6. Указ Президента РФ от 12.02.1993 N 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 7. Ст. 562.
7. Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 1 сентября.
8. Указ Президента РФ от 03.06.1996 N 802 «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка» // Российская газета. 1996. 7 июня.
9. Кононов А.М. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка (Вопросы теории и практики) // Государство и право. 1997. № 12. С. 34-38.
10. Указ Президента РФ от 17.09.1998 N 1115 «О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления» // Российская газета. 1998. 23 сентября.
11. Аналитическая записка межведомственной комиссии при Совете по местному самоуправлению при Президенте РФ «О проблемах формирования муниципальных органов охраны общественного порядка в Российской Федерации». 1998 // [Электронный ресурс] http://www. emsu.ru/lm/ monf/library/SP3/ cont.htm (дата обращения: 30. 01. 2018 г.).
12. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 31. 01. 2018).
References and Sources
1. Zakon RSFSR ot 18.04.1991 N 1026-1 «O milicii» // Vedomosti SND i VS RSFSR. 1991. N 16. St. 503.
2. Zakon RSFSR ot 06.07.1991 N 1550-1 «O mestnom samoupravlenii v RSFSR» // Vedomosti SND i VS RSFSR. 1991. N 29. St. 1010.
3. Zakon RF ot 27.12.1991 N 2118-1 «Ob osnovah nalogovoj sistemy v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 1992. 10 marta.
4. Reshenie Krasnodarskogo gorodskogo Soveta narodnyh deputatov ot 12.08. 1992 g. № 13 p.13 «O celevom sbore na soderzhanie milicii obshchestvennoj bezopasnosti» // Krasnodarskie izvestiya. 1992. 20 avgusta.
5. Soldatov A.P. Nalogovaya reforma kak uslovie sozdaniya municipal'nyh organov ohrany obshchestvennogo poryadka // Obshchestvo i pravo. 2003. № 1. S.78-81.
6. Ukaz Prezidenta RF ot 12.02.1993 N 209 «O milicii obshchestvennoj bezopasnosti (mestnoj milicii) v Rossijskoj Federacii» // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva RF. 1993. N 7. St. 562.
7. Federal'nyj zakon ot 28.08.1995 N 154-FZ «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 1995. 1 sentyabrya.
8. Ukaz Prezidenta RF ot 03.06.1996 N 802 «O poehtapnom formirovanii municipal'nyh organov ohrany obshchestvennogo poryadka» // Rossijskaya gazeta. 1996. 7 iyunya.
9. Kononov A.M. Rol' i mesto organov mestnogo samoupravleniya v osushchestvlenii ohrany obshchestvennogo poryadka (Voprosy teorii i praktiki) // Gosudarstvo i pravo. 1997. № 12. S. 34-38.
10. Ukaz Prezidenta RF ot 17.09.1998 N 1115 «O provedenii v ryade municipal'nyh obrazovanij ehksperimenta po organizacii ohrany obshchestvennogo poryadka organami mestnogo samoupravleniya» // Rossijskaya gazeta. 1998. 23 sentyabrya.
11. Analiticheskaya zapiska mezhvedomstvennoj komissii pri Sovete po mestnomu samoupravleniyu pri Prezidente RF «O problemah formirovaniya municipal'nyh organov ohrany obshchestvennogo poryadka v Rossijskoj Federacii». 1998 // [EHlektronnyj resurs] http://www. emsu.ru/lm/ monf/library/SP3/ cont.htm (data obrashcheniya: 30. 01. 2018 g.).
12. Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 N 131-FZ (red. ot 29.12.2017) «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» // [EHlektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 31. 01. 2018).
ТУРИЦЫН ИГОРЬ ВИКТОРОВИЧ - доктор исторических наук, профессор, президент НИИ истории, экономики и права. Россия, Москва.
УПОРОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, кафедра конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России.
TURITSYN, IGOR V. - Doctor of History, Professor, President, History, Economics and Law Research Institute (HELRI). Russia, Moscow (i.turitsyn@mail.ru).
UPOROV, IVAN V. - Doctor of History, Ph.D. in Law, Department of constitutional and administrative law, Krasnodar University of MIA of Russia, (kiap_krdu@mvd.ru)
УДК 342.415(470)
ПОЗДНЯКОВА Е.В. СОЦИАЛЬНАЯ АНТАГОНИЗАЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ПРИЧИН АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЩИТОЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ, БЕЗОПАСНОСТИ И
БЛАГОПОЛУЧИЯ РОССИИ
Ключевые слова: бескризисное развитие, антикризисное управление, эрозия управленческих структур, социальная апатия, процесс институализации, комплексная защита, социальная напряженность, социальная антагонизация.
В статье анализируются объективные и субъективные причины возникновения необходимости административно-правовой трансформации управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России. На основе проведенного анализа делается вывод об объективной необходимости подготовки проекта Федерального закона «О правовой трансформации управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия Российской Федерации», а также о целесообразности его вынесения на всеобщее обсуждение с целью исключения проявлений пренебрежительного отношения к возникающим вызовам современности в условиях всеобъемлющих национального и мирового социально-экономических кризисов.
POZDNYAKOVA, E.V.
SOCIAL ANTAGONIZATION AS ONE OF THE CAUSES OF ADMINISTRATION-LEGAL TRANSFORMATION OF THE MANAGEMENT OF THE PROTECTION OF THE CONSTITUTIONAL
SYSTEM, SECURITY AND WELFARE OF RUSSIA
Keywords: crisis-free development, anti-crisis management, erosion of management structures, social apathy, the process of institutionalization, comprehensive protection, social tension, social antagonism.
In the article, objective and subjective reasons for the emergence of the need for administrative and legal transformation of the management of the protection of the constitutional order, security and well-being of Russia are analyzed. On the basis of the analysis, it is concluded that there is an objective need to prepare a draft Federal Law «On the legal transformation of the management of the protection of the constitutional order, security and well-being of the Russian Federation», as well as the advisability of making it for general discussion in order to exclude negligence towards the emerging challenges of our time In conditions of comprehensive national and global socio-economic crises.
В настоящее время общественность наиболее активно обсуждает вопросы национальной безопасности. Основная полемика разворачивается вокруг активно возникающих на фоне национального и мирового социально-экономических кризисов всякого рода угроз и вызовов. Угрозам подвергаются военная безопасность, обеспечивающая территориальную целостность нашего государства, его неприкосновенность, свободу и независимость, экономическая безопасность, экологическая, продовольственная, безопасность личности и прав собственности... Данные угрозы и различные другие вызовы современности создают прямую либо косвенную возможность нанесения ущерба нашим национальным интересам. Поэтому в условиях глобального рынка все более актуальным становится понятие защиты: защиты общества, государства, здоровья граждан, их благополучия, прав и свобод - то есть всех основополагающих демократических ценностей каждого государства.
Для того чтобы кризисные опасности и напряженности не перерастали в угрозу конституционному строю, безопасности и благополучию России, необходимо вести превентивные профилактику, предупреждение правонарушений, правоохрану по самым различным линиям. А именно: между обществом (большинством народа) и властью; между поддерживающими ее социальными группами и слоями; между обществом и мафией, организованной преступностью; между центром и регионами; между национальностями. До сих пор остаются неустраненными отдельные противоречия между деревней и местным чиновничеством, работниками аграрного сектора и их промышленными партнерами, между основными ветвями власти и внутри самой правящей элиты, между ними и гражданами. Опасности и угрозы возникают на всех направлениях борьбы с экономическими кризисами.
Главное, что можно сделать, это методично и последовательно устранять основные внутренние политические опасности: подмену реальных интересов народа корпоративными интересами правящей элиты; «перевоплощение» демократических институтов власти в авторитаризм и диктатуру, представляющие интересы меньшинства, отчуждающие народ от власти, от истинной демократии. А что и вовсе недопустимо, так это разрастание антидемократического верхушечного анонимного механизма формирования политики, неспособного обеспечить высокое ее качество; проведение разрушительного социально несправедливого курса реформ, ведущего к биполярному расслоению общества на бедных и богатых, к так называемой антагонизации общественных отношений. Требуют полнейшего искоренения насилие, последствия кадровой клановости, системы ручного государственного управления; разжиганиевсякого рода социального и политического противостояния,
межнациональной розни, конфликтов. Недопустимо «закрытие» конкуренции, соревнования (соперничества) в экономической и политической сферах, лишение независимости средств массовой информации (СМИ), а самое главное, подчинение их правящей элите.
Объективными причинами возникающих опасностей являются последствия тенденции конца ХХ века к созданию в стране антагонистической социальной структуры, угрожающей демократическому строю. Когда социальная антагонизация нарастает, она становится характерной особенностью социальной организации стран, в том числе и на постсоветском пространстве. Что представляет из себя социальная антагонизация? В своей основе она имеет диаметральную противоположность интересов города и деревни, различных социальных слоев, стоящих на полюсах имущественной поляризации, разных территориальных общностей, профессионально-отраслевых групп трудящихся, социально обездоленной и относительно благополучной части общества. Антагонизация находит свое выражение в опасно быстром росте преступности, особенно экономической. Растет социальная напряженность, находящая свое отражение в забастовочном движении и неудовлетворенности своим материальным положением многих слоев общества.
В 90-е годы ХХ века становились реальностью люмпенизация населения, социальная апатия основной его части, что ничего иного как длительность социальной напряженности и политических схваток и битв не предвещало. В нынешнем обществе превалируют объективные реалии, абсолютно не зависящие от того, как и что отражают власти и даже люди в своем сознании. Внутри населения интенсифицировалось расслоение.
Негативные трансформационные процессы, подрывающие устойчивость и конституционного строя, и безопасности, и благополучия граждан нашей страны, заставляют задуматься над реальной необходимостью уточнения, сверки курса проводимых реформ с социально ориентированными, не только не опаздывающими, а наоборот, опережающими антикризисными переменами. Потеря гражданами социальных ориентиров, их гарантий безопасности практически всегда вызывает растерянность, делает их податливыми на даже малейшее воздействие политических сил и идеологических теорий крайнего толка, создает предпосылки для экстремистских проявлений [1]. Неуверенность в своем будущем и будущем своих детей, низкая оплата труда ведут к инертности трудового и общественного поведения значительной части населения.
Однако надо принять во внимание и наличие субъективных причин возникающих опасностей. Неадекватное понимание руководством ряда органов управления национальных интересов граждан государства, его ошибки и просчеты в решении назревших проблем, в определении целей, путей и средств их достижения; преступное игнорирование сигналов «обратной связи» о нарастающих бедствиях в ряде сфер жизни от данного политического курса; отрыв правящего руководства от реальной жизни, субъективизм, авантюризм, амбициозность, нетерпимость к иным взглядам. В результате все вышеизложенное ведет к эрозии управленческих структур, опасности формирования слабостей и неустойчивости в развитии демократического общества в целом. В связи с этим, можно с уверенностью утверждать, что важнейшими условиями упрочения антикризисного управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России являются: в первую очередь, ориентация политического курса правящей власти на бескризисное развитие и оздоровление экономики; и, безусловно, административно-правовая трансформация управления защитой структурно-функциональной системы посредством устойчивого подъема народного хозяйства и последовательного улучшения жизни, здоровья, образования и культуры, восстановления духовных сил граждан нашей страны.
Следовательно, административно-правовая трансформация управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России, ее составные части и основы - это то самое ядро прогресса, достигаемого гражданами, государством, его органами и в первую очередь его спецслужбами. Последние владеют действенными способами управления различными видами национальной безопасности, реализации новой стратегии безопасности граждан, прогнозирования и устранения опасностей для россиян. Исходя из
вышеизложенного, можно с уверенностью говорить о том, что назрела объективная необходимость подготовки не только проекта Федерального закона «О правовой трансформации управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия Российской Федерации», но и вынесения его на всеобщее обсуждение. Принятие этого проекта будет способствовать исключению всяческих проявлений пренебрежительного отношения к возникающим угрозам и вызовам современности, к культивированию в нашей стране атмосферы всеобщей подозрительности, проявлению всего того, что может нанести значительный или даже непоправимый ущерб государственно-правовому обеспечению управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России.
Безусловно, необходимо будет указать в этом законе и на необходимость административно-правовой трансформации управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России в контексте национальных интересов как объективно значимых потребностей личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития. Безопасность в данном случае рассматривается как элемент формы государства, отражающий надежную защищенность жизненно важных институтов права, целей, идеалов, ценностей, интересов субъектов права макро- и микроуровней, сохранение и развитие человеческого потенциала, поддержание эффективного стимулирования деятельности людей, систем правового регулирования общественных отношений. Сюда же входят и жизнеобеспечение народа, и стратегические национальные интересы - так называемые непреходящие ценности человечества. В данном случае необходимо уточнить, что государство находится в правовом пространстве управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия Россиитолько тогда, если оно имеет реальную возможность осуществлять меры по правовому развитию политической, экономической и социальной сфер жизни общества без вредоносности так называемой «прихватизации», т.е. отрицательного воздействия нецивилизованного рынка. Последний не позволяет государству обеспечивать своих граждан жильем, продовольствием, работой, защищать их гражданские права и личные свободы. К тому же административно-правовая трансформация управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России может дать возможность для государства и общества свободно добиваться национально-правового развития и прогресса, а также удовлетворения основных потребностей и прав человека. Эта проблема наглядно предстает, если рассматривать процесс институализации комплексной защиты безопасности, истоки опасностей для государственной власти через современную концепцию административно-правовой трансформации управления защитой конституционного строя, безопасности и благополучия России.
Такая методологическая проработка настоящей проблемы имеет исключительно большое правовое и политическое значение. В самом деле, прошла эйфория, порожденная окончанием «холодной войны», когда многие считали тему безопасности утратившей свою актуальность и не содержащей ни конституционно-правового, ни административно-правового смысла. Конечно, окончание жесткой конфронтации двух различных систем отодвинуло нависшую над миром опасность всеуничтожающего, глобального столкновения. Но в целом это не привело к ликвидации вызовов, угроз и опасностей в мире и для России, ее государственности, правовой и политической систем. Да и можно ли, опираясь на нынешние реалии, считать бывшее противостояние стран окончательно канувшим в Лету?
На новом этапе административно-правового исследования указанной проблемы необходимо принять во внимание достигнутые результаты и достижения предшествующей научной мысли. Это традиционные дискуссии о специфике государственной безопасности России в контексте ее отношений к Западу и Востоку. Принципиальные оценки достижений в наиболее важных отечественных и зарубежных исследованиях находят свое выражение, прежде всего, в переосмыслении идей, функций и методов осуществления государственной власти, в запрете создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства; на создание
вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни [1, с. 160]. В фактах столкновения и борьбы за власть диаметрально противоположных политических сил достаточно явно просматривается опасность укрепления радикальных позиций, а именно: насилие, провоцирование его, желание раз и навсегда устрашить своего противника. Хотя информационное насилие не лучше, а масштаб его гораздо больше и влиятельнее.
Криминализация власти в перспективе может представлять собой наибольшую опасность для антикризисного управления защитой конституционного строя, безопасностью и благополучием государства [2, с. 34]. Это все большее превращение ее в исполнительную волю крупного капитала, имеющего в значительной мере криминальную основу, растущая коррумпированность высшего и среднего чиновничества, генералов и высших офицеров силовых структур, региональных элит [3]. Бесспорно, все это имеет далеко идущие последствия для правового обеспечения управления защитой конституционного строя, безопасностью и благополучием страны.
Для того чтобы не развивалась опасность превращения России в государство с неустойчивым конституционным строем, необходимо искоренять негативные явления и тенденции. Так, во многих случаях государственные, общественные и муниципальные органы и организации совершают правонарушения, наносящие ущерб миллионам людей, как, к примеру, необоснованное снижение заработной платы, недофинансирование первейших потребностей оборонных объектов (например, в строительстве космодрома Восточный). Обрекаются на нищенское, голодное существование многие люди и по многим другим причинам (дороговизна питания, одежды, жилищно-коммунальных услуг).
Литература и источники
1. Лихачев С.В. Сущность и содержание понятия «общественная безопасность» // Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 5(68). С. 158-165.
2. Ларина Е.А. Повышение морального авторитета государственной власти // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и право. 2015. № 3(16). С. 33-36.
3. Алешкова И.А., Конюхова И.А., Темираев А.В. Конституционно-правовое регулирование противодействия терроризму в Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования // Право и государство: теория и практика. 2008. № 9 (45). С. 67-72.
4. Бряник Н.В. Право и власть: философские акценты // Философия права. 2001. №1. С.51-53.
5. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. М.: Юрайт. 2014. 494 с.
6. Кутафин О.Е. Государственное право Российской Федерации: учебник. - Т.1.М.: Изд-воЮрид. лит., 1996. -584 с.
7. Оболонский А.В. Без реформы бюрократии административные реформы бессмысленны // Общественные науки и современность. 2014. №6. С.59-60.
8. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // СПС КонсультантПлюс.
9. Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности: учебник. 2-е изд. М.: Изд-во РАГС, 2005. 344 с.
10. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М.: Изд-во Юрист, 1994. 285 с.
References and Sources
1. Lihachev S.V. Sushchnost' i soderzhanie ponyatiya «obshchestvennaya bezopasnost'» // Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. № 5(68). S. 158-165.
2. Larina E.A. Povyshenie moral'nogo avtoriteta gosudarstvennoj vlasti // Izvestiya YUgo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Istoriya i pravo. 2015. № 3(16). S. 33-36.
3. Aleshkova I.A., Konyuhova I.A., Temiraev A.V. Konstitucionno-pravovoe regulirovanie protivodejstviya terrorizmu v Rossijskoj Federacii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy sovershenstvovaniya // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. 2008. № 9 (45). S. 67-72.
4. Bryanik N.V. Pravo i vlast': filosofskie akcenty // Filosofiya prava. 2001. №1. S.51-53.
5. Vasilenko I.A. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. M.: YUrajt. 2014. 494 s.
6. Kutafin O.E. Gosudarstvennoe pravo Rossijskoj Federacii: uchebnik. - T.1.M.: Izd-voYUrid. lit., 1996. - 584 s.
7. Obolonskij A.V. Bez reformy byurokratii administrativnye reformy bessmyslenny // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2014. №6. S.59-60.
8. O strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 // SPS Konsul'tantPlyus.
9. Prohozhev A.A. Obshchaya teoriya nacional'noj bezopasnosti: uchebnik. 2-e izd. M.: Izd-vo RAGS, 2005. 344 s.
10. Rumyancev O.G. Osnovy konstitucionnogo stroya Rossii. M.: Izd-vo YUrist, 1994. 285 s.
ПОЗДНЯКОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного и трудового права Юго-Западного государственного университета.