Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

1452
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рыбникова Ксения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд: Ав-тореф. дис. канд. юрид. наук. Волгоград, 2006.

11. Тарабаев П. С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд: Дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009.

12. Яровой А. В. Поставка товаров для государственных нужд: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005.

Рыбникова К. В. студентка 2 курса АНО ВО «Национальный институт бизнеса» направление «Юриспруденция» профиль «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура, нотариат» Руководитель к.ю.н., доцент Крестинский М. В.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Аннотация: В статье на основе анализа правовой сущности охранной и детективной деятельности определяется ее современное значение, значение эффективного законодательства в данной сфере и степень влияния на развитие страны.

Ключевые слова: частная охранная деятельность, частная детективная деятельность, частные охранные организации, эффективность законодательства, контроль, закон, взаимодействие, основы.

Правовые отношения с участием частных охранных организаций в недостаточной степени изучены цивилистической наукой, о чем свидетельствует отсутствие монографических работ, специально посвященных указанному вопросу. В проводимых исследованиях, в основном, акцентируется внимание на административном- и государственно-правовом аспектах осуществления частной охранной деятельности, оставляя за рамками исследования вопросы развития и совершенствования деятельности частных охранных организаций как субъектов гражданско-правовых и предпринимательских отношений.

В диссертационных работах исследовались проблемы: совершенствования административно-правового регулирования частной охранной деятельности (В.Б. Белоусова, Т.Э. Зульфугарзаде, В.И. Козлова, П.В. Иванова, А.Ю. Огур-цова, О.И. Маликовой и др.), организационных и правовых основ ее регулирования (Д.К. Брагера, Т.Г. Матвеева и др.). Заслуживают внимания работы таких авторов, как: И.В. Гайдым, B3. Гладких, С.Р. Григорьева, A.B. Ермолаева, О.В. Климочкина, В.М. Мелихова, В.В. Мельникова, М.В. Севостьянова, посвященные отдельным проблемам осуществления частной охранной деятельно-

сти, обороту оружия в указанной сфере, организационно-правовым вопросам взаимодействия частных охранных организаций с органами внутренних дел.

Начиная с конца 80-х годов прошлого века на территории Российской Федерации получил бурное развитие институт предпринимательства, который в свою очередь сформировал растущий спрос на услуги безопасности. Удовлетворить его государственные силовые структуры были не готовы. В связи с чем образовавшуюся нишу стремительно заполнял частный бизнес.

На сегодняшний день частный детективный и охранный бизнес представляет собой активно развивающийся сектор экономики. Емкость этого рынка на территории Российской Федерации оценивается в 4 миллиарда долларов, его делят между собой около 30 тысяч сыскных и охранных организаций. На лицо тот факт, что институт частной детективной и охранной деятельности играет важную роль в обеспечении охраны общественного порядка и общественной безопасности страны.1

Поскольку ни один из существующих законов нельзя назвать идеальным, в них иногда приходится вносить всевозможные поправки и изменения, которые становятся востребованными с течением времени. Так, претерпел существенные изменения в 2016 году и Закон «О частной детективной и охранной дея-

Л

тельности в РФ. Повышение эффективности охранной деятельности, её дальнейшее совершенствование в значительной мере зависит от качества охранного законодательства. Отсутствие фундаментальной правовой базы, постоянное запаздывание с принятием необходимых законов, внесением в них необходимых изменений, устранением пробелов и противоречий существенно затрудняет осуществление охранной деятельности, создает препоны для её дальнейшего развития, не способствует решению задач по обеспечению безопасности, защите прав и законных интересов юридических и физических лиц.

Формирование охранного законодательства в России началось с момента принятия 11 марта 1992 г. Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». После этого было принято большое число нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в сфере охраны, в том числе Федеральные законы: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности», «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «О государственной охране», «О ведомственной охране», «Об оружии», «О транспортной безопасности», ряд постановлений Правительства Российской Федерации, приказы министерств и ведомств. Однако данное обстоятельство не привело к созданию системы стабильного, внутренне непротиворечивого охранного законодательства. Наоборот, в нем появилось немало неясных формулировок и положений, бланкетных и отсылочных норм, пробелов и прямых

1 http://www.guardinfo.ru/

2 http://iurist. su/zakon-2487-1 -o-chastnoj -detektivnoj -i-oxrannoj -deyatelnosti-v-rf-v-2016-godu/

105

противоречий не только с нормами внутриотраслевого законодательства, но и с нормами Конституции Российской Федерации, гражданского, международного и других отраслей права, что окончательно разбалансировало охранное законодательство.

Вследствие этого оно вместо достижения благих целей - создания благоприятных условий для развития и совершенствования охранной деятельности, по существу, превратилось в свою противоположность, стало серьезным тормозом для решения проблем, связанных с безопасностью личности, общества и государства.

Частная детективная и охранная деятельность в свою очередь, способна принимать активное участие в борьбе с терроризмом и его предупреждении, поскольку по своей правовой сущности направлена на обеспечение защиты объектов охраны от противоправных посягательств.

Формирование охранного законодательства в России началось в начале 90-х годов прошлого столетия. Оно представляет собой совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие общественные отношения между субъектами охранной деятельности и государством в связи с осуществлением охранной деятельности по обеспечению безопасности личности, объектов государственной и негосударственной охраны.

Согласно ст. 2 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» правовую основу данной деятельности составляют Конституция РФ, Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», другие законы и иные правовые акты Российской Федерации. Исходя из смысла данной статьи, под правовой основой частной детективной и охранной деятельности следует понимать систему специальных законов, нормативных и иных правовых актов, в соответствии с которыми и на основании которых действует и применяется законодательство, регулирующее сферу деятельности частных детективов и охранных организаций.

Однако в научной литературе частная детективная и охранная деятельность определяется далеко не однозначно. В частности, одни авторы отмечают, что частная детективная и охранная деятельность - это деятельность по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также по оказанию им иных услуг специально созданными для этих целей негосударственными предприятиями, действующими на договорной возмездной основе, использующими специальные силы, средства и методы в соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного порядка.1 Вторые определяют частную сыскную деятельность как основанную на законе и облеченную в правовую форму правовых отношений деятельность негосударственных субъектов (частных сыщиков и организаций), использующих специальные силы и сред-

1 Демина М.Ф. Частная детективная и охранная деятельность как объект отношений в сфере обеспечения разрешительной системы // Административное и муниципальное право. - 2009. -№ 5.- С. 23

ства, осуществляемую посредством оказания услуг в сфере уголовного и гражданского судопроизводства.1 Третьи авторы под частной детективной деятельностью понимают совокупность действий индивидов и их объединений, имеющих специальное разрешение, по оказанию услуг физическим и юридическим лицам за вознаграждение, с целью защиты их частной собственности или иного законного интереса.2 Четвертые определяют частную детективную и охранную деятельность как предусмотренный законом определенный вид юридической, лицензируемой деятельности по оказанию услуг юридическим и физическим лицам на возмездной договорной основе в целях защиты их прав и законных интересов. Пятые авторы частную детективную и охранную деятельность рассматривают как регулируемую преимущественно нормами административного права один из методов правоохранительной деятельности, состоящий в оказании гражданам и организациям со стороны частных детективов охранных и охранно-сыскных услуг, имеющих публичный характер, и осуществляемый в целях защиты законных прав и интересов граждан и организаций на основе

4

специального государственного разрешения.

Анализ вышеприведенных определений позволяет сделать вывод о том, что частная детективная и охранная деятельность имеет двойственную природу, с одной стороны, рассматриваемая деятельность носит публично-правовой характер, с другой стороны, данная деятельность имеет частно-правовую со-ставляющую.5 В ст. 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» законодатель определяет содержание частной детективной и охранной деятельности, одна из составляющих которых заключается в осуществлении сыска, а другая - в предоставлении услуг по охране. Таким образом, законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана, которые осуществляются специальными организациями.

Оказание услуг в целях охраны разрешается только организациям, специально учрежденным для их выполнения. Учредителями данных организаций являются либо физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, либо организации, организующие у себя службу безопасности. Учредителям выдается органом внутренних дел по месту учреждения лицензия, которая

1 Огурцов А.Ю. Контроль органов внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью: дис. д-ра юрид. наук. - М., 2006. - С. 9.

Лазоренко А.В. Административно-правовой статус частного детектива и охранника // Административное и муниципальное право. - 2008. - № 1. - С. 26.

Семенов В.Г. Частная детективная деятельность при расследовании преступлений. - М., 2006. - С. 20.

4 Белорусов В.Б. Административно-правовой статус негосударственных субъектов правоохранительной деятельности в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. -М., 2005. - С. 32.

5 Трегубова Е.В. Административные запреты в деятельности частных детективов и охранников // Административное и муниципальное право. - 2009. - № 10. - С. 50-51.

подлежит обязательной государственной регистрации. Срок действия лицензии - пять лет, в дальнейшем срок продлевается еще на пять лет.

Частные охранные организации имеют право на предоставление таких услуг, как:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и или имущества собственников;

3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств по-жарно-охранной сигнализации;

4) консультирование и подготовка рекомендаций по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах;

Частные детективные организации оказывают услуги в сыскной деятельности, которая заключается в сборе интересующей клиента информации, такие как:

1) сбор сведений по гражданским и уголовным делам;

2) сбор информации о предпринимательской деятельности;

3) сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов;

4) поиск без вести пропавших лиц и утраченного имущества Административная деятельность органов внутренних дел.

Наряду с вышеперечисленными услугами частные охранно-сыскные организации активно взаимодействуют с правоохранительными органами. В частности, оказывают:

1) непосредственную помощь органам внутренних дел путем безвозмездного выделения сил и средств для обеспечения общественного порядка на основании договоров о сотрудничестве между организациями и отдельными подразделениями ОВД;

2) помощь оперативным подразделениям правоохранительных органов путем предоставления информации, проведения совместных или согласованных мероприятий.

На основании услуг, оказываемых частными охранно-сыскными организациями как физическим или юридическим лицам, так и правоохранительным органам, можно выделить следующие признаки частной детективной и охранной деятельности:

1) правоохранительный характер как частной детективной, так и охранной деятельности.

Наличие данного признака вызывает споры среди специалистов в области правоохранительной деятельности. Так, например, Т.В. Захарова в своем комментарии к Закону РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» отмечает, что «тезис о правоохранительной сущности этого вида предпринимательства обоснован общностью задач, характера, форм и методов их деятельности, однако общность содержания деятельности частных охранно-детективных структур и правоохранительных органов условна и осно-

вана на больших допущениях».1 В одном из учебников по курсу «Правоохранительные органы» также отмечается, что «...в некоторых изданиях, не только учебных, но и претендующих на «нечто высоконаучное», среди правоохрани-

Л

тельных органов упоминаются даже частные охранные фирмы.». Однако в целом ряде других работ по рассматриваемой проблематике их авторы придерживаются противоположной точки зрения и считают, что частная детективная и охранная деятельность является составной частью негосударственной правоохранительной деятельности. Л.Ф. Кваша и Ю.Ф. Кваша, например, включают в систему негосударственных субъектов правоохранительной деятельности внештатных сотрудников, народных дружинников и частных охранников, органы частной полиции в форме частных детективных и охранных организаций, частных детективов-индивидуалов, службы безопасности хозяйствующих субъ-

3

ектов.

2) наличие специального государственного разрешения - лицензии на осуществление сыска и охраны.

Согласно ст. 6 и ст. 11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» оказание услуг в области сыска и охраны разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел. Учитывая характер осуществляемых частными детективами и охранниками функций, допускать к такой деятельности лиц либо организаций, не прошедших предварительную проверку в компетентных органах - значит вовлечь в эту деятельность криминальные элементы;

3) возмездная договорная основа деятельности частных детективных и охранных организаций, то есть коммерческая деятельность.

Данный признак существенно отличает деятельность государственных органов правоохранительной направленности от негосударственных предприятий той же направленности. Хотя следует признать, что деятельность каждого служащего государственного органа тоже оплачивается как гражданами, так и иными организациями посредством отчисления налогов. Разница состоит в том, что договорной характер отношений между частными детективными и охранными организациями и их клиентами подразумевает конкретный размер оплаты за обозначенные в договоре действия, а налогообложение в целях оплаты труда работников государственных правоохранительных органов носит неопределенный общий характер.4

1 Захарова Т.В. Комментарий к Закону РФ «Закона РФ «О частной детективной и охранной

деятельности в Российской Федерации». - М., 2005. - С. 7. Гуценко К.Ф., Ковалев М.Л. Правоохранительные органы. - М., 2007. - С. 13.

3

Кваша Л.Ф., Кваша Ю.Ф. Правоохранительные органы Российской Федерации. - М., 2005. -С. 14-15; Кваша Л.Ф. Негосударственные субъекты правоохранительной деятельности в Российской Федерации. - М., 2008. - С. 7-8.;

4 Шаронов С.А. Договор на оказание услуг частной охранной деятельности: автореф. дис. канд. юрид. наук. - Волгоград, 2006. - С. 7.

4) особые требования, предъявляемые к кандидатам на работу в частных детективных и охранных организациях, то есть те требования, которые предъявляются для получения лицензии.1

Наряду с вышеперечисленным следует отметить, что частная детективная и охранная деятельность осуществляется в достаточно жестком административно-правовом режиме, который обеспечивает требования законности в деятельности как частных детективов, так и охранников; одним из средств обеспечения законности в деятельности частных детективов и охранников являются административные запреты.

Говоря о деятельности частных детективов, следует отметить, что им запрещается:

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

4) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

5) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

6) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц; и др.2

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных законом. При этом стоит отметить, что с 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом №272-ФЗ от 22 декабря 2008 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности» все огнестрельное оружие частных охранных структур было передано на баланс МВД РФ и в настоящее время используется на правах аренды.

В соответствии со ст. 20 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» контроль за частной детективной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, а также иные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Фе-

1 Кинчус Е.В. Правовой статус частного детектива // Административное право и процесс. -2007. - № 6. - С. 19. (см. приложение 1).

Статья 7 Закона РФ № 2487-1 от 11.03.1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

дерации. В целях осуществления государственного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований при осуществлении частной детективной деятельности или частной охранной деятельности соответственно орган внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальные органы в пределах своей компетенции проводят плановую и внеплановую проверки. Указанные проверки проводятся на основании соответствующих распоряжений (приказов) органа внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа.

В законе необходимо определить конкретные формы участия государственной и частной охраны в обеспечении безопасности, общественного порядка и борьбе с терроризмом, их права и обязанности, которыми они должны при этом обладать.

Дальнейшее совершенствование охранного законодательства невозможно без подготовки и принятия новых, самостоятельных федеральных законов, а именно федерального закона «О частной охранной деятельности» и федерального закона «О частной детективной деятельности».

Список использованных источников и литературы:

1. Закон РФ № 2487-1 от 11.03.1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»;

2. Демина М.Ф. Частная детективная и охранная деятельность как объект отношений в сфере обеспечения разрешительной системы // Административное и муниципальное право. - 2009. - № 5;

3. Огурцов А.Ю. Контроль органов внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью: дис. д-ра юрид. наук. - М., 2006;

4. Лазоренко А.В. Административно-правовой статус частного детектива и охранника // Административное и муниципальное право. - 2008. - № 1;

5. Семенов В.Г. Частная детективная деятельность при расследовании преступлений. - М., 2006;

6. Белорусов В.Б. Административно-правовой статус негосударственных субъектов правоохранительной деятельности в Российской Федерации: автореф. дис. д-ра юрид. наук. - М., 2005;

7. Трегубова Е.В. Административные запреты в деятельности частных детективов и охранников // Административное и муниципальное право. - 2009. - № 10;

8. Захарова Т.В. Комментарий к Закону РФ «Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». - М., 2005;

9. Гуценко К.Ф., Ковалев М.Л. Правоохранительные органы. - М., 2007;

10. Кваша Л.Ф., Кваша Ю.Ф. Правоохранительные органы Российской Федерации. - М., 2005. - С. 14-15; Кваша Л.Ф. Негосударственные субъекты правоохранительной деятельности в Российской Федерации. - М., 2008;

11. Шаронов С.А. Договор на оказание услуг частной охранной деятельности:

автореф. дис. канд. юрид. наук. - Волгоград, 2006;

12. Кинчус Е.В. Правовой статус частного детектива // Административное право и процесс. - 2007. - № 6;

13. www.guardmfo .ш;

14. www.iurist.su.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кабанова Н. А. студентка 2 курса АНО ВО «Национальный институт бизнеса», направление «Юриспруденция» профиль «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура, нотариат» Руководитель к.ю.н., доцент Крестинский М. В.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация: данная статья посвящена вопросам прокурорского надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних.

Ключевые слова: прокурорский надзор, прокурор, защита прав несовершеннолетних, законодательство.

В последние годы произошло существенное реформирование органов прокуратуры. Законодатель по-новому подошел к организации прокурорского надзора. Правозащитная функция стала основой прокурорской деятельности, получила прямое и четкое законодательное оформление. Одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности является надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи.

Конституция Российской Федерации установила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Следовательно, соблюдение и защита прав и свобод должны осуществляться в отношении всех граждан, независимо от возраста. 1

Главную роль в защите прав и свобод несовершеннолетних, занимают органы прокуратуры, так как они реализуют функцию надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних в целях обеспечения законности и правопорядка в обществе, защиты их прав и свобод от преступных и иных посягательств. К сожалению, федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не закрепляет самостоятельную отрасль надзора за исполнением законодательства о совершеннолетних.

1 СМ.: Рохлин В.И. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних СП.2005г., С, 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.