Научная статья на тему 'ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ'

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
600
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / INVESTIGATIVE MEASURES / ПРОКУРОР / PROSECUTOR / НАДЗОР / SUPERVISION / ЗАКОННОСТЬ / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондарев П.А.

В статье исследуются полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность при проведении последними оперативно-розыскных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ПРОВЕДЕНИЕМ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Бондарев П.А. ®

Доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры специальных дисциплин Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России

Аннотация

В статье исследуются полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность при проведении последними оперативно-розыскных мероприятий.

Ключевые слова: оперативно-розыскные мероприятия, прокурор, надзор, законность.

Keywords: investigative measures, the Prosecutor, supervision, law.

До середины 80-х гг. оперативно-розыскная деятельность регулировалась закрытыми ведомственными актами МВД, КГБ и других органов и находилась за рамками правового поля. Единственное упоминание о праве органов дознания осуществлять оперативно-розыскные мероприятия было в Основах уголовного судопроизводства СССР, союзных республик, а также в статье 19 УПК РСФСР. При этом ни само понятие ОРМ, ни основания и условия их применения не раскрывалось[1, c. 170].

А. Ф. Козусев при исследовании указанного исторического периода отмечал, что, в связи с тем, что эта деятельность регламентировалась подзаконными актами закрытого характера, то только «прокурор не ниже областного уровня мог вмешаться в эту сферу, при определенных обстоятельствах»^].

Следует отметить, что Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 13 мая 1992 года стал первым в современной России, нормативно-правовым актом, который открыто, регулировал тайную работу правоохранительных органов. Закон был систематизирован и носил комплексный характер, что позволило рассматривать его в качестве основополагающего отраслевого нормативного правового акта, где, в частности, была предусмотрена система органов контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» впервые обозначил полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью производства оперативно-розыскных мероприятий.

Ввиду конспиративности оперативно-розыскной деятельности прокурорский надзор на сегодняшний день является наиболее эффективным средством установления законности в процессе осуществления ее задач.

Прокурорский надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является особым видом деятельности органов прокуратуры с целью обеспечения законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, уполномоченными на то субъектами.

Правовую основу организации и деятельности органов прокуратуры при осуществлении исследуемого вида надзора составляют:

- Конституция РФ

- ФЗ «О прокуратуре РФ»

- ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

- Ведомственные правовые акты: Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33 (ред. от 20.01.2017) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» Указание Генпрокуратуры РФ, ФСБ РФ от 18.04.2002 № 20-27/10 «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органами Федеральной службы безопасности» и др.

Предметом прокурорского надзора за законностью органов, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в соответствии со ст. 29 ФЗ «О прокуратуре РФ» являются: соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД; соблюдение установленного порядка проведения ОРМ; законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Актуальность рассматриваемого вида надзорной деятельности подтверждается статистическими данными Генеральной прокуратуры РФ.

Так, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в ходе осуществления надзора за исполнением законов, в 2016 г. было выявлено 708145 фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина [3].

Информацию о нарушении закона надзирающий прокурор может получить из следующих источников: оперативных сводок, статистических и отчетных данных, аналитических справок и докладных записок, жалобах и других обращениях граждан и организаций, материалах предшествующих прокурорских проверках и соответствующих актах прокурорского реагирования. Документы, относящиеся к оперативно-розыскной деятельности, группируются в надзорных производствах и номенклатурных делах[4].

При осуществлении рассматриваемого вида надзора, прокурор в первую очередь проверяется соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в ходе решения задач по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений.

Практика показывает, что одним из часто допускаемых нарушений является не соблюдение условий проведения ОРМ, связанных с ограничением прав и свобод человека и гражданина, а также законность и полнота проведения ОРМ.

По делам оперативного учета, связанным с оперативной разработкой лиц, подготавливающих или совершающих преступления, как правило, проводятся ОРМ, связанные с ограничением прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений [1, С. 174].

При этом в ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий, включая получение компьютерной информации, ограничение конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ осуществляется только на основании решения суда.

Ст. 9 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» регламентирует

порядок получения судебного решения. Прокурор, осуществляя надзор за законностью проведения названных мероприятий, должен убедиться в том, что у органа, осуществляющего ОРД, имелась такая информация, что мероприятия проводились по соответствующей категории уголовных дел, а также при наличии судебного решения о проведении мероприятий [5, с. 31].

Окончательная оценка результатов проверки складывается из следующих элементов: полноты проверки; числа выявленных нарушений законодательства; установления конкретных лиц, виновных в нарушении.

Согласно п. 9 Приказа Генерального прокурора РФ от 15.02.2011 г. № 33 [4], при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, уполномоченные прокуроры вправе и обязаны: получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по поводу выявленных нарушений закона; требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам; опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов; по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление, либо требовать передачи результатов оперативно-розыскной деятельности в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании; вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД.

Литература

1. Потапов С.А..Осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в оперативно-розыскной деятельности. Социально-экономические явления и процессы. 2016. Т. 11. № 12.

2. Винокуров Ю. Е [и др.] Прокурорский надзор. / Под ред. Ю. Е. Винокурова. М., 2001.С. 231-232

3. Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации http: //gcnproc. gov.ru/stat/ data/1162324/

4. Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33 (ред. от 20.01.2017) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» (вместе с «Инструкцией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» «Инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность» // «Законность» № 5, 2011 (Приказ).

5. Захарцев С. И., Игнащенков Ю. Ю. К вопросу о регламентации оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина // Российский следователь. 2006. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.