Научная статья на тему 'ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ДЕТЕКТИВНЫХ (СЫСКНЫХ) АГЕНТСТВ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА'

ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ДЕТЕКТИВНЫХ (СЫСКНЫХ) АГЕНТСТВ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
289
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГРАЖДАН / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ДЕТЕКТИВНЫЕ (СЫСКНЫЕ) АГЕНТСТВА / ЧАСТНЫЕ ДЕТЕКТИВЫ / PERSONAL SECURITY OF CITIZENS / ACTIVITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES / DETECTIVE (DETECTIVE) AGENCIES / PRIVATE DETECTIVES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асланян Эрнест Сергеевич

Вопросам обеспечения личной и имущественной безопасности граждан законодательные и государственные органы не всегда уделяли достаточное внимание. На первое место в нашей стране в течение значительного периода ставились вопросы защиты государственных интересов, а защита граждан и их имущества больше декларировалась. У государства постоянно не хватало на это сил и средств. Этот пробел стал заполняться с 1989 г., когда на основе использования зарубежного опыта предприимчивые граждане стали создавать негосударственные охранные структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Асланян Эрнест Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN RIGHTS ACTIVITIES OF THE PRIVATE SECURITY ORGANIZATIONS AND DETECTIVE (DETECTIVE) AGENCIES IN SYSTEM OF INSTITUTES CIVIL SOCIETY

Not always paid to questions of support of personal and property security of citizens legislative and government bodies sufficient attention. On the first place in our country during the considerable period questions of protection of the state interests were raised, and protection of citizens and their property was more declared. The state permanently didn't have for it forces and means. This gap began to be filled since 1989 when on the basis of use of foreign experience enterprising citizens began to create non-state security structures.

Текст научной работы на тему «ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ДЕТЕКТИВНЫХ (СЫСКНЫХ) АГЕНТСТВ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

О^ ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

УДК - 347 ББК - 67.404

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

АСЛАНЯН Эрнест Сергеевич,

старший преподаватель Института бизнеса и права (г. Москва)

ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ДЕТЕКТИВНЫХ (СЫСКНЫХ) АГЕНТСТВ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. Вопросам обеспечения личной и имущественной безопасности граждан законодательные и государственные органы не всегда уделяли достаточное внимание. На первое место в нашей стране в течение значительного периода ставились вопросы защиты государственных интересов, а защита граждан и их имущества больше декларировалась. У государства постоянно не хватало на это сил и средств. Этот пробел стал заполняться с 1989 г., когда на основе использования зарубежного опыта предприимчивые граждане стали создавать негосударственные охранные структуры.

Ключевые слова: личная безопасность граждан, деятельность правоохранительных органов, детективные (сыскные) агентства, частные детективы.

ASLANYAN Ernest Sergeyevich,

high teacher of Institute of business and right (Moscow)

HUMAN RIGHTS ACTIVITIES OF THE PRIVATE SECURITY ORGANIZATIONS AND DETECTIVE (DETECTIVE) AGENCIES IN SYSTEM OF INSTITUTES CIVIL SOCIETY

Summary. Not always paid to questions of support of personal and property security of citizens legislative and government bodies sufficient attention. On the first place in our country during the considerable period questions of protection of the state interests were raised, and protection of citizens and their property was more declared. The state permanently didn't have for it forces and means. This gap began to be filled since 1989 when on the basis of use of foreign experience enterprising citizens began to create non-state security structures.

Keywords: personal security of citizens, activities of law enforcement agencies, detective (detective) agencies, private detectives.

Частная детективная и охранная деятельность прочно вошла в правоохранительную систему российского общества как один из видов негосударственной правоохранительной деятельности [3]. Значительные изменения в общественно-политической жизни и экономическом развитии России в процессе построения правового государства потребо-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 3 • 2016

вали совершенствования всех общественных отношений [15]. В первую очередь это относится к отношениям, обеспечивающим личную безопасность граждан, защиту их жизни, здоровья и частной собственности, как того требует Конституция России [16].

Вопросам обеспечения личной и имущественной безопасности граждан не всегда уделялось достаточное внимание зако-

нодательными и государственными органами. На первое место в нашей стране в течение значительного периода ставились вопросы защиты государственных интересов, а защита граждан и их имущества -больше декларировалась. У государства постоянно не хватало на это сил и средств. Этот пробел стал заполняться с 1989 г., когда на основе использования зарубежного опыта предприимчивые граждане стали создавать негосударственные охранные структуры. С 1990 г. они на свой страх и риск действовали, руководствуясь Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [5]. Появление таких структур было вызвано развитием предпринимательства и обострением криминальной обстановки в стране. Как известно, реформы наряду с положительными всегда сопровождаются негативными процессами [11, с. 17]. В 1992 г., по сравнению с 1991 г., произошел значительный рост преступлений, число убийств возросло с 16,1 до 23,0 тыс.; тяжких телесных повреждений — с 41,2 до 53,9 тыс.; преступлений против собственности - с 1 426,5 до 1 978,7 тысяч [22]. Такое положение, естественно, привело к снижению доверия населения и предпринимательских структур к деятельности правоохранительных органов. 49% опрошенного в 1991 г. населения не надеялось на защиту правоохранительных органов, а 35% неодобрительно относились к деятельности органов внутренних дел [25, с. 4].

Правовой статус и особенности деятельности частных охранных организаций и детективных (сыскных) агентств определены Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [7]. Согласно ст. 1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан,

осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные -законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено [10, с. 59-64].

Частная охранная организация - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2016

8) поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или

0 передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Россию или удерживаемого в России ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации на договорной основе со взыскателем.

Предоставление лицензий на осуществление частной детективной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действительна на всей территории России. Грубыми нарушениями осуществления частной детективной деятельности считаются:

а) совершение лицензиатом в ходе оказания сыскных услуг действий, которые повлекли за собой нарушение прав граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

б) оказание лицензиатом сыскных услуг с использованием запрещенных к применению технических средств;

в) оказание лицензиатом в целях сыска услуг, не предусмотренных частью второй ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-

1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», либо оказываемых без заключения договора, предусмотренного ст. 9 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

г) необеспечение доступа должностных лиц лицензирующего органа при проведении ими проверочных мероприятий, предусмотренных ст. 20 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в места хранения технических средств и (или) служебной документации.

Перечень заболеваний, препятствующих осуществлению частной детективной

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 3 • 2016

деятельности, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности, включающего химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Частные детективы обязаны ежегодно представлять в орган внутренних дел, выдавший лицензию на осуществление частной детективной деятельности, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению частной детективной деятельности [17, с. 6 — 10]. Частным детективам запрещается:

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся, совершаемых или совершенных преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия должностных или частных лиц;

5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

8) разглашать собранные в ходе выполнения договорных обязательств сведения о заказчике, в том числе сведения, касающиеся вопросов обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и (или) охраны имущества заказчика, использовать их в ка-

ких-либо целях вопреки интересам заказчика или в интересах третьих лиц, кроме как на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами;

10) использовать документы и иные сведения, полученные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности органами, уполномоченными в данной сфере деятельности;

11) получать и использовать информацию, содержащуюся в специальных и информационно-аналитических базах данных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в нарушение порядка, установленного законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частный детектив обязан заключить с каждым из своих заказчиков договор об оказании сыскных услуг в письменной форме, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе: номер и дата выдачи лицензии, вид и содержание оказываемых услуг, срок их оказания, стоимость услуг или порядок ее определения. Договор об оказании сыскных услуг и акт о выполнении работ подлежат хранению в течение пяти лет.

Согласно ст. 11.1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и названным Законом. Частный охранник в соответствии с получен-

ной квалификацией пользуется предусмотренными данным Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.

Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:

1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;

2) не достигшие восемнадцати лет;

3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

4) не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника;

5) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

7) не прошедшие профессионального обучения для работы в качестве частного охранника;

8) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с законодательством РФ, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством РФ, и утвержденное руководителем уполномоченного на осуществление действий по лицензированию частной охранной деятельности подразделения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, его заместителями либо министром внутренних дел, начальником управления (главного управления) внутренних дел по субъекту РФ или лицами, исполняющими обязанности указанных должностных лиц;

9) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2016

органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет, и т.д. [13, с. 130-138]

Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников. Работникам частной охранной организации не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях. Работником частной охранной организации не может быть учредитель (участник), руководитель либо иное должностное лицо организации, с которой данной частной охранной организацией заключен договор на оказание охранных услуг.

Программа профессионального обучения для работы в качестве частного детектива («Программа профессиональной подготовки частных детективов») направлена на приобретение профессиональной компетенции частного детектива без изменения уровня образования. Срок освоения Программы - 319 часов [23]. Программа включает в себя примерный учебный план, примерные тематические планы и примерные программы учебных дисциплин, требования к итоговой аттестации и требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших Программу. Дополнительно в Программу включается обязательный раздел «Наличие специальной учебной базы», в котором указываются типы и виды технических средств (из числа допущенных для применения в частной детектив-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2016

ной деятельности), которые будут использоваться в учебном процессе.

Типовая программа профессионального обучения для работы в качестве частного охранника («Программа профессиональной подготовки охранников») направлена на приобретение профессиональной компетенции охранника без изменения уровня образования. Прохождение Программы является необходимым условием для получения гражданами правового статуса частного охранника [24]. Срок обучения по Программе зависит от присваиваемого квалификационного уровня, который определяется с учетом исполнения частным охранником обязанностей, связанных с использованием оружия и специальных средств:

а) по программе профессиональной подготовки охранников 6 разряда (использование служебного, гражданского оружия и специальных средств) - 266 часов;

б) по программе профессиональной подготовки охранников 5 разряда (использование гражданского оружия и специальных средств) - 174 часа;

в) по программе профессиональной подготовки охранников 4 разряда (использование только специальных средств) - 98 часов.

При освоении Программы, предназначенной для охранников 5 разряда, время изученных ранее дисциплин по Программе для охранников 4 разряда засчитыва-ется в общее время изучения соответствующих дисциплин. При освоении Программы, предназначенной для охранников 6 разряда, время изученных ранее дисциплин по Программе для охранников 4 и 5 разрядов засчитывается в общее время изучения соответствующих дисциплин. Программа включает в себя: примерный учебный план Программы, примерные тематические планы и примерные программы учебных дисциплин, требования к итоговой аттестации и требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших Программу [24]. Дополнительно в Программу включается обязательный раздел «Наличие специальной учебной базы», в котором указываются типы, виды и модели оружия и специальных средств, используемых в

учебном процессе образовательной организации.

В условиях нестабильности начался процесс возникновения охранных предприятий, служб безопасности и негосударственных учебных заведений по подготовке соответствующих специалистов; он был урегулирован в 1992 г. Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [6], который ввел лицензионный порядок их создания.

Несомненно, Закон явился своевременным правовым актом, который не только -закрепил права и обязанности этих формирований, определил порядок их создания и функционирования, но и способствовал их интенсивному развитию. Однако правоприменительная практика показала, что некоторые положения Закона нуждаются в существенной доработке. На это неоднократно указывалось в научных публикациях [21].

Практика применения Закона, принятого в 1992 г., и более поздних подзаконных, в том числе ведомственных, нормативных актов МВД России, регулирующих частную детективную и охранную деятельность, выявила факторы, затрудняющие нормальное становление этого института

[1, 19].

Институт частных детективов и охранников в России с 1917 г. по 1992 г. законодательно обеспечен не был и практически отсутствовал. Эти проблемы, однако, не были устранены в полной мере даже с появлением в 1992 г. Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», так как и сам Закон, и принятые подзаконные акты страдают целым рядом недостатков. При этом были выявлены положительные и отрицательные тенденции в развитии частной детективной и охранной деятельности. Сейчас очень важно исследовать это принципиально новое явление в правоохранительной практике, чтобы помочь правильно развиваться этим структурам, а органам внутренних дел дать инструментарий для эффективного контроля над их деятельностью и для взаимодействия с ними [15, с. 32].

Наибольшее увеличение численности частных детективных и охранных предприятий в Российской Федерации произошло в 1994-1995 гг., когда был зафиксирован 4045-тысячный ежегодный прирост числа сотрудников указанных предприятий [2, с. 145-147]. Частными охранными формированиями было взято под защиту более 24 тысяч хозяйственных объектов [14, с. 4, 5]. К октябрю 1998 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 10 221 охранно-сыскное предприятие, в том числе: 191 частное детективное предприятие; 5 016 частных охранных; 5 014 служб безопасности [18, с. 415]. На вооружении частных охранных предприятий насчитывалось 65 130 единиц огнестрельного оружия, в том числе: 8 477 пистолетов Макарова, 22 167 служебного -оружия, 20 992 охотничьих гладкоствольных ружей, 13 494 экземпляров газового оружия [20, с. 105, 106].

Быстрый рост численности частных детективов и охранников, а также увеличение числа негосударственных детективных и охранных предприятий при отсутствии должного законодательного регулирования их деятельности со стороны государства вызвал наравне с положительными тенденциями и ряд негативных проявлений в данной сфере. Возникла необходимость в правовом регулировании деятельности негосударственных детективных и охранных структур. Поэтому в 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», который ввел лицензионную основу деятельности частных детективов и охранников, определил исчерпывающий перечень оказываемых услуг; были приняты и иные подзаконные нормативно-правовые акты.

Бесспорно, в связи с принятием Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» деятельность негосударственных детективных и охранных структур в основном была урегулирована. Вместе с тем Закон содержит ряд пробелов, а некоторые положения данного правового акта требуют существенной доработки [4, с. 16].

Для успешного развития частной детективной и охранной деятельности в За-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2016

коне РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» следует подробно регламентировать задачи, права и обязанности частных детективов и охранников, негосударственных детективных и охранных структур, служб безопасности.

Как свидетельствует зарубежный опыт, в ряде государств одним из условий выдачи лицензий является дактилоскопирование претендентов. По нашему мнению, назрела необходимость внести дополнение в ст. 9 Федерального закона «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», предусматривающее обязательное прохождение частными детективами и охранниками государственной дактилоскопической регистрации. В связи с этим целесообразно ч. 2 ст. 6 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» дополнить пунктом об обязанности граждан, претендующих на получение лицензии на работу в качестве частного детектива либо охранника, предоставить в орган внутренних дел документ, подтверждающий прохождение кандидатом государственной дактилоскопической регистрации [4, с. 19, 20].

В Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» содержится норма о том, что при установлении судом законности аннулирования лицензии повторное обращение за ее получением возможно по истечении трех лет со дня вынесения судебного решения. Однако законодатель не предусматривает сроков, по истечении которых гражданин имеет право на повторное обращение за лицензией в случае, если ему было прежде отказано в ее выдаче. Следовательно, в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» необходимо указать сроки, по истечении которых гражданин получит право повторно обращаться в органы внутренних дел за лицензией, чтобы исключить потенциальные споры вокруг данного вопроса [12].

Обострение криминогенной обстановки, рост преступных посягательств на личность и собственность, трансформация от-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2016

ношений собственности, развитие предпринимательства - все это вызвало потребность расширения социальной базы безопасности и стимулировало процесс становления частных детективных и охранных структур. С введением в действие в 1992 г. Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [7] государство отказалось от своего монопольного права на осуществление правоохранительной деятельности. С момента принятия данного Закона в России созданы тысячи частных охранных и детективных предприятий, служб безопасности юридических лиц. Ими накоплен достаточный опыт работы в сфере негосударственной правоохранительной деятельности в деле обеспечения безопасности личности и собственности. Сложилась и определенная практика построения взаимоотношений субъектов частной детективной и охранной деятельности с представителями государственных правоохранительных органов [3, с. 54, 55]. В настоящее время данный вид деятельности является действенным дополнением государственной правоохранительной деятельности, поскольку происходящие в последние годы в нашей стране изменения в общественно-политической и экономической сфере жизни общества поставили необходимость «разделения труда» между государственным и негосударственным сектором право-охраны. Государственные правоохранительные органы должны сосредоточить свои усилия на приоритетных направлениях борьбы с преступностью, а частные структуры - на обеспечении безопасности в частном секторе экономики [9]. То, что частные детективные и охранные структуры, службы безопасности юридических лиц вносят существенный вклад в обеспечение безопасности, прежде всего, личности и собственности делает необходимым налаживание тесного взаимодействия между ними и государственными правоохранительными органами. Частные охранно-сыскные структуры при наличии постоянного взаимодействия с органами внутренних дел могут внести еще более весомый вклад в дело обеспечения общественной безопасности [3, с. 56]. В действующий

сегодня Закон бесполезно вводить какие-либо дополнения и изменения, его нужно принимать в новом виде. Автором предпринята попытка комплексного подхода к исследованию проблем организации и деятельности частных детективных и охранных структур и на этой основе выработаны рекомендации, которые могут быть полезными при подготовке новой редакции Закона. На сновании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что анализ накопившихся проблем в деятельности охран-но-детективных предприятий и служб безопасности свидетельствует о том, что действующая нормативная база, регулирующая деятельность данных предприятий, нуждается в совершенствовании [3, с. 67].

Список литературы:

[1] Адашкевич Ю.Н. Безопасность предпринимательства. В каком направлении идти? // Безопасность: Информационный сборник. 1994. № 3 (19).

[2] Бедняков Д. Непроцессуальная информация и расследование преступлений. М.: Юрид. лит., 1991.

[3] Белорусов В.Б. Проблемы совершенствования административно-правового регулирования частной детективной и охранной деятельности: Дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000.

[4] Брагер Д.К. Организационные и правовые основы регулирования частной детективной и охранной деятельности: Дисс. . канд. юрид. наук. Хабаровск, 2002.

[5] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.

[6] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 17. Ст. 883.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[7] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 17. Ст. 888 // Российская газета. 1992. 30 апреля.

[8] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 17. Ст. 888.

[9] Грудцына Л.Ю. Государство. Гражданское общество. Информация: Монография. М., 2014.

[10] Грудцына Л.Ю. Правовая природа институтов защиты и охраны прав человека в России // Российская юстиция. 2008. № 2.

[11] Грудцына Л.Ю. Правовая природа и формы взаимодействия гражданского общества и государства // Законодательство и экономика. 2007. № 11.

[12] Грудцына Л.Ю. Особенности конституционных гарантий реализации прав человека в России (на примере гражданского судопроизводства): Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

[13] Грудцына Л.Ю., Пашенцев Д.А., Шле-нева Е.В. Основные направления формирования концепции правового обеспечения комплексной национальной инновационной системы // Образование и право. 2011. № 6.

[14] Евланова О. Участие частных детективных и охранных предприятий в борьбе с преступностью: криминологический аспект: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1999.

[15] Иванов П.В. Частная детективная и охранная деятельность: административно-правовой аспект: Дисс. . канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 1998.

[16] Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.

[17] Лагуткин А.В., Грудцына Л.Ю. Гражданское общество в современной России: проблемы роста // Представительная власть -XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 2, 3(121, 122).

[18] Лунеев В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М.: Издательство «НОРМА», 1997.

[19] Мак-Мак В.П., Савелий М.Ф. Закон о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Научно-практический комментарий. М.: Юристъ, 1997.

[20] Маяцкий И. Оружие для детективов и охранников // Закон. 1998. № 1.

[21] Нормативные основы деятельности сотрудника частной службы безопасности: Учеб. пособие. Ч. 1.

[22] Отчет перед гражданами России. Итоги работы Органов внутренних дел и Внутренних войск в 1994 году // Щит и меч. 1995. 2 марта.

[23] Приказ МВД России от 2 июля 2014 г. № 441 «Об утверждении типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частного детектива» // Российская газета. 2014. № 223.

[24] Приказ МВД России от 25 августа 2014 г. № 727 «Об утверждении типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частного охранника» // Российская газета. 2014. № 299.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2016

[25] Ярославский А.Б. Частная детективная и охранная деятельность: правовая регламентация и порядок осуществления: Научный -комментарий к Закону РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». СПб., 1993.

Spisok literatury:

[1] Adashkevich Yu.N. Bezopasnost' predpri-nimatel'stva. V kakom napravlenii idti? // Bezopasnost': Informacionny'j sbornik. 1994. № 3 (19).

[2] Bednyakov D. Neprocessual'naya infor-maciya i rassledovanie prestuplenij. M.: Yurid. lit., 1991.

[3] Belorusov V.B. Problemy' sovershenst-vovaniya administrativno-pravovogo reguliro-vaniya chastnoj detektivnoj i oxrannoj deyatel'nosti: Diss. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2000.

[4] Brager D.K. Organizacionny'e i pravovy'e osnovy' regulirovaniya chastnoj detektivnoj i oxrannoj deyatel'nosti: Diss. ... kand. yurid. nauk. Xabarovsk, 2002.

[5] Vedomosti S»ezda narodny'x deputatov RSFSR i Verxovnogo Soveta RSFSR. 1990. № 30. St. 418.

[6] Vedomosti S»ezda narodny'x deputatov RSFSR i Verxovnogo Soveta RSFSR. 1992. № 17. St. 883.

[7] Vedomosti S»ezda narodny'x deputatov Rossijskoj Federacii i Verxovnogo Soveta Rossijskoj Federacii. 1992. № 17. St. 888 // Rossijskaya gazeta. 1992. 30 aprelya.

[8] Vedomosti S»ezda narodny'x deputatov i Verxovnogo Soveta RF. 1992. № 17. St. 888.

[9] Grudcy'na L.Yu. Gosudarstvo. Grazhdan-skoe obshhestvo. Informaciya: Monografiya. M., 2014.

[10] Grudcy'na L.Yu. Pravovaya priroda institutov zashhity' i oxrany' prav cheloveka v Rossii // Rossijskaya yusticiya. 2008. № 2.

[11] Grudcy'na L.Yu. Pravovaya priroda i formy' vzaimodejstviya grazhdanskogo obshhestva i gosudarstva // Zakonodatel'stvo i e'konomika. 2007. № 11.

[12] Grudcy'na L.Yu. Osobennosti konstitu-cionny'x garantij realizacii prav cheloveka v Rossii (na primere grazhdanskogo sudopro-izvodstva): Diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2004.

[13] Grudcy'na L.Yu., Pashencev D.A., Shleneva E.V. Osnovny'e napravleniya formirovaniya koncepcii pravovogo obespe-cheniya kompleksnoj nacional'noj innovacionnoj sistemy' // Obrazovanie i pravo. 2011. № 6.

[14] Evlanova O. Uchastie chastny'x detektiv-ny'x i oxranny'x predpriyatij v bor'be s prestupnost'yu: kriminologicheskij aspekt: Diss. ... kand. yurid. nauk. M., 1999.

[15] Ivanov P.V. Chastnaya detektivnaya i oxrannaya deyatel'nost': administrativno-pravovoj aspekt: Diss. ... kand. yurid. nauk. Sankt-Peterburg, 1998.

[16] Konstituciya Rossijskoj Federacii. M.: Yurid. lit., 1993.

[17] Lagutkin A.V., Grudcy'na L.Yu. Grazhdanskoe obshhestvo v sovremennoj Rossii: problemy' rosta // Predstavitel'naya vlast' -XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy'. 2013. № 2, 3 (121, 122).

[18] Luneev V. Prestupnost' XX veka. Mirovy'e, regional'ny'e i rossijskie tendencii. M.: Izdatel'stvo «NORMA», 1997.

[19] Mak-Mak V.P., Savelij M.F. Zakon o chastnoj detektivnoj i oxrannoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii: Nauchno-prakticheskij kommentarij. M.: Yurist», 1997.

[20] Mayackij I. Oruzhie dlya detektivov i oxrannikov // Zakon. 1998. № 1.

[21] Normativny'e osnovy' deyatel'nosti sotrudnika chastnoj sluzhby' bezopasnosti: Ucheb. posobie. Ch. 1.

[22] Otchet pered grazhdanami Rossii. Itogi raboty' Organov vnutrennix del i Vnutrennix vojsk v 1994 godu // Shhit i mech. 1995. 2 marta.

[23] Prikaz MVD Rossii ot 2 iyulya 2014 g. № 441 «Ob utverzhdenii tipovy'x programm professional'nogo obucheniya dlya raboty' v kachestve chastnogo detektiva» // Rossijskaya gazeta. 2014. № 223.

[24] Prikaz MVD Rossii ot 25 avgusta 2014 g. № 727 «Ob utverzhdenii tipovy'x programm professional'nogo obucheniya dlya raboty' v kachestve chastnogo oxrannika» // Rossijskaya gazeta. 2014. № 299.

[25] Yaroslavskij A.B. Chastnaya detektivnaya i oxrannaya deyatel'nost': pravovaya regla-mentaciya i poryadok osushhestvleniya: Nauchny'j kommentarij k Zakonu RF «O chastnoj detektivnoj i oxrannoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii». SPb., 1993.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.