--ЮРИСПРУДЕНЦИЯ--
УДК 341.222+351.746.1 (Р57)
ЗАЩИЩЕННОСТЬ СИБИРИ: НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОГРАНИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Звягин А.А.
Тувинский государственный университет, Кызыл
SECURITY OF SIBERIA: THE NATIONAL SECURITY IN THE BORDER SPACE OF THE
SIBERIAN FEDERAL DISTRICT
Zvyagin A.A.
Tuvan State University, Kyzyl
В статье дается анализ понятий, характеризующих национальную безопасность, и акцентируется внимание на приграничных территориях, входящих в состав пограничного пространства Сибири.
Ключевые слова: безопасность, пограничное пространство, приграничная территория.
The article gives an analysis of concepts that characterize national security, and focuses on the border territories included in the frontier areas of Siberia.
Key words: security, border space, border area
Каждый стремится к обеспечению безопасности: граждане к обеспечению собственной безопасности, юридические лица - защиты в своей деятельности, государство - к обеспечению национальной безопасности.
В Российском государстве долгом и обязанностью гражданина является именно защита Отечества, в то время как охрана границ страны ложится на плечи узкого круга лиц, несущих военную службу по контракту [1].
В настоящее время возникает необходимость повышения уровня правосознания граждан в сфере обеспечения безопасности, как на общегосударственном уровне, так и в масштабах отдельной административно-территориальной единицы России.
В статье приведены понятия «национальная безопасность», «пограничное пространство», «приграничная территория» и рассмотрено пограничное пространство Сибирского федерального округа по приграничным территориям, включенным в его состав.
Под безопасностью мы понимаем состояние защищенности жизнедеятельности субъекта от угроз как внутренних, так и внешних.
Национальная безопасность - понятие более обширное, под которым законодатель понимает состояние защищенности от внутренних и внешних угроз, направленных: для личности и общества на обеспечение реализации прав и свобод, дарованных Конституцией Российской Федерации, а также на достойные качество и
уровень их жизни; для государства - на обеспечение суверенитета, государственной и территориальной целостности и устойчивого социально-экономического развития [2].
В соответствии с принятой стратегией, обеспечение безопасности в пограничном пространстве страны является одним из главных аспектов государственной и общественной безопасности Российской Федерации.
Нельзя не согласиться с Минаевым А.В. в том, что государственная граница является ключевым звеном в системе национальной безопасности России [3].
Под государственной границей законодатель понимает линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, определяющую пределы государственного суверенитета России на суше, водах, недрах и воздушном пространстве страны [4].
Любая граница имеет свои пределы, свою зону действия, свое пограничное пространство.
Интерпретаций данного понятия немного. Так, по мнению Академии Федеральной пограничной службы под пограничным пространством следует понимать пространственные пределы, включающие помимо государственной границы России, приграничную территорию, воздушное пространство, прилежащую зону, континентальный шельф и исключительную экономическую зону страны [5].
Однако указанная выше трактовка понятия имеет малую направленность, ориентированную на узкий круг специалистов, знакомых с терминами, содержащимися в толковании понятия.
Поэтому автор полагает уместным принять позицию Щербакова А.С., понимавшего под пограничным пространством особую социальную область, образовавшуюся на стыке соседних государств, в пределах которой проходят процессы и явления, обусловленные факторами границы и различиями этих государств, как в политической, так и в социально-экономической жизни. Пограничное пространство выступает в роли уязвимой и болевой части национальной безопасности России [6].
Любое пространство, в том числе и пограничное, делится на определенные территории (регионы), имеющие границы, как между собой, так и с сопредельными государствами.
Под приграничным регионом автор понимает субъект Российской Федерации, имеющий границы как с соседними административно-территориальными единицами, так и с сопредельными государствами.
Приграничные регионы - это особая категория регионов в системе российского регионализма и федерализма в силу специфики своего географического расположения и экономического и политического состояния. Цели и задачи они признаны выполнять особые, т.к. отчасти на них возлагается ответственность за национальную безопасность и целостность страны [7].
Однако под приграничной территорией можно понимать не только приграничный регион - субъект Российской Федерации, но и перечень муниципальных образований, входящих в приграничные регионы [8].
На территории Сибирского федерального округа после распада Советского Союза существовало нескольких типов границ, имеющих различный уровень обустройства пограничной инфраструктуры и международно - правового оформления.
Так, в масштабах округа Россия граничит с Китайской Народной Республикой, Монголией и Республикой Казахстан.
То есть, современная Сибирь имеет как участки границ бывшего СССР (Китай, Монголия), так и участки с государством Содружества Независимых Государств (Казахстан) [9].
В округе из 12 регионов 7 приграничные: Республики Алтай, Бурятия и Тыва, Алтайский и Забайкальский края, Новосибирская и Омская области.
При этом Омская, Новосибирская области и Алтайский край представлены как казахстанское приграничье, а Республики округа и Забайкальский край отнесены к восточносибирскому приграничью [10].
Особенность Забайкальского края - его «отдаленность» со всеми вытекающими обстоятельствами: малонаселенностью, сезонной безработицей, миграционным оттоком. Кроме того, край имеет границы как с Монголией, так и с Китаем.
Республика Бурятия характеризуется самой протяженной границей с Монголией (1273 км) и многолетними добрососедскими отношениями.
В составе округа имеется и субъект, который менее века назад представлял самостоятельное государство - Тувинскую Народную Республику. С октября 1944 г. Республика вошла в состав СССР на правах автономной области, сейчас это субъект Российской Федерации - Республика Тыва [11].
Уникальность расположения Республики Алтай заключается в том, что этот приграничный регион имеет границы с тремя государствами одновременно: Китаем, Монголией и Республикой Казахстан.
Казахстанское приграничье характеризуется непродолжительными отношениями. Первым шагом навстречу друг другу стало подписание Соглашения о сотрудничестве приграничных областей от 26 января 1995 года.
Также к казахстанскому приграничью относится обилие совместных российско -казахстанских предприятий и применение единых таможенных тарифов в рамках Таможенного союза, а с 1 января 2015 года - Евразийского экономического союза [4].
Исследование понятий, приводимых в первой части статьи и описание приграничных территорий, включенных в состав Сибирского федерального округа, позволяют автору сформировать следующие умозаключения [12].
Под национальной безопасностью в пограничном пространстве Сибири автор понимает: состояние, когда гражданам, обществу и округу в целом предоставляется защита от внутренних и внешних угроз со стороны сопредельных государств, обеспечиваемое на приграничных регионах Сибири от Сладковского района Омской области до Могочинского района Забайкальского края.
Учитывая различную степень обустройства границ Сибири с сопредельными странами и различный уровень экономики приграничных регионов, ключевыми
направлениями по повышению национальной безопасности в пограничном пространстве являются повышение уровня международно-правового оформления границы и социально-экономического развития приграничных территорий округа.
Библиографический список
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Минаев, А.В., Кудинов, В.В.. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере защиты и охраны государственной границы (на примере государств-участников Содружества Независимых Государств): монография / А.В. Минаев, В.В. Кудинов. - Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2016. 188 с.
3. Минаев, А.В. Международно-правовой процесс закрепления границ Российской Федерации. Кызыл: //«Вестник ТывГУ» Изд-во РИО ТывГУ, 2013.- выпуск 1, С.77-83.
4. Кудинов, В.В., Минаев, А.В.. Государственная граница как объект конституционно-правового регулирования (на примере государств-участников Евразийского экономического союза): монография/ В.В. Кудинов, А.В. Минаев. - Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2016. 180 с.
5. Minaev, A.V. RULES OF THE RUSSIAN FEDERATION BORDER REGIME. // «Law and modern states». 2013. № 3. С. 73-76.
6. Щербаков, А.С. Пограничная безопасность России. М. Обозреватель. 2001.№ 3.
7. Раньжина, И.В. Особенности приграничного сотрудничества субъектов Российской Федерации с Китаем. В сборнике: РОССИЯ И КИТАЙ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА Материалы IV международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы: Д.В. Буяров, Д.В. Кузнецов. 2014. С. 222-226.
8. Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками: Указ Президента Российской Федерации от 09 января 2011 года № 26 - «Российская газета», № 1, 11.01.2011.
9. Минаев, А.В. Влияние и роль Концепций на охрану Государственной границы Российской Федерации в конце XX века. Москва: // «Государственная власть и местное самоуправление». Издательская группа «Юрист», 2012, № 4. С. 17-20.
10. Григорьева, Л.О. Влияние приграничного положения на экономическую ситуацию республики Бурятия. В сборнике: РОССИЯ И КИТАЙ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА Материалы IV международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы: Д.В. Буяров, Д.В. Кузнецов. 2014. С. 163-168.
11. Минаев, А.В. Становление правовых основ государственной границы СССР на тувинском участке в послевоенное время // Общество и право. - Краснодар: Изд-во Краснодар. ун-та МВД России, 2009, № 3 (25). С. 31-34.
12. Чепунов, О.И. Конституционно-правовые аспекты модернизации органов государственной власти в Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. 2012. № 5. - С. 8. Bibliograficheskij spisok
1. «Konstituciya Rossijskoj Federacii» (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 21.07.2014 N 11-FKZ) // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 04.08.2014, № 31, st. 4398.
2. Minaev, A.V., Kudinov, V.V.. Polnomochiya organov gosudarstvennoj vlasti i organov mestnogo samoupravleniya v sfere zashchity i ohrany gosudarstvennoj granicy (na primere gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv): monografiya / A.V. Minaev, V.V. Kudinov. -Kyzyl: Izd-vo TuvGU, 2016. 188 s.
3. Minaev, A.V. Mezhdunarodno-pravovoj process zakrepleniya granic Rossijskoj Federacii. Kyzyl: //«Vestnik TyvGU» Izd-vo RIO TyvGU, 2013.- vypusk 1, S.77-83.
4. Kudinov, V.V., Minaev, A.V.. Gosudarstvennaya granica kak ob"ekt konstitucionno-pravovogo regulirovaniya (na primere gosudarstv-uchastnikov Evrazijskogo ehkonomicheskogo soyuza): monografiya/ V.V. Kudinov, A.V. Minaev. - Kyzyl: Izd-vo TuvGU, 2016. 180 s.
5. Minaev, A.V. RULES OF THE RUSSIAN FEDERATION BORDER REGIME. // «Law and modern states». 2013. № 3. S. 73-76.
6. SHCHerbakov, A.S. Pogranichnaya bezopasnost' Rossii. M. Obozrevatel'. 2001.№ 3.
7. Ran'zhina, I.V. Osobennosti prigranichnogo sotrudnichestva sub"ektov Rossijskoj Federacii s Kitaem. V sbornike: ROSSIYA I KITAJ: ISTORIYA I PERSPEKTIVY SOTRUDNICHESTVA Materialy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennye redaktory: D.V. Buyarov, D.V. Kuznecov. 2014. S. 222-226.
8. Ob utverzhdenii perechnya prigranichnyh territorij, na kotoryh inostrannye grazhdane, lica bez grazhdanstva i inostrannye yuridicheskie lica ne mogut obladat' na prave sobstvennosti zemel'nymi uchastkami: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09 yanvarya 2011 goda № 26 - «Rossijskaya gazeta», № 1, 11.01.2011.
9. Minaev, A.V. Vliyanie i rol' Koncepcij na ohranu Gosudarstvennoj granicy Rossijskoj Federacii v konce XX veka. Moskva: // «Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie». Izdatel'skaya gruppa «YUrist», 2012, № 4. S. 17-20.
10. Grigor'eva, L.O. Vliyanie prigranichnogo polozheniya na ehkonomicheskuyu situaciyu respubliki Buryatiya. V sbornike: ROSSIYA I KITAJ: ISTORIYA I PERSPEKTIVY SOTRUDNICHESTVA Materialy IV mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennye redaktory: D.V. Buyarov, D.V. Kuznecov. 2014. S. 163-168.
11. Minaev, A.V. Stanovlenie pravovyh osnov gosudarstvennoj granicy SSSR na tuvinskom uchastke v poslevoennoe vremya // Obshchestvo i pravo. - Krasnodar: Izd-vo Krasnodar. un-ta MVD Rossii, 2009, № 3 (25). S. 31-34.
12. Chepunov, O.I. Konstitucionno-pravovye aspekty modernizacii organov gosudarstvennoj vlasti v Rossijskoj Federacii//Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2012. № 5. - S. 8.
Звягин Алексей Анатольевич - аспирант юридического факультета Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected] Zvyagin Alexey - graduate student of the Faculty of Law of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected]