Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОЭЗ ППТ «ЛИПЕЦК» В КОНТЕКСТЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВНЕШНИХ УГРОЗ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОЭЗ ППТ «ЛИПЕЦК» В КОНТЕКСТЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВНЕШНИХ УГРОЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
особая экономическая зона / ОЭЗ ППТ «Липецк» / санкции / импортозамещение / стратегия диалога / инвестиции / special economic zone / IP SEZ “Lipetsk” / sanctions / import substitution / dialogue strategy / investments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зольникова Анастасия Юрьевна, Козлова Елена Ивановна

В статье изучено влияние современных зарубежных санкций на развитие особых экономических зон, выявлены их последствия, проанализирована текущая ситуация в Российской Федерации, выявлены проблемы развития ОЭЗ ППТ «Липецк» в контексте влияния внешних угроз. На основе проведенного анализа предложен ряд мероприятий направленных на решение выявленных проблем, а также представлен ожидаемый эффект от их реализации для резидентов ОЭЗ ППТ «Липецк» и для Липецкой области в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зольникова Анастасия Юрьевна, Козлова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SEZ PPT "LIPETSK" IN THE CONTEXT OF IMPACT OF EXTERNAL THREATS

The article examines the influence of modern foreign sanctions on the development of special economic zones, identifies their consequences, analyzes the current situation in the Russian Federation, and identifies problems in the development of the Lipetsk IP SEZ in the context of the influence of external threats. Based on the analysis, a number of measures aimed at solving the identified problems are proposed, and the expected effect of their implementation for residents of the Lipetsk IP SEZ and for the Lipetsk region as a whole is presented.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОЭЗ ППТ «ЛИПЕЦК» В КОНТЕКСТЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВНЕШНИХ УГРОЗ»

УДК 339.92; 332.1

DOI 10.47581/2023/IE-05/Zolnikova-01 Зольникова Анастасия Юрьевна, магистрант (e-mail:nastya_gusarova_00@mail.ru) Козлова Елена Ивановна, к.э.н., доцент (e-mail: kozlova.e.i@kzlvs.com)

Липецкий государственный технический университет, г.Липецк, Россия

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОЭЗ ППТ «ЛИПЕЦК» В КОНТЕКСТЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВНЕШНИХУГРОЗ

Аннотация. В статье изучено влияние современных зарубежных санкций на развитие особых экономических зон, выявлены их последствия, проанализирована текущая ситуация в Российской Федерации, выявлены проблемы развития ОЭЗ ППТ «Липецк» в контексте влияния внешних угроз. На основе проведенного анализа предложен ряд мероприятий направленных на решение выявленных проблем, а также представлен ожидаемый эффект от их реализации для резидентов ОЭЗ ППТ «Липецк» и для Липецкой области в целом.

Ключевые слова: особая экономическая зона, ОЭЗ ППТ «Липецк», санкции, импортозамещение, стратегия диалога, инвестиции.

Особые экономические зоны играют важную роль в развитии экономики России. Они позволяют привлечь иностранный капитал [7, с. 75-76], что способствует улучшению инвестиционного климата, развивать производство инновационной продукции, обеспечивать экономический рост регионов [12, с. 105], повышать их конкурентоспособность и в целом осуществлять экономическую модернизацию страны. Можно сказать, что особые экономические зоны, обладая высоким потенциалом, являются важными драйверами развития экономической системы в целом, а также эффективными инструментами развития территорий [10, с. 22]. Кроме того, «особые экономические зоны служат созданию инженерной, транспортной, инновационной и социальной инфраструктуры территорий, на которых расположены и призваны обеспечить сбалансированное развитие регионов Российской Федерации» [9, с. 215].

В настоящее время со стороны недружественных стран на российскую экономику осуществляется беспрецедентное давление. На сегодняшний день введен ряд блокирующих санкций для отечественных предприятий, разрушено множество логистических цепочек, более 1 млрд долларов зарубежных инвесторов выведено из российской экономики по сомнительным основаниям [14]. Многие зарубежные предприятия, имеющие производственные комплексы в России, в связи с директивами руководящих органов вынуждены сворачивать свою деятельность. Ухудшение геополитической ситуации является одной из основных внешних угроз для функцио-

нирования особых экономических зон в России. Для противодействия им Правительство РФ было вынуждено в срочном порядке проводить мероприятия по реорганизации национальной экономики. Принятые меры позволили в краткосрочной перспективе смягчить негативное влияние западных санкций, однако долгосрочные последствия еще предстоит оценить. Кроме того, ряд проблем остается нерешенным. В частности, важнейшей из них является недостаточно высокий уровень технологической независимости. На сегодняшний день множество российских предприятий продолжает зависеть от зарубежных поставщиков (например, электроника, компьютеры, инновационные технологии и т.д.). В условиях разрывов экономических связей с зарубежными поставщиками, продукция которых не имеет аналогов в России, ряд отечественных предприятий был вынужден перепрофилироваться, а те, кто не смог это сделать, - обанкротились.

На фоне ухудшения геополитической ситуации в связи с реакцией недружественных стран на конфликт России и Украины ужесточается санк-ционная политика в отношении отечественного бизнеса. Для российских предпринимателей инвестиции в зарубежные компании являются в настоящее время высокорисковыми либо убыточными. С целью минимизации влияния внешних угроз на экономику в нашей стране проводятся мероприятия по повышению эффективности политики импортозамещения на основе введения мер поддержки для отечественных производителей [14].

Для резидентов особых экономических зон важной мерой, направленной на противодействие внешним угрозам, является совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей их деятельность. В частности, 4 августа 2023 года принят Федеральный закон № 448-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1]. Данным законом сокращается объем полномочий инвестора в отношении хозяйственного общества, созданного на основе привлечения его инвестиций, и функционирующего на территории российской особой экономической зоны. В частности, в распоряжении иностранного инвестора должно находиться не более двадцати пяти процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества. Кроме того, иностранный инвестор не имеет возможности определять решения, принимаемые хозяйственным обществом, в том числе определять условия осуществления хозяйственным обществом предпринимательской деятельности. Также иностранный инвестор не может быть наделен правом назначать единоличный исполнительный орган и (или) более 50% состава коллегиального исполнительного органа либо избирать более пятидесяти процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления хозяйственного общества [1].

Проведем анализ проблем развития ОЭЗ ППТ «Липецк» в контексте воздействия внешних угроз.

ОЭЗ ППТ «Липецк» расположена на двух площадках в Грязинском и Елецком районах Липецкой области, общая площадь которых составляет 2 300 гектаров. На сегодняшний день на ее территории зарегистрировано 58 резидентов из 13 стран мира (Россия, Австрия, Республика Беларусь, Бельгия, Германия, Италия, Кипр, Китайская Народная Республика, Нидерланды, США, Финляндия, Швейцария, Япония). Ведут активную деятельность 29 резидентов, остальные резиденты проводят подготовительные мероприятия. Общее количество зарегистрированных резидентов - 58 (по итогам 2022 года) и 56 предприятий на текущий момент. ОЭЗ ППТ «Липецк» продолжает развиваться с каждым годом, и количество компаний, желающих разместить свои производства в этой зоне, постоянно увеличивается. Однако с февраля 2022 года в связи с ужесточением санкционной политики со стороны ряда стран ЕС, США и их союзников резиденты ОЭЗ ППТ «Липецк» столкнулись с рядом проблем: отток резидентов, проблемы с поставками зарубежного сырья, материалов и оборудования, проблемы привлечения зарубежных специалистов, сокращение выручки, снижение объемов заказов и производства (в среднем на 30%). Несмотря на существующие проблемы, ОЭЗ ППТ «Липецк» входит в настоящее время в пятерку лидеров по итогам предыдущих лет, как отметило Минэкономиразвития, проведя анализ деятельности ОЭЗ ППТ «Липецк» по итогам 2022 года по 25 количественным показателям и 6 расчетным. Учитывались, к примеру, деятельность резидентов, рентабельность вложения средств федерального и регионального бюджетов в создание инфраструктуры, деятельность органов управления и вклад особых зон в достижение национальных целей [13]. В целом выявлено, что ОЭЗ ППТ «Липецк» оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие нашего региона, ввиду чего она может стать катализатором развития региона и модернизации его экономики.

Приведем рекомендации по развитию особой экономической зоны про-мышленно-производственного типа «Липецк», которые могут помочь в решении выявленных проблем.

1. Улучшение администрирования со стороны АО «ОЭЗ ППТ «Липецк» (повышение гибкости реагирования на потребности резидентов, в том числе по поиску альтернативных отечественных поставщиков), совершенствование инфраструктуры, необходимой для эффективной работы резидентов.

Если на первой стадии развития особых зон предполагается, что государство вкладывает значительные средства в формирование инфраструктуры, то впоследствии ключевую долю расходов можно переложить на инвесторов. В долгосрочном периоде целесообразно использование кластерного подхода, способного обеспечить повышение заинтересованности потенциальных инвесторов. Еще в 2007 году было заявлено о формировании кластеров на базе особых экономических зон для Татарстана и Липецкой области. На основе проведенного анализа деятельности данных зон можно

утверждать, что принятое решение было правильным и обеспечило рост региональной конкурентоспособности [8, с. 35].

2. Привлечение высококвалифицированных работников. Разработка программ подготовки и обучения может способствовать увеличению количества квалифицированных кадров, которые смогут эффективно работать на предприятиях ОЭЗ ППТ «Липецк». Предлагается ряд мероприятий, таких как создание образовательных центров и центров профессиональной переподготовки, интеграция наукоемких технологий в производство, автоматизация и развитие цифровой экономики. Также каждому инвестору важно осуществлять регулярное регулирование процесса и плана перехода от исходного состояния к стратегическому видению.

3. Проведение маркетинговых и рекламных кампаний ОЭЗ ППТ «Липецк», что может помочь в ее продвижении на международном рынке и привлечении инвесторов (создание информационных брошюр, видеороликов, интернет-сайтов и других медиа-ресурсов и т.д.).

Для реализации данных мер руководству ОЭЗ ППТ «Липецк» необходимо внедрение функциональных стратегий в инвестиционной и экономической деятельности. В частности, в настоящее время очень важно осуществлять стратегию диалога, которая включает в себя администрирование процесса развития ОЭЗ ППТ «Липецк» со стороны органов власти Липецкой области совместно с привлечением к взаимодействию с резидентами предпринимательских организаций, ВУЗов, предприятий общественного сектора.

Полагаем, что стратегия диалога позволит ОЭЗ ППТ «Липецк» динамично развиваться. При этом будет осуществляться укрепление сотрудничества между Правительством Липецкой области, представителями бизнеса от ОЭЗ ППТ «Липецк» и другими заинтересованными сторонами. В процессе реализации такой стратегии будет осуществляться не только формирование общих стратегий и планов, но и обмен технологиями и знаниями.

Взяв за основу лучшие примеры мировой практики и не делая ошибок, которые уже совершили другие страны, эффективно реализованная стратегия диалога позволит ОЭЗ ППТ «Липецк» повысить уровень сопротивляемости внешним угрозам, а Липецкая область может значительно повысить свой инвестиционный и инновационный потенциал и привлечь не только инвестиции, но и технологии, в которых имеется необходимость.

Ожидаемые результаты реализации предлагаемых мероприятий как для региональной экономики в целом, так для резидентов ОЭЗ ППТ «Липецк», представлены на рисунке 1.

Для Липецкой области

Для резидентов ОЭЗ ППТ «Липецк»

• Увеличение количества рабочих мест

• Улучшение имиджа региона для потенциальных инвесторов

• Рост налоговых поступлений в бюджет

• Рост инвестиционной привлекательности региона

• Рост экономических показателей региона на фоне показателей регионов РФ в целом

• Повышение эффективности деятельности за счет совершенствования инфраструктуры,

администрирования и мер по поиску

высококвалифицированных

специалистов

• Взаимодействие с оптимальными поставщиками

• Продвижение на отечественном и международном рынке

Рисунок 1 - Ожидаемый эффект реализации мероприятий по повышению уровня сопротивляемости внешним угрозам (для региональной экономики

и для резидентов ОЭЗ ППТ «Липецк»)

Таким образом, особые экономические зоны являются эффективным инструментом развития территорий, но за счет своих специфических особенностей (влияние геополитических трендов, подверженность к изменениям движения иностранного капитала, курсам валют и т.д.) их развитие в настоящее время в нашей стране осложняется наличием внешних угроз, связанных с международными экономическими и политическими отношениями России с рядом зарубежных стран [11, с. 131]. Всё это характерно и для ОЭЗ ППТ «Липецк». Для снижения рисков в настоящее время меняется политика привлечения инвесторов в ОЭЗ ППТ «Липецк», направленная на укрепление сотрудничества с дружественными государствами (КНР, Беларусь и др.). Уделяется огромное внимание повышению эффективности механизма взаимодействия производителей, развивающих производственные комплексы на площадках ОЭЗ ППТ «Липецк». Резиденты ОЭЗ «Липецк» получают льготы на земельный, транспортный налог, налог на прибыль и имущество. Также в пакет преференций входят возмещение затрат на инфраструктуру, льготные займы для промышленных проектов, наличие свободной таможенной зоны. Это в совокупности не только позволяет удержать уже устойчиво функционирующие предприятия на территории особой экономической зоны, но и привлекать новых резидентов.

Список литературы

1. Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 448-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 453990 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 20.09.2023).

2. О создании на территории Грязинского района Липецкой области особой экономической зоны промышленно-производственного типа: Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 782 (в ред. от 11.07.2015) // Липецкая газета. - 2015. - № 358.

3. Авдокушин, Е.Ф. Свободные (специальные) экономические зоны: учебник. Москва: КноРус, 2020. - 467 с.

4. Акопова, Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. Москва: КноРус, 2020. - 355 с.

5. Еремина, Т. Спрос и ныне там: инвесторы проявляют устойчивый интерес к российским территориям с преференциальным режимом // Коммерсантъ. 2022. № 207. - С. 1-5.

6. Казенков, О. Ю. Перспективы особых экономические зон в России сегодня / О. Ю. Казенков, С. В. Родионов, В. В. Козлов // Образование и право. 2023. № 5. - С. 517-523.

7. Козлова, Е. И. Анализ притока прямых иностранных инвестиций в РФ / Е. И. Козлова, М. А. Путилина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2021. - № 1(51). - С. 75-80.

8. Кузюра, А.В. Проблемы и перспективы создания особых экономических зон в России // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. № 12. С. 2938

9. Ниязбекова, Ш.У., Назаренко, О.В., Буневич, К.Г., Иванова, О.С. Особые экономические зоны России: анализ, проблемы и пути их решения // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2019. №2 (47). - С. 213222.

10. Перевозчикова, А. К. Инструменты развития территорий в России: аналитический обзор // Вестник университета. 2023. № 2. - С. 21-32.

11. Пешкова, Г. Ю. Драйверы роста экономики России в условиях санкций // Экономические науки. - 2022. - №12 - С. 130-135.

12. Титова, О. В. ВРП как инструмент анализа структурных пропорций региональной экономики / О. В. Титова, Е. И. Козлова // Современная экономика: проблемы и решения. - 2016. - № 8(80). - С. 104-113. - DOI 10.17308/meps.2016.8/1474.

13. Ткачёва, Т. Успехи особых зон в ЦФО отметили на федеральном уровне // Российская газета. URL: https://rg.ru/2023/07/25/reg-cfo/ravnenie-na-kalugu.html (дата обращения 20.09.2023).

14. Эксперты назвали четыре основных канала рекордного оттока капитала // РосБизнесКонсалтинг.

URL:https://www.rbc.ru/economics/09/08/2023/64d2189a9a794772654b1a2a?y sclid=lmuhfv7d6b843730030 (дата обращения 20.09.2023).

Zolnikova Anastasia Yurevna, master's student

(e-mail: nastya gusarova 00@mail.ru)

Kozlova Elena Ivanovna, Ph.D. in Economics, Associate Professor

(e-mail: kozlova.e.i@kzlvs.com)

Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF SEZ PPT "LIPETSK" IN THE CONTEXT OF IMPACT OF EXTERNAL THREATS Abstract. The article examines the influence of modern foreign sanctions on the development of special economic zones, identifies their consequences, analyzes the current situation in the Russian Federation, and identifies problems in the development of the Lipetsk IP SEZ in the context of the influence of external threats. Based on the analysis, a number of measures aimed at solving the identified problems are proposed, and the expected effect of their implementation for residents of the Lipetsk IP SEZ and for the Lipetsk region as a whole is presented.

Key words: special economic zone, IP SEZ "Lipetsk", sanctions, import substitution, dialogue strategy, investments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.