Научная статья на тему 'Произвольная и непроизвольная релаксация в области действия классической музыки'

Произвольная и непроизвольная релаксация в области действия классической музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
релаксация / снятие психического напряжения / гармония / лад / восприятия музыки / музыкальная релаксация / состояние покоя

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурали Неъмат Угли Исламов

Статья фокусируется на релаксацию человека. Музыкальная релаксация является формой пассивного рецептивного восприятия музыки, направленного на глубокую релаксацию индивида с психическими, соматическими или иными отклонениями. Релаксация (от лат. relaxatio облегчение, расслабление) это состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением и сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация это не только состояние равновесия и расслабленности, но и метод, для устранения напряжения и достижения гармонии, релакса на телесном и психическом уровне. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Произвольная и непроизвольная релаксация в области действия классической музыки»

Произвольная и непроизвольная релаксация в области действия классической музыки

Нурали Неъмат угли Исламов Туркистанский инновационный университет

Аннотация: Статья фокусируется на релаксацию человека. Музыкальная релаксация является формой пассивного рецептивного восприятия музыки, направленного на глубокую релаксацию индивида с психическими, соматическими или иными отклонениями. Релаксация (от лат. relaxatio -облегчение, расслабление) это - состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением и сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация это - не только состояние равновесия и расслабленности, но и метод, для устранения напряжения и достижения гармонии, релакса - на телесном и психическом уровне. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов.

Ключевые слова: релаксация, снятие психического напряжения, гармония, лад, восприятия музыки, музыкальная релаксация, состояние покоя

Voluntary and involuntary relaxation in the field of classical

music

Nurali Nemat ugli Islamov Turkistan Innovation University

Abstract: The article focuses on human relaxation. Musical relaxation is a form of passive receptive perception of music aimed at deep relaxation of an individual with mental, somatic or other disabilities. Relaxation (from Latin relaxatio - relief, relaxation) is a state of rest associated with complete or partial muscle relaxation and accompanied by the release of mental stress. Relaxation is not only a state of balance and relaxation, but also a method for eliminating tension and achieving harmony and relaxation - at the bodily and mental level. Relaxation can be achieved through the use of special psychophysiological techniques, physiotherapy and medications.

Keywords: relaxation, relieving mental stress, harmony, harmony, perception of music, musical relaxation, state of peace

Релаксация это - не только состояние равновесия и расслабленности, но и метод, придуманный в тридцатые-сороковые годы XX века для устранения напряжения и достижения гармонии, релакса - на телесном и психическом уровне. Гармония - «категория, означающая целостность, согласованность, закономерную связанность всех частей и элементов формы», - качества, вызывающие чувственные, эстетически положительные реакции.

Гармония проявляется в ощущении внутреннего благополучия и комфорта, удовлетворенности своим образом жизни и взаимоотношениями с окружающими людьми, в хорошем физическом самочувствии. Это позволяет воспринимать жизнь во всем многообразии; жить полно, изучая мир; сохранять свежесть восприятия и оценки реальности. Гармоничной называется приятная для слуха и постигаемая разумом слаженность звуков в музыкально-эстетическом понятие. В научной перспективе это представление приводит к композиционно-техническому понятию гармонии как объединения звуков в созвучия и их закономерного последования.

Гармония - принцип организации музыкальных звуков. Гармония -философско-эстетическое понятие; лад, слаженность, у древних «шгласие разногласного». В музыке лад это - тоже порядок. Согласие звуков между собой, и система взаимоотношений между звуками. Другими словами, лад это - система звуков, которые организованы между собой по высоте. Устойчивые звуки вносят в музыку покой, они притормаживают активное движение, на них обычно завершается музыкальная пьеса. Неустойчивые звуки нужны для развития, они постоянно уводят развитие мелодии от устойчивых звуков и вновь приводят к ним.

Чтобы понимать, как получается музыка, для начала стоит разобраться в том, как взаимодействуют звуки, и дать определение понятию лада. В музыке звуки должны ладить между собой, находиться в ладу, иначе получится не песня, а одна сплошная какофония. Получается, что лад в музыке - это звуки, которые дружны между собой. Есть звуки устойчивые - опорные, и есть неустойчивые -подвижно - вспомогательные. Для того чтобы получилась музыка, нужны и те, и другие, и они должны чередоваться между собой и помогать друг другу. Строение музыки можно уподобить строительству кирпичной стенки. Как стенка получается из кирпичей и цемента между ними, так и песня рождается только тогда, когда есть звуки устойчивые и неустойчивые. Все неустойчивые звуки стремятся перейти в устойчивые, а устойчивые, в свою очередь, как магниты притягивают к себе неустойчивые. Звуки лада могут влиять и на настроение музыки, они словно окрашивают мелодии в разные эмоциональные оттенки.

.Hag - этo Bcerga ^.aa KoMaHga 3ByKoB, KoTopte HeycTaHHo TpygaTca Hag co3gaHHeM neceH BcaKHx HacTpoeHHfi. HagoB b My3tiKe oneHt MHoro, ho ecTt gBa caMtix r.aBHMx. Ohh Ha3tiBaroTca Ma^op h MHHop.

Ma^opHtifi .ag - этo .ag cBeTa h Bece.ta. rogHTca oh g.a co3gaHHa My3tiKH pagocTHofi, 6ogpofi h Bece.ofi. Ma^opHtifi .ag - этo apKoe co.H^ h nucToe ro.y6oe He6o. Ma^opHMH .ag - этo apKo-3e.eHaa BeceHHaa TpaBa Ha .y^afiKe, KoTopofi c orpoMHMM ygoBo.tcTBHeM .aKoMHTca cepaa Ko3onKa.

MuHopHMfi .ag этo - MacTep nena.tHofi h 3agyMnHBofi My3tiKH. MuHopHtifi .ag этo - antra 3aKaT h TeMHerornue nog hhm nuKH e.oBoro .eca. MuHopHtifi .ag KaK 6m, Ha6.rogaTt h3 oKHa BenepoM, KaK nagaroT oceHHue .ucTta h KanaroT oceHHue xpycTanuKH-go^guHKH. KpacoTa 6tiBaeT pa3Hofi, h Ma^op c mhhopom - gBa xygo^HHKa, KoToptie cbohmh 3ByKaMH totobbi HapucoBaTt .ro6yro KapTHHy.

H b Ma^opHofi, h b MHHopHofi raMMe ceMt cTyneHefi, Tpu H3 kotopmx ycTofinuBtie, a neTtipe - HeycTofinHBtie. YcTofinuBtiMH cTyneHaMH aB.aroTca nepBaa, TpeTta h naTaa (I, III, V). HeycrofinuBtie - этo Bce ocTantHtie - BTopaa, neTBepTaa, mecTaa, cegtMaa (II, IV, VI, VII).

YcTofiHHBbie cTyneHH, ec.u hx co6paTt BMecTe, o6pa3yroT ToHunecKoe Tpe3Bynue, to ecTt Tpe3Bynue, nocTpoeHHoe ot tohhkh, ot nepBofi cTyneHH. C.obo Tpe3Bynue o6o3HanaeT aKKopg H3 Tpex 3ByKoB. CoKparn,eHHo ToHunecKoe Tpe3Bynue o6o3HanaeTca T53 (b Ma^ope) h.h c Ma.eHtKofi 6yKBti t53 (b MHHope). rge T-ToHHKa, a 5/3 - aKKopg, cocroarnufi H3 1,3 h 5 cTyneHH.

B Ma^opHofi raMMe ToHunecKoe Tpe3Bynue Ma^opHoe, a MHHopHofi -cooTBeTcTBeHHo, MHHopHoe. TaKHM o6pa3oM, Tpe3Bynue H3 ycTofinuBtix cTyneHefi gaeT HaM no.Hoe npegcTaB.eHue o ToHa.tHocTH - o ee ToHHKe h .age. 3ByKH ToHHnecKoro Tpe3Bynua aB.aroTca cBoeo6pa3HtiM opuemupoM g.a My3tiKaHToB, no hhm ohh HacTpauBaroTca Ha Hanaro npou3BegeHHa.

CuHrapMoHH3M - Mop^o.oro-^oHeTunecKoe aB.eHue, cocToarn.ee b ynogo6.eHHH raacrnix (uHorga coraacHtix) b paMKax ogHoro c.oBa no ogHoMy h.h HecKo.tKHM ^oHeTHnecKHM npu3HaKaM, TaKHM KaK pag, nogteM (otkpmtoctb) h.h ory6.eHHocTt. AKKopg - ogHoBpeMeHHoe coneTaHue Tpex h 6o.ee My3tiKa.tHBix 3ByKoB pa3Hofi bmcotm (TonHee, pa3HMx bmcothmx KnaccoB), BocnpuHHMaeMoe c.yxoM KaK ^.ocratifi э.eмeнт 3ByKoBticoTHofi BepTHKanu.

OneHt Ba^Ho npu nogroToBKe necHH 3anoMHHTt noc.egoBare.tHocTt aKKopgoB h nocToaHHo gyMaTt o tom, KaKofi aKKopg 6ygeT c.egyrorn,HM. ^.a этoгo no.e3Ho pa36uTt ee Ha nacTH. CaMtiM noHaTHtiM cTaHeT ge.eHHe Ha Kyn.eTti h npuneBti -этн nacTH noBToparoTca HecKo.tKo pa3, hx ygo6Ho 3anoMHHaTt oTge.tHo.

B $H3Ho.orHH npuHaTo pa3.unaTt Bticmyro h HH3myro HepBHyro geaTe.tHocTt. CoBoKynHocTt Hefipo^H3Ho.orunecKHx npo^ccoB, o6ecnenHBarorn,Hx co3HaTe.tHyro h nogco3HaTe.tHyro nepepa6oTKy нн^opмaцнн, ycBoeHue

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 453 [M^^^Hl

инфopмaции, пpиcпocoбитeльнoe пoвeдeниe к oкpyжaющeй cpeдe и oбyчeниe в oнтoгeнeзe вceм видaм дeятeльнocти, в тoм чиcлe цeлeнaпpaвлeннoмy пoвeдeнию в oбщecтвe. Высших функций мoзгa тecнo cвязaнa c изyчeниeм пcихичecкoй дeятeльнocти.

Выдэющийся дpeвнeгpeчecкий вpaч Гиппoкpaт (460-377 гг. дo н.э.) и его пocлeдoвaтeли, тщaтeльнo изyчaя aнaтoмию и физиoлoгию, oбoбщaя cвoй вpaчeбный опыт coздaл пepвyю в миpe типoлoгию типoв нepвнoй cиcтeмы нe пoтepявшyю cвoю aктyaльнocть дo нacтoящeгo вpeмeни. 3 Ч. Дapвин paздeлил дeйcтвия opгaнизмa нa вpoждeнныe (инcтинкты) и пpиoбpeтeнныe (индивидуальный опыт, нacлaивaющийcя в oнтoгeнeзe нa инстинктивные фopмы пoвeдeния). Нейрофизиологический мeхaнизм психической деятельности является сложным объектом иccлeдoвaния, и соглэсно принципу aдeквaтнocти его нeпpaвoмepнo изучэть элeмeнтapными мeтoдaми. Функционельтя cиcтeмa -это динaмичecкaя совокупность рэзличных органов и систем, формирующаяся с целью достижения приспособительного (полезного) для оргэнизмэ peзyльтaтa.

Рeлaкcaция, миopeлaкcaция (от лэт. relaxatio «ocлaблeниe, paccлaблeниe») -снижение тонусэ скелетной мускулэтуры. Рeлaкcaция может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиoтepaпии и лeкapcтвeнных пpeпapaтoв.

Большой выбор техник по peлaкcaции чaщe сводится к таким видэм, кэк техники: дыхaтeльныe, визувлизвции, caмoвнyшeниe, медитации и мышечной peлaкcaции. Техники peлaкcaции можно paздeлить нэ три крупных группы: мышечные, дыхaтeльныe и психологические (умственные). В зapyбeжнoй психологии эта методик используется под нaзвaниeм «progressive relaxation», поэтому онэ носит и другое нaзвaниe - пpoгpeccивнaя peлaкcaция. Музык^ль^я peлaкcaция является формой тассивного рецептивного восприятия музыки, нaпpaвлeннoгo нэ глубокую peлaкcaцию индивидэ с психическими, coмaтичecкими или иными отклонениями.

Рeлaкcaция (от лэт. relaxatio - облегчение, paccлaблeниe) это - состояние покоя, cвязaннoe с полным или чэстичным мышечным paccлaблeниeм и coпpoвoждaющeecя снятием психического шпряжения.

Использованная литература

1. КБ Холиков. Musiqachilar markaziy miya tizimining faoliyati. мpedagogik mahoratм ilmiy-nazariy va metodik jurnal 2 (2), 134-138

2. КБ Холиков. Цитоархитектонический сравнительный анализ структур головного мозга одарённых музыкантов. "pedagogik ma^rat" ilmiy-nazariy va metodik jurnal 2 (2), 171-175

3. КБ Холиков. Вокальная культура как психологический феномен. Актуальные вопросы психологии, педагогики, философии 2 (11), 118-121

4. КБ Холиков. О принципе аддитивности для построения музыкальных произведения. Science and Education 4 (7), 384-389

5. КБ Холиков. Важнейшие полифонические формы многоголосных произведений. Scientific progress 2 (4), 557-562 2 (4), 557-562

6. КБ Холиков. Уровень и качество усвоения предмета музыки, закрепление памяти и способности учащихся. Science and Education 5 (2), 452-458

7. КБ Холиков. Обученность педагогике к освоению учащихся сложным способам деятельности. Science and Education 5 (2), 445-451

8. КБ Холиков. Обязанности миелина, о левом и правом пороге миелина. Science and Education 5 (2), 33-44

9. КБ Холиков. Эффективное действия сквалан-углеводород тритерпенового ряда и амаранта к заболеваниям рака, опухоли. Science and Education 5 (2), 27-32

10. КБ Холиков. Педагогическое корректирование психологической готовности ребенка к обучению фортепиано в музыкальной школе. Science and Education 4 (7), 332-337

11. КБ Холиков. Защитный уровень мозга при загрузке тренировочных занятиях и музыкального моделирование реальных произведениях. Science and Education 4 (7), 269-276

12. КБ Холиков. Прослушка классической музыки и воздействия аксонов к нервной системе психологического и образовательного процесса. Science and Education 4 (7), 142-153

13. КБ Холиков. Новые мышление инновационной деятельности по музыкальной культуры в вузах Узбекистана. Science and Education 4 (7), 121-129

14. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

15. КБ Холиков. Модели информационного влияния на музыку управления и противоборства. Science and Education 4 (7), 396-401

16. КБ Холиков. Измерение эмоции при разучивании музыки, функция компонентного процессного подхода психологического музыкального развития. Science and Education 4 (7), 240-247

17. КБ Холиков. Манера педагогической работы с детьми одарёнными возможностями. Science and Education 4 (7), 378-383

18. КБ Холиков. Внимания музыканта и узкое место захвата подавление повторения, сходство многовоксельного паттерна. Science and Education 4 (7), 182-188

19. КБ Холиков. Сравнение систематического принципа музыкально психологического формообразования в сложении музыки. Science and Education 4 (7), 232-239

20. КБ Холиков. Мозг и музыкальный разум, психологическая подготовка детей и взрослых к восприятию музыки. Science and Education 4 (7), 232-239

21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.

22. КБ Холиков. Характеристика психологического анализа музыкальной формы, измерение ракурса музыкального мозга. Science and Education 4 (7), 214222

23. КБ Холиков. Абстракция в представлении музыкально психологического нейровизуализации человека. Science and Education 4 (7), 252259

24. КБ Холиков. Ответ на систему восприятия музыки и психологическая состояния музыканта. Science and Education 4 (7), 289-295

25. КБ Холиков. Проект волевого контроля музыканта и воспроизводимость музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 189-197

26. КБ Холиков. Психика музыкальной культуры и связь функции головного мозга в музыкальном искусстве. Science and Education 4 (7), 260-268

27. КБ Холиков. Внимание и его действие обученному музыканту и оценка возпроизводимости тренировок. Science and Education 4 (7), 168-176

28. КБ Холиков. Рост аксонов в развиваемшийся музыкально психологического мозга в младшем школьном возрасте. Science and Education 4 (7), 223-231

29. КБ Холиков. Аксоны и дендриты в развивающийся музыкально психологического мозга. Science and Education 4 (7), 159-167

30. КБ Холиков. Фокус внимания и влияние коры височной доли в разучивании музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 304-311

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.