Научная статья на тему 'Финансирование в субъектах Российской Федерации лекарственного обеспечения пациентов с жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Актуальность стандартизации финансирования с участием бюджетов федеральногои регионального уровня'

Финансирование в субъектах Российской Федерации лекарственного обеспечения пациентов с жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Актуальность стандартизации финансирования с участием бюджетов федеральногои регионального уровня Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LIFE-THREATENING AND CHRONIC PROGRESSIVE RARE (ORPHAN) DISEASES RESULTING IN REDUCED LIFE EXPECTANCY OR DISABILITY OF CITIZENS / EXPENDITURE DYNAMICS / BUDGET DEFICIT / FINANCIAL BURDEN / REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION / HEALTHCARE / DRUG COVERAGE / DRUGS / FINANCING / BUDGET / EPIDEMIOLOGY / PREVALENCE / COSTS ANALYSIS / ЖИЗНЕУГРОЖАЮЩИЕ И ХРОНИЧЕСКИЕ ПРОГРЕССИРУЮЩИЕ РЕДКИЕ (ОРФАННЫЕ) ЗАБОЛЕВАНИЯ / ПРИВОДЯЩИЕ К СОКРАЩЕНИЮ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ ГРАЖДАН ИЛИ ИХ ИНВАЛИДНОСТИ / ДИНАМИКА РАСХОДОВ / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ФИНАНСОВОЕ БРЕМЯ / СУБЪЕКТЫ РФ / РЕГИОНЫ РФ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / ЭПИДЕМИОЛОГИЯ / РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ / АНАЛИЗ ЗАТРАТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комаров И.А., Красильникова Е.Ю., Селезнев Г.И.

Цель исследования. Провести оценку уровня и динамики финансирования лекарственного обеспечения пациентов с жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в субъектах РФ в период 2013-2019 гг., а также показать актуальность стандартизации такого финансирования с участием бюджетов федерального и регионального уровней. Материалы и методы. Проанализированы данные, полученные в ответ на запросы в адрес руководителей исполнительных органов субъектов РФ в сфере здравоохранения в рамках панельного медико-социологического исследования. Основные методы исследования - качественный и количественный анализ, контент-анализ. Статистическая обработка полученных данных сделана на основе комплекса современных методов автоматизированного хранения и обработки информации на персональных компьютерах с использованием программы MS Excel. Результаты. Отсутствие стандартизованных подходов к организации лекарственного обеспечения пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями в субъектах РФ стало причиной развития 85 региональных сценариев, часто связанных с высоким бюджетным дефицитом на указанные цели, вследствие чего в финансировании здравоохранения субъектов РФ происходит вынужденное перераспределение средств, от которого страдают все льготные категории граждан, лекарственное обеспечение которых является исключительным полномочием субъектов РФ. Показана зависимость снижения дефицита финансирования лекарственного обеспечения пациентов с редкими заболеваниями от использования на указанные цели средств федерального бюджета через механизмы межбюджетных трансфертов и передачи полномочий по лекарственному обеспечению с регионального на федеральный уровень. Заключение. Система льготного лекарственного обеспечения пациентов с жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, без участия федерального бюджета не покрывает потребности в финансировании жизненно необходимых лекарственных препаратах и продуктах питания для пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями. Актуальна стандартизация финансирования такого лекарственного обеспечения с участием бюджетов федерального и регионального уровня. Для цитирования: Комаров И.А., Красильникова Е.Ю., Селезнев Г.И. Финансирование в субъектах РФ лекарственного обеспечения пациентов с жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Актуальность стандартизации финансирования с участием бюджетов федерального и регионального уровней. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2019; 7-8: 86-98. DOI: 10.26347/1607-2502201907-08086-098

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комаров И.А., Красильникова Е.Ю., Селезнев Г.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FINANCING OF DRUG COVERAGE FOR PATIENTS WITH LIFE-THREATENING AND CHRONIC PROGRESSIVE RARE (ORPHAN) DISEASES RESULTING IN REDUCED LIFE EXPECTANCY OR DISABILITY OF CITIZENS IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION. THE IMPORTANCE OF STANDARDIZATION OF THE financING with the involvement of federal and regional budgets

Objective. Assessment of the level and dynamics of financing drug coverage for patients with life-threatening and chronic progressive rare (orphan) diseases resulting in reduced life expectancy or disability of citizens in the regions of the Russian Federation in 2013-2019. Demonstration of the importance of standardization of the finance system with the involvement of federal and regional budgets. Materials and methods. The data obtained through inquiries submitted to heads of healthcare executive authorities of the regions of the Russian Federation have been analyzed within the medico-social panel study. The key study methods have been qualitative and quantitative analysis and content analysis. The statistical processing of the data has been based on a complex of advanced methods of computer-aided storage and processing on personal computers using MS Excel. Results. Lack of standardization of approaches to organizing drug coverage for patients with rare (orphan) diseases in the regions of the Russian Federation has resulted in 85 individual regional scenarios - often associated with significant budget deficit for the aforementioned purposes and thus causing reallocation of healthcare finance within the regions of the Russian Federation, which impacts all the categories of citizens eligible for benefits whose drug coverage is exclusive responsibility of the regions. The dependence of reduction in the deficit for drug coverage for patients with rare diseases on the using of federal budget funds for the aforesaid purposes through inter-budget transfers and delegation of drug coverage responsibilities from the regional level to the federal one has been demonstrated. Conclusion. The system of beneficial drug coverage for patients with life-threatening and chronic progressive rare (orphan) diseases resulting in reduced life expectancy or disability of citizens does not meet the needs for vital drugs and nutrition for patients with rare (orphan) diseases without the involvement of the federal budget. Standardization of the financing of such drug coverage using both federal and regional funds is of great importance. For citation: Komarov I.A., Krasilnikova E.Yu., Seleznev G.I. The financing of drug coverage for patients with life-threatening and chronic progressive rare (orphan) diseases resulting in reduced life expectancy or disability of citizens in the regions of the Russian Federation. The importance of standardization of the financing with the involvement of federal and regional budgets. Healthcare Standardization Problems. 2019; 7-8: 86-98. DOI: 10.26347/1607-2502201907-08086-098

Текст научной работы на тему «Финансирование в субъектах Российской Федерации лекарственного обеспечения пациентов с жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Актуальность стандартизации финансирования с участием бюджетов федеральногои регионального уровня»

DOI: 10.26347/1607-2502201907-08086-098

ФИНАНСИРОВАНИЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С ЖИЗНЕУГРОЖАЮЩИМИ И ХРОНИЧЕСКИМИ ПРОГРЕССИРУЮЩИМИ РЕДКИМИ (ОРФАННЫМИ) ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, ПРИВОДЯЩИМИ К СОКРАЩЕНИЮ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ ГРАЖДАН ИЛИ ИХ ИНВАЛИДНОСТИ. АКТУАЛЬНОСТЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ С УЧАСТИЕМ БЮДЖЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

Цель исследования. Провести оценку уровня и динамики финансирования лекарственного обеспечения пациентов с жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в субъектах РФ в период 2013—2019 гг., а также показать актуальность стандартизации такого финансирования с участием бюджетов федерального и регионального уровней.

Материалы и методы. Проанализированы данные, полученные в ответ на запросы в адрес руководителей исполнительных органов субъектов РФ в сфере здравоохранения в рамках панельного медико-социологического исследования. Основные методы исследования — качественный и количественный анализ, контент-анализ. Статистическая обработка полученных данных сделана на основе комплекса современных методов автоматизированного хранения и обработки информации на персональных компьютерах с использованием программы MS Excel. Результаты. Отсутствие стандартизованных подходов к организации лекарственного обеспечения пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями в субъектах РФ стало причиной развития 85 региональных сценариев, часто связанных с высоким бюджетным дефицитом на указанные цели, вследствие чего в финансировании здравоохранения субъектов РФ происходит вынужденное перераспределение средств, от которого страдают все льготные категории граждан, лекарственное обеспечение которых является исключительным полномочием субъектов РФ. Показана зависимость снижения дефицита финансирования лекарственного обеспечения пациентов с редкими заболеваниями от использования на указанные цели средств федерального бюджета через механизмы межбюджетных трансфертов и передачи полномочий по лекарственному обеспечению с регионального на федеральный уровень.

Заключение. Система льготного лекарственного обеспечения пациентов с жизнеугрожаю-щими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, без участия федерального бюджета не покрывает потребности в финансировании жизненно необходимых лекарственных препаратах и продуктах питания для пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями. Актуальна стандартизация финансирования такого лекарственного обеспечения с участием бюджетов федерального и регионального уровня.

Ключевые слова: жизнеугрожающие и хронические прогрессирующие редкие (орфанные) заболевания, приводящие к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности; динамика расходов, дефицит бюджета, финансовое бремя, субъекты РФ, регионы РФ, здравоохранение, лекарственное обеспечение, лекарственные препараты, финансирование, бюджет, эпидемиология, распространенность, анализ затрат.

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Для цитирования: Комаров И.А., Красильникова Е.Ю., Селезнев Г.И. Финансирование в субъектах РФ лекарственного обеспечения пациентов с жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Актуальность стандартизации финансирования с участием бюджетов федерального и регионального уровней. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2019; 7-8: 86-98. DOI: 10.26347/1607-250220190708086-098

И.А. Комаров1, Е.Ю. Красильникова2, Г.И. Селезнев3

1 ГБУЗ МО «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского», Москва, Россия

2 Институт ЕАЭС, Москва, Россия

3 Комитет

Государственной Думы по охране здоровья, Москва, Россия

THE FINANCING OF DRUG COVERAGE FOR PATIENTS WITH LIFE-THREATENING AND CHRONIC PROGRESSIVE RARE (ORPHAN) DISEASES RESULTING IN REDUCED LIFE EXPECTANCY OR DISABILITY OF CITIZENS IN THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION. THE IMPORTANCE OF STANDARDIZATION OF THE FINANCING WITH THE INVOLVEMENT OF FEDERAL AND REGIONAL BUDGETS

I.A. Komarov1, E.Yu. Krasilnikova2, G.I. Seleznev 3

1 Moscow Regional Research and Clinical Institute («MONIKI»), Moscow, Russia

2 EAEU Institute, Moscow, Russia

3 State Duma Committee on Health Protection, Moscow, Russia

Objective. Assessment of the level and dynamics of financing drug coverage for patients with life-threatening and chronic progressive rare (orphan) diseases resulting in reduced life expectancy or disability of citizens in the regions of the Russian Federation in 2013—2019. Demonstration of the importance of standardization of the finance system with the involvement of federal and regional budgets.

Materials and methods. The data obtained through inquiries submitted to heads of healthcare executive authorities of the regions of the Russian Federation have been analyzed within the medico-social panel study. The key study methods have been qualitative and quantitative analysis and content analysis. The statistical processing of the data has been based on a complex of advanced methods of computer-aided storage and processing on personal computers using MS Excel. Results. Lack of standardization of approaches to organizing drug coverage for patients with rare (orphan) diseases in the regions of the Russian Federation has resulted in 85 individual regional scenarios — often associated with significant budget deficit for the aforementioned purposes and thus causing reallocation of healthcare finance within the regions of the Russian Federation, which impacts all the categories of citizens eligible for benefits whose drug coverage is exclusive responsibility of the regions. The dependence of reduction in the deficit for drug coverage for patients with rare diseases on the using of federal budget funds for the aforesaid purposes through inter-budget transfers and delegation of drug coverage responsibilities from the regional level to the federal one has been demonstrated.

Conclusion. The system of beneficial drug coverage for patients with life-threatening and chronic progressive rare (orphan) diseases resulting in reduced life expectancy or disability of citizens does not meet the needs for vital drugs and nutrition for patients with rare (orphan) diseases without the involvement of the federal budget. Standardization of the financing of such drug coverage using both federal and regional funds is of great importance.

Key words: life-threatening and chronic progressive rare (orphan) diseases resulting in reduced life expectancy or disability of citizens; expenditure dynamics, budget deficit, financial burden, regions of the Russian Federation, healthcare, drug coverage, drugs, financing, budget, epidemiology, prevalence, costs analysis

Authors declare no competing interests.

For citation: Komarov I.A., Krasilnikova E.Yu., Seleznev G.I. The financing of drug coverage for patients with life-threatening and chronic progressive rare (orphan) diseases resulting in reduced life expectancy or disability of citizens in the regions of the Russian Federation. The importance of standardization of the financing with the involvement of federal and regional budgets. Healthcare Standardization Problems. 2019; 7-8: 86-98. DOI: 10.26347/1607-2502201907-08086-098

После принятия 21 ноября 2011 Федерального закона № Э2Э-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1] в 2012 г. организуется система учета пациентов, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалид-

ности. Формирование Федерального регистра и его региональных сегментов закладывает основу для льготного лекарственного обеспечения данной группы пациентов. Данный процесс регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 № 403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хронически-

ми прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента» [7] и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 ноября 2012 № 950н [8].

С 2013 г. стало возможным объективно оценивать совокупные расходы бюджетов субъектов РФ на финансирование закупок лекарственных препаратов и специализированных продуктов лечебного питания для пациентов с редкими заболеваниями.

Цель исследования — провести оценку уровня и динамики финансирования лекарственного обеспечения пациентов с жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в субъектах РФ в период 2013—2019 гг., а также показать актуальность стандартизации такого финансирования с участием бюджетов федерального и регионального уровней.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В ходе исследования количественно и качественно проанализированы данные, полученные в ответ на запросы в адрес руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в 2013, 2015 [8] и 2018 гг.

Содержание предоставляемой субъектами РФ информации:

— количество больных в региональном сегменте Федерального регистра; количество больных, нуждающихся в лекарственных препаратах, предназначенных для лечения редких заболеваний; количество больных, получающих лекарственные препараты, предназначенные для лечения редких заболеваний;

— расходы субъекта РФ на льготное лекарственное обеспечение льготных категорий граждан и бюджет (раздельно по каждой нозологии) на закупку ор-фанных препаратов и специализированных продуктов лечебного питания (выделенный бюджет, объем недостающих средств, планируемый бюджет);

— объем иных межбюджетных трансфертов, выделенных бюджетам субъектов РФ в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июля 2015 № 609, в том числе направленных на реализацию полномочий в части организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения редких заболеваний.

Для обеспечения полноты и корректности информации, предоставленной в рамках запроса при сборе

и подготовке данных, руководителям исполнительных органов субъектов РФ в сфере здравоохранения рекомендовалось:

• привлечь профильных специалистов по нозоло-гиям, вошедшим в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфан-ных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности;

• использовать данные регионального сегмента Федерального регистра больных с редкими заболеваниями и региональных формуляров льготных лекарственных препаратов;

• заполнить те разделы опроса, данными по которым субъект располагает.

В результате запроса получены ответы из 85 субъектов РФ. В ходе проведения анализа по соответствующим разделам запроса исключались регионы, не предоставившие в полном объеме информацию по данному разделу.

Качественный и количественный анализ позволил оценить финансовое бремя лекарственного обеспечения пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями для субъектов РФ, в том числе соотнести эти расходы с расходами регионов на льготное лекарственное обеспечение в целом; выделить группу субъектов с наибольшими затратами; выделить группу редких (орфанных) нозологий, требующих наиболее дорогостоящего лечения. Методы панельного исследования и контент-анализ показали динамику ситуации в период 2013—2017 гг. и причины значительного превышения средних показателей прироста бюджетных затрат, увеличения количества пациентов в региональных сегментах федерального регистра, динамики дефицита в отдельных регионах РФ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В период 2013—2018 гг. совокупные расходы субъектов РФ на лекарственное обеспечение пациентов с заболеваниями из Перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности («Перечень 24»), выросли в 3,5 раза, превысив в 3 раза рост числа пациентов в Федеральном регистре, что, прежде всего, связано с улучшением доступности дорогостоящей патогенетической терапии (рис. 1).

Оценить финансовое бремя лекарственного обеспечения пациентов с редкими заболеваниями для субъектов РФ позволяет соотнесение расходов на лекарственное обеспечение пациентов с редкими заболеваниями с расходами на регио-

16099 челл

19415 млн.руб.

9278 чел. >^13300 млн. руб.

00 млн. руб.

+261%

25000 20000 15000

9

10000 5000

18000 -.-17015 чел.

16000 14000

12000 ----^^ГШг ЧЫ^ЯГХШ млн ■ руб,

10000 8000 6000 4000 2000 0

2013 2015 2017 2018

^^Количество граждан в Федеральном регистре, чел. ^^Расходы, млн. руб.

Рис. 1. Динамика количества граждан с заболеваниями из Перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в Федеральном регистре в сравнении с динамикой расходов на их лекарственное обеспечение (85 субъектов РФ, 100% населения РФ)

П ЛП для граждан, страдающих редкими заболеваниями

□ ЛП для остальных льготных категорий населения

Рис. 2. Доля расходов субъектов РФ на лекарственное обеспечение пациентов с заболеваниями из Перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в расходах на региональное льготное лекарственное обеспечение в целом, усредненный показатель в 2018 г. (78 субъектов РФ, 92,5% населения РФ)

нальное льготное лекарственное обеспечение в целом (рис. 2).

Однако у 46 субъектов РФ из 78, предоставивших информацию, этот показатель превысил среднее значение, а в 10 регионах превысил в 2—4 раза (табл. 1).

Данные по затратам в 2017 г. предоставили 82 субъекта, 10 регионов с максимальным бюджетом потратили на указанные цели 51% от совокупных расходов всех субъектов РФ (табл. 2).

Объективно в ТОП регионов с максимальными затратами на лекарственное обеспечение пациентов с редкими заболеваниями входит также Ростовская область с бюджетом 342 807 730,49 руб.

Значительный вклад в финансовое бремя лекарственного обеспечения пациентов с редкими заболеваниями в субъектах РФ вносят расходы на высокозатратную патогенетическую лекарственную терапию. В результате анализа выделена

Таблица 1 ТОП-10 субъектов по доле расходов на лекарственное обеспечение пациентов с заболеваниями из Перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких

(орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в расходах на льготное лекарственное обеспечение граждан субъекта в целом (78 субъектов РФ, 92,5% населения)

Субъект РФ Доля расходов на лекарственное обеспечение пациентов с редкими заболеваниями от расходов на региональное льготное лекарственное обеспечение, %

Тамбовская область 84,18

Республика Ингушетия 67,54

Удмуртская Республика 65,97

Амурская область 64,62

Республика Тыва 55,49

Республика Калмыкия 47,70

Иркутская область 47,03

Республика Бурятия 45,61

Санкт-Петербург 45,36

Свердловская область 43,43

Таблица 2

ТОП-10 субъектов по объемам бюджетных расходов на лекарственное обеспечение пациентов с заболеваниями из Перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих

к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (82 субъекта РФ, 98,9% населения РФ)

Субъект РФ Бюджетные расходы на лекарственное обеспечение пациентов с редкими заболеваниями в 2017 г. (руб.)

Москва 2 794 529 228,42

Московская область [2] 1 200 000 000,00

Санкт-Петербург 1 147 592 061,79

Челябинская область 788 801 800,00

Краснодарский край 691 868 437,14

Пермский край 496 419 916,46

Республика Саха (Якутия) 482 569 324,16

Свердловская область 456 595 300,00

Новосибирская область 437 822 648,76

Республика Башкортостан 342 835 160,00

группа из 10 наиболее затратных редких нозо-логий, расходы на которые в 2017 г. составили 87,0% от совокупных расходов субъектов на лекарственное обеспечение пациентов с редкими заболеваниями, включенными в Перечень жиз-неугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (табл. 3).

Помимо роста расходов на высокозатратные нозологии, увеличение финансового бремени лекарственного обеспечения больных с редкими заболеваниями также является следствием естественного прироста числа пациентов в региональном сегменте Федерального регистра и повышения уровня обеспеченности лекарственными препаратами пациентов, уже внесенных в него.

На основании сравнительного анализа динамики расходов и динамики количества пациентов в регистре в период с 2013 по 2017 гг. рассчитаны два показателя: средний прирост бюджетных затрат субъектов РФ (185,0%) и средний прирост количества лиц в региональных сегментах Федерального регистра (33,0%). Однако в ряде субъектов указанные показатели значительно превышают средние значения (табл. 4, 5).

Несмотря на значительное улучшение ситуации с финансированием лекарственного обеспечения пациентов с редкими заболеваниями в

субъектах РФ в период 2013—2017 гг., по-прежнему актуальной остается проблема дефицита финансирования. По результатам 2017 г. 58 регионов предоставили релевантную для анализа информацию о наличии или отсутствии дефицита бюджетных средств на указанные цели. Усредненный показатель дефицита в 2017 г. составил 28,1 % от финансовой потребности, однако в 25 регионах дефицит был выше среднего показателя, из них в 14 субъектах — в 2—3 раза выше среднего (табл. 6).

Обращает на себя внимание ситуация в Республике Башкортостан, которая с одной стороны вошла в Т0П-10 субъектов по объемам бюджетных расходов на лекарственное обеспечение пациентов с редкими заболеваниями (см. табл. 2), а с другой — имеет показатель дефицита в 2 раза выше, чем в среднем в субъектах РФ на указанные цели. Такая ситуация сформировалась из-за постоянного увеличения в региональном сегменте Федерального регистра количества лиц, нуждающихся в высокозатратном патогенетическом лечении, на фоне сохранения объемов бюджета 2017 г. на уровне 2014 г. Несмотря на значительные расходы, бюджет субъекта «не успевает» компенсировать растущую потребность в финансировании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 субъекта РФ предоставили информацию об отсутствии дефицита бюджетного финансирова-

2017 г.

Заболевание Код МКБ-10 Расходы, млрд руб. Доля от общих расходов на редкие заболевания в субъектах РФ, %

Пароксизмальная ночная гемоглобинурия (Маркиафавы-Микели) D59.5 4,4 25,7

Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (синдром Эванса) D69.3 2,2 12,8

Мукополисахаридоз, тип II Е76.1 1,9 11,1

Гемолитико-уремический синдром D59.3 1,7 9,9

Легочная (артериальная) гипертензия (идиопатическая) (первичная) I27.0 1,2 7,0

Нарушения обмена ароматических аминокислот (классическая фенилкетонурия, другие виды гиперфенилаланинемии) Е70.0 Е70.1 1,0 5,8

Мукополисахаридоз, тип VI Е76.2 0,9 5,2

Юношеский артрит с системным началом М08.2 0,6 3,5

Другие сфинголипидозы: болезнь Фабри (Фабри-Андерсона), Ниманна-Пика Е75.2 0,5 2,9

Мукополисахаридоз, тип I Е76.0 0,4 2,3

Таблица 3

Расходы на ТОП-10 высокозатратных редких заболеваний в 2017 г., доля указанных нозологий в совокупных расходах на лекарственное обеспечение пациентов с заболеваниями из Перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в субъектах РФ

(79 субъектов РФ, 92,5% населения РФ)

Таблица 4

ТОП-10 субъектов РФ по приросту бюджетных затрат на лекарственное обеспечение пациентов с заболеваниями из Перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких

(орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, с указанием динамики регионального сегмента Федерального регистра (62 субъекта РФ, 64,7% населения РФ)

Таблица 5

ТОП-10 субъектов РФ по показателю роста количества лиц в региональном сегменте Федерального регистра с указанием прироста бюджетных затрат на лекарственное обеспечение пациентов с заболеваниями из Перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (62 субъекта РФ, 64,7% населения РФ)

Прирост Прирост

бюджет- числа

Рейтинг Субъект РФ ных больных в

ТОП-10 затрат, Регистре,

2013— 2013—

2017 гг., % 2017 гг., %

1 Приморский край 2212 79

2 Волгоградская 1595 43

область

3 Камчатский край 1568 28

4 Республика 1080 100

Калмыкия

5 Тамбовская область 1055 40

6 Чувашская 992 -3

Республика

7 Ивановская область 937 22

8 Республика Север- 919 14

ная Осетия-Алания

9 Хабаровский край 871 42

10 Республика 731 44

Мордовия

Рейтинг Т0П-10 Субъект РФ Прирост лиц в Регистре, 2013— 2017 гг., % Прирост бюджетных затрат, 2013— 2017 гг., %

1 Республика 108 16

Ингушетия

2 Республика 100 1080

Калмыкия

3 Республика Хакасия 100 632

4 Челябинская область 94 172

5 Кабардино-Балкар- 82 180

ская Республика

6 Республика Тыва 80 623

7 Приморский край 79 2212

8 Московская область 74 156

9 Республика Саха 73 325

(Якутия)

10 Санкт-Петербург 63 125

ния на лекарственное обеспечение пациентов с редкими заболеваниями в 2017 г.: Москва, Санкт-Петербург, Амурская, Владимирская, Костромская, Ленинградская, Нижегородская, Омская, Ростовская, Ярославская области, Красноярский, Пермский, Хабаровский края, Республики Бурятия, Калмыкия, Карелия, Марий-Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа. Кроме того, в период 2013—2017 гг. сформировалась группа субъектов с отрицательной динамикой дефицита (табл. 7).

В Санкт-Петербурге, Амурской, Ленинградской и Ростовской областях, Республиках Бурятия, Карелия и Калмыкия увеличение бюджетного финансирования в период 2013—2017 гг. позволило полностью закрыть потребность в лекарственном обеспечении пациентов с редкими заболеваниями. Санкт-Петербург, Ростовская и Челябинская области при этом вошли в Т0П-10 субъектов по уровню расходов на указанные цели.

Анализируя данные 2013—2017 гг., можно сравнить динамику расходов, дефицита и коли-

Таблица 6

Субъекты РФ с максимальной долей дефицита бюджетных средств на лекарственное обеспечение пациентов с заболеваниями из Перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (58 субъектов РФ, 75,8% населения РФ)

Дефицит бюджета на

лекарственное обес-

Субъект РФ печение пациентов

с редкими заболева-

ниями в 2017 г., %

Республика Ингушетия 98,4

Брянская область 92,8

Удмуртская Республика 84,0

Кабардино-Балкарская Республика 81,0

Республика Дагестан 77,4

Смоленская область 76,5

Республика Татарстан 75,9

Забайкальский край 67,3

Кемеровская область 67,0

Карачаево-Черкесская Республика 64,3

Липецкая область 62,4

Республика Северная Осетия- 62,1

Алания

Республика Башкортостан 61,7

Республика Тыва 61,1

Таблица 7

Субъекты с отрицательной динамикой дефицита в период 2013—2017 гг. (44 субъекта РФ, 47,0% населения РФ)

чества лиц в региональном сегменте Федерального регистра для нескольких регионов РФ из ТОП-10 регионов с наибольшим дефицитом в 2017 г. и сформулировать причины сложившейся негативной ситуации (табл. 8).

Высокий дефицит бюджетных средств на лекарственное обеспечение пациентов с редкими заболеваниями в Республике Ингушетия сформировался из-за отсутствия значимого роста бюджетных расходов в период 2013—2017 гг., несмотря на увеличение количества лиц в региональном сегменте Федерального регистра в 2 раза и увеличение потребности в бюджетном финансировании у данной группы лиц почти в 4 раза.

В Кабардино-Балкарской Республике при увеличении количества лиц в региональном сегменте Федерального регистра в 2 раза и увели-

чении бюджетных расходов на лекарственное обеспечение пациентов с редкими заболеваниями в 3 раза потребность в финансировании у данной группы лиц выросла в 13,5 раз. Доля пациентов с редкими заболеваниями, требующими высокозатратного патогенетического лечения, в республиканском сегменте Федерального регистра в период 2013—2017 гг. выросла в 1,5 раза, при этом в 2013 г. необходимую лекарственную терапию получал каждый четвертый «высокозатратный» пациент, а в 2017 г. — каждый третий. Несмотря на предпринимаемые усилия со стороны руководства субъекта РФ, рост бюджетных затрат существенно отстает от роста потребности в финансировании.

В Забайкальском крае при незначительном приросте регионального сегмента Федерального регистра в период 2013—2017 гг. к необеспеченным пациентам, нуждающимся в терапии дорогостоящим препаратом «экулизумаб», добавились еще несколько больных с такими же назначениями. В результате изначально высокий дефицит регионального бюджета на редкие заболевания вырос в 6 раз. Очевидно, что и в Карачаево-Черкесской Республике, и в Смоленской области высокий дефицит бюджетных средств на лекарственное обеспечение пациентов с редкими заболеваниями вызван существенным ростом потребности в финансировании в период 2013—2017 гг.: в 5 раз в КЧР, в 10 раз — в Смоленской области.

Дефицит финансирования на лекарственное обеспечение пациентов с редкими заболеваниями в субъектах РФ имеет не только региональную специфику, но также различается от нозологии к нозологии. Так, например, в пределах группы Т0П-10 наиболее высокозатратных нозологий

Таблица 8

Динамика расходов и дефицита бюджетных средств в период 2013-2017 гг. с указанием динамики количества лиц в региональном сегменте Федерального регистра

Субъект РФ Расходы 2013 г., млн руб. Расходы 2017 г., млн руб. Дефицит 2013 г., млн руб. Дефицит 2017 г., млн руб. Динамика доли дефицита, 2013— 2017 гг., % Прирост регистра, 2013—2017 гг., %

Республика Ингушетия 1,2 1,4 22,5 88,4 3,5 108

Кабардино-Балкарская Республика 16,1 45,1 1,4 191,8 73,2 82

Забайкальский край 17,4 44,5 14,9 91,8 21,1 5

Карачаево-Черкесская Республика 7,9 18,9 2,0 34,2 44,1 55

Смоленская область 7,4 17,7 0,3 57,6 72,6 23

Субъект РФ Доля дефицита, 2013 г., % Доля дефицита, 2017 г., % Динамика дефицита 2013— 2017 гг., %

Волгоградская 83,63 47,45 -36,18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

область

Ульяновская область 39,66 15,37 -24,29

Ивановская область 90,83 14,88 -75,96

Республика Хакасия 24,81 3,53 -21,28

Челябинская область 11,96 3,06 -8,91

Пензенская область 49,60 0,16 -49,44

Санкт-Петербург 21,02 0,00 -21,02

Амурская область 84,17 0,00 -84,17

Республика Бурятия 57,53 0,00 -57,53

Республика Калмыкия 60,89 0,00 -60,89

Республика Карелия 70,03 0,00 -70,03

Ленинградская область 17,06 0,00 -17,06

Ростовская область 79,00 0,00 -79,00

дефицит средств на лекарственное обеспечение в 2017 г. колебался от 24,83 до 56,14% (табл. 9).

В период 2012—2018 гг., несмотря на прилагаемые субъектами РФ усилия, закрыть существующую потребность в необходимых объемах лечения только из региональных бюджетов для большинства регионов не представлялось возможным. Поэтому в 2015 г. впервые была реализована возможность привлечения федеральных средств для лекарственного обеспечения пациентов с редкими заболеваниями. Уже в первом полугодии 2015 г. регионами РФ на лечение редких заболеваний были направлены финансовые средства, эквивалентные бюджетам 2014 г. на эти же цели, при этом дефицит финансирования в отдельных субъектах РФ достигал 90,0%. В связи со сложившейся ситуацией и многочисленными обращениями руководителей субъектов РФ в рамках первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. [3, 4] были предоставлены межбюджетные трансферты на обеспечение расходных обязательств бюджетов субъектов РФ, связанных с реализацией их полномочий в части обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания граждан, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Минздравом России собрана информация из 58 субъектов РФ о доле расходов на лечение редких заболеваний в общем объеме предоставленных из федерального бюджета денежных средств в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июля 2015 № 609 [4] (ответ на депутатский запрос Р.Х. Натхо от Минздрава России от 09.03.2016 № 25-0/10/7208 [5]) (табл. 10).

Принятое Правительством Российской Федерации решение о выделении финансовых средств позволило качественно улучшить ситуацию в 2015 г. Впервые с 2011 г. значимо снизился дефицит финансирования, а показатель удовлетворения потребности орфанных пациентов в лекарственных препаратах и специализированных продуктах лечебного питания достиг 63,1% [9] Однако в связи с постоянно увеличивающимся количеством больных в региональных сегментах Федерального регистра продолжала расти финансовая потребность на лекарственное обеспечение пациентов с редкими заболеваниями за счет средств субъектов РФ (рис. 3).

В отсутствие регулярного целевого субсидирования из средств федерального бюджета в 2016—2017 гг. руководители субъектов РФ начали обращаться с предложениями о включении редких заболеваний в Перечень заболеваний, лекарственные препараты для которых закупаются централизованно из средств федерального бюд-

Таблица 9

Дефицит финансирования от потребности на лекарственное обеспечение по наиболее высокозатратным нозологиям из Перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности

(34 субъекта РФ, 39,4% населения РФ)

Заболевание Код МКБ-10 Доля дефицита в нозологии, 2017 г., %

Гемолитико-уремический синдром Б59.3 48,28

Пароксизмальная ночная гемоглобинурия (Маркиафавы-Микели) Б59.5 45,65

Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (синдром Эванса) Б69.3 56,14

Нарушения обмена ароматических аминокислот (классическая фенилкетонурия, Е70.0 24,83

другие виды гиперфенилаланинемии) Е70.1

Мукополисахаридоз, тип I Е76.0 36,71

Мукополисахаридоз, тип II Е76.1 50,57

Мукополисахаридоз, тип VI Е76.2 35,27

Другие сфинголипидозы: болезнь Фабри (Фабри-Андерсона), Ниманна-Пика Е75.2 46,40

Легочная (артериальная) гипертензия (идиопатическая) (первичная) Е27.0 31,42

Юношеский артрит с системным началом М08.2 43,31

Итого По всем 46,71

нозологиям

Таблица 10

Расходы субъектов РФ иных межбюджетных трансфертов, направленных на реализацию полномочий в части организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения редких заболеваний в рамках реализации постановления Правительства РФ от 19.07.2015 № 609

(58 субъектов РФ, 64,9% населения РФ)

Субъект РФ Объем иных межбюджетных трансфертов, выделенных бюджетам субъектов РФ в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 19.07.2015 № 609

всего в т.ч. объем иных межбюджетных трансфертов, направленных на реализацию полномочий в части организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения редких заболеваний

тыс. руб. тыс. руб. %

Алтайский край 212 146,10 70 132,28 33,1

Амурская область 64 307,90 64 307,90 100,0

Астраханская область 104 489,50 24 014,81 23,0

Белгородская область 79 125,40 18 552,29 23,4

Волгоградская область 229 504,60 229 500,00 100,0

Вологодская область 69 941,70 22 904,80 32,7

Воронежская область 191 370,00 144 012,10 75,3

Еврейская автономная область 13 042,00 13 042,00 100,0

Забайкальский край 65 324,00 29 871,59 45,7

Ивановская область 118 996,00 69 130,30 58,1

Калужская область 89 439,00 60 238,47 67,4

Камчатский край 44 224,60 25 835,60 58,4

Кировская область 132 602,10 6 300,43 4,8

Костромская область 13 192,70 13 192,70 100,0

Красноярский край 159 767,00 9 389,80 5,9

Курганская область 93 568,00 63 443,20 67,8

Курская область 49 697,20 39 600,00 79,7

Ленинградская область 69 289,10 17 044,51 24,6

Липецкая область 113 230,00 113 230,00 100,0

Магаданская область 29 353,70 29 353,70 100,0

Нижегородская область 57 427,80 57 427,80 100,0

Новгородская область 30 656,20 30 656,20 100,0

Новосибирская область 304 021,90 186 568,00 61,4

Омская область 143 202,10 48 023,99 33,5

Оренбургская область 261 265,30 37 642,87 14,4

Орловская область 47 847,30 5 430,37 11,3

Приморский край 43 767,40 43 737,40 99,9

Республика Адыгея 28 321,10 15 007,83 53,0

Республика Алтай 6 745,20 6 745,20 100,0

Республика Башкортостан 281 354,70 281 354,70 100,0

Республика Бурятия 20 978,50 20 978,50 100,0

Республика Калмыкия 37 212,20 18 797,60 50,5

Республика Карелия 73 545,10 26 807,40 36,5

Республика Крым 109 541,60 109 541,60 100,0

Республика Марий Эл 15 210,70 241,59 1,6

Республика Мордовия 56 511,60 2 530,15 4,5

Республика Саха (Якутия) 121 713,90 121 713,90 100,0

Республика Татарстан 267 778,40 19 194,70 7,2

Ростовская область 215 502,60 55 303,20 25,7

Самарская область 117 902,00 271,53 0,2

Санкт-Петербург 409 403,90 409 403,90 100,0

Саратовская область 185 489,30 42 204,30 22,8

Свердловская область 325 275,40 170 601,00 52,4

Смоленская область 54 802,80 54 802,80 100,0

Ставропольский край 236 542,30 115 830,99 49,0

Тамбовская область 61 226,60 12 652,20 20,7

Тверская область 77 293,90 40 346,90 52,2

Томская область 76 466,20 76 466,20 100,0

Окончание табл. 10

Объем иных межбюджетных трансфертов, выделенных бюджетам субъектов РФ в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 19.07.2015 № 609

Субъект РФ всего в т.ч. объем иных межбюджетных трансфертов, направленных на реализацию полномочий в части организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения редких заболеваний

тыс. руб. тыс. руб. %

Тульская область 220 054,60 53 020,60 24,1

Тюменская область 79 404,80 11 358,00 14,3

Удмуртская Республика 205 458,70 62 880,00 30,6

Ульяновская область 81 632,20 81 632,20 100,0

Хабаровский край 148 750,90 44 821,50 30,1

Ханты-Мансийский автономный округ 255 677,90 63 029,34 24,7

Челябинская область 93 939,30 23 710,02 25,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чувашская Республика 71 126,80 30 346,53 42,7

Ямало-Ненецкий автономный округ 85 278,50 44 566,50 52,3

Ярославская область 143 605,90 30 635,63 21,3

Среднее значение по России 52,2

жета, а также о расширении указанного Перечня лекарственных препаратов. В марте 2017 г. депутаты Псковского областного собрания депутатов направили в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» о передаче полномочий по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в Перечень жизнеугро-жающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти (06.03.2017 №ПОСД-01-0162). В июле 2017 г. руководителем фракции политической партии «Справедливая Россия» С.М. Мироновым на заключение Правительства Российской Федерации направлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации (в части лечения редких (орфанных) заболеваний)» о передаче полномочий по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения муко-полисахаридоза I, II, VI типа, пароксизмальной ночной гемоглобинурии, гемолитико-уремичес-кого синдрома, идиопатической тромбоцитопе-

нической пурпуры за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти (13.07.2017 № МСМ-2/1666). В июле 2018 г. в порядке реализации права законодательной инициативы Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации направлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» о передаче полномочий по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения гемолитико-уремического син-

млрд. руб.

12,00

10,43

2013 2014

■ Затраты бюджетов ^ Потребность в финансировании

Рис. 3. Рост затрат и потребности в финансировании лекарственного обеспечения пациентов с заболеваниями из Перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфан-ных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в субъектах РФ: совокупные данные 2013—2017 гг. (45 субъектов РФ, 47,2% населения РФ)

Таблица 11

Фактические и плановые бюджетные расходы субъектов РФ на ТОП-10 высокозатратных нозологий из Перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в 2017—2019 гг.

(79 субъектов РФ, 92,5% населения РФ)

Заболевание Расходы 2017 г., Плановый бюджет 2018 г., млрд руб. Плановый бюджет 2019 г., млрд руб.

млрд руб.

Пароксизмальная ночная гемоглобинурия (Маркиафавы-Микели), Б59.5 4,4 5,0 4,8

Идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (синдром Эванса), Б69.3 2,2 2,3 2,5

Мукополисахаридоз, тип II, Е76.1 1,9 2,3 Федерализация

Гемолитико-уремический синдром, Б59.3 1,7 2,6 Федерализация

Легочная (артериальная) гипертензия (идиопатическая) (первичная), 127.0 1,2 1,2 1,2

Нарушения обмена ароматических аминокислот (классическая фенилкетонурия, другие виды гиперфенилаланинемии), Е70.0, Е70.1 1,0 1,1 1,3

Мукополисахаридоз, тип VI, Е76.2 0,9 1,1 Федерализация

Юношеский артрит с системным началом, М08.2 0,6 0,7 Федерализация

Другие сфинголипидозы: болезнь Фабри (Фабри-Андерсона), Ниманна-Пика, Е75.2 0,5 0,7 0,9

Мукополисахаридоз, тип I, Е76.0 0,4 0,4 Федерализация

Итого 14,8 17,4 10,7

дрома, мукополисахаридоза I, II, VI типа, юношеского артрита с системным началом за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. Решение о федерализации лекарственного обеспечения указанных нозологий принято и закреплено Федеральным законом от 03 августа 2018 № 299-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» [6], который вступил в силу с 1 января 2019 г.

Перевод на федеральный уровень пациентов с пятью нозологиями из ТОП-10 высокозатратных нозологий Перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, высвободит 5,5 млрд. руб. в объемах бюджетных расходов субъектов РФ 2017 г. или 7,1 млрд. руб. в плановых расходах субъектов в

2018 г. на лекарственное обеспечение пациентов с редкими заболеваниями из указанного списка (табл. 11).

После федерализации на оставшиеся пять высокозатратных нозологий указанного перечня в

2019 г. субъекты планируют потратить 10,7 млрд. руб.

Передача в 2019 г. лекарственного обеспечения пациентов, страдающих гемолитико-уреми-ческим синдромом, мукополисахаридозом I, II, VI типа, юношеским артритом с системным началом, на федеральный уровень не только высвободит часть расходов в региональных бюджетах, но и избавит субъекты от потенциальных затрат, которые им необходимо было бы понести для покрытия дефицитной части бюджета на лекарственное обеспечение пациентов с указанными редкими нозологиями (табл. 12).

Таблица 12

Доля дефицита от потребности в бюджетном финансировании по пяти нозологиям, переданным в 2019 г. на федеральный уровень (34 субъекта РФ, 39,4% населения РФ)

Заболевание Код МКБ-10 Доля дефицита от потребности в финансировании, %

Гемолитико-уремический Б59.3 48,3

синдром

Мукополисахаридоз, тип I Е76.0 36,7

Мукополисахаридоз, тип II Е76.1 50,6

Мукополисахаридоз, тип VI Е76.2 35,3

Юношеский артрит М08.2 43,3

с системным началом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на постоянный рост финансирования, наличие бездефицитных регионов и общее улучшение ситуации, без участия федерального бюджета система льготного лекарственного обеспечения пациентов с жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфан-ными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, не работает.

Баланс расходов и дефицита значительно варьируется от субъекта к субъекту РФ, что негативно сказывается на льготном лекарственном обеспечении не только пациентов с редкими заболеваниями, но и других групп региональных льготников.

Приоритетом государственной политики в сфере лекарственного обеспечения в современной России [10] является сбалансированность системы лекарственного обеспечения в рамках реальных возможностей бюджетов бюджетной системы РФ и внебюджетных источников, исходя из государственных гарантий обеспечения граждан лекарственными препаратами для медицинского применения. С момента возникновения понятия «редкое заболевание» в системе здравоохранения РФ вопрос финансирования лекарственного обеспечения редких (орфанных) пациентов является одним из краеугольных в повышении удовлетворения потребности в необходимых лекарственных препаратах у данной когорты больных. Для дальнейшего совершенствования системы актуальна стандартизация финансирования лекарственного обеспечения пациентов с редкими заболеваниями с участием бюджетов федерального и региональный уровня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Доступно по: https://base.garant.ru/57499516/. Ссылка активна на 05.04.2019.

2. В Московской области на финансирование лекарственного обеспечения пациентов с редкими заболеваниями предусмотрено 1,3 млрд. рублей в 2018 году [Электронный ресурс]: // www.mosoblduma.ru: офиц. сайт Московской областной думы. Доступно по: http:// www.mosoblduma.ru/Press_centr/news/item/120421. Ссылка активна на 05.04.2019.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 г. № 98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.» (с изменениями и дополнениями). Доступно по: http:// base.garant.ru/70852914. Ссылка активна на 05.04.2019.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2015 г. № 609 «О предоставлении в 2015 г. из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в целях улучшения лекарственного обеспечения граждан» (с изменениями и дополнениями). Доступно по: http://base.garant.ru/71096644. Ссылка активна на 05.04.2019.

5. Ответ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.03.2016 г. № 25-0/10/7-208 на запрос депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, члена комитета Государственной Думы по охране здоровья Р.Х. Натхо.

6. Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 299-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Доступно по: https://base.garant.ru/72005588. Ссылка активна на 05.04.2019.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 г. №403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанны-ми) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента» (с изменениями и дополнениями). Доступно по: http://base.garant.ru/70168888/. Ссылка активна на 05.04.2019.

8. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.11.2012 г. № 950н «О формах документов для ведения регионального сегмента Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанны-ми) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и порядке их представления» (вместе с «Порядком представления медицинскими организациями в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направлений на включение сведений (внесение изменений в сведения) о лицах, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и извещений об исключении указанных сведений из региональных сегментов федерального регистра») (зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2012 №26130). Доступно по: http://base.garant.ru/70269284. Ссылка активна на 05.04.2019.

9. Красильникова Е.Ю., Соколов А.А. Объемы и источники финансирования лекарственного обеспечения больных с редкими заболеваниями в Российской Федерации: реалии, возможности и прогнозы. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2016; 3-4: 42—51.

10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.02.2013 г. № 66 «Об утверждении

Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации» Доступно по: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70217532/#ixzz5s9llTBXa. Ссылка активна на 05.04.2019.

Поступила 10.04.2019 Принята к опубликованию 16.06.2019

REFERENCES

1. Federal law dated November 21, 2011 N 323 «About citizens health guarantee in the Russian Federation». Available at: https://base.garant.ru/57499516/. Accessed on 05.04.2019.

2. The Moscow region to allocate 1.3 billion rubles on drugs for patients with rare diseases in 2018 [Electronic source] // www.mosoblduma.ru: official website of the Moscow Ob-last Duma. Available at: http://www.mosoblduma.ru/ Press_centr/news/item/120421. Accessed on 05.04.2019.

3. Government Decision dated January 27, 2015 N 98-р «On the plan of urgent measures aimed at sustainable economic development and social stability in 2015». Available at: ht-tp://base.garant.ru/70852914. Accessed on 05.04.2019.

4. Government Decision dated June 19, 2015 N 609 «On other inter-budgetary transfers from the federal budget to the budgets of the regions of the Russian Federation aimed at improving drug coverage for citizens». Available at: http:// base.garant.ru/71096644/. Accessed on 05.04.2019.

5. Official response of the Ministry of Health dated March 09, 2016 N 25-0/10/7-208 to Ms. R. Natkho, Deputy of the 6th State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, member of the State Duma Committee for Health Protection. Federal law of August 03, 2018 N 29 the Russian Federation». Available at: https://base.garant.ru/ 72005588. Accessed on 05.04.2019.

6. Federal law dated August 3, 2018 N 299 «On amendments to the Federal law «On the principles of public health pro-

tection in the Russian Federation». Available at: https:// base.garant.ru/72005588. Accessed on 05.04.2019.

7. Government Decision dated April 26, 2012 N403 «About management of registry of patients with vital and chronic progressive rare (orphan) diseases associated with life expectancy decrease and disability and its regional segment» (edited on 20.11.2018). Available at: https://base.garant.ru/ 72005588. Accessed on 05.04.2019.

8. Order of the Russian Ministry of Health dated November 19, 2012 N 950h «About document forms for management of regional segment of federal registry of patients with vital and chronic progressive rare (orphan) diseases associated with life expectancy decrease and disability and regulation of its presentation» (along with the «Procedure under which health facilities should submit to authorized executive authorities of the regions of the Russian Federation data on people with vital and chronic progressive rare (orphan) diseases associated with life expectancy decrease and disability to be included (amended) into and excluded from regional segments of the federal registry») (registered by the Ministry of Justice on December 14, 2012 under N26130). Available at: http://base.garant.ru/70269284. Accessed on 05.04.2019.

9. Krasilnikova E.Yu., Sokolov A.A. Amounts and resources of finance for drug coverage for patients with rare diseases in the Russian Federation: realities, opportunities and prognoses. Healthcare Standardization Problems. 2016; 3-4: 42—51.

10. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated February 13, 2013 N 66 «On Approval of the Strategy of Drug Coverage for Population of the Russian Federation for the period until 2025 and the Plan of Its Implementation». Available at: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/70217532/#ixzz5s9llTBXa. Accessed on 05.04.2019.

Received on 10.04.2019 Accepted for publication on 16.06.2019

Сведения об авторах:

Комаров Илья Александрович — канд. фарм. наук, доцент кафедры организационно-правового обеспечения медицинской и фармацевтической деятельности с курсом клинической фармакологии ГБУЗ МО МОНИКИ. 129110, Москва, ул. Щепкина 61/2. Тел.: +7(903)510-00-43. E-mail: iliya_komarov@mail.ru

Красильникова Елена Юрьевна — заместитель директора Института ЕАЭС, руководитель Центра изучения и анализа проблем народонаселения, демографии и здравоохранения Института ЕАЭС. 105066 Москва ул. Нижняя Красносельская, дом 40/12 корп. 20. Тел.: +7(916)071-57-77. E-mail: human@euras.center

Григорий Игоревич Селезнев — главный консультант аппарата Комитета Государственной думы по охране здоровья, 103265, Москва, Охотный ряд, д. 1. Тел.: +7(495)692-26-41. E-mail: gseleznev@duma.gov.ru.

About the authors:

Ilya A. Komarov — Candidate of Medical Sciences, Associate professor of Department of organizational and legal maintenance in medicine and pharmacy with a clinical pharmacology course at SBHI MO MRCRCI (MONIKI), 129110, Moscow, Shchepkina ul. 61/2. Mob.: +7(903)510-00-43. E-mail: iliya_komarov@mail.ru

Elena Yu. Krasilnikova — Deputy Head of EAEU Institute, Head of the Centre for Studies and Analysis of Population, Demography and Healthcare Issues in EAEU Institute. 105066, Moscow, Nizhnyaya Krasnoselskaya ul. 40/12. bld. 20 Mob.: +7(916)071-57-77. E-mail: human@euras.center.

Grigoriy I. Seleznev — Senior Advisor of the Administrative Staff of the State Duma Committee on Health Protection. 103265, Moscow, Okhotniy ryad, 1. Tel. +7(495)692-26-41. E-mail: gseleznev@duma.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.