Научная статья на тему 'ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ ПЕРЕДАЧИ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ЛЕКАРСТВЕННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ С РЕДКИМИ БОЛЕЗНЯМИ В 2019-2020 ГГ'

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ ПЕРЕДАЧИ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ЛЕКАРСТВЕННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ С РЕДКИМИ БОЛЕЗНЯМИ В 2019-2020 ГГ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕДКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ОРФАННЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / БЮДЖЕТ / РЕГИОНЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Комаров И. А., Красильникова Е. Ю., Александрова О. Ю., Зинченко Р. А.

В последние годы для ряда жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, полномочия по лекарственному обеспечению пациентов были переданы с регионального уровня на федеральный. К таким заболеваниям относятся гемолитико-уремический синдром, мукополисахаридозы I, II, VI типа, юношеский артрит с системным началом, апластическая анемия неуточненная, наследственный дефицит факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра). В настоящей статье рассмотрены данные относительно гемолитико-уремического синдрома, мукополисахаридоза I, II, VI типа, юношеского артрита с системным началом - заболеваний, лекарственное обеспечение при которых было передано на федеральный уровень в первую очередь и в отношении которых на момент подготовки статьи имелись достаточные данные для анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Комаров И. А., Красильникова Е. Ю., Александрова О. Ю., Зинченко Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERMEDIATE OUTCOMES OF DELEGATION OF OBLIGATIONS OF MEDICINAL SUPPORT OF PATIENTS WITH RARE DISEASES TO THE FEDERAL LEVEL IN 2019-2020

Lately, in case of a number of life-threatening and chronic progressive rare (orphan) diseases, resulting in decreasing of life expectancy of citizens or their disability, the powers to support patients with medications were transferred from regional to federal level. Among these diseases are hemolytic uremic syndrome, mucopolysaccharidose type I, II, VI, juvenile arthritis with systemic onset, unspecified aplastic anemia, hereditary deficiency of factors II (fibrinogen), VII (labile), X (Stuart-Prauer). The article considers data concerning hemolytic uremic syndrome, mucopolysaccharidosis type I, II, VI, juvenile arthritis with systemic onset - the diseases for which medication support provision was transferred to Federal level in the first place and for which at the time of preparation of the article there were sufficient data to analyze.

Текст научной работы на тему «ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ ПЕРЕДАЧИ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ЛЕКАРСТВЕННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ С РЕДКИМИ БОЛЕЗНЯМИ В 2019-2020 ГГ»

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022; 30(2)

DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-2-207-210 207

Здоровье и общество

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2022 УДК: 614.2

Комаров И. А., Красильникова Е. Ю., Александрова О. Ю., Зинченко Р. А.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ ПЕРЕДАЧИ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ЛЕКАРСТВЕННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПАЦИЕНТОВ С РЕДКИМИ БОЛЕЗНЯМИ В 2019—2020 гг.

ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064,

г. Москва

В последние годы для ряда жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, полномочия по лекарственному обеспечению пациентов были переданы с регионального уровня на федеральный. К таким заболеваниям относятся гемолитико-уремический синдром, мукополисахаридозы I, II, VI типа, юношеский артрит с системным началом, апластическая анемия неуточненная, наследственный дефицит факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта — Прауэра). В настоящей статье рассмотрены данные относительно гемолитико-уремического синдрома, мукополисахаридоза I, II, VI типа, юношеского артрита с системным началом — заболеваний, лекарственное обеспечение при которых было передано на федеральный уровень в первую очередь и в отношении которых на момент подготовки статьи имелись достаточные данные для анализа.

Ключевые слова: редкие заболевания; орфанные лекарственные препараты; лекарственное обеспечение; здравоохранение; бюджет; регионы.

Для цитирования: Комаров И. А., Красильникова Е. Ю., Александрова О. Ю., Зинченко Р. А. Промежуточные итоги передачи на федеральный уровень обязательств по лекарственному обеспечению пациентов с редкими болезнями в 2019—2020 гг. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022;30(2):207—210. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-2-207-210

Для корреспонденции: Комаров Илья Александрович, канд. фарм. наук, ведущий научный сотрудник отдела изучения образа жизни и охраны здоровья населения ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, e-mail: iliya_komarov@mail.ru

Komarov I. A., Krasilnikova E. Yu., Aleksandrova O. Yu., Zinchenko R. A. THE INTERMEDIATE OUTCOMES OF DELEGATION OF OBLIGATIONS OF MEDICINAL SUPPORT OF PATIENTS WITH RARE DISEASES TO THE FEDERAL LEVEL IN 2019—2020

N. A. Semashko National Research Institute of Public Health, 105064, Moscow, Russia

Lately, in case of a number of life-threatening and chronic progressive rare (orphan) diseases, resulting in decreasing of life expectancy of citizens or their disability, the powers to support patients with medications were transferred from regional to federal level. Among these diseases are hemolytic uremic syndrome, mucopolysaccharidose type I, II, VI, juvenile arthritis with systemic onset, unspecified aplastic anemia, hereditary deficiency of factors II (fibrinogen), VII (labile), X (Stuart-Prauer). The article considers data concerning hemolytic uremic syndrome, mucopolysaccharidosis type I, II, VI, juvenile arthritis with systemic onset — the diseases for which medication support provision was transferred to Federal level in the first place and for which at the time of preparation of the article there were sufficient data to analyze. Keywords: rare diseases; orphan medications; medication supply; health care; budget; regions.

For citation: Komarov I. A., Krasilnikova E. Yu., Aleksandrova O. Yu., Zinchenko R. A. The intermediate outcomes of delegation of obligations of medicinal support of patients with rare diseases to the Federal level in 2019—2020. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2022;30(2):207—210 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-2-207-210

For correspondence: Komarov I. A., candidate of pharmaceutical sciences, the leading researcher of the Federal State Budget Scientific Institution "The N. A. Semashko National Research Institute of Public Health" of the Minobrnauka of Russia. e-mail: iliya_komarov@mail.ru

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 18.06.2021 Accepted 26.10.2021

Введение

Нормативно-правовое регулирование в области редких болезней началось в Российской Федерации с принятия Федерального закона от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в 2011 г. [1]. Оказанию медицинской помощи при таких заболеваниях посвящена ст. 44 данного закона, которая гласит:

«1. Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения.

2. Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети Интернет.

3. Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации...» (далее — Перечень жизнеугрожающих редких заболеваний) [1].

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2022; 30(2) 208 DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-2-207-210

Кроме того, пациенты с редкими заболеваниями, входящими в последний перечень, вносятся в соответствующий Федеральный регистр лиц, страдающих такими болезнями.

При этом нельзя не отметить важную законодательную инициативу в отношении ряда заболеваний из данного перечня. Так, в период 2018— 2020 гг. было принято решение о последовательной передаче на федеральный уровень полномочий органов государственной власти регионов РФ по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения следующих редких болезней : мукополисахаридоз I, II, VI типа, гемолитико-уре-мический синдром, апластическая анемия неуточ-ненная, юношеский артрит с системным началом, наследственный дефицит факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта—Прауэра) [2, 3]: Таким образом, выделенные заболевания вошли в так называемый перечень высокозатратных нозоло-гий, в который входят также гемофилия, муковис-цидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянный склероз, а также сюда относятся лица после трансплантации органов и/или тканей. Обеспечение лекарственными препаратами при данных заболеваниях за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, предоставляется уполномоченным федеральным органам исполнительной власти [1].

Необходимые сведения о пациентах с отмеченными выше заболеваниями, переданными на федеральное финансирование, вносятся в Федеральный регистр лиц с заболеваниями из перечня высокозатратных нозологий, регламентируемый Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2018 № 1416 (ред. от 26.06.2021) «О порядке организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, муко-полисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта—Прауэра), лиц после трансплантации органов и(или) тканей, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Предполагалось, что данное решение о передаче на федеральный уровень обязательств по лекарственному обеспечению при указанных заболеваниях позволит субъектам РФ направить высвободившиеся бюджетные средства, ранее расходовавшиеся на лекарственное обеспечение перечисленных болезней, на закупку лекарственных препаратов для лечения других редких заболеваний, для которых организация лекарственного обеспечения осталась в рамках полномочий субъектов РФ [4, 5]. С другой

Health and Society

стороны, такая возможность не является обязательной и не закреплена законодательно. Таким образом, высвободившиеся в результате обозначенного перераспределения средства могут быть направлены на лечение других заболеваний, не относящихся к редким, или бюджет региона на лекарственное обеспечение в целом может быть сокращен.

Цель исследования — подвести промежуточные итоги передачи на федеральный уровень обязательств по лекарственному обеспечению пациентов с отдельными редкими заболеваниями в 2019— 2020 гг.

Материалы и методы

В январе 2020 г. для изучения и анализа реальной ситуации и динамики основных показателей доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения пациентам с редкими заболеваниями в регионах Российской Федерации по инициативе Экспертного совета комитета Государственной Думы по охране здоровья по редким (орфанным) заболеваниям был организован запрос от 13.01.2020 № 3.4—13/10 в адрес глав субъектов РФ с просьбой направить в Государственную Думу РФ информацию по проблеме в формате предлагаемых стандартизированных таблиц. Целью запроса также стал анализ сформированности региональной нормативно-правовой базы и результативности передачи на федеральный уровень обязательств по лекарственному обеспечению пациентов с обозначенными выше редкими заболеваниями в 2019—2020 гг.

Важно обратить внимание, что в настоящей статье изучались данные относительно гемолитико-уремического синдрома (ГУС), мукополисахаридоза (МПС) I, II, VI типа, юношеского артрита с системным началом (ЮАС) — заболеваний, лекарственное обеспечение при которых было передано на федеральный уровень в первую очередь и для которых на момент подготовки статьи существовали достаточные для анализа данные.

Результаты исследования

В рамках настоящего исследования установлено , что в зависимости от конкретного субъекта РФ и количества пациентов с ГУС, МПС I, II, VI типа, ЮАС, проживающих в них, существуют регионы, на которые решение о последовательной передаче на федеральный уровень соответствующих полномочий по лекарственному обеспечению повлияло в большей степени. В то же время есть субъекты РФ, которые данная законодательная инициатива затронула в меньшей степени ввиду малого количества пациентов с данными заболеваниями, проживающих на соответствующих территориях (табл. 1, 2).

Представленные данные позволили установить, что передача на федеральный уровень полномочий субъектов РФ по лекарственному обеспечению не привела к «взрывному» росту количества пациентов в Федеральном регистре лиц с заболеваниями из перечня высокозатратных нозологий. В результате ко-

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022; 30(2) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-2-207-210

Здоровье и общество

Таблица 1

ТОП-20 регионов с наибольшим количеством пациентов с ГУС, МПС I, II, VI типа, ЮАС, лекарственное обеспечение которых передано на федеральный уровень

Таблица 2

ТОП-20 регионов с наименьшим количеством пациентов с ГУС, МПС I, II, VI типа, ЮАС, лекарственное обеспечение которых передано на федеральный уровень

Субъект РФ Количество пациентов с ГУС, МПС I, II, VI типа, ЮАС, переданных на федеральный уровень к 2020 г., абс. ед. Доля пациентов с данными диагнозами в общем числе пациентов в региональном сегменте Субъект РФ Количество пациентов с ГУС, МПС I, II, VI типа, ЮАС, переданных на фе- Доля пациентов с данными диагнозами от общего числа пациентов в региональном сегменте

регистра к 2020 г., % деральный уровень к 2020 г., абс. ед. регистра к 2020 г., %

г. Москва 208 11

Московская область 87 Н/д г. Севастополь 1 3

Нижегородская область 87 21 Костромская область 1 2

Краснодарский край 85 13 Ненецкий автономный округ 1 50

Республика Татарстан 73 11 Магаданская область 2 8

Свердловская область 64 11 Республика Ингушетия 2 11

Ростовская область 52 14 Карачаево-Черкесская Рес-

Ставропольский край 50 16 публика 3 3

г. Санкт-Петербург 49 5 Республика Алтай 3 18

Пермский край 44 9 Республика Калмыкия 3 17

Челябинская область 41 Н/д Республика Мордовия 3 2

Саратовская область 40 10 Камчатский край 4 11

Новосибирская область 39 9 Республика Адыгея 4 12

Удмуртская Республика 38 21 Республика Тыва 4 Н/д

Вологодская область 37 12 Ивановская область 5 5

Кемеровская область 37 12 Новгородская область 5 Н/д

Приморский край 36 Н/д Пензенская область 6 3

Волгоградская область 34 10 Республика Бурятия 7 6

Республика Башкортостан 34 Н/д Республика Марий Эл 8 15

Иркутская область 32 11 Сахалинская область 8 5

Псковская область 9 10

Примечание. Здесь и в табл. 2: Н/д — нет данных. Ямало-Ненецкий автоном- 9 11

ный округ

горта пациентов с ГУС, МПС I, II, VI типа, ЮАС за период 2018—2020 гг. выросла на 5%.

Однако в ряде регионов рост количества пациентов после соответствующей передачи организации лекарственного обеспечения граждан, страдающих ГУС, МПС I, II, VI типа, ЮАС, оказался значительным, подтверждая тот факт, что данная законодательная инициатива позволяет субъектам РФ включать новых диагностированных пациентов с данными заболеваниями в регистр без привязки к обязательству организации лекарственного обеспечения за счет региональных бюджетных средств (табл. 3).

Совокупные расходы региональных бюджетов на лекарственное обеспечение пациентов с ГУС, МПС I, II, VI типа, ЮАС в 2018 г. в предоставивших информацию субъектах (68 регионов) составили 6 млрд руб., а заявленный дефицит — 1,1 млрд руб. Плановые федеральные расходы на ту же группу пациентов в тех же регионах в 2020 г. оценивались в 10,3 млрд руб. Значительный рост бюджетных расходов при незначительном росте количества пациентов в регистре связан с увеличением уровня обеспеченности пациентов необходимым патогенетическим лечением. Так, в указанных регионах в 2018 г: из 1613 пациентов с ГУС, МПС I, II, VI типа, ЮАС, включенных в федеральный регистр, были обеспечены терапией только 855 человек. На примере отдельных регионов можно показать низкий уровень обеспеченности патогенетическими лекарственными препаратами пациентов с ГУС, МПС I, II, VI типа, ЮАС в 2018 г. и значительный рост бюджетных расходов на этих пациентов при передаче полномочий относительно лекарственного обеспечения на федеральный уровень (табл. 4).

Уровень обеспеченности необходимым патогенетическим лечением пациентов с заболеваниями из Перечня жизнеугрожающих редких заболеваний в регионах РФ в 2018 г. составил 58% лиц, включенных в регистр. При принятии решения о федерализации лекарственного обеспечения пациентов с отдельными нозологиями из числа данных редких болезней законодатели ожидали увеличения уровня обеспеченности в регионах пациентов с теми заболеваниями из Перечня жизнеугрожающих редких заболеваний, лекарственное обеспечение при которых осталось полномочием субъектов РФ, за счет целевого перераспределения высвободившихся в результате федерализации финансовых средств. Однако планируемый регионами в 2020 г. уровень обеспеченности лекарственными препаратами пациентов с заболеваниями из Перечня жизнеугрожа-

Таблица 3

ТОП-10 регионов по приросту пациентов с ГУС, МПС I, II, VI типа, ЮАС в регистре в период 2018—2020 гг.

Субъект РФ

Всего пациентов с ГУС, МПС I, II, VI типа, ЮАС в 2018 г., абс. ед

Всего пациентов с ГУС, МПС I, II, VI типа, ЮАС в 2020 г., абс. ед.

Брянская область 18 26

Вологодская область 28 37

г. Москва 129 208

Калининградская область 7 17

Краснодарский край 56 85

Приморский край 25 36

Республика Крым 4 18

Тверская область 17 30

Тюменская область 23 32

Удмуртская Республика 28 38

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2022; 30(2) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2022-30-2-207-210

Health and Society Таблица 4

Динамика внесения пациентов в регистр, обеспеченность лекарственными препаратами и объемы финансирования пациентов с ГУС,

МПС I, II, VI типа, ЮАС в ряде регионов в 2018 и 2020 гг.

Субъект РФ Число пациентов с ГУС, МПС I, II, VI типа, ЮАС в регистре в 2018 г., абс. ед. Число пациентов с ГУС, МПС I, II, VI типа, ЮАС в регистре, получающих терапию в 2018 г., абс. ед. Объем финансирования в 2018 г. за счет средств регионального бюджета, руб. Динамика числа пациентов в регистре к 2020 г., абс. ед. Плановый объем финансирования в 2020 г. за счет средств федерального бюджета, руб.

г. Санкт-Петербург 60 5 183 942 253 -11 647 557 623

Иркутская область 32 7 72 386 060 0 160 926 164

Кемеровская область 42 21 24 273 016 -5 46 163 932

Республика Татарстан 83 4 48 740 898 -10 262 063 471

Тульская область 23 10 11 074 001 -5 37 226 451

ющих редких заболеваний составил те же 58%, как и в 2018 г., при этом, по данным субъектов РФ, рост количества таких пациентов в регистре в 2018— 2020 гг. составил 2%.

Заключение

Практика лекарственного обеспечения пациентов с заболеваниями из Перечня жизнеугрожающих редких заболеваний показывает важность привлечения средств федерального бюджета. Для пациентов с такими редкими заболеваниями лекарственное обеспечение, организованное на федеральном уровне, стабильнее и более предсказуемо, чем обеспечение за счет средств бюджета региона РФ по месту проживания. Наблюдается значительный рост расходов федерального бюджета при незначительном росте числа пациентов в федеральном регистре, что связано с увеличением затрат на необходимое патогенетическое лечение, которым не были обеспечены пациенты на региональном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако для пациентов с редкими болезнями, лекарственное обеспечение которых осталось полномочием субъектов РФ, не произошло ожидаемого увеличения обеспеченности лекарствами за счет перераспределения выделявшихся финансовых средств. При этом на федеральном уровне отсутствуют механизмы влияния на финансирование лекарственного обеспечения пациентов с редкими болезнями за счет бюджетов субъектов РФ, поскольку данные обязательства являются полномочием субъектов РФ.

Для обеспечения системного подхода к повышению доступности медицинской помощи пациентам с редкими болезнями целесообразно создание на федеральном уровне не только для заболеваний, входящих в Федеральный регистр, механизма контроля за лекарственным обеспечением и организацией медицинской помощи, но и для других редких болезней. Необходима разработка Дорожной карты и Федеральной программы по редким болезням в целом, позволяющих в несколько этапов создать современную устойчивую систему профилактики, диагностики, организации медицинской помощи и лекарственного обеспечения пациентов с редкими заболеваниями, проживающих на территории РФ.

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-03 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12191967/ (дата обращения 20.03.2021).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2018 № 1390 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования лекарственного обеспечения». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72008856/ (дата обращения 02.09.2020).

3. Федеральный закон от 27.12.2019 № 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»«. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341765/ (дата обращения 02.09.2020).

4. Соколов А. А., Александрова О. Ю. Нормативно-правовое регулирование медицинской помощи пациентам с редкими заболеваниями. Стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2019;(7—8):3—16. doi: 10.26347/1607-2502201907-08003-016

5. Комаров И. А., Красильникова Е. Ю., Селезнев Г. И. Финансирование в субъектах РФ лекарственного обеспечения пациентов с жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Актуальность стандартизации финансирования с участием бюджетов федерального и регионального уровней. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2019;(7— 8):86—98. doi: 10.26347/1607-2502201907-08086-098

Поступила 18.06.2021 Принята в печать 26.10.2021

REFERENCES

1. Federal Law N 323 of November 21, 2011 «On the basic principles of public health care of citizens in the Russian Federation». Available at: https://base.garant.ru/57499516/ (accessed 28.11.2021) (in Russian).

2. Decree of the Government of the Russian Federation N 1390 of November 20, 2018 «On amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation on the issues of drug provision im-provement». Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/72008856/ (accessed 28.11.2021) (in Russian).

3. Federal Law N 452 of December 27, 2019 «On amendments to Federal Law «On the basic principles of public health care of citizens in the Russian Federation». Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_341765/ (accessed 28.11.2021) (in Russian).

4. Sokolov А. А., Aleksandrova O. Yu. Legal regulation of medical care to patients with rare diseases. Standards of medical care and clinical guidelines. Problemy standartizatsii v zdravookhranenii = Health Care Standardization Problems. 2019;(7—8):3—16. doi: 10.26347/1607-2502201907-08003-016

5. Komarov I. A., Krasilnikova E. Yu., Seleznev G. I. The financing of drug coverage for patients with life-threatening and chronic progressive rare (orphan) diseases resulting in reduced life expectancy or disability of citizens in the regions of the Russian Federation. The importance of standardization of the financing with the involvement of federal and regional budgets. Problemy standartizatsii v zdravookhranenii = Health Care Standardization Problems. 2019;(7—8):86—98. doi: 10.26347/1607-2502201907-08086-098

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.