Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козырева Ольга Анатольевна

Рассматриваются педагогические условия: условия-предпосылки (кадровые, материально-технические, учебно-методические, информационно-справочные ресурсы вуза), условия-обстановка (сформированная инклюзивная культура вуза, психолого-педагогическое сопровождение будущих педагогов), условия-требования, которые делятся на содержательно-педагогические (программы учебных дисциплин и их содержание) и процессуально-педагогические (активные методы обучения, производственная (технологическая в системе инклюзивного образования) практика).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS TO INCLUSION IN PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

The article deals with the pedagogical conditions: the conditions-premises (the professional, material and technical, learning and teaching, information and reference resources of the university), the conditions-circumstances (the developed inclusive culture of the university, the psychological and pedagogical support of future teachers) and the conditions-requirements that are divided into the conceptual-pedagogical (the programs of the educational subjects and their content) and the processual-pedagogical (the active methods of education, the production (technological in the system of the inclusive education) practice).

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ»

riod do 2025 goda» [Elektronnyj resurs]. URL: https:// rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (data obrashche-niya: 18.09.2021).

22. Sergeev A.N. Ispol'zovanie tekhnologij trekh-mernoj pechati: novye vozmozhnosti proektnoj deyatel'nosti uchashchihsya // Vestn. Tul. gos. unta. Ser.: Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v prepodavanii estestvennonauchnyh disciplin. 2019. № 1(18). S. 173-175.

23. Sergeev A.N. Realizaciya urovnevoj siste-my dostupa v soobshchestve pedagogov i obucha-yushchihsya k uchebnym resursam cifrovoj obra-zovatel'noj sredy // Elektronnaya informacionno-ob-razovatel'naya sreda: sovremennye problemy i pers-pektivy razvitiya: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf., Nizhnij Tagil, 26 noyab. 2020 goda. N. Tagil, 2021. S. 243-247.

24. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka / pod red. D.N. Ushakova. M., 1935-1940.

25. Tyut'kova I.A. Pedagogicheskij tezaurus: ucheb. sprav. posobie. M., 2016.

26. Ushinskij K.D. O pol'ze pedagogicheskoj lite-ratury // Ego zhe. Sobranie sochinenij: v 11 t. M. - L., 1948. T. 2. S. 15-42.

Intensification of educational activities in digital environment

The article deals with the substantiation of the educational process in the context of the digital educational environment. There are considered the means and methods of the digital education, there is discussed the issue of the threatening of the irrational use of the Internet by children, there are specified the new competencies of the teachers allowing to speak about the potential, advantages and prospects of the intensification of the educational activities in education. The author analyzes the concepts of "education", "transversal competencies" and "cyberbullying".

Key words: education, educational process, digitalization, transversal competencies, digital competence, communicative competence, digital educational environment, digital resources, cyber-bullying.

о.А. козырЕвА

(волгоград)

организационно-педагогические условия профессиональной подготовки будущих педагогов к инклюзии в педагогическом университете

Рассматриваются педагогические условия: условия-предпосылки (кадровые, материально-технические, учебно-методические, информационно-справочные ресурсы вуза), усло-вия-обстановка (сформированная инклюзивная культура вуза, психолого-педагогическое сопровождение будущих педагогов), условия-требования, которые делятся на содержательно-педагогические (программы учебных дисциплин и их содержание) и процессуально-педагогические (активные методы обучения, производственная (технологическая в системе инклюзивного образования) практика).

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, профессиональная подготовка, будущие педагоги, инклюзивное образование, педагогический университет.

Профессиональная готовность будущего педагога - это предпосылка эффективности его деятельности после окончания педагогического университета. Готовность определяет успешное выполнение своих обязанностей, использование знаний, опыта, сохранение самоконтроля и способность перестраиваться в изменяющихся условиях, быстро адаптироваться к новым условиям труда, профессиональное совершенствование, повышение квалификации [8; 15, с. 47; 17; 20; 23]. Сущность готовности специалиста к профессиональной деятельности заключена в развитии личности обучающегося на основе системного подхода с использованием психолого-педагогического, организационно-управленческого и информационно-коммуникативного ресурсов вуза [1, с. 35; 5; 11; 13, с. 6].

Комплекс организационно-педагогических условий обеспечивается целостным восприятием объединенных в нем частей и определяется единством задач, принципов, закономерностей, форм, методов и средств достижения цели формирования готовности буду-

(Статья поступила в редакцию 06.ii.202i)

О Козырева O.A., 2022

ИЗВЕСТИЯ вгпу

щих педагогов к инклюзии школьников. При этом создание такого единства имеет динамический характер и детерминируется социальным запросом, который определяет содержание профессиональной деятельности [7; 12, с. 3; 15; 18; 20].

Рассмотрение организационно-педагогических условий профессиональной подготовки будущих педагогов к инклюзивному обучению школьников в педагогическом университете начнем с условий-предпосылок. Одним из необходимых условий формирования готовности будущих педагогов к инклюзии школьников является кадровое обеспечение процесса.

Подготовка будущих педагогов к инклюзии школьников должна быть обеспечена компетентным III 1С. способным к реализации и реализующим следующие функции: образовательную (освоение универсальных. общепрофессиональных и профессиональных компетенций); развивающую (развитие устойчивого интереса к инклюзии школьников); воспитательную (формирование профессионально важных личностных качеств. социально значимых мотивов и потребностей в профессиональной деятельности в условиях инклюзии); компенсирующую (устранение возможных трудностей. возникших при профессиональной подготовке в вузе); стимулирующую (побуждение к будущей профессиональной деятельности в условиях инклюзии и самостоятельной практической деятельности); актуализирующую (осознание важности и выявление резервов профессионального развития).

Междисциплинарность достигается за счет привлечения к процессу формирования готовности будущих педагогов к инклюзии школьников специалистов в области специальной педагогики. специальной психологии. сурдопедагогики. логопедии. олигофренопедагогики. социологии. социальной педагогики. являющихся не только вузовскими преподавателями. но и практикующими учителями-методистами по русскому языку. математике. истории. естествознанию. ряду других дисциплин по адаптированным образовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья по различным нозоло-гиям [21. с. 112; 22].

Подготовка будущих педагогов к инклюзии школьников выдвигает новые требования к наличию материально-технической оснащенности образовательной среды вуза. Необходимо создание материальной базы с четкой структурой и режимом ее использования для совершенствования практических

занятий. Материально-техническая оснащенность должна стать составной частью образовательного процесса. т. к. материально-технические средства необходимы для профессиональной подготовки будущих педагогов к инклюзии школьников.

Материально-технические условия формирования готовности будущих педагогов к инклюзии школьников обеспечивают реализацию индивидуальных учебных планов студентов. осуществление самостоятельной познавательной деятельности; включение обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность. производственную (технологическую в системе инклюзивного образования) практику.

Учебно-методические условия являются одним из ключевых факторов эффективности и одним из средств достижения качества профессиональной подготовки [24. с. 43; 27]. Учебно-методические условия формирования готовности будущих педагогов к инклюзии школьников состоят в обновлении и пополнении библиотечного фонда вуза учебными пособиями «Инклюзивная образовательная среда для школьников с сенсомотор-ными нарушениями (нарушениями слуха. зрения. опорно-двигательного аппарата)». «Инклюзивная образовательная среда для школьников с речевыми и интеллектуальными нарушениями (задержкой психического развития. расстройствами аутистического спектра. умственной отсталостью)»; разработке контрольно-измерительных материалов для оценки качества освоения специально разработанных дисциплин «обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья». «Технологии проектирования адаптированного образовательного пространства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». «технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования».

К информационно-справочным условиям относится информационная образовательная среда вуза. определим ее как совокупность ресурсов. способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия студента. преподавателя и средств информационных и коммуникационных технологий. для формирования познавательной активности обучаемого при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием; а также обеспечивающих осуществление деятельности с

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

использованием информационного ресурса с помощью интерактивных средств ИКТ. Информационно-образовательную среду вуза мы считаем целесообразным определить как педагогическую систему нового уровня. представляющую собой организованную совокупность ресурсов информационно-технического характера. способствующих формированию готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников [19].

Информационная образовательная среда вуза включает совокупность программно-аппаратных средств и систем. компьютерных информационных (локальных. глобальной) сетей и каналов. Функционирование информационной образовательной среды в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов к инклюзии определяется следующими факторами: информационным взаимодействием всех субъектов образовательного процесса; обеспечением психолого-педагогического воздействия. ориентированного на формирование готовности будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников; формированием системы знаний по отдельным дисциплинам; формированием компетенций (универсальных. общепрофессиональных и профессиональных) [4; 9; 16. с. 40].

Кусловиям-обстановке мы относим сформированную инклюзивную культуру вуза; психолого-педагогическое сопровождение будущих педагогов. Инклюзивная культура - это уровень развития общества. выражающийся в толерантном и безопасном отношении людей друг к другу. где разделяются идеи сотрудничества. стимулируется развитие всех участников образовательного процесса. Инклюзивная культура основана на осмыслении инклюзивного образования как возможности получения высококачественного образования на различных уровнях для лиц. имеющих особые образовательные потребности и ограниченные возможности здоровья [26. с. 217]. Ее можно также определить как культуру. направленную одновременно на успешное достижение целей вуза как образовательной организации и целей инклюзии. т. е. способствующую повышению качества образования и профессиональной подготовки обучающихся и одновременно содействующую успешному решению задач инклюзии [27].

Инклюзивная культура в вузе представляет собой специфическую систему отношений между всеми участниками образовательного процесса (руководством. профессорско-преподавательским составом. обучающимися. партнерами университетского сообщест-

ва). функционирующую на основе принятых всеми ценностей и принципов инклюзивно-сти. способствующих их эффективному взаимодействию для реализации миссии вуза. Инклюзивная культура характеризуется принятием и разделением всеми участниками образовательного процесса инклюзивных ценностей. традиций. идеи сотрудничества. важности каждого обучающегося независимо от особенностей развития и состояния здоровья. Структура инклюзивной культуры образовательной организации включает в себя миссию. ценности и принципы его деятельности.

Являясь ключевой фигурой системы образования. педагог не только способствует формированию инклюзивной культуры обучающихся и родителей. но и сам выступает основным ее носителем. транслятором инклюзивных ценностей. эталоном отношения к обучающимся с ОВЗ. Высокий уровень сформиро-ванности инклюзивной культуры вуза обеспечит готовность будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях инклюзии.

Психолого-педагогическое сопровождение будущих педагогов. Осуществленный анализ научной литературы привел нас к определению сопровождения как системной технологии оказания психолого-педагогической помощи обучающимся. необходимым и обязательным условием реализации которой становится объединение специалистов различного профиля. служб и структурных подразделений вуза в решении задач. направленных на реализацию образовательных потребностей обучающихся и эффективное прохождение следующих этапов в процессе обучения: профессиональное самоопределение. становление. развитие будущих педагогов через предоставление дозированного психолого-педагогического воздействия с целью обеспечения качества образовательного процесса. Длится весь период обучения в вузе.

Представляя собой целостную деятельность. организованную системно. реализующую комплекс необходимых и достаточных условий. обеспечивающих процесс формирования готовности будущих педагогов к инклюзии. сопровождение предоставляет возможность получить высшее образование указанной категории обучающихся [17. с. 9; 23. с. 176].

В качестве базовых принципов психолого-педагогического сопровождения формирования готовности будущих педагогов к инклюзии выделяем добровольность. заявитель-ность. системность. мультидисциплинарность. непрерывность.

Целями психолого-педагогического сопровождения являются:

- формирование готовности будущих педагогов к инклюзии школьников;

- создание благоприятных условий для профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе;

- оказание психологической и методической помощи при возникновении затруднений.

Формированию готовности будущих педагогов к инклюзии школьников будут способствовать функции психолого-педагогического сопровождения: информационная, направляющая и развивающая. Информационная функция состоит в широком оповещении студентов о формах и методах сопровождения, особенностях подготовки к профессиональной деятельности в условиях инклюзии, обеспечивает открытость психолого-педагогического сопровождения, что делает всех обучающихся активными участниками процесса. Направляющая функция психолого-педагогического сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов с целью обеспечения координации их действий в интересах формирования готовности будущих педагогов к инклюзии. Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в психолого-педагогическом сопровождении служб и центров вуза. Развивающая функция обеспечивается деятельностью ППС университета, педагогических работников образовательных организаций, на базе которых проходит производственная (технологическая в системе инклюзивного образования) практика [14; 25, с. 74].

Основные формы психолого-педагогического сопровождения формирования готовности будущих педагогов к инклюзии: индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия. Индивидуальные формы включают в себя методы консультирования. Подгрупповые и групповые - практикум, групповое консультирование.

Содержание психолого-педагогического сопровождения формирования готовности будущих педагогов к инклюзии представлено в табл. на с. 79-80.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение будущих педагогов предполагает использование совокупности развернутых во времени форм и методов воздействия на личность студента, включение ее в разнообразные профессионально значимые виды деятельности (познавательную, учебно-профессиональную и др.), внедрение выявленных организационно-педагогических условий с це-

лью формирования у них готовности к профессиональной деятельности в условиях инклюзии.

Условия-требования: содержательно-педагогические (программы учебных дисциплин и их содержание), процессуально-педагогические (активные методы обучения; производственная (технологическая в системе инклюзивного образования) практика).

Профессиональная подготовка будущих педагогов предусматривает овладение ими системой знаний о сущности инклюзивного образования, вариантах его осуществления; нормативно-правовых основах; психофизиологических особенностей, особых образовательных потребностей школьников с ОВЗ; педагогических средствах, обеспечивающих организацию учебного процесса и внеучеб-ной деятельности; инклюзивных и ассистив-ных технологиях для формирования готовности осуществлять профессиональную деятельность в условиях инклюзии [6, с. 277; 17, с. 10]. Достижение этого невозможно без соответствующей переработки содержания профессионального образования в целом и отдельных дисциплин в частности. И содержание, и процесс профессиональной подготовки должны быть обновлены и перестроены таким образом, чтобы обеспечивалось формирование готовности будущих педагогов к инклюзии.

С этой целью было разработано содержание рабочих программ дисцип лин «Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Технологии проектирования адаптированного образовательного пространства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», «Технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования».

Идея разработчиков состояла в том, что каждая учебная дисциплина вносит свой вклад в формирование у будущих педагогов готовности к профессиональной деятельности в условиях инклюзии. Поэтому они являются взаимодополняющими по содержанию. Рассмотрим содержание каждой из разработанных дисциплин.

Содержание дисциплины «Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья». Инклюзия как социальная идея. Основные этапы истории развития систем специального и инклюзивного образования. Международно-правовая основа инклюзивного образования.

содержание психолого-педагогического сопровождения формирования готовности будущих педагогов к инклюзии

Цель сопровождения

Содержание психолого-педагогического сопровождения

Мотивационный компонент

Когнитивный компонент

Операционно-деятельностный компонент

Результат сопровождения

Этап адаптации

Определение личностного смысла. сущности и социальной значимости профессии с позиции инклюзивного образования

Мероприятия. направленные на осознание значимости профессиональной деятельности будущего педагога в инклюзивном образовании

Овладение общими теоретическими и прикладными педагогическими знаниями о сущности инклюзивного образования. вариантах его осуществления; о нормативно-правовых основах инклюзивного образования; психофизиологических особенностях. особых образовательных потребностях школьников с ОВЗ; педагогических средствах. обеспечивающих организацию в учебном процессе и вне учебной деятельности; инклюзивных и ассистив-ных технологиях. Изучение дисциплины «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования»

Владение методами. формами. средствами. приемами обучения и воспитания школьников с ОВЗ в процессе инклюзии. Производственная (технологическая в системе инклюзивного образования) практика)

Адаптация к образовательной среде вуза.

Осознание личностного смысла. сущности и социальной значимости профессии с позиции инклюзивного образования

Этап интенсификации

Формирование профессионального самосознания и профессиональной позиции

Формирование устойчивой мотивации к профессиональной деятельности в условиях инклюзии; педагогической рефлексии

Овладение общими теоретическими и прикладными педагогическими знаниями о сущности инклюзивного образования. вариантах его осуществления; нормативно-правовых основ инклюзивного образования; психофизиологических особенностей. особых образовательных потребностей школьников с ОВЗ; педагогических средствах. обеспечивающих организацию в учебном процессе и вне учебной деятельности; инклюзивных и ассистив-ных технологиях. Изучение дисциплины «Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья»

Грамотный отбор инклюзивных и ас-систивных технологий. применение их на практике. Производственная (технологическая в системе инклюзивного образования) практика

Интенсивное личностное и профессиональное развитие. социальная и устойчивая мотивация к профессиональной деятельности в условиях инклюзии

Окончание таблицы

Цель сопровождения Содержани Мотивационный компонент психолого-педагогического с Когнитивный компонент зпровождения Операционно-деятельно стный компонент Результат сопровождения

Формирование активной профессиональной идентичности, при которой будущий педагог стремится, частично способен или готов осознанно и самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность в условиях инклюзии Формирование устойчивой мотивации на профессиональную деятельность в условиях инклюзии; педагогической рефлексии Овладение общими теоретическими и прикладными педагогическими знаниями о сущности инклюзивного образования, вариантах его осуществления; нормативно-правовых основ инклюзивного образования; психофизиологических особенностей, особых образовательных потребностей школьников с ОВЗ; педагогических средствах, обеспечивающих организацию в учебном процессе и вне учебной деятельности; инклюзивных и ассистив-ных технологиях. Изучение дисциплин «Технологии проектирования адаптированного образовательного пространства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», «Технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Разработка разделов АООП, СИПР для школьников с ОВЗ. Производственная (технологическая в системе инклюзивного образования) практика Отождествление себя с будущей профессией, готовность к профессиональной деятельности в условиях инклюзии

документы, регламентирующие развитие инклюзивного процесса в образовании в Российской Федерации. Перспективы развития инклюзивного образования. Медицинская и социальная модель инвалидности. Причины нарушений, отклонений, задержек в развитии человека. Классификация нарушений. Особые образовательные потребности обучающихся разных нозологических групп. Понятие специальных образовательных условий. Учебно-методическое, кадровое, материально-техническое обеспечение инклюзивной образовательной среды. Доступность зданий и территории образовательнойорганизациидля лиц с ОВЗ и инвалидностью. Особенности организации педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Специальные (коррекционно-развивающие) методы обучения и воспитания. Разработка адаптированных общеобразовательных программ

в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ОВЗ. Социальная адаптация, профессиональная ориентация и содействие трудоустройству обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной организации.

Содержание дисциплины «Технологии проектирования адаптированного образовательного пространства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Международно-правовая основа инклюзивного образования. Конвенция о правах инвалидов и Саламанкская декларация. Документы, регламентирующие развитие инклюзивного процесса в образовании в РФ. Закон «Об образовании в РФ». Концепция развития ранней помощи. ФГОС дошкольного образования. ФГОС обучающихся с ОВЗ. ФгОс обучающихся с интеллектуальной недостаточностью. Перспективы развития инклюзивно-

ПЕдАгогИчЕскИЕ нАукИ

го образования. Федеральные и региональные целевые программы в сфере инклюзивного образования. Учебно-методическое. кадровое. материально-техническое обеспечение адаптированного образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ. Проектирование адаптированного образовательного пространства для обучающихся с нарушением слуха. зрения. тяжелыми нарушениями речи. опорно-двигательного аппарата. задержкой психического развития. расстройствами аутистическо-го спектра. интеллектуальной недостаточностью. комплексными нарушениями. с общими заболеваниями. Особенности организации педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

Содержание дисциплины «Технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Индивидуализированное образование. Уровни индивидуального образования. Индивидуальный образовательный маршрут. Структура индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальная образовательная траектория. Индивидуальная образовательная программа. Особые образовательные потребности. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Надомное обучение. Цензовое и нецензовое образование.

Содержание дисциплины «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования». Психолого-педагогические основы инклюзивного образования. Категории: специальная педагогика. коррекционная педагогика. дефектология. лечебная педагогика. коррекция. компенсация. абилитация. реабилитация. адаптация. История становления инклюзивного образования. История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний. Этапы становления дефектологии. Выдающиеся ученые-дефектологи и их вклад в развитие дефектологической науки. Инклюзивная культура. Инклюзивный сервис. Инклюзивный дизайн. Доступная среда. Инклюзивные технологии. Ас-систивные технологии.

Каждая из разработанных дисциплин включает не только лекции. но и семинарские занятия. в ходе которых закрепляется содержание лекционного материала.

Процессуально-педагогические условия (активные методы обучения; производственная (технологическая в системе инклюзивного образования) практика). Среди

форм организации образовательного процесса при подготовке будущих педагогов преобладающие позиции занимает лекторий. При таком подходе учебная активность обучающегося подменяется активностью преподавателя. что. конечно же. ни в коей мере не способствует формированию установки обучающегося на интеллектуальную и творческую самостоятельность. поисковую активность. самообразование и самосовершенствование -основные психологические механизмы обретения человеком целостной культуры и готовности к профессиональной деятельности в условиях инклюзии.

Отличительными особенностями активного обучения. в сравнении с обычным (объяснительным). являются активизация мыследеятельности обучаемого путем формирования специальных условий. способствующих его активизации независимо от его желания; устойчивость и неопределенность активной мыследеятельности участников обучения путем удлинения срока единовременного активного включения или же спонтанной. но очень глубокой работой мысли. позволяющей сохранять активность в течение некоторого перерыва между активной работой; формирование навыков самостоятельной. творческой выработки решений в условиях игрового имитационного моделирования. повышенной мотивации и эмоциональности обучаемых; перманентные взаимные коммуникации обучаемых и преподавателей. которые развивают обе стороны с рефлексивных позиций; активное предъявление и использование знаний и умений [3. с. 45; 10. с. 11; 22].

Определение понятия «формы активного обучения» нам не встретилось. Одни и те же объекты выступают в разных контекстах -то как формы. то как методы активного обучения. Таким образом. можно смело говорить об отождествлении понятий «активные методы обучения» и «формы активного обучения».

Обозначилась необходимость построения принципиально иной схемы образовательного процесса в педагогическом вузе. т. к.. во-первых. использование новых подходов к конструированию учебного процесса изменяет роль и место преподавателя и обучающегося во время учебного взаимодействия. во-вторых. применение организационных форм и методов активного обучения в образовательном процессе не означает отказа от форм и методов традиционного обучения. Особенности разрабатываемой схемы обучения предусматривают целевое использование элементов активного обучения на отдельных этапах образова-

тельного процесса в сочетании с лекционными и семинарскими занятиями.

Мы используем понятие «активное обучение» для обозначения в комплексе цели, содержания, форм и методов организации активной учебной деятельности будущих педагогов для формирования их готовности к профессиональной деятельности в условиях инклюзии. В основу активного обучения положено воспроизводство (с той или иной степенью адекватности) процессов, происходящих в реальной образовательной системе, и их моделирование.

Одним из центральных компонентов любой педагогической системы выступает метод как способ взаимосвязанной деятельности участников образовательного процесса. В качестве отличительного признака при классификации методов активного обучения используется степень активизации студентов или характер учебно-познавательной деятельности. Так, выделяются имитационные методы активного обучения, т. е. существуют такие формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности.

Все остальные относятся к неимитационным (дискуссии, пресс-конференции и пр.). В свою очередь, имитационные методы делятся на игровые и неигровые, к первым относится проведение различных игр, игровое проектирование и т. п., ко вторым - анализ конкретных ситуаций, кейсов, решение ситуационных задач [10].

По мнению исследователей, использование организационных форм и методов активного обучения не означает отказ от форм и методов традиционного обучения. A.A. Вербицкий отмечает, что идея применения активных методов обучения не нова, но комплексное использование различных методов, форм и средств активного обучения в сочетании с традиционными - явление редкое [Там же, с. 22].

Производственная(технологическая в системе инклюзивного образования) практика. В соответствии со ФГОС ВО 3++, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации 22 февраля 2018 г., педагогическая практика рассматривается как один из базовых этапов профессионального становления будущего педагога. Производственная (технологическая в системе инклюзивного образования) практика рассматривается как вид учебной деятельности, предполагающий соединение приобретенных теоретических знаний студентов с их практической профессионально значимой

деятельностью, позволяющий выполнить фиксированные виды работ, связанные с будущей профессиональной деятельностью в условиях инклюзии [25, с. 74].

Задачами производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики являются углубление, расширение и закрепление теоретических знаний, которые были получены студентами в процессе изучения дисциплин «Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Технологии проектирования адаптированного образовательного пространства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», «Технологии проектирования индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», «Психолого-педагогические основы инклюзивного образования»; актуализация всей совокупности компетенций, соотнесение их с решением конкретных педагогических задач и трансформация в способы деятельности; развитие способности осуществлять отбор инклюзивных и ассистивных технологий, применять их на практике, разрабатывать АООП, владеть методами, формами, средствами, примами обучения и воспитания школьников с ОВЗ в процессе инклюзии.

По мнению Е.С. Федосеевой и Е.П. Хва-стуновой, особое внимание необходимо уделять выбору образовательных организаций для прохождения этого вида практики. Авторы формулируют критерии отбора: оснащенность современным оборудованием и применение прогрессивных инновационных методов обучения, воспитания, коррекции нарушений развития; наличие условий для приобретения профессиональных навыков работы в условиях инклюзии; проведение в период практики теоретических и практических занятий сотрудниками учреждения; организация методической помощи, возможность работы с персональными данными детей с нарушениями в развитии, учебной, диагностической и медицинской документацией и т. д. [Там же]. Студенты получают возможность наблюдать школьников с ОВЗ различных нозологических групп, принимать активное участие в организации комплексного подхода к их реабилитации и социальной адаптации, что способствует формированию готовности к профессиональной деятельности в условиях инклюзии.

Авторы предлагают в качестве главной формы отчетности обновленный отчет по практике [Там же, с. 75]. Основное его содержание, формы контроля, виды работ и заданий, которые в рамках практики выполняют студенты,

представлены в фондах оценочных средств. Данный документ разработан в соответствии с типом практики и направлен на оценку формируемых компетенций. Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости [25. с. 74].

Е.С. Федосеева и Е.П. Хвастунова специально отмечают. что на период практики университет предоставляет обучающимся возможность изучать специальную литературу; обеспечивает доступ к электронным базам данных. содержащим современную отечественную и зарубежную профессиональную литературу по инклюзивному образованию школьников. а также доступ к профессионально-ориентированным и тематическим интернет-ресурсам; осуществляет обработку и сбор практического материала; позволяет выступать с докладами на научных мероприятиях (круглых столах. семинарах. конференциях). принимать участие в проведении научных исследований совместно с преподавателями университета. а также работать с использованием современных компьютерных технологий. оснащенных лицензионным программным обеспечением [Там же. с. 76].

Таким образом. введение производственной (технологической в системе инклюзивного образования) практики усиливает практи-коориентированность процесса формирования готовности к профессиональной деятельности в условиях инклюзии. положительно сказывается на усвоении студентами теоретических дисциплин [2; 25. с. 77; 26].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечение вышеперечисленных организационно-педагогических условий в процессе профессиональной подготовки позволит эффективно осуществить процесс формирования готовности будущих педагогов к инклюзии школьников в максимально короткие сроки с достижением оптимальных результатов.

список литературы

1. Абдалина Л.В.. Иванова Л.В.. Фролова О.С. Компетенция самосовершенствования педагога: актуальные аспекты исследования и формирования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2020. № 7. С. 34-39.

2. Андреева И.Г.. Брыкова Л.В. Концепция практико-ориентированного подхода к образованию в высшей школе // Изв. Волгогр. гос. пед. унта. 2020. № 5. С. 4-9.

3. Артемова С.А.. Ярикова М.В. Творческие технологии в процессе реализации компетентност-ного подхода при подготовке студентов профиля «Логопедия» // Концепт. 2018. № 3. С. 44-50.

4. Артюхина А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2007.

5. Артюхова Т.Ю. Психологические характеристики мобильной личности // Междунар. журн. эксперимент. образования. 2010. № 7. С. 96-98.

6. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы: учеб.-метод. пособие. М., 1980.

7. Барсукова Н.В. Студент как ответственный субъект образовательного процесса // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2020. № 3. С. 20-23.

8. Бородаева Л.Г., Руднева И.А. Социальное воспитание студентов в процессе профессиональной подготовки // теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки студентов гуманитарных и технических специальностей. Ульяновск, 2015. С. 136-149.

9. Васильева Е.Ю. Образовательная среда вуза как объект управления и оценки // Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 4. С. 76-82.

10. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. М., 1991.

11. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М., 2009.

12. Вишнякова-Вишневецкая А.К. Образовательная среда высшего учебного заведения как фактор развития личностных компетенций учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2010.

13. Гусейнов Р.Д., Гусейнова И.С., Пирмагоме-дова Э.А. Профессиональная подготовка будущего учителя с позиции психологической антропологии // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2020. № 4. С. 4-7.

14. Зимняя И.А. Воспитательный потенциал образовательной среды // Проблемы качества образования, его нормирования и управления: сб. науч. ст. / под общ. ред. Н.А. Селезневой и В.Г. Казанови-ча. М., 1999. С. 83-87.

15. Кузьмина Н.В. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в вузах // Проблемы отбора и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Л., 1970. С. 47-61.

16. Лактионова Е. Б. Образовательная среда как условие развитие личности ее субъектов // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2010. № 128. С. 40-54.

17. Любимова Е.С. Подготовка бакалавра специального (дефектологического) образования к профессиональной деятельности // Школьный логопед. 2016. № 1(57). С. 9-15.

18. Макаров А.В. Компетентностно-ориенти-рованные модели подготовки выпускников вузов // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 3. С. 91-105.

19. Менг Т.В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1999.

20. Митина Л.М. Психология профессиональной деятельности педагога: системный личностно-развивающий подход // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20: Педагогическое образование. 2012. № 3. С. 48-64.

21. Новиков В.Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 110-120.

22. Ревякина В.И. Аксиологические аспекты педагогического образования // Вестник том. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогика. 2000. № 8 (24). С. 9-12.

23. Романова Г.А. Развитие социокультурной компетентности студентов в условиях инклюзивного образования как социально-педагогическая проблема // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-11. С. 175-181.

24. Федосеева Е.С., Хвастунова Е.П. Научные подходы к проблеме повышения познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Изв. Волгогр. гос. пед. унта. 2019. №. 2 (135). С. 42-48.

25. Федосеева Е.С., Хвастунова Е.П. организация практик в структуре подготовки студентов, обучающихся по направлению «специальное (дефектологическое) образование» в соответствии с ФГОС ВО 3++ // Грани познания. 2018. № 3(56). С. 74-77.

26. Федотенко И.Л., Захарук Т. Подготовка студентов к профессионально-педагогической деятельности в инклюзивной образовательной среде // Изв. Тул. гос. ун-та. Педагогика. 2014. № 1. С. 216-221.

27. Шумилова Е.А. Использование зарубежного опыта в становлении инклюзивного образования в России // Инновационное обеспечение уровнево-го образования студентов в высших учебных заведениях: сб. науч. ст. Курск, 2017. С. 125.

* * *

1. Abdalina L.V., Ivanova L.V., Frolova O.S. Kom-petenciya samosovershenstvovaniya pedagoga: aktu-al'nye aspekty issledovaniya i formirovaniya // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2020. № 7. S. 34-39.

2. Andreeva I.G., Brykova L.V. Koncepciya prak-tiko-orientirovannogo podhoda k obrazovaniyu v vys-shej shkole // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2020. № 5. S. 4-9.

3. Artemova S.A., Yarikova M.V. Tvorcheskie tekhnologii v processe realizacii kompetentnostnogo podhoda pri podgotovke studentov profilya «Logo-pediya» // Koncept. 2018. № 3. S. 44-50.

4. Artyuhina A.I. Obrazovatel'naya sreda vysshego uchebnogo zavedeniya kak pedagogicheskij fenomen (na materiale proektirovaniya obrazovatel'noj sredy medicinskogo universiteta): avtoref. dis. . d-ra ped. nauk. Volgograd, 2007.

5. Artyuhova T.Yu. Psihologicheskie harakteris-tiki mobil'noj lichnosti // Mezhdunar. zhurn. ekspe-riment. obrazovaniya. 2010. № 7. S. 96-98.

6. Arhangel'skij S.I. Uchebnyj process v vysshej shkole i ego zakonomernye osnovy i metody: ucheb.-metod. posobie. M., 1980.

7. Barsukova N.V. Student kak otvetstvennyj sub#ekt obrazovatel'nogo processa // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2020. № 3. S. 20-23.

8. Borodaeva L.G., Rudneva I.A. Social'noe vos-pitanie studentov v processe professional'noj podgo-tovki // Teoreticheskie i prakticheskie aspekty profes-sional'noj podgotovki studentov gumanitarnyh i tekh-nicheskih special'nostej. Ul'yanovsk, 2015. S. 136-149.

9. Vasil'eva E.Yu. Obrazovatel'naya sreda vuza kak ob#ekt upravleniya i ocenki // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2011. № 4. S. 76-82.

10. Verbickij A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshej shkole. M., 1991.

11. Verbickij A.A., Larionova O.G. Lichnostnyj i kompetentnostnyj podhody v obrazovanii. Problemy integracii. M., 2009.

12. Vishnyakova-Vishneveckaya A.K. Obrazova-tel'naya sreda vysshego uchebnogo zavedeniya kak faktor razvitiya lichnostnyh kompetencij uchashchih-sya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2010.

13. Gusejnov R.D., Gusejnova I.S., Pirmagome-dova E.A. Professional'naya podgotovka budushche-go uchitelya s pozicii psihologicheskoj antropologii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2020. № 4. S. 4-7.

14. Zimnyaya I.A. Vospitatel'nyj potencial obra-zovatel'noj sredy // Problemy kachestva obrazovaniya, ego normirovaniya i upravleniya: sb. nauch. st. / pod obshch. red. N.A. Seleznevoj i V.G. Kazanovicha. M., 1999. S. 83-87.

15. Kuz'mina N.V. Problemy professional'noj podgotovki specialistov v vuzah // Problemy otbora i professional'noj podgotovki specialistov v vuzah. L., 1970. S. 47-61.

16. Laktionova E. B. Obrazovatel'naya sereda kak uslovie razvitie lichnosti ee sub#ektov // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2010. № 128. S. 40-54.

17. Lyubimova E.S. Podgotovka bakalavra spe-cial'nogo (defektologicheskogo) obrazovaniya k pro-fessional'noj deyatel'nosti // Shkol'nyj logoped. 2016. № 1(57). S. 9-15.

18. Makarov A.V. Kompetentnostno-orientiro-vannye modeli podgotovki vypusknikov vuzov // So-cial'no-gumanitarnye znaniya. 2018. № 3. S. 91-105.

19. Meng T.V. Pedagogicheskie usloviya postro-eniya obrazovatel'noj sredy vuza: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 1999.

20. Mitina L.M. Psihologiya professional'noj deya-tel'nosti pedagoga: sistemnyj lichnostno-razvivayu-shchij podhod // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 20: Peda-gogicheskoe obrazovanie. 2012. № 3. S. 48-64.

21. Novikov V.N. Obrazovatel'naya sreda vuza kak professional'no i lichnostno stimuliruyushchij fak-

tor // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2012. № 1. S. 110-120.

22. Revyakina V.I. Aksiologicheskie aspekty pe-dagogicheskogo obrazovaniya // Vestnik Tom. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogika. 2000. № 8 (24). S. 9-12.

23. Romanova G.A. Razvitie sociokul'turnoj kom-petentnosti studentov v usloviyah inklyuzivnogo ob-razovaniya kak social'no-pedagogicheskaya problema // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017. № 55-11. S. 175-181.

24. Fedoseeva E.S., Hvastunova E.P. Nauchnye podhody k probleme povysheniya poznavatel'noj aktivnosti obuchayushchihsya s ogranichennymi voz-mozhnostyami zdorov'ya // Izv. Volgogr. gos. ped. unta. 2019. №. 2 (135). S. 42-48.

25. Fedoseeva E.S., Hvastunova E.P. Organiza-ciya praktik v strukture podgotovki studentov, obucha-yushchihsya po napravleniyu «special'noe (defekto-logicheskoe) obrazovanie» v sootvetstvii s FGOS VO 3++ // Grani poznaniya. 2018. № 3(56). S. 74-77.

26. Fedotenko I.L., Zaharuk T. Podgotovka stu-dentov k professional'no pedagogicheskoj deyatel'-nosti v inklyuzivnoj obrazovatel'noj srede // Izv. Tul. gos. un-ta. Pedagogika. 2014. № 1. S. 216-221.

27. Shumilova E.A. Ispol'zovanie zarubezhnogo opyta v stanovlenii inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii // Innovacionnoe obespechenie urovnevogo ob-razovaniya studentov v vysshih uchebnyh zavedeni-yah: sb. nauch. st. Kursk, 2017. S. 125.

Organizational and pedagogical conditions of professional training of future teachers to inclusion in pedagogical universities

The article deals with the pedagogical conditions: the conditions-premises (the professional, material and technical, learning and teaching, information and reference resources of the university), the conditions-circumstances (the developed inclusive culture of the university, the psychological and pedagogical support of future teachers) and the conditions-requirements that are divided into the conceptual-pedagogical (the programs of the educational subjects and their content) and the processual-pedagogical (the active methods of education, the production (technological in the system of the inclusive education) practice).

Key words: organizational and pedagogical conditions, professional training, future teachers, inclusive education, pedagogical university.

(Статья поступила в редакцию 22.09.2021)

О Aхметова Д.З., Сучков M.A., Mi^ira^ И.Г., 2022

д.з. ахметова

(казань)

м.а. сучков

(кант, киргизская республика)

и.г. морозова

(казань)

этнокультурный подход к инклюзивному образованию в призме интернационализации и глобализации

Анализируется сущность этнокультурного подхода к развитию инклюзивного образования в условиях усиливающихся глобализаци-онных процессов. Проводится сравнительная характеристика понятий «интернационализация образования» и «глобализация образования». Подробно описан содержательный компонент модели развития инклюзивного образования с учетом этнокультурной специфики России и Кыргызстана, а также проанализированы результаты педагогического эксперимента по апробации данной модели в образовательных организациях высшего образования России и Кыргызстана.

Ключевые слова: интернационализация, глобализация, инклюзивное образование, этнокультурные особенности, модель.

Введение. Глобализация - сложное явление. имеющее далеко идущие последствия. С одной стороны. глобализация рассматривается как благотворная движущая сила для экономического и социального процветания людей в разных странах мира. С другой стороны. глобализация является источником многих проблем современности. Но если мы говорим о глобализации в сфере образования. то. несмотря на возможные риски. мы увидим ряд преимуществ: обеспечение широкого доступа и возможностей для обучения за рубежом. для академического обмена. создание благоприятных условий для образовательного сотрудничества между странами. Глобализация образования приводит к глобализации культуры. к признанию культурных различий между учащимися. а значит. ставит перед педагогическим сообществом новые задачи: формирование культуры межнационального общения. развитие социокультурной компетенции педа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.