Научная статья на тему 'ТРИАДА ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ: "СМЕРТЬ БОГА" - "СМЕРТЬ АВТОРА" - "СМЕРТЬ СУБЪЕКТА"'

ТРИАДА ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ: "СМЕРТЬ БОГА" - "СМЕРТЬ АВТОРА" - "СМЕРТЬ СУБЪЕКТА" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2379
345
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
МОДЕРНИЗМ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / "СМЕРТЬ БОГА" / "СМЕРТЬ АВТОРА" / "СМЕРТЬ СУБЪЕКТА" / MODERNISM / POSTMODERNISM / "DEATH OF GOD" / "DEATH OF THE AUTHOR" / "DEATH OF THE SUBJECT"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Амирханов Абдул Махачевич

В статье рассматриваются концепции философов постмодернистов через триаду понятий ";смерть бога" - "смерть автора" - ";смерть субъекта". Постмодернизм являл в своем философствовании новейшие идеи мыслителей современной эпохи как идеи, пронизанные критикой к эпохе модернизма. Критика затронула основные проблемы в философии: онтологию, гносеологию и аксиологию предложила свое новейшее видение проблемы человека, его бытия, сознания, смысла жизни. Автор статьи ставит целью рассмотрение современного этапа философии, исследовать труды Ф. Ницше, М. Фуко, Р. Бартра, их видение проблемы человека в современном обществе с целью изменить данное общество, которое при таком подходе к жизни ждет гибель и уход в небытие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRIAD OF POSTMODERN PHILOSOPHY: "THE DEATH OF GOD" - "THE DEATH OF THE AUTHOR" - "DEATH OF THE SUBJECT"

The article covers the conception of postmodern philosophers through the triad of "God's death", "Author's death" and "Subject's death" conceptions. Postmodernism had the newest ideas of modern thinkers in its philosophy as ideas that were too critical to Modernism era(emerge). The critique touched the main problems in philosophy such as ontology, gnoseology and axiology and it proposed the newest vision of human problem, human being, his consciousness and meaning of life. The author of the article aims to review the current stage of philosophy and investigate the writings of F. Nietzsche, R. Bart and their vision of human problem in modern society in order to alter that society which will be destroyed and will go into oblivion with this approach to life.

Текст научной работы на тему «ТРИАДА ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ: "СМЕРТЬ БОГА" - "СМЕРТЬ АВТОРА" - "СМЕРТЬ СУБЪЕКТА"»

могут ответить на приветствие односельчан,, не вставая с места. "Принцип почитания старших выражается в том, что более молодое поколение уступает старшим везде и во всем безотносительно родства или близости" [Абакарова, 2014,12].

Проксемика определяется как один из видов невербальной коммуникации партнеров в межкультурном общении в определенное время и в определенном пространстве. Важное значение обретает определение уровня владения коммуникантом этим же самым кодом, что может способствовать правильной интерпретации пространственного кодового поведения. Проксемика коммуникации как форма оценки дозволенного в пространстве общения определяется в статье на уровне: интимного, персонального, социального и публичного расстояния. Принципы организации пространства коммуникантов как часть культуры этноса определяется условиями их жизни. В силу этих условий проксематическое поведение в весомой степени определяется факторами национального коммуникативного поведения, а именно особенностями традиций почитания старших, обычаями гостеприимства и куначества, особыми социальными ролями мужчин и женщин в обществе.

Литература:

1. Абакарова P.M. Этос этноса: нравственно-регулятивная роль традиции в эт но культуре. - СПб., 2003.

2. Абакарова P.M. "Этноэтикет в истории и современности // Вестник дагестанского научного цен тра РАО. - 2014- - №2. - С. 10 ■ 14.

3. Байбурин А,К. Об этнографическом изучении этикета // Этикет у народов Передней Азии : сб. статей.-М., 1988.

4. Дейк Т.А. ван Язык. Познание. Коммуникация. Ш, 1989.

5. Каримова Д.Х. Уровни анализа проксематичее-кого поведения в межличностном общении И Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. - 2012. Т. 1. - №3. - С. 229-237.

6. Крейндлин Г.Е. Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык, -MÜS Новое литературное обозрение, 2004, - С.467-469,

7. Лугуев С.А. Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана (XIX - на чалоXX в.), - Махачкала, 2001. - С. 40.

8. Молчанова Г.Г. Проксемика как фактор нацио-' налыюго самосознания II Вестн. Моск. ун-та Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. -2013,-№3.-С. 58-72.

9. Хадикова А.Х. Традиционная культура общения осетин этнокультурные особенности и истоки формирования. Ж. Современные проблемы науки и образования. - 2014. - N03. - С. 397.

10. Холл Ё.Т. Скрытое измерение. - Л., 1969.

О

си о OJ

-О X

я

со си Z

S

95

THE TRIAD OF POSTMODERN PHILOSOPHY: THE DEATH OF GOD" - "THEDEATH OF THE AUTHOR"- 'DEATH OFTHE SUBJECT

Amirkhanov Abdul Mijacevic, Undergraduate student Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan

The article covers the conception of postmodern philosophers through the triad of "God's death", "Author's death" and "Subject's death" conceptions. Postmodernism had the newest ideas of modem thinkers in its philosophy as ideas that were too critical to Modernism era(emerge). The critique touched the main problems in philosophy such as ontology, gnoseology and axiology and it proposed the newest vision of human problem, human being, his consciousness and meaning of life. The author of the article aims to review the current stage of philosophy and investigate the writings of F, Nietzsche, R. Bart and their vision of human problem in modern society in order to alter that society which will be destroyed and will go into oblivion with this approach to life.

Keywords: modernism; postmodernism; "death of God"; "death of the author"; "death of the subject".

DOI 10.24923/2222-243X.2020-3S.19

ТРИАДА ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ: "СМЕРТЬ БОГА "- "СМЕРТЬ АВТОРА "- "СМЕРТЬ СУБЪЕКТА "

В статье рассматриваются концепции философов постмодернистов через триаду понятий "смерть бога"- "смерть автора"- "смерть субъекта". Постмодернизм являл в своем философствовании новейшие идеи мыслителей современной эпохи как идеи, пронизанные критикой к эпохе модернизма. Критика затронула основные проблемы в философии: онтологию, гносеологию и аксиологию предложила свое новейшее видение проблемы человека, его бытия, сознания, смысла жизни. Автор статьи ставит целью рассмотрение современного этапа философии, исследовать груды Ф. Ницше, М Фуко, Р. Баргра, их видение проблемы человека в современном обществе с целью изменить данное общество, ко торое при таком подходе к жизни ждет гибель и уход в небы тие. Ключевые слова: модернизм;постмодернизм; "смерть бога"; "смерть автора"; "смер гь су б ъекта".

УДК 001.128 ВАК РФ 09.00.01

0 Амирханов A.M., 2020

АМИРХАНОВ Абдул Махачевшч, магистрант. Дагестанский государствен ныйуниверситет, Махачкала, Республика Дагестан

Постмодернизм появился в 60-70 годах XX столетия, этот период можно обозначить как развитие демократического общества, материального производства, переход от индустриальной ступени к постиндустриальной в некоторых странах мирового сообщества, глобализацией и связанной с нею унификацией сфер жизни общества, переход к информатизации, виртуализации, деконструкции сознания, массовостью в сознании общества. Переход на новую ступень развития порождает новые доселе неизведанные философские проблемы, связанные с бытием человека в его жизни, познании и ценностных установках.

Целью данной статьи является рассмотрение проблемы человеческого бытия в философии постмодернизма через триаду концепций: "смерть бога" - "смерть автора" - "смерть субъекта" в онтологическом, гносеологическом и аксиологическом аспектах.

Для достижения цели статьи автор ставит перед собою следующие задачи: провести ретроспективный анализ литературы и источников по проблеме человека современного общества; применить методы индукции, дедукции, сравнения, обобщения, анализа и синтеза при исследовании концепций мыслителей постмодернизма; сделать выводы в заключении статьи и дать свои рекомендации по решению данной проблемы.

Постмодернизмом названа эпоха в философии, введённая американскими мыслителями, е которую вошли работы философов современников, затрагивающих проблему человеческого бытия и критически относящихся в своих размышлениях к эпохе модернизма, размышляющих о трансформации человеческого сознания, уход в виртуальный мир, отсутствие своих принципов, взглядов на мир, утративших смысл бытия, мышления, ценностных установок, смерти бога в сердцах людей, смерти автора, размышляющего, появление сверхчеловека и сверх разума, который является лишь плотью нашего воображения.

1979 год можно обозначить как год появления философского аспекта постмодернизма, связанного с именем Лиотара и его философского труда "Постмодернистское состояние; доклад о знании", в котором мыслитель рассматривает сущность постмодернизма через поиск истины а аспекте многообразия наук и приходит к выводу о значении предшествующей эпохи модернизма послужившей движущей силой для наук современного этапа развития и благодаря которому нынешние науки работают по инерции.

Истоки постмодернизма можно найти еще в учениях Карл Маркса, который в своих размышлениях критикует политическую экономику, а значит видит относительность мышления, действий, истины, мыслителем выдвинута идея ограниченности мировоззрения и влиянии на него истории. Новаторский подход к истории и ее пространственно-временной зависимости, релятивный подход к пониманию истины вносит существенный вклад в философию науки. Его рассуждения о социальной несправедливости выглядят следующим образом: "основанные на господстве капитала рыночные отношения исключают социальную справедливость. Они основаны на эксплуатации, принуждении и алчности владельцев собственности, составляющих "элиту" общества" [4], с помощью данных рассуждений он приходит к выводу о материалистической несправедливости в культуре постмодернистского общества.

Как пишет (И. И. Билалов, данный этап можно охарактеризовать как "Новая личность постмодернистского социума не обременена культурно-нравственными традициями и нормами, определенными политическими позициями, она инстинктивна, естественна, не подвержена условностям, она скорее, апатична, равнодушна, чем активна" [2, с. 113], она подвержена трансформации. Здесь на первый план выходят бессмыслица, отсутствие субъек-та и объекта познания, анархия мысли и действий, деконструкция мышления, усталость и молчание. Происходит инкультурация, в которой "личность как пребывает на уровне детства, приобретения и механического освоения языка, этикетных и религиозных норм, социальных ценностей, не приобщаясь к рефлексивным и творческим механизмам вхождения в культуру" [2, с. 112], в связи с чем вызывают интерес понимание и осмысление понятий "смерть субъекта", "смерть автора" и "смерть субъекта" в постмодерном обществе,

Е. Н. Шапинская, исследующая постмодернизм, пишет: "... идея прогресса, ориентация на новизну, преодоление традиции. Этот взгляд был крайне оптимистичен, предполагая, что прогресс в области искусства и науки приведет не только к господству над природой, но и к усовершенствованию личности, морали, справедливости институтов" [10, с, 231 ], усо-вершенствование личности произошло, но усовершенствование морали нет, постмодернизм аморален, свобода мысли потеряла контроль над сознанием, которое, если верить теории 3. Фрейда о бессознательном, вырвалась наружу.

Проблему прогресса в обществе и утрату ценностных установок на человека видели многие философы постмодернизма. Они развивали данную проблему в своих концепциях. Среди основных концепций в постмодернизме необходимо остановиться на такой триаде, как "смерть Бога" - "смерть автора" - "смерть субъекта",

Ф. Ницше является мыслителем, живущим и творящим в переломный момент, когда модернизм приходит к своему закату, а на смену ему начинает набирать обороты постмодернизм. Постмодернистские идеи просматриваются у Ницше в его нигилизме, в "переоценке всех ценностей". Он относится к числу философов, которого его современники считали "белой вороной" за мысли, востребованные в эпохе постмодернизма. Он затрагивал проблему "сверх человека", "деградации общественного сознания" и влекущую за этим проблему "Смерти Бога".

6 своем произведении "Веселая наука" Ницше обрисовал эпизод поиска бога у людей религиозных, но, как оказалось, живущих без бога в сердце. Бог умер в результате человеческого безразличия, отсутствия веры внутри каждого, он пишет следующее "Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами - кто смоет с нас эту кровь? Какой водой можем мы очиститься? Какие искупительные празднества, какие священные игры нужно будет придумать? Разве величие этого дела не слишком велико для нас? Не должны ли мы сами обратиться в богов, чтобы оказаться достойными его? Никогда не было совершено дела более великого, и кто родится после нас, будет, благодаря этому деянию, принадлежать к истории высшей, чем вся прежняя история!" [6] Ницше через своего героя пытается донести до читателя потерю общечеловеческих ценностей, "смерть бога", пагубность современного мира и в конечном счете его закат.

И. Клименко, анализируя Ф. Ницше и его изречение "Бог умер! И мы его убили!" в произведении-размышлении "Безумный человек", пишет следующее: "автор констатирует факт убийства, которое уже случилось, но внешне его еще не видно. Видно, как люди говорят о Боге, используют в своем лексиконе слово "Бог", ходят в Церковь, практикуют ритуальность и добродетель, но это не только не делает их лучше, но даже удаляет от Бога" [5], Ницше угадывает амбивалентность общества, их

игру, их несоответствие внутреннего и внешнего в поведении, латентную ненависть к Богу, за сдерживание своего либидо.

Соглашаясь с Игорем Клименко, можно сказать, что Ницше нашел способ донести до масс проблему упадка, он через "безумного человека", блуждающего днем с фонарем, прогнозирует будущее, и пишет следующее: "Я пришел слишком рано, - сказал он тогда, - мой час еще не пробил. Это чудовищное событие еще в пути и идет к нам - весть о нем не дошла еще до человеческих ушей. ...Это деяние пока еще дальше от вас, чем самые отдаленные светила, -и все-таки вы совершили его!" [6]. Данная концовка говорит о Ницше-футурологе, прогнозирующем будущее, пагубность технического прогресса, который не означает прогресс духа и человека, а наоборот, человек деградирует, убивая в себе бога, направляющего его на светлое сияние внутри. Гуманистические ценное-: ти классического периода сошли на нет, модернизм, а потом и постмодернизм внесли свои коррективы, теперь мир иллюзорен, направлен на массовость, компиляцию текстов, клонированию внешности под шаблоны, человек безволен.

По мнению А.Г. Дугина, которое он высказывал в своих рассуждениях, под волей постмодернистами может пониматься лишь запрограммированное поведение, навязанное программой по типу матрица. Данное утверждение не случайно, постмодернизм возник на третьей ступени развития постиндустриального общества или как его называют информационное общество, охарактеризованное развитием науки и информации, увеличившееся количество компьютеров и техники мобильной связи, данное общество можно назвать массовым обществом, зависящем от информационных технологий. Эту ступень развития и сам постмодернизм можно назвать массовым обществом \л массовым сознанием. Теряется индивидуальность, теряется индивид, все идет к небытию, т.е. к смерти. Философы все чаще начинают использовать данный термин в своих трудах и выдвигаемых концепциях.

Концепцию "смерть автора" основал Ролан Барт, филолог XX века, относящийся к эпохе постмодернизма, провозгласивший, что автор в современной литературе, искусстве утратил контроль над своим произведением, отношения отец-дитя, существовавшие в модернизме, сошли на нет, они переходят на новый уровень, когда рожденное автором произведение не нуждается более в своем создателе и "смерть

О

си о си

-О X

я ^

со си г

Ё

97

автора" не минуема. Если вспомнить такие произведения, как например "Гарри Потер" и его автора Джоан Роулинг, то автор уходит в тень, книги автора, по которым снят фильм, живут своей жизнью, ни режиссёра, ни оператора, ни автора данного произведения массы не знают, они увлечены главным героем и его жизнью. Триадаавтор-текст-читатель, где читатель - та ключевая фигура, благодаря которой живет текст, но не автор. Автор уходит в небытие, он умирает,

В концепции "смерть автора" главная в модернизме идея произведения утрачивает силу и смысл, мораль отходит на второй план, вопросы "что хотел сказать автор", "в чем главная идея произведения "не интересуют читателя, он поглощен текстом, он живет текстом, а текст живет читателем, происходит интерпретация текста по усмотрению читателя, его фантазии и его желания.

Рассматривая концепцию Р. Бартра "смерть автора", нельзя не сказать о том, что для подтверждения смерти Бартр заменяет понятие "Автор" на понятие "Скриптор", что в переводе означает "пишущий" Пишущий "несет в себе не страсти, настроения, чувства или впечатления, а только такой необъятный словарь, из которого он черпает свое письмо, не знающее остановки" [Т], в результате чего можно сказать, что язык говорит через писателя, а не писатель выражает свои мысли посредством языка. А потому автора и не существует, есть только читатель, воспринимающий случайно сгенерированный текст.

Предложенная метафора М. Фуко "смерть субъекта" означает, что субъект лишается своих привилегий, он не мыслит сам, он мыслит чужим субъектом и здесь как кстати высказывание Горация Sapere aude (с лат. - "Дерзай знать"), которое И. Кант перевел как "Имей мужество пользоваться собственным умом" [9]. "Смерть субъекта" Фуко как бы отвечает И. Канту, что мыслящих уже нет, они ушли - умерли. Кругом субъекты, ворующие чужие мысли, безвольные индивиды, идущие на поводу масс.

A.B. Дьяков размышляя о "смерти человека" (И. Фуко, так же считает, как и мы, что "Фуко, размышляя о "смерти субъекта", считает, что это субъект - хозяин собственных мыслей и поступков" [3], а так как в постмодернизме такого не происходит, то он умирает, нам же остается субъект, который "норовит ускользнуть от догмата "чистого мышления". Он непрестанно заявляет о своей чувственности, телесности, иррациональности, подверженности историческим трансформациям. Он норовит

"сойти с ума'; т.е. перестать быть "мыслящим", упасть в инакомыслие как без-мыслие" [3], Трансформация субъекта приводит к тому, что "субъект - это уже не человек, а некая гипотетическая "норма", шаблон, под который должны быть подогнаны конкретные индивиды, субъект уже никакая не "реальность", он виртуальный конструкт, вроде электрона, который существует как электромагнитная волна, но упорно понимается как материальная частица с отрицательным зарядом. Субъект сопротивляется этому навязыванию, ускользая в игровые сферы шутки, карнавала и безумия" (3J. Субъект постмодернизма есть клон, пребывающий в виртуальном пространстве, живущий виртуальной жизнью и желающий пребывать в этом небытии все свое бытие.

A.A. Себул в статье об исследовании "смерти субъекта" в фияософско культурологическом анализе постмодернизма выводит то, что выдвинутая концепция М, Фуко "смерть субъекта" превратила "Я" "в не-место, пустоту, через которую реализуется бесконечный тупик дискурса; разрушение его целостности, дробление "Я" на множество ролевых фрагментов Я, обусловленных различными голосами, вступающими во внутренний полилог" [7, с. 55] из чего следует, что целостность, реальность и сущностный характер "Я" были поставлены под вопрос.

И. Скоропанова в своих размышлениях о пользе постмодернизма выявляет, что постмодернизм "дал литературе новое измерение, раздвинул ее горизонты и, в то же время, поставил писателей перед лицом суперсложных задач: обретения многомерного, нелинейного художественного мышления в масштабах целых культурно-исторических эпох, овладения всеми типами письма, совмещения в одном авторе художника и философа (историка, литературоведа, культуролога и т. д.)..." [8, с. 529], в результате чего можно сказать, что субъект не исчезает, он начинает распадаться на множество субъектов, которые, как в матрешке, прячутся друг в друге, образовывая новую игру в новой роли под новой маской.

В заключение можно сделать следующие выводы о проблеме человеческого бытия, которые затронули мыслители в своих концепциях, предвидя проблемы, порождаемые современным обществом.

Онтологическая проблема раскрывается в триаде концепций Ф. Ницше, М. Фуко и Р. Барта, которые видят через аспекты проблемы "смерть субъекта", "смерть автора" и "смерть Бога" - смерть человечества.

Проблема познания рассматривается М. Фуко в словосочетании "смерть субъекта", человек утрачивает, по мнению философа, способности мыслить, он растворяется в массе, толпе, им правят инстинкты и бессознательное. Homo Sapiens как человек мыслящий уходит в небытие,остается человек бессознательный, стремящийся сойти с ума, стать шаблоном человека или клоном, представляющим однородную массу, бессмысленно существующей в пространстве глобальной сети.

Проблема переоценки ценностей в обществе, "смерть Бога" Ф. Ницше повествует о моде на веру, но не веру сердца, по этой причине вера утрачивает ценность и становится игрой. Общество, убивая Бога, убивает себя, оно движется к краху истории, краху бытия и уйдет в небытие.

Все три концепции, представленные философами постмодернизма, дополняют друг друга в той или иной степени. Так, например, концепция "смерть Бога" Ницше может быть рассмотрена и привязана к концепции "смерть автора" Ролана Барта, когда-то высказанная мысль о "смерти бога" продолжает жить в общественном сознании, которое не помнит автора, но размышляет, согласно своему видению данного высказывания. Или "смерть субъекта" является последней точкой невозврата, после стадий "смерть автора" и "смерть Бога".

Литература:

1. "Теории": А был ли автор? Концепция "смерти автора" Электронный ресурс. Режим доступа: https://concepture.club/pos t/obrazovanie/a-byl-N-avtor-koncepcija smerti avtora дата обращения (15.03.2019)

2. Билалов M.И, Дагестан в культуре и цивилизации. - М„ 2013,- 140 с.

3.Дьяйов Д.В, Мишель Фуко: о "смерти человека", о свободе и о "конце философии" П Вестник истории и философии КГУ. Серия "Философия". -2008. - N92. - С, Ш.

4. Истоки постмодернизма. [Электрон нШ ресурс]. Режим доступа: https://www.socionauki.tu/journa!/ articles/256432/ (Дата обращения 20.04.2020)

5. Клименко И. Бог умер! И мы его убили! Электронный ресурс. Режим доступа: htlps:// kíimenkoigor. wordpress.com/2013/07/06/6or-yMep-и-мы-его-убили/ дата обращения (3.09.2019}

6. Ницше Ф. Веселая наука. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.lOObestbooks.ru/ read„book.php?¡terr\jd = 1G603&page=46 дата обращения (1.09.2019}

/. Себул A.A. "Смерть субъекта": философско-куль-: урологический анализ проблемы субъекта в постмодернистском дискурсе // Вестник ВолГУ. Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. Logoset Praxis. - 2017. - Том 16. - № 2. -С.55.

8. Скоропанова И.С Русская постмодернистская литература : учеб. пособие. - 2-е изд., испр. / И.С. Ско ропанова, - М. : Флинта ; Наука, 2000. - 608 с.

9. Цитаты. Электронный ресурс. Режим доступа: httpsV/t'u.c ¡ta ty.net/tsitaty/470816-i m man uif ■ ka nt-irriei muzhestvo- polzovatsia sobstve nnyrrvumom/ дата обращения (21.08.2019}

Ю.Шапинская E.H. Массовая культура. Теории и практики. ■ М., 2017. - 400 с.

О

си о OJ

-О X

я

ST

со си Z

m ск

i

99

GEOGRAPHICAL DETERMINATION OF RUSSIAN THOUGHT

Andrtevskaya Zhanna Viktorovna, PhD of Psychological science, Associate Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don

The article discusses the formation of such qualities of Russian thinking, as maxima/ism, extremeness, intentions to rigidly hierarchical management models, openness (not isolation), dialogism, permanent vigilance under the determining influence of various geographical (primarily climatic and landscape) factors. Along the way, a brief excursion into the history of the problem of geographical determinism is carried out, parallels are drawn between various socio-phi/osophical teachings.

Keywords; geographical determinism; geographical factor; social philosophy; philosophy of history. D0I 10.24923/2222-243X.2020-3S.20

УДК 001

ВАК РФ 09.00.11

Ф Андриевская Ж.В., 2020

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ РУССКОГО МЫШЛЕНИЯ

В статье рассматривается формирование таких качеств русского мышления как максимализм, экстремальность, интенции к жестко иерархическим моде лям управления, открытость (не изолированность), диалогичность, перманентная бдительность под определяющим влиянием различных географических (прежде всего - климатических и ландшафтных) факторов. Попутно проводится краткий экскурс в историю проблемы/ еографического детерминизма, проводятся параллели между различными социально-философскими учениями.

Ключевые слова: географический детерминизм; географический фактор; социальная философия; философия истории.

АНДРИЕВСКАЯ Жанна Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, Южный федеральный университет, Ростов на-До ну

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.