Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙ "ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" (ОХРАНА"), "ЗАЩИТА", "БЕЗОПАСНОСТЬ": НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙ "ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" (ОХРАНА"), "ЗАЩИТА", "БЕЗОПАСНОСТЬ": НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SECURITY ACTIVITY / ЗАЩИТА / PROTECTION / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / СОСТОЯНИЕ ЗАЩИЩЕННОСТИ / STATE SECURITY / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY RISKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вечерникова Дина Васильевна

В статье рассматриваются понятия «охранная деятельность», «защита», «безопасность» и их соотношение на основе анализа некоторых нормативно правовых актов Российской Федерации. В частности, показано, что правовая сущность «охранной деятельности» («охраны») определяется исходя из цели ее осуществления - обеспечения безопасности, то есть достижения и поддержания необходимого «уровня защищенности». «Уровень защищенности» относится к производной, качественной характеристике результата охранной деятельности и заключается в совокупности скоординированных и объединенных единым замыслом действий субъектов, определенных действующим законодательством, направленных на превентивную защиту с использованием определенных средств, методов и на основе определенных принципов. Близкое к понятию «уровень защищенности», однако нетождественное ему «состояние защищенности», представляет собой конечный результат и качественную характеристику охранной деятельности, т.е. отсутствие недопустимого риска и незаконного вмешательства в деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вечерникова Дина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE CONCEPTS OF "SECURITY ACTIVITY", "PROTECTION", "SECURITY": ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF NORMATIVE-LEGAL ACTS

In the article viewed the concept of "security activity", "protection", "security" and its co-relations based on the analysis of some normative-legal acts of the Russian Federation. In particular, it is shown that legal essence of "security activity" ("protection") is determined on the basis of its goal of ensuring security, that is, achieving and maintaining the necessary "level of security". "The level of security" refers to the derivative, qualitative characteristic of the result of the guarding activity and consists of a set of coordinated and unified actions of the subjects defined by the current legislation aimed at preventive protection using certain means, methods and on the basis of certain principles. Close to the notion of "security level", however, the "security state" that is not identical to it, is the final result and qualitative characteristic of the security activity, i.e. absence of unacceptable risk and illegal interference in activity.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙ "ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" (ОХРАНА"), "ЗАЩИТА", "БЕЗОПАСНОСТЬ": НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ»

16. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. - М., 1986. - С.72.

17. Грошев А.В., Упоров И.В. Уголовное право России. Общая часть. Краткий учебный курс. - Ростов-на-Дону, 2006.

18. ФКЗ «О Чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. (в ред. от 30 июня 2013 г.) // Парламентская газета. -2003. - 10 июля.

19. Турицын И.В., Упоров И.В. Уголовное наказание в теоретических и законодательных конструкциях (историко-правовой аспект) // Право и практика. - 2014. - №4. - С. 11-19.

References and Sources

1. Ryabchenko E.V., Uporov I.V. Ponyatie vzaimodejstviya pozitivnogo i estestvennogo prava i osobennosti ego proyavleniya v XIX - nachale HKH veka. - Krasnodar, 2001.

2. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) // SPS Konsul'tantPlyus (data obrashcheniya - 20.01. 2018 g.).

3. Skhatum B.A., Uporov I.V. Estestvennoe i pozitivnoe pravo: ponyatie, istoriya, tendencii i perspektivy razvitiya / Pod redakciej Rasskazova L.P. - Krasnodar, 2000.

4. Konstitucionnoe (gosudarstvennoe) pravo Rossii: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayushchihsya po special'nosti «YUrisprudenciya» / Smolenskij M. B., Uporov I. V., Zvyagol'skij A. YU. - M., 2009.

5. Uporov I.V., Ryabchenko E.V., Ryabchenko A.G., Kashoida V.V. Estestvennoe pravo i osobennosti ego zakrepleniya v normah pozitivnogo prava v Rossii. - Krasnodar, 2004.

6. Postanovlenie Konstitucionnogo suda Rossijskoj Federacii ot 2 fevralya 1999 g. // Rossijskaya gazeta. - 1999. - 10 fevralya.

7. Turicyn I.V., Uporov I.V. Vidy gosudarstvennogo prinuzhdeniya, primenyaemogo pravoohranitel'nymi organami, i principy ego realizacii // Pravo i praktika. - 2013. - № 4. - S. 21-28.

8. Makarejko N.V. Gosudarstvennoe prinuzhdenie kak sredstvo obespecheniya obshchestvennogo poryadka: dis. kand. yurid. nauk. -Nizhnij Novgorod, 1996.

9. Uporov I.V. Pravovoe regulirovanie estestvennyh prav cheloveka v mestah lisheniya svobody / Pod redakciej M.P. Melent'eva. -Ryazan', 1998.

10. Kaveckij A.B. Obshchestvennyj poryadok v pravovom gosudarstve: principy organizacii v puti ukrepleniya // Problemy sovershenstvovaniya organizacii i deyatel'nosti sovetskoj milicii v usloviyah formirovaniya pravovogo gosudarstva. Sbornik nauchnyh trudov. - Mn.: MVSHMVD SSSR, 1991. - S. 19-25.

11. Truncevskij YU.V., Uporov I.V. Prestupnost' granic ne priznaet // YUridicheskij vestnik. - 1998. - № 4. - S. 13-14.

12. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Kommentarij / Pod red. V.A. Kartashkina. - M.: YUrid. lit-ra, 1994. - S. 285-286.

13. Uporov I.V. Professiya - yurist. - M.; Rostov-na-Donu, 1999.

14. Mezhdunarodnaya i vnutrigosudarstvennaya zashchita prav cheloveka / Pod red. R.M. Valeeva. - M.: Status, 2011.

15. Uporov I.V., Kashoida V.V., Hun A.Z. Ob"ekt ugolovno-pravovyh otnoshenij: voprosy i teorii i pravoprimenitel'noj praktiki. -Krasnodar, 2005.

16. Kudryavcev V.N. Zakon, postupok, otvetstvennost'. - M., 1986. - S.72.

17. Groshev A.V., Uporov I.V. Ugolovnoe pravo Rossii. Obshchaya chast'. Kratkij uchebnyj kurs. - Rostov-na-Donu, 2006.

18. FKZ «O CHrezvychajnom polozhenii» ot 30 maya 2001 (red. ot 30 iyunya 2013 g.) // Parlamentskaya gazeta. - 2003. - 10 iyulya.

19. Turicyn I.V., Uporov I.V. Ugolovnoe nakazanie v teoreticheskih i zakonodatel'nyh konstrukciyah (istoriko-pravovoj aspekt) // Pravo i praktika. - 2014. - №4. - S.11-19.

БОНДАРЬ ОЛЕГ ОЛЕГОВИЧ - кандидат экономических наук, преподаватель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России (kiap_krdu@mvd.ru)

ЛУКОВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ - преподаватель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России (kiap_krdu@mvd.ru)

BONDAR, OLEG O. - PhD in Economics, lecturer of the Chair of Constitutional and Administrative Law of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (kiap_krdu@mvd.ru)

LUKOV, MIKHAIL G. - lecturer of the Chair of Constitutional and Administrative Law of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (kiap_krdu@mvd.ru)

УДК 342.745

ВЕЧЕРНИКОВА Д.В. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙ «ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» (ОХРАНА»), «ЗАЩИТА», «БЕЗОПАСНОСТЬ»: НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Ключевые слова: охранная деятельность, защита, безопасность, состояние защищенности, угрозы безопасности.

В статье рассматриваются понятия «охранная деятельность», «защита», «безопасность» и их соотношение на основе анализа некоторых нормативно правовых актов Российской Федерации. В частности, показано, что правовая сущность «охранной деятельности» («охраны») определяется исходя из цели ее осуществления -обеспечения безопасности, то есть достижения и поддержания необходимого «уровня защищенности». «Уровень защищенности» относится к производной, качественной характеристике результата охранной деятельности и заключается в совокупности скоординированных и объединенных единым замыслом действий субъектов,

определенных действующим законодательством, направленных на превентивную защиту с использованием определенных средств, методов и на основе определенных принципов. Близкое к понятию «уровень защищенности», однако нетождественное ему «состояние защищенности», представляет собой конечный результат и качественную характеристику охранной деятельности, т.е. отсутствие недопустимого риска и незаконного вмешательства в деятельность.

VECHERNIKOVA, D.V.

SOME ASPECTS OF THE CONCEPTS OF «SECURITY ACTIVITY», «PROTECTION», «SECURITY»: ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF NORMATIVE-LEGAL ACTS

Keywords: security activity, protection, security, state security, security risks.

In the article viewed the concept of "security activity", "protection", "security" and its co-relations based on the analysis of some normative-legal acts of the Russian Federation. In particular, it is shown that legal essence of "security activity" ("protection") is determined on the basis of its goal of ensuring security, that is, achieving and maintaining the necessary "level of security". "The level of security" refers to the derivative, qualitative characteristic of the result of the guarding activity and consists of a set of coordinated and unified actions of the subjects defined by the current legislation aimed at preventive protection using certain means, methods and on the basis of certain principles. Close to the notion of "security level", however, the "security state" that is not identical to it, is the final result and qualitative characteristic of the security activity, i.e. absence of unacceptable risk and illegal interference in activity.

Анализ юридической литературы и нормативной базы в исследуемой сфере позволяет констатировать, что «охранная деятельность» («охрана») - есть устойчивое и постоянное состояние заботы объекта о допустимом уровне безопасности [16, 17, 18]. Что представляет собой «безопасность» в нашем понимании? Почему существует угроза безопасности, и какова сущность указанных категорий? Общепризнано, что «опасность» - это возникновение возможности ухудшения состояния развития объекта. Антипод сущности - «безопасность». Вместе с тем, абсолютной безопасности нет. Всегда существует угроза нарушения баланса системы. Будь то угрозы антропогенного, техногенного, природного и иного характера. Есть допустимый уровень угрозы безопасности, который превышать нельзя. Он общепризнан и законодательно закреплен. Парадоксом в данном случае является то обстоятельство, что человек, в одно и то же время, сам является источником угрозы безопасности и, вместе с тем, вся его деятельность направлена на обеспечение нормального функционирования, существования и развития, то есть направлена на устранение угроз безопасности, защиту нормального функционирования государства, общества, личности.

В основу любой деятельности всегда ставиться цель ее осуществления. В качестве гипотезы определим, что целью осуществления «охранной деятельности» («охраны») является обеспечение безопасности (общественной, личной, государственной). В рамках исследуемой нами темы рассмотрим некоторые нормативно-правовые акты, позволяющие определить правовую сущность понятий «охранная деятельность» («охрана»), «защита», «безопасность».

Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [13] определены стратегические цели обеспечения государственной и общественной безопасности. К ним относятся обеспечение и защита конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации, основных неотъемлемых и конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение сохранности гражданского мира, политического и социального постоянства в обществе, защита от чрезвычайных ситуаций антропогенного, техногенного, природного и иного характера. Для достижения указанных целей необходимо усовершенствовать правоохранительные меры превентивной направленности в отношении преступных посягательств направленных конституционные права и свободы человека и гражданина, общественный порядок и общественную безопасность. Основными источниками угроз безопасности определена, в том числе, деятельность террористических и экстремистских организаций, преступных организаций и группировок, разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также деятельность, направленная против личности, собственности, государственной власти, общественной, экономической и информационной

безопасности. Главным направлением государственной политики в сфере обеспечения безопасности должно стать «усиление роли государства в качестве гаранта безопасности» (см. п.п. 44, 45,46, 47).

В данном источнике права нормативно закреплена совокупность действий охранительного свойства, которые необходимо осуществлять для обеспечения национальной безопасности. Такие действия должны привести к обеспечению защищенности объектов от различного вида угроз, т.е. возможности обеспечения конституционных прав и свобод граждан, территориальной целостности и суверенитета, стабильного развития Российской Федерации, всех видов безопасности, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Прежде всего, особое внимание обращается на обеспечение государственной, общественной, информационной, экологической, экономической, транспортной, энергетической, личной безопасности. Состояние защищенности обеспечивается комплексно и включает в себя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в сфере национальной безопасности с использованием всей палитры находящихся в их распоряжении инструментов.

В данном нормативном акте рассматривается соотношение понятий «защита», «защищенность», «безопасность» и «угрозы национальной безопасности». Понятие «защищенность» здесь характеризуется как производная качественная характеристика непосредственного результата «охранной деятельности» («охраны»). «Угрозы безопасности» определяются как совокупность фактов создающих реальную возможность противоправных действий, а «защита» представляет собой форму активного противодействия «угрозам безопасности» через систему обеспечения национальной безопасности (силы и средства).

В развитие положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [14] Президентом РФ 20.11.2013г. утверждена «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации» (далее Концепция) [15]. В соответствии со ст.4 указанной Концепции под «общественной безопасностью» понимается характеристика качества «охранной деятельности» - «защищенность» от противоправных деяний, различного рода конфликтов, чрезвычайных ситуаций антропогенного, техногенного и природного характера. Субъектами, осуществляющими деятельность по обеспечению общественной безопасности, являются уполномоченные в соответствии с законодательством Российской Федерации лица (ст.2 Концепции). Целями обеспечения общественной безопасности от криминальных угроз является необходимый уровень защищенности прав и свобод, материально-духовных ценностей общества. Целями обеспечения общественной безопасности от чрезвычайных ситуаций любого характера, является увеличение уровня защищенности населения, гарантий устойчивого развития страны (ст.25 Концепции). Концепцией определено, что первоочередной задачей обеспечения общественной безопасности является защита неотъемлемых и конституционных прав и свобод человека и гражданина.

К иным задачам обеспечения общественной безопасности относится превентивная защита материально-духовных ценностей от угроз криминального характера, укрепление режима безопасного функционирования важных государственных и объектов повышенной опасности, объектов жизнеобеспечения населения, увеличение материального и технического обеспечения сил общественной безопасности, повышение уровня правовой и социальной защищенности их сотрудников (ст.26 Концепции). Такая деятельность осуществляется на основе соблюдения принципов законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, приоритетности превентивных мер по обеспечению общественной безопасности и применению системно-комплексных мер, в том числе, политических, организационных, социально-экономических, информационных по обеспечению общественной безопасности.

В рассматриваемом нормативном акте правовая сущность «охранной деятельности» («охраны») выражается в совершении целенаправленных систематизированных действий субъектов, определенных действующим законодательством Российской Федерации с

использованием определенных средств, для обеспечения состояния защищенности на основе определенных принципов.

В соответствии со ст.ст.3,4 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» [11],«охранная деятельность» («охрана») заключается в совокупности скоординированных и объединенных единым замыслом действий по разработке и применению комплекса оперативных и долговременных мер, направленных на выявление, предупреждение и устранение угроз безопасности, локализацию и нейтрализацию их последствий, связанных с разработкой, производством, внедрением современных видов вооружения, военной и специальной техники, организацией научной деятельности, применением специальных экономических мер и правовой регламентацией таких действий на основе концептуальных и доктринальных документов, утверждаемых Президентом Российской Федерации.

Субъектами такой деятельности являются законодательно определенные субъекты. Вместе с тем, указанный закон не содержит упоминания о месте и роли государственных и негосударственных охранных организаций. В частности, в п.п.3,4 ст. 4 Федерального закона РФ «О безопасности» отражено, что субъектами, участвующими в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности, являются «органы государственной власти и местного самоуправления, граждане и общественные объединения» [11].Негосударственные охранные организации, в том числе, с долей участия в их капитале государства, относящиеся к юридическим лицам с особыми уставными задачами, в перечень субъектов, реализующих государственную политику в области безопасности, не включены. Концептуально автор считает необходимым внесение изменений в рассматриваемый закон, с отражением в нем места и роли государственных и негосударственных охранных организаций в системе обеспечения безопасности личности, общества и государства, с определением принципиальных положений такого участия.

Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» правовая сущность «охранной деятельности («охраны») рассматривается как «совокупность действий, направленных на обеспечение безопасности объектов» [4].В указанном нормативном акте понятие «защиты» и «охраны» законодателем разграничено. «Охрана» понимается как постоянное осуществление субъектом своих функциональных прав и обязанностей, а в случае возникновения или угрозе возникновения нарушения законных интересов на охраняемых объектах «охрана» уступает место «защите», сопряженной с применением мер пресекательного, предупреждающего и юрисдикционного характера.

Федеральным законом от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» правовая сущность «охраны» рассматривается как «деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации» [6].Такая деятельность осуществляется в системной совокупности норм права, организационных мер, оперативных, розыскных, охранных, информационных и иных мер. Публичный характер правоотношений определен через субъекты, осуществляющие такую деятельность, объекты и цели осуществления такой деятельности.

Субъектами являются федеральные органы государственной власти. В соответствии со ст.1, объект охраны имеет двойственный характер: 1) объектами государственной охраны определены физические лица, подлежащие государственной охране (конкретизация перечня объектов дается в ст.6, 8 закона), 2) к охраняемым объектам относятся недвижимое имущество, водные объекты, территории (акватории), используемые в целях обеспечения безопасности вышеуказанных лиц. Правоотношения определяются через цели деятельности - обеспечение безопасной и беспрепятственной реализации государственной власти в России, а также исполнения международных обязательств. Наличие такой цели определяет и содержание прав и обязанностей. Правовая сущность «охранной деятельности» (охраны») проявляется в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений, направленных против объектов

охраны, посредством осуществления совокупности мероприятий. Этим же нормативным актом определена такая дефиниция как «защита охраняемого объекта» это комплекс мер по обеспечению охраны и обороны объекта, осуществляемы органами государственной охраны автономно или с привлечением приданных сил и средств других госорганов безопасности. Также дается понятие «безопасность объекта государственной охраны», которое понимается как качественное состояние защищенности лиц, подлежащих госохране от противоправных и иных посягательств, угрожающих охраняемым законом жизненно важным интересам [6].

Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» определены направления деятельности и полномочия данной службы [12]. В указанном нормативном акте «безопасность объекта» определяется через качественную характеристику - состояние «защищенности». «Защита» осуществляется также и через «оборону» охраняемого объекта (активные действия, направленные на недопущение и ликвидацию негативных последствий п.19 ст.13, п.63, ст12). «Оборона» может иметь место только после нападения, а, следовательно, понятие «защита» имеет свою противоположность.

Сходные положения по охранной деятельности в определенных сферах регламентированы Федеральными законами: от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [10]; от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» [5]; от 19 июля 1998 года № 113-Ф3 «О гидрометеорологической службе» [7]; от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ «Лесной кодекс Российской Федерации» [9]; от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» [3]; от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [8]; Законами Российской Федерации: от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» [1]; от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [2] и др.

Исходя из изложенного, приходим к выводу о том, что правовая сущность «охранной деятельности» («охраны») определяется исходя из цели ее осуществления - обеспечения безопасности, то есть достижения и поддержания необходимого «уровня защищенности». «Уровень защищенности» относится к производной, качественной характеристике результата охранной деятельности и заключается в совокупности скоординированных и объединенных единым замыслом действий субъектов, определенных действующим законодательством, направленных на превентивную защиту с использованием определенных средств, методов и на основе определенных принципов.

Близкое к понятию «уровень защищенности», однако нетождественное ему «состояние защищенности», представляет собой конечный результат и качественную характеристику охранной деятельности, т.е. отсутствие недопустимого риска и незаконного вмешательства в деятельность.

Правовая сущность «охранной деятельности» рассматривается также через понятие «угрозы безопасности», определяемое как совокупность фактов, создающих реальную возможность противоправных действий на охраняемом объекте, и понятие «защита» охраняемого объекта, которое представляет собой уже характеристику формы активного противодействия «угрозам безопасности» через систему обеспечения безопасности. Кроме того, понятие «защита» выражается в форме активного противодействия противоправным посягательствам на охраняемые объекты.

Литература и источники

1. О недрах: Закон РФ от 21.12.1992 г. № 2395-1 (ред. от 05.04.2016) // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

2. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон РФ от 11.03.1992 г. № 24871 (ред. от 13.07.2015) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888.

3. О поставках продукции для федеральных государственных нужд: Федеральный закон РФ от 13.12.1994 г. № 60-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3540.

4. О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СЗ РФ. 1995 г. №15. Ст. 1269.

5. О животном мире: Федеральный закон РФ от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

6. О государственной охране: Федеральный закон РФ от 27.05.1996 г. № 57-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.

7. О гидрометеорологической службе: Федеральный закон РФ от 19.07.1998 г. № 113-Ф3 (ред. от 05.04.2016) // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3609

8. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 169.

9. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.

10. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24.07.2009 г. № 209-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // СЗ РФ. 2009. № 30. Ст. 3735.

11. О безопасности: Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

12. Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07.08.2004 г. № 1013 (ред. от 01.04.2015) // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3314.

13. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016 г. № 1. Ч. II. Ст. 212.

14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // СЗ РФ. 2008 г. № 47. Ст. № 5489.

15. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685) // http:www. kremlin.ru. acts. news.19653 / (дата обращения: 30.06.2016).

16. Гордиенко В.В. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. В.В. Гордиенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - С.7.

17. Елагин А.Г. Безопасность (теория, обеспечение, управление). - М., 2013. - 328 с.

18. Колонтаевский Ф.Е. Организационные основы охраны общественного порядка в современных условиях: дис. ... докт. юрид. наук.. - М., 1996. - С. 13.

References and Sources

1. O nedrah: Zakon RF ot 21.12.1992 g. № 2395-I (red. ot 05.04.2016) // SZ RF. 1995. № 10. St. 823.

2. O chastnoj detektivnoj i ohrannoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii: Zakon RF ot 11.03.1992 g. № 2487-1 (red. ot 13.07.2015) // Vedomosti SND RF i VS RF. 1992. № 17. St. 888.

3. O postavkah produkcii dlya federal'nyh gosudarstvennyh nuzhd: Federal'nyj zakon RF ot 13.12.1994 g. № 60-FZ (red. ot 13.07.2015) // SZ RF. 1994. № 34. St. 3540.

4. O federal'noj sluzhbe bezopasnosti: Federal'nyj zakon ot 03.04.1995. №40-FZ (red. ot 30.12.2015) // CZ RF. 1995. №15. St. 1269.

5. O zhivotnom mire: Federal'nyj zakon RF ot 24.04.1995 g. № 52-FZ (red. ot 13.07.2015) // SZ RF. 1995. № 17. St. 1462.

6. O gosudarstvennoj ohrane: Federal'nyj zakon RF ot 27.05.1996 g. № 57-FZ (red. ot 12.03.2014) // SZ RF. 1996. № 22. St. 2594.

7. O gidrometeorologicheskoj sluzhbe: Federal'nyj zakon RF ot 19.07.1998 g. № 113-FZ (red. ot 05.04.2016) // SZ RF. 1998. № 30. St. 3609

8. O zheleznodorozhnom transporte v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon RF ot 10.01.2003 g. № 17-FZ (red. ot 05.04.2016) // SZ RF. 2003. № 2. St. 169.

9. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 04.12.2006 g. № 200-FZ (red. ot 23.06.2016) // SZ RF. 2006. № 50. St. 5278.

10. Ob ohote i o sohranenii ohotnich'ih resursov i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon RF ot 24.07.2009 g. № 209-FZ (red. ot 23.06.2016) // SZ RF. 2009. № 30. St. 3735.

11. O bezopasnosti: Federal'nyj zakon RF ot 28.12.2010 g. № 390-FZ (red. ot 05.10.2015) // SZ RF. 2011. № 1. St. 2.

12. Voprosy Federal'noj sluzhby ohrany Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 07.08.2004 g. № 1013 (red. ot 01.04.2015) // SZ RF. 2004. № 32. St. 3314.

13. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 g. № 683 // SZ RF. 2016 g. № 1. CH. II. St. 212.

14. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 g. № 1662-r (red. ot 08.08.2009) // SZ RF. 2008 g. № 47. St. № 5489.

15. Koncepciya obshchestvennoj bezopasnosti v Rossijskoj Federacii (utv. Prezidentom RF 14.11.2013 № Pr-2685) // http:www. kremlin.ru. acts. news.19653 / (data obrashcheniya: 30.06.2016).

16. Gordienko V.V. Organizaciya deyatel'nosti sluzhb i podrazdelenij policii po ohrane obshchestvennogo poryadka i obespecheniyu obshchestvennoj bezopasnosti: uchebnik dlya studentov, obuchayushchihsya po special'nosti «YUrisprudenciya» / pod red. V.V. Gordienko. - M.: YUNITI-DANA: Zakon i pravo, 2015. - S.7.

17. Elagin A.G. Bezopasnost' (teoriya, obespechenie, upravlenie). - M., 2013. - 328 s.

18. Kolontaevskij F.E. Organizacionnye osnovy ohrany obshchestvennogo poryadka v sovremennyh usloviyah: dis. ... dokt. yurid. nauk.. - M., 1996. - S. 13.

ВЕЧЕРНИКОВА ДИНА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России, майор полиции (dinvech2@yahoo.com)

VEZHERNIKOVA, DINA V. - Ph.D. in Law, Senior Lecturer of the Department of Special Subjects of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Major of Police (dinvech2@yahoo.com)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.