zone is one of the types of territory with a special business regime that established in 2006 for the country’s economic development. The author analyses the preferential tax rates, the free customs zone regime, the special land tenure system and other distinctive features of the legal regime for SEZ. In addition to federal legislation, regional, local as well as internal acts regulating the activities of SEZ “Lipetsk” are researched. The specific characteristics of legal regulation and operation of SEZ “Lipetsk”, which contribute to its effectiveness are highlighted. The methodological framework of the study includes a legal analysis, comparison, and deductive approach. It is concluded that this legal experience can be transposed to the functioning of inefficient and newly created special economic zones.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕЖИМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «ЛИПЕЦК»»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

УДК 346.12(045) © Федоров А. С., 2021

Специфика правового режима функционирования особой экономической зоны «Липецк»

Александр Сергеевич Федоров, студент Юридического факультета, Финансовый университет, Москва, Россия

Alexander S. Fedorov, student, Law faculty, Financial University, Moscow, Russia as.feedorov@gmail.com

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются правовые особенности функционирования особых экономических зон на примере ОЭЗ «Липецк». Особая экономическая зона представляет собой один из видов территории с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, созданный в 2006 г. с целью экономического развития страны. Автор анализирует льготные налоговые ставки, режим свободной таможенной зоны, специальный порядок пользования земельными участками и другие отличительные черты правового режима особых экономических зон. Кроме федерального законодательства, изучаются региональные, местные, а также локальные акты, регламентирующие деятельность ОЭЗ «Липецк». Выделяются особенности правового регулирования и функционирования на примере ОЭЗ «Липецк», которые способствуют росту ее эффективности. Методологическая база исследования включает правовой анализ, сравнение и дедуктивный метод. Делается вывод о том, что подобный правовой опыт может быть перенесен на деятельность малоэффективных и вновь создаваемых особых экономических зон.

Ключевые слова: особая экономическая зона; специальный режим осуществления предпринимательской деятельности; льготный налоговый режим; ОЭЗ «Липецк»; инвестиционная деятельность; промышленно-производственная особая экономическая зона; таможенная свободная зона; служба «одного окна»

Для цитирования: Федоров А. С. Специфика правового режима функционирования особой экономической зоны «Липецк». Научные записки молодых исследователей. 2021;9(3):33-41.

ORIGINAL PAPER

The Legal Framework's Specificity of the Special Economic Zone "Lipetsk"

ABSTRACT

The paper examines legal features of the functioning of special economic zones (SEZ) on the example of SEZ "Lipetsk" The Special Economic Zone is one of the types of territory with a special business regime

Научный руководитель: Реут А.В., кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента международного и публичного права, Финансовый университет, Москва, Россия / Scientific Supervisor: Reut A. V., Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of International and Public Law, Financial University, Moscow, Russian Federation.

that established in 2006 for the country's economic development. The author analyses the preferential tax rates, the free customs zone regime, the special land tenure system and other distinctive features of the legal regime for SEZ. In addition to federal legislation, regional, local as well as internal acts regulating the activities of SEZ"Lipetsk" are researched. The specific characteristics of legal regulation and operation of SEZ "Lipetsk" which contribute to its effectiveness are highlighted. The methodological framework of the study includes a legal analysis, comparison, and deductive approach. It is concluded that this legal experience can be transposed to the functioning of inefficient and newly created special economic zones. Keywords: special economic zone; special business regime; preferential tax treatment; SEZ "Lipetsk"; investment activity; industrial special economic zone; free customs zone; single-window system

For citation: Fedorov A. S. The Legal Framework's Specificity of the Special Economic Zone "Lipetsk". Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2021;9(3):33-41.

Введение

Конец XX в. принес России новое экономическое явление - рыночную экономику, заменившую собой плановую. Это получило отражение как в экономической, так и в правовой сфере. Федеральный центр осознал,что для развития регионов необходимо развивать инвестиционное законодательство, создавая новые организационно-правовые институты для проведения инвестиционной политики. Обуславливалось это тем, что экономическое развитие многих субъектов значительно отставало от городов федерального значения и других крупных городов [1, с. 34].

Как известно, одним из способов воздействия на инвестиционную политику и предпринимательский климат государства является создание территорий, где вводятся специальные режимы осуществления предпринимательской деятельности, т.е. свободные и особые экономические зоны [2, с. 77] (если в зарубежном законодательстве и науке чаще выделяется понятие «свободная экономическая зона» [3, с. 4], то в российском праве и литературе используется понятие «особая экономическая зона»). Специфика этих особых правовых территорий заключается в том, что государством разрабатываются и принимаются меры по стимулированию привлечения иностранного капитала в этот регион, созданию налоговых и иных льгот, введению особого порядка регулирования деятельности коммерческих организаций в этих зонах [4, с. 17-18].

В настоящей работе будет проведен правовой анализ законодательства и иных правовых источников, регулирующих деятельность особых экономических зон (далее - ОЭЗ), а также релевантной доктрины. Помимо этого в методоло-

гическую базу исследования входят такие методы, как сравнение и дедукция. Ведь исследуя общие положения регулирования статуса ОЭЗ, мы приходим к заключению касательно правовых аспектов деятельности конкретного ОЭЗ и проводим сравнение некоторых особенностей функционирования ОЭЗ «Липецк» с другими ОЭЗ и территориями с особым режимом предпринимательской деятельности.

Особая экономическая зона как вид территории с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности

В юридической литературе существует дискуссия, какие территории следует относить к территориям с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности помимо ОЭЗ. Нормативные акты не дают однозначного ответа на этот вопрос, так как единого консолидированного акта с перечнем всех видов таких территорий нет и в различных законах закреплены лишь отдельные формы существования подобных территорий. К ним можно отнести (в хронологическом порядке создания):

• собственно, особые экономические зоны, которые были созданы первыми, среди подобных территорий (отдельно стоит выделить ОЭЗ в Магаданской и Калининградской областях, которые сформировались чуть раньше и функционирование которых регулируется отдельными федеральными законами1);

1 См.: Федеральный закон от 31.05.1999 № 104-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «Об Особой экономической зоне в Магадан-

ской области» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2015). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23257/

• территорию научно-технологического инновационного комплекса «Сколково» - первый постсоветский наукоград, который по задумке должен был стать неким подобием инновационного и технологического кластера США «Кремниевая долина»;

• зоны территориального развития и зоны опережающего социально-экономического развития, созданные в целях реализации послания Президента России Федеральному собранию;

• свободную экономическую зону в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, которая была установлена в соответствии с федеральным законом сразу после присоединения Крыма к Российской Федерации;

• территорию свободного порта (порто-франко) Владивосток, образованная вследствие принятия закона о зонах опережающего социально-экономического развития и послания Президента Федеральному Собрание в декабре 2014 г.;

• федеральную территорию «Сириус», только недавно закрепленную в законодательстве, являющуюся новой формой территориального образования, устанавливающей в том числе особые условия социально-экономического и инвестиционного развития 2, создание которой стало возможно после внесения поправок в Конституцию в июле 2020 г.

В рамках настоящей статьи будут рассмотрены правовые аспекты регулирования ОЭЗ, так как именно эти территории с особым режимом ведения предпринимательской деятельности являются наиболее экономически перспективными [5, с. 134], однако не в полной мере реализуют свой потенциал. Счетная палата РФ не раз делала вывод о низкой экономической эффективности ОЭЗ и часто критиковала их ра-

(дата обращения: 24.03.2021); Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_57687/ (дата обращения: 24.03.2021). 2 Федеральный закон от 22.12.2020 № 437-Ф3 «О федеральной территории "Сириус"». URL: http://www.consul.tant. ru/document/cons_doc_LAW_371784/ (дата обращения: 24.03.2021).

боту3. На 2020 г. в Российской Федерации функционируют 33 особые экономические зоны4, но экономически успешными из них можно назвать лишь единицы. Поэтому нам кажется, что стоит проанализировать правовой режим деятельности особой экономической зоны «Липецк» как эффективного примера функционирования ОЭЗ в России. Эффективность этой особой экономической зоны признавалась со стороны Счетной палаты РФ5. В июле 2020 г. Министерство экономического развития России признало ОЭЗ «Липецк» лучшей в стране по эффективности функционирования, оценив более 30 различных показателей6. ОЭЗ «Липецк» также с 2014 г. часто входит в рейтинги лучших особых экономических зон мира и выигрывает различные номинации от престижного английского инвестиционного журнала fDi Magazine7.

3 См.: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ номенклатуры и объема товаров, ввозимых на территории особых экономических зон и вывозимых с таких территорий в 2016-2017 годах». Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2019;5(257):294-297; Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ практики применения преференциальных режимов, действующих на территории Российской Федерации, с точки зрения их влияния на экономический рост и соответствия заявленным целям». URL: https://ach.gov.ru/checks/sp-ne-uvidela-proryvnogo-vliyaniya-preferentsialnykh-rezhimov-na-ekonomiku-rossii (дата обращения: 24.03.2021).

4 Особые экономические зоны. URL: www.economy.gov.ru (дата обращения 24.03.2021).

5 Среди ключевых показателей эффективности Липецкой ОЭЗ аудиторы Счетной палаты РФ выделили: объем осуществленных резидентами инвестиций (18,6% от заявленных в соглашении, второй показатель по стране) и общий объем налоговых отчислений и таможенных платежей (также второй показатель по стране, после ОЭЗ «Алабуга»). См.: Агапцов С. А., Росляк Ю. В. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка деятельности акционерного общества "Особые экономические зоны" и юридических лиц, созданных для управления особыми экономическими зонами в субъектах Российской Федерации, в части, касающейся эффективности использования средств федерального бюджета, государственного имущества и иных средств при создании и функционировании особых экономических зон в Российской Федерации». Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2016;5(221):245-246.

6 Особая экономическая зона «Липецк» признана лучшей в стране. URL: https://rg.ru/2020/07/08/reg-cfo/osobaia-ekonomicheskaia-zona-lipeck-priznala-luchshej-v-strane.html www.economy.gov.ru (дата обращения: 24.03.2021).

7 Mullan C. fDi's Global Free Zones of the Year 2018 - the

winners. URL: https://www.fdiintelligence.com/article/73024

www.economy.gov.ru (дата обращения: 24.03.2021).

Правовые основы функционирования особых экономических зон

Так, легальное определение ОЭЗ содержится в ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах Российской Федерации»8 (далее - Закон об ОЭЗ). Особой экономической зоной в соответствии с Законом является часть территории России, определенная Правительством РФ, на которой установлен специальный режим осуществления предпринимательской деятельности и могут применяться процедуры таможенной свободной зоны. Действие особого режима для предпринимателей, на наш взгляд, является ключевым элементом правового режима ОЭЗ, однако свободная таможенная зона со специальными таможенными процедурами, которая функционирует на этой части территории, также является важной составляющей [6, с. 570]. Эти правоотношения урегулированы специальным Соглашением9, заключенным странами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза, актами таможенного законодательства экономического союза и международными договорами между странами - участницами экономического союза. Особые экономические зоны делятся на четыре вида: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые зоны (ч. 1 ст. 4 Закона об ОЭЗ). ОЭЗ «Липецк» представляет собой промышленно-производственный тип особой экономической зоны.

Управление особой экономической зоной возлагается на Министерство экономического развития России как уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (ст. 7 Закона об ОЭЗ). При этом часть полномочий (ст. 8, 8.1 Закона об ОЭЗ) Министерства по управлению ОЭЗ могут быть переданы

8 Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от

30.12.2020) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_54599/ (дата обращения: 24.03.2021).

9 Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (ред. от 11.04.2017). URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_102087/ (дата обращения:

24.03.2021).

региональному органу исполнительной власти или управляющей компании. Для осуществления координации деятельности органов управления ОЭЗ может создать наблюдательный совет, полномочия и сфера компетенций которого определяются отдельным положением10 и локальными актами.

Правовое положение резидента промышлен-но-производственной особой экономической зоны (далее - резидент) определяется ч. 1 ст. 9 Закона об ОЭЗ. Так, резидентом может быть любая коммерческая организация (кроме унитарных предприятий и индивидуальных предпринимателей), которая осуществляет свою деятельность в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»11 и заключила соответствующее соглашения с органами управления ОЭЗ. Следовательно, на такое юридическое лицо будут распространяться как требования Закона об ОЭЗ, так и Федерального закона, регламентирующего государственную регистрацию юридических лиц. В случае нарушения Закона резидент ОЭЗ может быть лишен своего статуса, но исключительно через суд. Правовым последствием этого будет являться прекращение действия соглашения и осуществление предпринимательской деятельности резидентом на общих основаниях, соглашением также может быть предусмотрен штраф в случае существенного нарушения резидентом этого соглашения. Срок действия соглашения не определяется в Законе, указано лишь только то, что он не может превышать срок, оставшийся до момента прекращения существования ОЭЗ (он составляет 49 лет).

Интересное положение содержится в ч. 4 ст. 10 Закона, оно предусматривает, что резидент ОЭЗ не имеет права учреждать филиалы или представительства вне территории ОЭЗ. Скорее всего, законодатель предусмотрел такое положе-

10 Приказ Министерства экономического развития РФ от 20.10.2010 № 502 (ред. от 25.05.2017) «Об утверждении Положения о наблюдательном совете особой экономической зоны». URL: http://base.garant.ru/199715/ (дата обращения: 24.03.2021).

11 Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от

31.07.2020) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.10.2020). URL: http://www.consul.tant. ru/document/cons_doc_LAW_32881/ (дата обращения:

24.03.2021).

ние с целью сосредоточения основной экономической деятельности юридического лица-резидента именно в пределах особой экономической зоны, чтобы в случае успешного экономического развития предприятия оно вдруг не перенесло свою основную деятельность в другие, более развитие и крупные промышленные регионы без специального статуса. Резидент не может передавать в каком-либо порядке свои права и обязанности по ведению предпринимательской деятельности другим лицам (ч. 10 ст. 12 Закона об ОЭЗ).

В науке, однако, ведется дискуссия, может ли в таком случае резидент создавать обособленное подразделение, ведь оно не является филиалом или представительством. В результате чего сложилось мнение о том, что скорее может, так как действующее законодательство не запрещает создание обособленного подразделения по смыслу ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) [7, с. 62]. Подобную позицию косвенно подтвердил и Минфин России в своем письме от 2016 г.12

Режим и порядок пользования земельными участками для резидентов ОЭЗ установлен гл. 7 Федерального закона. Из наиболее важных моментов стоит отметить, что земельные участки предоставляются во владение и пользование только на основании договора аренды (ч. 2 ст. 32) с возможностью выкупа земельного участка после регистрации права собственности на недвижимость. Могут также быть установлены сервитуты в определенных ст. 32.1 случаях. В целях защиты прав резидентов предусмотрены гарантии их защиты от неблагоприятного изменения порядка взимания налогов и сборов в законодательстве РФ (ст. 38). Это очень грамотная норма, наличие которой объясняется мотивацией национальных, а в особенности иностранных компаний инвестировать капитал и создавать предприятия именно в ОЭЗ, так как одной из непривлекательных черт инвестиционного климата России является экономическая и, что более важно, правовая нестабильность. Опасность неблагоприятных изменений условий налогообложения в самый неожиданный момент

12 Письмо Минфина России от 22.03.2016 № 03-0306/1/15816. URL: http://bit.do/consultantru-155615 (дата обращения 24.03.2021).

является отталкивающим фактором для инвесторов, и если иностранные инвесторы в ряде случаев могут воспользоваться стабилизационной оговоркой, то для российских способы защиты от рисков ограничены.

Правовое регулирование деятельности ОЭЗ «Липецк»

Переходя к анализу правовых основ функционирования непосредственно ОЭЗ «Липецк», необходимо определить нормативную базу ее функционирования. ОЭЗ «Липецк» была создана в 2006 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ «О создании на территории Грязинского района Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производ-ственного типа»13. Этот нормативный акт, кроме прочего, закрепил, что предприятия на территории ОЭЗ могут осуществлять любую деятельность, не запрещенную ч. 5 ст. 4 Закона об ОЭЗ, и что максимальный размер платы организаций за предоставляемые земельные участки не может составлять менее 2% кадастровой стоимости этих предприятий в год (в зависимости от объема инвестиций для резидентов могут действовать понижающие коэффициенты).

В этом же году было заключено соглашение между Минэкономразвития России, администрацией Липецкой области и администрацией Грязинского муниципального района Липецкой области о создании ОЭЗ14, которое установило обязанности сторон,порядок формирования наблюдательного совета ОЭЗ и порядок разрешения споров, возникающих между сторонами. В то же время не были определены границы ОЭЗ, которые должны были быть установлены дополнительным соглашением (п. 1.2). В 2015 г. было заключено дополнительное соглашение15,

13 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 782 «О создании на территории Грязинского района Липецкой области особой экономической зоны про-мышленно-производственного типа». URL: http://docs.cntd. ru/document/901960975 (дата обращения: 24.03.2021).

14 Соглашение от 18.01.2006 № 6677-ГГ/Ф7 «О создании на территории Грязинского района Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производ-ственного типа». URL: https://admlip.ru/doc/app/oez/oz-soglashenie_2006.docx (дата обращения: 24.03.2021).

15 Дополнительное соглашение от 10.08.2015 к Соглашению

от 18.01.2006 № 6677-ГГ/Ф7 «О создании на территории Грязинского района Липецкой области особой экономиче-

ской зоны промышленно-производственного типа». URL:

которое в п. 2 установило границы ОЭЗ, исключило положения о возможности разрешения конфликтов между сторонами в судебном порядке и определило срок действия соглашения (49 лет без возможности продления), который ранее по основному соглашению был неопределенным. Заключение дополнительного соглашения стало следствием принятия Правительством РФ постановления № 69716, которое расширило ОЭЗ на основании прогнозных показателей. В соответствии с ними совокупный объем отчислений в бюджеты ОЭЗ «Липецк» к 2025 г. должен достичь 10 млрд руб., общий объем инвестиций 176 млрд руб., а количество рабочих мест - показателя в 10 тысяч человек.

Как мы уже определили, специфика ОЭЗ заключается в том, что субъектам предпринимательства, осуществляющим свою деятельность на данной территории, предоставляются особые льготы и преференции. В первую очередь речь, конечно, идет о налоговых льготах (ст. 5.1 Закона об ОЭЗ). Они установлены НК РФ в ст. 381 и 39517. Так, в соответствии с пп. 17 ст. 381 резиденты освобождаются от уплаты налогов в отношении имущества, используемого на территории ОЭЗ для ведения предпринимательской деятельности, на десять лет со следующего месяца после постановки на учет этого имущества. А согласно пп. 9 ст. 395 резиденты освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента возникновения права собственности на земельный участок. Следовательно, при выполнении этих условий налог на имущество и земельный налог составляют для резидентов ОЭЗ 0%. Нужно упомянуть и то, что на основании пп. 3 п. 1 ст. 295.3 НК РФ резиденты могут применять к норме амортизации повышенный коэффициент.

Дополнительные льготы установлены региональным законодательством о налогах и сборах.

https://admlip.ru/doc/app/oez/oz-dop_soglashenie_2006.pdf (дата обращения: 24.03.2021).

16 Постановление Правительства РФ от 11.07.2015 № 697 «Об особой экономической зоне промышленно-производ-ственного типа, созданной на территории Липецкой области». URL: http://base.garant.ru/71130164/ (дата обращения: 24.03.2021).

17 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 17.02.2021). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения 24.03.2021).

В частности, согласно п. 2 ст. 2 Закона Липецкой области о порядке применения пониженной ставки налога на прибыль организаций18 на первые пять или семь лет с момента получения прибыли устанавливается налоговая ставка в размере 0%, на последующие пять лет в размере 5%, и, наконец, на оставшееся время по истечении десяти лет с момента начала осуществления предпринимательской деятельности - 13,5%. По сравнению со стандартной ставкой 20% это является действительно очень привлекательным условием для ведения бизнеса на территории ОЭЗ. Льготные условия также устанавливаются для резидентов особой экономической зоны на уплату транспортного налога. Статья 7 Закона Липецкой области «О транспортном налоге в Липецкой области»19 устанавливает, что организации-резиденты в течение десяти лет со дня постановки на учет транспортного средства освобождаются от уплаты налога.

Режим свободной таможенной зоны (ст. 37 Закона об ОЭЗ), установленный на территории ОЭЗ на основании соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза, упомянутого ранее, а также приказа Федеральной таможенной службы «О создании Липецкого поста таможни»20дает возможность резидентам использовать таможенную процедуру свободной экономической таможенной зоны. В частности, например, возможность электронного декларирования грузов или выбор способа расчета таможенной пошлины. Резиденты могут пользоваться всеми правами и гарантиями, предусмотренными таможенным законодательством ЕАЭС, что также положительно сказывается на предпринимательской и инвестиционной привлекательности Липецкой особой экономической зоны.

18 Закон Липецкой области от 29.05.2008 № 151-ОЗ (ред. от 27.12.2019) «О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет». URL: http://docs.cntd.ru/ document/872609090 (дата обращения: 24.03.2021).

19 Закон Липецкой области от 25.11.2002 № 20-ОЗ (ред. от 11.06.2019) «О транспортном налоге в Липецкой области». URL: http://docs.cntd.ru/document/872604163 (дата обращения: 24.03.2021).

20 Приказ ФТС России от 21.04.2010 № 810 «О создании

Липецкого таможенного поста Липецкой таможни». URL: https://customs.consultant.ru/documents/12783 (дата обра-

щения: 24.03.2021).

Оценка текущего состояния и перспектив развития ОЭЗ «Липецк»

Главной задачей функционирования ОЭЗ «Липецк» согласно Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года является повышение инвестиционной привлекательности региона в целом. ОЭЗ должна стимулировать развитие предпринимательской деятельности, как и на самой территории особой экономической зоны, так и в целом на территории региона, оказывая положительное воздействие на экономику субъекта. В большинстве регионов ОЭЗ признавались неэффективными и затем были закрыты, что в значительной мере было обусловлено отсутствием четкой законодательной регламентации ряда аспектов функционирования ОЭЗ на уровне регионального законодательства 21. Как мы уже выяснили, деятельность ОЭЗ «Липецк» в значительной степени регламентирована на уровне субъекта, а также регулируется многочисленными локальными актами ОЭЗ. Именно поэтому другим ОЭЗ стоит перенимать положительный опыт правового регулирования деятельности ОЭЗ «Липецк» на региональном уровне. Целевые показатели роста особой экономической зоны также весьма успешные, и один из прогнозных показателей (отчисления в федеральный и региональный бюджет) уже перевыполнен. На 2020 г. количество отчислений в бюджет составляет 12 млрд руб., объем инвестиций более 64 млрд руб. от более чем 65 компаний, которые уже ведут деятельность или проводят подготовительные мероприятия, заключив соглашения, а количество созданных рабочих мест достигло отметки более в 4600 человек и продолжает увеличиваться22. Эти статические данные говорят об успехе функционирования ОЭЗ, хотя текущие показатели могут быть и, надеемся, будут улучшены в будущем.

Управляющей компанией ОЭЗ «Липецк» является АО «Особая экономическая зона про-

21 Гридчина Н. Е., Латышевич Н. В., Завьялов С. О. Особые экономические зоны в механизме развития экономики Липецкой области (правовой аспект). Современные проблемы развития экономики и управления в регионе в условиях цифровой трансформации: Материалы XI Международной научно-практической конференции. 2018;155.

22 Целевые показатели роста. URL: https://sezlipetsk.ru (дата обращения: 24.03.2021).

мышленно-производственного типа "Липецк"». Ее полномочия определены соответствующим приказом Минэкономразвития от 2017 г.,23 а также более четко регламентированы в уставе акционерного общества. В июне 2020 г. Липецкая область, получив акции в размере 68,5% уставного капитала, уже владея при этом 31,5%, стала единственным акционером ОЭЗ. Вероятно, теперь процесс принятия важных управленческих решений значительно упростится, так как можно будет принимать их без согласования с федеральным центром [8, с. 4]. Тем самым, говоря о подходах к управлению ОЭЗ, можно сделать вывод, что для ОЭЗ «Липецк» характерно децентрализованное управление24 [4, с. 59-60], ведь полномочия по управлению ОЭЗ существенно перераспределены между федеральным центром и регионом. С приобретением 100% акций управляющей компании субъектом эта тенденция только усиливается, что может являться положительным знаком и привести к более эффективному управлению ОЭЗ.

Юридические аспекты эффективности на примере ОЭЗ «Липецк»

Рассматривая же успешный пример эффективности ОЭЗ «Липецк» с правовой точки зрения, стоит выделить ряд факторов.

Во-первых, только в Липецкой области кроме ОЭЗ федерального уровня, успешно функционируют особые экономические зоны регионального уровня [9, с. 186-187]. Их образование и правовой режим регулируется соответствующим законом субъекта федерации25, который по структуре

23 Приказ Министерства экономического развития РФ от 16.01.2017 № 3 «О передаче открытому акционерному обществу «Особая экономическая зона промышленно-про-изводственного типа «Липецк» отдельных полномочий по управлению особой экономической зоной промышленно-производственного типа, созданной на территории Грязинского и Елецкого муниципальных районов Липецкой области». URL: http://docs.cntd.ru/document/456044952 (дата обращения: 24.03.2021).

24 В науке выделяется два подхода к управлению ОЭЗ -централизованное и децентрализованное управление. Существует точка зрения, что централизованное управление характерно для стран с переходной экономикой, однако с развитием экономики и самой ОЭЗ, постепенно государство старается предоставлять больше полномочий региональным и местным властям, а также управляющей компании.

25 Закон Липецкой области от 18.08.2006 № 316-ОЗ (ред. от 27.04.2017) «Об особых экономических зонах регионально-

и общему смыслу очень схож с Законом об ОЭЗ. В результате уникальный опыт создания ОЭЗ регионального уровня и их взаимодействие с федеральной ОЭЗ приносит свои экономические результаты, выражающиеся в диверсификации экономики области и создании территории для прибыльного инвестирования.

Во-вторых, особую роль играет деятельность управляющей компании ОЭЗ. Устав АО ОЭЗ «Липецк» устанавливает более широкие полномочия (п. 2.3.1-2.3.23) 26 в сравнении, например, с учредительными документами АО ОЭЗ «Лотос» и АО ОЭЗ «Алабуга». Кроме того, п. 2.2.4, в отличие от аналогичных положений уставов управляющих компаний федеральных ОЭЗ, устанавливает целый перечень механизмов для привлечения инвестиций на данной территории. Ключевым является создание и обеспечение работы режима «одного окна» (режима «дружественного администрирования»), что выражается в снижении бюрократических и административных барьеров для ведения деятельности путем предоставления инвесторам возможности получить любые услуги государственных органов или иных организаций, не покидая территорию ОЭЗ, предоставления льготных тарифов на эти услуги и сокращения сроков оформления документов. В эффективное функционирование этого инвестиционного инструмента большой вклад вносит Центр сопровождения инвестиционных проектов, учрежденный в 2012 г. Несмотря на то что изначально он был учрежден на базе управляющей компании ОЭЗ регионального уровня, впоследствии поле его деятельности было расширено, в результате чего сейчас он работает и с резидентами ОЭЗ «Липецк»27. Помимо этого, устав предусматривает возможность проведе-

го уровня». URL: http://docs.cntd.ru/document/872604754 (дата обращения: 24.03.2021).

26 Устав акционерного общества «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Липецк» (седьмая редакция, утверждено решением от 21.07.2020АО № 640 «ОЭЗ ППТ «Липецк»). URL: https://sezlipetsk.ru/about/ upravlyayushchaya-kompaniya/raskrytie-informatsii/ (дата обращения: 24.03.2021).

27 Соответствующие изменения были внесены в устав АО ОЭЗ «Липецк» в июле 2020 г. Поэтому сейчас еще слож-

но однозначно оценить эффективность Центра сопровожде-

ния инвестиционных проектов для юридических лиц, являющихся резидентами ОЭЗ «Липецк».

ния проектов и мероприятий по повышению инвестиционный привлекательности региона, оказания со стороны управляющей компании консультационной и организационной поддержки, а также участия АО в деятельности различных комиссий и рабочих групп по вопросам социально-экономического развития Липецкой области. В качестве актуального примера можно привести запуск администрацией Липецкой области инвестиционного портала28 во исполнение государственной программы по обеспечению инвестиционной привлекательности региона29. Активное участие в его деятельности благодаря изменениям в уставе теперь может принимать ОЭЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

Таким образом, особая экономическая зона является наиболее перспективной и эффективной правовой формой территории с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности. Для эффективного функционирования ОЭЗ необходимо создать объемную законодательную базу не только на уровне федеральных законов и подзаконных актов федеральных органов исполнительной власти, но и на уровне нормативных актов субъекта Российской Федерации. ОЭЗ «Липецк» подтверждает этот тезис, так как особенности правового режима этой зоны устанавливаются не только федеральным, но и региональным законодательством, а также отдельными локальными нормативными актами. Кроме того, стоит отметить роль ОЭЗ регионального уровня, а также инвестиционной политики региона, которые в комплексе позволяют создать на территории региона единое привлекательное экономическое пространство для инвестиций.

Исходя из этого, видится возможным при создании новых и оживлении малоэффективных ОЭЗ использовать опыт Липецкой области в правовом регулировании деятельности ОЭЗ,

28 Инвестиционный портал создан в Липецкой области. URL: https://sezlipetsk.ru/news/investitsionnyy-portal-sozdan-v-lipetskoy-oblasti/ (дата обращения: 24.03.2021).

29 Постановление администрации Липецкой области от 11.10.2013 (ред. от 25.12.2020) «Об утверждении государственной программы Липецкой области "Обеспечение инвестиционной привлекательности Липецкой области"». URL: http://docs.cntd.ru/document/872621499 (дата обращения: 24.03.2021).

а также опыт инвестиционной поддержки, установленной в уставе управляющей компании. Это позволит повысить уровень инвестиционного климата в отдельном субъекте и в то

же время послужит толчком для развития ОЭЗ в связи с наличием в ней особого режима осуществления предпринимательской деятельности с соответствующими гарантиями и льготами.

Список источников

1. Архипов А. Ю., Павлов П. В., Татарова А. В. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности. Монография. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ; 2011. 294 с.

2. Колчеданцева Е. А. Понятие особой экономической зоны. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2010;(18):77-79.

3. Chen X. The changing roles of free economic zones in development: A comparative analysis of capitalist and socialist cases in East Asia. Studies in Comparative International Development. 1994;(3):3-25.

4. Майбуров И. А., Иванов Ю. Б., ред. Особые экономические зоны. Теоретико-методологические аспекты развития. Книга 1. Монография. М.: Юнити-Дана; 2017. 351 с.

5. Громова А. С., Кускова С. В. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в Российской Федерации. Вестник науки Сибири. 2013;(3):132-139.

6. Chaisse J., Ji X. The pervasive problem of special economic zones for international economic law: Tax, investment, and trade issues. World Trade Review. 2020;(4):567-588.

7. Волокитина Ю. В. Проблемы правового режима особых экономических зон как территорий с особым правовым режимом предпринимательской деятельности. Национальная безопасность. 2012;(5):58-66.

8. Павлов П. В. Институциональные основы функционирования различных типов особых экономических зон. Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2011;(2):3-7.

9. Фурщик М. А., Шутова А. В., Прозоров М. С., Савельев А. В., Горячева М. А. Особые экономические зоны: опыт и перспективы. М.: ИД «Медиа Инфо Групп»; 2014. 212 с.

References

1. Arkhipov A. Yu., Pavlov P. V., Tatarova A. V. Institutions of a special economic zone and cross-border trade as a structure for the effective development of international investment activity. Taganrog: TTI YuFU; 2011. 294 p. (In Russ.).

2. Kolchedantseva E. A. Notion of a special economic zone. Bulletin of the Ural State University. 2010;(18):77-79. (In Russ.).

3. Chen X. The changing roles of free economic zones in development: A comparative analysis of capitalist and socialist cases in East Asia. Studies in Comparative International Development. 1994;(3):3-25.

4. Maiburov I. A., Ivanov Yu.B., eds. Special Economic Zones. Theoretical and methodological aspects of development. Moscow: UNITY-DANA Publ.; 2017. 351 p. (In Russ.).

5. Gromova A. S., Kuskova S. V. Estimation of the efficiency of special economic zones in the Russian Federation. Siberian Journal of Science. 2013;(3):132-139. (In Russ.).

6. Chaisse J., Ji X. The pervasive problem of special economic zones for international economic law: Tax, investment, and trade issues. World Trade Review. 2020;(4):567-588.

7. Volokitina Y. V. Problems of legal regulation of the special economic zones as territories with a special regime of entrepreneurial activity. National Security. 2012;(5):58-66. (In Russ.).

8. Pavlov P. V. The institutional basis for the functioning of different types of special economic zones. Bulletin of the Taganrog Institute of Management and Economics. 2011;(2):3-7. (In Russ.).

9. Furshchik M. A., Shutova A. V., Prozorov M. S., Savel'ev A.V., Goryacheva M. A. Special economic zones: Experience and perspectives. Moscow: Media Info Group Publishing House; 2014. 212 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.