Научная статья на тему 'ПРОКСЕМИКА КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ПРОКСЕМИКА КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1726
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ПРОКСЕМИКА / ЯЗЫК ПРОСТРАНСТВА / НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ / COMMUNICATION / PROXEMICS / SPATIAL LANGUAGE / NONVERBAL COMMUNICATION / NATIONAL MENTALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдуллаева Мадина Имимаевна

В статье представлены особенности использования невербальной коммуникации в соответствии с коммуникативным намерением адресанта в этнокультурной среде. Проксемика как язык пространства раскрывает менталитет и национальное коммуникативное поведение дагестанского этноса. Целью данной статьи является установление функций и средств проксемики, принципов организации пространства коммуникантов, которые являются частью культуры определенного этноса. В связи с этим проксематическое поведение, в большей мере, определяется факторами национального коммуникативного поведения, а именно традициями, связанными с уважительным почитанием старших, особенностями гостеприимства, роли и отношений мужчин и женщин в социуме. Основные положения, сформулированные в исследовании, направлены на выделение уровней лингво-культурологического анализа межличностного общения. Коммуникативное пространство рассматривается как основной объект данного исследования. Предметом исследования выступает особый проксематический код общения и связанные с ним процессы кодирования и декодирования информации, что составляет основу проксематического поведения человека в этнокультурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROXEMICS AS A FACTOR OF NATIONAL COMMUNICATIVE BEHAVIOR

The article deals with the features of the use of non-verbal communication in the ethno-cultural environment. Proxemics, as a spatial language, describes the mentality and the national communicative behavior of Dagestani ethnic group. The purpose of this article is to establish the functions and resources proxemics, the organization principles of the communication spaces that are part of the culture of a particular ethnic group. This is determined by factors of national communicative behavior. The traditions are associated with the respect and hospitality features, roles and relationships of men and women in society. The study is focused on the allocation of levels lingvo-cultural analysis of interpersonal communication. Communicative space is considered as the main object of this study. The subject of research is the special code of proxemics communication and related processes of encoding and decoding of information in ethno-cultural environment.

Текст научной работы на тему «ПРОКСЕМИКА КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

PR OX EM!CS AS A FACTOR OF NATIONAL COMMUNICATIVE BEHAVIOR

AMuflaeva Ma din a Imimaevna, PhD of Philosophical sciences, Associate Professor, Department of Foreign languages, faculty of Economics, Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan

The article deals with the features of (he use of non-verbal communication in the ethno-cultural environment, Proxemics, as a spatial language, describes the mentality and the national communicative behavior of Dagestan! ethnic group. The purpose of this article is to establish the functions and resources proxemics, the organization principles of the communication spaces that are pan of the culture of a particular ethnic group. This is determined by factors of national communicative behavior. The traditions are associated with the respect and hospitality features, roles and relationships of men and women in society. The study is focused on the allocation of levels tingvo cultural analysis of interpersonal communication. Communicative space is considered as the main object of this study. The subject of research is the special code of proxemics communication and related processes of encoding and decoding of information in ethno-cultural environment.

Keywords; communication; proxemics; spatial language; nonverbal communication; national mentality. DO! 10.24923/2222-243X.2020-35.18

УДК 177.1 ПРОКСЕМИКА КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО

ВАК РФ 09.00.11 КОММУ НИКА ТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

0 Абдуллаева ММ, 2020 В era rte представлены особенности использования невербальной коммуникации в соответствии с коммуникативным намерением адресанта в этнокультурной среде. Проксемика как язык пространства раскрывает менталитет и национальное коммуникативное поведение дагестанского этноса. Целью данной ста тьи являе гея установление функций и средс тв проксемики, принципов организации пространства коммуникантов, которые являются частью культуры определенного этноса. В связи с этим проксематическое поведение, в боль шей мере, определяется факторами национального коммуникативного поведения, а именно традициями, связанными суважительным почитанием старших, особенностями гостеприимства, роли и отношений мужчин и женщин в социуме. Основные положения, сформулированные в исследовании, направлены на выделение уровней лйнгво культурологического анализа межличностного общения. Коммуникативное пространство рассматривается как основной обьект данного исследования. Предметом исследования выступает особый проксематический код общения и связанные с ним процессы кодирования и декодирования информации, что составляет основу проксематического поведения человека в этнокультурной среде.

Ключевые слова: коммуникация; проксемика; язык пространства; невербальная коммуникация; национальный менталитет.

АБДУЛЛАЕВА Мадина Нмимаевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра Иностранных языков Экономического факультета, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Республика Дагестан

Проксемика или язык пространства - один из видов невербальной коммуникации, это специальная научная область, которая занимается изучением пространственных и временных условий общения. Такого рода коммуникативная компетентность партнеров в межкультурном общении зависит от компетентности в отношении времени и пространства. Всякого рода информация подвергается кодированию, при этом система кодирования и раскодирования должна быть знакома всем участникам процесса коммуникации. Если в общении на вербальном уровне сама система кодификации уже общеизвестна, то при невербальной коммуникации дело обстоит иначе. В данном случае на первый план выходит определение самого кода и, главное, определение уровня владения партнером - коммуникантом этим же самым кодом. От способности правильно интерпретировать пространственное поведение зависит исход коммуникации - взаимопонимание, с одной стороны, или конфликт, в противном случае. "По сути, проксемика является одной из базовых подсистем невербальной семиотики, которая, как и прочие не-

** Статьи Раздела соответствуют отрасли -09.00.00 Философские науки, по которой KANT включен в список рецензируемых журналов ВАК России.

вербальные семиотические подсистемы, представляет собой разновидности кодов культуры" [Каримова, 2012, 231].

Основателем проксемики как науки является Э. Холл. Он исследовал особенности пространственной организации общения сначала у животных, а потом у людей. Изучая американскую культуру, ученый пришел к выводу относительно особенностей норм приближения друг к другу партнеров по общению, характерных данной культуре [Байбурин, 1988, 13). Дистанция в процессе коммуникации внутри дагестанского этноса тоже играет немаловажное значение. "Для представителей дагестанских народностей расстояние между коммуникантами изменяется в зависимости от географического положения. Так, например, средняя дистанция между общающимися для народов южного Дагестана определяется 45-60 см, у северных кумыков это расстояние составляет 75-85 см; для горцев Центрального Дагестана характерна дистанция в пределах 65-75 см" [Лугуев, 2001, 40]. Дистанция зачастую характеризуется вариативностью и колеблется в зависимости от пола, возраста, общественного и социального положения коммуникантов.

Функции и средства проксематического поведения. 6 коммуникации лроксематичес-кие средства выполняют разнообразные функции, Одной из основных функций выступает регулирующая функция. Расстояние между коммуникантами во время речевого общения определяется характером их отношений (официальные/ неофициальные, интимные/ публичные) - рукопожатие, поцелуй или легкое объятие при встрече/ прощании.

Наиболее ярко такого рода средства представлены в поведенческой культуре народностей Дагестана. "Правила проксематического поведения могут быть универсальными и куль-туроспецифическими" [Молчанова, 2013, 58]. К универсальным правилам проксематического поведения относятся:

1. Приписывание некоторым пространственным фрагментам определенного смысла и наделение их культурными смыслами. Например, выделение какой-то части пространства как маркированной (хутналла кьал - кунацкая, самая красивая комната 8 доме у абсолютно каждого жителя высокогорного аула Кубачи, Представленная внешне в виде мини-музея, стены которой увешаны и расставлены старинной дорогостоящей посудой); наложение ограничения или запрета на размещение отдельных предметов на определенном уровне

(например, священная книга для каждого мусульманина - Коран, должна храниться на уровне не ниже уровня "авраата" (не ниже пояса)) или расположение лиц в определенных местах (самое почетное и удобное место отводится представителю более старшей возрастной группы в Дагестане).

2. Организация пространства на вербальном и невербальном уровне. Это касается не только личного, но и социального пространства со всеми его вытекающими последствиями (так, например, разделение высокогорного аула Кубачи в Дагестане на верхнее и нижнее село и исходя из этого особые социальные отношения между его жителями),

К культуроспецифическим правилам про-ксемного поведения относятся правила выбора места и расстояния. В разных культурах существуют разные правила и модели поведения в пространственном континууме. Оп-г ределенного рода нормы поведения для представителей одной культуры могут показаться обидными или даже оскорбительными для представителей других культур. Дело в том, что мы ощущаем пространство вокруг нас как продолжение нашей личной зоны и ощущаем дискомфорт при ее нарушении. Немаловажным компонентом успешного общения считается взаимозависимость между типом культуры и типом предпочитаемой для общения дистанции. Если принимать во внимание дагестанский менталитет, то дистанция для беседы определяется по таким показателям, как место встречи, пол, возраст, социальный статус, степень знакомства, физические и психические свойства партнера, предполагаемый способ взаимодействия, цель и пр. Так, например, С.А. Лугуев в своей работе описывает поведение дагестанских девушек и женщин при встрече, которые могут "обняться, обменяться поцелуями, держать руку собеседницы в своих руках, взять подругу под руку, шутливо ткнуть пальцем в бок, одернуть на подруге платье или поправить платок, воротник, убрать с одежды собеседницы соринку" [Лугуев, 2001, 40[, что в свою очередь шокирует представителя той же страны, но другого этноса, других традиций и менталитета. 6 среде кумыков полуобъятия с родственницами, а также родственниками, подругами, соседками считаются не только допустимыми, но и этикетно-обязательными, или даже иными словами, эти-кетно затребованными.

Согласно Г,£, Крейндлину, существует еще и психологическая дистанция. "Поцелуй может быть не только физическим, интимным, но и

О

си о си

-О X

я ^

со си г

Ё

93

психологическим, формальным (формальный социальный жест - отношение дагестанца к близкой родственнице, или наоборот. Пожимать руку следует всей ладонью, придав лицу приветливое выражение)" [Крейндлин, 2004, 468].

Принципы организации пространства ком-муникзнтов. В широком смысле слова наука проксемика - это наука о том, как "простран-ствоформируетменталитеттех, кто его населяет, о том, как пространство и ландшафт влияют на человеческое восприятие и коммуникацию" [Молчанова, 2013,57]. Проксематическое поведение жителей Кавказа занимает особое место в системе морально-этического поведения. На основе традиционных морально-этических норм поведение представителей кавказского этноса учитывает этическую целесообразность и закономерность взаимного расположения между коммуникантами: это и дистанция, и позиции "спереди-сзади", "справа-слева", "вверху-внизу", "внутри-снаружи" и др.

"Позиции "центр", "справа", "впереди", иногда "в глубине (помещения)" более престижны на Кавказе и предназначаются для символизации высокого статуса коммуникантов, либо выражения особых почестей в случае какой-то инверсии традиционно бытующих признаков авторитета. Чаще всего иерархия на Кавказе основывается на компетенциях пола и возраста, однако на сегодняшний день случаются и исключения. Будучи материальным и зримым воплощением неких абстрактных категорий нравственного порядка на Кавказе, стратификация пространства способствует их семантическому осмыслению и культурной трансляции" [Хадикова, 2014, www].

По сравнению с позицией "позади" позиция "впереди" почти в любых ситуациях является почетной. Позволить себе идти впереди старшего, обогнать старшего и идти впереди на узкой горной тропе считается верхом невоспитанности на Кавказе. Младший может себе позволить такое только по настоятельной просьбе старшего по возрасту или крайней необходимости. Группа людей, куда-либо направляющаяся (будь то выражение соболезнования близким покойного, или же радостные социальные ситуации, такие как сватовство, всякого рода поздравления), возглавляется либо духовным лицом, либо старейшинами, или же лицами старшей возрастной группы. Во всех случаях, если в передвижениях принимает участие гость, ему, независимо от его возраста, отводится место во главе процессии. Старшие первыми входят в дом, старшие первые расса-

живаются на наиболее почетных местах при каких-либо коллективных мероприятиях. Соответственно, угощения первым подаются старшим, старшие начинают трапезу, старшие первыми встают и выходят из-за стола, первыми прощаются с организаторами застолья, первыми выходят из дома, за пределы ворот. Интересным остается факт передвижения супругов вдвоем: мужчина идет обычно чуть впереди, жена, сестра на 2-3 шага позади. Передвижение матери, теток и бабушек в пространственном отношении занимает позицию

- рядом.

Позиции "справа", "направо", "правый" считаются наиболее почетными в дагестанской среде. Так, только правой рукой осуществляется передача предмета из рук в руки. Переступать порог дома или же молитвенного дома полагается только с правой ноги. Невеста переступает порог дома будущего мужа тоже с правой ноги. Но в туалетное помещение полагается войти с левой, а выйти с правой ноги. Этого же правила стараются придерживаться, входя во двор, в комнату покойного и покидая их.

Структурирование пространства "вверху"

- "внизу" раскрывается особенностями встречи путников на дороге. Направляющийся вверх имеет ряд преимуществ по отношению к спускающемуся. Первому уступают дорогу, его же первым приветствуют, и беседа, как правило, завязывается по инициативе поднимающегося. Считается неприличным говорить со старшим, находясь по отношению к нему выше (на ступеньках лестницы, на подъеме дороги, на склоне горы). Похожими символическими свойствами имеют позиции "внутри" - "снаружи". Так, столы при застольях, по случаю семейных праздников внутри дома, накрываются для более именитой, представительной части пришедших и односельчан (сваты, близкие родственники старшего поколения, уважаемые гости, кунаки), для остальных же угощение подается во внутреннем дворе.

С точки зрения этикетного поведения огромное значение придается позициям "сидя"

- "стоя". Старшего по возрасту во всех случаях приветствуют стоя, В таком же положении продолжается общение до тех пор, пока старший по возрасту не предложит присесть. У себя дома старший может приветствовать младших родственников сидя, но односельчан встречает стоя, если сам не очень стар. Находясь на годекане, месте общинного схода, которое есть в каждом дагестанском селе, где ежедневно собираются мужчины, чтобы обсудить все сельские новости, проблемы и дела, самые старшие

могут ответить на приветствие односельчан, не вставая с места. "Принцип почитания старших выражается в том, что более молодое поколение уступает старшим везде и во всем безотносительно родства или близости" [Абакарова, 2014,12].

Проксемика определяется как один из видов невербальной коммуникации партнеров в межкультурном общении в определенное время и в определенном пространстве. Важное значение обретает определение уровня владения коммуникантом этим же самым кодом, что может способствовать правильной интерпретации пространственного кодового поведения. Проксемика коммуникации как форма оценки дозволенного в пространстве общения определяется в статье на уровне: интимного, персонального, социального и публичного расстояния. Принципы организации пространства коммуникантов как часть культуры этноса определяется условиями их жизни. В силу этих условий проксематическое поведение в весомой степени определяется факторами национального коммуникативного поведения, а именно особенностями традиций почитания старших, обычаями гостеприимства и куначества, особыми социальными ролями мужчин и женщин в обществе.

Литература:

1. Абакарова P.M. Этос этноса: нравственно-регулятивная роль традиции в эт но культуре. - СПб., 2003.

2. Абакарова P.M. "Этноэтикет в истории и современности // Вестник дагестанского научного цен тра РАО. - 2014. - №2, - С. 10 ■ 14.

3. Байбурин А,К. Об этнографическом изучении этикета // Этикет у народов Передней Азии : сб. статей.-М., 1988.

4. Дейк Т.А. ван Язык. Познание. Коммуникация. Ш, 1989.

5. Каримова Д.Х. Уровни анализа проксематичее-кого поведения в межличностном общении И Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. - 2012. --Т. 1. - №1. - С 229-237.

6. Крейндлин Г.Е. Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык, -MÜS Новое литературное обозрение, 2004, - С.467-469,

7. Лугуев С.А. Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана (XIX - на чалоXX в.), - Махачкала, 2001. - С. 40.

8. Молчанова Г.Г. Проксемика как фактор нацио-' налыюго самосознания II Вести Моск. ун-та Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. -2013,-№3.-С. 58-72.

9. Хадикова А.Х. Традиционная культура общения осетин этнокультурные особенности и истоки формирования. Ж. Современные проблемы науки и образования. - 2014. - N03. - С. 397.

10. Холл Ё.Т. Скрытое измерение. - Л., 1969.

О

си о OJ

-О X

я

со си Z

S

95

THE TRIAD OF POSTMODERN PHILOSOPHY: THE DEATH OF GOD" - "THEDEATH OF THE AUTHOR"- 'DEATH OFTHE SUBJECT

Amirkhanov Abdul Mijacevic, Undergraduate student Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan

The article covers the conception of postmodern philosophers through the triad of "God's death", "Author's death" and "Subject's death" conceptions. Postmodernism had the newest ideas of modem thinkers in its philosophy as ideas that were too critical to Modernism era(emerge). The critique touched the main problems in philosophy such as ontology, gnoseology and axiology and it proposed the newest vision of human problem, human being, his consciousness and meaning of life. The author of the article aims to review the current stage of philosophy and investigate the writings of F. Nietzsche, R. Bart and their vision of human problem in modern society in order to alter that society which will be destroyed and will go into oblivion with this approach to life.

Keywords: modernism; postmodernism; "death of God"; "death of the author"; "death of the subject".

DOI 10.24923/2222-243X.2020-3S.19

ТРИАДА ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ: "СМЕРТЬ БОГА "- "СМЕРТЬ АВТОРА "- "СМЕРТЬ СУБЪЕКТА "

В статье рассматриваются концепции философов постмодернистов через триаду понятий "смерть бога"- "смерть автора"- "смерть субъекта". Постмодернизм являл в своем философствовании новейшие идеи мыслителей современной эпохи как идеи, пронизанные критикой к эпохе модернизма. Критика затронула основные проблемы в философии: онтологию, гносеологию и аксиологию предложила свое новейшее видение проблемы человека, его бытия, сознания, смысла жизни. Автор статьи ставит целью рассмотрение современного этапа философии, исследовать труды Ф. Ницше, М Фуко, Р. Бартра, их видение проблемы человека в современном обществе с целью изменить данное общество, ко торое при таком подходе к жизни ждет гибель и уход в небытие. Ключевые слова: модернизм;постмодернизм; "смерть бога"; "смерть автора"; "смер ть су б ъекта".

УДК 001.128 ВАК РФ 09.00.01

0 Амирханов A.M., 2020

АМИРХАНОВ Абдул Махачевшч, магистрант. Дагестанский государствен ныйуниверситет, Махачкала, Республика Дагестан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.