Научная статья на тему 'ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
294
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРАТУРЫ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROSECUTOR'S SUPERVISION / OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES / POWERS OF THE PROSECUTOR'S OFFICE / OPERATIONAL-SEARCH MEASURES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аушев Михаил Ахметович

Данная обзорная статья посвящена организации прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также изучению и анализу законодательных актов, регулирующих деятельность прокуратуры в процессе осуществления данного вида прокурорского надзора. Актуальность данной работы предопределяется тем, что в процессе производства оперативно-розыскных мероприятий, могут ограничиваться конституционные права человека и гражданина, а также тем фактом, что оперативно-розыскная деятельность может иметь конспирированный характер, в силу чего прокурорский надзор является наиболее рациональным средством установления и поддержания законности в данной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSECUTOR'S SUPERVISION OF THE EXECUTION OF LAWS BY BODIES ENGAGED IN OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES

This review article is devoted to the organization of prosecutorial supervision of the implementation of laws by entities engaged in operational-search activities, as well as to the study and analysis of legislative acts regulating the activities of the prosecutor's office in the process of implementing this type of prosecutorial supervision. The relevance of this work is predetermined by the fact that in the process of conducting operational investigative measures, the constitutional rights of a person and citizen may be limited, as well as by the fact that operational investigative activities may be of a conservative nature, by which prosecutorial supervision is the most rational means of establishing and maintaining legality in this activity.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

УДК 343.16

DOI 10.34076/2658-512X-2020-3-14-27

Аушев Михаил Ахметович (aushev1060@mail.ru)

Начальник судебного отдела Евразийской юридической ассоциации «Сенатор»

Mikhail A. Aushev Head of the Judicial Department Eurasian Law Association «Senator»

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ PROSECUTOR'S SUPERVISION OF THE EXECUTION OF LAWS BY BODIES ENGAGED IN OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES

Аннотация: Данная обзорная статья посвящена организации прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также изучению и анализу законодательных актов, регулирующих деятельность прокуратуры в процессе осуществления данного вида прокурорского надзора. Актуальность данной работы предопределяется тем, что в процессе производства оперативно-розыскных мероприятий, могут ограничиваться конституционные права человека и гражданина, а также тем фактом, что оперативно-розыскная деятельность может иметь конспирированный характер, в силу чего прокурорский надзор является наиболее рациональным средством установления и поддержания законности в данной деятельности.

Ключевые слова: прокурорский надзор, оперативно-розыскные мероприятия, полномочия прокуратуры, оперативно-розыскная деятельность.

Abstract: This review article is devoted to the organization of prosecutorial supervision of the implementation of laws by entities engaged in operational-search activities, as well as to the study and analysis of legislative acts regulating the activities

с работой других правоохранительных органов (например, типичная ситуация подобного соединения видна в статье 221 УПК РФ, предусматривающей полномочия прокурора в области контроля содержания обвинительного заключения, составленного следователем)1. Именно поэтому прокурорский надзор является наиболее эффективным способ своевременного выявления, пресечения, а также профилактики нарушений законодательства органами, осуществляющими ОРД. Указанное предназначение прокурорского надзора подчеркивается и в доктрине. Например, Карпов Н. Н. указывает, что прокурорский надзор проводится в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности, охраны законных интересов общества и государства при осуществлении ОРД [3, с. 6].

Сущность надзора раскрывается через два аспекта: то, что надзор является деятельностью в исключительной компетенции прокуратуры, и то, что данный надзор является неизбежным для проверки соответствия проводимой оперативно-розыскной деятельности Конституции страны и другим федеральным законам. Таким образом, огромная роль по реализации своих полномочий в данной сфере возлагается на прокуратуру, поскольку отношения, складывающиеся в ходе ОРД носят неординарный характер. В связи с этим, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, включает в себя, с одной стороны, реализацию надзорных функций в той части, которая включает в себя соблюдения законов теми лицами, которые уполномоченны проводить ОРМ, а с другой стороны, обеспечение соблюдения прав, свобод и законных интересов человека, а также общества и государства, устранение противоправной деятельности. Как и любой другой надзор, данный вид надзора, имеет свой собственный предмет, задачи и функции прокурора, что позволяет отличить его от других видов надзора.

Положение о предмете прокурорского надзора в сфере ОРД можно найти в статье 1 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (как основа деятельности прокуратуры) и в статье 29.2 Однако зафиксированные

позиции, касающиеся предмета надзора в сфере ОРД, не так очевидны.

1 Уголовно-процессуальный кодекс РФ: федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.

2 О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 06.02.2020 г.) // Российская газета. 1992. № 39.

Следует обратить внимание на то, что понимание соблюдения прав и свобод человека и гражданина касается только данного вида надзорной деятельности, то есть «охватывается только соблюдение и только тех прав, и свобод человека и гражданина, которые не относятся к предмету других отраслей прокурорского надзора» [4, с. 341-354].

В качестве проблемы, связанной с надзором в данной области, необходимо также отметить сложившуюся практику Конституционного Суда РФ по отказам в жалобах: в большинстве случаев именно отказом завершаются обращения лиц, пострадавших от действий следственных органов. Подобное произошло в деле, по которому Конституционный Суд РФ вынес Определение № 2783-О. В этом деле заявитель оспаривал положения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ «Об ОРД»). В частности, заявитель утверждал, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий производилось прослушивание его частных телефонных переговоров: для этого были вынесены постановления, давшие необходимое разрешение на проведение подобной деятельности, в которых имелись значительные нарушения (акты были приняты без достаточных оснований, не содержали полных сведений о лице, в отношении которого они были вынесены).3 Несмотря на факт того, что проблемы баланса людских интересов в законодательстве о правоохранительной деятельностью также являются острыми и определенно заслуживают дальнейших исследований, в подобных случаях как правило для отказа судом используются стандартные формулировки. Во-первых, Конституционный Суд Российской Федерации обычно не оценивает акты судов общей юрисдикции по существу, во-вторых, в статье 55 Конституции РФ четко закреплено положение, согласно которому «права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в

целях защиты основы конституционного строя, нравственности, здоровья, прав 3 Об отказе в принятии к рассмотрению гражданина Мельника Михаила Сергеевича на нарушение его конституционных прав и свобод статьями 3, 5, 7, 8 и 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: Определение Конституционного Суда Российской Федедерации от 25 октября 2018 г. // Официальный сайт Конституционного Суда РФ. URL: http://doc.ksrf.ru/decisioM/KSRFDecisioM364602.pdf (дата обращения: 15.02.2019 г.).

установленном законом порядке. Однако следует отметить тот факт, что данные документы не будут входить в предмет прокурорского надзора, а будут служить методом воздействия на незаконную деятельность оперативных сотрудников в совокупности с положением, входящего в предмет надзора в данной деятельности.

Деятельность органов, осуществляющих ОРД, должна проводиться строго в рамках закрытого перечня ОРМ, предусмотренного законодательством, а также с проверкой их обоснованности, законности, основания, а также их своевременного прекращения. Что касается сроков ограничения свободы лица, то прокурор проверяет соответствие указанных сроков требованиям постановления о заключении под стражу или решения суда. Самостоятельно прокурор не управомочен решать вопросы законности судебных актов о продлении сроков заключения под стражу или ограничения свободы.

Таким образом, резюмируя все проанализированное ранее, можно прийти к выводу, что прокурорский надзор в сфере ОРД представляет собой автономный вид деятельности органов прокуратуры, поскольку имеет свой предмет и задачи. Целью его осуществления является защита прав и свобод человека, а также охрана законных интересов общества и государства. Кроме того, следует подчеркнуть, что в некоторых случаях задачи прокуроров могут дополняться, например, если есть жалобы граждан, и нужно произвести выявление и устранение незаконного поведения оперативных сотрудников, уполномоченных на проведение ОРМ.

2. Основные направления прокурорского надзора в части соблюдения прав и свобод человека при проведении мероприятий ОРД.

Основные направления прокурорского надзора в области соблюдения прав и свобод человека при проведении мероприятий ОРД - это из видов деятельности прокуратуры. Их можно сгруппировать по признаку выполняемых задач ОРД.

Таким образом, Жук О. Д. указывает, что прокурор осуществляет надзорные функции по проверке исполнения закона об ОРД по следующим направлениям:

- выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений;

- по делам оперативного учета, заведенным на конкретных лиц;

для получения тех доказательств, которые нужны для достижения целей и задач уголовного процесса). На прокурора же возлагается обязанность осуществлять ОРМ, если имеет место «внепроцессуальная» форма, то есть при наличии неподтвержденной информации о готовящемся или совершаемом преступлении:

- осуществлять проверочные мероприятия по соблюдению законов в части установления лиц, которые совершили преступление;

- установить законность или противоправность действий оперативных сотрудников выполнения целей, задач, условий, порядка проведения ОРМ;

- проверка соблюдения сроков, установленные в постановлении судьи, а также соблюдения порядка ведения дел оперативного учета.

Для мероприятий по розыску лиц, скрывшихся от следствия, дознания и суда, нужно анализировать причины и условия таких обстоятельств, так как зачастую главным фактором может послужить, например, незаконное ограничение свобод и прав личности или же применение длительного физического или психического насилия, что является нарушением закона со стороны органов, осуществляющих ОРД. Такие лица могут представлять угрозу для конкретного человека, общества или всего государства, именно поэтому своевременное выявление обстоятельств поможет правильно скоординировать деятельность правоохранительных органов в нужном русле и эффективнее решить цели и задачи ОРД.

В положениях ст. 21 и 26 ФЗ «О прокуратуре РФ» написано о том, что органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод личности, и не должны вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. По сути это означает то, что прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод личности в ОРД должен лишь в оптимальной степени (в рамках взаимопомощи от правоохранительных органов) пересекаться с ведомственным контролем, а по функционалу не пересекаться вовсе.

Вместе же с тем, согласно ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор наделен следующими полномочиями:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.