Научная статья на тему 'Экономическая схема чтение ноты, с листа'

Экономическая схема чтение ноты, с листа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
чтением с листа / мотивы / занятия по чтению с листа / успешное продвижение / музыкальные структуры / теория музыкального синтаксиса / опорный звук / импульс движение завершение

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мадина Зокировна Исломова

Экономическая схема совершенствование читки с листа нот прост, лучший способ научиться быстро читать это как можно больше читать. Быстрота успеха зависит от уровня вашего общего музыкального образования, ибо чем оно шире, тем легче предугадать логическое продолжение начатой фразы. Фраза понятие, которое имеет несколько значений. Оно может обозначать и относительно завершенный мелодический оборот, и законченную музыкальную мысль. Как правило, фраза представляет собой двух мотивное образование и длится 2 метрических такта. Таким образом, простейшая форма фразы это a + a, где буквой обозначен одно тактовый мотив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая схема чтение ноты, с листа»

Экономическая схема чтение ноты, с листа

Мадина Зокировна Исломова Туркистанский инновационный университет

Аннотация: Экономическая схема совершенствование читки с листа нот прост, лучший способ научиться быстро читать это - как можно больше читать. Быстрота успеха зависит от уровня вашего общего музыкального образования, ибо чем оно шире, тем легче предугадать логическое продолжение начатой фразы. Фраза понятие, которое имеет несколько значений. Оно может обозначать и относительно завершенный мелодический оборот, и законченную музыкальную мысль. Как правило, фраза представляет собой двух мотивное образование и длится 2 метрических такта. Таким образом, простейшая форма фразы это a + a, где буквой обозначен одно тактовый мотив.

Ключевые слова: чтением с листа, мотивы, занятия по чтению с листа, успешное продвижение, музыкальные структуры, теория музыкального синтаксиса, опорный звук, импульс - движение - завершение

Economic scheme for reading notes, from a sheet

Madina Zokirovna Islomova Turkistan Innovation University

Abstract: The economic scheme for improving sheet music reading is simple, the best way to learn how to read quickly is to read as much as possible. The speed of success depends on the level of your general musical education, because the wider it is, the easier it is to predict the logical continuation of the started phrase. A phrase is a concept that has multiple meanings. It can denote both a relatively complete melodic turn and a complete musical thought. As a rule, the phrase is a two-motive formation and lasts 2 metric measures. Thus, the simplest form of a phrase is a + a, where the letter denotes a single bar motif.

Keywords: sight reading, motives, sight reading lessons, successful promotion, musical structures, theory of musical syntax, reference sound, impulse - movement -completion

Мoтивы - пpocтeйшиe мyзыкaльныe cтpyктypы, coдepжaщиe тольга oднy одльную дoлю мeтpичecкoй пyльcaции (мoтив мoжeт быть и кpyпнee тaктa, ecли oн дpoбитcя та cyбмoтивы, или, mo6opo^ нaпиcaн тaкими ^упными

длительностями, что пульсация первых долей такта стремительно проносится на их фоне), и потому несущие простое эмоциональное содержание.

Воспитание навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно быть в центре внимания педагога. Важно, чтобы он воспитывал осмысленное отношение к тексту, приучал не только видеть, но и слышать в них музыкальное содержание. Зачастую учащиеся даже старших классов неважно ориентируются в нотном тексте, слишком много времени тратят на его разбор и усвоение. Это тормоз в повседневной работе. Между тем, при сокращении времени на разбор пьес, появляется возможность усвоить больше материала, шире ознакомиться с музыкальной литературой, следовательно - быстрее развиваться. Величайшие музыканты прошлого и современности придавали большое значение чтению нот с листа: они считали, что чтение с листа способствует развитию музыкального кругозора и профессиональных навыков исполнителей. Так, например, Ференц Лист отлично понимал, что успешное продвижение учащегося невозможно без всестороннего музыкального развития, без постоянного расширения его музыкального кругозора. Ученик великого русского пианиста и педагога Антона Рубинштейна, знаменитый пианист Иосиф Гофман на вопрос, существует ли какой-нибудь практический метод, способствующий более беглому чтению с листа, отвечает: «Лучший способ научиться быстро читать это - как можно больше читать. Быстрота успеха зависит от уровня вашего общего музыкального образования, ибо чем оно шире, тем легче предугадать логическое продолжение начатой фразы».

Ежедневные занятия по чтению с листа рекомендованы многими видными педагогами, считающими, что это содействует всестороннему развитию учащегося, способствует его ориентации в музыкальном произведении. Т.о., чтение с листа следует рассматривать как более широкое явление в процессе музыкального образования: такая самостоятельная работа расширяет музыкальный кругозор исполнителя, обогащает его репертуар.

Противоречие мотива с тактом - это несовпадение каких-либо элементов, сторон мотива со структурой такта. Противоречить тактовому порядку может ритмический рисунок мотива (Бетховен, Четвертая симфония, третья часть -пример 58 а), мелодический рисунок (Римский-Корсаков, ария Мизгиря из «Снегурочки».

б), гармонический оборот, громкостной акцент.

Противоречие между эпизодическим акцентом и тактом или смещение акцента с метрически опорного на метрически неопорный момент такта называется синкопой. Всякое противоречие между ритмическим рисунком и тактом приводит к синкопированию того или иного рода. Синкопический характер носят и другие роды противоречий - расположение гармоний вопреки

cTpyKType тaктa, MenoguKo-nuHeapHoe H-eHeHue Bpa3pe3 c TaKToM. npoTHBopenue Me^gy mothbom h TaKToM oönagaeT «gHccoHHpyrom,eö» pHTMHHecKoö octpotoh.

B My3MKantHMx ^oroBegeHuax npoTHBopenua MoTHBa c TaKToM nonynawT caMtie pa3Hoo6pa3Hbie npenoMneHHa. 3gect h cKep^3Haa urpa Menoguu h puTMa (cкepцo ^eTBepTofi chm^ohhh EeTxoBeHa), h «HHocTpaHHMH a^eHT» KaK npueM ннgнвнgyaпнзaцнн nepcoHa^a (apuo3o Mrorupa «Ha TennoM cuHeM Mope»), h 3aTeHeHHe nognHHHofi MeTpunecKoö пyпtcaцнн пyпtcaцнeн mhhmoh pagu bmcbo-6o:«geHHa coöcTBeHHo MenogunecKoro Hanana (Apueira H3 Tpug^Tt BTopoß coHaTM EeTxoBeHa), h TaH^BantHtie «BapBapu3Mbi» («BecHa cBarn,eHHaa», «ünacKH rn,eronHx»).

Teopua My3MKantHoro cuHTaKcuca onpegenaeT npaBuna geneHua My3MKH Ha pa3HHHHMe eguHH^i, oönagarornue My3biKantHbiM cmmc-om.

Mothb b cucTeMe My3biKantHoro cuHTaKcuca - этo Mentnaömaa egнннцa, geneHue, KoTopoe gantme HeBo3Mo^Ho öe3 noTepu My3biKantHoro cMbicna.

B MeTpunecKofi Teopuu PuMaHa TeopeTHK, npegno^HBrnufi KoHcepBaraBHyro Teopuw MeTpunecKoro geneHua My3MKH, mothb paBeH oömhho ogHoMy TaKTy h no onpegeneHuw gon^eH cogep^art ogHy cuntHyro gonro. OgHaKo mothb cBa3aH He tohbko c MeTpoM, ho h c gpyruMH эпeмeнтaмн My3biKantHoro a3MKa, öe3 KoToptix oh He Mo^eT cyrn,ecTBoBart.

MeTpunecKaa Teopua oneHt HaraagHa c tohkh 3peHua oöyneHua кoмпoзнцнн, нмпpoвнзaцнн, ucnonHHTentcTBy h T.g. Teopua ocHoBaHa Ha tom, hto Bca My3MKa coctoht H3 cocTaBHMx эпeмeнтoв ynopagoneHHMx MeTpunecKoö ceTKoß gaHHoro npou3BegeHua.

Mothb paBeH 1 TaKTy, $pa3a paBHa 1+1 gByM TaKTaM, npegno^eHue 4. OgHaKo, c tohkh 3peHua My3biKantHoö Bbipa3HTentHocTH TaKaa cucTeMa hh gaeT HHHero, nocKontKy b Heß npucyTcTByeT nogMeHa noHaTHH. MeTp xoTa h aB-aeTca ochoboh nroöoö Menoguu, Bce ^e He Mo^eT ee 3aMeHHTt. Пoэтoмy gna öonee My3biKantHoro noHHMaHua cuHTaKcuca (k KoTopoMy coöcTBeHHo HeoöxoguMo npuHTH Ka^goMy My3MKaHTy) HeoöxoguMo BBecTH noHaTue ннтoнaцнн.

Teopua ннтoнaцнн noaBunact ropa3go no3^;e Teopuu MoTHBa h oneHt gonro BocnpuHHManact, KaK ee npoTHBonono^HocTt. npuHHHa 3gect b tom, hto ^nt y этнx gByx TeopuH öbmu H3HanantHo pa3Hbie, ho paccMarpuBanu ohh b пpннцнпe ogHo h to ®;e, a HMeHHo Mentnafimyw My3biKantHyro egнннцy. OgHaKo co BpeMeHeM этн пoнaтнa Hananu yroTpeSnaTt b ogHoM KoHTeKcTe вппoтt go urao-^oBaHua ux b KanecTBe chhohhmob.

Hнтoнaцнa - этo Bbicoraaa opгaннзaцнa My3biKantHbix 3ByKoB b hx пocпegoвaтeпtнocтн, T.e. 3BynaHue Ka^goro ToHa 3ByKopaga ro BbicoTe, rpoMKocTH h TeMÖpy. Hнтoнaцнa этo - Ta HacTt My3MKH, KoTopaa пpнcyтcтвyeт Be3ge, ho c TpygoM пoggaeтca royneHua h кпaccн$нкaцнн.

Тем не менее существуют основополагающие понятия, которые необходимо знать каждому музыканту.

Музыкальная Интонация это - зерно музыкальной мысли и очень часто интонация наиболее полно выражается в мотиве. Таким образом, мы можем увидеть связь мотива и интонации.

Посмотрите, как из одного мотива и этой интонации вырастает вся тема. Основной мотив обозначен A везде, где он встречается и его вариация. B это тот же мотив только в неполном увеличении.

Как видите хоть в теме мотив равен такту, все же сама организация основана не на метре, а на интонации.

Любое музыкальное построение имеет три фазы это импульс - движение -завершение.

Эти три фазы, реализуются на всех уровнях музыкального произведения -от мотива до целой формы. Каждая из этих трех фаз образует контраст по отношению к следующей или предыдущей.

Исходя из этого следует разграничивать музыкальное построение по интонации.

Одним из важных элементов, определяющих индивидуальность мотива и интонации, является опорный звук. По сути, опорный звук, это зерно, из которого вырастает мотив. По большей части любое музыкальное произведение можно свести к простому уровню мелодического контраста, а именно опорный тон - неопорный тон.

Основные способы выделения опорного тона:

Ритмически - выделение звука с помощью более крупной длительности. Наиболее простой и по всей видимости древнейший способ выделения опорного тона.

Тессисурный - самый высокий или самый низкий звук в мелодической линии всегда фиксируется слухом как опорный.

Линеарно-мелодические способы центрирования звука - сюда входят:

а) Опевания;

б) движение к опорному звуку и от него;

в) мелизматика и орнаментика (характерно для монодических культур и этнической импровизации );

4. Кадансирование - набор приемов для выделения звука, как завершающего;

5. Метрическая регулярность акцентов;

6. Смена гармонических функций;

7. Динамические приемы;

8. Артикуляционные средства.

Выбор опорных или целевых звуков - в большей степени определяет стилистику, чем ритм. Например, использование устойчивых звуков в качестве опоры создает один тип звучания (классический), а использование неаккордовых и задержаний другой (романтика, джаз и т.д.). Большую роль здесь также играет выбор интервалов и уровень хроматизации.

Плавность и мелодичность мелодики (а отсюда и мотива) определяется приближённостью его к вокальной музыке. Использование большого количества секунд и терций, отсутствие скачков создают определенное звучание, внутри которого любой широкий интервал будет восприниматься, как яркое цветное пятно в черно-белой палитре.

Использование широких интервалов (от квинт и больше) позволяет создавать более индивидуализированные, но угловатые мелодии. В потоке таких интервалов секунды будут восприниматься не как неожиданный элемент, а как соединительная интонация.

Мотив и интонация, наиважнейшие элементы музыкального синтаксиса, с которых необходимо начинать освоение музыкального языка.

Хорошее чтение нот с листа не есть какая-то врожденная способность, а является результатом систематической тренировки. Для овладения искусством бегло и грамотно, выразительно и сознательно читать с листа, необходимы, прежде всего, систематические занятия: практика показывает, что после продолжительного перерыва в чтении с листа дальнейшие занятия в этой области временно затрудняются.

Чтением с листа следует заниматься самостоятельно в ежедневном порядке по 15-20 минут (под руководством педагога по специальности - 2 раза в неделю по 30 минут).

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Музыкальная педагогика и психология. Вестник науки и образования, 58-61

2. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535.

3. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Бшепсе апё Бёисайоп 4 (2), 1069-1075

4. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068.

5. К.Б. Холиков. Особенность взаимосвязанности между преподавателем и учащимся ракурса музыки в различных образовательных учреждениях: детском саду, школе, вузе. Science and Education 4 (2), 1055-1062.

6. К.Б. Холиков. Нарастание педагогического процесса посредством тестирования на материале предмета в рамках специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 505-511.

7. KB Kholikov. Передовые формы организации педагогического процесса обучения по специальности музыкальной культуры. Science and Education 4 (3), 519-524.

8. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545-551.

9. К.Б. Холиков. Эволюция эстетики в условиях прогрессивный модели музыкальной культуры, из опыта работы КБ Холикова 30 школы г. Бухары Республики Узбекистан. Science and Education 4 (3), 491-496.

10. К.Б. Холиков. Перенос энергии основного голоса к другим голосам многоголосной музыки. Science and Education 3 (12), 607-612.

11. К.Б. Холиков. Локально-одномерные размеры, основа динамично развитого произведения музыки. Science and Education 3 (11), 1007-1014

12. К.Б. Холиков. Комил Буронович Холиков (2022). Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education, 3 (4), 453-458.

13. К.Б. Холиков. Бемолли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари ва креативлиги. Science and Education 3 (10), 533-539.

14. К.Б. Холиков. Проблематика музыкальной эстетики как фактическая сторона повествования. Science and Education 3 (5), 1556-1561.

15. К.Б. Холиков. Проблема бытия традиционной музыки Узбекистана. Science and Education 3 (5), 1570-1576

16. К.Б. Холиков. Диезли мажор ва минор тоналлигини аниклашнинг оптимал усуллари. Science and Education 3 (9), 416-421.

17. К.Б. Холиков. Место творческой составляющей личности преподавателя музыки и её роль в обучении детей общеобразовательной школе. Science and education 3 (8), 145-150

18. К.Б. Холиков. Отличие музыкальной культуры от музыкального искусства в контексте эстетика. Science and Education 3 (5), 1562-1569.

19. К.Б. Холиков. Пение по нотам с сопровождением и без него по классу сольфеджио в высщех учебных заведениях. Science and Education 3 (5), 13261331.

20. К.Б. Холиков. Значение эстетического образования и воспитания в общеобразовательной школе. Science and Education 3 (5), 1549-1555

21. К.Б. Холиков. Содержание и сущность государственных требований к развитию детей младшего и дошкольного возраста Республики Узбекистан. Science and Education 3 (2), 1215-1220.

22. К.Б. Холиков. Проектирование состава хорового коллектива с применением школьных учеников в условиях Узбекистана. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1094-1100.

23. К.Б. Холиков. Методика обучения прослушке детей в садике. Science and Education 3 (2), 1096-1104.

24. К.Б. Холиков. Виды деятельности, используемые на уроках музыки в дошкольных организациях. Science and Education 3 (2), 1201-1207

25. К.Б. Холиков. Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду. Science and Education 3 (2), 1221-1226

26. К.Б. Холиков. Взаимосвязь музыкального развития, между воспитанием и обучением детей дошкольного образования. Science and Education 3 (2), 1227-1232.

27. К.Б. Холиков. Направляющие основы методики для педагогов и студентов музыкально эстетическая развития детей в садике. Science and Education 3 (2), 1233-1239.

28. К.Б. Холиков. Звукообразование, вокально-хоровые навыки, дикция-совокупность правильного пения. Science and Education 3 (2), 1175-1180.

29. К.Б. Холиков. Педагогический процесс формирования в ДОО. Важность музыкального образования. Science and Education 3 (2), 1105-1111.

30. К.Б. Холиков. Компетенция и компетентностный подход в обучении детей дошкольного возраста. Science and Education 3 (2), 1208-1214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.