16. Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v RF ot 13.04.2007 g. «Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii za 2006 god».
17. Chepunov, O. I. Centralizaciya i decentralizaciya v administrativnoj reforme//Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2008. № 1. S. 68-70.
Кандан Чодураа Сергеевна - аспирант юридического факультета Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
Kandan Choduraa - graduate student of the Faculty of Law of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]
УДК 34.342.15
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО ЗАЩИТЕ И ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВАХ, ВХОДЯЩИХ В ЕАЭС И СНГ
Кудинов В.В.
Курганский государственный университет, Курган
CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF THE POWERS OF THE HIGHER AUTHORITIES FOR THE PROTECTION AND THE PROTECTION OF THE STATE BORDER OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE MEMBER STATES OF THE CIS AND EAEC
Kudinov V.V.
Kurgan State University, Kurgan
Конституционно-правовая основа защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности государства закреплена в положениях Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законах (законах Российской Федерации). Конституционная модель единства защиты суверенитета и целостности государства является основополагающим принципом обеспечения безопасности личности, общества и государства в пограничном пространстве.
Ключевые слова: Конституция РФ, законы, пограничная политика, интересы, безопасность, государственная граница, государство, общество.
Constitutional and legal framework for the protection and the protection of the State border of the Russian Federation in the sphere of ensuring security of the state is enshrined in the provisions of the Constitution of Russian Federation, federal constitutional and federal laws (the laws of the Russian Federation). The constitutional model of unity to defend the sovereignty and integrity of the state is a fundamental principle of security of individuals, society and the state in the border area.
Key words: Constitution of Russian Federation, laws, border policy, interests, security, state border, state, society.
Территория Российской Федерации является неприкосновенной, на ней обеспечиваются единое экономическое пространство, единая валюта, устанавливаются единое гражданство, верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории страны, а органы государственной власти и местного самоуправления составляют единую систему, действующую на основе общих принципов, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.
Государственная целостность России означает, что ни один субъект Российской Федерации не имеет права выхода из ее состава (сецессии), а органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не могут не выполнять положения, закрепленные в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что государственную власть в стране осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды [1].
Защита государственной границы отнесена Конституцией Российской Федерации к исключительному ведению Российской Федерации. Обеспечивая суверенитет на всей своей территории, Российская Федерация устанавливает статус и режим государственной границы Российской Федерации в соответствии с Законом «О Государственной границе Российской Федерации», обеспечивает ее неприкосновенность и защиту как дипломатическими, так и военными способами [2].
В данной области Россия тесно сотрудничает как с государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) так и с государствами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ). В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и выступлении Президента Российской Федерации на Заседании коллегии Федеральной службы безопасности 26 февраля 2016 года, отмечается важность этого сотрудничества [3].
Решения, принимаемые в сфере защиты и охраны государственной границы, должны реализовываться в национальных законодательствах и в деятельности уполномоченных субъектов.
Гарантом целостности Российской Федерации является Президент России, в присяге, при вступлении в должность, он клянется защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства.
Глава Российского государства утверждает, по представлению Председателя Правительства Российской Федерации, положения о большинстве федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по обеспечению безопасности и обороноспособности страны, назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами, и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации.
Применительно к защите и охране государственной границе в главе 4 Конституции первостепенное значение имеют статьи 80 (часть 2), 82, 83 (пункт «ж»), 85, 87 (часть 1) и 90. Из этих норм следует, что Президент Российской Федерации обязан принимать меры по охране суверенитета России, и ее безопасности. Президент и Правительство Российской Федерации обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России, в том числе в такой сфере ведения Федерации, как безопасность и защита государственной границы [4].
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в пункте 4 мотивировочной части постановления от 31 июля 1995 г. № 10-П, Конституция определяет вместе с тем, что Президент Российской Федерации действует в установленном Конституцией порядке.
Для случаев, когда этот порядок не детализирован, а также в отношении полномочий, не перечисленных в статьях 83—89 Конституции, их общие рамки определяются принципом разделения властей (статья 10 Конституции) и требованием статьи 90 (часть 3) Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации. Кроме того, реализация Президентом своей компетенции в «установленном Конституцией Российской Федерации порядке» предполагает также возложение им на Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 114 (пункт «ж» части 1) Конституции задач во исполнение указов Президента Российской Федерации.
Следует иметь в виду, что приведенный в главе 4 Конституции перечень полномочий Президента Российской Федерации нельзя рассматривать в качестве исчерпывающего (закрытого). В правоприменительной практике неоднократно возникала необходимость прибегать к так называемым «скрытым полномочиям», что получило фактическое признание и Конституционного Суда Российской Федерации. Имело место обращение к этому правовому институту и при регулировании отдельных вопросов защиты и охраны государственной границы. В качестве примера можно привести Указы Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. № 371 «О совершенствовании порядка пересечения государственной границы Российской Федерации» и 19 июня 1996 г. № 943 «О проведении эксперимента по невойсковой охране отдельных участков государственной границы Российской Федерации».
Представляется, что институт так называемых «скрытых (подразумеваемых)» полномочий Президента Российской Федерации может стать дополнительным правовым резервом развития защиты и охраны государственной границы. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 апреля 1996 г. № 11-П, в соответствии со статьей 80 Конституции Президент Российской Федерации является гарантом Конституции и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
В силу этого не противоречит Конституции издание им указов, восполняющих пробелы в нормативном правовом регулировании по вопросам, требующим
законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов (пункт 4 мотивировочной части). Данная правовая позиция впоследствии была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 апреля 1997 г. № 7-П (пункт 4 мотивировочной части).
Особый интерес для защиты и охраны государственной границы может представлять положение статьи 85 (часть 2) Конституции, согласно которому «Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом» [4].
Отдельные нормы, посвященные прерогативам Президента Российской Федерации по защите и охране государственной границы, содержатся в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Согласно части первой статьи 32 названного Федерального конституционного закона Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации и утверждает по представлению Председателя Правительства Российской Федерации положения о них, и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации [3].
Президент России руководит непосредственно и через федеральных министров деятельностью федеральных органов исполнительной власти и находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств.
Глава государства распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, а в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы, может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент Российской Федерации.
Президент Российской Федерации руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты государственной границы, при этом Федеральное Собрание вправе принимать законы, определяющие их правовое положение. Будучи законодательным органом, Федеральное Собрание исполняет и
некоторые функции контроля, за деятельностью исполнительной власти в сфере защиты государственной границы. Так, например, Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Правительством России, в том числе, за расходованием средств, выделенных на защиту, обустройство и охрану государственной границы.
Защита и охрана государственной границы является исключительной прерогативой высших органов государственной власти, как в Российской Федерации, так и в государства входящих в СНГ и ЕАЭС [5].
Конституция России в главе 5, определяя полномочия Федерального Собрания, также содержит в себе нормы, посвященные регулированию защиты и охраны государственной границы [4].
В частности, статья 106 (пункт «д») Конституции определяет, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежит принятый Государственной Думой федеральный закон по вопросам статуса и защиты государственной границы Российской Федерации. Значение статьи 106 (пункт «д») Конституции, однако, отнюдь не исчерпывается признанием особого правового значения, что выражается в исключительном порядке рассмотрения и одобрения имеющего центральное значение для защиты и охраны государственной границы федерального закона. Упомянутая конституционная норма, находящаяся в неразрывном нормативном единстве и системной взаимосвязи с положениями статьи 71 (пункт «н») Конституции, прежде всего, предопределяет название и содержание соответствующего федерального закона по вопросам защиты и охраны государственной границы.
Федеральное Собрание Российской Федерации призвано выполнять три главные функции парламента: представлять многонациональный народ России, принимать законы и формировать правовые основы защиты Государственной границы Российской Федерации.
В сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации орган законодательной власти на федеральном уровне:
может участвовать в определении государственной политики и стратегии по защите границ государства, направленной на обеспечение безопасности личности, общества, государства и формировании (создании) законодательного механизма реализации этой политики и стратегии;
формирует правовую основу защиты государственной границы Российской Федерации; разрабатывает систему правового регулирования отношений по защите государственной границы, устанавливает порядок организации и деятельности органов, обеспечивающих защиту государственной границы;
заслушивает доклады Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководителей ФСБ России и Пограничной службы ФСБ России;
определяет бюджетные ассигнования на финансирование деятельности ФСБ России и федеральных программ в сфере защиты и укрепления государственной границы;
ратифицирует и денонсирует международные договоры и соглашения Российской Федерации по вопросам установления, формирования и защиты государственной границы.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что Федеральное Собрание вправе принять к своему рассмотрению и разрешить в законодательном порядке практически любой вопрос, относящийся к исключительным предметам ведения Российской Федерации, а положения статьи 106 (пункт «д») Конституции выступают в качестве важнейшего правооснования для дальнейшего развития и совершенствования нормативного правового регулирования защиты и охраны государственной границы.
Рассмотрев статус, обязанности и функции Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, следует отметить, что от их согласованного взаимодействия и деятельности по осуществлению полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, зависят выявление, локализация и ликвидация внутренних и внешних угроз безопасности Российской Федерации и обеспечение ее интересов в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
Устанавливая полномочия каждого из участников (субъектов), призванного реализовывать защиту и охрану государственной границы, государство тем самым определяет свойственные только ему задачи и функции [6]. При этом оно должно охватить все сферы общественных отношений, стараясь избежать ненужного параллелизма и дублирования, так как полномочия определяют специфическую роль каждого субъекта и вместе с тем обеспечивают согласованность совместных действий [7].
При этом нельзя забывать и о существующих противоречиях и проблемах, возникающих между государствами СНГ и ЕАЭС, которые влияют не только на характер межгосударственных отношений, но и на защиту и охрану государственной границы. В настоящее время продолжается поиск наиболее оптимальной модели защиты и охраны государственной границы и выработка научно-обоснованной системы правовых средств ее обеспечения, что предполагает широкое использование сравнительно-правового метода научного исследования [8]. Межгосударственная интеграция в рамках ЕАЭС позволяет выработать новые, отвечающие современным требованиям формы и методы обеспечения национальной безопасности.
Национальные законодательства государств СНГ и ЕАЭС аккумулируют последние достижения юридической науки и практики в данном вопросе, поэтому проведение сравнительно-правовых исследований в этой области только обогащает отечественную юриспруденцию новыми идеями и вариантами их претворения в жизнь, а его результаты позволят сосредотачивать положительный зарубежных опыт в российских условиях [9].
Вместе с тем, полномочия высших органов государственной власти по защите и охране государственной границы определены в национальном законодательстве по разному, что снижает эффективность их деятельности в решении задач по совместной защите и охране внешних и внутренних участков государственной границы.
Библиографический список
1. Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации: указ Президента. Рос. Федерации от 11 августа 2003 г. № 960. М., 2006. [По состоянию на 10.08.15.].
2. Основы пограничной политики Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации от 19 сентября 1996 г. // Рос.газ. 1996. 6 нояб.
3. Минаев, А.В., Кудинов, В.В. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны государственной границы (на примере государств-участников Содружества Независимых Государств): монография Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2016. 188 с.
4. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) - «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
5. Кудинов, В.В, Минаев, А.В. Государственная граница как объект конституционно-правового регулирования (на примере государств-участников Евразийского экономического союза): монография. Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2016. 180 с.
6. Чепунов, О.И. Об эффективности судебной власти//Современное право. 2009. № 5(1). С. 79-83.
7. Минаев, А.В., Эртине, К.К. Государственная политика России в области национальной безопасности. Королёв: // «Право и государство: теория и практика». Издательский дом «Право и государство», 2013, № 9 (105). С.129 - 133.
8. Минаев, А.В. Влияние и роль Концепций на охрану Государственной границы Российской Федерации в конце XX века. Москва: // «Государственная власть и местное самоуправление». Издательская группа «Юрист», 2012, № 4. С. 17-20.
9. Minaev, A.V. Rules of the Russian Federation border regime // «Law and modern states». 2013. № 3. С. 73-76.
Bibliograficheskij spisok
1. Polozhenie o Federal'noj sluzhbe bezopasnosti Rossijskoj Federacii: ukaz Prezidenta Ros. Federacii ot 11 avgusta 2003 g. № 960. M., 2006. [Po sostoyaniyu na 10.08.15.].
2. Osnovy pogranichnoj politiki Rossijskoj Federacii, utv. Prezidentom Rossijskoj Federacii ot 19 sentyabrya 1996 g. // Ros.gaz. 1996. 6 noyab.
3. Minaev, A.V., Kudinov, V.V. Polnomochiya organov gosudarstvennoj vlasti i organov mestnogo samoupravleniya v sfere zashchity i ohrany gosudarstvennoj granicy (na primere gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv): monografiya Kyzyl: Izd-vo TuvGU, 2016. 188 s.
4. «Konstituciya Rossijskoj Federacii» (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) - «Sobranie zakonodatel'stva RF», 04.08.2014, № 31, st. 4398.
5. Kudinov, V.V, Minaev, A.V. Gosudarstvennaya granica kak ob"ekt konstitucionno-pravovogo regulirovaniya (na primere gosudarstv-uchastnikov Evrazijskogo ehkonomicheskogo soyuza): monografiya. Kyzyl: Izd-vo TuvGU, 2016. 180 s.
6. Chepunov O.I. Ob ehffektivnosti sudebnoj vlasti//Sovremennoe pravo. 2009. № 5(1). S. 79-83.
7. Minaev, A.V., EHrtine, K.K. Gosudarstvennaya politika Rossii v oblasti nacional'noj bezopasnosti. Korolyov: // «Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika». Izdatel'skij dom «Pravo i gosudarstvo», 2013, № 9 (105). S.129 - 133.
8. Minaev, A.V. Vliyanie i rol' Koncepcij na ohranu Gosudarstvennoj granicy Rossijskoj Federacii v konce XX veka. Moskva: // «Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie». Izdatel'skaya gruppa «YUrist», 2012, № 4. S. 17-20.
9. Minaev, A.V. Rules of the Russian Federation border regime // «Law and modern states». 2013. № 3. C. 73-76.
Кудинов Владимир Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Курганского государственного университета, E-mail: [email protected]
Kudinov Vladimir - candidate of Legal Sciences, assistant professor of cCvil and Legal disciplines of the Faculty of Law of the Kurgan State University, E-mail: [email protected]
УДК 343.914 (571.52) ББК 67.518.7 (2 Рос. Тув) М 77
ЖЕНСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Монгуш А.Л., Монгуш А.С.
Тувинский государственный университет, Кызыл
FEMALE CRIME IN THE REPUBLIC OF TYVA
Mongush A.L., Mongush A.S.
Tuvan State University, Kyzyl
В статье рассматриваются структура и анализ динамики женской преступности, которая является одной из актуальных криминологических проблем на сегодняшний день.
Ключевые слова: женская преступность, динамика женской преступности, структура женской преступности, личность женщины-преступницы, причины женской преступности.
The article deals with the structure and the analysis of the dynamics of female crime, which is one of the current criminological problems for today.
Key words: female criminality, the dynamics of female criminality, the structure of female crime, the identity of the female crime, causes of female crime.