Научная статья на тему 'Прокуратура в системе судебных учреждений Кубани в период Февральской революции и гражданской войны 1917-1920гг'

Прокуратура в системе судебных учреждений Кубани в период Февральской революции и гражданской войны 1917-1920гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прокуратура в системе судебных учреждений Кубани в период Февральской революции и гражданской войны 1917-1920гг»

Карякин Андрей Владимирович

аспирант кафедры теории и истории государства и права Кубанского государственного университета (тел.: 89054079818)

Прокуратура в системе судебных учреждений Кубани в период Февральской революции и Гражданской войны 1917-1920гг.

Аннотация

Статья посвящена органам прокуратуры и судебным учреждениям, существовавшим при ведомстве юстиции Краевого правительства в Кубанском крае в 1917-1920 гг. В статье рассматриваются правовые акты, регламентирующие деятельность судебных учреждений и органов прокуратуры и их взаимодействие с другими учреждениями края.

Annotation

Article it is dedicated to the organs of procuratorship and to the courts, which existed with the department of the justice of territorial government in the Kuban edge into 1917-1920[gg]. In the article the lawful reports, which regulate activity of courts and organs of procuratorship and their interaction with other establishments of edge, are examined.

Ключевые слова: прокуратура, революция, Гражданская война, судебные учреждения, Краевое правительство, Екатеринодарский окружной суд.

toy words: рrocuratorship, revolution, Civil War, courts, territorial government, Ekaterinodarskiy circuit court.

В

последнее десятилетие в историко-юридической науке усилился интерес к изучению истории судебных учреждений и прокуратуры. Суд и прокуратура в Российском государстве являются значимыми элементами правоохранительной системы российского государства, призванной охранять права и свободы граждан Российской Федерации. Рост преступности и ухудшение криминогенной обстановки в 90-е гг. XX в., появление экстремистских организаций на Северном Кавказе и их террористическая деятельность в августе 2003г. в Краснодарском крае, ухудшение экономической ситуации вследствие мирового экономического кризиса и рост социальной напряженности в ряде регионов российского государства в 2009 г. - все эти общественные проблемы требуют от правоохранительной системы эффективных подходов к их решению.

Данная статья будет посвящена судебным учреждениям и органам прокуратуре как важнейшим элементам правоохранительной системы на территории Кубанского края в период революции и Гражданской войны в 1917-1920 гг. Этот период неслучайно выбран для изучения. Годы Гражданской войны - это годы социальной

нестабильности, революционного террора и высокого уровня преступности. Изучение истории учреждений правоохранительной системы, особенно в кризисные периоды, способствует передачи опыта современным органам суда и прокуратуры в решении вышеперечисленных проблем. В 1917 г. на Кубани образовывается автономная область - Кубанский край, на территории которого формируется своя система правоохранительных органов. В годы Гражданской войны перед правоохранительной системой Кубанского края стояли схожие с современными проблемы, только в большем объеме и в условиях чрезвычайного положения. В данной статье рассматриваются правовые акты, регламентирующие деятельность судебных учреждений и органов прокуратуры и их взаимодействие с другими учреждениями края, структуру. Февральская революция, падение монархии, гражданская война внесли свои коррективы в работу судебных органов и прокуратуры. Особенностью этого периода времени (27 февраля 1917 г. - 17 марта 1920) стало сохранение на Кубани дореволюционных судебных учреждений. Екатеринодарский окружной суд, органы прокуратуры, мировые суды, действовали на основе имперской

ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2009 №4 (26)

242

законодательной базы. Кубанские судебные органы и прокуратура работали в условиях чрезвычайного положения и революционного террора. Непосредственным изменениям подверглась иерархия подчиненности судебной системы. Условно время работы судебных учреждений в период гражданской войны можно разделить на три этапа. Первый этап - (27 февраль 1917 - 14 марта 1918гг.) судебные учреждения Кубани и органы прокуратуры функционировали под руководством министерства юстиции Временного правительства. Второй этап - (14 марта 1918 - 17 августа 1918гг.) углубление революционной ситуации на Кубани и захват власти большевиками. Время строительства и работы советских судебных учреждений. Третий этап - (17 августа 1918 - 17 марта 1920гг.) реставрация прежних дореволюционных судебных учреждений при ведомстве юстиции Краевого правительства Кубанского края. Восстановление власти Краевого правительства и Особого совещания при Добровольческой армии.

Отличительной чертой Кубанской области по сравнению с другими регионами России во время гражданской войны было сохранение казачьего административно-судебного аппарата и параллельно учреждение, и функционирование новых органов власти Временного правительства - гражданских комитетов, а позже Главнокомандующего Добровольческой армии и Особого совещания. В марте 1917г. согласно решению временного правительства был организован Временный Центральный Исполнительный Комитет под руководством К.Л. Бардижа [1, с. 154]. Ни Временное правительство, ни казачья администрация не проводили реформирование кубанских судебных учреждений и прокуратуры. Политика временного правительства ограничивалась несколькими указами. В частности, указ Временного правительства от 28 марта 1917г. отменяет на территории Кавказского края, куда входила и Кубанская область ст. 1276 "Устава уголовного судопроизводства", согласно которой прокурор окружного суда в случае заявленного им требования мог приостанавливать оправдательные приговоры. В этот же день Временное правительство издает указ "Об условиях занятия должностей по судебному ведомству". Этот правовой акт предоставлял возможность чинам судебного ведомства, в том числе и чинам прокуратуры, занимать основные должности при меньшей выслуги лет, чем это требовали "Судебные установления". Деятельность органов судебной системы и

прокуратуры была прервана с приходом советской власти в Екатеринодар. В марте 1918г. в городе Екатеринодаре устанавливается власть ЦИК Кубанской Советской Республики, провозглашенной в Армавире в феврале 1918г. [2, с. 108] С утверждением советской власти были упразднены судебно-административные учреждения и прокуратура. Новая власть учредила советские органы управления и суда. Непосредственно органов прокуратуры или подобных им в тот период времени на территории Кубанской области не существовало.

Восстановление работы органов прокуратуры и других судебных учреждений началось с возвращения казачьего правительства в Екатеринодар в месте с частями Добровольческой армии в августе 1918г. Административно Кубанский край подчинялся Верховному главнокомандующему

Добровольческой армии, но пользовался широкой автономией. На Кубани формируется Кубанское краевое правительство и различные ведомства "для заведывания указанными делами в порядке управления" [3, л. 8] Основу Судебной системы в Кубанском крае составили следующие судебные органы: Временные чрезвычайные военные суды, Верховный военный суд, Екатеринодарский окружной суд и прокуратура, мировые суды. Первое время после возвращения в Екатеринодар правотворчество Краевого правительства отличается чрезвычайным характером, что объяснялась классовой борьбой и обострившейся социально-политической обстановкой в условиях гражданской войны. Лето-осень 1918г. - время активной работы Временных чрезвычайных военных судов. Основным указом, посвященным чрезвычайным судам, стал указ Краевого правительства №10 от 12 июля 1918г., по которому суды учреждаются атаманами отделов в составе двух членов и председателя из строевых офицеров (по возможности с юридическим образованием). Временные чрезвычайные военные суды рассматривали дела о преступных деяниях "виновность в совершении, которых столь очевидна, что по ним не требуется возбуждения предварительного следствия. [4, л. 9] Временные военные чрезвычайные суды рассматривали дела политического и уголовного характера, такие как: служба на руководящих и ответственных должностях в органах советской власти, участие в вооруженных формированиях советской власти, убийство, разбой, грабеж, изнасилование и т.д. За совершенные преступные деяния виновных обычно приговаривали к расстрелу. Смертный приговор утверждался войсковым атаманом. Но

243

могли быть и исключения. При наличии смягчающих обстоятельств приговор мог быть смягчен и заменен каторжными работами или тюремным заключением. Приказ №70 от 27 августа 1918г. также являлся важнейшим правовым актом чрезвычайного законодательства Краевого правительства. Приказ №70 расширял подсудность Верховного военного суда на гражданских лиц. Этот правовой акт основывался на статьях чрезвычайного дореволюционного законодательства, посвященного регионам, находившимся на военном положении. Согласно приказу "Все не принадлежащие к армии лица в Кубанском крае, состоящем на военном положении, подлежали военному суду и наказанию по законам военного времени" за политические и уголовные преступные деяния. [4, л. 73] Таким образом, первые полгода после восстановлении власти Краевого правительства на Кубани основную массу преступлений рассматривали чрезвычайные и военный суды. Последний имел свой штат судебных следователей и чинов военной прокуратуры.

Параллельно с разработкой чрезвычайного законодательства Краевое правительство уделяло много времени восстановлению судов общей и мировой юрисдикции. В августе 1918 была восстановлен Екатеринодарский окружной суд и прокуратура, а чуть позже, мировые суды. Органы суда и прокуратуры подчинялись члену правительства по ведомству юстиции. Он же избирает лиц по своему усмотрению на должности прокурора и председателя суда. Окончательно назначение на должности происходило после утверждения Кубанским краевым

правительством [4, л. 106]. В августе 1918г. при ведомстве по делам юстиции при Краевом правительстве был образован временный комитет по судебным делам в составе председателя и членов Екатеринодарского окружного суда и прокурора того же суда, призванный решать задачи по восстановлению судов общей и мировой юрисдикции. [5, с. 102-103] Приказ № 116 от 14 октября регламентировал процесс восстановления гражданских и уголовных дел общей и мировой подсудности [4, л. 73]. Восстановление дел мировой подсудности происходило после составления заключения работниками органов прокуратуры. Краевое правительство приняло "Временное законоположение об установлении некоторых изменений и дополнений в порядке надзора за Судебными Установлениями и ответственности должностных лиц судебного ведомства. В частности дисциплинарные дела мировых судов рассматривал Екатеринодарский окружной суд

[5, с. 104]. В конце 1918г. Краевая Рада принимает решение об упразднении чрезвычайных военных судов. Действие приказа №10 останавливалось. Дела, по которым чрезвычайные комиссии произвели предварительные следствия передавались военному прокурору. Дела без производства следствия предавались в Екатеринодарский окружной суд [5, с. 101]. В Кубанском крае до февраля 1920г. не было высшей судебной инстанции. Дела незаконченные в Екатеринодарским окружном суде на апелляцию передавались в Новочеркасскую судебную палату в соответствии с Судебными Уставами [3, л. 35]. 14 февраля 1920г.состоялось общее собрание департаментов Екатеринодарской судебной палаты. Несколько дней ранее член Краевого правительства по делам юстиции официально объявил об учреждении Екатеринодарской судебной палаты. С этого времени Екатеринодарская судебная палата являлась высшей судебной инстанцией для Екатеринодарского окружного суда и мировых съездов. Правда, деятельность Екатеринодарской судебной палаты была не долгой. 17 марта 1920г. начался штурм Екатеринодара частями 9-й армии [6, с. 533]. С захватом Кубани вооруженными силами большевиков все существовавшие судебные учреждения были упразднены.

Таким образом, до конца 1918г, а именно во время активной борьбы с большевиками и установление относительной стабильности, на территории бывшей Кубанской области действовали чрезвычайные и военные суды. Относительная стабилизация обстановки привила к ликвидации Временных военных чрезвычайных судов и восстановлению судов общей и мировой юрисдикции вместе с органами прокуратуры. Органы прокуратуры и следствия осуществляли свою деятельность, основываясь на дореволюционном законодательстве. Судебные учреждения работали в условиях нехватки кадров и переизбытка дел, что влекло за собой рассмотрение наиболее важных категорий дел и консервацию менее значимых [7, л. 1]. Сложность работы судебных органов и прокуратуры заключалось, в том числе, и в отсутствии учреждений, которые ранее осуществляли дознание. Органы, заменившие полицию и жандармерию, действовали крайне неэффективно в сфере производства дознания [3, л. 61]. Помимо своих традиционных задач: п о д д е р жа н и я о бвинения , н а д з о р а з а предварительным следствием, местами лишения свободы, мировыми съездами, органы прокуратуры выполняли функции юристконсула

_244

ОБЩЕСТВО И ПРАВО 2009 №4 (26)

при Краевом правительстве. В конце хотелось обратить внимание, что органы кубанской прокуратуры в целом продолжали осуществлять свои прежние функции. Оценивать роль прокуратуры в борьбе с преступностью достаточно сложно. Их деятельность, как элементов правоохранительной системы, призванных противоборствовать росту преступности и ограждать граждан от преступников, в условиях социально-экономического кризиса, Гражданской войны, оказалась не столь значительной как в спокойное время. Хотя из всех судебных учреждений, органы прокуратуры и судебные учреждения общей и мировой подсудности являлись на тот момент наиболее цивилизованной и прогрессивной частью правоохранительной системы, функционирующей на регламентирующих законом нормах.

Литература

1. Кирюшин С. Ю. Сень Д. В. "Свой среди чужих, чужой среди своих": судьба белого комиссара К.Л. Бардижа //Гуманитарная мысль Юга России. Краснодар, 2005. № 1.

2. Сенцов А. А.Из истории строительства советов на Кубани в 1918г. //Правоведение. 1966. № 2.

3. ГАКК. Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 122.

4. ГАКК. Ф. Р-14. Оп. 1. Д.4.

5. Остапенко П. И., Щетнев Е. В. Законодательство Кубанского края.(Опыт историко-правового исследования. Краснодар, 2000.

6. Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920г. Краснодар, 1996.

7. ГАКК. Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 476.

245

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.