Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ДЕТЕКТИВНЫХ (СЫСКНЫХ) АГЕНТСТВ'

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ДЕТЕКТИВНЫХ (СЫСКНЫХ) АГЕНТСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
291
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧАСТНЫЙ ДЕТЕКТИВ / PRIVATE DETECTIVE / ДЕТЕКТИВНАЯ И ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DETECTIVE AND SECURITY ACTIVITIES / ЛИЦЕНЗИЯ / LICENSE / КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / TRADE SECRET / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / LAW-ENFORCEMENT BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асланян Эрнест Сергеевич

С выходом в 1992 г. Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частные детективные структуры получили правовую основу своей деятельности. За относительно короткий срок была создана законодательная база, регламентирующая частную детективную и охранную деятельность в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Асланян Эрнест Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL BASES OF HUMAN RIGHTS ACTIVITIES OF THE PRIVATE SECURITY ORGANIZATIONS AND DETECTIVE (DETECTIVE) AGENCIES

With an output in 1992. The act of the Russian Federation «About private detective and security activities in the Russian Federation» private detective structures received a legal basis of the activities. For rather short term the legislative base regulating private detective and security activities in Russia was created.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ДЕТЕКТИВНЫХ (СЫСКНЫХ) АГЕНТСТВ»

УДК - 347 Эрнест Сергеевич АСЛАНЯН,

ББК - 67.404 старший преподаватель Института бизнеса и права (г. Москва)

e-mail: mail@law-books.ru

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ДЕТЕКТИВНЫХ (СЫСКНЫХ) АГЕНТСТВ

Аннотация. С выходом в 1992 г. Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частные детективные структуры получили правовую основу своей деятельности. За относительно короткий срок была создана законодательная база, регламентирующая частную детективную и охранную деятельность в России.

Ключевые слова: частный детектив, детективная и охранная деятельность, лицензия, коммерческая тайна, органы внутренних дел Российской Федерации.

Ernest Sergeyevich ASLANYAN,

high teacher of Institute of business and right (Moscow)

e-mail: mail@law-books.ru

CIVIL BASES OF HUMAN RIGHTS ACTIVITIES OF THE PRIVATE SECURITY ORGANIZATIONS AND DETECTIVE (DETECTIVE) AGENCIES

Summary. With an output in 1992. The act of the Russian Federation «About private detective and security activities in the Russian Federation» private detective structures received a legal basis of the activities. For rather short term the legislative base regulating private detective and security activities in Russia was created.

Keywords: private detective, detective and security activities, license, trade secret, law-enforcement bodies of the Russian Federation.

Частный детектив — это гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на осуществление сыскной деятельности без образования юридического лица, удостоверение сыщика и выполняющий на возмездной основе сыскные услуги физическим и юридическим лицам, использующий для этого разрешенные сыскные действия и технические средства. До недавнего времени частная детективная деятельность в Советском Союзе отсутствовала. Сыскные функции полностью выполняли правоохранительные органы государства.

Основным законом, регулирующим отношения в сфере частной охранной и детективной деятельности, является Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детек-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

тивной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон). В этом Законе детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов (ст. 1 Закона).

С выходом в 1992 г. Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частные детективные структуры получили правовую основу своей деятельности. За относительно короткий срок была создана законодательная база, регламентирующая частную детективную и охранную деятельность в России [3, с. 4].

Период начала 1990-х гг. был отмечен массовым оттоком специалистов из КГД, МВД и других силовых структур в связи с их реорганизацией, которые искали применение своим навыкам и опыту. К тому же, учитывая неизбежность капитализма в нашей стране, многие деловые люди пришли к выводу о необходимости защиты своего бизнеса. Рост преступности, а с ним и увеличение фактов мошенничества и коррумпированности чиновников, невозврат кредитов и долгов, практики силового вымогательства — все это заставляло бизнесменов обращаться за помощью к представителям частного сыска.

Слово «детектив» происходит от латинского «detectio», то есть раскрытие. Употребляется оно в названии жанра в литературе, кино и на телевидении, значением которого является слово «сыщик». В России к официальному упоминанию сыщиков вернулись в 1995 г., когда было утверждено Положение об оперативно-сыскном отделе при ГУВД МО МВД России.

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий следующие услуги:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск имущества, утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения кон-

тракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

Частные сыскные услуги — это определенные законом задачи, посредством решения которых достигается цель частной детективной деятельности. К ним относятся следующие виды услуг:

1. Услуги, связанные с оказанием помощи в расследовании преступлений. Законодательство разрешает частному сыщику оказывать услугу по сбору сведений о совершенном преступлении только после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и только на основе договора с участниками процесса. Сыщик должен убедиться в правовом положении обратившихся к нему участников уголовного процесса до заключения с ними договора.

Под гражданским делом понимается принятое судом к производству дело:

- по спору, затрагивающему права и законные интересы граждан и юридических лиц;

- по жалобам на действия органов управления или должностных лиц, совершенные с нарушением полномочий, ущемляющих права граждан;

- об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемые и разрешаемые судом.

Рынок - это сфера товарного обращения в целом.

Специальные маркетинговые службы предпринимательских структур, проводя комплексный анализ рынка, наряду с официальной экономической информацией используют сведения, предоставляемые сыщиками. Это — сведения о состоянии и влиянии теневой экономики на рынок и о криминальных аспектах рынка.

Теневая экономика представляет собой экономическую деятельность, вполне легальную, но не подвергающуюся налогообложению и по разным причинам не учитываемую официальной статистикой. Это противозаконная, намеренно скрываемая экономическая деятельность.

При изучении криминальных аспектов рынка сыщик выявляет:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

— степень криминогенной обстановки на территории, где клиент реализует свои товар или услуги;

— характеристику конкретных правонарушений, совершаемых в отношении товаров и услуг, производимых клиентом;

— степень текущего и потенциального ущерба, наносимого клиенту правонарушениями на действующем рынке;

— характер реакции сотрудников правоохранительных органов на совершаемые правонарушения, затрагивающие интересы клиента.

2. Услуги, направленные на предупреждение возможных преступлений и иных правонарушений. Недобросовестная конкуренция определяется как любые действия хозяйствующего субъекта (предпринимателя), направленные на приобретение таких преимуществ в предпринимательстве, которые противоречат положениям действующего законодательства и нормам деловой этики и морали.

Так, для получения незаконных преимуществ применяется:

а) косвенное давление:

— используется экономический потенциал для продажи продукции по ценам ниже себестоимости (демпинг);

— злоупотребляют господствующим положением на рынке с целью чрезмерного завышения цен, отказа в поставках и пр.;

— выпускают продукцию с характеристиками, не соответствующими рекламе;

— подделывают оригинальные изделия, выпускаемые конкурентом;

— несанкционированно приобретают и используют фирменные секреты, товарные знаки, чужое фирменное наименование или маркировку товаров;

б) физическое подавление. С этой целью:

— организуют ограбление офисов, производственных и складских помещений, похищают получаемые или отправляемые конкурентом грузы;

— уничтожают материальные ценности и недвижимость конкурента (поджоги, взрывы, затопления);

— физически устраняют руководителей конкурирующей фирмы или захватывают их в качестве заложников;

в) экономическое подавление:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

— парализуют деятельность фирмы, используя полномочия государственных органов;

— преднамеренно срывают заключенные фирмой сделки и иные соглашения;

— наносят фирме экономический ущерб за счет использования принадлежащей ей конфиденциальной информации, полученной незаконным путем;

— занимаются вымогательством и рэкетом;

г) психологическое давление:

— угрожают физической расправой с руководителями фирмы или с членами их семей;

— компрометируют руководителей и ведущих сотрудников фирмы;

— компрометируют всю фирму через средства массовой информации.

Различается два основных способа незаконного получения сведений, составляющих коммерческую тайну.

Первый способ включает:

— похищение документов, находящихся во владении ответственного за них лица;

— овладение документами, вышедшими из законного владения и находящимися без охраны.

Второй способ — это получение сведений:

— в устной форме от осведомленных лиц;

— из неучтенных копий документов;

— в результате перехвата информации, находящейся в технических средствах, помещениях, средствах транспорта.

Работодатель, желая получить сведения о потенциальном наемном работнике, может обратиться за подобной услугой к частному сыщику. Содержание информации, которую он должен предоставить, реализуя указанную услугу, включает в себя следующее:

— совершенные ранее преступления и административные проступки;

— аморальные проступки (пьянство, внебрачные связи, наркомания и пр.);

— материальное положение;

— случаи увольнения с работы по отрицательным мотивам;

— жизнь не по средствам;

— наличие значительных финансовых накоплений сомнительного происхождения;

— жалобы клиентов и других лиц, контактировавших с проверяемым;

— непонятные отказы от продвижения по службе, переводов на новое место работы;

— прогулы, частые отвлечения от выполнения служебных обязанностей;

— задержки на работе под надуманным предлогом после окончания рабочего дня;

— наличие проблем в семье;

— наличие долгов или займов;

— участие в организациях, дискриминирующих людей по признакам пола, расы, убеждениям, религиозной или национальной принадлежности;

— результаты, полученные при прохождении различных психологических тестов.

3. Услуги, связанные с розыском лиц и материальных объектов.

В практике сыска термины «розыск» и «поиск» имеют разные значения. Розыск является правовым понятием, под ним подразумеваются нормативно установленные правила (процедуры) установления местонахождения человека.

При поиске без вести пропавшего сыщик не обязан опрашивать его супругу, родственников, соседей (что обязательно делают сотрудники правоохранительных органов при розыске), а организует поиск по своему плану, исходя из собственного понимания целесообразности тех или иных поисковых мероприятий. При поиске сыщик использует методы розыска.

Причины пропажи людей могут быть различными. К ним относятся обстоятельства:

— криминального характера (убийство, гибель в результате наезда транспорта, оставление в опасности, похищение и т.д.);

— обусловленные некриминальным лишением жизни (скоропостижная смерть от болезни или несчастного случая, самоубийство, естественная смерть от старости);

— не зависящие от желания человека и не имеющие криминального характера (стихийное бедствие, уход из дома вследствие психического заболевания, административный арест, потеря ориентировки на местности и т.д.);

— вызванные проблемами личного и служебного характера (семейные неурядицы, ссора с начальником и т.д.).

Фактически без вести пропавшим можно считать человека, который, не поставив никого в известность, покинул место своего жи-

тельства, порвал отношения с родственниками, знакомыми, сослуживцами, и им неизвестно местонахождение пропавшего и какова его судьба.

Актуальность проблемы розыска без вести пропавшего человека определяется тем, что во многих случаях он становится жертвой преступления. Пропажа без вести сотрудника коммерческой структуры может быть сопряжена с нанесением реального или потенциального ущерба фирме.

Оказание сыщиком услуги по поиску пропавшего без вести лица сопряжено со многими сложностями, требует взаимодействия с правоохранительными органами, использования криминалистических средств и методов, в том числе знаний о следах человека, словесном портрете, криминалистической регистрации и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для активной розыскной работы сыщику необходимо определить, имеет ли он дело с криминальным или некриминальным фактом. В зависимости от этого он решает, будет ли сам заниматься этим делом или посоветует клиенту обратиться в органы внутренних дел.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается (ст. 4 Закона).

Действия частных детективов. В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания перечисленных выше услуг. При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи. В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

приобретения, учета, хранения и ношения которых установлены Правительством Российской Федерации (ст. 5 Закона).

Лицензирование частной сыскной и охранной деятельности. В связи со вступлением в законную силу с 11 февраля 2003 г. Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» необходимо руководствоваться требованиями п. 1 ст. 18 («Переходные положения») указанного Федерального закона. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности (за исключением ст. 1 п. 2 названного Федерального закона), действуют в части, не противоречащей данному Федеральному закону и подлежат приведению в соответствие с ним.

Продление срока действия удостоверения личности частного охранника.

Частные охранники, имеющие удостоверения личности частного охранника, должны своевременно продлевать срок действия удостоверений. Документы на продление удостоверений представляются не позднее, чем за один месяц до истечения срока действия удостоверения.

При продлении удостоверения орган внутренних дел может потребовать от заявителя любые документы, предусмотренные для получения удостоверения Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и Инструкцией, утвержденной приказом МВД России № 292-92 г.

При решении вопроса о продлении срока действия удостоверения старый бланк удостоверения изымается и приобщается к материалам на продление. Взамен оформляется новый бланк удостоверения личности частного охранника с указанием нового срока действия. Замена старого бланка новым производится только в необходимых случаях (наличие потертостей, многочисленных отметок и исправлений, несоответствие бланка ранее выданного удостоверения установленным образцам и т.д.).

Инспектор ОЛРР направляет проверки Ф. 133 в ЗИЦ ГУВД г. Москвы, Оперативно-справочный отдел АМО, ГИЦ МВД России и установку по месту жительства лицензируемого. В случае положительного решения вопроса он представляет руководителю ОУВД

(ОВД) заключение о целесообразности продления удостоверения частного охранника, согласованное с начальником ОЛРР ОУВД (ОВД). Документы представляются соискателем удостоверения через руководителя предприятия в канцелярию ОВД по месту регистрации предприятия с отметкой инспектора ОЛРР о соответствии пакета документов требованиям законодательства (достаточно подписи или штампа инспектора). Указанные документы исполняются в течение месяца.

В случаях перехода частных охранников в другую охранную структуру производится перерегистрация удостоверения. Перерегистрация необходима для полноценного компьютерного учета сотрудников охранно-сыскных структур. В соответствии с разъяснениями УЛРР ГУООП МВД России от 09.04.95 № 12/773 перерегистрация удостоверений частных охранников при переходе сотрудников из одной охранно-сыскной структуры в другую является одной из мер контроля ОВД за персоналом охранных предприятий и служб безопасности. При этом на заявлении о перерегистрации удостоверения проставляется штамп установленного образца:

Размер

штампа 60х25 мм

При перерегистрации удостоверений частным охранникам лицензии на частную охранную деятельность не изымаются, а остаются у охранников. Взамен старого удостоверения выдается новый бланк, в котором указываются сведения, как при выдаче удостоверения, но без изменения срока действия удостоверения, при этом старое удостоверение приобщается к материалам на перерегистрацию. Организация, принявшая на работу сотрудника, имеющего удостоверение, представляет в ОУВД информационное письмо на имя начальника ОУВД о приеме его на работу и необходимости в связи с этим перерегистрации удостоверения. В порядке контроля проводится проверка соискателя (Ф. 133 в ЗИЦ ГУВД г. Москвы, Оперативно-справочный отдел АМО, ГИЦ МВД России).

Перерегистрация проводится в течение 15 дней со дня подачи заявления. Неполучение запросов Ф. 133 не может являться осно-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

ванием для отказа в перерегистрации. В случае перевода всего учетного дела на ЧОП (СБ) из одного административного округа г. Москвы в другой перерегистрация лицензии предприятия и удостоверений личности частных охранников не осуществляется. Инспектор ОЛРР представляет руководителю ОУВД(ОВД) заключение о целесообразности перерегистрации лицензии на частную охранную деятельность, согласованное с начальником ОЛРР ОУВД(ОВД)

Документы представляются частным охранником через руководителя предприятия или службы безопасности в канцелярию ОВД по месту регистрации предприятия с отметкой инспектора ОЛРР о соответствии пакета документов требованиям законодательства (достаточно подписи или штампа инспектора).

Подробнее следует остановиться на смешанных формах детективной и охранной деятельности в системе правозащитной деятельности институтов гражданского общества.

Смешанная охранно-сыскная деятельность. Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц.

Охранно-сыскные подразделения на предприятиях. Предприятия независимо от их организационно-правовых форм, расположенные на территории Российской Федерации, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя, с правом открытия текущих и расчетных счетов (далее — службы безопасности). Руководители и персонал служб безопасности обязаны руководствоваться требованиями Закона и действовать на основании своих уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения. Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные обра-

зовательные учреждения, имеющие право юридического лица. Разработка программ обучения, лицензирование учреждений и контроль над их деятельностью осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными актами Министерства образования Российской Федерации, согласованными с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Раздел V Закона регулирует порядок и условия применение специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении частной детективной и охранной деятельности.

Условия применения специальных средств и огнестрельного оружия. В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности — специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом.

Охранник при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частный детектив при применении специальных средств обязан:

а) предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

б) в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия стремиться к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

в) обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;

г) немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные детективы и охранники, обладающие лицензией, обязаны проходить перио-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

дическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств и огнестрельного оружия. Такая проверка осуществляется в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Применение частным детективом или охранником специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом. На частную детективную и охранную деятельность распространяются правила применения специальных средств, установленные Правительством Российской Федерации для органов внутренних дел Российской Федерации.

Частные детективы и охранники имеют право применять специальные средства для:

1) отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;

2) пресечения преступления против охраняемой ими собственности, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности.

Правовой статус и особенности деятельности частных охранных организаций и детективных (сыскных) агентств определены Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [1]. Согласно ст. 1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.

Частная охранная организация — это организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя или суд, в чьем производстве находится уголовное дело;

8) поиск лица, являющегося должником в соответствии с исполнительным документом, его имущества, а также поиск ребенка по ис-

полнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Россию или удерживаемого в России ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, на договорной основе с взыскателем.

Предоставление лицензий на осуществление частной детективной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действительна на всей территории России. Грубыми нарушениями осуществления частной детективной деятельности считаются:

а) совершение лицензиатом в ходе оказания сыскных услуг действий, которые повлекли за собой нарушение прав граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

б) оказание лицензиатом сыскных услуг с использованием технических средств, применение которых запрещено;

в) оказание лицензиатом в целях сыска услуг, не предусмотренных частью второй ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» либо оказываемых без заключения договора, предусмотренного ст. 9 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

г) необеспечение доступа должностных лиц лицензирующего органа при проведении ими проверочных мероприятий, предусмотренных ст. 20 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», в места хранения технических средств и (или) служебной документации.

Программа профессионального обучения для работы в качестве частного детектива — «Программа профессиональной подготовки частных детективов», направлена на приобретение профессиональной компетенции частного детектива без изменения уровня обра-

зования. Срок освоения Программы — 319 часов [2]. Программа включает примерный учебный план, примерные тематические планы и примерные программы учебных дисциплин, требования к итоговой аттестации и требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших Программу. Дополнительно в Программу включается обязательный раздел «Наличие специальной учебной базы», в котором указываются типы и виды технических средств (из числа допущенных для применения в частной детективной деятельности), которые будут использоваться в учебном процессе.

Список литературы:

[1] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г. № 17. Ст. 888 // Российская газета. 1992. 30 апреля.

[2] Приказ МВД России от 2 июля 2014 г. № 441 «Об утверждении типовых программ профессионального обучения для работы в качестве частного детектива» // Российская газета. 2014. № 223.

[3] Ярославский А.Б. Частная детективная и охранная деятельность: правовая регламентация и порядок осуществления: Научный комментарий к Закону РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». СПб., 1999.

Spisok literatury:

[1] Vedomosti S»ezda narodny'x deputatov Rossijskoj Federacii i Verxovnogo Soveta Rossijskoj Federacii ot 23 aprelya 1992 g. № 17. St. 888 // Rossijskaya gazeta. 1992. 30 aprelya.

[2] Prikaz MVD Rossii ot 2 iyulya 2014 g. № 441 «Ob utverzhdenii tipovy'x programm professional'nogo obucheniya dlya raboty' v kachestve chastnogo detektiva» // Rossijskaya gazeta. 2014. № 223.

[3] Yaroslavskij A.B. Chastnaya detektivnaya i oxrannaya deyatel'nost': pravovaya reglamen-taciya i poryadok osushhestvleniya: Nauchny'j kommentarij k Zakonu RF «O chastnoj detektivnoj i oxrannoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii». SPb., 1999.

-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.