Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ПРАКТИКА: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ'

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ПРАКТИКА: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ПРАКТИКА / ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хвастунова Елена Петровна, Козырева Ольга Анатольевна

Целью исследования является разработка фондов оценочных средств производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики, которые будут способствовать формированию готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивном формате. Научная новизна заключается в том, что авторский подход представлен в этапах проектирования фонда оценочных средств производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики; самих разработанных фондах оценочных средств, в специфике их содержания, подробном описании процедур оценивания, результатов деятельности студента, методических продуктах, оценочных средствах, критериях оценки. В результате представлены фонды оценочных средств нового вида производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики для будущих педагогов, студентов бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хвастунова Елена Петровна, Козырева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDUSTRIAL (TECHNOLOGICAL IN THE SYSTEM OF INCLUSIVE EDUCATION) PRACTICE: DESIGN OF THE EVALUATION FUND *

The purpose of the study is to develop funds of evaluation tools of industrial (technological in the system of inclusive education) practice, which will contribute to the formation of the readiness of future teachers for professional activity in the conditions of inclusion. The scientific novelty lies in the fact that the author's approach is presented in the design stages of the evaluation fund of the production (technological in the system of inclusive education) practice of the university; the developed evaluation funds themselves, in the specifics of their content, a detailed description of the evaluation procedures, the results of the student's activities, methodological products, evaluation tools, evaluation criteria. As a result, the funds of evaluation funds of a new type of industrial (technological in the system of inclusive education) practice for future teachers, undergraduate students are presented.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ПРАКТИКА: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ»

всех стран и определили внимание к таким вопросам, как отсутствие в образовании дискриминации, равные права детей не только на получение образования, но и на качество этого образования.

Перспективы данного исследования состоят в более детальном изучении каждого из обозначенных международных документов. Продуктивным может стать сопоставление международных и российских документов, определяющих образование лиц с ОВЗ, а также анализ тех документов, которые регламентируют для них не только право на образование, но и реализацию данного права.

Литература:

1. Бабанова Е М. Проблема реализации принципов инклюзии в условиях российской системы образования // Человек. Общество. Инклюзия. -2016, - № 1 (25). - С. 17-21-

2. Всемирная декларация об образовании для всех {принята 5 марта 1990 г.). - URL: https:// www . un .org/ г ц/doc u me nts/d ее I _ con v/de с I a ra ti on s/ pdf/j о mtien.pdf, 05.05.2022.

3. Всеобщая декларация прав человека {принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).- URL: https://base.ga rant.ru/10135532/, 04.05.2022.

4. Глебова С.6., Кузьмина fl.fi Формирование нормативно-правовой основы российского инклюзивного образования // Психология и педагогика инклюзивного образования: технологии, результативность, качество: Мат. Все рос науч-практ. конф. - Липецк: ЛГПУ, 2021,- С. 77-80.

3. Декларация о правах инвалидов (утверждена 9 декабря 1975 года). - URL: https://base.garant.ru/ 2560820/, 05.05.2022.

6. Декларация прав ребёнка от 20 ноября 1959 года. - URL: https://base.garant.ru/2562501/, 05.05.2022.

/. Коломенцева Н.М., Карпунина О.И. Нормативно-правовые основы инклюзивного образования // Современные образовательные технологии в подготовке педагога с учетом профессионал ьподстандарта: Сб. мат. междунар. науч-практ. конф.

- Орехово-Зуево: ГПУ, 2017. - С. 574-580.

8. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Париж, 14 декабря 1960 г.).- URL: https://base.gararit.ru/2540455/, 05.05.2022.

9. Конвенция о правах инвалвдов (13 декабря 2006 г.). - URL: https://base.garant.ru/2565085/, 05.05.2022. 10 Конвенция о правах ребенка {Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.). - URL: https://base.garant.ru/ 254042 2/, 05.05.2022.

11. Маслова Т.В. Нормативно-правовое регули рование инклюзивного профессионального об разования //Социальные науки. - 2019. - №3 (26). -С 69-77.

12. Остапенко И.А., Крылова М.Н, Педагогика выс шей школы: учебное пособие. - Зерноград: A4 ИИ, 2017,-17? с,

13. Права детей-инвалидов (11-29 сентября 2006 г.). - URL: https://fcoz.ru/international_obiigations/ 2Л/2_41 pdf, 05.05.2022.

14. Рамки действий по образованию для лице особыми потребностями (7-10 июня 1994 г.). - URL: http://www.nota bene, ru/d own_syndrome/Rus/ marcos, html, 05.05.2022.

15. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (20декабря 1993 г.).

- URL: https;//docs.cntd.ru/document/1901913, 05.05.2022.

16.Феталиева Л.П. Государственное регулирование инклюзивного образования // Мир науки, культуры, образованна - 2018. - № 4{71). - С. 212-213.

CU CU

0 си

1 s:

со

cu

Ol

i

339

INDUSTRIAL (TECHNOLOGICAL IN THE SYSTEM OF INCLUSIVE EDUCA 7TONJ PRACTICE: DESIGN OF THEEVALUA TSON FUND*

Kh vastlinova Elena Petrovna, PhD of Sociological sciences, Associate Professor Kozyreva Olga Anatofyevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor Volgograd State Socio-Pedagogica/ University, Volgograd

The purpose of the study is to develop funds of evaluation tools of Industrial (technological in the system of inclusive education) practice, which will contribute to the formation of the readiness of future teachers for professional activity in the conditions of inclusion. The scientific novelty lies in the fact that the author's approach is presented in the design stages of the evaluation fund of the production (technological in the system of inclusive education) practice of the university; the developed evaluation funds themselves, in the specifics of their content, a detailed description of the evaluation procedures, the results of the student's activities, methodological products, evaluation tools, evaluation criteria. As a result, the funds of evaluation funds of a new type of industrial (technological in the system of inclusive education) practice for future teachers, undergraduate students are presented.

Keywords: industrial (technological in the system of inclusive education) practice; assessment funds; design; inclusive education,

D0I 10.24923/2222-243X.2022-43.61

* The study was carried out with the financial support of an inira-univetsity grant of the VGSPU "Model of methodological preparation of future teachers for the inclusion of schoolchildren on the basis of the technopark".

> <

X ш

О ш

3-

УДК 373:371

ВАК РФ 5.8.7/13.00.08

0Хвастунова ЕЛ, 2022 О Козырева О.А., 2022

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ В СИСТЕМЕ

ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) ПРАКТИКА: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ **

Целью исследования является разработка фондов оценочных средств производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики, которые будут способствовать формированию готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивном формате. Научная новизна заключается в том, что авторский подход представлен в этапах проек тирования фонда оценочных средств производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики; самих разработанных фондах оценочных средств, в специфике их содержания, подробном описании процедур оценивания, резуль татов деятельности студента, методических продуктах, оценочных средствах, критериях оценки. В результате представлены фонды оценочных средств нового вида производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики для будущих педагогов, студентов бакалавриата.

Ключевые слова: производственная (технологическая в системе инклюзивного образования) практика; фонды оценочных средств; проектирование; инклюзивное образование.

< а

ш С

340

ХВАСТУНОВА Елена Петровна, кандидат социологических наук, доцент

КОЗЫРЕВА Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград

Введение

Панорама позиций ученых на трансформацию профессиональной деятельности будущих педагогов к инклюзивному формату обучения центрирует педагогическую практику в качестве ядра подготовки в университете. Векторные научные исследования готовности будущих педагогов к инклюзивному формату работы со школьниками с разнообразным спектром образовательных потребностей и возможностей здоровья демонстрируют закономерные трудности ее формирования в процессе профессиональной подготовки. Образовательная стратегия Волгоградского государственного социаль-но-педагогического университета состоит в выполнении регионального заказа по профессиональной подготовке будущих педагогов, в том числе и к инклюзивному формату образования. Поэтому учебный план для направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование {с двумя профилями подготовки}, бакалавриат, впервые дополнен производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практикой. Хотим особо отметить тот факт, что в изученной нами научно-методической литературе такой опыт других педагогических вузов не представлен,

ФГОС ВО 3-н- в предполагаемые итоговые показатели освоения образовательных программ включает такие общепрофессиональные компетенции выпускников, как ОПК-1, ОПК-3, ОПК-6, Они сублимируют готовность будущих педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями и ограничениями здоровья разной нозологии 110,12; 14,66]. Формирование у будущих бакалавров указанных компетенций генерируется средствами производственной {технологической в системе инклюзивного образования) практики [8,86; 15, 76]. Задачами указанного вида практики являются: актуализация совокупности всех компетенций, приобретенных студентами в процессе изучения теоретических дисциплин, их трансформация в способы практической деятельности по разработке и проведению инклюзивного урока, разработке АОП учебного предмета, грамотному отбору инклюзивных и иммерсивных технологий,

** Исследование выполнено при финансовой поддержке в ну тр ¡.тузов с ко го гранта ВГСПУ "Модель методической подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников на базе технопарка".

специальных условий для обучающихся указанной категории в процессе инклюзии [8, 87; 15,75].

Ученые определяют ФОСы как валидные и целостные специально разработанные методические материалы, призванные достоверно оценить сформированное?-ь тех или иных компетенций обучающихся при освоении ОПОП по направлению подготовки. Они содержат комплект контрольно-измерительных материалов, формы и процедуры оценивания, конкретные критерии оценки уровня достижения студентами цели и задач учебной дисциплины (практики) [3, 132]. Актуальность проектирования ФОСов указанного вида педагогической практики обусловлена новизной самого вида практики, отсутствием готовых инструментов оценки сформированности профессиональных компетенций, формировать которые она призвана [1, 9].

ФОС производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики базируется на структуре индивидуального плана деятельности студента в период практики, включающего ежедневное содержание работы и результат деятельности. Тематика заданий и их оценочные средства отражают сущность формируемых компетенций [6,89; 4, 26]. Важным отличиемэтого вида педагогической практики является то, что она проходит на базе инклюзивных образовательных организаций и представляет будущим педагогам реальную перспективу распространения опыта преподавания своего предмета в классе школьников, имеющих нормальное развитие и ограничения здоровья [2, 30; 5,194; 7,130].

Г1 ра ктикоорие нти рованность компетентно-стного подхода предъявляет особые требования к ФОСам производ ственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики и провозглашает принципы их формирования: неукоснительная реализация цели программы практики; учет характера оцениваемых компетенций; своевременная и оперативная реализация всестороннего объективного мониторинга качества образовательного процесса [1,11; 3,133].

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) конкретизация фонда оценочных средств производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики; 2) определение этапов проектирования фонда оценочных средств; 3) оформление фонда оценочных средств производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики.

Для осмысления заявленной проблемы, в статье применяются теоретические методы исследования. анализ, синтез, конкретизация, формализация.

Теоретической базой исследования послужили публикации С. Калинина, Ж. Турмакова, А. И. Боровки, К. Н. Киселёвой, П. И. Романовой о требованиях к разработке фонда оценочных средств педагогической практики студентов; М. В, Худжиной, С. Н. Горловой, О. В. Бутовой о выявлении проблем разработки фондов оценочных средств в условиях реализации ФГОС ВО; Е. А. Брагиной, Л. А. Белозеровой о выявлении актуальных проблем инклюзивной практики в начальной школе; Е. С. Федосеевой, Е, П. Хвастуновой об организации практик студентов, обучающихся по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" В соответствии с ФГОС ВО 3++; Ю. В. Глузман о подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности в условиях инклюзии; А. Н. Гамаюновой, Т. М. Парвато-вой о подготовке будущих педагогов-психологов к инклюзии; Акоповой М. А., Плюсниной И.В, о формировании компетенций у будущих кор-рекционных педагогов в процессе прохождения практики; Г. А, Пичугиной о самоорганизации студентов в период педагогической практики; А. А. Баранова, А, С. Сунцовой о развитии субъектной позиции студентов в процессе стажерской практики в инклюзивной школе и др.

Практическая значимость-, в статье представлены фонды оценочных средств нового вида производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики для будущих педагогов, студентов бакалавриата.

Основная часть

Средствами проектирования решаются вопросы конструирования образовательной среды вуза, организации производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики, определение содержания педагогической деятельности, одновременное с этим развертывание процессов реализации [9,7; 12,219]. На рисунке представлены этапы проектирования ФОСов производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики вуза (рис.).

Результатом указанных выше этапов является проект ФОСов производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики. Рассмотрим их подробнее в таблице.

СУ

си

О си

-0 9

со

3-

си •21

Ё

341

Проектирование ФОСов производственной [технологической в системе инклюзивного образования) практики

Подготовительный этап

т

Определение цели, задач и предполагаемого результата производственной (технологической в системе инклюзивного образования] практики.

Этап реализации

Этап контроля и оценки

Определение основных направлений, раара&отка системы действий и взаимодействий су&ъектов. участников процесса профессиональной подготовка в нуае. указанный этап направлен на орсаиизэчию практики, образовательные события, методические продукты.

Оценка результатов практики, которая проводится по ФОСам, критериям оценки, требований к освоению видов будущей профессиональной деятельности в условия* ИНКЛЮЗИЙ

Результат" проект ФОСов производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики

Рисунок - Этапы проектирования ФОСов производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики

1.1. Анализ состояния доступности инклюзивной среды образовательной организации в соответствии с ФГОС. Процедура оценивания: на основе полученной информации с сайта образовательной организации студент составляет "Анализ состояния доступности инклюзивной

среды образовательного учреждения в соответствии с ФГОС", придерживаясь следующего плана: полное название образовательной организации, адрес, контакты, ссылка на сайт; нормативно-право-вые документы; образовательные стандарты; материально-техническая оснащенность; электронные образовательные ресурсы; доступная среда; педагогические кадры по сопровождению обучающихся с 083. Критерии оценки:

20-16 баллов - соответствие представленной информации актуальной нормативной документации и профессиональной этике; реалистичность; конкретность; достоверность; достаточная целостность; доказательность; информативность; структурированность; рефлексивность; полнота содержания; эстетичное оформление; полный объем;

№ Оценочное средство баллы Оцениваемые компетенции

1 Отчет по практике ео ОПК-1; ОПК-З; опк-е

1 1. Анализ состояния доступности инклюзивной среды образовательного учреждения в соответствии с ФГОС 20 ОПК-1. способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с актуальной нормативной документацией и профессиональной этике

1.2. Разработка адаптированной рабочей программы по учебному предмету 20 ОПК-З способен организовывать совместную и индивидуальную учебную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями ФГОС.

1 3. Проведение инклюзивного урока по предмету. 20 ОПК-6: способен использовать психолого-гедагогические техколоти в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

2. Итоговая конференция по практике 40 ОПК-1; ОПК-З; ОПК-е

3 Аттестация с оценкой 100 ОПК-1; ОПК-З; ОПК-е

Индивидуальный план деятельности студента в период практики

Дата Содержание работы Результат деятельности студента

1 -й день 1 Ознакомление с базой практики 2 Беседа с рупобедителем практики от образовательной организации о специфике организации инклюзивного образовательного процесса в учреждении 1. Составление индивидуального плана деятельности студента в период практики. 2 Сбор общи* сведений об организации {полное название, адрес, контакты, режим работы, сайг, ФИО руководителя, штат сотрудников, направленность деятельности).

В-4-й день 1 Исследование состояния нормативно-правовой, документации, реализуемых образовательны* стандартов адаптированных основных общеобразовательны* программ (АООП). 2 Изучение материально-технической оснащенности, электронны* образовательных ресурсов, доступной среды, состава педагогических кадров по сопровождению обучающихся с ОВЗ 1. Анализ состояния доступности инклюзивной среды образовательной организации в соответствие с ФГОС.

5-7-й день 1 Организация работы по разработке адаптированной рабочей программы по учебному предмету. 2 Консультации со специалистами образовательной организации но содержанию разделов адаптированной рабочей программы учебного предмета 1 Адаптированная рабочая программа по учебному предмету.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8-10-Д день 1. Подготовка к проведению инклюзивного урока по предмету. 1 Разработка технологической карты инклюзивного урока

11-й день 1. Организация проведения инклюзивного урока по предмету. 1. Проведение инклюзивного урока по предмету. 2. Самоа на лиз проведенного мероприятия.

12-й день 1. Подготовка отчета по практике. 1.Отчет по практике. 2. Фото (презентация, слайд-шоу, видеоролик) о проведенном уроке. 3 Публичное представление отчета по практике на итоговой конференции.

15-11 баллов -соответствие представленной информации нормативно-правовым актам и п рофессиональной этике; реалистичность; конкретность; достоверность; достаточная целостность не в полном объеме; доказательность не в полном объеме; информативность не в полном объеме; структурированность не в полном объеме; рефлексивность не в полном объеме; полнота содержания не в полном объеме; оформление не соответствует требованиям;

10-5 баллов - несоответствие представленной информации нормативно-правовым актам и профессиональной этике; нереалистичность; недостоверность информации; структурированность не в полном объеме; рефлексивность не в полном объеме; полнота содержания -раскрыто в скудном объеме; оформление не соответствует требованиям;

4-0 баллов - не соответствие плану анализа; нереалистичность; недостоверность информации; плагиат.

1.2. Разработка адаптированной рабочей программы по учебному предмету. Процедура оценивания: на основе полученной информации с сайта образовательной организации, консультаций со специалистами учреждения студент составляет "Разработка адаптированной рабочей программы по учебному предмету" в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки № 1598 от 19.12.2014г.}, придерживаясь следующего плана: индивидуальные сведения обучающегося с ОВЗ; характеристика обучающегося с 083; специальные условия обучения (ассистивные технологии; реабилитационные средства; услуги тьютора}; учебно-методическое обеспечение учебного предмета; междисциплинарная команда сопровождения обучающегося с ОВЗ, Критерии оценки:

20-16 баллов - адаптированная рабочая программа по учебному предмету соотносится с профилем подготовки студента; самостоятельно разработана студентом в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки № 1598от 19.12.2014г.}; отражает индивидуальную учебную деятельность обучающегося с 083 совместно с нормально развивающимися сверстниками; содержит достоверные индивидуальные сведения обучающегося с ОВЗ, его психолого-педагогическую характеристику, перечень материально-технического и учебно-методического оснащения учебного предмета; состав междисциплинарной команды сопровождения обучающегося с ОВЗ;

15-11 баллов - адаптированная рабочая программа по учебному предмету соотносится с профилем подготовки студента; самостоятельно разработана студентом в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки № 1598 от 19.12,2014г.}; не в полном объеме отражает индивидуальную учебную деятельность обучающегося с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками; не в полном объеме содержит достоверные индивидуальные сведения обучающегося с 083, его психолого-педагогическую характеристику, не в полном объеме представлен перечень материально-технического и учебно-методического оснащения учебного предмета; состав междисциплинарной команды сопровождения обучающегося с ОВЗ не соответствует действительности;

10-5 баллов - адаптированная рабочая программа по учебному предмету не соотносится с профилем подготовки студента; не отражает требования ФГОС для обучающихся с 083 (При-ка з Минобрнауки № 1598 от 19.12.2014г.); содержит недостоверные индивидуальные сведения обучающегося с ОВЗ и его психолого-педагоги-ческой характеристики; календарно-темати-ческий план составлен не на весь учебный год и не соответствует действительности; адаптированная рабочая программа по учебному предмету не соответствует заданному плану и требованиям;

4-0 баллов - адаптированная рабочая программа по учебному предмету не соответствует заданному плану и требованиям, отражает нереалистичность; недостоверность информации; плагиат.

1.3. Проведение инклюзивного урока по предмету. Процедура оценивания: студенты организовывают подготовку и проведение инклюзивного урока по предмету на выбор с представлением фото- или видеоотчета. Критерии оценки:

20-16 баллов - подготовка и проведение инклюзивного урока организованы на высоком профессиональном уровне с соблюдением норм педагогической этики, культуры речи и СанПиН; методическая точность в постановке цели и задач, системы оценки; использованы инклюзивные технологии в соответствии с образовательными потребностями обучающихся с 083; самостоятельно проведен объективный самоанализ; оригинальность, органичность и творческий подход к оформлению фото- или видеоотчета;

15-11 баллов - при подготовке и проведении инклюзивного урока не в полном объеме

CU CXJ

0 си

-0 9

со

CU

01

2:

S

343

> <

X ш

О ш

3-

<

С1 ш

с

344

соблюдались нормы педагогической этики, культуры речи и СанПиН; не в полном объеме проявлена методическая точность в постановке цели и задач; инклюзивные технологии использованы, но не в соответствии с образовательными потребностями обучающихся с 083; проведен необъективный самоанализ; не в полном объеме проявлены оригинальность, органичность и творческий подход к оформлению фото- или видеоотчета;

10-5 баллов - проведенный урок не был инклюзивным, не соблюдались нормы педагогической этики, СанПиН; инклюзивные технологии не используются в соответствии с образовательными потребностями обучающихся с 083; самоанализ отсутствует; фото- или видеоотчет о проведенном мероприятии не имеет оригинальности;

4-0 баллов - урок не соответствует заданному плану; анализ урока отсутствует; недостоверность информации отчета; плагиат.

2. Итоговая конференция по практике. Критерии оценки:

40-32 баллов - студент систематически участвовал в реализации индивидуального плана деятельности студента в период практики; в установленные сроки представил отчетную документацию в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями; отчет по практике, фото- или видеоматериалы характеризуется содержательностью, логичностью, аналитичностью, самостоятельностью, инклюзивной направленностью; демонстрирует полную сформированность компетенций ОПК-1, ОПК-3, ОПК-6; активно участвует в итоговой конференции по практике, стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы по тематике, предусмотренной программой практики; адекватно использует профессиональную лексику;

31-21 баллов - студент периодически участвовал в реализации индивидуального плана деятельности студента в период практики; в установленные сроки представил основную документацию в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями; отчет по практике, фото- или видеоматериалы характеризуется наличием неточностей, нарушением логики, недостаточным освещением самостоятельной практической деятельности по инклюзии; демонстрирует недостаточную сформированность компетенций ОПК-1, ОПК-3, ОПК-6; участвует в итоговой конференции по практике, но недостаточно полно раскрывает сущность вопроса;

20-11 баллов - студент не в полном объеме участвовал в реализации индивидуального плана деятельности студента в период практики; в установленные сроки представил отчет по практике, фото- или видеоматериалы с существенными недоработками; демонстрирует ограниченную сформированность компетенций ОПК-1, ОПК-3, ОПК-6; участвует в итоговой конференции по практике, самостоятельно, но не глубоко, анализирует материал, раскрывать сущность проблемы инклюзии только при наводящих вопросах преподавателя;

10-0 баллов - студент не участвовал в реализации индивидуального плана деятельности студента в период практики; не представил в установленные сроки отчет по практике, фото-или видеоматериалы, отчетные материалы с грубыми ошибками в оформлении; демонстрирует неудовлетворительную сформированность компетенций ОПК-1, ОПК-3, ОПК-6; участвует в итоговой конференции по практике, профессиональной лексикой не владеет.

2, Аттестация с оценкой. Процедура оценивания: руководитель практики от университета выставляет оценку за практику (от О до 100 баллов}, суммируя балл, набранный студентом за отчет по практике (от 0 до 60), и балл, набранный студентом за итоговую конференцию по практике (от 0 до 40), а также учитываются рекомендации руководителя практики от образовательного учреждения.

Заключение

Производственная (технологическая в системе инклюзивного образования) практика является важнейшим этап профессиональной подготовки будущих педагогов в университете, осуществляется на базе инклюзивной образовательной организации, сочетает применение теоретических знаний и собственно профессиональной деятельности и непосредственно связана с будущим преподаванием учебного предмета. Поэтому разработке ее ФОСов уделяется так много внимания.

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. Появление у вузов возможности внедрять новые виды педагогических практик в процесс профессиональной подготовки будущих педагогов научно обосновано и продолжает содержательно разрабатываться.

2. Проектирование ФОСов производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики осуществляется поэтапно: подготовительный, этап реализации, контроля и оценки, результативный.

3. Разработанные ФОСы производственной {технологической в системе инклюзивного образования) практики будут способствовать формированию готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивном формате.

Литература:

1. Акопова М, А., Плюснина И. 8. Формирование компетенций у будущих коррекционных педагогов в процессе прохождения производственной практики // Научно-педагогическое обозрение. -2021.- N-5(39). - С.9-20.

2. Баранов А. Д., С.унцова А. С. Развитие субъектной позиции студентов в процессе стажерской практики в инклюзивной школе II Образование и наука. - 2020. - Т. - 22. - № 2. - С. 29-52.

3. Боровков А. И., Киселёва К, Н., Романов П. И, Нормативные правовые и методические основы формирования фондов оценочных средств основных образовательных программ высшего образования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 201 б. - № 2 (244). - С. 131-139.

4. Бородаева Л. Г. Проблема духовно-нравственного воспитания студентов в социокультурных условиях современной России П Грани познания. -2012.- Нй'З,- С 24-28.

5. Брагина Е. Д., Бел Озерова Л. А. Актуальные проблемы инклюзивной практики в начальной школе II Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2018. - № 10. - С. 193-198.

6. Гамаюнова А. Н., Парватова Т. М, Подготовка будущих педагогов-психологов к деятельности в условиях инклюзивного образования П Проблемы современного педагогического образования. -2019 - №62(1).-С. 88-92.

7. Глазков А. В., Кучергина О. 8. К вопросу изуче ния мотиваI[ионной готовности работников об щеобразовательных организаций массового типа к организации инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья // Педагогический ИМИДЖ. - 2018. - Т. 12,- N- 4 (41). - С. 130-141.

8. Глузман Ю. 8. Подготовка будущих педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде: анализ бакалаврских программ П Гуманитарные науки. - 2019. - № 1 (45). - С. 84-89.

9. Зверев С. М., Слободчиков 8. И. Проектирование инновационного образования: от прототипа к прецеденту И Педагогика. - 2018. - № 4. - С. 3-11.

10. Ивенских И. В., Сорокоумова С. Н., Суворова О. В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченны ми возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики // Вестник Ми-нинск. ун-та. - 2018. - Т. б. - № 1 (22). - С. 12.

11. Калинин С, Турмаков Ж. Фонд оценочных средств педагогической практики студентов // Манаш Ко-зыбаее атындагы Солтуспк Казакстан мемлекетпк университет1нщ хабаршысы. - 2014. - С. 28.

12. Каско Ж. А. Информационно-образовательная среда как форма совершенствования дидактической подготовки будущего учителя Н Kant. - 2021. -№3,- С 219-224.

13.Пичугина Г. А. Развитие самоорганизации сту дентов в период педагогической практики // Ху-манитарни Балкански иэспедвания. 2020. - Т. 4. -№.4(10).

14.Руднева И. А. Развитие социальной зрелости личности в период студенчества // Психология образования в XX! веке: теория и практика: материалы Между нар. научно-практ. конф., Волгоград, 14-16 октября, 2011 г, / под ред. Г. Ю. Андрущенко, А. Г. Крицкого, О. П. Меркуловой (к 80-летию ВГСПУ). - Волгоград: Перемена, 2011. - С. 66-67.

15.Федосеева Е. С., Хвастунова Е. П. Организация практик в структуре подготовки студентов, обучающихся по направлению "Специальное (дефектологическое) образование" В соответствии с ФГОС ВО 3++ // Грани познания. - 2018. - №. 3,- С. 74-77.

16. Худжина М. 8., Горлова С. Н., Бутова О, 8. Проблемы разработки фондов оценочных средств в условиях реализации ФГО ВПО // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-ЮГРЫ, НВГУ, 2014. - С. 421.

CU CXJ

0 си

-0 9

s: со

CU

01

s

345

INTEGRATED COURSE AS A CONDITION FOR FORMING THE FOUNDATIONS OF ENG/NEER/NG LITERACY IN THE ELEMENTARY SCHOOL

Chestyuntna Natafya Dmitrievna, Senior Lecturer, Department of Natural and Mathematical Education, institute of Development Education and Social Technologies, Kurgan

The article presents the main results of a study on the formation of the basics of engineering literacy of elementary school students, The purpose of the study is to develop and test ait integrated course based on compute/science and robotics for grades 3-4 as a condition for the formation of the basics of engineering literacy of students, The article discusses the problem, the main provisions of the author's methodology and conclusions based on the results of Its testing. The description of educational and methodological materials developed by the author is given. The scientific novelty consists in clarifying the concept of an integrated course, defining the principles of integration, developing teaching methods in the conditions of the modern education system. As a result, an integrated course for elementary school students was developed and tested, educational and methodological materials were finalized taking Into account the testing data.

Keywords: integrated course; engineering literacy; elementary school; computer science; robotics,

DOI 10.24923/2222-243X.2022-43.62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.