АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 35.078.3 № 4 (15) / 2017, с. 19-23
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ КОНТРОЛЯ ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Татьяна Павловна Ишмаева
Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Алиса ВасильевнаТкаченко
Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основные направления контроля за частной детективной и охранной деятельностью. Отмечены наиболее проблемные аспекты, присутствующие в действующем законодательстве. Ряд законодательных положений нуждается в дополнении для того, чтобы частная и детективная деятельность в Российской Федерации осуществлялась на соответствующем уровне.
Ключевые слова. частная детективная и охранная деятельность, контроль, лицензия, работники частных детективных и охранных структур.
ON SOME ISSUES OF CONTROL OF PRIVATE DETECTIVE AND SECURITY ACTIVITY BY LAW-ENFORCEMENT BODIES
Tatyana Ishmayeva
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Alice Tkachenko
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation
E-mail: [email protected]
In article the main directions of control of private detective and security activity are considered. The most problem aspects which are present at the current legislation are noted. A number of legislative provisions needs to be complemented in order that private and detective activity in the Russian Federation was carried
out at appropriate level.
Keywords. private detective and security activity, control, license, employees of private detective
and security structures.
Социально-экономические преобразования нового тысячелетия, которые явились радикальными для российского общества, безусловно повлекли и изменения общественных отношений. Прежде всего, привлекает к себе внимание сфера отношений, обеспечивающих личную безопасность граждан, защиту их жизни, здоровья и собственности.
Наряду с деятельностью правоохранительных органов государства защиту жизни и здоровья, охрану предпринимательской деятельности и имущества собственников обеспечивают работники частных детективных и охранных предприятий. Статистические данные позволяют нам оперировать следующими цифрами: к началу 90-х гг. ХХ в.
на территории Российской Федерации работало свыше ста тысяч частных детективов и охранников, численность которых имела устойчивую тенденцию к росту (в 2015 г. -свыше семисот тысяч только охранников)1. Государство осознавало, что без помощи негосударственных правоохранительных структур ему не удастся обеспечить безопасность предпринимательской деятельности и защиту собственности. В целях урегулирования отношений в указанной сфере в 1992 г. принимается Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». С этого момента негосударственные сыскные и охранные образования приобретают статус самостоятельного субъекта обеспечения безопасности с правом оказания широкого спектра услуг. Указанный закон для своего времени стал правовым нормативным актом, который не только закрепил права и обязанности этих формирований, определил порядок их создания и функционирования, но и способствовал их интенсивному развитию. Однако правоохранительная деятельность показала, что отдельные положения этого закона нуждаются в существенной корректировке, поскольку он был принят до принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. и в нем, соответственно, не были предусмотрены все изменения, которые произошли в России после.
Обращает на себя внимание, что согласно действующему законодательству частная детективная и охранная деятельности являются двумя самостоятельными видами деятельности, которые различны по своему содержанию, характеру, осуществляющимся ими услугам. Частная детективная направлена на осуществление сыскной деятельности, которая включает в себя собирание информации в рамках детективных услуг. Охранная же представляет собой деятельность по защите жизни и здоровья физических и юридических лиц, а также по обеспечению сохранности их имущества.
Частная детективная деятельность включает в себя:
собирание сведений по гражданским делам участников, с которыми был заключен договор;
изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров;
установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наи-
1 Электронный ресурс: http://ohrana.ru
менований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
сбор данных о гражданах, характеризующих их личность, которые заключают трудовые или иные договоры (обязательно с их письменного согласия);
поиск без вести пропавших лиц; поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;
сбор сведений по уголовным делам участников, которые заключили договор. Частный детектив или организация, заключившие договор с клиентом на сбор сведений, в течение 24 часов с момента подписания должны письменно уведомить дознавателя, следователя, прокурора или суд.
Частная охранная деятельность включает в себя:
защиту жизни и здоровья граждан; охрану имущества граждан, и даже в тех случаях, когда осуществляется транспортировка;
проведение консультаций и подготовка рекомендаций лицам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
обеспечение безопасности граждан при массовых или иных других мероприятиях.
Названные услуги, вправе оказывать лишь физические или юридические лица, которые имеют статус частного детектива, частной детективной организации или частного охранника, или частной охранной организации, - это закреплено на законодательном уровне и подлежит контролю со стороны уполномоченного органа.
Контроль как одна из форм управления органов государства, представляет собой деятельность уполномоченных органов или должностных лиц по наблюдению и проверке процесса исполнения и соблюдения субъектами права установленных законодательством предписаний, с целью пресечь их нарушения соответствующими организационно-правовыми средствами [1].
Плановое проведение контроля зависит не только от широты и глубины вопросов, подлежащих проверке, но и в настоящее время от распространенности самой частной детективной и охранной деятельности, которая стала в сфере услуг и бизнеса для большого числа российских граждан важным элементом.
Главной целью контроля является гарантия законности и правопорядка со стороны сотрудников частных детективных и охран-
ных структур, а также гарантия обеспечения безопасности граждан, общества, государства и предоставления данными структурами высокого качества услуг.
В Российской Федерации контрольными функциями в сфере частной детективной и охранной деятельности наделен федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, а также иные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения2. Осуществление частной детективной и охранной деятельности невозможно без наличия лицензии, которая предоставляется согласно действующему законодательству федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Согласно Положению о лицензировании частной охранной деятельности, лицензирование является важным элементом контроля лицензирующих органов за законностью оказания частных услуг по защите жизни и здоровья граждан, а также по охране объектов и имущества, находящихся в собственности, владении, пользовании, хозяйственном ведении и управлении3. Требования, которые определены в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности», предъявляемые к государственному контролю над видами деятельности, по своему содержанию недостаточно полно отображают специфику осуществления частных охранно-сыскных услуг4, что свидетельствует о том, что действующие нормативные правовые акты нуждаются в совершенствовании.
В соответствии с Федеральным законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»5, контроль выражается:
во-первых, в проверке соответствия лицензионных требований лицензиатом при оказании частных охранно-сыскных услуг, которые проводятся на основании соответ-
2 О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации : федер. закон от 11 марта 1992 г. № 2487-1 // Российская газета. - 1992. - 30 апреля.
3 О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности : постановл. Правительства от 23 июня 2011 г. № 498 // Собрание законодательства РФ. - 2011. -№ 26. - Ст. 3820.
4 О лицензировании отдельных видов деятельности : федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2716.
5 О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации...
ствующих распоряжений (приказов) органа внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа;
во-вторых, в проверке наличия, организации хранения и учета огнестрельного оружия, патронов и специальных средств, в соответствии с законодательством, регламентирующим оборот оружия и специальных средств.
Согласно положениям законодательства, если частными детективными и охранными структурами используется огнестрельное оружие, специальные средства и боеприпасы, органы внутренних дел, которые осуществляют контроль в данной сфере, должны проверять правила хранения, использования, правомерности ведения учетной документации, сверку специальных средств и оружия по видам и номерам у тех лиц, которым они выданы для оказания частных охранно-сыскных услуг. Также большое значение при проведении контроля уделяется состоянию технического укрепления комнат хранения оружия, наличие и исправность охранной сигнализации, которая должна выводиться на пульт централизованной охраны. Помимо названных контрольных действий, федеральным органом исполнительной власти проводятся периодические проверки работников частных охранно-сыскных структур на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. Такая проверка включает в себя проверку теоретических знаний работников, нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих оборот оружия и устанавливающих особенности, запреты и ограничения его применения, а также выполнение ими упражнений практических стрельб из огнестрельного оружия.
Такие проверки необходимо проводить не чаще одного раза в три года, но при этом законодатель закрепляет случаи, когда проверка может быть произведена внепланово. Безусловно, что в ходе проверок органами внутренних дел выявляются неоднократные нарушения. Самыми распространенными являются: привлечение лица к деятельности, не прошедшего профессиональное обучение и не имеющего удостоверения; неуведомление органа внутренних дел о взятии объекта под охрану, а также изъятие объектов под охрану без проведения анализа их принадлежности собственнику; нарушение
правил хранения огнестрельного оружия, его утрата или незаконное применение сотрудниками частных детективных и охранных структур. Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии, а если нарушения не являются грубыми и неоднократными вправе вынести письменное предупреждение или решение о предоставлении времени для устранения выявленного нарушения в установленные сроки6. В статье 20 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ закреплено положение об аннулировании лицензии по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии7. И в данном случае обнаруживается проблема: когда необходимо принятие мер незамедлительного характера к лицензиатам, которые, например, участвуют в разрешении имущественных споров, а иногда и нарушают конституционные права граждан, то в действующем законодательстве отсутствует механизм пресечения действий сотрудников частных детективных и охранных структур.
Думается, что одной из причин неправомерных действий работников частных детективных и охранных структур является слабый контроль их деятельности. В связи с этим представляется необходимым в целях совершенствования работы органов внутренних дел и эффективности контроля в крупных городах с большим количеством объектов разрешительной системы, создать в подразделениях лицензионно-разреши-тельной системы ОВД района, города оперативные подразделения для выявления нарушений и раскрытия преступлений в данной сфере деятельности, а также выявления безлицензионных охранно-сыскных предприятий, служб безопасности, которые незаконно осуществляют охранно-сыскные функции.
Также существенной проблемой в сфере частной детективной и охранной деятельности в ряде случаев является некомпетентное решение руководителей организаций о принятии лиц с низким качеством подготовки, получивших профессиональное образование для работы в качестве частных детективов или охранников в неполном объеме или в минимально короткие сроки, а порой за определенную плату вовсе без обучения.
6 О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации...
7 О лицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2716.
В Федеральном законе от 11 марта 1992 г. № 2487-1 закреплены лишь положения о том, кто не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного детектива или охранника, а также требования к частным детективным и охранным организациям. Так, лицензия не выдается гражданам: не достигшим двадцати одного года; состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психических заболеваний, алкоголизма или наркомании; имеющим судимость за совершение умышленного преступления; совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или порядок управления; не представившим документы, перечисленные в настоящем законе; бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью. Рекомендуется на законодательном уровне определить соответствующие требования и стандарты к кандидатам, принимаемым в частные охранно-сыскные организации, которые будут отвечать высокому качеству отбора и иметь высокий уровень подготовки.
Таким образом, действующий Федеральный закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» не отвечает в настоящее время нынешним реалиям, поэтому нуждается в совершенствовании и принятии новых положений, касающихся требований, предъявляемых к контролю со стороны государства над видами деятельности; законодательного закрепления правового механизма пресечения действий сотрудников частных охранно-сыскных структура и определения требований и стандартов к лицам, принимаемым в частные охранные и сыскные организации. Помимо совершенствования Федерального закона, в дополнении нуждаются и подзаконные акты, в которых нужно наиболее подробно уделить значение отношениям между государственными органами и частными детективными и охранными структурами, необходимо обозначить взаимные права и обязанности этих отношений, определить ответственность в случае их нарушения. Также в целях эффективности контроля частных структур, необходимо создать в крупных городах с большим количеством объектов в подразделениях лицензионно-разреши-тельной системы органов внутренних дел района, города оперативные подразделения по выявлению нарушений и раскрытию
преступлений в данной сфере, поскольку контроль должен осуществляться на всех уровнях Министерства внутренних дел Российской Федерации. Изменение действующего
законодательства в данной сфере позволит органам внутренних дел наиболее полно и всесторонне осуществлять контроль над частной детективной и охранной деятельностью.
Список литературы
1. Кинчус, Е. В. Осуществление контроля за частной охранной и сыскной деятельностью / Е. В. Кинчус // Общество и право. - 2008. - № 1. - С. 6-9.
References
1. Kinchus, E. V. Osuschestvlenie kontrolya za chastnoy ohrannoy i sysknoy deyatelnostyu / E. V. Kinchus // Obschestvo i pravo. - 2008. - № 1. - S. 6-9.