ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ОВД НАД ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
А.В. КАШТАНОВ, адъюнкт Московского университета МВД России
12.00.00 - юридические науки [email protected]
Аннотация. Актуальность затронутых в настоящей статье вопросов обусловлена распространенностью частной детективной и охранной деятельности в России, высокой степенью динамики законодательства, регулирующего эту сферу общественных отношений, а также проблемами правоприменительной практики, возникающими в процессе реализации ОВД лицензионных и контрольных функций.
Ключевые слова: частная детективная и охранная деятельность, общественные отношения, нормативно-правовое регулирование.
LEGAL REGULATION OF THE CONTROL OF INTERNAL AFFAIRS FOR PRIVATE DETECTIVE AND SECURITY ACTIVITY
A.V. KASHTANOV,
aspirant of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. Relevance raised in this article questions due to the significant prevalence of private detective and security activity in the Russian Federation, the high dynamics of legislation regulating this sphere of social relations, as well as law enforcement problems that arise during the implementation of ATS licensing and supervisory functions.
Key words: private detective and security activity, public relations, legal and regulatory frameworks.
В ходе анкетирования представителей охранного и сыскного бизнессообщества, а также сотрудников правоохранительных органов большинство опрошенных высказывают сожаление по поводу излишнего нормативно-правового регулирования как самой частной детективной и охранной деятельности, так и процедуры государственного контроля над ее осуществлением. Следует обратить внимание на некоторые пояснительные аргументы, которые могут быть интересны не только субъектам частной детективной и охранной деятельности, но и тем, кто эту деятельность от имени государства контролирует.
Необходимость государственного контроля в сфере частной детективной и охранной деятельности обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, государство доверило коммерческим организациям (охранным и детективным) участие в обеспечении безопасности жизни, здоровья людей, собственности и иных законных прав и интересов, провозглашенных Конституцией РФ в качестве высших ценностей нашего общества. И государству не безразлично, насколько эффективно, качественно и добросовестно будет осуществляться такое участие. В конечном счете именно государство в ответе за все происходящее в этой сфере обеспечения правовой охраны.
За результаты плохой работы предпринимателей от безопасности в итоге спросят с тех, кто от имени государства такую деятельность лицензирует и кон-
тролирует, заявляя: «А вы куда смотрели? Неужели не видели, кому лицензию даете? Почему толком не научили их работать, не помогли? Ведь у вас опыта больше в обеспечении правопорядка. Почему вовремя не вмешались, не пресекли?». И надо откровенно признать, что эти претензии в значительной степени будут справедливыми.
Во-вторых, в деятельности коммерческих структур допускается использование разных видов гражданского и служебного оружия, в том числе огнестрельного, боевых припасов, специальных и иных технических средств, относящихся к источникам повышенной опасности и требующих особого внимания в части соблюдения правил их оборота.
В-третьих, численность «армии» частных охранников и детективов в России приближается к 800 тыс. человек, что почти на 150 тыс. больше, чем сотрудников ОВД. Это не просто 800 тыс. человек, а 800 тыс. сгруппированных в управляемые коллективы организованных и нередко вооруженных людей, о чем всегда следует помнить.
В-четвертых, надлежит учитывать не снижающийся интерес преступников к возможности открытого ношения оружия и их стремление обеспечить контроль в разных областях бизнеса посредством внедрения своих представителей в структуры коммерческой безопасности.
В-пятых, выполнение со стороны частных охранников и детективов услуг по защите прав и законных
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
интересов клиентов нередко сопровождается применением принуждения к нарушителям, ограничением прав и интересов иных граждан, оказавшихся в поле деятельности охраны. А это, в свою очередь, предполагает тщательную законодательную регламентацию на федеральном уровне оснований, порядка и правил подобного вмешательства, условий и пределов причинения допустимого законом (правомерного) физического, имущественного и морального вреда.
Однако частная детективная и охранная деятельность — это не только реальные и потенциальные проблемы. Односторонний, узковедомственный подход недопустим. Нужно помнить и о той пользе, которую при должной организации дела способно принести для страны бизнессообщество безопасности, в рядах которого на ниве обеспечения правопорядка успешно трудятся более четверти миллиона бывших сотрудников государственной безопасности, ОВД и военнослужащих. На это, в частности, особое внимание обращает руководство МВД России, требуя максимально эффективно использовать данный потенциал в интересах правоохраны.
Учитывая совокупность этих аргументов, становится понятным внимание законодателя к совершенствованию государственного контроля в сфере частной детективной и охранной деятельности, а также к совершенствованию его нормативно-правового регулирования, без которого контроль невозможен.
В нормах права содержится образец, эталон поведения, с которым государственные контролеры (в нашем случае сотрудники лицензионно-разрешитель-ных подразделений ОВД) сравнивают конкретные жизненные ситуации, и в случае их несоответствия эталону своим вмешательством приводят нарушенные общественные отношения в изначально заданное состояние.
Примером государственного внимания является принятый 22 декабря 2008 г. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности». Закон внес дополнения и коррективы в 14 законов. В частности, изменения коснулись Закона РФ «О милиции», Федеральных законов «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об оружии», «О противодействии терроризму», «Об обязательной дактилоскопической регистрации», УК, КоАП. Существенные изменения в правовом регулировании деятельности охранных организаций и детективов, введенные Законом, можно условно разделить на несколько групп.
Главным нововведением общего характера является расширение полномочий ОВД в области лицензирования частной детективной и охранной деятельности, а именно строго ограниченному кругу должностных лиц МВД России и ОВД по субъектам Федерации в исключительных случаях предоставлено право приостанавливать действие соответствующих лицензий. Кроме того, из числа субъектов частной детективной и охранной деятельности исключены службы безопасности юридических лиц.
Второй блок нововведений касается порядка создания и деятельности частных охранных и детективных организаций;
Ф установлены дополнительные ограничения на учреждение охранных структур, связанные с: повышенными фиксированными размерами уставного капитала и расширением перечня юридических и физических лиц, не способных их учреждать;
Ф увеличился перечень услуг, связанных с обеспечением внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, сопровождаемый обязанностью охраны информировать персонал и посетителей о наличии и содержании соответствующих режимов;
Ф кроме общих лицензионных условий, каждый вид охранных услуг должен соответствовать специальным требованиям, определяемым Правительством РФ;
Ф возросло количество запретов, обязательств и ограничений, распространяющихся на частную детективную и охранную деятельность, в части оформления договора с клиентом, допуска к исполнению охранных функций определенных категорий лиц, требований к работникам и руководителям, соблюдения профессиональной тайны и др.;
Ф изменен порядок использования служебного оружия частными охранными организациями, которые получают его в ОВД во временное пользование;
Ф милиции в строго ограниченных случаях предоставлено право аннулировать удостоверения частных охранников.
Третий блок нововведений содержит изменения, внесенные в УК и КоАП посредством усиления санкций за ряд преступлений и административных правонарушений, а также расширения возможностей наступления уголовной и административной ответственности за отдельные деяния.
Краткая характеристика новелл в правовом регулировании частной детективной и охранной деятельности позволит сотрудникам ОВД лучше ориентироваться в многообразии правовых средств и повысить эффективность их использования в этой сфере.