Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ДЛЯ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ДЛЯ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / МОЛОДЫЕ УЧИТЕЛЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ / ПРОЦЕСС СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дербенева Г.В.

Актуальность статьи обусловлена в рассмотрении проблемы формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза для работы в условиях инклюзивного образования. Цель статьи заключается в анализе необходимости формирования профессиональной компетентности через комплексное включение студентов педагогического вуза в образовательный процесс и внеучебную деятельность. В статье проведен анализ подходов к определению понятия «профессиональная компетентность». Автором приведено описание опыта практической работы по формированию профессиональной компетентности в работе в условиях инклюзии у студентов Филиала ОмГПУ в г. Таре. Представленные данные проведенной диагностики показывают результативность комплексного подхода в решении проблемы формирования профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза для работы в общеобразовательной школе в условиях инклюзии. Статья предназначена для работников системы образования, педагогов, учителей и студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дербенева Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY FOR WORK IN CONDITIONS OF INCLUSION

The relevance of the article is due to the consideration of the problem of forming the professional competence of students of a pedagogical university to work in an inclusive education. The purpose of the article is to analyze the need to form professional competence through the comprehensive inclusion of students of a pedagogical university in the educational process and extracurricular activities. The article analyses approaches to the definition of "professional competence." The author describes the experience of practical work on the formation of professional competence in work in the conditions of inclusion with students of the Branch of the OmSPU in Tara. The presented diagnostic data show the effectiveness of a comprehensive approach in solving the problem of developing professional competence among students of a pedagogical university to work in a general education school in conditions of inclusion. Article is intended for workers of an education system, teachers, teachers and students of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ДЛЯ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ»

УДК 37

Формирование профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза для работы в условиях инклюзии

Development of professional competence of students of pedagogical university for work in conditions of inclusion

Дербенева Г.В., Омский государственный педагогический университет (Филиал ОмГПУ в г.

Таре), derbeneva_gv@mail.ru

Derbeneva G., Omsk State Pedagogical University (Campus in the city to Tara), derbeneva_gv@mail.ru DOI: 10.51379/KPJ.2021.150.6.012

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, профессиональная компетентность, профессиональный стандарт педагога, профессиональная подготовка студентов, молодые учителя, образовательный процесс в вузе, процесс сопровождения.

Keywords: inclusion, inclusive education, children with disabilities, professional competence, professional standard of teacher, vocational training of students, young teachers, educational process at the university, maintenance process.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена в рассмотрении проблемы формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза для работы в условиях инклюзивного образования. Цель статьи заключается в анализе необходимости формирования профессиональной компетентности через комплексное включение студентов педагогического вуза в образовательный процесс и внеучебную деятельность. В статье проведен анализ подходов к определению понятия «профессиональная компетентность». Автором приведено описание опыта практической работы по формированию профессиональной компетентности в работе в условиях инклюзии у студентов Филиала ОмГПУ в г. Таре. Представленные данные проведенной диагностики показывают результативность комплексного подхода в решении проблемы формирования профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза для работы в общеобразовательной школе в условиях инклюзии. Статья предназначена для работников системы образования, педагогов, учителей и студентов высших учебных заведений.

Abstract. The relevance of the article is due to the consideration of the problem of forming the professional competence of students of a pedagogical university to work in an inclusive education. The purpose of the article is to analyze the need to form professional competence through the comprehensive inclusion of students of a pedagogical university in the educational process and extracurricular activities. The article analyses approaches to the definition of "professional competence." The author describes the experience of practical work on the formation of professional competence in work in the conditions of inclusion with students of the Branch of the OmSPU in Tara. The presented diagnostic data show the effectiveness of a comprehensive approach in solving the problem of developing professional competence among students of a pedagogical university to work in a general education school in conditions of inclusion. Article is intended for workers of an education system, teachers, teachers and students of higher educational institutions.

Введение. С происходящими экономическими и социальными изменениями в нашей стране меняются и обновляются подходы к содержанию образования на всех уровнях, а соответственно меняется и подход к организации подготовки педагогов для образовательных организаций. Современный этап развития Российского государства и общества можно охарактеризовать как этап особого, пристального внимания к

созданию правовых, экономических, социальных и образовательных условий для равноправного включения лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум. Государственная гарантия реализация прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на образование отражена в Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [10] и

в статье 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [9]. В Федеральных государственных

образовательных стандартах определены требования к организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, указана необходимость обязательного наличия специальных условий для получения образования данной категории. Среди всех условий особое место занимают применение специальных образовательных программ, специальных методов обучения и воспитания. Все обозначенное выше определяет необходимость привлечения к образовательному процессу высококвалифицированных педагогов,

способных работать в новых условиях и готовых решать поставленные перед ними задач. Одной из основных задач является работа педагога в условиях инклюзивного образования, реализация которого требует особой теоретической и практической профессиональной подготовки. Именно формирование профессиональной компетенции у педагога является важным фактором эффективности процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в системе современного этапа развития инклюзивного образования.

Таким образом, все вышесказанное говорит об актуальности проблемы подготовки будущих педагогов в педагогическом вузе, готовых к реализации профессиональной компетенции в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Это обозначает необходимость организации образовательного процесса, включающего планомерную теоретическую и практикоориентированнную подготовку высокопрофессиональных

педагогических кадров.

Материалы и методы исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05

Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) с целью формирования у будущего педагога профессиональной компетентности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с особыми образовательными потребностями определены две

общепрофессиональные компетенции: ОПК-3 -Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных

государственных образовательных стандартов; ОПК-6 - Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для

индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями [7]. На уровне магистратуры в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование с целью формирования у выпускника профессиональной компетентности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с особыми образовательными потребностями также определены две общепрофессиональные компетенции: ОПК-3 -Способен проектировать организацию совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; ОПК-6 - Способен проектировать и использовать эффективные психолого-педагогические, в том числе инклюзивные, технологии в профессиональной деятельности, необходимые для

индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями [8].

С 2017 г. в системе образования Российской Федерации действует Профессиональный стандарт педагога «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [3]. В представленном документе указаны новые требования к квалификации педагога. Ключевым моментом данного документа является владение педагогом трудовыми функциями и действиями. В данном документе среди многообразия обязательных трудовых действий выделено трудовое действие, направленное на применение психолого-педагогических технологий при оказании адресной помощи целому ряду разных контингентов обучающихся в образовательном процессе школы: одаренные дети; социально уязвимые дети; дети, попавшие в трудные жизненные ситуации; дети-мигранты; дети-сироты; дети с особыми образовательными потребностями; дети с девиациями поведения; дети с зависимостью; в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья [3].

В соответствии с содержанием и требованиями стандарта, все педагоги обязаны использовать и апробировать специальные подходы к обучению при включении в

образовательный процесс обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [3]. Также стандартом определены необходимые умения и трудовые действия педагогов, направленные на «освоение и применение психолого-педагогических технологий, в том числе и инклюзивных» [3].

Согласно содержанию Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и

индивидуальных возможностей» [10].

В работе Г.Ю. Козловской, Н.М. Борозинец представлено описание психолого-

педагогических технологий инклюзивного образования, которые вызывают особый интерес при построении процесса инклюзии в образовательной организации [4]. Инклюзивное образование прочно вошло в систему образования, и диктует новые требования к профессиональной подготовке будущего педагога. Педагогическим вузам необходимо выстроить систематический процесс

формирования у студентов профессиональной компетентности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так как, в условиях реализации инклюзивного образования каждому педагогу предстоит решать разнообразные вопросы и проблемы в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В этой связи, интересным является взгляд И.А. Рудневой, О.А. Козыревой и др. на процесс подготовки будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников [2].

Проанализируем подходы к определению термина «профессиональная компетентность».

Интересным, на наш взгляд, является определение С.С. Савельевой «Профессиональная компетентность учителя - образовательный феномен, представляющий собой интегративное многоуровневое личностное образование, основанное на положительных мотивах выбора профессии, совокупности системных знаний, умений и навыков, практического опыта, рефлексивной деятельности, диалогической культуре, выражающихся в теоретической и практической готовности и способности специалиста к эффективному решению образовательно-воспитательных задач» [6, с.15]. Данное определение дано применительно к учителю и включает в себя весь комплекс компонентов, характеризующих его

профессионализм. Следующее определение дано по отношению к студентам вуза. Е.А. Кагакина отмечает: «Профессиональная компетентность студента вуза - это его субъектное качество, проявляющееся в проектировании и реализации деятельности с учетом квалификационных требований и социального, когнитивного, социально-информационного, специального и коммуникативного контекстов» [1, с.31] Данные определения объединяет то, что профессиональная компетентность предполагает выполнение профессиональной деятельности в рамках своей квалификации. Но, по мнению С.С. Савельевой «Квалификация не определяет профессиональную компетентность педагога, она лишь свидетельствует о теоретической способности педагога к осуществлению профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность, в свою очередь, на практике доказывает способность и готовность учителя эффективно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность» [5, с.18]. Резюмируя все вышесказанное, отмечаем, что профессиональная компетентность является сложным системным явлением, особенно, если речь идет о работе с особой категорией обучающихся - детьми с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, в педагогическом вузе необходимо выстроить комплексный подход в системе обучения и воспитания будущих педагогов способствующий формированию

профессиональной компетенции для

осуществления профессиональной деятельности в условиях инклюзии.

Результаты исследования. Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный педагогический университет» в г. Таре осуществляет образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам бакалавриата и магистратуры по укрупненной группе специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки. С целью подготовки выпускников к реализации профессиональной компетентности, связанной с работой с детьми с особыми образовательными потребностями и детьми с ограниченными возможностями здоровья и формирование обозначенных общепрофессиональных

компетенций, в основные профессиональные образовательные программы и учебные планы по направлению подготовки бакалавриата и магистратуры включены дисциплины, направленные на достижение поставленной цели.

Так, основные профессиональные образовательные программы и учебные планы по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) содержат учебные дисциплины, которые будут рассмотрены далее. Первая учебная дисциплина «Обучение лиц с ОВЗ» направлена на формирование профессиональной компетентности через освоение студентами различных видов нарушения физического и умственного развития детей, раскрытие особенности развития детей с отклонениями различных видов и нозологий, принципов и подходов их обучения и воспитания. Данная учебная дисциплина является базовой для формирования у будущих педагогов профессиональной компетентности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Целью второй учебной дисциплины «Психолого-педагогические технологии для адресной работы с различными контингентами обучающихся» является формирование профессиональной компетентности через освоение студентами разнообразных психолого-педагогических технологий, видов психолого-педагогической помощи, поддержки и сопровождения различных контингентов обучающихся в общеобразовательной школе. Изучение дисциплины предполагает

рассмотрение особенностей адресной работы и адресной помощи в образовательных организациях. Основное содержание учебной программы направлено на изучение психолого-педагогических технологии различного контингента обучающихся в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога (дети с различными отклонения в поведении личности ребенка, подростка; дети девиантного поведения; социально уязвимые дети; дети аддиктивного поведения; дети с особыми образовательными потребностями (аутизм); дети с ограниченными возможностями здоровья; дети группы риска; дети-мигранты и дети из семей переселенцев; дети с нарушениями поведения и общения; одаренные дети; дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей; гиперактивные дети) [3]. Третья дисциплина «Методы коррекционно-развивающей работы с обучающимися» предполагает формирование профессиональной компетентности у студентов через освоение целостного представления об особенностях использования различных методов, приемов и техник коррекционно-развивающего воздействия. Четвертая дисциплина «Инклюзивное образование», изучаемая в рамках освоения

программы бакалавриата, нацелена на формирование у будущих педагогов профессиональной компетентности через освоение знаний об особенностях адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, возможностях создания благоприятных условий для успешного адаптационного процесса в условиях общеобразовательной школы. Содержание программы направлено на изучение психолого-педагогических характеристик

субъектов инклюзивного образования, моделей интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, особенностей психолого-педагогического сопровождения

субъектов инклюзивного образования.

В основные профессиональные

образовательные программы и учебные планы по направлению подготовки магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Управление образовательным процессом» включена учебная дисциплина «Проектирование инклюзивного

образовательного пространства», целью которой является формирование у обучающихся профессиональной компетентности через освоение знаний об особенностях построения и проектирования образовательного пространства в инклюзивной среде. Содержание дисциплины содержит основные вопросы нормативно -правовых и этических основ управления инклюзивным образованием, специфику формирования профессиональной культуры педагога, работающего в инклюзивной образовательной среде и проектирования индивидуальных образовательных программ и маршрутов для лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. А основная профессиональная образовательная программа и учебный план по направлению подготовки магистратуры 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Информационные технологии в образовании» предполагает изучение учебной дисциплины «Использование информационных и

коммуникационных технологий в инклюзивном образовании», которая направлена на формирование профессиональной

компетентности у студентов посредством рассмотрения вопросов об эффективном и методически целесообразном использовании информационных и коммуникационных технологий в инклюзивном образовании. Дисциплина предполагает изучение роли информационных и коммуникационных технологий в решении задач инклюзивного образования, особенности выбора и применения

вспомогательных технологий в инклюзивном образовании, дистанционное образование учащихся с особыми потребностями и многое другое.

Формирование профессиональной

компетентности, связанной с работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья не заключается только в теоретическом освоении основного материала в рамках всех вышеперечисленных учебных дисциплин, но выстраивает и в форме практической подготовки в соответствии с действующим Положением о практической подготовке обучающихся в ОмГПУ (№01-02/42 от 30.10.2020 г.). Практическая подготовка организована через проведение практических занятий на базе образовательных организаций, что способствует более полному и глубокому освоению теоретического материала и закрепления его через практикоориентированную деятельность. Базами для реализации практической подготовки выбираются образовательные организации, реализующие инклюзивное образование. Студенты во время практической подготовки имеют возможность наблюдать за деятельностью ведущих учителей, активно взаимодействовать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что, несомненно, способствует становлению их профессиональной компетентности в области инклюзивного образования.

С целью повышения профессиональной компетентности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации в условиях реализации инклюзивного образования в Филиале ОмГПУ в г. Таре организована система психолого-педагогического сопровождения

студентов выпускных курсов и молодых педагогов. Данная система предполагает реализацию программ повышения квалификации и проведения методических семинаров. Например, в 2019/2020 учебном году успешно реализована программа повышения

квалификации «Организация образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ», в 2020/2021 учебном году - «Практика инклюзивного обучения в образовательных организациях в условиях ФГОС», в 2021/2022 учебном году - «Организация образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС». Методические семинары организуются в рамках участия Филиала ОмГПУ в г. Таре в реализации стратегического проекта

«Работодатель» (ОмГПУ) с целью осуществления

психолого-педагогического и методического сопровождения молодых педагогов. Так, студентам выпускных курсов и молодым педагогам предоставлена возможность принять участие в семинарах-практикумах «Современные психолого-педагогические технологии для оказания адресной помощи различным контингентам обучающихся в образовательной организации», «Психолого-педагогическое

сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» и т.д.

Кроме учебной деятельности формированию профессиональной компетентности по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья способствует и внеучебная деятельность. Например, в вузе активно действует волонтерский отряд «Энергия молодости», в направление деятельности которого включена организация мероприятий, акций, праздников, направленных на взаимодействие с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Волонтерская деятельность способствует развитию у будущих педагогов как личностных, так и профессиональных качеств. Через волонтерскую деятельность отрабатываются и закрепляются практические навыки,

необходимые в профессиональной деятельности. В копилке отряда организация и проведение акций и праздничных мероприятий для лиц с ОВЗ, приуроченных к 23 февраля, 8 марта, День здоровья, День Защиты детей, Международному Дню инвалидов и т.д. Кроме этого, волонтерский отряд осуществляет сотрудничество с АНО «Центр развития и коррекции «ТимошкА», деятельность которого направлена на поддержку семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Осуществление волонтерской деятельности и сотрудничество с Центом позволяют студентам пройти через профессиональную деятельность и принять участие в реализации профессиональных проб.

С целью определения готовности студентов выпускных курсов к осуществлению профессиональной деятельности в условиях инклюзивной среды нами было проведено исследование с помощью анкетирования. В анкетировании приняли участие 38 студентов выпускных курсов, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Будущим педагогам было предложено ответить на 26 вопросов и оценить уровень своей готовности к предстоящей деятельности. Результаты анкетирования представлены на рисунке 1.

71 %

100

50

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рисунок 1. - Результаты исследования уровня готовности будущих педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что у 71% студентов выпускного курса определен высокий уровень готовности к работе в образовательных организациях в условиях инклюзии, у 24% -средний уровень готовности и у 5% отмечается низкий уровень готовности. Полученные данные в целом свидетельствуют о готовности студентов к осуществлению профессиональной деятельности в образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование. Студенты отмечают, что у многих исчезли страх и неуверенность, испытываемые в начале процесса обучения. Они готовы к взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями, готовы к организации и осуществлению инклюзивного образования.

Заключение. Таким образом, формирование у студентов педагогического вуза

профессиональной компетентности в области инклюзивного образования является актуальной и весьма значимой проблемой. По статистике количество детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе в условиях инклюзии, постоянно увеличивается, и это говорит о том, что педагог должен быть готов работать в новых реалиях. Введение Профессионального стандарта педагога и обозначенные требования в ФГОС ВО педагогических направлений ставят перед педагогическими вузами задачу реализации образовательного процесса с обязательным включением учебных дисциплин и практической деятельности, направленных на подготовку будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с учетом специфики инклюзивного образования.

Проведенный анализ формирования профессиональной компетентности у студентов в Филиале ОмГПУ в г. Таре свидетельствует о структурированности подхода в организации образовательного процесса, направленного на целенаправленное решение вопроса подготовки будущих педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивного образования. Студенты с первого дня пребывания в вузе погружаются в атмосферу внеучебной и воспитательной работы, участвуют в волонтерской деятельности, реализуют разнообразные проекты, направленные на различные контингенты обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Начиная со 2 курса, в учебных планах введены учебные дисциплины, которые затрагивают разные аспекты организации процесса обучения и воспитания данной категории обучающихся. Студенты старших курсов активно используют возможность прохождения обучения в рамках программ повышения квалификации и переподготовки. Выпускники, осуществляющие

профессиональную деятельность в

образовательных организациях, включены в процесс психолого-педагогического и методического сопровождения со стороны преподавателей вуза по различным вопросам организации образовательной деятельности, в том числе и в условиях инклюзии. Подводя итог всему вышесказанному можно отметить, что комплексный подход в решении представленной проблемы свидетельствует о результативности осуществляемой деятельности, которую необходимо продолжать и совершенствовать в соответствии с новыми требованиями современного этапа развития системы образования в Российской Федерации.

1. Кагакина профессиональной

Литература:

Е.А. Формирование системе вузовского образования: монография / Е.А.

компетентности студентов в Кагакина, Н.М. Слаутина, Е.В. Утин. - Кемерово:

0

Кемеровский государственный институт культуры, 2006. - 76 c.

2. Подготовка будущих педагогов к инклюзивному образованию школьников: монография / И.А. Руднева, О.А. Козырева, Е.М. Сафронова, Е.В. Шипилова. - Саратов: Вузовское образование, 2022. -140 c.

3. Профессиональный стандарт педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

4. Психолого-педагогические технологии инклюзивного образования: учебное пособие; сост. Г.Ю. Козловская, Н.М. Борозинец. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. -104 c.

5. Савельева С.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: монография / С.С. Савельева. - 2-е изд. - Саратов: Вузовское образование, 2019. - 187 c.

6. Савельева С.С. Профессиональная компетентность учителя XXI века: учебное пособие / С.С. Савельева. - 2-е изд. - Саратов: Вузовское образование, 2019. - 82 c.

Referen

1. Kagakina E.A. Formation of professional competence of students in the system of higher education: monograph / E.A. Kagakina, N.M. Slautina, E.V. Utin. -Kemerovo: Kemerovo State Institute of Culture, 2006. - 76 p.

2. Preparation of future teachers for inclusive education of schoolchildren: monograph / I.A. Rudneva, O. A. Kozyreva, E.M. Safronova, E.V. Shipilova. - Saratov: University education, 2022. - 140 p.

3. Professional standard teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher) [Electronic resource] // ConsultantPlus. - Access mode: http://www.consultant.ru/

4. Psychological and pedagogical technologies of inclusive education: textbook; comp. G.Yu. Kozlovskaya, N.M. Borozinets. - Stavropol: North Caucasus Federal University, 2017. - 104 p.

5. Savelyeva S.S. Pedagogical conditions for the formation of teacher's professional competence in the educational process of the university: monograph / S.S. Savelievа. - 2nd ed. - Saratov: University education, 2019. -187 p.

6. Savelyeva S.S. Professional competence of a teacher of the XXI century: textbook / S.S. Savelieva - 2nd

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 125 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki-125/

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 126 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-04-01-pedagogicheskoe-obrazovanie-126

9. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24.11.1995 № 181-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/

10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-Ф3 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/

ces:

ed. - Saratov: University education, 2019. - 82 p.

7. Federal State Educational Standard of Higher Education - Bachelor's Degree in the field of training 03.44.05 Pedagogical education (with two training profiles) (approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 125 dated February 22, 2018 [Electronic resource]. - Access mode: https://fgos.ru/fgos/fgos-44-03-05-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-dvumya-profilyami-podgotovki-125/

8. Federal State Educational Standard of Higher Education - Master's degree in the direction of preparation 04.04.01 Pedagogical education (approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 126 dated February 22, 2018 [Electronic resource]. - Access mode: https: // fgos. ru / fgos / fgos-44-04-01 -pedagogicheskoe-obrazovanie-126

9. Federal law "On social protection of disabled people in the Russian Federation", dated 24.11.1995 № 181-FZ [Electronic resource] // ConsultantPlus. - Access mode: http://www.consultant.ru/

10. Federal Law "On Education in the Russian Federation", dated December 29, 2012 No. 273-FZ [Electronic resource] // ConsultantPlus. - Access mode: http://www.consultant.ru/

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторе:

Дербенева Галина Викторовна (г. Тара, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии и специального (дефектологического) образования, Омский государственный педагогический университет (Филиал ОмГПУ в г. Таре), e-mail: derbeneva_gv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.