Научная статья на тему 'Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования'

Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1280
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НЕГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INCLUSIV FORMATION / PREPARATION OF PEDAGOGICAL SHOTS / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF THE TEACHER / PROFESSIONAL UNAVAILABILITY / THE PROFESSIONAL STANDARD / A PREPARATION DIRECTION / PROFESSIONAL THE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алехина Светлана Владимировна

Статья посвящена проблеме подготовки педагогических кадров к реализации инклюзивного процесса в общем образовании; обсуждается вопрос психологической и профессиональной неготовности учителей к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы; описывается содержание и структура нового для профессионального образования направления подготовки бакалавров и магистров по инклюзивному образованию, поднимается проблема формирования профессиональных компетенций, ориентированных на реализацию инклюзии в образовании. Автор характеризует актуальное состояние развития данного направления подготовки в высших учебных учреждениях России, поднимает вопрос о смене форм и способов профессиональной подготовки и повышения квалификации учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF PEDAGOGICAL SHOTS FOR INCLUSIVE FORMATIONS

Article is devoted a problem of preparation of pedagogical shots to realizations inclusive process in the general education. To work the question of psychological and professional unavailability of teachers is discussed with children with the limited possibilities of health in the conditions of mass school. In article the maintenance and structure of a direction of preparation of bachelors new to vocational training and masters on inclusive to formation is described, the problem of formation professional компетенций, focused on realizations inclusion in formation rises. The author represents an actual condition of development of the given direction of preparation in higher educational establishments of Russia, brings an attention to the question on change of forms and ways of vocational training and improvement of professional skill of the teacher.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Материалы выездного заседания Президиума Совета УМО вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию (г.Уфа, 28-30марта 2013г.)

С.В. Алехина

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: инклюзивное образование, подготовка педагогических кадров, повышение квалификации учителя, профессиональная неготовность, профессиональный стандарт, направление подготовки, профессиональные компетенции.

Аннотация: Статья посвящена проблеме подготовки педагогических кадров к реализации инклюзивного процесса в общем образовании; обсуждается вопрос психологической и профессиональной неготовности учителей к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы; описывается содержание и структура нового для профессионального образования направления подготовки бакалавров и магистров по инклюзивному образованию, поднимается проблема формирования профессиональных компетенций, ориентированных на реализацию инклюзии в образовании. Автор характеризует актуальное состояние развития данного направления подготовки в высших учебных учреждениях России, поднимает вопрос о смене форм и способов профессиональной подготовки и повышения квалификации учителя.

Первичным и важнейшим этапом подготовки системы российского образования к реализации процесса инклюзии является стадия психологических изменений и уровня профессиональных компетентностей ее специалистов. Уже в начальный период развития инклюзивного образования остро встает проблема профессиональной, психологической и методической подготовки всех специалистов массовой школы к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток специальных компетенций деятельности педагогов в инклюзивной образовательной среде, а также наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов преподавателей. Зарубежные исследователи говорят об «опыте трансформации», который переживается педагогами, ставшими инклюзивными учителями. Постепенная профессиональная трансформация, в которую вовлекаются учителя, связана с освоением новых профессиональных навыков, с изменением своих установок в отношении учеников, отличающихся от своих сверстников. Наша практика показывает, что негативное отношение к инклюзии меняется, когда учитель учится сам, начинает работать с такими детьми, приобретает собственный педагогический опыт, видит первые успехи ребенка и принятие его в среде сверстников.

Профессиональная неготовность кадров является основной проблемой развития инклюзии в образовании сегодня и требует развития определенной системы, ориентированной на изучение и распространение успешного опыта. Решение данной проблемы - в подготовке нового учителя, владеющего необходимыми компетенциями в области педагогики и психологии «включающего» образования, образования, доступного для всех, ориентированного на образовательные потребности разных детей и их индивидуальные особенности.

В рамках Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 - Психолого-педагогическое образование открыт новый для российского высшего профессионального образования профиль подготовки бакалавров и магистров «Психология и педагогика инклюзивного образования». В настоящее время разработаны примерные основные образовательные программы высшего профессионального образования по данному профилю подготовки, где отражены задачи профессиональной деятельности бакалавров и магистров в области инклюзивного образования. В соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, бакалавр обязан владеть, помимо основных компетенций, дополнительными профессиональными компетенциями в области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовании (ПКСПП):

- способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными, интеллектуальными особенностями (ПКСП-1);

- готовность применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСПП-2);

- умение осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ПКСПП-3);

- способность контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ, и их родителями (ПКСПП-4);

- возможность осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (ПКСПП-5);

- желание эффективно взаимодействовать с педагогами коррекционного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и учебной деятельности (ПКСПП-6);

- навыки сбора и подготовки документации о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения (ПКСПП-7).

Приобретая общекультурные и профессиональные компетенции в процессе обучения, бакалавр в сфере инклюзивного образования может работать в образовательном учреждении в качестве тьютора, педагога-психолога, учителя начальных классов инклюзивной школы.

Магистр должен быть готов к решению профессиональных задач, связанных с организацией, управлением и исследованиями в области инклюзивного образования. В соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, магистр должен обладать такими основными и дополнительными компетенциями в области психологопедагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовании (ПКСПП), как:

- способность проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы для детей с разными типами ОВЗ (ПКСПП-2);

- способность проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционноразвивающей работы детьми с ОВЗ на основе результатов диагностики (ПКСПП-3);

- готовность конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков с ОВЗ (ПКСПП-4);

- способность использовать инновационные обучающие технологии с учетом типа нарушенного развития ребенка и задач каждого возрастного этапа (ПКСПП-5);

- способность консультировать педагогов, администрацию, воспитанников / обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса в образовательных учреждениях (ПКСПП-9).

- готовность транслировать философию и методологию инклюзивного образования среди участников образовательного процесса (ПКСПП-10);

- умение проектировать и организовывать процессы инклюзии и интеграции в конкретных образовательных учреждениях (ПКСПП-11);

- умение проектировать инклюзивную образовательную среду и ее дидактическое наполнение (ПКСПП-12);

- возможность организовывать и координировать деятельность и участвовать в работе междисциплинарной команды специалистов (ПКСПП-13);

- готовность проводить психологическую экспертизу образовательных программ, учебных планов (ПКСПП-15);

- способность прогнозировать динамику изменений состояния и развития ребенка в зависимости от применяемых воздействий (ПКСПП-16);

- умение разрабатывать структуру, особенности и характер коррекционноразвивающих программ (ПКСПП-17).

Выпускники магистратуры готовы работать руководителями, координаторами по инклюзии, председателями консилиумов в инклюзивных образовательных учреждениях, руководителями ресурсных центров, методистами и специалистами, курирующими развитие инклюзивного образования в системе образования.

В рамках Учебно-методического объединения вузов по направлению подготовки Пси-холого-педагогическое образование создана Секция «Психология и педагогика специального и инклюзивного образования», которая объединяет семнадцать ведущих вузов России:

1. Астраханский государственный университет (ФГБОУ ВПО «АГУ»).

2. Восточно-Сибирская государственная академия образования (ФГБОУ ВПО «ИГПУ»).

3. Дагестанский государственный университет (ФГБОУ ВПО «ДГУ»).

4. Институт развития образования Кировской области (КОГОАУ ДПО (ПК) «ИРО» Кировской области).

5. Институт специального образования Екатеринбургского государственного педагогического университета (УрГПУ).

6. Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, Санкт-Петербург (НОУ ВПО «ИСПиП»).

7. Карельская государственная педагогическая академия (ФГБОУ ВПО «КаГПУ»).

8. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (ФГБОУ «ВПО КГПУ»).

9. Московский городской педагогический университет (ГБОУ «ВПО МГПУ»).

10. Московский городской психолого-педагогический университет (ГБОУ ВПО «МГППУ»).

11. Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (ФГБОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова»).

12. Московский институт открытого образования (ГОУ ВПО «МИОО»).

13. Новосибирский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВПО «НГПУ»).

14. Поволжская государственная социально-гуманитарная Академия (ФГБОУ ВПО «ПГСГА»).

15. Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина (ФГБОУ ВПО «РГУ им. С.А. Есенина»).

16. Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВПО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского»).

17. Университет управления ТИСБИ (НОУ ВПО «Университет управления ТИБСИ», г. Казань).

Восемь из них реализуют профиль «Психология и педагогика инклюзивного образования»:

1. Карельская государственная педагогическая академия.

2. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.

3. Новосибирский государственный педагогический университет.

4. Поволжская государственная социально-гуманитарная академия.

5. Московский городской психолого-педагогический университет.

6. Астраханский государственный университет.

7. Московский городской педагогический университет.

8. Восточно-Сибирская государственная академия образования.

В этих вузах разработаны и реализуются программы бакалавриата и магистратуры по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования». Подготовка бакалавров открыта в:

- Карельской государственной педагогической академии (ФГБОУ ВПО «КаГПУ») (12 студ.),

- Красноярском государственном педагогическом университете им. Астафьева (ФГБОУ ВПО «КГПУ») (30 студ.),

- Новосибирском государственном педагогическом университете (ФГБОУ ВПО «НГПУ») (48 студ.),

- Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ФГБОУ ВПО «ПГСГА») (12 студ.).

В некоторых вузах открыты магистерские программы:

- Московский городской психолого-педагогический университет (ГБОУ ВПО МГППУ),

- Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (ФГБОУ ВПО «КГПУ»),

- Астраханский государственный университет (ФГБОУ ВПО «АГУ»).

В 2013 году планируется набор на программы магистратуры в Институте специальной педагогики и психологии имени Р. Валленберга (Санкт-Петербург) и Новосибирском государственном педагогическом университете (ФГБОУ ВПО «НГПУ»).

В настоящее время активно ведется разработка учебных программ подготовки, готовятся учебно-методические комплексы по учебным дисциплинам, разрабатываются программы практик. Институтом проблем интегративного (инклюзивного) образования ГБОУ ВПО «МГППУ» разработаны рабочие программы по всем изучаемым дисциплинам, методические рекомендации для студентов и преподавателей, подготовлено учебное пособие «Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья». В Новосибирском государственном педагогическом университете созданы учебные планы и графики учебного процесса для дневной и заочной форм обучения; подготовлены программы учебных дисциплин вариативной части и дисциплин по выбору студентов (спецкурсов), а также программы практик (в течение всего периода обучения). Составленные программы новых учебных дисциплин проходят апробацию и дорабатываются, с тем чтобы на их основе создавать учебные и методические пособия. Астраханский государственный университет - базовое образовательное учреждение ВПО по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья. В АГУ организация образовательного процесса для студен-тов-инвалидов осуществляется в формате проекта «Непрерывное инклюзивное профессиональное образование» (руководитель - Л.Н. Давыдова, доктор педагогических наук, профессор), цель которого - создание доступной образовательной среды, адаптированной под

потребности студентов-инвалидов. Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан на базе НОУ ВПО «Университет управления ТИСБИ» создан научнообразовательный кластер, одна из задач которого - обеспечение доступности образования в регионе для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вуз комплексно разрешает данную проблему, поэтому одно из приоритетных направлений развития кластера - подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования, разработка его методологической и методической базы.

Важнейшая и крайне востребованная задача секции - научная и редакционноиздательская деятельность вузов. В 2012 году в рамках секции были подготовлены и представлены на Гриф УМО следующие учебные пособия.

• Зверева Н.В., Горячева Т.Г.. Клиническая психология детей и подростков : учебник для высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 - Психо-лого-педагогическое образование (квалификация «бакалавр»).

• Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья : учеб. пособие / под общ. ред. С.В. Алехиной, Е.Н. Кутеповой.

• Ремезова Л.А., Буковцова Н.И., Елизарова Н.В. Составление индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательной школе.

На этапе законодательного закрепления инклюзивного образования встает острая потребность в материалах теоретического, прикладного, технологического, методического характера, обеспечивающего развитие инклюзивного процесса в общем образовании. Члены секции УМО подчеркивают необходимость дальнейшей разработки и распространения научно-методического обеспечения основной профессиональной программы «Психология и педагогика инклюзивного образования», программы повышения квалификации и переподготовки, а именно: издание учебников, методических и учебных пособий и рекомендаций по дисциплинам, включенных в учебный план.

УМО отмечает следующие актуальные проблемы.

1. Кадровые: отсутствие у отдельных штатных преподавателей вузов обязательной профессиональной подготовки в сфере инклюзивного образования и опыта практической деятельности в инклюзивном образовании.

2. Организационные: нескоординированность различных ведомственных учреждений, занимающихся вопросами развития инклюзивного образования, следствие чего - разрозненность в содержании и направлениях деятельности, а также разрешение схожих проблем с различных позиций.

3. Научно-методические: значительные трудности в обеспечении теоретической подготовки студентов в силу отсутствия учебников и учебных пособий по дисциплинам профильной подготовки.

Укрепление связи обучения с практикой - основной вектор подготовки нового учителя. Стратегия развития инклюзивной образовательной практики основана на проектном опыте образовательных учреждений и систем образования. Что-то за это время удалось, а что-то не получилось. Успешный опыт требует описания и обобщения, а главное, трансляции. Опорными площадками для прохождения практики студентов и преподавателей могут стать те образовательные учреждения, что смогли сформировать инклюзивную культуру, создать включающую образовательную среду, адаптировать образовательные программы для нуждающихся в этом учеников, работать с родительским сообществом. В концепции деятельностного подхода в подготовке кадров стажировочные площадки являются наиболее эффективным средством обучения и повышения квалификации специалистов. Однако сегодня сеть стажировочных площадок развита недостаточно широко, она только начинает складываться. Необходимы разработка стажировочных программ и развертывание сети стажировочных площадок на базах лучших региональных учреждений, что позволит распространить

опыт в сфере развития инклюзии, управления образовательной организации, гибко и адресно повысить профессиональный уровень управленческого и кадрового состава и тем самым обеспечить всех детей доступными и качественными образовательными услугами, а это - одна из самых актуальных задач российского образования.

В настоящее время в Московском городском психолого-педагогическом университете формируется система сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями, что позволило основать эффективную структуру научного обеспечения инклюзивного образования, в рамках которой отрабатываются вопросы формирования профессиональных компетенций педагога в системе высшего образования, вырабатываются модели психологической поддержки и сопровождения вариативных образовательных траекторий.

Основные задачи секции УМО на ближайший год:

- Проведение рецензирования и предварительной экспертизы рукописей учебников и учебных пособий, претендующих на грифы.

- Изучение, обобщение и распространение передового опыта учебнометодической работы по дисциплинам ООП по профилю секции в соответствии с ФГОС и федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

- Формирование сети стажировочных площадок по направлению «Психология и педагогика специального и инклюзивного образования».

- Разработка программ повышения квалификации.

- Формирование состава авторских коллективов для написания учебников, учебных пособий, материалов тестового контроля, подготовки примерных учебных программ и других учебно-методических материалов.

- Издание учебников, учебных пособий.

- Подготовка обзорных материалов научной и редакционно-издательской деятельности вузов, осуществляющих подготовку по направлению «Психология и педагогика специального и инклюзивного образования и размещение на Информационно-методическом портале по специальному и инклюзивному образованию «Образование без границ». URL : http://edu-open.ru/.

В 2013 году в рамках деятельности секции планируется провести следующие научные и научно-практические мероприятия.

1. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология - II Международная научно-практическая конференция. 26-28июня 2013 г. МГППУ, г. Москва.

2. Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития у детей: коррекция нарушений интеллектуального развития у детей в современном образовании - II Всероссийская научно-практическая конференция. 5-6 марта 2013 г. МГППУ, г. Москва.

3. Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение) -Научно-практическая конференция. 27-28 февраля 2013 г. МГППУ, г. Москва.

4. Педагогические вузы как координаторы повышения профессионального уровня педагога инклюзивного образования: презентация модели сетевого взаимодействия факультета специального образования ПГСГА - круглый стол. 15 мая 2013 г. Факультет специального образования ПГСГА, СОШ, г. Самара.

5. Инновационная практика инклюзивного образования и деятельность факультета специального образования ПГСГА в ее продвижении в Самарской области - онлайн-семинар. 24 апреля 2013 г. Факультет специального образования ПГСГА, г. Самара.

6. Всероссийская с международным участием научная школа «Эффективные технологии инклюзивного образования». Октябрь 2013 г. Новосибирский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВПО «НГПУ»), г. Новосибирск.

7. Общеобразовательная школа - стажировочная площадка как объект инновационной инфраструктуры вуза (презентация опыта по реализации механизмов совместной деятельности) - семинар. 16 октября 2013 г. Факультет специального образования ПГСГА, СОШ, г. Самара.

8. Проект научно-методического обеспечения в рамках реализации проекта «Информационно-программно-методическое обеспечение коррекционного развития письменной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в системе общего образования» с привлечением к участию практиков общеобразовательных учреждений Самарской области - научно-практический семинар. 27 ноября 2013 г. Факультет специального образования ПГСГА, СОШ, г. Самара.

Подводя итоги, следует отметить, что развитие инклюзивного образования в России во многом зависит от активности и компетентности позиций высших учебных заведений, от единой политики в области подготовки необходимых педагогических кадров, от реальной интеграции научной и методической деятельности специалистов общего и специального образования.

И.А. Баева, В.В. Рубцов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: ФГОС ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Ключевые слова: психолого-педагогическое образование, подготовка кадров, психологические вопросы безопасности в образовании.

Аннотация: ФГОС ПВО по направлению «Психолого-педагогическое образование» определил среди профессиональных задач специалиста работающего в образовании, задачи, связанные с обеспечением психологопедагогической безопасности образовательной среды и ее субъектов. Для решения этих задач в структуре Учебнометодического объединения создана предметно-методическая секция «Психология и педагогика безопасной образовательной среды». Основная идея, определяющая деятельность секции, заключается в необходимости создания концептуальных основ образовательной практики, опирающихся на фундаментальные психологические позиции. Такой позицией для нас служит разработанная концепция психологической безопасности образовательной среды, которая наряду с другими результатами психологической работы в образовании, позволила создать учебно-методические материалы по дисциплинам ФГОС ВПО для бакалавриата и магистратуры и предложить содержание основной образовательной программы магистерской подготовки по данному направлению, а также обсудить систему подготовки кадров высшей квалификации по психологическим проблемам безопасности в образовании.

Ценность научной теории в значительной степени определяется возможностью внедрения результатов в практику и ее соответствием актуальным социальным запросам. Востребованность психологического знания в современном обществе трудно переоценить, и одна из причин - уход от тоталитарного мышления (когда не было «человека», а был государственный строй и народ). Уместно напомнить классификацию наук, предложенную академиком Б.М. Кедровым: в соответствии с ней психология занимает центральное место в системе наук и расположена в середине треугольника, углы которого отведены философии, общественным наукам и естествознанию. Отсюда трудно переоценить роль психологического знания в создании образовательных технологий и механизмов, определяющих эффективность образования в целом. Данная позиция нашла отражение при разработке Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.