Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

О ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / СУБЪЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / SUBJECTS OF SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потоцкий Сергей Николаевич

В статье рассматриваются проблемы правового обеспечения экономической безопасности, субъекты ее обеспечения, в качестве которых могут и должны выступать и государственные, и негосударственные структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Потоцкий Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROBLEMS OF LEGAL REGULATION AND DETERMINATION OF SUBJECTS OF ECONOMIC SECURITY

The article considers problems of legal ensuring of economic security of subjects of its ensuring, which should be both state and non-state actors.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

а^ ПРАВО И ЭКОНОМИКА

УДК - 347 ББК - 67.404

ПОТОЦКИЙ Сергей Николаевич,

ведущий инженер отдела обеспечения комплексной безопасности Югорского государственного университета (ЮГУ)

12.00.11 - судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности

О ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

И ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы правового обеспечения экономической безопасности, субъекты ее обеспечения, в качестве которых могут и должны выступать и государственные, и негосударственные структуры.

Ключевые слова: экономическая безопасность, правовое регулирование, субъекты обеспечения безопасности.

POTOSKI Sergey Nikolayevich,

leading engineer of Department of complex safety in Yugra state University (YUGU)

ABOUT THE PROBLEMS OF LEGAL REGULATION AND DETERMINATION OF SUBJECTS OF ECONOMIC SECURITY

I Summary. the article considers problems of legal ensuring of economic security of subjects of its ensuring, which should be both state and non-state actors.

Keywords: economic security, legal regulation, subjects of security.

Обеспечение экономической безопасности как задача государственной важности предполагает ее формализацию. Обязательным элементом формализации любой сложной социальной проблемы является ее правовое регулирование и определение субъектов этой деятельности. Коль скоро обеспечение экономической безопасности сегодня носит характер государственной политики, то вполне закономерно, что институты государственной власти принимают в этом деле непосредственное участие. Это подтверждается российским опытом 90-х годов и опытом многих стран мира [1, с. 85—89].

В Законе «О безопасности» (ст. 2) сказано, что субъектами обеспечения безопасности являются: государство в лице органов законодательной, исполнительной и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

судебной власти, а также граждане, общественные и иные организации и объединения. В условиях переходного периода и кризиса государственного управления, которые имели место в России в 90-е годы, государство не справлялось с этой обязанностью. Многочисленные опросы общественного мнения показали, что население прежде всего волнуют такие проблемы, как рост преступности (указали 60 процентов опрошенных), рост цен (56 процентов), отсутствие порядка и законности (46 процентов) и т.п. [3, с. 8] За этими ответами скрывается неудовлетворение общественного мнения деятельностью государственных органов в сфере обеспечения экономической безопасности.

Естественной реакцией на подобное состояние дел явился бурный рост различ-

ных негосударственных организаций, претендующих на выполнение функций по обеспечению экономической безопасности населения и других субъектов общественной жизни. В принципе это вписывается в общую тенденцию разгосударствления, связанную с формированием в России рыночного общества. Ведь регулирующее воздействие государства должно быть направлено на то, чтобы постепенно уменьшать свое влияние на ту часть экономики, которая не является базисом и не определяет национальную безопасность страны. Однако это лишь тенденция, которая должна иметь место, пока негосударственные субъекты хозяйствования не накопили сил и не могут сами себя обслуживать, в том числе, по линии обеспечения экономической безопасности. Пока же весь груз ответственности по обеспечению экономической безопасности различных субъектов общества ложится на государство, которое, к сожалению, в значительной степени не выполняет своей роли. Более того, по ряду позиций оно самоустранилось, предоставляя возможность физическим и юридическим лицам самим искать выход из положения, что зачастую делается не на основе права. Сегодня «дефицит регулирующей функции государства является главной причиной кризисного состояния экономики» [10], потенциально самое богатое и мощное государство планеты страдает болезнью — весьма слабым государственным управлением. Именно вследствие неэффективной системы государственного управления остались нереализованными все антикризисные программы последних лет [12, с. 12]. Вполне очевидно, что слишком рано государственный сектор экономики был признан второстепенным по сравнению с негосударственным сектором. В свою очередь, последний получил права, которые он реализовать пока не может.

Многоаспектность проблемы экономической безопасности предполагает и множественность субъектов ее решения. Дело в том, что эти субъекты, действуя в пределах своей компетенции, могут бороться только с последствиями, не затрагивая причин, порождающих угрозы экономической безопасности. Кроме того, любая постанов-

ка перед каким-либо органом задачи по прямому воздействию на причины, порождающие экономические угрозы, немедленно будет выходить за пределы их компетенции, т.е. будет осуществляться или на грани закона, или с нарушением закона.

Решение противоречий, объективно снижающих уровень экономической безопасности, - это прерогатива, прежде всего, государственных органов, занятых в сфере управления непосредственно экономикой и регулированием экономических отношений [7, с. 128, 129]. И все-таки, если исходить из ст. 2 Закона «О безопасности», то можно сказать, что субъектами обеспечения экономической безопасности могут и должны выступать как государственные, так и негосударственные структуры. В данной статье используется расширительный подход, на основе которого будет конкретизирован приведенный выше тезис.

Государственные субъекты обеспечения экономической безопасности.

Это, прежде всего, Федеральное Собрание. На уровне законов оно определяет приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов экономической безопасности, разрабатывает систему правового регулирования общественных отношений в сфере экономической безопасности, устанавливает порядок организации и деятельности органов обеспечения экономической безопасности, заслушивает Президента Российской Федерации и представителей исполнительной власти по вопросам обеспечения безопасности страны, определяет бюджетные ассигнования на финансирование органов обеспечения безопасности и федеральных программ в сфере экономической безопасности, ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, определяет основные направления и механизмы обеспечения экономической безопасности личности, общества и государства как целостного социально-экономического явления [4, с. 20].

Однако следует отметить, что в соответствии с Конституцией законотворческая деятельность Государственной Думы, в том числе по вопросам обеспечения экономичес-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

кой безопасности, имеет некоторые ограничения. К основным из них следует отнести два: положительное заключение Правительства при принятии законов, меняющих что-либо в экономической и финансовой системе страны, в том числе статей бюджета, а также президентское вето, которое теоретически возможно преодолеть, но практически — весьма затруднительно.

Еще одним государственным субъектом обеспечения экономической безопасности может быть Счетная палата. Она, конечно, лишена возможности воздействия собственными средствами на устранение выявленных нарушений и наказание виновных лиц. Она также не имеет эффективной системы воздействия на подконтрольные органы и должностных лиц [13, с. 2]. Единственное, что вправе сделать Счетная палата, - это направить органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления и предписания для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности (ст. 23 Закона). С точки зрения обеспечения экономической безопасности в широком смысле слова это немало.

Важные функции по обеспечению экономической безопасности осуществляют органы, образованные при Президенте и непосредственно ему подчиненные. Среди них могут быть выделены: Комиссия по аудиторской деятельности, Федеральная комиссия по правовой информатизации [14], Администрация Президента [15], Финансово-бюджетное управление Президента [9], Совет по социальной политике при Президенте [18], Главное государственно-правовое управление Президента [8], Главное контрольное управление Президента [17], Государственная техническая комиссия [16]. Важную роль также играет Совет Безопасности Российской Федерации. Его деятельность в сфере экономической безопасности трудно переоценить.

Нельзя не сказать об органах исполнительной власти. В сфере обеспечения экономической безопасности они:

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

• определяют стратегию обеспечения экономической безопасности и ее реализацию на уровне экономической политики на каждом конкретном этапе развития страны (переходный период, период стабилизации и т.д.);

• обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере экономической безопасности;

• организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения экономической безопасности;

• осуществляют систему мероприятий по обеспечению экономической безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции;

• в соответствии с законодательством РФ формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения экономической безопасности.

Возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации Правительство [19]. Будучи субъектом экономической безопасности, оно осуществляет свои полномочия: в сфере экономики (ст. 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»); в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 15); в социальной сфере (ст. 16); в сфере науки, культуры, образования (ст. 17); в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (ст. 19); по обеспечению обороны и государственной безопасности (ст. 20); в сфере внешней политики и международных отношений (ст. 21).

Среди органов исполнительной власти в обеспечении экономической безопасности огромную роль играют:

Министерство промышленности и энергетики;

Министерство культуры и массовых коммуникаций;

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;

Министерство транспорта и связи Российской Федерации;

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин);

Министерство юстиции (Минюст);

Федеральная служба по финансовым рынкам;

Федеральная налоговая служба;

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Федеральная миграционная служба;

Эти органы исполнительной власти, каждый в пределах своей компетенции, участвуют в обеспечении общественной безопасности. На основе законов, указов Президента Российской Федерации и актов Правительства России они обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства. В пределах своих полномочий разрабатывают ведомственные инструкции и иные нормативные акты по обеспечению экономической безопасности. Они обеспечивают также исполнение законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере экономической безопасности; организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности; осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности; формируют, реорганизуют и ликвидируют службы и подразделения, непосредственно осуществляющие функции по обеспечению безопасности; управляют силами и средствами обеспечения безопасности.

Негосударственная система обеспечения экономической безопасности.

Следует отметить, что параллельно с государственной системой обеспечения экономической безопасности в России всегда существовала негосударственная система. В дореформенный период негосударственная система обеспечения экономической безопасности существовала нелегально в виде неформализованных групп, структур, сообществ, отдельных граждан, которые выполняли функции охраны, защиты, прикрытия чаще всего различной незаконной экономической деятельности. С началом экономических реформ очень быстро стала складываться негосударственная система обеспечения безопасности во-

обще и экономической в частности, нацеленная на безопасность предпринимательства, собственности и личности. С учетом новых реалий их деятельность предполагает реализацию конституционного права на свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В связи с этим появились и активно действуют новые субъекты обеспечения экономической безопасности. К ним можно отнести:

1. Частные юридические конторы, в том числе частный нотариат и адвокатуру, поскольку они создаются и действуют в целях оказания юридической помощи клиентам, представления и защиты их прав и интересов, в том числе и в сфере экономической безопасности.

2. Различного рода фонды, союзы и ассоциации, в том числе: негосударственные аналитические центры, информационные службы, исследовательские организации занимающиеся проблемами экономической безопасности.

Так, за последние годы сформировались и активно действуют Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Федерация товаропроизводителей России (ФТР), Торгово-промышленная палата (ТПП), Конгресс бирж и Межрегиональный биржевой союз, Ассоциация российских банков, Союз нефтепромышленников и Союз нефтепереработчиков, союз аудиторов, ассоциации защиты и поддержки различных социальных слоев общества, представителей различных отраслей экономики, регионов и т.п.

Наиболее крупные и влиятельные объединения российских предпринимателей ориентированы на отношения с органами государственной власти. В связи с этим создаются консультативные советы, комиссии и рабочие группы, функционирующие при центральной администрации. Однако фрагментация корпоративного представительства зачастую низводит российские союзы предпринимателей «до уровня фактического бесправия». Представляется, что «бесправие» союзов предпринимателей во многом вполне законо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

мерно и является следствием глубоких монополистических традиций в России и своеобразной болезнью роста нового рыночного уклада.

Многие союзы и ассоциации предпринимателей сегодня активно включились в политические процессы. Это привело к изменению их внутренней структуры, к руководству пришли лидеры, ориентированные прежде всего на политические, а не на экономические задачи [5, с. 79].

Наконец, говоря о негосударственных субъектах обеспечения экономической безопасности, отметим частные охранные предприятия, индивидуальные детективные предприятия и их объединения, союзы и ассоциации сыска и охраны, обособленные подразделения юридических лиц, создаваемые для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя (службы безопасности), негосударственные образовательные учреждения по подготовке частных детективов и охранников.

Зарубежный опыт убедительно доказывает, что даже при наличии весьма эффективной государственной системы обеспечения правопорядка и безопасности ведущие страны все больше ориентируются на частные охранные предприятия и сыскные бюро, службы безопасности, сотрудники которых широко привлекаются в оперативно-розыскной деятельности, участвуют в работе национальных и международных научных конференций по криминалистическим проблемам, исследуют различные аспекты борьбы с правонарушениями. Эта набирающая силу тенденция во многом объясняется финансовой привлекательностью для правительства передачи ряда правоохранительных функций частным компаниям и возможностью в этой связи сократить расходы на полицию из государственного бюджета. Кроме того, в отличие от государственного, частный охранный сектор проявляет себя как более гибкая и поэтому весьма эффективная система, оперативно реагирующая на потребности рыночной конъюнктуры и складывающейся оперативной обстановки. Это полезно учитывать нашим законодателям, когда они пытаются перенести

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

зарубежный опыт борьбы с преступностью на российскую почву [7, с. 136].

Частные охранные службы (службы безопасности предприятий и сыскных агентств) осуществляют контроль над доходами сотрудников, обеспечивают пропускной режим, отслеживают возможные пути утечки секретной информации и т.д. Они в основном заняты обслуживанием фирм и компаний (в США это так называемые службы безопасности частного предпринимательства). Помимо упомянутых выше функций, выявляют похитителей промышленных секретов внутри самих фирм, выясняют финансовое положение конкурентов, ведут розыск клиентов-должников и т.п. В настоящее время почти все фирмы пользуются услугами частных охранных структур [2, с. 325-342].

Так, в США, по данным за 1997 г., в частных полицейских службах было занято свыше одного миллиона человек. В Великобритании численность частных полицейских сыщиков и охранников в два раза превышает штатную численность обычной полиции страны [11, с. 11].

Для нашего же общества этот вид негосударственной правоохранительной деятельности является сравнительно новым. В России частные сыскные бюро и охранные агентства возникли в конце 80-х годов де-факто, без какой-либо правовой основы. Это не могло не вызвать осложнений в их отношениях с государственными органами, прежде всего с органами внутренних дел. Поэтому государство узаконило частную детективную и охранную деятельность, придав ей вполне четкий статус и правовое закрепление в Законе Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [6]. Этим Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, предприятиям, имеющим специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов клиентов.

В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации до-

пускаются три вида частной детективной и охранной деятельности — сыскная, охранная и смешанная охранно-сыскная деятельность (служба безопасности). В целях сыска законом разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

В целях охраны негосударственным субъектам законом разрешается:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана имущества собственников, в том числе, при его транспортировке;

3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Служба безопасности как вид деятельности учреждается предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм для осуществления обособленными подразделениями охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя с правом открытия текущих и расчетных счетов и документов (с письменного согласия их владельцев), осуществления внешнего осмотра строений, помещений и других объектов, наблюдения для получения необходимой информации в целях оказания услуг, предусмотренных законом. При ведении частной сыскной деятельности по обеспечению безопасности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной и радио- и телефонной связи. И все-таки отношение общественности к деятельностинегосударст-венных охранных структур носит настороженный характер. И эта осторожность вполне объяснима и оправданна. Дело заключается в том, что на рынке охранных услуг первыми закрепились (легализовались) криминальные структуры, создававшие так называемые крыши для предпринимателей и втягивавшие их в криминальный бизнес либо «отмывавшие» незаконно полученные средства.

Утверждение же на рынке легитимных, лицензированных частных охранных структур, костяк которых составляют профессионалы, вчерашние сотрудники органов госбезопасности, внутренних дел и подразделений специального назначения, бывшие военнослужащие происходило и происходит в жестокой борьбе с этими криминальными структурами, и победитель будет во многом зависеть от активной позиции государственных органов. Кроме того, частные охранные структуры могут и должны широко взаимодействовать с государственными органами обеспечения охраны порядка и безопасности — органами внутренних дел, органами обеспечения безопасности, налоговыми органами, таможенными органами, органами юстиции и т.д., — в том числе, по проблемам

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

защиты государственной и коммерческой тайны, противодействия экономической разведке и промышленному шпионажу и, что особенно важно в условиях современной России, участию в борьбе с преступностью, особенно с организованной. Особенно широкое взаимодействие необходимо с органами внутренних дел, что определяется размахом преступности, особенно в экономической сфере, увеличивающимся числом посягательств на жизнь, здоровье, достоинство личности, на имущество и собственность граждан.

Решение проблемы совместной деятельности сопряжено со значительными трудностями. С одной стороны, до настоящего времени между частными охранными структурами и отдельными службами ОВД продолжают сохраняться элементы взаимного недоверия, базирующиеся на противопоставлении частных детективных и охранных структур государственным правоохранительным органам. В числе основных аргументов указывается: связь криминальных явлений и организованной преступности с частной детективной и охранной деятельностью; причастность частных охранников и детективов к совершению преступлений, а также факты противодействия сотрудникам полиции и ФСБ; попытки автономизации отдельных охранных структур и выхода их из-под контроля органов внутренних дел и др. Представляется, что сфера частной детективной и охранной деятельности для государственных органов, особенно ОВД, должна стать одним из основных направлений их профессионального интереса, с одной стороны, как объект контроля и надзора, с другой — как вспомогательная сила, участвующая в охране порядка. Основными принципами их взаимодействия должны стать:

• взаимная ответственность государства и негосударственных организаций перед законом за действия, наносящие ущерб национальным интересам;

• защита государством их законных интересов в соответствующих сферах деятельности;

• оказание приоритетной помощи негосударственным организациям, непосред-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

ственно участвующим в обеспечении технико-экономической неуязвимости и независимости страны;

• уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Представляется, что в качестве основных критериев при подборе частных охранных структур для сотрудничества можно было бы рассматривать:

• роль и место охраняемого ими объекта в экономике страны или региона, наличие в отношении его реальных внешних и внутренних угроз, которые могут нанести ущерб общенациональным интересам;

• степень участия частного охранного предприятия в государственной политике борьбы с преступностью или в аналогичных региональных программах;

• криминологическая чистота объекта (имеется в виду невовлеченность данного объекта в сферу криминального бизнеса и собственно криминалитета).

Рассматривая возможные направления организации совместной деятельности субъектов обеспечения экономической безопасности, необходимо иметь в виду, что взаимодействие в широком плане может осуществляться в формах взаимного обмена информацией, совместного планирования и проведения мероприятий, взаимного использования сил и средств в интересах решения общей для субъектов этого процесса задачи, организации специального мониторинга и т.п.

Механизм взаимодействия предполагает наличие соответствующих координирующих и контролирующих органов. Представляется, что в масштабах страны эти функции могло бы осуществлять Министерство юстиции (за исключением некоторых вопросов, например, допуск к оружию и контроль должен, без сомнения, осуществляться только органами МВД). Отдача частных охранных предприятий под контроль МВД представляет реальную угрозу превалирования их чисто ведомственных интересов над общенациональными при решении судьбы частного сыска.

Таким образом, система субъектов экономической безопасности включает в себя широкий круг субъектов государ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ственной и негосударственной принадлежности, что неизбежно порождает частные, ведомственные интересы, взаимное соперничество. Их деятельность должна четко вписываться в русло единой, целенаправленной политики, и поэтому она нуждается в координации на федеральном и местном уровнях.

Регулирование деятельности различных субъектов обеспечения экономической безопасности должен взять на себя орган, стоящий над ними и имеющий в своей основе полную компетенцию по всем вопросам безопасности страны, включая экономическую. Таким органом на федеральном уровне является Совет Безопасности Российской Федерации, в структуре которого функционирует Межведомственная комиссия по обеспечению экономической безопасности. И именно такая Комиссия, наделенная соответствующими полномочиями и через Совет Безопасности подчиненная непосредственно главе государства, способна выполнить нелегкую, сложную, многоплановую роль разработчика политики в сфере обеспечения экономической безопасности и координатора ее осуществления.

Что же касается регионального уровня, то координирующую функцию по обеспечению экономической безопасности здесь могли бы выполнять специальные комиссии при администрации края, области, района.

Список литературы:

[1] Астапов К.Л. Стратегия экономической безопасности России в контексте мирохозяйственных связей // Вестник МГУ (экономика). 1999. № 2.

[2] Безопасность экономических структур // В кн.: Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Экономическая и социальная безопасность в России. М.: Из-во МГУК, 1999.

[3] Болдырев В.Н. Экономическая безопасность и защита малого предпринимательства: актуальные проблемы. Воронеж: ВГПУ, 1999.

[4] Возжеников А.В. Система обеспечения национальной безопасности и характеристика ее элементов // Бизнес и политика. 1998. № 1.

[5] Еремин С.Е. Объединения предпринимателей и регулирование заработной платы на принципах социального партнерства в России

// Теория и практика предпринимательства. М., 1997.

[6] Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 № 210-ФЗ, от 31.12.2014 № 534-ФЗ, от 13.07.2015 № 230-ФЗ).

[7] Ипполитов К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. М., 1996.

[8] Положение «О Главном государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации», утвержденное Указом Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 342 (с изм. от 28.05.2004 г.).

[9] Положение «О Финансово-бюджетном управлении Президента Российской Федерации», утвержденное Указом Президента РФ от 28.02.94 № 392 // Российская газета. 05.03.94г. № 44.

[10] Постановление ГД ФС РФ от 13.06.96 № 467-11 ГД «О концепции экономического и социального развития Российской Федерации на 1996 - 2005 годы» // Ведомости ФС РФ. 21.06.96. № 18. Ст. 815.

[11] Разаренов Ф.С., Прудников А.С. Негосударственные правоохранительные организации: Учеб. пособие. М.: ЮИ МВД России, 1995.

[12] Рыжак Н.И. Неработающая концепция национальной безопасности России: причины и следствия (к итогам парламентских слушаний «О путях реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации» в Совете Федерации ФС РФ 30 ноября 1998 г.) // Информационный сборник «Безопасность». 1999. № 1, 2.

[13] Суховерхов В. Палата номер шесть // Московский комсомолец. 1999. 14 мая.

[14] Указ Президента РФ от 28.01.94 № 223 «Об образовании федеральной комиссии по правовой информатизации при Президенте Российской Федерации» (с изм. от 28.06.2005 г.).

[15] Указ Президента РФ от 02.10.96 № 1412 «Об утверждении положения об Администрации Президента Российской Федерации» (с изм. от 01.08. 2005 г.).

[16] Указ Президента РФ от 19.02.99 № 212 «Вопросы Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 8. Ст. 1010 (с изм. от 09.03.2004).

[17] Указ Президента РФ от 08.06.2004 г.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

№ 729 «О главном контрольном управлении Президента Российской Федерации».

[18] Указ Президента РФ от 21.10.2005 № 1226 «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике» (текст правового акта по состоянию на август 2012 года).

[19] Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» (с изм. от 14.12.2015 № 6-ФКЗ).

Spisok literatury:

[1] Astapov K.L. Strategiya e'konomicheskoj bezopasnosti Rossii v kontekste miroxozyaj-stvenny'x svyazej / / Vestnik MGU (e'konomika). 1999. № 2.

[2] Bezopasnost' e'konomicheskix struktur // V kn.: Vashhekin N.P., Dzliev M.I., Ursul A.D. E'konomicheskaya i social'naya bezopasnost' v Rossii. M.: Iz-vo MGUK, 1999.

[3] Boldy'rev V.N. E'konomicheskaya bezopasnost' i zashhita malogo predprini-matel'stva: aktual'ny'e problemy'. Voronezh: VGPU, 1999.

[4] Vozzhenikov A.V. Sistema obespecheniya nacional'noj bezopasnosti i xarakteristika ee e'lementov // Biznes i politika. 1998. № 1.

[5] Eremin S.E. Ob»edineniya predprinima-telej i regulirovanie zarabotnoj platy' na principax social'nogo partnerstva v Rossii // Teoriya i praktika predprinimatel'stva. M., 1997.

[6] Zakon RF «O chastnoj detektivnoj i oxrannoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii» (v red. Federal'ny'x zakonov ot 21.07.2014 № 210-FZ, ot 31.12.2014 № 534-FZ, ot 13.07.2015 № 230-FZ).

[7] Ippolitov K.X. E'konomicheskaya bezopasnost': strategiya vozrozhdeniya Rossii. M., 1996.

[8] Polozhenie «O Glavnom gosudarstvenno-pravovom upravlenii Prezidenta Rossijskoj Federacii», utverzhdennoe Ukazom Prezidenta RF ot 7 marta 1996 g. № 342 (s izm. ot 28.05.2004 g.).

[9] Polozhenie «O Finansovo-byudzhetnom upravlenii Prezidenta Rossijskoj Federacii»,

utverzhdennoe Ukazom Prezidenta RF ot 28.02.94 № 392 // Rossijskaya gazeta. 05.03.94g. № 44.

[10] Postanovlenie GD FS RF ot 13.06.96 № 467-II GD «O koncepcii e'konomicheskogo i social'nogo razvitiya Rossijskoj Federacii na 1996 - 2005 gody'» // Vedomosti FS RF. 21.06.96. № 18. St. 815.

[11] Razarenov F.S., Prudnikov A.S. Negosudarstvenny'e pravooxranitel'ny'e organizacii: Ucheb. posobie. M.: YuI MVD Rossii, 1995.

[12] Ry'zhak N.I. Nerabotayushhaya koncepciya nacional'noj bezopasnosti Rossii: prichiny' i sledstviya (k itogam parlamentskix slushanij «O putyax realizacii Koncepcii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» v Sovete Federacii FS RF 30 noyabrya 1998 g.) // Informacionny'j sbornik «Bezopasnost'». 1999. № 1, 2.

[13] Suxoverxov V. Palata nomer shest' // Moskovskij komsomolec. 1999. 14 maya.

[14] Ukaz Prezidenta RF ot 28.01.94 № 223 «Ob obrazovanii federal'noj komissii po pravovoj informatizacii pri Prezidente Rossijskoj Federacii» (s izm. ot 28.06.2005 g.).

[15] Ukaz Prezidenta RF ot 02.10.96 № 1412 «Ob utverzhdenii polozheniya ob Administracii Prezidenta Rossijskoj Federacii» (s izm. ot 01.08. 2005 g.).

[16] Ukaz Prezidenta RF ot 19.02.99 № 212 «Voprosy' Gosudarstvennoj texnicheskoj komissii pri Prezidente Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1999. № 8. St. 1010 (s izm. ot 09.03.2004).

[17] Ukaz Prezidenta RF ot 08.06.2004 g. № 729 «O glavnom kontrol'nom upravlenii Prezidenta Rossijskoj Federacii».

[18] Ukaz Prezidenta RF ot 21.10.2005 № 1226 «O Sovete pri Prezidente Rossijskoj Federacii po realizacii prioritetny'x nacional'ny'x proektov i demograficheskoj politike» (tekst pravovogo akta po sostoyaniyu na avgust 2012 goda).

[19] Federal'ny'j konstitucionny'j zakon «O Pravitel'stve Rossijskoj Federacii» (s izm. ot 14.12.2015 № 6-FKZ).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.