автореф. дис. канд. юрид. наук. - Волгоград, 2006;
12. Кинчус Е.В. Правовой статус частного детектива // Административное право и процесс. - 2007. - № 6;
13. www.guardinfo .ru;
14. www.iurist.su.
Кабанова Н. А. студентка 2 курса АНО ВО «Национальный институт бизнеса», направление «Юриспруденция» профиль «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура, нотариат» Руководитель к.ю.н., доцент Крестинский М. В.
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация: данная статья посвящена вопросам прокурорского надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних.
Ключевые слова: прокурорский надзор, прокурор, защита прав несовершеннолетних, законодательство.
В последние годы произошло существенное реформирование органов прокуратуры. Законодатель по-новому подошел к организации прокурорского надзора. Правозащитная функция стала основой прокурорской деятельности, получила прямое и четкое законодательное оформление. Одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности является надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи.
Конституция Российской Федерации установила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Следовательно, соблюдение и защита прав и свобод должны осуществляться в отношении всех граждан, независимо от возраста. 1
Главную роль в защите прав и свобод несовершеннолетних, занимают органы прокуратуры, так как они реализуют функцию надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних в целях обеспечения законности и правопорядка в обществе, защиты их прав и свобод от преступных и иных посягательств. К сожалению, федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не закрепляет самостоятельную отрасль надзора за исполнением законодательства о совершеннолетних.
1 СМ.: Рохлин В.И. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних СП.2005г., С, 3
Именно отсутствие установленного законом предмета надзора влечет отсутствие единообразия в реализации работы органов прокуратуры. Следовательно, работа по реализации данного направления в деятельности органов прокуратуры Российской Федерации неодинакова.1
Прокурорский надзор в данной сфере должен носить инициативный наступательный и системный характер, это связано с тем, что несовершеннолетние не в состоянии самостоятельно защищать свои права.
Прокурорский надзор - является самостоятельным видом государственной деятельности органов прокуратуры от имени РФ, который в целях соблюдения Конституции, Федеральных Конституционных законов, Федеральных законов Российской Федерации, осуществляют проверки исполнения законов, подзаконных нормативных правовых актов, государственными и не государственными органами и учреждениями.
Правовой основой осуществления надзора за исполнением законов о несовершеннолетних являются :Конституция Российской Федерации, Всеобщая декларация прав человека 1948г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1970г., Конвенция о правах ребенка 1989г., а так же Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» Кроме того, все вопросы защиты и обеспечения прав и интересов несовершеннолетних в России регламентируют Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Федеральные законы «Об образовании», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие нормативно-правовые акты.2
Надзор органов прокуратуры за исполнением законодательства о несовершеннолетних включает в себя: соблюдение прав несовершеннолетних в различных областях государственной, экономической, социальной, семейной жизни со стороны соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий; соблюдение прав и свобод несовершеннолетних при расследовании и судебном рассмотрении дел о совершенных несовершеннолетними преступлениях или защите их интересов; соблюдение прав несовершеннолетних со стороны родителей или лиц, которые выступают в качестве опекуна; выявление причин, по которым несовершеннолетние совершают преступления или незаконные действия совершаются против них. Спецификой надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних является то, что особое значение уделяется созданию высокого уровня защиты прав и интересов несовершеннолетних.
Приступая к рассмотрению предмета прокурорского надзора в его основных проявлениях, следует иметь в виду, что прокурорский надзор как особый,
1 СМ.: Григорьев Н.В. Прокурорский надзор М.2009г., С. 353
СМ.: Рохлин В.И. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних СП.2005г., С, 6-7
самостоятельный вид государственной деятельности характеризуется следующими отличительными признаками:
1) прокурорский надзор осуществляется от имени государства;
2) цели прокурорского надзора составляют обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод;
человека и гражданина, охраняемых законом интересов, общества и государства;
3) надзор осуществляется единой федеральной системой органов прокуратуры;
4) прокурорский надзор выражается в наблюдении за соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями учреждений, организаций указанными в законе.
Задачи прокурорского надзора определяются его государственно правовым назначением и местом в правоохранительной системе страны. Как орган, стоящий на защите законности, прокуратура призвана обеспечить:
1) своевременное выявление нарушений закона;
2) своевременное и радикальное устранение нарушений закона;
3) предупреждение нарушений закона.
4) Защиту прав и свобод человека и гражданина.
Особенностями надзора за исполнением законов о несовершеннолетних предъявляются высокие требования к его организации. Работа прокурора должна строиться таким образом, чтобы в поле зрения прокураты находились все наиболее актуальные вопросы обеспечения законности. Надзор за исполнением законов должен обеспечивать планомерное воздействие на причины правонарушений, весь комплекс обстоятельств, приводящих к их совершению1
Список использованных источников и литературы:
1. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ (действующая редакция, 2016)
2. Григорьев Н.В. Прокурорский надзор М.2009г.,
3. Макеев Н.Н. Прокурорский надзор в Российской Федерации: методика осуществления надзора за исполнением законов о несовершеннолетних А. 2011г.
4. Рохлин В.И. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних СП.2005 г.
1 СМ.: Макеев Н.Н. Прокурорский надзор в Российской Федерации: методика осуществления надзора за исполнением законов о несовершеннолетних А. 2011г. С.6
114